Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :

  1. при переменном трехфазном токе:
    • фазы А — желтым,
    • фазы В — зеленым,
    • фазы С — красным;
  2. при переменном однофазном токе:
    • шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
    • шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
    • Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
  3. при постоянном токе:
    • положительная шина (+) — красным,
    • отрицательная (-) — синим и
    • нулевая рабочая М — голубым цветом.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

  1. Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
  2. Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.

Видео:Цветовая маркировка проводов и шинСкачать

Цветовая маркировка проводов и шин

Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ

В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

  1. при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
    • одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  2. при вертикальном расположении:
    • слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
    • наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  3. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
    • при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
    • при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.

При постоянном токе шины должны располагаться:

  1. сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
  2. сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
  3. ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

Читайте также: Шина без бурта что это

В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

  1. при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз А-В-С;
    • одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  2. при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
    • слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  3. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
    • при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
    • при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

Видео:Какой цвет проводов фаза ноль земля, какая маркировка существует? Маркировка для сети 220ВСкачать

Какой цвет проводов фаза ноль земля, какая маркировка существует? Маркировка для сети 220В

ГОСТ Р 50462-2009

Базовые принципы и принципы безопасности для интерфейса «человек-машина», выполнение и идентификация. Идентификация проводников посредством цветов и буквенно-цифровых обозначений

Данный стандарт вступил в действие с 01.01.2011 года. Им заменен ранее действовавший ГОСТ Р 50462-92. Новый нормативный документ разработан на основе применения стандарта международной электротехнической комиссии МЭК 60446:2007. В этих документах установлены правила обозначения жил кабелей и шин определенными цветами и буквенно-цифровыми обозначениями.

По сравнению с отмененным стандартом новый документ имеет существенные отличия. Если отмененный нормативный документ допускал использование желтого и зеленого цветов по отдельности для обозначения фазных шин, то новый стандарт этого не допускает.

Попытка приведения требований (и традиций) национальных стандартов к европейским нормам привела к противоречию требований данного стандарта, с требованиями Правил Устройства Электроустановок (ПУЭ). На протяжении нескольких десятилетий в соответствии с требованиями ПУЭ фазные шины в электроустановках переменного тока обозначали желтым, зеленым и красным цветами. Такая маркировка нанесена в сотнях тысяч работающих электроустановок. Но теперь новый стандарт требует использовать для маркировки фазных шин при переменном токе коричневый, черный и серый цвета. Маркировка нулевых рабочих и защитных проводников во всех перечисленных документах одинакова.

По существу введение в действие данного стандарта существенно усложнило идентификацию фазных шин в электрощитах по цветам и в значительной мере повысило вероятность поражения людей электрическим током. В большинстве действующих электроустановках шины уравнивания потенциалов покрашены черными красками. Теперь этим цветом маркируют фазный проводник. Поэтому в первую очередь следует смотреть на места установки шин, на их взаимное расположение. А цветовая маркировка фазных шин, позволявшая идентифицировать их по цветам, ушла в прошлое.

Читайте также: Система шин подстанции это

Стандарт внедряется очень медленно. Зачастую на фазные шины в ВРУ перестали наносить цветовую маркировку. Сломать устоявшиеся традиции нескольких поколений электриков конечно сложно. К сожалению, в самом нормативном документе вопрос об изменении метода цветовой маркировки фазных шин никак не прокомментирован.

Но теперь на первое место вышла маркировка фазных шин буквенно-цифровыми обозначениями (L1, L2, L3), которыми в создавшихся условиях пренебрегать недопустимо.

Скачать ГОСТ Р 50462-2009 в формате doc

Видео:Расцветка проводов и маркировка, фаза, нуль, земля, ПУЭ и стандарт,советы электрикаСкачать

Расцветка проводов и маркировка, фаза, нуль, земля, ПУЭ и стандарт,советы электрика

Цветовая маркировка проводов и шин

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.

Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.

Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи указателей напряжения и различных аналоговых и цифровых приборов.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.

И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

  • нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
  • cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
  • нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гостЦветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Для наглядности приведу несколько примеров.

Система сборных шин напряжением 10 (кВ).

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Отходящие фидера секции 400 (В).

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.

Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.

Читайте также: Шины 155 r12c зимние

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.

Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Дополнение

С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.

По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.

В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.

Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.

Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):

  • коричневый цвет — положительный полюс (+)
  • серый цвет — отрицательный полюс (-)
  • синий цвет — средний проводник (М)

Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.

Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

Цветовое обозначение шин в электроустановках гост

И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:


📺 Видео

Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать

Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.

Какого цвета должны быть провода в электроустановках, где написано #ПУЭСкачать

Какого цвета должны быть провода в электроустановках, где написано #ПУЭ

Цветовая маркировка проводов. Какого цвета фазные, нейтральные и защитные провода?Скачать

Цветовая маркировка проводов. Какого цвета фазные, нейтральные и защитные провода?

Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать

Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать

ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ

Провода, токопровод, шиныСкачать

Провода, токопровод, шины

Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать

Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначений

Монтажные схемы и маркировка электрических цепейСкачать

Монтажные схемы и маркировка электрических цепей

Цвета проводов и их различияСкачать

Цвета проводов и их различия

#3 | Маркировка шин трансформаторной подстанции | Нормативы, ГОСТ, тонкости.Скачать

#3 | Маркировка шин трансформаторной подстанции | Нормативы, ГОСТ, тонкости.

Электробезопасность. Выпуск 2: Правила устройства электроустановокСкачать

Электробезопасность. Выпуск 2: Правила устройства электроустановок

Какого цвета провода фаза, ноль и заземление.Цветовая маркировка проводов.Скачать

Какого цвета провода фаза, ноль и заземление.Цветовая маркировка проводов.

Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значитСкачать

Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значит

Маркировка грузовых шин автомобилей / Как читать обозначения на резинеСкачать

Маркировка грузовых шин автомобилей / Как читать обозначения на резине

Как из 220 получается 380 вольт? Очень просто! Смотрите #энерголикбез. Самое простое объяснение.Скачать

Как из 220 получается 380 вольт? Очень просто! Смотрите #энерголикбез. Самое простое объяснение.

TWI - что за обозначение на резине?Скачать

TWI - что за обозначение на резине?
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток