Шероховатость цапф валов под подшипники качения должна быть не грубее Ra=0,8. 1,6 мкмсогласно ГОСТ 2789-87. Такую шероховатость обеспечивает шлифование. Для выхода шлифовального круга на цапфах вала выполняют канавки (см. рис. 1.11).При высокой напряженности вала (малой усталостной прочности ступени) канавку не выполняют, переход от одного диаметра вала к другому в месте установки подшипника производится галтелью постоянного радиуса, величина которого должна быть меньше фаски внутреннего кольца подшипника [8, с.116].
Очень часто для регулировки осевых зазоров в подшипниках используют стопорение внутренних колец подшипников при помощи шлицевых гаек по ГОСТ 11871-80 и стопорных многолапчатых шайб по ГОСТ 11872-80. В этом случае участки, соседние с шейками вала под подшипники, выполняют резьбовыми (рис. 1.13), их размеры определяются параметрами резьбы и диаметром вала под подшипник [8, табл. 24.24 – 24.26].
Рис. 1.13. Фиксация внутреннего кольца подшипника
И, наконец, в опорном узле контактсоседних с подшипником деталей необходимо предусматривать только по торцам подшипниковых колец и на высоте h, не превышающей толщины кольца подшипника S (см. рис. 1.13).
C целью образования достаточной поверхности для демонтажа подшипников съемниками конструктивно должны быть обеспечены минимальные размеры монтажного заплечика по валу t1 = S – h (и аналогичного монтажного заплечика по корпусу и наружному кольцу подшипника t2). В зависимости от посадочного диаметра подшипника величины t1 и t2 приведены в работе Л.Ф. Дунаева и О.П. Леликова [8, с.91]. Вместе с тем, высота заплечиков на валах и в корпусах должна быть выбрана с учетом радиусов скруглений колец подшипников. Наименьшую высоту заплечиков можно выбрать в указанной выше работе [8, с.90].
Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 2198 ;
- Опорная часть вала или оси
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова цапфа
- Определение слова цапфа в словарях
- Примеры употребления слова цапфа в литературе.
- Часть вала, опирающаяся на подшипник
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова цапфа
- Определение слова цапфа в словарях
- Примеры употребления слова цапфа в литературе.
- Опоры валов и валов
- Виды и назначение валов и осей
- ВАЛЫ И ОСИ. ПОДШИПНИКИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕДУКТОРАХ
- Валы и оси
- 📹 Видео
Видео:Лекция «Валы и оси. Их опоры»Скачать
Опорная часть вала или оси
Ответ на вопрос «Опорная часть вала или оси «, 5 (пять) букв:
цапфа
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова цапфа
Определение слова цапфа в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от нем. Zapfen), участок вала или оси, поддерживаемый опорой. Концевая Ц. называется шипом , расположенная в средней части вала, ≈ шейкой, торцевая ≈ пятой. Шипы и шейки выполняются цилиндрическими, коническими, иногда сферическими; пяты ≈ кольцевыми (с.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
цапфы, ж. (нем. Zapfen). Шип, шейка вала или оси опирающаяся на подшипник и вращающаяся в нем (тех.). Поворотная цапфа (устройство, на к-ром вращается переднее колесо автомобиля). Небольшой цилиндрический выступ на середине ствола орудия, вставляемый в.
Примеры употребления слова цапфа в литературе.
Жиры животного происхождения и растительные масла, прогоркнувшие вследствие употребления или дающие кислую реакцию, вызывают разъедание и порчу поверхностей у цапф.
Печь располагается в двух цапфах, поэтому она легко опрокидывается, что значительно облегчает разливку металла в различные емкости.
Владелец сообщил ей, что Цапф, этот чертов болван, поджег свою лавку ради страховки.
Цапфы — небольшие выступы цилиндрической формы на середине орудийного ствола, вставлявшиеся в цапфенные гнезда лафета.
Горбыли — толстые широкие железные полоски, которыми покрывают цапфы орудий, чтобы последние не выскакивали при выстреле из цапфенных гнезд.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Видео:Опоры валов и осей: подшипники скольженияСкачать
Часть вала, опирающаяся на подшипник
Ответ на вопрос «Часть вала, опирающаяся на подшипник «, 5 (пять) букв:
цапфа
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова цапфа
Определение слова цапфа в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от нем. Zapfen), участок вала или оси, поддерживаемый опорой. Концевая Ц. называется шипом , расположенная в средней части вала, ≈ шейкой, торцевая ≈ пятой. Шипы и шейки выполняются цилиндрическими, коническими, иногда сферическими; пяты ≈ кольцевыми (с.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
цапфы, ж. (нем. Zapfen). Шип, шейка вала или оси опирающаяся на подшипник и вращающаяся в нем (тех.). Поворотная цапфа (устройство, на к-ром вращается переднее колесо автомобиля). Небольшой цилиндрический выступ на середине ствола орудия, вставляемый в.
Примеры употребления слова цапфа в литературе.
Жиры животного происхождения и растительные масла, прогоркнувшие вследствие употребления или дающие кислую реакцию, вызывают разъедание и порчу поверхностей у цапф.
Печь располагается в двух цапфах, поэтому она легко опрокидывается, что значительно облегчает разливку металла в различные емкости.
Владелец сообщил ей, что Цапф, этот чертов болван, поджег свою лавку ради страховки.
Цапфы — небольшие выступы цилиндрической формы на середине орудийного ствола, вставлявшиеся в цапфенные гнезда лафета.
Горбыли — толстые широкие железные полоски, которыми покрывают цапфы орудий, чтобы последние не выскакивали при выстреле из цапфенных гнезд.
Читайте также: Подшипник приводного вала мазда сх5
Источник: библиотека Максима Мошкова
Видео:Лекция 9. Валы и осиСкачать
Опоры валов и валов
Валы и вращающиеся оси монтируют на опорах, которые определяют положение вала или оси, обеспечивают вращение, воспринимают нагрузки вала и передают их основанию машины. Основной частью опор являются подшипники.
По виду трения различают: подшипники скольжения, в которых цапфа вала скользит по опорной поверхности; подшипники качения, в которых между поверхностями вращающейся детали и опорной поверхностью расположены тела качения подшипника.
От качества подшипников в значительной степени зависит работоспособность, долговечность и КПД машины.
Существует много конструкций подшипников скольжения,которые подразделяются на два вида: неразъёмные и разъёмные.
Неразъёмный подшипник (рис.3.5) состоит из корпуса и втулки (вкладыша) из антифрикционного материала, на которую непосредственно опирается цапфа вала или оси. Втулка может быть неподвижно закреплена в корпусе подшипника или свободно заложена в него («плавающая втулка»), в конструкции подшипника предусматривается смазочное устройство. Неразъемные подшипники обычно используют в тихоходных механизмах.
Разъёмный подшипник (рис.3.6) состоит из основания и крышки корпуса, разъёмного вкладыша, смазочного устройства и болтового или шпилечного соединения основания с крышкой. Износ вкладышей в процессе работы компенсируется поджатием крышки к основанию. Разъёмные подшипники используют в общем и особенно — тяжёлом машиностроении.
Достоинства подшипников скольжения:
• высокая работоспособность при больших скоростях и ударных нагрузках;
• бесшумность и обеспечение виброустойчивости вала при работе подшипника в режиме жидкостного трения (масляный слой между поверхностями цапфы и вкладыша обладает способностью гасить колебания);
• небольшие габариты в радиальном направлении;
• достаточно высокая работоспособность в особых условиях (химически агрессивных средах, при бедной или загрязнённой смазке).
Недостатки подшипников скольжения:
• большие потери на трение (не относится к подшипникам, работающим в режиме жидкостного трения, КПД которых больше 0,99);
• значительные размеры в осевом направлении;
• необходимость применения дорогостоящих и дефицитных антифрикционных материалов для вкладышей;
• значительный расход смазочного материала и необходимость систематического наблюдения за процессом смазки;
• не обеспечивается взаимозаменяемость подшипников при ремонте, так как большинство типов подшипников не стандартизировано.
Подшипники каченияв большинстве случаев состоят из наружного 4 (рис. 3.7, а) и внутреннего 1 колец с дорожками качения, тел качения 3 (шариков или роликов), сепаратора 2, разделяющего и направляющего тела качения. В некоторых подшипниках одно или оба кольца могут отсутствовать. В них тела качения обкатываются непосредственно по канавкам (цапфам) вала или корпуса.
Достоинства подшипников качения:
• значительно меньшие потери на трение, а следовательно, более высокий КПД (до 0,995) и меньший нагрев;
• экономия дефицитных цветных материалов;
• меньший расход смазочного материала;
• высокая степень взаимозаменяемости (их массовое производство).
Недостатки подшипников качения:
• чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам;
• большие габариты в радиальном направлении;
• малая надёжность в высокоскоростных приводах.
Классификация подшипников качения (см. рис.3.7):
— по форме тел качения: шариковые (а, 6, ж, и), роликовые (с цилиндрическими (в), коническими (з), бочкообразными (г), игольчатыми (д) и витыми (е) роликами-;
— по числу рядов тел качения: однорядные (а, в, ж), двухрядные (6, г), многорядные;
— по направлению воспринимаемой нагрузки: радиальные (а. е), воспринимающие (в основном) радиальные нагрузки, т.е. нагрузки, направленные перпендикулярно к геометрической оси вала; упорные (и, к), воспринимающие от вала только осевые нагрузки; радиальпо-упорные (ж) и упорно-радиальные (з) могут воспринимать одновременно радиальные и осевые нагрузки, при этом упорно-радиальные подшипники предназначены для преобладающей осевой нагрузки.
-по габаритным размерам. В зависимости от соотношения размеров наружного и внутреннего диаметров подшипники делят на серии — сверхлегкие, особо легкие, легкие, средние, тяжелые; по ширине на серии — узкие, нормальные, широкие, особо широкие.
3.3. ТИПОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
Видео:9.1 Расчет валов приводаСкачать
Виды и назначение валов и осей
Тема: «Виды и назначение валов и осей».
1). Общее сведение.
2). Разновидности валов и осей.
3). Конструктивные элементы валов и осей.
4). Материалы валов и осей.
1). Зубчатые колёса, шкивы, звёздочки и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах или осях.
Вал предназначен для поддержания сидящих на нём деталей и передачи вращающегося момента. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в отдельных случаях дополнительно растяжение и сжатие.
Ось – это деталь, предназначена для поддержания сидящих на ней деталей. В отличие от вала ось не передаёт крутящего момента и, следовательно, не испытывает кручения. Оси могут быть неподвижными или вращаться вместе с насаженной на неё деталей.
2). По геометрической форме валы делятся на прямые, коленчатые и гибкие. Коленчатые и гибкие валы относятся к специальным деталям и в настоящем курсе не рассматривается. Оси, как правило, изготавливают прямыми. По назначению прямые валы и оси могут быть гладкими или ступенчатыми. Образование ступеней связанно с нагрузкой отдельных сечений, а так же условиями изготовления и удобства сборки. По типу сечения валы и оси бывают сплошные и полые. Полые сечения применяются для уменьшения массы или для размещения внутри себя другой детали.
Читайте также: St1538 крестовина вала рулевого
3). Участки вала или оси, лежащие на опорах, называют опорными. Они подразделяются на три разновидности:
I. Шипом называется цапфа, которая расположена на конце вала или оси и передающая радиальную нагрузку.
II. Шейкой называется цапфа, которая расположена в средней части вала или оси. Опорами для опор и шеек служат подшипники. Шипы и шейки могут быть сферическими, коническими и цилиндрическими.
III. Пятой называют цапфу, которая передаёт осевую нагрузку. Опорами для пят служат подпятники. Пяты могут быть сплошными, кольцевидными и гребенчатыми. Они применяются редко.
4). Материалы валов и осей должны быть прочными, легко обрабатываться и иметь высокий модуль упругости. Прямые валы и оси изготовлены в основном из углеродистых и легированных сталей. Для валов и осей без термообработки применяют стали СТ – 5, СТ – 6, для валов с термообработкой применяют стали СТ – 45, СТ – 40Х. Быстроходные валы, работающие в подшипниках скольжения, изготавливают из стали СТ – 20, СТ – 20Х, СТ – 12Х, СТ – 3А. Цапфы этих валов цементируют для повышения износостойкости. Валы и оси обрабатывают на токарных станках с последующим шлифованием цапф и посадочных гнезд.
Видео:Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.Скачать
ВАЛЫ И ОСИ. ПОДШИПНИКИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕДУКТОРАХ
Видео:Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать
Валы и оси
Валы предназначены для передачи вращающего момента и поддержания, расположенных на них деталей, а оси, поддерживая расположенные на них детали, вращающего момента не передают (рис. 5.1).
Оси бывают вращающимися (рис. 5.1, д) и неподвижными (рис. 5.1, е).
По форме геометрической оси валы бывают прямые (рис. 5.1, а,б) и непрямые (например, коленчатые (рис. 5.1, в)). В специальных случаях используют коленчатые (непрямые) валы и валы с изменяемой формой геометрической оси (гибкие (рис. 5.1, г)). Используют сплошные и полые (с осевым отверстием) валы. Оси, как правило, бывают прямыми.
Прямые валы могут быть гладкими, ступенчатыми, изготовленными как одно целое с шестернями — вал-шестерня, полыми.
а — прямой (гладкий трансмиссионный) вал; б — ступенчатый вал; в — коленчатый вал; г — гибкий вал; д — вращающаяся ось;
Прямой ступенчатый вал с размещенными на нем деталями — зубчатым колесом, шпонкой, подшипниками и втулкой — представлен на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Схема прямого ступенчатого вала с установленными на нем зубчатым колесом, подшипниками качения, шпонкой и втулкой:
- 1,4 — подшипники качения; 2 — зубчатое колесо; 3 — втулка;
- 5 — вал; 6 — шпонка
Опорные участки вала или оси, на которых находятся опоры — подшипники, называются цапфами, если цапфа промежуточная, ее называют шейкой. В коленчатых валах различают шейки коренные (опорные) и шатунные. Посадочные поверхности под ступицы насаживаемых на вал деталей — муфт, зубчатых колес, шкивов, звездочек — выполняют цилиндрическими или коническими (рис. 5.2) с конусностью 1:10. Детали (например, зубчатое колесо на рис. 5.2) обычно сажают на шпонку с посадкой на вал с натягом. В этом случае трудно совместить шпоночный паз в ступице со шпонкой на валу. Поэтому обычно на посадочной поверхности вала делают небольшой цилиндрический участок, на который ступица садится с зазором (см. посадки на рис. 5.2).
Переходные участки на валах, канавки для выхода шлифовального круга и другие концентраторы напряжений снижают прочность валов. Поэтому существуют конструктивные методы повышения прочности: переходные участки выполняют с галтелями (рис. 5.3) — плавными переходами от одного сечения к другому, разгрузочными канавками, деформационным упрочнением галтелей и пр.
Рис. 5.3. Переходные участки вала:
1 — фаска; 2 — галтель; г — радиус галтели
Материалы валов и осей должны быть прочными, но в то же время хорошо обрабатываться. Обычно их изготавливают из качественных углеродистых и легированных сталей. Для валов и осей неответственных передач применяют стали обыкновенного качества (без термообработки). Чаще всего валы и оси изготовляются из углеродистых и легированных сталей 45, 40Х с термообработкой или Ст5, Стб без термообработки.
Валы и оси обрабатывают на токарных станках. Если цапфы валов находятся в подшипниках скольжения, то их цементируют и шлифуют.
Критерии работоспособности и виды разрушений валов и осей
Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения и чаще всего выходят из строя в результате усталостных разрушений.
Читайте также: Компрессор универсальный 12 230в black decker asi300
Основными расчетными нагрузками являются крутящий момент Т (для валов) и изгибающий момент МИ.
Основными критериями работоспособности являются прочность и жесткость.
Расчет валов проводится в два этапа: проектировочный только под действием крутящего момента и проверочный расчет с учетом крутящего и изгибающего моментов.
Проектировочный (предварительный) расчет вала проводят по формуле
где Т — крутящий (вращающий) момент на валу;
[тк] — допускаемое напряжение при кручении ([тД = 20 . 30 МПа).
Полученное значение диаметра вала округляют до ближайшего большего стандартного размера. Форму и размеры вала уточняют при эскизной проработке после определения размеров колес, муфт и подшипников, по которым определяют длину шеек и цапф вала.
Проверочный расчет спроектированного вала проводят по сопротивлению усталости и на жесткость.
Предварительно определяют все конструктивные элементы вала, обработку и качество поверхности отдельных участков. Составляется расчетная схема вала и наносятся действующие нагрузки.
Проверочный уточненный расчет на сопротивление усталости заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях, выявленных по эпюрам моментов с учетом концентрации напряжений.
Принимают, что напряжение изгиба меняется по симметричному циклу (см. рис. 2.1, б), а напряжение кручения — по отнулевому (см. рис. 2.1, а
Амплитуда цикла изменения напряжений изгиба вала
амплитуда отнулевого цикла изменения напряжений кручения
где Woe, Wp — момент сопротивления изгибу и кручению сечений вала соответственно.
по нормальным напряжениям
по касательным напряжениям
общий коэффициент концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно:
где Kc, Kx — коэффициенты снижения предела выносливости за счет местных концентраторов — галтелей, выточек, поперечных отверстий, шпоночных пазов (эффективный коэффициент концентрации напряжений);
К(1 — коэффициент влияния абсолютных размеров;
KF — коэффициент влияния обработки поверхности;
Ки — коэффициент упрочнения поверхности.
Расчетный коэффициент запаса выносливости в сечении при совместном действии изгиба и кручения
Минимально допустимое значение коэффициента запаса прочности 5 =1,6 . 2,5.
Расчет осей ведут только на изгиб’, при расчете неподвижных осей принимают изменения напряжений по отнулевому циклу, при расчете подвижных -по симметричному.
Упрощенный проверочный расчет на усталость проводят в предположении, что нормальные напряжения (изгиба) и касательные напряжения (кручения) меняются по симметричному циклу. Одновременное действие крутящего и изгибающего моментов рассчитывается по гипотезе наибольших касательных напряжений
где Ми — суммарный изгибающий момент, геометрическая сумма изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях:
Условие сопротивления усталости
= о^»^ _1и ^ (5Л1)
где (Тэкв — эквивалентные напряжения в сечении;
MJKB — эквивалентный момент в сечении;
d — диаметр вала в сечении;
[ст.1 и] — допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле изменения напряжений.
В большинстве случаев ограничиваются упрощенным проверочным расчетом.
Расчет валов на жесткость проводится тогда, когда упругие прогибы валов существенно влияют на работу связанных с ними деталей — червяков, зубчатых передач, подшипников и т.д. При расчете на жесткость обычно определяют значения стрелы прогиба у и угла поворота вала в подшипнике 0 (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Схема вала к расчету на жесткость
Допустимые значения [у] для валов зубчатых колес под колесом 0,01 т —для цилиндрических колес и 0,005/7? — для конических и гипоидных. Угол взаимного наклона валов под зубчатыми колесами [у]
/ — длина закручиваемого участка вала;
= 7г 4 / 32 — полярный момент инерции сечения вала.
Проверку статической прочности проводят с целью предупреждения разрушений валов при кратковременных (пиковых) перегрузках. При этом определяют эквивалентное напряжение
где Мип и Тп— изгибающий и крутящий моменты в опасном сечении при пиковой нагрузке.
Допускаемое напряжение [сг] при этом принимают
где уст — статический прогиб вала от силы тяжести (собственного веса вала с расположенными на нем деталями);
g — ускорение свободного падения.
Критическую частоту вращения лкр, мин 1 , можно определить по формуле
Для достаточно жестких валов нежелателен переход в зарезонансную зону, поэтому рабочая частота вращения для них п 1,3икр.
- 1. Чем вал отличается от оси?
- 2. По каким напряжениям выполняют проектный расчет вала и почему при этом уменьшают допускаемые напряжения?
- 3. Как схематизируют реальные условия работы вала, его конструкцию, опоры и нагрузки при разработке расчетной схемы?
- 4. Какие факторы учитывают при определении запаса сопротивления усталости вала и по каким напряжениям его рассчитывают?
- 5. Зачем нужна проверка статической прочности вала и по каким напряжениям она проводится?
- 6. Для чего выполняют проверку жесткости вала и какие параметры при этом определяют?
- 7. Что может быть причиной колебаний валов?
- 8. Что такое собственная и вынужденная частота колебаний вала и какого их соотношения следует избегать?
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📹 Видео
Техническая Механника - Валы и ОсиСкачать
4 1 1 Эскизная компоновкаСкачать
Монтаж и демонтаж подшипников SKF - Радиально-упорные шарикоподшипникиСкачать
✅Как насадить Подшипник на вал Посадка подшипника на валСкачать
Лекция «Валы и оси»Скачать
Лечим место посадки подшипникаСкачать
Э03 01 1 Эскизная компоновкаСкачать
Проточка вала под подшипник.Скачать
Что делать? Когда прокручивается подшипник.Скачать
Как восстановить просаженный вал под подшипник.Скачать
Посадки. Как выглядят сотки на деле.Скачать
Восстановление просаженых мест посадки подшипника на валу. Микросварка.Скачать
Прочность и жесткость валов. Часть 6: Эпюры моментов выходного вала (цилиндрическая передача).Скачать
Выбор посадки подшипников качения Качество поверхностей для запрессовки. Правило выбора допусковСкачать