- «Робинзоны» из СССР: как советские солдаты на неуправляемом судне провели 49 дней в открытом океане
- Без еды, воды и топлива
- Спасение экипажа
- «Положительный пример»
- Самоходная баржа Т-36
- Дрейф в океане
- Баржа Робинзонов: как советские моряки 50 дней дрейфовали в океане, питаясь сапогами
- Неожиданное начало похода
- Борьба с голодной смертью
- Спасение на краю гибели
- Звезды новостных программ
- 🔍 Видео
Видео:Баржа - несамоходное судно. Обзор типа.Скачать
«Робинзоны» из СССР: как советские солдаты на неуправляемом судне провели 49 дней в открытом океане
60 лет назад были спасены четверо советских военнослужащих, которые 49 дней дрейфовали на неуправляемой барже посреди Тихого океана практически без еды и воды. Чтобы выжить, молодым людям пришлось есть кирзовые сапоги и пить техническую воду. Когда их обнаружили и спасли американские моряки, они находились в состоянии крайнего истощения и едва могли передвигаться. Вернувшись в СССР, советские «робинзоны» стали народными героями: про них сочиняли песни, писали книги и даже сняли фильм. Историки отмечают, что спасённые военнослужащие не были подготовлены к выживанию в подобных условиях, однако смогли проявить силу воли и совершить настоящий подвиг.
7 марта 1960 года американские лётчики заметили в Тихом океане, в нескольких тысячах километров от ближайшей суши, полузатопленную баржу с людьми. К судну, явно не предназначенному для работы в открытом океане, направился авианосец Военно-морских сил США USS Kearsarge. В ходе переговоров американцы убедили подняться на борт экипаж баржи — четырёх советских военнослужащих, которые, как оказалось, более полутора месяцев провели на дрейфующем судне. Их история стала мировой сенсацией.
Видео:Запуск двигателей на судне 1984 года постройкиСкачать
Без еды, воды и топлива
Ставшие позднее героями тихоокеанской одиссеи солдаты проходили службу в военно-строительной части на острове Итуруп. Младший сержант Асхат Зиганшин вместе с рядовыми Филиппом Поплавским, Анатолием Крючковским и Иваном Федотовым служили на барже проекта 306 под номером Т-36.
«Экипаж баржи не относился к числу моряков. Т-36 являлась не флотским, а армейским плавсредством», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.
В декабре 1959-го баржи, чтобы уберечь их от непогоды, вытащили на берег. Однако к острову подошёл рефрижератор с мясом, который необходимо было срочно разгрузить, для чего Т-36 спустили на воду. Обычно на барже хранился неприкосновенный запас продуктов на десять суток, но в этот раз его оставили на берегу, так как военнослужащие ранее перебазировались в казармы.
Утром 17 января 1960 года ураганный ветер сорвал баржу со швартовки. Экипаж решил выбросить Т-36 на берег на противоположной стороне бухты, однако эта затея не увенчалась успехом: баржа получила небольшую пробоину и вечером её унесло в открытый океан.
Во время борьбы со стихией закончилось топливо, из-за чего судно стало неуправляемым. Кроме того, из строя вышла залитая водой радиостанция: экипаж потерял возможность связаться с берегом.
Когда ветер стих, командование организовало поиски Т-36. Были обнаружены спасательный круг и обломки ящика с номером баржи. Из-за этого были сделаны неверные выводы о том, что судно затонуло возле Итурупа. Искать баржу в открытом океане никто не догадался.
Репродукция рисунка «В штормовом океане» работы художников Горпенко и Денисова из студии им. Грекова РИА Новости
Военнослужащие смогли заделать пробоину и откачать воду, после чего провели ревизию имеющегося на борту провианта. Они обнаружили буханку хлеба, банку консервов, немного гороха и пшена, а также некоторое количество перемазанного мазутом картофеля. Бочонок с чистой водой разбился во время шторма, поэтому экипажу пришлось пить техническую.
По воспоминаниям Асхата Зиганшина, на борту дрейфующей баржи ели один раз в сутки. Военнослужащие варили суп из пары картофелин, ложки жира от консервов и крупы. Воду пили три раза в день — по одному стаканчику из набора для бритья. В дальнейшем норму потребления жидкости уменьшили в два раза. 23 февраля, несмотря на строгую экономию, запасы еды на Т-36 закончились.
Экипажу баржи пришлось есть кожаные ремни от часов и брюк. Затем пришла очередь сапог — их резали на куски и вываривали в воде или жарили на техническом масле, превращая в подобие чипсов. Топливом мореплавателям служили автомобильные покрышки, прикованные цепями к бортам баржи.
Репродукция рисунка «Асхат Зиганшин варит обед» работы художников Горпенко и Денисова из студии им. Грекова РИА Новости
Несмотря на тяжёлые лишения, экипаж старался поддерживать высокий моральный дух. Военнослужащие заполняли катерный журнал и вели счёт дням. Под конец своего плавания они еле держались на ногах от истощения и страдали от галлюцинаций. Пробовали есть даже мыло и зубную пасту.
При этом за все 49 дней на барже не было ссор и конфликтов, никто не пытался отобрать у товарищей еду или воду.
Видео:Фантом - ЧижСкачать
Спасение экипажа
Во время дрейфа пленники баржи видели несколько судов и пытались привлечь внимание их экипажей, однако это им не удалось. Только 7 марта 1960 года над Т-36 появился самолёт, а затем к судну приблизились американские вертолёты. С них на баржу сбросили лестницу, однако советские военнослужащие сначала отказались покидать судно.
Тогда к барже подошёл авианосец США USS Kearsarge. Экипажу предложили помощь, после чего солдаты согласились на то, чтобы их доставили на борт американского корабля.
Ели советские военнослужащие поначалу немного: Зиганшин предупредил товарищей, что после продолжительной голодовки от переедания можно умереть. Сам он за время плавания похудел на 30 кг. Экипажу Т-36 выдали чистое бельё, бритвенные принадлежности, отвели в душ.
На борту корабля восхищённые мужеством и дисциплинированностью советских солдат американцы постарались создать им максимально комфортные условия. Кок, оказавшийся потомком эмигрантов с Украины, готовил для них вареники.
Читайте также: Не работает мотор вытяжки причина
Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин (в центре) разговаривают с американским моряком на авианосце «Кирсардж» РИА Новости
Прямо на американском авианосце члены экипажа Т-36 дали короткую пресс-конференцию, а на девятый день после спасения прибыли в Сан-Франциско. В США «робинзонов» торжественно встречали сотрудники генконсульства СССР и восхищённые местные жители.
«История участников дрейфа стала сенсацией и в Соединённых Штатах, и в Советском Союзе, да и во всём мире. Все были поражены тем, как героически вели себя четверо неподготовленных молодых людей в столь тяжёлых условиях», — рассказал Константин Стрельбицкий.
Приветственную телеграмму членам экипажа Т-36 направил первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущёв.
Власти Сан-Франциско вручили участникам тихоокеанской одиссеи символический ключ от города и объявили их почётными жителями. Советские дипломаты переодели солдат по местной моде и выдали им деньги для покупки подарков родным и близким.
Экипаж баржи Т-36 во время экскурсии по Сан-Франциско © Рудольф Кучеров/РИА Новости
Американцы предлагали солдатам остаться, спрашивали, не боятся ли они возвращаться в СССР. Но члены экипажа Т-36 решительно пресекали подобные разговоры. Через Нью-Йорк они отправились домой.
Видео:Момент перелома корпуса судна "Arvin". Трагедия в Чёрном море / m/v "Arvin" moment of hull break.Скачать
«Положительный пример»
В СССР участников тихоокеанского дрейфа встречали так, как потом встречали только космонавтов, отметил Константин Стрельбицкий.
«Их популярность была фантастической. Только полёт Юрия Гагарина в 1961 году смог затмить их подвиг», — рассказал он.
Когда молодые люди прибыли в Москву, город был украшен плакатами «Слава отважным сынам нашей Родины!». Начались многочисленные встречи и торжественные приёмы.
Экипаж баржи Т-36 во время беседы с кинорежиссёром Михаилом Роммом и сценаристами фильма «49 дней» Владимиром Тендряковым, Григорием Баклановым и Юрием Бондаревым РИА Новости
По воспоминаниям Зиганшина, никакой цензуры не было — участники тихоокеанской одиссеи говорили то, что считали нужным. Не было и приглашений на беседы в органы госбезопасности по поводу их пребывания в США.
После возвращения военнослужащих принял министр обороны маршал Родион Малиновский. Он вручил молодым людям штурманские часы. Зиганшину было присвоено внеочередное звание «старший сержант». Всех участников дрейфа наградили орденами Красной Звезды.
Из Москвы бывший экипаж Т-36 отправился восстанавливать силы в военный санаторий в Гурзуфе. В Крыму военнослужащим предложили поступить в мореходное училище. Все, кроме Федотова, согласились и в дальнейшем связали свою жизнь с флотом.
О тихоокеанском дрейфе написано несколько книг и песен, в том числе Владимиром Высоцким, снят художественный фильм «49 дней».
Слева направо: Анатолий Крючковский, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский РИА Новости
«Участники дрейфа — герои во всех отношениях. Они пережили тяжелейшие испытания, причём пережили их достойнейшим образом. При этом нужно иметь в виду, что к выживанию в экстремальных ситуациях их никто никогда специально не готовил», — отметил Стрельбицкий.
По словам историка, подвиг экипажа Т-36 сыграл в своё время серьёзную моральную и педагогическую роль.
«Советская пропаганда сделала из их подвига положительный пример для всего общества, для подрастающего поколения. Они продемонстрировали потрясающую силу духа и стали настоящими народными героями», — подытожил Стрельбицкий.
Обложка: Советские солдаты, 49 дней дрейфовавшие на барже Т-36 (слева направо): Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский, Иван Федотов © Рудольф Кучеров/РИА Новости
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Видео:Подъем нефтеналивной баржи на ролик-мешках производства ООО «НПП «Сибрезинотехника»,Скачать
Самоходная баржа Т-36
T-36 — советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306. Длина по ватерлинии — 17,3 м, ширина — 3,6 м, высота борта — 2 м, осадка — 1,2 м. Водоизмещение — 100 т, 2 двигателя, скорость — 9 узлов.
Видео:Выгрузка техники с баржи на необорудованный берег.Скачать
Дрейф в океане
17 января 1960 года в заливе острова Итуруп разыгрался сильный ураган; в 9 утра по местному времени ветром, достигавшим скорости 60 м/с, была сорвана со швартовки самоходная баржа Т-36. На её борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии, приписанных к барже: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. Экипаж боролся со стихией десять часов; около 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Зиганшин предложил выброситься на берег, но ни одна из трёх попыток результата не дала; одна из таких попыток привела к тому, что баржа получила пробоину. Волны достигали высоты в 15 метров; одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была выведена из строя радиостанция. Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан. [1]
На берегу было известно о борьбе баржи со стихией, однако больше сообщений с баржи не поступало. Как только ветер несколько стих, солдаты прочесали берег. Обнаруженные обломки бочонка для питьевой воды, сметённого с палубы волной, дали основание считать, что баржа была потоплена ураганом. Поисковые работы были остановлены также и по причине запрета выхода в море спасательным и другим судам в связи с проводившимися в те дни ракетными стрельбами. [1] [2]
На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии. Их запасы составляли 15-16 ложек крупы, немного хлеба, банка консервов и некоторое количество картошки, которая находилась в машинном отделении, и в шторм оказалась пропитанной дизельным топливом. [1] Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи; когда она закончилась, собирали дождевую. [3]
Читайте также: Мотор доп печки уаз патриот
Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало съестное — кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубная паста. [1] По воспоминаниям Зиганшина:
— Мы его порезали мелко, в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь и это ели… [3]
Дрейф продолжался 49 дней. Люди теряли в весе до 800 граммов в день — Зиганшин, ранее весивший 70 кг, похудел до 40 кг. [3]
…В тяжелейших условиях солдаты смогли не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство… [4]
7 марта истощённые и обессиленные люди были подобраны американским авианосцем «Кирсердж» в 1930 км от атолла Уэйк. Авианосец доставил военнослужащих в Сан-Франциско, где они были неоднократно интервьюированы, а также была устроена пресс-конференция, где члены экипажа Т-36, одетые в гражданские костюмы, предоставленные правительством США, отвечали на многочисленные вопросы, связанные с данным происшествием и с чудесным спасением. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. [3] Каждому из четверых было выдано по 100 долларов, которые они потратили во время экскурсии по городу. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, где они встретились с представителями советского посольства и неделю отдыхали на даче. [5] Из Нью-Йорка они отплыли на корабле «Куин Мэри» в Европу. Из Европы участников дрейфа, уже в военной форме, доставили в Москву, а затем, после медицинского обследования, их вернули в свою часть. Таким образом герои совершили кругосветное путешествие.
По возвращении домой им был организован торжественный приём, они были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность (в том числе и в популярной культуре). Министр обороны Родион Малиновский подарил спасённым штурманские часы, «чтобы они больше не блуждали»; Асхату Зиганшину было присвоено внеочередное звание старшего сержанта, его именем названа улица в Сызрани. [3]
Видео:Дело — труба: баржа для Амурского ГХК не смогла пройти под мостом БлаговещенскаСкачать
Баржа Робинзонов: как советские моряки 50 дней дрейфовали в океане, питаясь сапогами
Весенним днем 7 марта 1960 года американские военные моряки подняли на борт авианосца «Кирсардж» экипаж советской самоходной баржи. Парни были измучены и стояли на пороге голодной смерти — 50 дней подряд они боролись со стихией в открытом океане, питаясь буквально сапогами и ремнями. Так закончился почти двухмесячный дрейф четырех молодых солдат, обернувшийся триумфом человеческого духа.
Видео:Запуск самых мощных двигателей в мире!Скачать
Неожиданное начало похода
17 января 1960 года рядом с островом Итуруп, принадлежавшим Курильской гряде, разразилась сильная буря, во время которой ветер достигал скорости шестьдесят метров в секунду. Этой силы вполне хватило, чтобы сорвать со швартовки самоходную баржу Т-36, на которой находились в это время четверо советских военнослужащих.
Солдаты пытались сообщить о проблеме на берег, но после особенно высокой волны, залившей рубку, радиостанция перестала работать. Тогда бойцы, не являвшиеся профессиональными моряками, а лишь проходившие службу в стройбате, решили выброситься с баржей на берег. Они произвели несколько отчаянных попыток, но потерпели неудачу. После одного из маневров судно лишь получило небольшую пробоину. В итоге баржу вынесло в океан, и она была подхвачена течением. Так четыре советских солдата: Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов — неожиданно для себя отправились в самый важный поход в своей жизни.
На земле их сначала искали, а затем объявили пропавшими без вести, при этом установив наблюдение за квартирами их родственников — на случай, если бойцы просто решили дезертировать.
Видео:Самый гигантский танкер в мире - Один лишь его якорь весит 36 Тонн!Скачать
Борьба с голодной смертью
Поначалу они надеялись, что их быстро спасут, но уже вскоре стало понятно, что шансы на спасение стремятся к нулю. Асхат нашел на борту газету, в которой говорилось, что именно там, где они дрейфуют, проходят ракетные учения, и там запрещено появляться гражданскому судоходству. Помощи ждать было неоткуда.
Как бы то ни было, перед двадцатилетними парнями встала другая проблема — паек им выдавался на три дня, и, словно в насмешку, их вынесло в океан как раз на третий день бури, когда продукты уже практически закончились. Итого четырем молодым людям с отличным аппетитом достались: буханка хлеба, пятнадцать ложек крупы, пара банок тушенки и два ведра картошки. Да и та оказалась почти несъедобной — во время шторма она рассыпалась по трюму и пропиталась дизельным топливом.
Когда картошку сварили, она настолько неприятно пахла, что ее хотели выкинуть, но Асхат, бывший старшим по званию, запретил. Позже это спасет им жизни.
С пресной водой тоже были проблемы — пришлось сливать воду из системы охлаждения двигателя. Она воняла ржавчиной, но тем не менее ее пили, по небольшой порции на каждого в сутки. Вдобавок к этому собирали дождевую воду.
Долгое время солдаты питались, варя в морской воде похлебку из крупы и картошки, которую удалось растянуть аж до 23 февраля. На праздник Советской Армии съели последнюю. Голод обещал обернуться трагедией. Поначалу их тешила иллюзия, что они смогут ловить рыбу — но с трудом изготовленные из подручных материалов сети почти сразу унесло в океан.
Читайте также: Излишки масла в моторе
И тогда Асхат вспомнил, что учительница рассказывала ему историю о том, как моряки варили кожаные вещи чтобы спастись от голода. Начали с ремешка от часов. Его порезали на ломтики и сварили, используя океанскую воду. Выпили бульон и закусили размякшей кожей. Позже так же употребили брючные ремни и ремни с рации. В ход пошли даже кожаные мехи гармошки, на которой играл один из бойцов.
Но и эти продукты быстро закончились. Пришлось переходить на кирзовые сапоги. Как вспоминал позже Анатолий Крючковский, кожа сапог имела отвратительный вкус, была очень горькой и жесткой. Поэтому ее нарезали кусками, поджигали, а размягченный кусок мазали солидолом и ели. В сутки каждый боец получал несколько таких порций.
Проблема была еще и в том, что солдатам приходилось бороться за выживание с океанской стихией: скалывать намерзающий на борта лед, иначе баржа бы просто перевернулась. На это уходили драгоценные силы.
Были и психологические проблемы: через некоторое время от голода и стресса появились слуховые галлюцинации, а самый нервный из бойцов, Федотов, иногда впадал в панику, крича, что всем им хана. Соратники по несчастью пытались его успокоить, отвлечь разговорами, особенно часто говоря о еде.
Видео:Почему у подводных лодок, на гребных винтах, больше лопастей, чем у надводных кораблейСкачать
Спасение на краю гибели
6 марта 1960 года с борта американского авианосца заметили баржу и подняли вертолет на разведку. В первый день авианосец приблизился к барже, а затем внезапно изменил курс и ушел от нее. И лишь на следующий день подошел снова.
Как рассказывает Асхат Зиганшин, самым ужасным во всем их походе было ощущение потери надежды, когда американский корабль в первый день ушел от баржи. Американцы же утверждали, что ушли, потому что опасались русских.
Тем не менее, когда парней все-таки подняли на борт авианосца, они были в таком изможденном состоянии, что Асхат упал в обморок, когда пошел бриться. Но больше всего поразила американцев выдержка советских солдат. Когда старшему из них дали стакан воды, он сделал глоток и тут же передал товарищу, который пустил стакан по кругу, делясь со своими друзьями. А когда им налили бульон и дали кусок хлеба, Асхат, съев все, отказался от добавки, так как помнил, что после длительного голода смертельно опасно сразу нагружать желудок.
Американские военные проявили себя дружелюбно, не только обеспечив советским солдатам надлежащий уход и медицинскую помощь, но и приставив к их комнатам охрану, чтобы выжившим не докучали любопытные, которые хотели лично пообщаться с героями.
С американским моряком
После обследования доктора заявили, что советские солдаты спаслись буквально в последний момент — еще несколько часов или, максимум, день — и они погибли бы от истощения.
За время похода тот же Асхат из семидесяти килограммов своего веса потерял тридцать. По разным данным бойцы дрейфовали в океане от 49 до 51 дня.
Видео:Как крошечные буксиры тянут гигантские корабли?Скачать
Звезды новостных программ
Естественно, сенсационная новость тут же облетела новостные программы, и на авианосец прилетела толпа журналистов для того, чтобы увидеть живое чудо — людей, которые выжили после такого путешествия.
Первая конференция продлилась недолго — от переутомления у Асхата пошла кровь из носа, и пришлось закругляться. Позже, когда парни окрепли, журналисты закидали их сотнями вопросов, и конечно же самым частым был: «как на вкус сапоги?». Спрашивали и о том, как парни не опустились до каннибализма, или не перебили друг друга за еду.
Зиганшин позже отвечал, что они были довольно закаленными благодаря службе на Курилах, и поэтому смогли продержаться и в этих экстремальных условиях. При этом сами иностранные журналисты, задававшие такие вопросы, умудрились подраться друг с другом за право первыми сфотографироваться с выжившими.
Парни опасались, что советское руководство объявит их предателями, но хрущевская оттепель сыграла свою роль. Но их наоборот назвали героями и прислали телеграмму с поздравлениями вождя.
В США им выдали гражданскую одежду, а мэр Сан-Франциско подарил золотые ключи от города. Правда, золотыми они были чисто символически, это был просто крашеный картон, что не мешало некоторым меркантильным дамам интересоваться у героев, где золотишко. От того же мэра парни получили по сто долларов, которые потратили во время экскурсии по городу.
Позже, уже из Нью-Йорка, они были отправлены круизным лайнером в Европу, а оттуда прилетели в Москву, где их встретили как национальных героев. В Союзе история вызвала ажиотаж: воодушевленные историей советские пионеры играли в выживание и, бывало, варили батины сапоги, а девушки присылали героям письма с просьбой о встрече. После всех обследований робинзоны отправились обратно в часть, где они служили. Таким образом, они совершили кругосветное путешествие. Все они, получив такой необычный опыт, пошли учиться в морское училище и связали свою жизнь с морем.
А сапоги, по словам самого Асхата Зиганшина, ему дарили еще долго, до самой старости. Однажды кондитеры даже прислали на его юбилей шоколадные сапоги, но есть их юбиляр не захотел.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔍 Видео
Выгрузка баржи методом переворачиванияСкачать
как тонет баржаСкачать
Обзор внутренних помещений на «Омском»Скачать
Подготовка Главного Судового Двигателя к ПускуСкачать
Ледокол на Енисее.....советую посмотретьСкачать
Внутри самого большого мега-контейнеровоза в миреСкачать
Галилео. БаржаСкачать
5 Самых Зрелищных Спусков Кораблей На Воду!Скачать
За СЕКУНДУ ДО... Самые Жуткие КРУШЕНИЯ Кораблей, Снятые на КамеруСкачать