Для охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей на тепловозе используются центробежные вентиляторы. Привод вентиляторов охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей передней тележки осуществляется от переднего редуктора через карданные валы, а вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки от заднего редуктора через полужесткую муфту. При частоте вращения коленчатого вала дизеля 750 об/мин частота вращения вентилятора охлаждения генератора равна 2200 об/мин, подача вентилятора составляет 9600 м3/ч, а полное статическое давление — 2,11 кПа (215 мм вод. ст.); частота вращения вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек — соответственно 2600 и 2650 об/мин, подача при 2650 об/мин составляет 8820 м3/ч, а полное статическое давление — 2,25 кПа (230 мм вод. ст.).
Вентиляторы охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей схожи по конструкции (рис. 102).
Вентилятор охлаждения генератора отличается несколько большими размерами корпуса 1, диффузора 15 и колеса 3. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек отличаются друг от друга расположением масленки на корпусе подшипника.
К сварному корпусу 1 вентилятора кренится болтами корпус 6 подшипников в сборе с валом 18, вращающимся в двух радиаль-но-упорных шарикоподшипниках 12. Перед иапрессовкой на вал подшипники предварительно нагревают в масле до температуры 90-100 °С. С натягом напрессовываются и лабиринтные кольца 8, 9. Зазор 0,2 0,5 мм между торцовой поверхностью наружного кольца подшипника 12 и буртом крышки 7 обеспечивается подбором прокладок 13. Внутри корпуса вентилятора к передней (со стороны привода) и боковой стенкам привариваются пылевлагоот-делитель 17.
Лопатки 2 вентиляторного колеса 3 прикреплены заклепками к дискам 14 и 16, диск 14 приклепан к ступице 4. При сборке подбирают пары одинаковых по весу лопаток, которые устанавливают на диаметрально противоположных сторонах колеса. После сборки колесо подвергают динамической балансировке. Для устранения дисбаланса используют балансировочные грузы или высверливают несквозные отверстия в ступице колеса. Балансировочные грузы приваривают к боковой поверхности диска 14 и крепят заклепками к переднему диску 16.
После балансировки вентиляторные колеса испытывают на разнос в течение 5 мин: колесо вентилятора охлаждения тягового генератора при частоте вращения 2500 об/мин; колесо вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей при 3200 об/мин. Окончательно собранное и отбалансированное колесо устанавливают на вал. Конусные поверхности вала и ступицы колеса проверяют по краске на взаимное прилегание друг к другу. Пятна касания должны располагаться равномерно и занимать не менее 75 % общей площади сопрягаемых поверхностей.
Для уменьшения аэродинамических потерь на входе в колесо вентилятора устанавливается диффузор 15, который крепится болтами к корпусу вентилятора. Зазор между внутренним торцом диффузора и диском 16 колеса регулируют путем подрезки торца диффузора.
Для правильной и безаварийной работы подшипников вентилятора полость корпуса 6 при сборке заполняют на 213 объема смазкой. В процессе эксплуатации попо пение смазки производится через масленку 5.
При работе вентилятора воздух, предварительно очищенный в сетчатых фильтрах, засасывается через диффузор 15 и подастся лопатками колеса в нагнетательные каналы, расположенные в раме тепловоза. Частицы сконденсированной влаги и пыли отводятся из пылевлагоотделите.тя 17 по трубе под раму тепловоза. Из наг
Рис. 102 Вентилятор охлаждения тягового генератора к тяговых электродвигателей
1 корпус псі тнлнтора 2 — лопатка; 3 — колесо вентилятора’. 4 — ступица; 5 — масленка, в-корпус подшипников: 7 — крышка; 8. 9 — лабиринтные кольца. 10 — стопорное кольцо. 11 полукольцо, 12-шарикоподшипник:* 13 прокладка: 14 — задний диск; 15 диффузор. 16- передний диск: 17 — пыленлагоотделитель. 18 вал: А — вход поздуха: 6 — выход воэ«у\а нетательного канала воздух через специальное окно в станине электродвигателя или генератора попадает внутрь электрической машины, охлаждает коллектор, щеткодержатели, проходит вдоль вала, охлаждая якорь и полюсы, и выбрасывается наружу. По мере прохождения воздуха по нагнетательным каналам давление его падает; в коллекторной камере тягового электродвигателя при частоте вращения коленчатого вала дизеля 750 об/мин оно должно составлять не менее 0,49 кПа (50 мм- вод. ст.).
При. правильной эксплуатации и выполнении профилактических работ вентиляторы обеспечивают нормальную работу тяговых электродвигателей и генератора.
Тепловоз оборудован пневматическим автоматическим прямодей-ствующим тормозом для торможения локомотива и состава, пневматическим вспомогательным тормозом для торможения только локомотива и ручным для удержания локомотива при стоянке на уклоне.
Видео:ТЭД НБ 514Скачать
Маневровые локомотивы
Видео:Ионная турбина на электрошокерах. (опыты 6 часть)Скачать
Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей
Для охлаждения тяговых электродвигателей обычно используют центробежные вентиляторы. На маневровых тепловозах эти вентиляторы имеют механический привод от дизеля. Для сокращения длины воздухопроводов тяговые электродвигатели каждой тележки охлаждаются своим вентилятором, который расположен в непосредственной близости от данной тележки Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей тепловозов ТЭМ1 и ТЭМ2 представляют собой колесо, состоящее из двух дисков с прикрепленными между ними лопатками. Несущий диск прикреплен к ступице, насаженной на конец вала. Вал опирается на два двухрядных шарикоподшипника № 1607, установленных в корпусах и закрепленных на опорной плите. Воздух засасывается через диффузор и нагнетается лопатками колеса вентилятора
Читайте также: Хендай гетц ремонт мотора
Рис 143 Вентилятор тяговых электродвигателей тепловоза ЧМЭЗ:
I — вал, 2 — штуцер впускной, 3 — корпус, 4 — ступица, 5, 6 — колеса вентиляторные, 7 — водши»
ник роликовый в улитку корпуса и далее через воздухопровод к тяговым электродвигателям.
Вентилятор передней тележки отличается длиной приводного вала и направлением вращения, а вентиляторы тепловоза ТЭМ1 — числом приводных ремней, производительностью и конструкцией опор подшипников.
Вентилятор тяговых электродвигателей тепловоза ЧМЭЗ (рис. 143) представляет собой два вентиляторных колеса 5 и 6, прикрепленных к общей ступице. Ступица 4 напрессована на вал, который вращается в двух роликовых подшипниках, закрепленных в корпусе. Вентиляторные колеса выполнены в виде конусных барабанов, к которым приварено по шесть изогнутых лопастей; диаметр колес 400 мм. Воздух засасывается через три впускных штуцера 2 с каждой стороны корпуса и нагнетается в улитку. Производительность каждого из вентиляторов при 3000 об/мин составляет около 170 м3/мин.
Вентиляторы тяговых электродвигателей тепловоза ВМЭ1 конструктивно подобны вентиляторам тепловоза ТЭМ1. Вентилятор передней тележки приводится во вращение от редуктора вспомогательных машин, а вентилятор задней тележки насажен на вал тягового генератора.
Видео:Тяговый электродвигательСкачать
Тяговый электродвигатель мотор вентилятор
Для охлаждения тяговых двигателей электровоза ЧС4 воздух подается двумя аксиальными двухступенчатыми мотор-вентиляторами (рис. 160), имеющими диаметр рабочих колес 710 мм. Каждый вентилятор обеспечивает воздухом три тяговых двигателя. На электровозе ЧС4Т такие мотор-вентиляторы подают воздух для охлаждения тяговых двигателей и выпрямительных установок. В машинном отделении электровозов мотор-вентиляторы установлены в вертикальном положении.
Наружный кожух 8 мотор-вентилятора сварен из стального листа. Он соединен направляющими лопатками с внутренним кожухом 10. На торцах наружного кожуха установлены фланцы //, к которым крепят воздухопроводы. Через наружный кожух из подшипниковых камер электродвигателя выведены трубки 5, на концах которых укреплены пресс-масленки 4. Рабочие колеса 7 обеих ступеней вентилятора посажены на вал, выведенный из электродвигателя в обе стороны. Колеса первой и второй ступеней статически сбалансированы. Они снабжены съемными лопатками /. На ступицах колес лопатки укреплены навернутыми непосредственно на вал гайками и зафиксированы штифтами. Доступ к щеткам и коллектору электродвигателя через наружный кожух мотор-вентилятора обеспечен двумя люками 2. Вентилятор снабжен сепаратором 6, сглаживающим пульсацию потока воздуха.
Рис. 160. Двухступенчатый аксиальный мотор-вентилятор 0 710
Номинальная производительность вентилятора на электровозах ЧС4 составляет 4,5 м3/с при статическом напоре 290 мм вод. ст., на электровозах ЧС4Т — 8 м3/с при 250 мм вод. ст.
Вентилятор приводится в действие электродвигателем 3 типа 1А2732/4. Электродвигатель помещен во внутренний кожух мотор-вентилятора и закреплен в нем тремя болтами 9, ввернутыми в остов электродвигателя. В наружном кожухе электродвигатель (рис. 161) подвешен на предохранительном кольце 19, препятствующем его аксиальному сдвигу. Устойчивость электродвигателя обеспечена шестью болтами, проходящими через наружный и внутренний кожуха мотор-вентилятора и ввернутыми в остов электродвигателя.
Остов 9 электродвигателя, имеющий цилиндрическую форму, отлит из электротехнической стали. На его поверхности предусмотрен паз для предохранительного кольца. Для осмотра коллектора и щеточного аппарата в остове сделаны четыре люка 29.
Электродвигатель имеет четыре главных и четыре дополнительных полюса. Сердечники 15 главных полюсов набраны из стальных листов, сердечники 17 дополнительных полюсов изготовлены из прокатной стали. Воздушный зазор между сердечниками главных полюсов и якорем 3,5 мм, между сердечниками дополнительных полюсов и якорем— 5 мм. Катушки главных 14 и дополнительных 18 полюсов намотаны йа каркасе голым плоским проводом, изолированным асбестовой лентой. Поверхность катушек изолирована слоем слюдяных и стеклянных лент, запекаемых в специальных формах. Соединения между катушками выполнены кабелями. Наконечники этих кабелей крепят болтами к зажимам 13, которыми заканчиваются выводы из катушек. Выводные кабели 27 закреплены в остове электродвигателя при помощи резиновых проходных изоляторов 28. Кабели выведены на поверхность мотор-вентилятора и защищены кожухом.
Читайте также: Мотор для пум 500
Вал 25 якоря электродвигателя изготовлен из углеродистой стали. На вал посажены передняя 12 и задняя 22 нажимные шайбы якоря, сердечник 16, набранный из листов электротехнической стали, и коллектор 26. Волновая обмотка 21 якоря выполнена из тонкого профильного провода. Корпусная изоляция катушек обмотки якоря представляет собой опрессованиую в горячем состоянии миканитовую трубку. Обмотка в пазах сердечника крепится текстолитовыми клиньями, в лобовых частях— бандажами из диамагнитной проволоки.
Коллектор набран из медных пластин 11, изолированных друг от друга калиброванными прокладками из коллекторного миканита. От стальных частей коллектора пластины изолированы миканитовыми манжетами.
Якорь электродвигателя динамически сбалансирован. Балансировочные грузы 5 укреплены в пазах нажимного конуса 6 коллектора и венца колеса вентилятора, охлаждающего обмотки электродвигателя. Вентилятор 20 электродвигателя состоит из двух частей. Он крепится болтами к специальному выступу на задней нажимной шайбе якоря. Положение вентилятора относительно якоря фиксируют одним штифтом. Воздух всасывается со стороны кэллектора и выдувается в пространство за первой ступенью аксиального мотор-вентилятора через
отверстия в подшипниковом щите электродвигателя с противоположной коллектору стороны.
Ток к коллектору подводится четырьмя щеткодержателями 33. В каждом щеткодержателе установлены по две щетки. Давление щеток на коллектор— 1,3—1,5 кгс. Кронштейны 10 щеткодержателей прикреплены болтами к специальному кольцу 7 на подшипниковом щите 8. Кольцо в месте крепления кронштейнов имеет овальные вырезы. Перемещением кронштейнов вдоль овальных вырезов можно менять положение щеткодержателей относительно коллектора. Щеткодержатели одинаковой полярности соединены между собой.
Подшипниковые щиты 8 крепят болтами к торцам остова электродвигателя. В щиты посажены внешние кольца подшипников, работающих на консистентной смазке марки 1-ЛЗ ГОСТ 12811—67. Со стороны коллектора установлен шариковый подшипник 2 типа 6312, воспринимающий аксиальные усилия. На противоположной коллектору стороне помещен открытый роликовый подшипник 23 типа NU312. Подшипниковый узел со стороны коллектора имеет посаженное jra вал 25 лабиринтное кольцо 24, в паз которого вставляется выступ внутренней подшипниковой крышки 30. Внутреннее кольцо подшипника надевают на вал подогретым в масляной ванне до 80—100° С и фиксируют навернутой непосредственно на вал гайкой 32 с предохранительной шайбой 31. Язычок шайбы вставляют в паз вала, а ее лепестки загибают в пазы гайки. Подшипник с наружной стороны закрыт внешней подшипниковой крышкой 4 и посаженным на вал маслоотражательным кольцом 1. Перед посадкой на вал лабиринтное и маслоотражательное кольца подогревают до 150° С. Внешнюю подшипниковую крышку совместно с внутренней крышкой крепят к подшипниковому щиту шестью болтами. Подшипниковый щит с противоположной коллектору стороны не имеет внутренней подшипниковой крышки и фиксирующей гайки. Оба подшипниковых щита закрыты крышками 3. Из обеих подшипниковых камер электродвигателя выведены трубки, на концах которых имеются пресс-масленки для смазки подшипников под давлением.
Изоляция обмоток электродвигателя класса В. При испытании изоляции к обмоткам в течение 1 мин подводят напряжение 1500 В. Электродвигатель испытывают в течение 2 мин «при частоте вращения якоря 2500 об/мин.
Основные технические данные электродвигателя 1А2732/4 следующие:
Номинальное напряжение. 220 В
Длительная мощность. 25 кВт
Частота вращения якоря. 1800 об/мни
Масса электродвигателя. 340 кг
Воздух в шкафы выпрямительных установок электровоза ЧС4 подают четыре двухступенчатых мотор-вентилятора с диаметром рабочих колес 425 мм. Мотор-вентиляторы крепят в вертикальном положении болтами к фланцам в нижней части шкафов выпрямительной установки. Производительность каждого вентилятора 1,9 м3/с при давлении воздуха 150 мм вод. ст. Конструктивно вентилятор с диаметром рабочих
Рис. 162. Продольный разрез электродвигателя SM4003L
колес 425 мм выполнен подобно вентилятору с диаметром рабочих колес 710 мм. Рабочие колеса первой и второй ступеней вентилятора вращаются электродвигателем типа 8М4003Ь (рис. 162). Крепление электродвигателя в наружном и внутреннем кожухах выполнено аналогично креплению электродвигателя типа 1А2732/4. В наружном кожухе электродвигатель подвешен на предохранительном кольце 2, препятствующем его аксиальному сдвигу. Остов 10 электродвигателя имеет цилиндрическую форму. К его внутренней поверхности болтами крепят четыре главных и четыре дополнительных полюса. Сердечники 6 главных полюсов собраны из стальных листов, сплошные сердечники 7 дополнительных полюсов изготовлены из стали. Катушки 5 главных полюсов намотаны на каркас, а катушки 8 дополнительных полюсов — непосредственно на сердечник полюса медной изолированной проволокой. Концы катушек выведены на зажимы, к которым крепят и межкатушечные соединения. Выводные кабели из электродвигателя проходят через два сальниковых устройства 18 в переднем подшипниковом щите.
Вал 22 якоря электродвигателя вращается в двух шариковых подшипниках 19 типа 306 ГОСТ 8338—57. На вал напрессовывают коллектор 11, шихтованный сердечник якоря 23, нажимные шайбы 21 и колесо вентилятора 3, в пазу которого помещен груз для балансировки якоря. На выведенный из электродвигателя в обе стороны вал посажены рабочие колеса вентилятора, которые крепятся навернутыми непосредственно на вал гайками 17. Волновая обмотка 9 якоря выполнена из медного изолированного провода. Прямолинейные части катушек обмотки уложены в изолированных пазах сердечника и укреплены стеклотекстоли-товыми клиньями. Лобовые части обмотки крепят бандажами 4 из стальной проволоки.
Читайте также: Мотор 2 5 bac
Подшипниковые щиты 1 и 15 с подшипниками крепят болтами к торцам остова. Подшипники закрыты внутренними 20 и наружными 16 крышками. Для дополнения смазки в подшипниковых щитах предусмотрены радиальные каналы. В переднем подшипниковом щите между ребрами имеются четыре отверстия для доступа к щеточному аппарату и коллектору. Ток к коллектору подводится щеткодержателями 12, кронштейны 13 которых крепятся к специальному опорному кольцу 14.
С помощью подобных двух мотор-вентиляторов, имеющих диаметр рабочих колес 425 мм осуществляется охлаждение маслоохладителей тягового трансформатора электровоза ЧС4Т. В отличие от вентиляторов электровоза ЧС4 у этих вентиляторов отсутствует вентиляторное колесо второй ступени. Мотор-вентиляторы установлены на верхней части корпуса тягового трансформатора в наклонном положении. При эксплуатации электровозов ЧС4Т во время периодических осмотров необходимо обращать особое внимание на состояние шариковых подшипников электродвигателей, так как наклонное положение мотор-вентиляторов ухудшает условия их работы.
Основные технические данные электродвигателя 5М4003Ь следующие:
Частота вращения якоря. 2800 об/мин
Масса электродвигателя. 78 кг
Для охлаждения сглаживающих реакторов, резисторов ослабления поля тяговых двигателей и маслоохладителей тягового трансформатора электровоза ЧС4 предназначены два одноступенчатых аксиальных вентилятора с диаметром рабочего колеса 560 мм. Производительность каждого вентилятора составляет 6,5 м3/с при давлении воздуха 150 мм вод. ст. Внутренний кожух, в котором находится электродвигатель постоянного тока типа 2А2135/4 (рис. 163), укороченный, поэтому электродвигатель выступает из него. В остове электродвигателя предусмотрены два люка для осмотра щеточного аппарата и коллектора. Давление щеток на коллектор 0,7—0,8 кгс. В остальном конструкция мотор-вентилятора с диаметром рабочих колес 560 мм не отличается
от описанной выше конструкции мотор-вентилятор а с диаметром рабочих колес 710 мм.
Два подобных одноступенчатых аксиальных мотор-вентилятора, имеющих диаметр рабочего колеса 560 мм, на электровозах ЧС4Т предназначены для охлаждения только сглаживающих реакторов и резисторов ослабления поля тяговых двигателей. На элек-
тровозах ЧС4Т вентиляторы приводятся в действие электродвигателями постоянного тока типа 6А2135/4, которые по своей конструкции сходны с электродвигателем типа 2А2135/4.
Изоляция обмоток электродвигателей класса В. Во время испытания изоляции в течение 1 мин к обмоткам подводится напряжение 1500 В. Электродвигатели испытывают в течение 2 мин при частоте вращения якоря 4000 об/мин.
Технические данные электродвигателей 2А2135/4 и 6А2135/4 следующие:
Номинальное напряжение. 220 В
Длительная мощность. 17 кВт
Частота вращения якоря. 2800 об/мин
Масса электродвигателя. 210 кг
Работу всех мотор-вентиляторов контролируют воздухоструйные реле.
На электровозе ЧС4Т воздух для охлаждения элементов тормозных резисторов подается двумя одноступенчатыми вентиляторами, имеющими диаметр рабочего колеса 800 мм. Мотор-вентиляторы установлены в горизонтальном положении около блоков тормозных резисторов. Воздух всасывается вентилятором через постоянно открытые расположенные горизонтально жалюзи в верхней части кузова и, пройдя через тормозные резисторы, выбрасывается через такие же жалюзи на противоположной стороне электровоза. Фильтрация воздуха не предусмотрена.
Вентиляторы приводятся в действие электродвигателями постоянного тока типа АШ732/4 с последовательным возбуждением. Питание электродвигателей производится от выводов ОЗ-ВЗ тормозных резисторов. Поэтому частота вращения (рис. 164), производительность мотор-вентиляторов и потребляемая ими мощность (рис. 165) непосредственно зависят от величины тормозного тока.
Технические данные электродвигателя AU2732/4 следующие:
Напряжение питания. до 280 В
Ток при 40-мин режиме работы. 160 А
Частота вращения якоря. 2140 об/мпн
Потребляемая мощность. 39 кВт
Сопротивление обмотки якоря. 0,0309 Ом
Сопротивление обмотки главных полюсов . 0,0215 » Сопротивление обмоткн дополнительных полюсов . 0,01748 »
Масса электродвигателя. 350 кг
Для более равномерного распределения воздуха в блоке тормозных резисторов между вентилятором и блоком расположена эллиптической формы диафрагма из перфорированного листа с отверстием в середине.
Циркуляцию воздуха в системе кондиционирования в кабинах ма шиниста электровозов ЧС4Т осуществляют четыре радиальных вентилятора, которые приводятся в действие электродвигателями типа 2АРС71-2Б.
Основные технические данные электродвигателя 2АРС71-25 следующие:
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎥 Видео
БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Как работает? Чем отличаться от щёточного? #бесколлекторный #МОТОРСкачать
Тяговый электродвигатель НБ-514Скачать
Как работают бесколлекторные ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ? Вентильный двигатель. Понятное объяснение!Скачать
электро мотор от двигателя вентилятора охлаждения ВазСкачать
Как подключить мотор от вентилятора с 4 мя проводамиСкачать
ТЭД Принцип работы тягового двигателяСкачать
Запуск однофазного асинхронного электродвигателя от вентилятораСкачать
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ КОТОРЫЕ ТАЩАТ ТЕПЛОВОЗ С СОСТАВОМ!!! ч2Скачать
Конструкция тягового электродвигателя НБ 418К6. Реакция якоря.Скачать
Подключение и работа итальянского трехскоростного вентилятора на 220В(часть 1я /скорость low)Скачать
Универсальный двигатель (мотор) вентилятора внутреннего блока для кондиционера RPG12AСкачать
Изготовление вентилятора для охлаждения электродвигателяСкачать
Замена подшипников в электродвигателе с внешним роторомСкачать
Крышный вентилятор ,,DOSPEL" ( не всегда диагноз ,,сгорел мотор" означает ,что мотор сгорел!!!⚡)Скачать
Подключение и запуск двигателя от блока кондиционера. Асинхронный 220 Вольт.Скачать
⚪Тяговый электродвигатель ДК-213А; Троллейбус ЗиУ-682Г-016(012); бортовой №257; мост Raba-718.77Скачать
Как сделать вентилятор для эл.двигателя.Скачать