Турбинные компрессоры относятся к классу лопаточных машин и могут быть центробежного или осевого типа. Как в центробежных, так и в осевых машинах сжатие газа осуществляется путем сообщения ему лопатками машин большой кинетической энергии, преобразуемой затем в работу сжатия газа. Разница состоит в том, что в центробежных машинах поток газа под давлением лопаток перемещается к периферии, в то время как в осевых лопатки заставляют поток перемещаться вдоль оси машины. Эта разница обусловлена различной формой и конструкцией лопаток. Газ, поступающий на рабочее колесо в осевом направлении, изменяет, встречаясь с основным диском, свое направление на радиальное и попадает на лопатки колеса. В осевых компрессорах рабочие колеса дисков не имеют. Они представляют собой втулку, к которой прикреплены консольные лопатки. [2]
Турбинные компрессоры обычно применяются при степенях сжатия от 2 до 8 и при производительности, отнесенной к условиям всасывания, большей 16 м3 / сек. [3]
В центробежных или турбинных компрессорах воздух сжимается под действием центробежной силы и вследствие изменения скорости в каналах направляющих колес и направляющего аппарата. В осевых компрессорах сжатие происходит за счет изменения скорости движения воздуха fi между лопастями вращающихся колес вдоль их оси. [4]
Для транспортировки больших количеств газа применяют отечественные турбинные компрессоры ( центробежные нагнетатели) с приводом от электродвигателей или от газовых турбин. Привод выбирают по технико-экономическим соображениям и учитывают наличие мощных энергосистем. [5]
В книге излагается теория компрессоров, рассматриваются характерные конструкции поршневых, ротационных и турбинных компрессоров и нагнетателей, приводятся технологические схемы компрессорных станций магистральных газопроводов, рассматриваются и анализируются системы охлаждения, описываются способы осушки, очистки и одоризации газа. В отдельных главах рассматриваются вопросы эксплуатации компрессоров в организация ремонта оборудования компрессорных станции. [6]
При политропном сжатии как в поршневом, так и в турбинном компрессоре вся затраченная работа численно равна пл. [8]
Запатентована чистовая протяжка группового действия для обработки сложных фигурных пазов под замки лопаток турбинного компрессора . Чистовые полнопрофильные зубья обычных протяжек, заточенные в соответствии с общепринятой практикой, имеют малую стойкость между переточками и не обеспечивают необходимой чистоты обработанной поверхности при протягивании многих труднообрабатываемых материалов, например нержавеющих сталей с высоким содержанием никеля. [10]
В поршневых компрессорах сжатие воздуха ( газа) происходит в цилиндре за счет возвратно-поступательного движения поршня. В турбинных компрессорах сжатие происходит за счет действия центробежной силы при вращении газа. Газ приводится во вращение с помощью лопаток на роторе компрессора. В ротационных компрессорах сжатие газа осуществляется вращающимися роторами с выдвижными пластинами. [11]
Поршневые компрессоры позволяют получить наибольшую степень сжатия газа, но их производительность невелика. Наиболее производительны турбинные компрессоры , но они обеспечивают меньшую степень сжатия газа. В компрессорных установках для распределительных устройств используются поршневые компрессоры. [12]
В машинах для сжатия воздуха и других газов — компрессорах используется несколько различных способов сжатия. В зависимости от принципа действия различаются поршневые компрессоры, турбинные компрессоры и ротационные компрессоры. [13]
Детандеры ( поршневые или турбинные) устроены подобно поршневым или турбинным компрессорам . [15]
Видео:Осушитель Сжатого Воздуха Рефрижераторного ТипаСкачать
Турбокомпрессор: сердце системы наддува воздуха
Для повышения мощности двигателей внутреннего сгорания широкое применение находят специальные агрегаты — турбокомпрессоры. О том, что такое турбокомпрессор, каких типов бывают эти агрегаты, как они устроены и на каких принципах основана их работа, а также об их обслуживании и ремонте читайте в статье.
Читайте также: Автомобильный компрессор в калининграде
Видео:Центробежный компрессорСкачать
Что такое турбокомпрессор?
Турбокомпрессор — основной компонент системы агрегатного наддува двигателей внутреннего сгорания, агрегат для повышения давления во впускном тракте двигателя за счет энергии отработавших газов.
Турбокомпрессор применяется для повышения мощности двигателя внутреннего сгорания без коренного вмешательства в его конструкцию. Данный агрегат повышает давление во впускном тракте двигателя, обеспечивая подачу в камеры сгорания увеличенного количества топливно-воздушной смеси. В этом случае сгорание происходит при более высокой температуре с образованием большего объема газов, что приводит к повышению давления на поршень и, как следствие, к росту крутящего момента и мощностных характеристик двигателя.
Применение турбокомпрессора позволяет увеличить мощность двигателя на 20-50% с минимальным увеличением его стоимости (а при более значительных доработках рост мощности может достигать 100-120%). Благодаря своей простоте, надежности и эффективности системы наддува на основе турбокомпрессоров находят самое широкое применение на всех типах транспортных средств с ДВС.
Видео:Осушители воздуха рефрижераторного и адсорбционного типа | КАК СПАСТИ ПРОИЗВОДСТВОСкачать
Типы и характеристики турбокомпрессоров
Сегодня существует большое разнообразие турбокомпрессоров, но их можно разделить на группы по назначению и применимости, типу используемой турбины и дополнительному функционалу.
По назначению турбокомпрессоры можно разделить на несколько типов:
- Для одноступенчатых систем наддува — один турбокомпрессор на двигатель, либо два и более агрегатов, работающих на несколько цилиндров;
- Для последовательных и последовательно-параллельных систем надува (различные варианты Twin Turbo) — два одинаковых или разных по характеристикам агрегата, работающих на общую группу цилиндров;
- Для двухступенчатых систем наддува — два турбокомпрессора с различными характеристиками, которые работают в паре (последовательно друг за другом) на одну группу цилиндров.
Наиболее широкое применение находят одноступенчатые системы наддува, построенные на основе одного турбокомпрессора. Однако такой системе может присутствовать два или четыре одинаковых агрегата — например, в V-образных двигателях используются отдельные турбокомпрессоры на каждый ряд цилиндров, в многоцилиндровых моторах (более 8) могут применяться четыре турбокомпрессора, каждый из которых работает на 2, 4 или более цилиндров. Меньшее распространение получили двухступенчатые системы наддува и различные вариации Twin-Turbo, в них используется два турбокомпрессора с различными характеристиками, которые могут работать только в паре.
По применимости турбокомпрессоры можно условно разделить на несколько групп:
- По типу двигателя — для бензиновых, дизельных и газовых силовых агрегатов;
- По объему и мощности двигателя — для силовых агрегатов малой, средней и большой мощности; для высокооборотистых двигателей, и т.д.
Турбокомпрессоры могут оснащаться турбиной одного из двух типов:
- Радиальной (радиально-осевой, центростремительной) — поток отработавших газов подается на периферию крыльчатки турбины, движется к ее центру и выводится в осевом направлении;
- Осевой — поток отработавших газов подается вдоль оси (к центру) крыльчатки турбины и выводится с ее периферии.
Сегодня применяются обе схемы, но на двигателях небольшого объема чаще можно встретить турбокомпрессоры с радиально-осевой турбиной, а на мощных силовых агрегатах предпочтение отдается осевым турбинам (хотя это и не является правилом). Независимо от типа турбины, все турбокомпрессоры оснащаются центробежным компрессором — в нем воздух подается к центру крыльчатки и отводится от ее периферии.
Современные турбокомпрессоры могут иметь различный функционал:
- Двойной вход — турбина имеет два входа, на каждый из них поступают отработавшие газы от одной группы цилиндров, такое решение снижает перепады давления в системе и улучшает стабильность наддува;
- Изменяемая геометрия — турбина имеет подвижные лопасти или скользящее кольцо, посредством которых можно изменять поток отработавших газов на рабочее колесо, это позволяет изменять характеристики турбокомпрессора в зависимости от режима работы двигателя.
Читайте также: Винтовой компрессор со встроенным осушителем airpol k15t
Наконец, турбокомпрессоры отличаются основными эксплуатационными характеристиками и возможностями. Из основных характеристик этих агрегатов следует выделить:
- Степень повышения давления — отношение давления воздуха на выходе компрессора к давлению воздуха на входе, лежит в пределах 1,5-3;
- Подача компрессора (расход воздуха через компрессор) — масса воздуха, проходящая через компрессор за единицу времени (секунду), лежит в пределах 0,5-2 кг/с;
- Рабочий диапазон оборотов — лежит в пределах от нескольких сотен (для мощных тепловозных, промышленных и иных дизелей) до десятков тысяч (для современных форсированных двигателей) оборотов в секунду. Максимальная скорость ограничена прочностью рабочих колес турбины и компрессора, при слишком высокой скорости вращения за счет центробежных сил колесо может разрушиться. В современных турбокомпрессорах периферийные точки колес могут вращаться со скоростями 500-600 и более м/с, то есть — в 1,5-2 раза быстрее скорости звука, это и обуславливает возникновение характерного свиста турбины;
- Рабочая/максимальная температура отработавших газов на входе в турбину — лежит в пределах 650-700°С, в отдельных случаях достигает 1000°С;
- КПД турбины/компрессора — обычно составляет 0,7-0,8, в одном агрегате КПД турбины обычно меньше КПД компрессора.
Также агрегаты отличаются размерами, типом монтажа, необходимостью применять вспомогательные компоненты и т.д.
Видео:Турбина или Компрессор? Суперчарджер против Турбочарджера!Скачать
Конструкция турбокомпрессора
В общем случае турбокомпрессор состоит из трех основных узлов:
- Турбина;
- Компрессор;
- Корпус подшипников (центральный корпус).
Турбина — агрегат, преобразующий кинетическую энергию отработавших газов в механическую энергию (в крутящий момент колеса), которая обеспечивает работу компрессора. Компрессор — агрегат для нагнетания воздуха. Корпус подшипников связывает оба агрегата в единую конструкцию, а расположенный в нем вал ротора обеспечивает передачу крутящего момента от колеса турбины на колесо компрессора.
Турбина и компрессор имеют схожую конструкцию. Основой каждого из этих агрегатов выступает корпус-улитка, в периферийной и центральной части которого расположены патрубки для соединения с системой наддува. У компрессора впускной патрубок всегда находится в центре, выпускной (нагнетательный) — на периферии. Такое же расположение патрубков у осевых турбин, у радиально-осевых турбин расположение патрубков обратное (на периферии — впускной, в центре — выпускной).
Внутри корпуса располагается колесо с лопатками специальной формы. Оба колеса — турбинное и компрессорное — удерживаются общим валом, который проходит через корпус подшипников. Колеса — цельнолитые или составные, форма лопаток турбинного колеса обеспечивает максимально эффективное использование энергии отработавших газов, форма лопаток компрессорного колеса обеспечивает максимальный центробежный эффект. В современных турбинах высокого класса могут использоваться составные колеса с керамическими лопатками, которые имеют низкую массу и обладают лучшими характеристиками. Размер колес турбокомпрессоров автомобильных двигателей — 50-180 мм, мощных тепловозных, промышленных и иных дизелей — 220-500 и более мм.
Оба корпуса монтируются на корпус подшипников с помощью болтов через уплотнения. Здесь располагаются подшипники скольжения (реже — подшипники качения специальной конструкции) и уплотнительные кольца. Также в центральном корпусе выполняются масляные каналы для смазки подшипников и вала, а в некоторых турбокомпрессорах и полости водяной рубашки охлаждения. При монтаже агрегат соединяется с системами смазки и охлаждения двигателя.
В конструкции турбокомпрессора могут быть предусмотрены и различные вспомогательные компоненты, в том числе детали системы рециркуляции отработавших газов, масляные клапаны, элементы для улучшения смазки деталей и их охлаждения, регулировочные клапаны и т.д.
Детали турбокомпрессора изготавливаются из специальных марок стали, для колеса турбины применяются жаропрочные стали. Материалы тщательно подбираются по коэффициенту температурного расширения, что обеспечивает надежность конструкции на различных режимах работы.
Читайте также: Продувка компрессора инертным газом
Турбокомпрессор включается в систему наддува воздуха, в которую также входят впускной и выпускной коллекторы, а в более сложных системах — интеркулер (радиатор охлаждения наддувного воздуха), различные клапаны, датчики, заслонки и трубопроводы.
Видео:Наддув ДВС. Как работает турбонаддув?Скачать
Принцип работы турбокомпрессора
Функционирование турбокомпрессора сводится к простым принципам. Турбина агрегата внедряется в выпускную систему двигателя, компрессор — во впускной тракт. Во время работы мотора выхлопные газы поступают в турбину, ударяются о лопатки колеса, отдавая ему часть своей кинетической энергии и заставляя ее вращаться. Крутящий момент от турбины посредством вала напрямую передается на колеса компрессора. При вращении колесо компрессора отбрасывает воздух на периферию, повышая его давление — этот воздух подается во впускной коллектор.
Одиночный турбокомпрессор имеет ряд недостатков, основной из которых — турбозадержка или турбояма. Колеса агрегата имеют массу и некоторую инерцию, поэтому не могут мгновенно раскручиваться при повышении оборотов силового агрегата. Поэтому при резком нажатии на педаль газа турбированный двигатель разгоняется не сразу — возникает короткая пауза, провал мощности. Решением этой проблемы служат специальные системы управления турбиной, турбокомпрессоры с изменяемой геометрией, последовательно-параллельные и двухступенчатые системы наддува, и другие.
Видео:СКОЛЬКО ПРОРАБОТАЕТ ДВИГАТЕЛЬ на СЖАТОМ ВОЗДУХЕ?Скачать
Вопросы обслуживания и ремонта турбокомпрессоров
Турбокомпрессор нуждается в минимальном техническом обслуживании. Главное — вовремя производить замену масла и масляного фильтра двигателя. Если мотор еще может какое-то время работать на старом масле, то для турбокомпрессора оно может стать смертельно опасным — даже незначительное ухудшение качества смазочного материала на высоких нагрузках может привести к заклиниванию и разрушению агрегата. Также рекомендуется периодически очищать детали турбины от нагара, что требует ее разбора, однако эту работу следует выполнять только с применением специального инструмента и оборудования.
Неисправный турбокомпрессор в большинстве случаев проще заменить, чем ремонтировать. Для замены необходимо использовать агрегат того же типа и модели, что был установлен на двигателе ранее. Монтаж турбокомпрессора с иными характеристиками может нарушить работу силового агрегата. Подбор, монтаж и настройку агрегата лучше доверять специалистам — это гарантирует правильное выполнение работ и нормальную работу двигателя. При правильной замене турбокомпрессора двигатель снова обретет высокую мощность и сможет решать самые сложные задачи.
Видео:Суперчарджер. Приводной компрессор | Science Garage На РусскомСкачать
Другие статьи
Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.
В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.
Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.
При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📽️ Видео
Устройство и принцип работы винтового компрессораСкачать
Прочарджер! Лучшее от Турбины и Компрессора!Скачать
Какой компрессор лучше: безмасляный, ременный или коаксиальныйСкачать
Делаем трубопровод для сжатого воздухаСкачать
ТУРБИНА И КОМПРЕССОР. Устройство, анимация, советы эксплуатации.Скачать
Устройство пневмолинии в гараже. Как избежать ошибок. Принцип устройстваСкачать
Работа винтового компрессора, его принцип действия и устройство.Скачать
Пневмосистема в гараже (Компрессор+пневмомагистраль + блок подготовки сжатого воздуха)Скачать
Чем отличается турбина от турбокомпрессора. Зачем охлаждают турбинуСкачать
Фильтры сжатого воздуха магистральные Remeza R0106-P-PI 4071010465 , Ремеза, компрессораСкачать
Как выбрать компрессор для гаража или строительства?Скачать
Турбины. Часть 1. Принципы работы компрессора, турбины, геометрии.Скачать
Как работает центробежный газовый компрессорСкачать