Классификация передач. Приводные роликовые цепи различают (рис. 77): однорядные нормальные (ПР), однорядные длиннозвенные облегченные (ПРД), однорядные усиленные (ПРУ), двух (2ПР)-, трех (ЗПР)-и четырехрядные (4ПР) и с изогнутыми пластинками (ПРИ).
Рис.77. Виды приводных цепей: а – втулочная однорядная, б – роликовая однорядная, в – роликовая двухрядная, г – роликовая с изогнутыми пластинами, д – зубчатая, е – фасонозвенная крючковая, ж – фасонозвенная штыревая.
Назначение. Цепные передачи относится к механическим передачам зацепления с гибкой связью и применяют для передачи вращательного вращения между валами расположенным на значительных расстояниях и при необходимости обеспечить постоянное передаточное отношение. Цепная передача состоит из расположенных соосно на некотором расстоянии друг от друга звездочек, и охватывающей их цепи. Вращение ведущей звездочки преобразуется во вращение ведомой благодаря сцеплению цепи с зубьями звездочек. В связи с вытягиванием цепей по меpe их износа натяжное устройство цепных передач должно регулировать натяжение цепи. Это регулирование, по аналогии с ременными передачами, осуществляют либо перемещением вала одной из звездочек, либо с помощью регулирующих звездочек или роликов.
Преимущества. Благодаря зацеплению отсутствует скольжение тягового органа. Возможность передачи движения между валами на большие расстояния (до 8М). Меньшие габариты, чем у ременных передач, особенно по ширине. Меньшие нагрузки на опоры валов передачи. Возможность передачи вращения одной цепью нескольким валам. Больший КПД.
Недостатки. Повышенный шум и вибрации вследствие удара звеньев цепи по звездочкам, которые повышаются с увеличением ее скорости. Увеличение шага цепи в процессе эксплуатации в связи с ее износом. Необходимость устройств для натяжения цепей. Отсутствие жидкостного трения в шарнирах увеличивает их износ поэтому необходима смазка периодическая или постоянная. Скорость цепи неравномерна, особенно при малых числах зубьев звездочек, что создает дополнительные динамические нагрузки и колебания передаточного числа.
Сферы применения. Цепные передачи применяют в транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных, горных и нефтяных машинах, а также в металлорежущих станках.
По мощности передачи применяются при 100КВт, (в некоторых передачах до 3000КВТ), по окружной скорости — 15М/с, по передаточным числам 7, КПД цепных передач 0,94…0,97.
Геометрический расчет. Центры шарниров цепи при зацеплении с зубьями звездочки располагаются на делительной окружности звездочек, который определяется
Где Р — Шаг цепи; — Число зубьев звездочки.
Для приводных цепей зубья звездочек определяют все размеры зубьев, а также диаметр вершин И впадин зубьев этих звездочек (рис. 78).
Минимальное межосевое расстояние Атіп Цепной передачи принимают в зависимости от передаточного числа И Передачи и условия, что угол обхвата цепью меньшей звездочки составляет не менее 120°, т. е. при И Расчет цепной передачи — 2.3 out of 5 based on 41 votes
Лекции / Цепные передачи
Цепные передачи – это передачи зацеплением и гибкой связью (рис. 13.1), состоящие из ведущей 1 и ведомой 2 звездочек и охватывающей их цепи 3. В состав передачи также часто входят натяжные и смазочные устройства, ограждения. Возможно применение нескольких ведомых звездочек. Цепь состоит из соединенных шарнирно звеньев, за счет чего обеспечивается гибкость цепи. Передачи используют в сельскохозяйственных, подъемно-транспортных, текстильных и полиграфических машинах, мотоциклах, велосипедах, автомобилях, нефтебуровом оборудовании.
13.2. Достоинства и недостатки цепных передач
Видео:04 Цепные передачиСкачать
возможность применения в значительном диапазоне межосевых расстояний;
меньшие, чем у ременных передач, габариты;
относительно малые силы, действующие на валы;
возможность передачи движения нескольким звездочкам;
возможность легкой замены цепи.
неизбежность износа шарниров цепи из-за отсутствия условий для жидкостного трения;
непостоянство скорости движения цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек;
необходимость более точной установки валов, чем для клиноременной передачи;
необходимость смазывания и регулировки.
Цепи по назначению разделяют на три группы:
грузовые – используют для закрепления грузов;
тяговые – применяют для перемещения грузов в машинах непрерывного транспорта (конвейерах, подъемниках, эскалаторах и др.);
приводные – используют для передачи движения.
Основные типы цепей представлены на рис. 13.2: грузовые круглозвенная (а), пластинчатая шарнирная (б); тяговая пластинчатая (в); приводные роликовая однорядная (г), роликовая двухрядная (д), роликовая с изогнутыми пластинами (е), втулочная (ж), зубчатая с внутренними направляющими пластинами (з), зубчатая с боковыми направляющими пластинами (и), фасоннозвенная крючковая (к), фасоннозвенная втулочно-штыревая (з). Грузовые и тяговые цепи подробно рассматривают в курсе подъемно- транспортных машин, в данном курсе основное внимание уделяется приводным цепям.
Основной геометрической характеристикой цепи является шаг P – расстояние между осями соседних шарниров. Большинство стандартных цепей имеют шаг, кратный 1 дюйму (25,4 мм).
Наиболее широко применяют роликовые цепи (рис. 13.3), которые образуются из последовательно чередующихся внутренних и наружных звеньев. Внутренние звенья состоят из внутренних пластин 1 и запрессованных в их отверстия гладких втулок 2, на которых свободно вращаются ролики 3. Наружные звенья состоят из наружных пластин 4 и запрессованных в их отверстия валиков 5. Концы валиков после сборки расклепывают. Благодаря натягу в соединениях наружных пластин с валиками и внутренних пластин со втулками и зазору между валиком и втулкой образуется шарнирное соединение. Для повышения сопротивления усталости значения натягов принимают значительно бόльшими, чем предусмотрено стандартными посадками. Пластическое деформирование пластин в зоне отверстий, неизбежное при столь больших натягах, существенно повышает сопротивление усталости пластин (в 1,6…1,7 раза). Многорядные цепи с числом рядов от двух до восьми(рис. 13.2, д) собирают из деталей с такими же размерами, что и однорядные, кроме валиков имеющих соответственно большую длину. Нагрузочная способность цепей почти прямо пропорциональна числу рядов, что позволяет в передачах с многорядными цепями уменьшить шаг , радиальные габариты звездочек и динамические нагрузки.
Читайте также: Заглушка промежуточного вала кпп уаз
При больших динамических, в частности ударных нагрузках, частых реверсах применяют роликовые цепи с изогнутыми пластинами (рис. 13.2, е). В связи с тем, что пластины работают на изгиб, они обладают повышенной податливостью.
При работе цепных передач в условиях, вызывающих возрастание трения в шарнирах (запыленные и химически активные среды) используют открытошарнирные пластинчатые цепи (рис 13.4). Будучи открытым, шарнир такой цепи самоочищается от попадающих в него абразивных частиц. Наружные звенья такой цепи не отличаются от аналогичных звеньев роликовой цепи. Внутренние звенья образуются из пластин 2, имеющих отверстия в форме восьмерки, и фасонных валиков 3, заменяющих втулку. Валик 4 свободно проходит через отверстие в пластине 2 и взаимодействует с фасонным валиком 3. Замена тонкостенных втулки и ролика не только удешевляет цепь, но и резко повышает сопротивление усталости деталей цепи. Благодаря этому открытошарнирные цепи оказались значительно долговечнее роликовых при работе в тяжелонагруженных передачах.
Зубчатые цепи (рис 13.2, з-и) к настоящему времени вытеснены более дешевыми и технологичными прецизионными роликовыми цепями, которые не уступают зубчатым по кинематической точности и шумовым характеристикам. Зубчатые цепи используют преимущественно для замены разрушившихся цепей в старом оборудовании. Из-за ограниченности применения зубчатые цепи не рассматриваются.
Соединение концов роликовых, втулочных и открытошарнирных цепей в замкнутый контур осуществляют с помощью соединительных и переходных звеньев. Соединительное звено, используемое при четном числе звеньев цепи, отличается от обычного наружного тем, что одна из его пластин надевается на концы валиков свободно и фиксируется на валиках замками и шплинтами. В случае необходимости использования цепи с нечетным числом звеньев применяют изогнутые переходные звенья, которые являются слабым местом цепи.
В обозначении приводных цепей указывают число рядов цепи (если оно больше одного), тип цепи, ее шаг и разрушающую силу. Пример обозначения в соответствии с ГОСТ 13568-75 — 2ПР-25,4-114000 – двухрядная приводная роликовая цепь с шагом 25,4 мм и разрушающей силой 114000 Н.
13.4. Критерии работоспособности цепных передач
Цепные передачи выходят из строя по следующим причинам:
Износ шарниров, приводящий к удлинению цепи, увеличению шага цепи и, как следствие, к нарушению ее зацепления с зубьями звездочек.
Усталостное разрушение пластин по проушинам, характерное для закрытых быстроходных тяжелонагруженных передач, работающих при хорошем смазывании, когда износ шарниров не является определяющим.
Проворачивание валиков и втулок в пластинах в местах запрессовки, связанное с низким качеством изготовления.
Усталостное выкрашивание и разрушение роликов.
Недопустимое провисание ведомой ветви цепи, характерное для передач с нерегулируемым межосевым расстоянием при отсутствии натяжных устройств.
Ресурс цепных передач в стационарных машинах должен составлять 10…15 тыс. ч., он чаще всего ограничивается долговечностью цепи.
13.5 Материалы и термическая обработка деталей цепей
Пластины цепей должны обладать высоким сопротивлением усталости, поэтому их изготовляют из среднеуглеродистых качественных или легированных сталей 40, 45, 50, 40Х, 40ХН, 30ХН3А, термообработка – объемная закалка с низким отпуском, твердость обычно 40…50HRCЭ.
Основное требование к деталям шарниров – валикам и втулкам – износостойкость рабочих поверхностей. Валики и втулки преимущественно выполняют из цементуемых сталей 15, 20, 15Х, 12ХН3, 18ХГТ и др., после цементации или газового цианирования детали закаливают до твердости поверхности 56…65HRCЭ. Термодиффузионное хромирование деталей шарниров повышает ресурс цепи по износу в 3…12 раз по сравнению с цементацией.
Твердость поверхности роликов должна быть не ниже 43,5HRCЭ.
13.6 Основные параметры цепных передач
Мощности, для передачи которых применяют цепные передачи, изменяются от долей до сотен киловатт, обычно до 100 кВт; межосевые расстояния достигают 8 м.
Частоты вращения звездочек и скорость цепи ограничиваются величиной силы удара в зацеплении, износом шарниров и шумом передачи. Скорость цепи обычно до 15 м/с, но в передачах высокого качества при эффективном смазывании достигает 35 м/с.
Видео:Видеопрактика 3.2.1 Расчет цепных передач (упрощенно)Скачать
, ( 13.1 )
где – число зубьев малой звездочки; – частота ее вращения, мин -1 ; P – шаг цепи, мм.
Передаточное отношение определяют из условия равенства средней скорости цепи на звездочках (см. рис. 13.1):
Отсюда передаточное отношение
. ( 13.2 )
Здесь — число зубьев большой (ведомой) звездочки; — частота ее вращения, мин -1 .
Читайте также: Солярис замена подшипника первичного вала
Передаточное отношение ограничивается габаритами передачи, диаметром большой звездочки, малостью угла охвата цепью малой звездочки. Обычно u не превышает 7.
Числа зубьев звездочек. Минимальные числа зубьев звездочек ограничиваются износом шарниров, динамическими нагрузками и шумом передачи. Чем меньше число зубьев звездочки, тем больше износ, так как угол поворота звена при набегании цепи на звездочку и сбегании с нее равен .
Минимальное число зубьев малой звездочки для силовых передач общего назначения выбирают по эмпирической зависимости
( 13.3 ).
При низких частотах вращения может быть уменьшено до 13. Для высокоскоростных передач с м/с принимают .
Число зубьев большой (ведомой) звездочки:
( 13.4 ).
По мере износа шаг цепи увеличивается и ее шарниры поднимаются по профилю зуба звездочки на больший диаметр, что может привести в конечном счете к выходу цепи из зацепления со звездочкой. При этом предельно допустимое увеличение шага цепи тем меньше, чем больше число зубьев звездочки. Поэтому максимальное число зубьев большой звездочки:
( 13.5 )
Предпочтительно принимать нечетное число зубьев звездочек (особенно малой), что в сочетании с четным числом звеньев цепи способствует равномерному износу шарниров цепи и зубьев звездочек. По этой же причине желательно выбирать число зубьев малой звездочки из ряда простых чисел.
Делительные диаметры звездочек определяют по расположению центров шарниров цепи на зубьях звездочек. Из рассмотрения треугольника АОВ на схеме малой звездочки цепной передачи (рис. 13.5) следует:
,
где — угловой шаг, , — число зубьев малой звездочки. Тогда делительные диаметры малой и большой звездочек (мм):
, ( 13.6 )
Межосевое расстояние и длина цепи. Минимальное межосевое расстояние определяют из условий:
,
где и — наружные диаметры звездочек.
, где
— угол охвата цепью малой звездочки.
Оптимальное межосевое расстояние
. ( 13.7 )
При наблюдается ускоренный износ шарниров цепи в связи с повышенной частотой входа каждого шарнира в зацепление. При даже небольшой износ каждого шарнира цепи вызывает значительное удлинение цепи, что приводит к нарушению зацепления цепи с зубьями звездочек. Обычно межосевое расстояние ограничивают величиной
Видео:Ременная передача. Урок №3Скачать
( 13.8 )
Формула для определения длины цепи получена по аналогии с формулой для длины ремня (см. 14.5), число звеньев получают делением длины цепи на шаг. Число звеньев цепи зависит от межосевого расстояния , шага и чисел зубьев звездочек и :
. ( 13.9 )
Полученное значение округляют до ближайшего большего четного числа. Четное число звеньев цепи позволяет избежать применения переходных звеньев при соединении концов цепи.
Межосевое расстояние (без учета провисания цепи) определяют из (13.9) как больший корень квадратного уравнения:
. ( 13.10 )
Цепь должна иметь некоторое провисание во избежание повышенной нагрузки на цепь и валы от силы натяжения и радиального биения звездочек. Для этого межосевое расстояние уменьшают на (0,002…0,004).
Окружная сила на звездочках (Н):
, ( 13.11 )
где — вращающий момент на ведущей звездочке, ,
— делительный диаметр ведущей звездочки, ,
— мощность на ведущей звездочке, ,
— скорость движения цепи, .
13.7 Расчет цепных передач
Предварительный расчет начинают с определения величины статической разрушающей силы проектируемой цепи
( 13.12 ),
где — коэффициент безопасности, зависящий от степени ответственности передачи, точности определения действующих нагрузок и коррозионного воздействия на передачу. Минимальные значения коэффициента безопасности принимают при отсутствии коррозии , при активной коррозии .
По найденному значению по стандартам на приводные цепи находят несколько вариантов цепи, для которых разрушающая сила несколько больше требуемой . Найденные варианты различаются шагом, числом рядов и типом цепи. Предварительный расчет, как правило, не позволяет выбрать единственный наиболее целесообразный вариант, а лишь очерчивает область возможных решений.
Основной расчет передачи проводят по условию износостойкости шарниров цепи.
Давление в шарнирах не должно превышать допустимого в данных условиях эксплуатации. Давление в шарнирах связывают с путем трения зависимостью
, ( 13.13 )
где — для конкретных условий эксплуатации некоторая постоянная величина, — показатель степени, зависящий от вида трения в шарнирах, при хорошем смазывании , при недостаточном смазывании находится в пределах от 1 до 2.
Условное давление в шарнирах цепи в предположении нулевого зазора между валиком и втулкой и равномерного распределения давления в шарнире
, ( 13.14 )
где — коэффициент эксплуатации; — окружная сила на звездочках, Н; — площадь проекции шарнира на диаметральное сечение, мм 2 , — допустимое давление, МПа, для средних эксплуатационных условий, при которых .
, ( 13.15 )
где — диаметр валика; — длина втулки (рис. 13.3). Для стандартных цепей определяется по таблицам в зависимости от шага .
Коэффициент эксплуатации представляют в виде частных коэффициентов:
. ( 13.16 )
Видео:О звёздах и передаточных числах в трансмиссии мотоциклаСкачать
Коэффициент учитывает динамичность нагрузки, при спокойной нагрузке ; при нагрузке с толчками 1,2…1,5; при сильных ударах 1,8. Коэффициент учитывает влияние длины цепи (межосевого расстояния), чем длиннее цепь, тем реже каждое звено входит в зацепление со звездочкой и тем меньше износ в шарнирах; при принимают ; в других случаях , где — длина цепи при , — длина рассчитываемой цепи. Коэффициент учитывает влияние наклона линии центров звездочек передачи к горизонту; чем больше наклон передачи, тем меньше допустимый суммарный износ цепи; при угле наклона при . Коэффициент учитывает влияние регулировки цепи; для передач с регулировкой положения оси одной из звездочек, для передач с нерегулируемым положением звездочек . Коэффициент учитывает влияния характера смазывания; при непрерывном смазывании в масляной ванне или от насоса ;при регулярном капельном или внутришарнирном смазывании , при нерегулярном смазывании 1,5. Коэффициент учитывает влияние режима работы передачи, из зависимости (13), учитывая пропорциональность пути трения и числа смен работы передачи в сутки, получают . Коэффициент учитывает влияние температуры окружающей среды, при принимают ; при экстремальных условиях .
Читайте также: Отличие авто с турбиной от авто с компрессором
Если по расчету значение коэффициента , то возможности передачи используются недостаточно и следует принять меры по улучшению условий работы.
Проверочные расчеты передачи проводят при значительных отличиях реальных условий эксплуатации от средних. Проверку на прочность при пиковых перегрузках проводят для передач землеройных, сельскохозяйственных и других машин, при работе которых возникают неучитываемые предельные состояния (встреча с непрогнозируемым препятствием). Условие прочности
, ( 13.17 )
где — кратность кратковременной перегрузки.
Для тяжелонагруженных быстроходных передач (при скорости цепи м/с) проводят расчет деталей на сопротивление усталости. По этому критерию разрушающую силу определяют раздельно для пластин , валиков , втулок и роликов . Допускаемая окружная сила на звездочках по условию сопротивления усталости
, ( 13.18 )
где — меньшая сила из и ; — коэффициент безопасности.
Точное определение ресурса цепи по износу шарниров весьма затруднительно. Интенсивность изнашивания шарниров цепей при изменении конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов в пределах, характерных для реальных машин, изменяется от 0,00001 до 1000 мкм на 1 м пути трения. Поэтому расчет приводных цепей на износ по единой зависимости пока невозможен.
С достаточной точностью такие расчеты выполняют по методу подобия, согласно которому срок службы рассчитываемой приводной цепи
, ( 13.19 )
где — ресурс цепи в эталонной передаче, ч; — коэффициент, учитывающий отличия в конструкции, технологии и эксплуатации реальной передачи от эталонной.
13.8. Силы, действующие в ветвях передачи
В ведущей ветви цепи в процессе стационарной работы передачи действует постоянная сила , состоящая из окружной силы и силы натяжения ведомой ветви .
. ( 13.20 )
Сила натяжения ведомой ветви
, ( 13.21 )
где — натяжение цепи от силы тяжести; — натяжение от центробежных сил.
Натяжение от силы тяжести при горизонтальном (и близком к нему) положении линии, соединяющей оси звездочек, определяется как для гибкой нерастяжимой нити
, ( 13.22 )
где — погонная масса цепи, кг/м; — ускорение свободного падения, ; — межосевое расстояние, м; — стрела провисания цепи, мм.
При вертикальном (и близком к нему) положении линии центров звездочек
. ( 13.23 )
Натяжение цепи от действия центробежных сил определяют по аналогии с ременными передачами
, ( 13.24 )
где — скорость движения цепи, м/с.
Если ветви ремней параллельны, сила на валы. В общем случае, если ветви цепи не параллельны, силу на вал определяют, как и для ременной передачи, из треугольника ОАВ (рис. 14.9). Расчетная сила, действующая на валы передачи
Видео:Как просто сделать цепные звёздочки в домашних условиях мой опытСкачать
, ( 13.25 )
где — коэффициент, учитывающий вес цепи, для горизонтальной передачи принимают , для вертикальной .
13.9. Переменность скорости движения цепи
При работе цепной передачи движение цепи определяется движением шарнира звена, вошедшего последним в зацепление с ведущей звездочкой. Скорость шарнира (м/с) при постоянной угловой скорости ведущей звездочки , 1/с (рис. 13.6)
, ( 13.26 )
где — делительный диаметр малой (ведущей) звездочки, мм.
В произвольном угловом положении звездочки, когда ведущий шарнир повернут относительно перпендикуляра к ведущей ветви цепи под углом , скорость цепи
. ( 13.27 )
Так как угол изменяется в пределах от 0 до , то скорость цепи изменяется от до .
. ( 13.28 )
Мгновенная угловая скорость ведомой звездочки
, ( 13.29 )
где — делительный диаметр большой (ведомой) звездочки, мм; — угол поворота шарнира на ведомой звездочке (по отношению к перпендикуляру на ведущую ветвь цепи), угол изменяется в пределах от 0 до .
Мгновенное передаточное отношение
( 13.30 )
Из зависимости ( 13.30 ) следует:
передаточное отношение не постоянно;
равномерность движения тем выше, чем больше числа зубьев звездочек, так как тогда и
ближе к единице, основное влияние оказывает увеличение числа зубьев малой звездочки.
Непостоянство скорости цепи вызывает динамические нагрузки и удары, не позволяет использовать цепные передачи в приводах с высокими требованиями по кинематической точности вращения валов.
13.10 Пример расчета цепной передачи
Рассчитать передачу роликовой цепью от тихоходного вала редуктора к приводному валу транспортера.
Вращающий момент на ведущей звездочке, расположенной на тихоходном валу редуктора . Частота вращения ведущей звездочки . Передаточное число . Межосевое расстояние . Передача расположена под углом к горизонту, смазка периодическая, работа односменная, положение валов передачи не регулируется.
Выбор предварительного значения шага однорядной цепи
.
Ближайшее значение шага и соответствующей ему площади проекции шарнира (табл.3.1):
.
2. Определение числа зубьев малой (ведущей) и большой (ведомой) звездочек.
Видео:Ведущая ведомая звезда мотоцикла Ver.1Скачать
.
🌟 Видео
Цепные передачиСкачать
#АвиловАлексей - Цепные передачи...(Ремейк)Скачать
Звёзды,цепь,замки для самоделки89521539139Скачать
Как посчитать обороты и передаточное число.Скачать
КАК,КАК СДЕЛАТЬ быстро и просто ЗВЕЗДУ ДЛЯ МОТО. homemade starletСкачать
Чертеж звездочки.Расчет цепной передачиСкачать
Выбор цепи и звезд для долгой эксплуатации | ТеорияСкачать
велосипед звездочки цепьСкачать
8.2 Цепные передачиСкачать
Звёздочки для роликовых цепей! Обзор видов за 3 минуты!Скачать
Изготовление металлических звездочекСкачать
Трансмиссия минитрактора без токаря Mini-traktor transmissionСкачать
Лекция 6. Цепные и ременные передачиСкачать
минитрактор классика -звезды цепь на кпп и мостСкачать