Уфимский мотор москвич 2141

УЗАМ — Уфимский завод автомобильных моторов. Испокон веков его двигателями комплектовали «москвичи» и ИЖи. Завод входит в Уфимское моторостроительное производственное объединение, созданное еще в 1925 году для постройки авиационных двигателей. Ныне ОАО «УМПО» — многопрофильная фирма. Здесь, кроме автомобильных, выпускают моторы для боевых самолетов, а еще узлы трансмиссий вертолетов, снегоходы «Рысь», водные мотоциклы, мотоблоки, мини-электростанции, центробежные насосы и другие, полезные в хозяйстве вещи.

Сегодня УЗАМ основной упор делает на развитие научно-технического центра. Создание своего НТЦ — не дань моде, а насущная необходимость. Раньше разработкой и модернизацией уфимских двигателей занимался АЗЛК, но уже более года, как калькодержателем (то есть хозяином) документации стал УЗАМ и соответственно его задачи расширились. Так и хочется сказать: «Пусть трепещут конкуренты», и не без оснований. Для исследовательских и доводочных работ приобретен уникальный по своим возможностям стенд австрийской фирмы AVL. У нее большой опыт в доводке двигателей, и объединение плодотворно сотрудничает с австрийцами уже несколько лет, модернизируя старые двигатели и совместно разрабатывая новые.

При всем при том УЗАМу по-прежнему нелегко: завод, рассчитанный на выпуск 400 тыс. двигателей в год, загружен едва на 20%. И все же с конвейеров сходят четыре модификации моторов (табл. 1). Все — только с карбюраторами и бензонасосами ДААЗ — результат «естественного отбора» поставщиков надежных комплектующих.

Завод помнит о своих приверженцах: двигатели, идущие в продажу, поставляют с паспортами, подтверждающими их параметры и качество. С марта 2001 года дилерская сеть предприятия увеличится вдвое, до 30 гарантийных пунктов, причем каждый из них, кроме сервисного обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта, может устанавливать двигатели на автомобили. Впервые в отечественной практике УЗАМ разработал 12 типов ремонтных наборов, с помощью которых можно не только отремонтировать двигатель в гаражных условиях, но и модернизировать его, увеличив рабочий объем до 1800 «кубиков». Не надо будет бегать по рынкам с микрометром в руках, выбирая иной раз из откровенного барахла необходимые запчасти. Комплектуя наборы, завод предусмотрел максимум возможных вариантов, гарантируя при этом надлежащее их качество. (Подробнее об этом мы еще расскажем.)

В 2001 году УЗАМ планирует начать выпуск моторов (см. фото) с электронными системами управления распределенным впрыском топлива (СРВТ). Один из них модели 248 (AVL) — прямой конкурент французскому F3R, который стоит на «Святогоре». По литровой мощности он превосходит «месье», ценой — дешевле и отремонтировать его, если потребуется, можно, не покупая дорогих импортных запчастей. У двигателей УЗАМ меньшая степень сжатия, что снижает требования к октановому числу топлива. Для нашей глубинки это актуально.

Подготовленные к производству образцы впрысковых УЗАМов отвечают по токсичности требованиям Евро II, а в перспективе, при минимальной доработке — Евро III и IV. Комплектующие для систем впрыска — отечественные, кроме форсунок и датчиков массового расхода воздуха — с этим у нас по традиции нелады. Блок управления разработан в НАМИ, а выпускать его будет фирма АВТРОН в Чебоксарах. Форсунки и остальные датчики такие же, как и на впрысковой «Волге».

Впрысковые двигатели моделей 331 и 248 по конструкции принципиально не отличаются (если, конечно, не считать систему питания) от выпускаемых УЗАМом карбюраторных, но при доводке их были учтены предложения фирмы AVL. По ее же рекомендациям в 248-м (AVL) заново спроектирован газовоздушный тракт и на 2 мм увеличен диаметр поршневого пальца. Новый компактный масляный насос с внутренним зацеплением (расположен на переднем носке коленчатого вала) и уменьшенная помпа сделали двигатель короче на 51,5 мм. Теперь его можно ставить поперечно, а на «Москвиче-2141» — разместить перед ним радиатор и заодно рациональнее скомпоновать подкапотное пространство. Об этом давно мечтали конструкторы АЗЛК.

Совместно с AVL завод ведет работы по установке турбонаддува на двигатель 248 (AVL). На первом этапе это поднимет его мощность до 140 л. с., а на втором (благодаря применению новых материалов) — до 170 л. с. Какие же возможности были заложены в прародителя этого мотора, если он до сих пор не просто жив, но и способен прибавлять в мощности! Даже не верится, что такое возможно в нашем производстве, где традиционно расширяют допуски и упрощают технологию. А вот поди ж ты!

В недалекой перспективе — разработка нового семейства моторов рабочими объемами 1,7–2,3 л. Концепция их уже определена. К фамильным признакам можно отнести алюминиевый блок цилиндров с «заливными» чугунными гильзами, многоклапанные (12, 16) головки, гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи (никаких ремней — цепь надежнее, считают на УЗАМе). Новые двигатели появятся через два-три года. Ресурс их предположительно — не менее 200 тыс. км. Но это все перспектива, а что же с серийными моторами?

Читайте также: Китайские лодочные моторы t5bms

Семейство двигателей УЗАМ ведет свою родословную от 412-го мотора, разработанного еще в 60-х годах. За это время конструкция в чем-то менялась. Так, все двигатели комплектуют новой унифицированной головкой цилиндров с измененными газовыми каналами. Увеличен диаметр впускных клапанов. Благодаря иной прокладке головки блока (с измененными сечениями отверстий для прохода охлаждающей жидкости) температура по цилиндрам выравнялась. Сейчас внедряется специальный микропрофиль на юбках поршней, что улучшит условия смазки. А это еще больше повысит долговечность двигателей, хотя моторы УЗАМ даже при минимальном обслуживании ходят и по 150 тыс. км.

Качество — постоянная забота уфимцев. Все двигатели подвергаются горячей обкатке после сборки, периодически здесь проводят тесты на безотказность — 300 часов по специальной методике.

Многое уфимцы задумывали давно, но реализовать смогли только теперь, когда заводам стало дышать полегче. И все же. ИЖ и «Москвич», основные потребители продукции УЗАМа, много ему задолжали, тем не менее он надеется на их реанимацию. Руководство «Москвича» не раз заявляло, что хочет ориентировать производство на выпуск малых серий. Значит, и двигателей ему потребуется совсем немного. «ИЖавто» только начал возвращаться к жизни. Куда ж моторы девать? Может, самим взяться за производство автомобилей? Делают же они снегоходы со своими двигателями. Заполучить оборудование бывшего АЗЛК — и вперед! Возможно, под это найдутся инвесторы, которые помогут сначала возродить любимый многими, доступный по цене, удобный «сорок первый», а потом — создавать новые модели, на которых будут свои же новые двигатели. Почему не помечтать?

Видео:Сборка Мотора Москвич 2141 (М412)Скачать

Сборка Мотора Москвич 2141 (М412)

москвич 2141 можно ли уфимский движок заменить на вазовский

С двигателями Оде крепко неповезло

С двигателями Оде крепко неповезло. Именно из-за отсутствия подходящего движка передний привод зарубили ещё на стадии первых образцов. Всё на что могли расчитывать разработчики — это устаревший 412 двигатель образца 1967 года.

И хотя с самого начала было ясно, что этот двигатель недостаточно мощен для новой модели, средств на создание нового двигателя для нового автомобиля не хватало, и конструкторы ориентировались на старый мотор.

Очень необычными были взаимоотношения между тремя заводами АЗЛК, УЗАМ и ИЖ. АЗЛК — это автомобильный завод и всегда им был, поэтому принадлежал Министерству автомобильной промышленности СССР. Ижмаш — это оборонный завод, который производил продукцию для вооружённых сил, поэтому принадлежал Министерству обороны СССР.

УМПО — это завод по производству авиационных двигателей, поэтому принадлежал Министерству авиационной промышленности. Вроде три абсолютно независящих друг от друга завода.

Так было до середины 60-х, когда в связи «с ростом потребностей советского человека и недостатком автомобилей для личного пользования» было решено организовать автомобильное производство на базе мощного предприятия Ижмаш. Новое предприятие должно было выпускать автомобиль Москвич-408, потому что других, доступных простому человеку, в союзе тогда не было. С 1966 года началось производство из московских комплектующих.

С 1967 года на АЗЛК начали выпускать новую модель, с очень современным двигателем, Москвич-412, поэтому УМПО обязали освоить производство нового двигателя для двух заводов

Иж — не делает моторы и не имеет конструкторов, а УЗАМ выпускает моторы но не имеет службы проектирования. Поэтому при проектировании Иж-2126 конструкторы не могли вносить изменения в двигатель и машина строилась под двигатель образца 1967года!

Читайте также: Нет искры в лодочном моторе сузуки 15

Между прочим этот двигатель был довольно современен для своего времени. Почему? Потому что был слизан конструкторами АЗЛК с BMW-1500 образца 1961 года. Достоинства этого мотора: традиционная живучесть, возможность использования масла худшего, по сравнению с двигателями ВАЗ качества, и «спортивный» подхват после 4000 оборотов. В общем и целом — совершенно неудовлетворительный мотор для семейной машины.

АЗЛК искал пути модернизации. Для спортивных целей еще в 1969 году им была спроектирована головка цилиндров с двумя верхними распределительными валами: такими головками оснастили 22 мотора. Они нашли применение на гоночных «москвичах» — машинах, подготовленных заводом для участия в ралли (в частности, «Туре Европы» 1974 г.). Оборудованный серийными впускной системой (карбюратор, воздушный фильтр) и глушителем, этот двигатель был на 17% мощнее серийного.

Увы, на конвейер он так и не попал. И это еще не все. Ведущий конструктор И. Окунев плодотворно работал над двигателем с четырьмя клапанами на цилиндр. Были готовы все чертежи и по ним сделана значительная часть деталей для опытного образца, но в 1972 году эти работы свернули.

Были многочисленные попытки модернизации мотора путем увеличения объема, однако предложения АЗЛК упирались в реальные или мнимые технологические проблемы Уфимского завода. В частности, из-за ограниченных возможностей оборудования для обработки коленчатых валов Уфа отказалась в свое время выпускать двигатель 1800см3. Увеличить рабочий объем и мощность, изменив диаметр цилиндра, также не удавалось: никто не брался поставлять поршни увеличенного диаметра и кольца к ним.

Двигатель УЗАМ-412 всё-таки модернизировали, когда разрабатывали Москвич-2141, но все изменения были направлены не на повышение мощности, а на снижение высоты двигателя, потому что капот нового Москвича получался очень высоким и обеспечить хорошую аэродинамику не получалось. Новый двигатель получил название УЗАМ-331.10.

Двигатель УЗАМ-412 (слева):
1- крышка головки цилиндров;
2 — ось коромысел;
3 — крышка маслозаливной горловины;
4 — распределительный вал;
5 — патрубок отбора картерных газов;
6 — кран отопления кузова;
7 — карбюратор;
8 — впускной трубопровод;
9 — блок цилиндров;
10 — маслоизмерительный стержень;
11; 14 — подушки передней опоры двигателя;
12 — маслоприемник;
13 — поддон картера;
15 — выпускной трубопровод;
16 — головка блока

Двигатель УЗАМ-331.10 (справа):
Изменениям подверглись следующие узлы:
1- Головка блока цилиндров получала впускные каналы переменного сечения с вихревым движениме горючей смеси.
2- Изменилась конфигурация впускного коллектора, он стал чуть ниже для того, чтобы опустить карбюратор и уменьшить общую высоту двигателя.
3 — Новые поршни получили камеру сгорания в днище и выемки под клапаны.
4 — Измененная опора двигателя.
5 — Измененный масляный картер.
6 — Измененный маслоприемник с заборной трубкой.

Как видно, объем модернизации невелик, рабочий объем оставлен фактически тем же, а опущенный впускной коллектор привел даже к уменьшению мощности. Этот двигатель и стал первым двигателем серийного Иж-2126.

И вот пришла пора рыночных отношений: более мощный мотор для Москвича-2141 стал проблемой номер один в условиях падения спроса

В чем же заключается модернизация?

Диаметр цилиндра увеличен с 82 до 85 мм, и, как следствие, при неизменной толщине стенок гильзы выросли по диаметрам ее наружные размеры. Соответственно больше стал и диаметр отверстий, расточенных в блоке цилиндров под гильзы. А это означает, что прежние блоки и гильзы невзаимозаменяемы с новыми.

Ход поршня в моторе УЗАМ-3317 увеличен с 70 до 74,9 мм. Размеры коренных подшипников остались прежними, шатуны сохранены от УЗАМ-331.10. Чтобы не трогать шатун, пришлось изменить конструкцию поршня. Его палец смещен вверх на 4,9 мм, изменены диаметр, конфигурация днища.

Как следствие, в головке цилиндров стала иной камера сгорания — в ней теперь должна размещаться головка поршня увеличенного диаметра.

В свою очередь, изменение формы камеры сгорания, пусть небольшое, повлияло на рабочий процесс в цилиндре

Теоретически это означает некоторое снижение термической эффективности, но практически не отражается на экономичности, зато делает мотор менее чувствительным к детонации. Вспомним, как охотно детонировал двигатель УЗАМ-331.10 на определенных режимах работы.

Читайте также: Закрепить мотор резиновой лодки

Весь этот объем переделок, небольших на первый взгляд, но довольно существенных, если принять во внимание консерватизм технологии, принес следующие результаты. Рабочий объем двигателя возрос на 221куб.см., или на 15%; увеличились максимальные мощность (на 18%) и крутящий момент (на 23%), практически не ухудшилась экономичность. На графике красным цветом показана внешняя скоростная характеристика 3317, зелёным — 331.10.

Как уже было сказано двигатель разрабатывался под Москвич-2141, Иж-2126 не учитывали потому, что в 1993-94 г.г. производство Ижей было ничтожно. Когда производство стало набирать обороты в Уфе начали разрабатывать для Ижа свой двигатель, в то время в Уфе уже появилось собственное конструкторское бюро. Конструкторы посчитали, что Иж легче Москвича и поэтому ему нужен двигатель послабже. В 1994-95 г.г. был разработан РОДНОЙ двигатель для Иж-2126 — УЗАМ-0102 обьёмом 1,6 литра.

Конструкторы УЗАМа считали эту модель наиболее удачной. В самом деле максимальную мощность — 80 л.с. мотор развивает при 5500 об/мин, а крутящий момент 120 Н*м уже при 3400 об/мин (для сравнения у ВАЗ-2106 1,6 л.; 76 л.с. при 5400; 115 Н*м при 3000 об/мин). Насколько мне известно РОДНОЙ двигатель Иж-2126 никогда на ИЖ-2126 серийно не ставился.

С 1997 года на Иж-2126 начали установку двигателя УЗАМ-3317 и продолжают поныне (модель 020).

В 1995-1996 г.г. были разработаны два двигателя обьёмом 1,8 литра — УЗАМ-3313 и -3318. Первый — дефорсированный (степень сжатия 7,2), расчитан на бензин А-76

УЗАМ-3313 теперь также серийно устанавливается на Иж-2126 (модель 023).

В 2000 г. началось серийное производство автомобилей с двигателем ВАЗ-2106 (модель 030) и коробками передач ВАЗ-21074. В последствии коробку правда заменили на омскую. Такая модель бесспорно оживила интерес покупателей к Ижу.

Видео:Сделал мотор объемом 2,2 литра из полторашки УЗАМ. Москвич 412 ИЖ.Скачать

Сделал мотор объемом 2,2 литра из полторашки УЗАМ. Москвич 412 ИЖ.

«Турбодизель АЗЛК»: неизвестный двигатель для Москвич 2141

Середина 80-х, к серийному производству готовится новый перспективный автомобиль АЗЛК-2141 . С самого начала, конструкторы понимали, что имеющиеся в их распоряжении моторы явно слабоваты. Требовался новый более мощный и экологичный двигатель. Так началась история двигателя АЗЛК-21413 – перспективный турбодизельный двигатель для автомобиля Москвич 2141 .

Надо сказать, что в то время завод АЗЛК оказался в очень затруднительном положении. Давний партнер, Уфимский моторостроительный завод, сославшись на нехватку средств, делать новый двигатель отказался. Более того, давний конкурент в лице ВАЗа уже начал выпуск новой модели с очень удачным бензиновым двигателем. В этой ситуации, москвичам пришлось создавать мотор самостоятельно. Точнее целую линейку моторов, в том числе дизельные.

Дизельный Москвич

Для удешевления производства предполагалось максимальная унификация моторов между собой. За основу был выбран бензиновый двигатель АЗЛК-21414. Он представлял собой 4-цилинровый, 8-клапанный силовой агрегат объемом 1,8 литра и мощностью 95 л.с. Блок цилиндров чугунный, ГБЦ алюминиевая с ременным приводом распределительного вала. Система питания карбюраторная, на основе импортного карбюратора Pierburg. Между тем, несмотря на то что новый мотор получился довольно компактным, в моторном отсеке он располагался продольно.

Дизельный двигатель АЗЛК-21423 отличался большим рабочим объемом (1,9 литра) и пониженной до 65 л.с. мощностью. Широкая унификация с бензиновым мотором, позволила значительно снизить стоимость дизеля. Предполагалось что дизельный Москвич будет стоить примерно на 10% дороже обычного.

По результатам испытаний 1987 года, моторы признали пригодными для серийного производства. Также, начинается строительство моторного завода, где и предполагалось выпускать новые моторы.

Тем временем велись работы по расширение линейки двигателей. Так дизельный двигатель получил турбокомпрессор, что повысило его мощность до 85 л.с. Такой мотор получил индекс АЗЛК-21413. Кроме того, планировалось установить двухвальную 16-клапанную ГБЦ, что увеличило бы мощность и топливную эффективность.

Дальнейшая судьба моторов сложилась неудачно. К 1990-му году, собственный моторный завод АЗЛК был практически достроен. Но распад страны и экономические трудности, больно ударили по заводу. Проект сначала заморозили, а позже и вовсе отказались в пользу импортных двигателей Форд. Сколько завод успел собрать новых двигателей достоверно не известно. Так и закончилась история дизельного Москвича, толком не начавшись.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💡 Видео

    УЗАМ 1.7 - Пожертвовал своей МАШИНОЙ!Скачать

    УЗАМ 1.7 - Пожертвовал своей МАШИНОЙ!

    Какой был главный недостаток лучшего мотора СССР - УЗАМ-412?Скачать

    Какой был главный недостаток лучшего мотора СССР - УЗАМ-412?

    5 главных достоинств и недостатков автомобиля "Москвич-2141"Скачать

    5 главных достоинств и недостатков автомобиля "Москвич-2141"

    Шеснарь в москвич 2141.Скачать

    Шеснарь в москвич 2141.

    Почему в СССР мотор Москвича, считали самым надежным и сколько он реально служил?Скачать

    Почему в СССР мотор Москвича, считали самым надежным и сколько он реально служил?

    Москвич: ДВИГАТЕЛИ УЗАМ и их поршневые 412; 3313; 3318; 3317Скачать

    Москвич: ДВИГАТЕЛИ УЗАМ и их поршневые 412; 3313; 3318; 3317

    Разборка двигателя Москвич 2141 (412)Скачать

    Разборка двигателя Москвич 2141 (412)

    Двигатель Москвич 412Скачать

    Двигатель Москвич 412

    Двигатель FORD Diesel 1.8l с Москвич 2141 (заводская комплектация)Скачать

    Двигатель FORD Diesel 1.8l с Москвич 2141 (заводская комплектация)

    Купил один из последних Москвичей-214124 2001 года с двухлитровым УЗАМ-248.Скачать

    Купил один из последних Москвичей-214124 2001 года с двухлитровым УЗАМ-248.

    Нюансы установки двигателя с москвича 2141 в 412Скачать

    Нюансы установки двигателя с москвича 2141 в 412

    Такого ты еще не видел! МОСКВИЧ-2141 с 4WD, двигателем V6 и АКПП: скрестил Москвич, Субару и ХондаСкачать

    Такого ты еще не видел! МОСКВИЧ-2141 с 4WD, двигателем V6 и АКПП: скрестил Москвич, Субару и Хонда

    Как мы соединили коробку от москвич 2141, с двигателем от ваз 2109Скачать

    Как мы соединили коробку от москвич 2141, с двигателем от ваз 2109

    ВСЕ НЮАНСЫ при замене двигателя УЗАМ и ОКПП на ВАЗ 1,6 / ИЖ ОДА (2717) - #miss_splСкачать

    ВСЕ НЮАНСЫ при замене двигателя УЗАМ и ОКПП на ВАЗ 1,6 / ИЖ ОДА (2717) - #miss_spl

    Какой Советский двигатель был лучше, у Москвича или ВАЗа?Скачать

    Какой Советский двигатель был лучше, у Москвича или ВАЗа?

    Москвич 2141 замена двигателя.Скачать

    Москвич 2141 замена двигателя.

    Установил двигатель 1.7 литра с донора на Москвич 2141Скачать

    Установил двигатель 1.7 литра с донора на Москвич 2141

    Москвич 2141 с двигателем узам 2,2л. Шатунно-поршневая группаСкачать

    Москвич 2141 с двигателем узам 2,2л. Шатунно-поршневая группа
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток