Как показывает анализ состояния нынешнего катерного парка России, в последнее время значительную популярность на водно-моторном рынке приобретают катера средних размеров — длиной 5-7 м с подвесным мотором (ПМ) мощностью 70-130 л.с. Эти суда обладают достаточной мореходностью и автономностью плавания и пригодны для использования на больших водоемах при значительном удалении от берега. Для повышения безопасности такого плавания и выполнения ряда дополнительных функций подобные катера принято комплектовать вспомогательным ПМ. Обычно для этой цели используется четырехтактный двигатель мощностью 5-15 л.с. Как правило, он устанавливается на подвижном или фиксированном выносном транце слева от основного мотора. Вспомогательный двигатель нужен для рыболовного троллинга, прохождения мелководных участков и как резервный на случай поломки основного мотора.
Владельцы по-разному организуют управление этим вспомогательным мотором, поскольку универсальной схемы, пожалуй, не существует. Наиболее распространенным и самым дешевым является простейшее румпельное управление. Мотор фиксируется в прямолинейном положении на выносном транце судна. Частота вращения винта выбирается постоянной в зависимости от требуемого режима движения, после чего тяга управления газом тоже фиксируется соответствующим приспособлением на румпеле. Роль пера руля в данном случае выполняет подводная часть основного двигателя, который находится в опущенном состоянии. Таким образом, судоводитель имеет возможность управлять поворотом судна, непосредственно поворачивая рулем основной двигатель. Очевидные недостатки этой схемы:
- невозможность изменять режим работы вспомогательного мотора (газ/реверс);
- создание дополнительного сопротивления движению и ухудшение проходимости по мелководным участкам из-за опущенной подводной части основного двигателя.
Значительно более комфортно чувствует себя судоводитель, используя вспомогательный мотор с дистанционным управлением газом/реверсом. Наличие контроллера под рукой позволяет быстро реагировать на изменение ситуации, соответственно меняя режим движения судна.
Ну и, наконец, самым цивилизованным способом управления катером при движении под вспомогательным мотором является тот, при котором основной двигатель поднят над водой, а управление полностью осуществляется за счет вспомогательного. Технически это наиболее сложная задача, поскольку для традиционной схемы управления поворотом требуется рулевой трос с редуктором, а тому, в свою очередь, нужна рулевая консоль. Согласитесь, что катер с двумя рулевыми консолями выглядит, по меньшей мере, странно, не говоря уже о потерянном полезном пространстве, которое эта конструкция будет занимать.
Удачным решением данной проблемы явилось создание канадскими инженерами рулевого редуктора с электрическим приводом. Конструктивно все достаточно просто. Вместо рулевого колеса на вал редуктора через понижающую передачу смонтирован электродвигатель постоянного тока. При подаче электропитания той или иной полярности редуктор толкает рулевой трос в соответствующую сторону, а при отсутствии питания он фиксируется в выбранном положении электромагнитной защелкой. Управление редуктором осуществляется с переносного дистанционного пульта на гибком кабеле, который размещается рядом с судоводителем. Таким образом, судоводитель может управлять поворотом вспомогательного мотора, даже не находясь непосредственно у главной рулевой консоли. Сам редуктор с электроприводом не занимает много места и может быть размещен в любой подходящей нише корпуса или подпалубного пространства судна. В качестве единственного недостатка этой схемы управления можно отметить невысокую скорость поворота вспомогательного двигателя. Время его полной перекладки с борта на борт — около 15 секунд, что определяется малой мощностью электродвигателя.
Описанный комплект управления вспомогательным мотором можно приобрести в компании «ТЕХНОМАРИН», которая предлагает широкий ассортимент различных рулевых систем для маломерных судов.
- Виды рулевого управления для лодочного мотора
- Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора
- Дистанционное рулевое управление лодочным мотором
- Механическое рулевое управление
- Гидравлическое рулевое управление
- Электрическое рулевое управление
- Рулевое управление для лодочных моторов различных производителей
- Рулевое управление на лодку: особенности, виды и устройство
- Общая характеристика
- Устройство газореверсных машинок
- Как поймать больше рыбы?
- Ручное управление
- Выбор рулевого лодочного троса
- Рекомендации
- Устройство газо-реверсных машинок
- Механическое дистанционное управление
- Основа управления мотором на лодке ПВХ
- Гидравлические системы
- Устройство управления курсом лодки
- Электрические системы
- Выбор троса для газа и реверса
- Преимущества и недостатки
- Механическая система ДУ
- Особенности установки
- Volna
- Рулевое управление своими руками
- Безопасное управление лодкой с мотором
- Виды дистанционного управления лодочным мотором
Видео:Регулируемая тяга для управления подвесным лодочным моторомСкачать
Виды рулевого управления для лодочного мотора
В ряду наиболее важных систем любого судна, рулевая занимает лидирующую роль. Посудите сами, каким бы промыслом вам ни довелось заниматься с лодки, от того насколько она послушна рулю зависит очень многое. Иногда добыча рыболова-охотника, а иногда здоровье или даже жизнь. Поэтому крайне важно уделить максимум внимания выбору системы рулевого управления, а затем поддержанию ее в рабочем состоянии.
Видео:Рулевая тяга на плмСкачать
Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора
Сегодняшний рынок предлагает владельцам моторных лодок и катеров два типа рулевых систем управления:
- румпельное (ручное, прямое) управление зачастую штатно ставится на спасательные, рыбацкие и спортивные лодки, этот тип управления отлично подходит судам, чья задача – частое и сложное маневрирование.
- дистанционное управление, отличный выбор для лодок, длина которых превышает 3,5 м. Находясь у рулевого колеса, человек ведущий судно получает гораздо лучший обзор, нежели у румпеля, что добавляет системе очков в плане безопасности.
В любом случае основными критериями при выборе системы рулевого управления, являются – мощность двигателя, размер судна и расстояние от руля до транца лодки. В последнее время, на рынке наблюдается существенный перевес продаж в пользу систем, основанных на принципах дистанционного управления, о них и хочется поговорить в этой статье.
Видео:#Андрюхасгаража# Как сделать рулевое, Обь1 - Зич и тохатсу 40 (2я часть)Скачать
Дистанционное рулевое управление лодочным мотором
Специалисты разделяют устройство дистанции на три основных типа, вот они:
- механическая (стандартная тросовая дистанция);
- гидравлическая;
- электрическая или правильнее будет сказать электрогидравлическая (трим).
Давайте теперь попробуем разобраться в каждой внимательнее, найти сильные и слабые стороны и выбрать, если конечно таковой найдется – лидера в номинации цена—качество.
Видео:Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать
Механическое рулевое управление
Набор стандартного механического рулевого устройства включает в себя следующие комплектующие:
- Механический рулевой редуктор. В зависимости от мощности мотора к управлению которым подключается этот узел, их делят на две группы: для двигателей до 55 л.с. и более 55 л.с. В свою очередь, рулевые редукторы второй группы (более 55 л.с.) имеют допуски к применению на моторах мощностью до 200 л.с. Вот только специалисты, рекомендуют двигатели после 150 л.с. оборудовать уже гидравлическими рулевыми системами, ввиду большой массы и мощности моторов.
- Рулевой трос. Трос металлический, запакованный в пластиковую оболочку, внутри которой свободно двигается. Марка троса зависит от модели редуктора. А вот его длину определяют, отталкиваясь от габаритов и конструкционных особенностей судна. Установленному на лодке двигателю мощностью до 55 л.с., соответствует марка троса М58, свыше 55 л.с. марка М66.
- Рулевые рычаги или тяги, подбираются согласно марке и количеству установленных на лодку моторов. Здесь нет четких правил установки и соответствия, поэтому каждый случай стоит рассматривать отдельно.
- Рулевое колесо или штурвал. Самая понятная даже новичкам часть рулевой системы. Крепится, как правило, на рулевой редуктор. Не имеет строгого соответствия, каким-либо конкретным рулевым системам.
Принцип действия механического рулевого управления следующий: поворот руля в левую или правую сторону приводит в движение шестерню рулевого редуктора, на которую наматывается рулевой трос, проложенный вдоль борта судна. К двигателю трос крепится посредством рулевых рычагов. Переключение передач, регулировка оборотов и угол наклона подъема двигателя также осуществляется через тросы, правда меньшего диаметра, так как нагрузка на них минимальна.
Плюсы механической дистанции:
- невысокая цена;
- беспроблемный монтаж;
- огромный выбор на рынке.
Без минусов тоже не обошлось:
- сравнительно недолгий срок службы;
- чувствительность тросов к особенностям укладки в корпусе судна;
- проблемы с управлением слишком мощными двигателями.
Цена среднего по качеству комплекта около 10 000 рублей.
Видео:ОБЬ М и YAMAHA 30. Тяги и троса управленияСкачать
Гидравлическое рулевое управление
Гидравлическая дистанционная система чаще всего монтируется в паре с моторами, мощность которых превышает 150 л.с. и состоит из следующих узлов и деталей:
- Помпа рулевого привода является ручным масляным насосом, на валу которого закреплено рулевое колесо. При вращении колеса с валом в ту или иную сторону помпа посылает под давлением масло к определенным полостям гидроцилиндра, закрепленного на подвесном двигателе.
- Гидроцилиндр является устройством разделенным поршнем со штоком на две полости. В момент приложения усилия к рулю, давление масла в одной из полостей вырастает, и поршень идет в обратную сторону, направляя усилие либо на подвижную часть двигателя, либо на поворотную колонку.
- Гидравлические шланги соединяют рулевую помпу с гидроцилиндром. Длина и прочие рабочие параметры рассчитываются исходя из габаритов и конструкционных нюансов катера или лодки.
- Рулевое колесо идентично вышеописанному в разделе о механической дистанции.
Важнейшей составляющей гидравлического рулевого управления является масло. Такие его свойства как отсутствие способности к сжатию и минимальное трение, приводят к полному исключению люфта. Поэтому в точности передачи сигнала от руля к конечному механизму гидравлической дистанции нет равных.
К достоинствам гидравлического дистанционного управления можно отнести:
- усилие, прилагаемое на рулевое колесо, в сравнении с механикой, практически отсутствует;
- точность в передаче сигнала от руля к двигателю;
- возможность монтажа системы в связке с несколькими моторами;
- возможность подключения системы «Автопилот»;
- возможность управлять гораздо более мощными моторами, чем с механикой;
- надежность.
Видео:Установка рулевого управления на лодку " Днепр". + размеры рулевой тягиСкачать
Электрическое рулевое управление
Рассматриваемый комплекс приборов и механизмов, это скорее дополнение к двум вышеописанным системам, чем самостоятельное рулевое управление. Поэтому логичным будет просто пройтись по основным моментам симбиоза трех этих систем.
- основное преимущество этой системы в возможности отказаться от частичного или даже полного использования тросов;
- пульт управления и двигатель соединены между собой лишь кабелем, который передает электрические сигналы к установленным на двигателе электромоторам, а уж они дают ход поршням гидроцилиндров;
- электрическая система также дает возможность исключить установку тросов на переключатели передач и газ/реверс;
- при наличии на судне спаренных двигателей, электрическая система единственный способ синхронного управления ими.
Видео:защитная гофра рулевого троса лодочного мотора. идея хорошая но безтолковая.Скачать
Рулевое управление для лодочных моторов различных производителей
Магазинов, продающих запчасти и аксессуары на лодки и катера тысячи. Не меньше и фирм производителей как лодочных моторов, так и комплектующих к ним. Поэтому мы попробуем составить среднюю картину по ценам на известные марки моторов и рулевых систем к ним.
Ямаха. Признанный гранд. Производит двигатели для различных климатических условий, мощностью от 30 л.с. до 350 л.с. Большая часть моторов Ямаха поставляется с дистанционным управлением в комплекте.
Неплохо справляются со своей ролью итальянцы, признанные мастера корабельных дел, цены на их продукцию расположены возле отметки 30 000 рублей. Бодро, впрочем, как и на остальной рынок в нишу лодочных аксессуаров входят азиаты: Китай, Тайвань. Их цены ниже, 10 000–15 000 рублей, но и качество, ставшее нарицательным, заставляет с придирчивостью относиться к выпускаемой ими продукции.
Моторы других популярных фирм, как Сузуки, Хонда, Тохацу, Меркурий можно не рассматривать отдельно. К ним применимы все вышеперечисленные правила и цены.
Итожа все сказанное, можно прийти к таким выводам: гидравлические системы управления двигателями, более надежны, универсальны, но и существенно дороже систем механической дистанции. Приличный комплект, да если с электронным тюнингом, потянет где-то на 150 000 рублей.
Читайте также: Гайка мотор сич для тарелкодержателя сепаратора
Вот такой ценовой диапазон. А что выбрать, решать только вам, владельцы лодок и катеров. Стоит только помнить о «золотой середине» и не забывать поговорку «Скупой платит дважды». Удачи и семь футов под килем!
Видео:Дистанция Yamaha Ямаха 9.9-15 л.с.Скачать
Рулевое управление на лодку: особенности, виды и устройство
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Помогите подобрать рулевое управление для лодки (катера). Мы очень часто слышим такую просьбу о помощи. Поэтому мы хотим написать небольшую шпаргалку, чтобы облегчить ваш подбор. Рулевое управление, состоит из двух комплектов. Первое, это управление двигателем, это контроллер (машинка) и троса газ-реверс. Обычно не идут, как с двигателем, так и с лодкой. Тут все просто, производители мотора не знают длину судна, а производители лодок, не знают марку мотора (пример: троса «ямахи» и «меркури» разные). Второе, это управление лодкой, т. е. управление поворотом двигателя. Состоит из штурвала (рулевое колесо), рулевого троса (боудена) и рулевой тяги. Очень часто такой комплект идет уже в базовой комплектации лодки.
Видео:🚤 Как подобрать длину рулевого троса для лодочного мотораСкачать
Общая характеристика
Рулевое управление на лодки «Прогресс», «Казанка» и прочие популярные модели может быть выполнено в двух вариациях. К первой категории относится ручная (румпельная) система. Также возможно устанавливать дистанционное управление плавательным средством.
Ручное управление чаще всего устанавливается на спасательные и спортивные лодки как штатная система. При этом лодка может выполнять сложное маневрирование, частые повороты. Это надежная конструкция, которая сегодня применяется на рыбацких и спецлодках.
Дистанционное управление подходит для плавсредств, длина которых превышает 3,5 м. Это предоставляет капитану возможность хорошо обозревать местность, находясь у рулевого колеса. Если человек, управляющий лодкой, находится на румпеле, ему будет видно меньшую акваторию вокруг. Это повышает безопасность. Чаще всего владельцы моторных лодок сегодня выбирают дистанционные системы. Они надежные и комфортные в применении.
Видео:Рулевая тяга Тохатсу\Меркури 40-50 л.с. 2т3цСкачать
Устройство газореверсных машинок
Газореверсная машинка представляет собой некий блок, объединяющий в себе систему рукоятей-рычагов, отвечающих за активацию или отключение необходимой функции силового агрегата лодки. При этом количество рукоятей зависит от количества операций способных выполнить тот или иной коммандер.
К примеру, если конструкция дистанционного управления предусматривает лишь ускорение, замедление оборотов двигателя, его реверс и переключение в нейтральное положение, то с таким набором функционала вполне можно обойтись одной рукоятью.
Для более расширенного набора функций, таких к примеру, как подъем и опускание двигателя в воду, переключения скоростей в более мощных и современных моторах, потребуется наличие дополнительных рычагов управления.
Блок крепится к борту лодки в месте наиболее удобном для управления им. Уложенные по борту судна тяги с одной стороны крепятся к рычагам управления, а с другой к узлам двигателя на которые необходимо производить механические воздействия для получения желаемого результата.
Как поймать больше рыбы?
Я уже довольно давно занимаюсь активной рыбалкой и нашел много способов как улучшить клев. И вот самые эффективные:
- Активатор клева. Привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов, входящих в состав и стимулирует ее аппетит. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
- Более чувствительные снасти. Обзоры и инструкции по другим типам снастстей вы можете найти на страницах моего сайта.
- Приманки с использованием феромонов.
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие наши статьи на сайте.
К примеру, если рукоять отвечает за набор оборотов двигателя, следует обеспечить соединение рукояти с дроссельной заслонкой карбюратора. Соответственно изменяя положение, рукоять будет передавать возвратно-поступательное усилие на тягу, которая в свою очередь изменит положение необходимого узла двигателя.
Для управления более современными и мощными двигателями, наряду с механическими системами частично внедряются и электронные блоки.
Часто такие блоки электроники отвечают за запуск и остановку двигателя непосредственно от замка зажигания, контролируют температуру и техническое состояние силового агрегата сигнализируя о необходимых показателях на дисплее.
В отличии от механических, взаимодействие с силовым агрегатом электронных блоков управления осуществляется при помощи электропроводки, оснащенной соответствующими разъемами.
Видео:тугое рулевое на лодке, смотрите как сделать чтобы руль было легче крутитьСкачать
Ручное управление
Реже, но все-таки встречается ручное или румпельное управление лодками. Это наиболее традиционный вариант. Для него характерна простота конструкции. Ручной тип организации системы имеет рулевое управление на лодку «Казанка». Это классический вариант.
Такое устройство включает в себя перо руля, штурвала, роликов, штуртроса, румпеля, баллера. Все они обеспечивают требуемые маневры на водоеме. Перо руля при помощи взаимодействия представленных элементов перекладывается на нужный угол для совершения поворота.
В современных конструкциях могут присутствовать также рулевая машинка, боуден и кронштейн для его крепления. К традиционным (пассивным) разновидностям конструкции относятся навесной на транце, полубалансирный и подвесной балансирный тип приборов. К группе активных принято причислять подвесные лодочные моторы, поворотно-откидные колонки, водометы.
Видео:С какой стороны поставить руль/штурвал в лодке ?Скачать
Выбор рулевого лодочного троса
Первое при выборе троса – правильно рассчитать его длину. Для самостоятельного расчета длины нужно сложить следующие параметры: длину расстояния от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину вдоль борта лодки и половину ширины транца. Положить рулевой трос можно по любому борту, правому или левому. Изгиб, равный 90 градусам, предполагает вычитание 10 см. Получился определенный результат, к которому добавим еще плюс 30 см, если трос крепиться непосредственно к двигателю. Обычно длину троса дистанционного управления указывают в футах, для этого полученный результат измерений умножаем на 3,28. Результат может быть не целым числом, в таком случае просто округляем полученный результат. В итоге получился примерный показатель длины троса.
После расчета длины троса, нужно определить подходящую категорию троса, это:
- тросы M-58, предназначены для использования в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 55 л.с. (для судов, которые не глиссируют) и мощностью до 30 л.с. (для глиссирующих судов)
- тросы Big-T и M-66, подходят для эксплуатации в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 300 л.с.
Рулевые тросы класса М-58 и Big-T стыкуются с рулевыми редукторами с помощью резьбового соединения. Тросы класса М-66 стыкуются с помощью механизма стопор-паз, оно менее надежно при избыточных нагрузках, но благодаря ему расширяется выбор рулевых редукторов.
Видео:УБИРАЕМ ЛЮФТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ. ЧУДО-ГАЙКА с тавотницей на рулевой редуктор в лодку.Скачать
Рекомендации
Рулевое управление на лодку ПВХ чаще всего относится к классу дистанционных. К ним относится несколько разновидностей конструкций. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо учитывать габариты плавательного средства, а также особенности крепления на нем подобной системы. Физические возможности владельца лодки также играют важную роль.
Также следует обдумать, потребуется ли снимать рулевой механизм или же он будет стационарным. Если необходимости разбирать систему нет, лучше отдать предпочтение монолитным типам конструкции. В другом случае следует приобрести устройство съемного типа.
Эксперты утверждают, что рулевое управление должно быть легким, но надежным. В этом случае можно избежать большого потребления мотором топлива. Чем функциональнее, прочнее система, тем она стоит дороже. На собственной безопасности экономить нельзя.
Видео:РОЯЛ АВТО ПОЛЕЗНОЕ: Как подобрать длину рулевого троса для лодочного мотора на примере троса М66Скачать
Устройство газо-реверсных машинок
Дистанционное управление лодочным мотором газ реверс. Существует множество различных вариантов конструкций газо-реверсных машинок для дистанционного управления моторами. Однако на основании присутствия некоторых общих элементов можно разделить их на несколько видов. При этом их функционал может иметь значительные отличия.
Внутри блока управления располагается система рычагов, при помощи которой переключаются передачи, а также изменяется положение дроссельной заслонки и количество оборотов. Эта рычажная система сконструирована так, что сперва включается скорость, после чего для постепенного увеличения оборотов необходимо нажать на рычаг рукой.
Для связи коммандера с дроссельной заслонкой и с переключателем передач используются гибкие тросы или жёсткие тяги. В зависимости от применяемого типа соединения, дистанционное управление может быть тянущим либо толкающим.
- Первый вариант получил более широкое распространение. Команды от блока передаются на двигатель при помощи гибких тросов.
- Во втором случае для осуществления связи задействуются более жёсткие элементы.
Некоторые модели блоков ДУ оснащаются двумя управляющими системами.
- Первая из них приводит лодку в движение.
- Вторая обеспечивает работу мотора только на холостом ходу (в режиме прогрева). Включение рычага передачи становится возможным только после того, как температура двигателя поднимется до определённого уровня.
В некоторых моделях управление мотором осуществляется исключительно при помощи механики. Однако в более современных модификациях хотя бы в минимальном количестве присутствует электроника. Например, это могут устройства, предназначенные для спуска мотора в воду и его подъёма, старта и остановки. Также существуют дополнительные функции для обеспечения безопасности. К ним относится предохранительная чека в коммандере, система зажигания, включить которую можно только при наличии ключа, индикаторы, отображающие параметры работы двигателя и его техническое состояние.
От любого коммандера с электронными компонентами отходят соединительные кабели, которые необходимо подключить к соответствующим гнёздам мотора. При покупке системы следует удостовериться, что разъёмы на блоке и двигателе соответствуют друг другу.
По сравнению с толкающими системами, тяговые считаются более надёжными. Это объясняется тем, что штанги, используемые в ДУ первого типа, в процессе эксплуатации могут деформироваться, в результате чего команды передаются с некоторыми задержками. Кроме того, размещение жёстких тяг вблизи криволинейных поверхностей может быть затруднено.
Различные варианты систем ДУ могут предназначаться для установки по правому или левому борту лодки либо быть универсальными. Натяжение тросов и их длина настраиваются при помощи регулировочных винтов, которыми оснащается блок. Также в комплект входит специальная фурнитура, на которую крепят троса дистанционного управления для лодочного мотора.
Видео:Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотораСкачать
Механическое дистанционное управление
Выбирая комплект рулевого управления на лодку, необходимо рассмотреть варианты дистанционных систем. Они могут быть механическими, гидравлическими и электрогидравлическими.
К первой категории устройств относится система, которая состоит из определенного набора элементов. Сюда относятся механический редуктор, трос, тяги (рычаги), штурвал (колесо). Поворот в правую, левую сторону приводит в действие механизм редуктора. На его шестерню намотан трос. Он прокладывается вдоль борта плавательного средства.
При помощи тросов меньшего диаметра выполняется регулировка угла наклона, оборотов и производится переключение передач. Нагрузка на них будет минимальной. В продаже представлены системы, предназначенные для лодок с различными эксплуатационными характеристиками.
Читайте также: Замена мотора отопителя lada largus
Видео:Рулевая тяга для фиксации вспомогательного лодочного мотораСкачать
Основа управления мотором на лодке ПВХ
На большинстве моторов установлен специальный рычаг – румпель, который позволяет контролировать процесс одной рукой. В зависимости от направления хода, ручка крутится влево или вправо.
Для дистанционного управления лодочным мотором данный рычаг разделяет функции со специальным устройством. Оно не представляет собой пульт с кнопками переключения, которые можно нажимать, стоя на берегу. Но система облегчает жизнь по ряду причин.
- Более комфортное управление лодкой и отсутствие необходимости постоянно держать руку на румпеле. Это немаловажно при путешествиях на дальние расстояния.
- На большой лодке трудно контролировать обзор из-за вынужденного нахождения у кормы, ближе к движку. А это увеличивает риск встречи с препятствием. Дистанционная система решает эту проблему.
Оно представляет собой датчики для поворота двигателя, дроссельной заслонки карбюратора (в случае экстренного торможения), для активации реверсивной муфты и кнопки «стоп».
В большинстве своем дистанционным управлением оборудованы лодки ПВХ с мощностью двигателя свыше десяти лошадиных сил. Оба «рулевых» метода предусматривают следующие возможности:
- Консоль нужна для выбора места фиксации дистанционной системы.
- Редуктор зависит от «лошадок» мотора. От него в свою очередь зависит колесо.
- Обязательно понадобится трос.
- Установочный комплект.
- Рулевая тяга.
Если в плавсредстве уже есть функция дистанционного управления (ДУ), то контролер, трос газ-реверс и тяга входят в комплект. Остальное придется закупить.
С ответом на вопрос, как управлять судном, помогают разобраться два варианта систем. Они способны существовать по раздельности и вместе.
- Контроль включения передней, задней и нейтральной передачи, изменений оборотов вита и, соответственно, скорости плавсредства.
- Контроль за маневрированием лодки, поворотами и другими переменами в движении. Данная схема похожа на рулевое управление в легковушке.
Рекомендуем прочитать: Плюсы и минусы двух моторов на лодке ПВХ
Видео:Лодка Крым. Установил рулевое управление.Скачать
Гидравлические системы
Рулевое управление на лодку, которое выбирает ее собственник, может быть гидравлическим. Это более совершенный тип устройства. Такая система монтируется вместе с двигателем мощностью до 150 л. с. Она включает в себя несколько основных узлов.
Помпа привода руля выполняет функции масляного насоса. На его валу устанавливается колесо руля. При повороте штурвала помпа будет направлять к определенным гидроцилиндрам двигателя масло под давлением.
Гидроцилиндр разделяется поршневой системой на две отдельные полости. Если к рулю прикладывается усилие, в одной из двух частей возникает повышенное давление. При этом поршень будет перемещаться в обратном направлении. Усилие будет перераспределяться на поворотную колонку или неподвижную конструкцию двигателя.
Шланги соединяют помпу и гидроцилиндр. Их длина соответствует габаритам плавательного средства. Так как основой такой системы является масло, удается передавать сигнал от штурвала точно.
Видео:Gladiator 9.9-15 и установка рулевого тросса. Ждала засада....Скачать
Устройство управления курсом лодки
Дистанционное рулевое управление лодочным мотором. В системах ДУ, предназначенных для изменения курса лодки, также могут использоваться тросы либо тяги, при помощи которых осуществляется связь между мотором и блоком рулевого управления, состоящим из штурвала (руля) и соединённого с ним редуктора с реечной передачей.
При выборе редуктора блока ДУ необходимо учитывать мощность мотора. Это важно, поскольку вращающийся винт способствует возникновению реактивной силы, стремящейся развернуть судно. В результате управление при маневрировании с помощью мускульной силы может стать практически невозможным. За счёт системы шестерёнок, установленных в редукторе, усилие существенно увеличивается.
В принципе, тросы от румпеля можно напрямую присоединить к барабану руля. Однако в этом случае пострадает быстродействие. К тому же для того, чтобы повернуть руль, придётся прилагать значительно больше сил. Тем не менее, такие системы (в которых, в отличие от редукторных, используется не один, а два троса) ещё в советское время были достаточно популярны благодаря простоте конструкции и менее высокой стоимости.
Современные модели ДУ для управления румпелем, помимо тросов, оснащаются ещё и компенсационными пружинами. Они нужны для того, чтобы повысить комфортность управления и исключить вероятность чрезмерно резкой смены курса лодки при повороте штурвала.
Системы, позволяющие дистанционно управлять мотором, просто необходимы владельцам крупных лодок, а также тем, кто часто совершает длительные путешествия. Приобретать их рекомендуется одновременно с двигателем и, желательно, той же самой марки. В крайнем случае, подобрать ДУ можно к ранее купленному мотору. Это исключит вероятность несовместимости между ними.
При выборе систем дистанционного управления подвесным лодочным мотором необходимо учитывать характеристики двигателя, а также особенности конструкции лодки. Оптимальным представляется ДУ, которое позволяет одновременно контролировать как обороты, так и курс. В противном случае рулевому придётся постоянно перебегать от мотора к рычагам управления и обратно.
Видео:Как правильно глушить лодочный мотор. Советы новичкамСкачать
Электрические системы
Рулевое управление на моторную лодку может быть электрическим. Оно представляет собой более совершенную систему. Главным преимуществом электрогидравлической конструкции является частичное или полное отсутствие системы тросов.
При помощи электрического кабеля соединяются штурвал и двигатель. По нему передаются сигналы внутри цепи. Они попадают к электрическим моторам, которые установлены на двигателе. Они приводят в движение поршни цилиндров.
В представленной системе можно избежать установки троса на переключатели газа и реверса. Если плавательное средство приводится в движение двумя моторами, их синхронная работа возможна только при наличии электронного управления. Это наиболее совершенная система, применяемая сегодня.
Видео:🔧 Гайка рулевого троса с тавотницейСкачать
Выбор троса для газа и реверса
Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.
Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.
Преимущества и недостатки
Представленные варианты рулевого управления на лодку имеют свои достоинства и недостатки. Так, механическая разновидность конструкции представлена огромным разнообразием моделей. Стоимость таких систем относительно невысока (около 10 тыс. руб.). Их установка является простой. К недостаткам следует отнести непродолжительный срок работы, чувствительность тросов к условиям эксплуатации. Также присутствует низкая маневренность при управлении мощными моторами.
Гидравлические системы стоят дороже (около 30 тыс. руб). Однако они обладают массой преимуществ. При повороте штурвала не требуется применять значительных физических усилий. Точность передачи сигнала является очень высокой. При использовании гидравлического управления на лодку можно установить несколько двигателей одновременно. Это надежная система, которая может работать в режиме «Автопилот».
Электрическое управление является наиболее эффективным и качественным, но дорогим (до 100 тыс. руб.). Такая опция максимально повышает комфорт при управлении транспортным средством.
Механическая система ДУ
В ДУ входит рулевая система для контроля поворотов мотора и система управления газом. Рулевые делятся на механические и гидравлические. Стоимость первой системы ниже и легче процесс установки.
Но при этом их нельзя применять на движках большой мощности. Также рулевой трос чутко реагирует на перегибы и не может долго использоваться. В механические устройства входит:
№ | Полезная информация |
1 | редуктор |
2 | трос |
3 | рычаг |
4 | колесо |
Далее следует разобраться, какое назначение имеет каждая составляющая системы.
- Рулевые редукторы делят на группы по мощности движка: до 55 «лошадок» и более. Последние годятся даже на моторы до двухсот лошадиных сил. Правда, в таком случае уместнее будет поставить гидравлическую систему.
- Трос подбирается согласно модели редуктора и параметров лодки. Так, до 55 лошадиных сил подойдет трос марки М58, а выше – М66. Чтобы правильно подобрать его, нужно померить длину от центра редуктора до борта катера, потом до транца (место крепления подвесного мотора) и учесть половину ширины транца. Далее все три цифры складываются и получается результат в метрах. Цифру делят на 0,3 и остается длина в футах.
- Рычаги необходимы для того, чтобы приспособить механическую систему практически к любому движку. Также благодаря им становится возможным управление лодочным мотором в системе, состоящей из нескольких двигателей, но с одним рулевым редуктором.
- Колесо представляет собой отверстие с пазом для сцепления с редуктором. С ними проблем не возникает, поскольку все колеса могут сосуществовать с разными редукторами. Нужно лишь выбрать комплектацию, потому что некоторые производители предлагают колеса без втулок.
Если нет возможности установить механику, то вспоминают о гидравлике. Так бывает при сложном пути прокладки ДУ. Гидравлика лучше, если речь идет о мощном двигателе и точка управления им далека от самого мотора. Она легче и допускает установку «автопилота».
Особенности установки
Установка рулевого управления на лодку имеет ряд особенностей. Это несложный процесс. Консоль рекомендуется монтировать по центру корпуса лодки. Это уравновесит реактивные показатели винта. При проведении подобной работы необходимо читывать мощность двигателя. Для каждой разновидности мотора применяется особый тип редуктора.
Определившись с этими элементами системы, необходимо правильно подобрать трос. Он также должен соответствовать мощности мотора и типу редуктора. Учтя все особенности конструкции, можно будет правильно подобрать соответствующий диаметр штурвала.
Процесс установки производится в соответствии с рекомендациями производителя. При использовании подобного оборудования тщательно изучить инструкцию не только желательно, но и необходимо.
При наличии мотора мощностью до 60 л. с. потребуется редуктор типа Т67. Для двигателей типа 60-110 л. с. больше подойдет прибор типа Т71. Он прост в установке и эксплуатации. Такому редуктору не потребуется дополнительная настройка. Если мотор будет иметь мощность до 160 л. с., приобретается прибор типа Т85. Каждый редуктор, трос, диаметр штурвала должен соответствовать всем особенностям конструкции.
Читайте также: Самолет с пилотом без мотора
Volna
На соседнем дружественном форуме (стр. 9, сообщение 220) рассказывается о моей гребной лодке «Ирис» с самодельным дистанционным управлением газом, переключением нейраль-ход-нейтраль, а также поворотом моторчика Ямаха-3. Успешная эксплуатация лодочки навела на мысль: — а не собрать ли подобное ДУ поворотом ПЛМ для мотолодок с моторами мощностью до 20…30 лошадиных сил? Основные идеи следующие: – уйти от покупных систем с натяжными тросами или тросами типа «тяни-толкай», рулевых машинок, «кочерёг», металлопластиковых штурвалов (баранок), с их завышенным весом, прогрессирующими зазорами/износами, да и солидной по нынешним временам ценой; – использовать самодельные рулевые тяги с закрытыми (от пыли и влаги) шаровыми шарнирами «от автопрома», стандартные шарикоподшипники закрытого типа, материалы, которые можно купить на строительном рынке или в магазинах типа OBI либо Леруа Мерлен; – получить прогрессивную характеристику рулевого управления – с большим передаточным числом в околонулевой зоне и с меньшим i, т.е. с ускорением, при повороте мотора ближе к «право-/лево на борт». Схемка ДУ на «Ирисе» была такая: На «более серьёзные» мотолодки думаю сделать дистанционное рулевое управление ПЛМ следующим образом:
Итак, баранка в стиле болидов автомобильной формулы F-1 вращается на шарикоподшипниках совместно с эксцентрическим шкивом, перемещающим посредством тросиков носовую поперечную рулевую тягу впрао/влево, т.е. поперёк корпуса лодки. На втором конце этой тяги шаровой шарнир, закреплённый своим пальцем с гайкой на переднем рычаге качалки. Тяга наклоняет двухрычажную качалку, установленную продольно в корпусе лодки также в шарикоподшипниках. Качалка вторым своим (кормовым) рычагом через кормовую рулевую тягу и поводок поворачивает мотор. Кормовая рулевая тяга практически повторяет конструкцию таковой, применяемой в рулевых трапециях автомобилей. Для необходимого поворота мотора на ±35º от ДП достаточно назначить следующие размеры элементов ДУ: – угол поворота баранки ±90º; – диаметр штурвала по оси рукояток 280 мм; – малый радиус шкива эксцентрического в секторе ±30º от ДП составляет 46 мм, по крайним точкам – 72 мм; – ход рейки (носовой рулевой тяги) 185 мм; – радиус (длина) поводка подвесного мотора 200 мм; – ход кормовой рулевой тяги (хорда траектории переднего конца) 210 мм.
С учётом того, что тросики (см. верхние элементы схемы) натянуты, обеспечивают беззазорное перекатывание друг по другу рейки и шкива, а также передачу минимально приемлемых усилий, можно сказать, что получили механизм как бы по схеме «зубчатая рейка-шестерня» с прогрессивной характеристикой. Конструкция штурвала наборная, клеёная из фанеры, с пустотками внутри, лёгенькая, 260 граммов:
Конструкция эксцентрикового шкива аналогичная, склеен он эпоксидной смолой из пяти слоёв фанеры:
В качестве рейки взята метровой длины труба квадратного сечения 15х15 мм с толщиной стенки 1,5 мм из сплава АД-31:
Длина свободного конца рейки определится по месту, при компоновочных работах в конкретной лодке. К нему, свободному концу рейки, будет затем прикреплён вкладыш с резьбой М10х1 для ввинчивания хвостовика шарового шарнира. Как и остальные шаровые шарниры, этот представляет собой половинку стойки стабилизатора поперечной устойчивости от легкового автомобиля. Любого, практически. И вот тут-то самое халявное место (!) в моей схеме: знакомый с автосервиса вынес небольшую охапку изношенных и выброшенных стоечек… Но! Как правило, из двух шарниров одной стоечки хотя бы один не имеет износа, туговат при шевелении за палец… А то и оба – набил под резиновый чехол консистентной смазки, распилил пополам, нарезал резьбу, и в дело! Сама кормовая рулевая тяга будет выглядеть примерно так:
Тело тяги – круг Ø12…14 мм из того же сплава АД-31. Подшипниковый узел штурвала выполнен на шарикоподшипниках закрытого типа размерности Ø52х Ø40х7 мм, «миллионной» серии. Детали, ступица и корпус, изготовлены из капролона, круг Ø72 мм:
Россыпь мелких подшипников будет использована в подшипниковых узлах качалки, а наружная обойма от постороннего подшипника использована как дистанционная втулка между «миллионниками» в ступице, которая весит в сборе менее трёхсот граммов:
Здесь шкив надет на ступицу, вставленную на подшипниках в корпус:
Для фиксации тросиков от проскальзывания по шкиву будут изготовлены резьбовые прижимы. Вообще-то тросик здесь применён один, с запрессовкой концов в отверстия шпилек М5, которые ввёрнуты в сухарь (капролон), за который выполняется натяжение одним винтом М5 этой равновесной тросовой системы – левый на фото конец рейки имеет капролоновый же ролик. Чем и выравнивается система. После запрессовки тросика в наконечники последние были поочерёдно закреплены в тисках и испытаны на вырывание; моих сил не хватило, чтобы их сдёрнуть каждого поодиночке, а уж при работе в паре… Поворот мотора будет ограничиваться стопорами, но не на самом моторе, а упорами на баранке штурвала. Для надёжности… Наш коллега Шурик натолкнул меня на идею применить в качестве элемента, передающего вращение от носового рычага качалки к кормовому, трубой, но не круглой, а квадратного сечения. Где-то квадрата стороной 30…35 мм со стенкой 1,5…2,5 мм из того же АД-31 будет достаточно. А на рычаги пойдёт тавровый профиль 40х20х2,0…3,0 мм. Всё есть в Мерлене. Да и скрепление элементов качалки в единую сборку в этом случае возможно выполнить на винтах/гайках, без аргоно-дуговой сварки. Ну а уж выточить детальки подшипниковых узлов качалки – дело техники и времени. Сами узлы будут вклеиваться в корпус по месту. Крепление и угловая фиксация эксцентрикового шкива на ступице будет выполнена заодно с баранкой штурвала болтами через дистанционную (-ные) втулку (втулки). Но, для правильного, красивого расположения крепежа на штурвале и обеспечения при этом горизонтальности этой формульной баранки в нейтральном положении, а рейки – в середине хода и мотора – в положении «прямо», всё это будет размечаться на… лодке, которую собираюсь строить на замену старине Бесёнку. Догадайтесь с двух раз: откуда взялись обводы и параметры Бесёнка-2? Вот такие мы странные люди, конструкторы: фанера ещё только закупается, а ДУ уже делается. Так что, за попкорном, и на вторую серию. Которая, вполне возможно, раньше случится у Шурика с моим ДУ, но на его Физкультурнике.
PS: кому нужны будут подробности, эскизики сброшу.
PPS: Поколебался, да и соединил ступицу, эксцентриковый шкив и баранку в единый узел — рулевую колонку, прикинув угол смещения горизонтальных осей штурвала и эксцентрика чисто по прорисовке:
Рулевое управление своими руками
Рулевое управление на лодку своими руками создать вполне возможно. Многие владельцы подобных плавсредств производят самостоятельную сборку из-за неудовлетворительного качества покупных систем, а также их высокой стоимости. Для создания конструкции потребуется фанера толщиной около 12 мм.
Все элементы механизма выпиливаются по отдельности. Их собирают при помощи мебельных уголков. Торцы, места соединений нужно тщательно промазать эпоксидным клеем. Место под редуктор должно находиться на лицевой панели. Сюда же выводятся все переключатели, приборы, трос остановки мотора в аварийной ситуации.
Вся конструкция шлифуется, а также покрывается стеклотканью. Сверху наносится слой грунтовки. Его окрашивают водоотталкивающей краской. К пайолу плавательного средства изготовленное рулевое управление монтируется при помощи 5 прочных шурупов.
Рассмотрев особенности рулевого управления на лодке, можно правильно выбрать тип конструкции в соответствии с особенностями своего плавательного средства.
Безопасное управление лодкой с мотором
Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.
Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.
Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды. Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.
Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.
Виды дистанционного управления лодочным мотором
Для регулирования оборотов двигателя и направления вращения винта устанавливается газореверсная машинка, его еще называют пультом дистанционного управления. Простейшая машинка имеет два рычага, один из которых отвечает за подачу топливовоздушной смеси через дроссель, а второй за переключения передач на редукторе двигателя.
Для управления самой лодкой, направлением ее движения служит система, состоящая из руля и редуктора, соединенного с двигателем тросом или гидравликой.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала