Исполнительный директор Ассоциации производителей шин рассказала о том, как в России развивается индустрия восстановления покрышек.
В недавнем интервью изданию Retreading Business Надежда Чурмеева, исполнительный директор российской Ассоциации производителей шин (АПШ), ответила на вопросы том, как идет развитие отрасли восстановления шин в стране и какие проблемы ему препятствуют (интервью было взято до начала пандемии и связанных с ней кризисных явлений).
Не могли бы вы вкратце рассказать историю своей ассоциации? Когда она была основана, с какой целью, какие задачи ставит перед собой?
Ассоциация производителей шин была создана в октябре 2012 года. Необходимость в ее создании назрела достаточно давно, поскольку в течение нескольких лет эксперты ведущих шинных компаний обсуждали актуальные для индустрии вопросы. Была необходима организация, которая выражала бы консолидированное мнение отрасли, и АПШ стала первой профессиональной организацией, объединившей ведущих производителей и импортеров шин, работающих на территории Российской Федерации. Будучи некоммерческой организацией, представляющей собой добровольное объединение шинных компаний, АПШ не подменяет деятельность каждой из них, а дополняет и умножает их ресурсы и возможности. Ключевая задача АПШ заключается в представлении и защите общих интересов компаний-членов, а также поддержке их деятельности в России в интересах стабильного и эффективного развития шинной отрасли.
Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском шинном рынке? Под влиянием каких трендов находится отрасль сегодня? Как экономический кризис повлиял на спрос и предложение?
В настоящее время на шинном рынке складывается достаточно напряженная ситуация: ключевой фактор – это снижение платежеспособного спроса со стороны потребителей.
Основные тренды, определяющие развитие отрасли сейчас, — это рост премиального и нижнего ценовых сегментов, соответственно падение продаж в среднем сегменте, ценовые войны, фокус парков на оптимизации затрат в условиях роста цен на основные элементы себестоимости и в условиях стагнации тарифов.
Как бы вы охарактеризовали ситуацию в сегменте восстановления шин? Развивается ли эта ниша, и что на нее влияет?
Видео:Линия по восстановлению шинСкачать
После продолжительного периода стагнации, вызванного крайне низким ценовым предложением на новые шины в сегменте «эконом», рынок восстановленных шин начал активно развиваться.
Сейчас один из ключевых драйверов развития – это рост спроса на решения, связанные со снижением стоимости километра пробега шины со стороны крупных парков, потребителей грузовых шин.
Кроме того, на развитие ниши критично влияет наличие инфраструктуры и производственных мощностей, расположенных в регионе базирования парка, а также наличие эффективных программ по восстановлению шин у ключевых производителей премиальных шин.
В большинстве регионов мира производители новых шин и «протектировщики» страдают из-за наплыва дешевых китайских шин – есть ли такая проблема в России?
Наличие дешевых китайских шин привело к стагнации отрасли и в России. Положительным фактором является растущий спрос со стороны парков именно на услугу восстановления грузовых шин премиальными материалами, связанный с оптимальной по сравнению с небольшими производителями материалов для восстановления стоимостью километра пробега шины для парка и стабильным качеством восстановленных шин.
Сегодня много говорится о необходимости больше утилизировать и восстанавливать покрышки – что мешает это делать? Насколько ситуация в этой сфере сопоставима с тем, что наблюдается в Европе?
Что касается восстановления грузовых шин, то по сравнению с Европой российский рынок пока характеризуется недостаточно высокой культурой эксплуатации шин во многих парках, что негативно влияет на доступность каркасов для восстановления. С другой стороны,
пока в России недостаточно развита и инфраструктура для оказания услуг по восстановлению шин на премиальном уровне.
В то же время сдерживающим развитие данного направления фактором являются активные продажи бывших в употреблении шин, которые на сегодняшний день более выгодны шинным дилерам, обслуживающим парки.
Читайте также: Шина нижней конечности деротационный ортез fs2952
В отношении утилизации изношенных шин, напротив, в последние годы можно констатировать кардинальные изменения в лучшую сторону. Данные перемены были обусловлены внедрением в Российской Федерации в 2016 году института расширенной ответственности производителя (РОП). Аналогичное законодательство действует и в странах Европы.
Институт РОП означает, что производители и импортеры шин обязуются государством обеспечивать утилизацию постоянно растущей, установленной доли изношенных шин ежегодно (норматив утилизации).
В 2020 году по шинам правительством РФ установлен норматив в 30% — один из самых высоких среди других товаров, подпадающих под данное регулирование. При этом текущее законодательство требует, чтобы производители и импортеры шин, прежде всего, постарались исполнить данную обязанность самостоятельно, заключив договор с действующими на рынке переработчиками изношенных шин, и, только если им это не удается, заплатить в федеральный бюджет экологический сбор.
Российское законодательство предусматривает и возможность коллективного самостоятельного исполнения производителями шин обязанности по утилизации – через создание специальной отраслевой некоммерческой ассоциации, которой компании-члены поручают поиск и заключение договоров на сбор и утилизацию изношенных шин с переработчиками шинных отходов. Данная практика получила наиболее широкое распространение в странах Европы – подобные организации созданы во Франции, Испании, Италии, скандинавских странах, странах Прибалтики и т.д. Не удивительно, что и в России многие производители шин решили пойти по тому же пути: в 2017 году была учреждена ассоциация «ЭкоШинСоюз».
По нашим экспертным оценкам, например, в сегменте легковых, легкогрузовых и грузовых шин, последние два года уже почти 93% производителей и импортеров шин исполняют РОП самостоятельно, обеспечивая сбор и утилизацию дополнительных объемов изношенных шин на рынке, через прямые договоры с переработчиками или при посредничестве ассоциации «ЭкоШинСоюз». Такой ответственный подход к исполнению обязанности со стороны производителей и импортеров шин уже имеет реальные видимые результаты: рынок утилизации изношенных шин «обелился», поскольку производители и импортеры шин не заинтересованы в покупке фиктивных актов утилизации, запускаются проекты по сбору шин, модернизируются и наращиваются мощности добросовестных переработчиков, развиваются рынки сбыта продуктов утилизации.
К сожалению, нельзя не отметить в качестве тревожного фактора в сфере утилизации шин начавшееся в 2019 году обсуждение государственных инициатив по пересмотру текущего законодательства в сфере РОП. Минприроды России предлагает ввести мораторий на самостоятельное исполнение РОП и обязать всех платить экологический сбор в федеральный бюджет. Производители шин выступают категорически против данной инициативы, поскольку это будет означать фактическую заморозку всех позитивных изменений в сфере утилизации шин.
Видео:Как восстановить изношенную шину? Просто.Скачать
В других странах производители новых шин открывают заводы по восстановлению собственных покрышек? Может ли в России стать популярна такая модель? Есть ли уже примеры, или соответствующие планы производителей?
В России уже есть примеры запуска мощностей по восстановлению грузовых шин как в рамках собственных производств, так и в рамках партнерских проектов. Крупнейшие производители фокусируются на развитии восстановления шин на производственных мощностях партнеров, оказывая при этом методическую помощь в поддержании высоких стандартов производства и поставляя материалы для восстановления шин. Следующий шаг – покрытие территории партнерскими производствами, что позволит снизить транспортную составляющую бизнеса, а также развитие так называемых флит-контрактов, которые позволят максимально мотивировать парки бережно относиться к шинам и кратно увеличить долю восстановленных шин на колесах своих грузовых автомобилей.
По вашей оценке, насколько российское законодательство способствует развитию отрасли восстановления шин? Присутствуют ли какие-либо стереотипы или предрассудки о качестве восстановленных шин среди российских компаний?
Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве приоритетов государственной политики устанавливает следующую цепочку: максимальное использование исходных материалов и сырья, предотвращение образования отходов, сокращение их образования, обработка отходов, их утилизация или, в конечном счете, обезвреживание отходов. Восстановление грузовых шин в полной мере соответствует второму по приоритетности направлению государственной политики в области обращения с отходами – предотвращение образования отходов, поскольку нацелено на продление жизненного цикла шины, что отвечает экологическим принципам и принципам рационального природопользования современной экономики.
Читайте также: Шины для машин завод
В то же время, в отношении восстановления шин, на данный момент по сути можно констатировать исключительно декларацию приоритета предотвращения образования изношенных шин – необходимо подкрепление экономическими стимулами. Это окажет огромное влияние как на улучшение экологической составляющей транспортного бизнеса, так и на повышение эффективности парков.
В настоящее время в большинстве случаев восстановление каркаса производится один раз. Но, к примеру, конструкция каркасов премиальных производителей позволяет проводить процесс восстановления два и более раза.
Массовый переход на подобную систему позволил бы, во-первых, существенно снизить выбросы в атмосферу, во-вторых, значительно уменьшить стоимость километра пробега. При этом становится возможным увеличение прибыльности парков и налоговых поступлений для государства, либо дополнительное снижение себестоимости перевозок.
Ключевой стереотип в отношении восстановления грузовых шин – это низкая ходимость и надежность шин с восстановленным протектором. Важной задачей для премиальных производителей сейчас и в будущем является борьба с этим стереотипом, изменение практики поведения потребителей – с покупки новой недорогой шины на более эффективное использование имеющегося премиального продукта. Европейская практика доказала большую экономическую эффективность второго подхода.
По вашим оценкам, как будет развиваться отрасль производства новых шин, а также отрасль их восстановления в ближайшие годы?
Все будет зависеть от общей экономической ситуации в стране – и та и другая отрасли будут развиваться вместе с ростом ВВП. На развитие отрасли восстановления грузовых шин мы смотрим с осторожным оптимизмом, так как базовая потребность в этом продукте уже назрела. Ключевой вопрос сейчас в изменении культуры эксплуатации новых и восстановленных шин и создании соответствующей инфраструктуры.
Вторая жизнь: все, что нужно знать про восстановленные шины
Видео:Как это делают. Восстановление шины. (этап)Скачать
В одном из прошлых материалов мы рассказали о том, как правильно утилизировать автомобильные шины. Это действительно очень серьезная проблема, ведь количество выброшенных, но не утилизированных правильно шин в России измеряется в миллионах тонн. Еще одна возможность для уменьшения ущерба окружающей среде – восстановление изношенных шин.
Как можно восстановить шину
Идея продолжения жизни автомобильных шин восходит еще к прошлому веку. Всегда и во все времена рачительные автовладельцы хотели от шин большего ресурса. Наибольшее распространение получило две технологии – замена протекторной ленты и так называемая донарезка протектора (регрувинг). С последней технологией наверняка знакомы те, кто помнит времена СССР – в годы тотального дефицита это был популярный способ продлить жизнь шинам, в том числе, легковым. Конечно, это происходило с переменным успехом – например, восстановленные шины могли взорваться во время движения из-за разрушения корда.
Вторая технология – так называемая наварка, то есть замена протекторной ленты на новую, холодным или горячим методом. В настоящее время, это наиболее популярный способ восстановления шин, имеющий, впрочем, ряд ограничений. Давайте рассмотрим все технологии по очереди.
Можно ли восстановить легковые шины
Для начала – самое главное. Каркасы легковых шин не рассчитаны на их повторное использование, так что восстанавливать их нельзя ни одним из способов! Все, что будет сказано про восстановление, относится только к «коммерческим» шинам для грузовых автомобилей, строительной техники и автобусов. У таких шин – прочный цельнометаллический каркас, выдерживающий гораздо больше, чем протектор, а также специальная конструкция, рассчитанная на двух- трехкратное восстановление.
Регрувинг, или нарезка
Для начала поговорим про донарезку протектора, или, как ее еще называют, регрувинг. Речь идет о процедуре углубления протектора при помощи ручного режущего инструмента. Разумеется, делать это можно не с любыми шинами, а только с теми, на которых есть маркировка Regroovable.
Читайте также: Размер шин для порше панамера
В таких случаях конструкция шины подразумевает дополнительный слой резины в основании протектора, что позволяет углубить рисунок примерно на 3 миллиметра, тем самым «выиграв» еще 35-40 тысяч пробега. Оптимальным моментом для восстановления является износ протектора до 3 мм.
Этот метод восстановления считается наиболее недорогим – потратив всего 3-5% от стоимости новой шины на донарезку, можно получить еще 20-30% от первоначального ресурса.
Недостатки у регрувинга тоже есть. Успех операции всецело зависит от качества каркаса и мастерства специалиста, выполняющего донарезку. Некоторые шинные бренды разрешают для отдельных моделей неоднократную донарезку, но после этого все равно необходима замена протектора. К тому же, в ряде стран установка «донарезанных» шин на передние оси автобусов запрещена на законодательном уровне.
Наварка протектора
Наварка протектора, или замена протекторной ленты – наиболее распространенный путь восстановления грузовых шин, позволяющий им обрести не менее 50-60% от первоначального ресурса. Восстановленные шины широко применяются на всех мировых рынках, например, в Европе их доля составляет более половины от общего объема продаж.
Видео:Восстановление шин на ООО “КаМаРетрэд”Скачать
При условии высокого качества каркаса шины, наварку можно выполнять неоднократно, увеличивая ресурс шины до 450-500 тысяч километров. Наварка может быть холодной и горячей. Разберем отличия данных технологий.
Холодная наварка
При восстановлении автомобильных шин на небольших производствах, чаще всего используется холодный метод.
Изображение: GoodYear
Выглядит это следующим образом. Изношенную шину помещают в специальный станок, где при помощи фрезы с нее снимается протекторный слой. Брекерный слой тщательно инспектируется на предмет дефектов, которые ремонтируются при помощи пневмоинструмента. Следующий этап – экструдирование, при котором брекер покрывается слоем сырой резины, укрывающей все дефекты. После этого – еще один слой сырой резины.
Далее на шину накладывается протекторная лента. Как правило, такие ленты выпускают все крупнейшие производители шин, например, у Nokian Tyres такие протекторы называются Noktop и E-Tread. Интересная особенность протектора Noktop – двухслойная структура. Более мягкий верхний слой обеспечивает улучшенное сцепление зимой. К весне он стирается, обнажая более жесткий протектор, оптимальный для использования при положительных температурах.
Изображение: Nokian Tyres
Подсобранная шина помещается в так называемый конверт, из которого откачивается воздух. Далее шины помещаются в автоклав, где при давлении около 4 атмосфер при температуре в 110 градусов Цельсия происходит процесс вулканизации. В итоге протектор намертво соединяется с каркасом шины.
Горячая наварка
Видео:Процесс восстановления легковых шинСкачать
Вторая технология – горячей вулканизации – отличается наиболее высоким качеством восстановления, но в связи с ее высокой стоимостью и энергозатратностью применяется лишь на крупных производствах.
Изображение: GoodYear
Горячая наварка выполняется при температуре в 180 градусов Цельсия, и ее главное отличие от холодного процесса заключается в том, что на подготовленный каркас наносится большой слой сырой резины (включая боковины), а после этого при вулканизации при помощи пресс-формы на шине формируется рисунок протектора – точно так же, как при создании новой шины.
Например, у компании GoodYear такая технология носит обозначение TreadMax или Next Tread. Под технологией подразумевается не только сама лента, но и специальное оборудование в комплекте с технологическими картами.
Восстановленные горячим методом шины дороже шин, выполненных по холодной технологии, однако их качество и ресурс выше.
Что нужно знать при покупке восстановленных шин
Современные технологии действительно позволяют обеспечить качественное и даже неоднократное восстановление грузовых и коммерческих автомобильных шин. Но восстановление восстановлению рознь – кустарная процедура, выполненная с нарушением технологии, может привести к отрыву протекторной ленты и разрушению каркаса шины во время движения.
Вот почему, выбирая восстановленные шины, обращайтесь только к сертифицированным поставщикам, работающим по официальной заводской технологии, и соблюдающим все необходимые стандарты качества. Покупка «безымянных» восстановленных шин может обойтись слишком дорого!
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
источники:Видео:Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
🎬 Видео
Восстановление шин МоскваСкачать
Восстановление шины эластомеромСкачать
Восстановление грузовых шин и наварка 🚛Скачать
Как восстанавливают старые шины, для повторного использованияСкачать
Восстановление шин легкового автомобиля. Это жесть! Восстановление протектора, не попадитесь!Скачать
Восстановление шин для карьерных самосваловСкачать
Как восстановить старую шину грузового автомобиля?Скачать
Производство/Реконструкция/Восстановление шинСкачать
Восстановление шин грузовых автомобилей как бизнес идеяСкачать
🚚НЕ ПОКУПАЙ новые ШИНЫ НА ГРУЗОВИК 🚛ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ШИН и НАВАРКАСкачать
Восстановленные шины или наваркаСкачать
Восстановление грузовых шин от "100 ШИН"Скачать
«холодное» восстановление шинСкачать
Оборудование для восстановления шинСкачать