Задний ведущий мост выполнен по классической схеме с двойной разнесенной главной передачей и смещенным от поперечной оси моста коническим редуктором. Он состоит из картера моста, конического редуктора, планетарных колесных передач и колодочных тормозов.
Конический редуктор 23 (рис. 4.3.1) размещен в картере моста 22 с левой стороны. Он состоит из пары конических шестерен 3 (рис. 4.3.2) и 17 с круговыми зубьями и дифференциала. Угол передачи составляет 90°. Ведущая шестерня 17 установлена в стакане 20 на двух конических роликовых подшипниках 18 и 21, регулировка которых производится с помощью прокладок 1. Момент на шестерню передается через фланец 23. Манжеты 22 предназначены для уплотнения фланца. Ведомая шестерня 3 крепится к чашке дифференциала 5 болтами 9. Штифты 10 предназначены для ограничения деформации опор подшипников дифференциала. Внутри чашек дифференциала 5 и 13 размещается конический дифференциал с двумя полуосевыми шестернями 14 и сателлитами 7, которые вращаются на шипах крестовины 6. Между сферическими поверхностями сателлитов и чашек дифференциала, а также между торцами полуосевых шестерен и чашками установлены бронзовые шайбы. Чашки дифференциала установлены на конических роликовых подшипниках 4 и 15 в опорах картера 2. Регулировка конических подшипников 4 и 15 осуществляется гайками 8 и 16. Регулировка зацепления конических шестерен 3 и 17 осуществляется изменением толщины прокладок 19 и гайками 8, 16.
Колесная передача (рис. 4.3.1) представляет собой планетарный редуктор, состоящий из прямозубых цилиндрических шестерен с внешним и внутренним зацеплением. Ведущая шестерня 5 установлена на шлицах полуоси 34. Сателлиты 39 на подшипниках 38 установлены в гнезда водила 6. Водило жестко связано со ступицей колеса 33. Ведомая шестерня 37 через ступицу 35 жестко соединена с цапфой 32, от осевого перемещения ступица удерживается гайкой 36. Перемещение полуоси 34 ограничивается сухарем 3 и упором 4.
Ступица заднего колеса 33 установлена на цапфе 32 на роликовых конических подшипниках 8. Регулировка подшипников 8 осуществляется гайкой 36, которая стопорится контргайкой 7. Манжеты 9 не допускают попадания масла из картера моста к колодочным тормозам. Цапфа 32 крепится к картеру
моста болтами 31. На болты ступицы 33 установлен тормозной барабан 30. В крышку колесной передачи 2 ввернута контрольная пробка 1 и пробка для слива масла.
Колодочные тормоза размещены между суппортом 26 и тормозным барабаном 30. Колодки 11 устанавливаются на осях 27 в суппорте 26 на бронзовых втулках 28 и прижимаются к профилю разжимного кулака 16 стяжной пружиной 12. Кулак 16 установлен в опорах 14 и 18 на сферических подшипниках 13 и 17. На конце разжимного кулака 16 установлен регулировочный рычаг 20, внутри которого расположен механизм для автоматического поддержания установленного зазора между колодками 11 и тормозным барабаном 30.
Маслоуловитель 10 служит для сбора и отвода наружу по каналу в ступице 33 просочившегося через манжеты 9 масла. Масленка 19 предназначена для подвода смазки к сферическим подшипникам опоры разжимного кулака, для смазки подшипника передней опоры 14 разжимного кулака и осей колодок 27 на щите тормоза установлены масленки и контрольные клапаны.
Видео:Маз,вскрытие среднего редуктора-причин для беспокойства нет :)Скачать
Угловой редуктор маз 103 схема
Рулевое управление автобусов МАЗ-103, МАЗ-107
Рулевое управление автобусов МАЗ разработано на основе узлов и агрегатов серийных автомобилей МАЗ.
Усилие водителя передается через рулевое колесо 1 (рис. 4.8.1), регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку 2, верхний карданный вал 9, угловой редуктор 10, нижний карданный вал 8, рулевой механизм со встроенным распределителем усилителя рулевого управления 7, продольную рулевую тягу 14, маятниковый рычаг 13 и проме-12
жуточную рулевую тягу 12 к правому управляемому колесу. Правое управляемое колесо связано с левым поперечной рулевой тягой.
Силовой цилиндр 11 закреплен с помощью двух шарниров, унифицированных с шарнирами рулевых тяг: один шарнир силового цилиндра закреплен на кронштейне кузова автобуса, другой — на маятниковом рычаге 13.
Распределитель встроен в рулевой механизм 7, и соединен с силовым цилиндром 11, масляным насосом 5 и масляным баком 3 трубопроводами 6 и шлангами 4.
Рисунок 4.8.1 — Рулевое управление:
1 — рулевое колесо; 2 — рулевая колонка; 3 — масляный бачок; 4 — шланги; 5 — масляный насос; 6 — трубопроводы; 7 — рулевой механизм со встроенным распределителем; 8 — нижний карданный вал; 9 — карданный вал; 10 — угловой редуктор; 11 — силовой цилиндр; 12 — промежуточная рулевая тяга; 13 — маятниковый рычаг; 14 — продольная рулевая тяга
Видео:Устройство редуктора моста автомобиляСкачать
3 Устройство и схема ведущего моста автобуса маз-103
Задний ведущий мост МАЗ-103(рисунок5.3) выполнен по классической схеме с двойной разнесенной главной передачей и смещенным от поперечной оси моста коническим редуктором. Он состоит из картера, центрального конического редуктора, планетарных колесных передач и колодочных тормозов.
1 – контрольная пробка; 2 – крышка колесной передачи; 3 – сухарь; 4 – упор; 5 – ведущая шестерня; 6 – водило; 7 – контргайка; 8 – подшипники ступицы; 9, 15 – манжеты; 10 – маслоуловитель; 11 – тормозная колодка; 12 – пружина; 13, 17 – сферический подшипник; 14 – опора кулака передняя; 16 – кулак разжимной; 18 – задняя опора кулака; 19 – масленка; 20 – регулировочный рычаг; 21 – кронштейн тормозной камеры; 22 – картер моста; 23 – конический редуктор; 24 – контрольный клапан; 25 – щит тормоза; 26 – суппорт; 27 – ось колодки; 28 – бронзовая втулка; 29 – датчик АБС; 30 – тормозной барабан; 31 – болт; 32 – цапфа; 33 – сгупица; 34 – полуось; 35 – ступица ведомой шестерни; 36 – гайка, 37 – ведомая шестерня; 38 – подшипник; 39 – сателлит; 40 – ось сателлита
Читайте также: Какое давление выдает бытовой газовый редуктор
Колесная передача представляет собой планетарный редуктор, состоящий из прямозубых цилиндрических шестерен с внешним и внутренним зацеплением. Ведущая шестерня 5установлена на шлицах полуоси 34.Четыре сателлита 39на подшипниках 38установлены в гнезда водила 6.Водило жестко связано со ступицей колеса 33.Ведомая шестерня 37через ступицу 35жестко соединена с цапфой 32,от осевого перемещения ступица удерживается гайкой 36.Перемещение полуоси 34ограничивается сухарем3и упором 4.
Ступица заднего колеса 33установлена на цапфе 32на роликовых конических подшипниках 8.Регулировка подшипников 8осуществляется гайкой 36,которая стопорится контргайкой7. Манжеты 9не допускают попадания масла из картера моста к колодочным тормозам. Цапфа 32крепится к картеру моста болтами 31.На болты ступицы 33установлен тормозной барабан 30.В крышку колесной передачи 2ввернута контрольная пробка 1и пробка для слива масла.
Колодочные тормоза размещены между суппортом 26и тормозным барабаном 30.Колодки 11устанавливаются на осях 27в суппорте 26на бронзовых втулках 28и прижимаются к профилю разжимного кулака 16стяжной пружиной 12.Кулак 16установлен в опорах 14и 18на сферических подшипниках 13и 17.На конце разжимного кулака 16установлен регулировочный рычаг 20, внутри которого расположен механизм для автоматического поддержания установленного зазора между колодками11и тормозным барабаном 30.
Маслоуловитель 10служит для сбора и отвода наружу по каналу в ступице 33просочившегося через манжеты 9масла. Масленка 19предназначена для подвода смазки к сферическим подшипникам опоры разжимного кулака, для смазки подшипника передней опоры 14разжимного кулака и осей колодок 27на щите тормоза установлены масленки и контрольные клапаны.
Конический редуктор 23размещен в картере моста 22с левой стороны. Он состоит из пары конических шестерен 3и 17с круговыми зубьями и дифференциала. Угол передачи составляет 90°. Ведущая шестерня17установлена в стакане 20на двух конических роликовых подшипниках 18и 21,регулировка которых производится с помощью прокладок 1.Момент на шестерню передается через фланец 23.Манжеты 22предназначены для уплотнения фланца. Ведомая шестерня3крепится к чашке дифференциала 5болтами 9.Штифты 10предназначены для ограничения деформации опор подшипников дифференциала. Внутри чашек дифференциала 5 и 13размещается конический дифференциал с двумя полуосевыми шестернями 14и четырьмя сателлитами7, вращающимися на шипах крестовины 6.
Вывод: в ходе работы изученыконструкциишестеренных главных передач, межколесного дифференциала автомобилей и автобусов, а также их полуосей.
Видео:Бортовой редуктор моста. Как устроен и как работает колесный планетарный редукторСкачать
Угловой редуктор маз 103 схема
МАЗ-203. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Автобус оборудован рулевым управлением с гидроусилением, которое обеспечивает легкость управления, необходимый поворот колес и возвращение их в нейтральное положение.
Рулевое управление включает элементы от рулевого колеса до рычагов поворотных кулаков. Энергию гидроусилитель, встроенный в рулевой механизм, получает от насоса, установленного на двигателе.
Усилие водителя передается через рулевое колесо 1, регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку 5, верхний карданный вал 4, угловой редуктор 2, нижний карданный вал 6, рулевой механизм со встроенным гидроусилителем 7, продольную рулевую тягу 10 к левому управляемому колесу. Правое управляемое колесо связано с левым поперечной рулевой тягой 11.
Рисунок 4.8.1 — Рулевое управление:
1 — рулевое колесо; 2 — угловой редуктор; 3 — педаль; 4 — карданный вал; 5 — рулевая колонка; 6 — нижний карданный вал; 7 — рулевой механизм со встроенным усилителем; 8 — сливной шланг; 9 — напорный шланг; 10 — продольная рулевая тяга; 11 — поперечная рулевая тяга
Наконечники продольной и поперечных рулевых тяг имеют правую и левую резьбу
для возможности регулировки длины тяг без отсоединения наконечников. Наконечники на тягах фиксируются хомутами.
На автобусы МАЗ устанавливается регулируемая по высоте и наклону травмобезопасная рулевая колонка.
Рулевая колонка 9 (рис. 4.8.2) в сборе с механизмом регулирования наклона и высоты рулевого колеса закреплена на кронштейне 19. Рулевое колесо 12 закреплено на валу 10 рулевой колонки гайкой 11.
В рабочем положении зубчатые рейки 1 и 6 прижимаются к зубчатым секторам 4 и 7 пружинами 17 и 18, фиксируя рулевую колонку в определенном положении. Для регулировки угла наклона рулевого колеса необходимо нажать педаль 15 на половину хода, при этом зубчатая рейка поворачивается на пальце 8 и выходит из зацепления с зубчатым сектором 7, давая возможность поворачивать рулевую колонку вокруг оси 13. При дальнейшем нажатии на педаль до упора в болт 16 зубчатая рейка 1 поворачивается на пальце 3 и выходит из зацепления с зубчатым сектором 4, давая возможность поворачивать рулевую колонку вокруг оси 5, при этом рулевая колонка регулируется как по наклону, так и по высоте. При отпускании педали пружины прижимают зубчатые
Читайте также: Редуктор бпо 5 3 с регулятором
рейки к зубчатым секторам, фиксируя рулевую колонку в выбранном положении.
В рулевом управлении применен рулевой механизм со встроенным гидроусилителем и клапаном ограничения давления. Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке герметичности всех соединений. Обслуживание и ремонт рулевого механизма проводить на специализированных СТО.
Угловой редуктор (рис. 4.8.3) передает усилие, приложенное к рулевому колесу, через карданные валы на рулевой механизм. Угловой редуктор состоит из ведущего 15 и ведомого 19 валов с парой конических шестерен 4, посаженных на шпонки 2. Валы установлены в картер 8 на конических подшипниках 5 и 9. В картере имеется заливное отверстие, закрытое пробкой 16. Предварительный натяг конических подшипников 9 регулируется гайкой 12. Предварительный натяг подшипников 5 и зазор в зубчатом зацеплении пары конических шестерен регулируется набором прокладок 6. Ведущий и ведомый валы уплотняются манжетами 14.
Рисунок 4.8.2 — Регулируемая рулевая колонка с травмобезопасным устройством:
1, 6 — зубчатая рейка; 2, 3, 8 — палец; 4, 7 — зубчатый сектор; 5, 13 — ось; 9 — рулевая колонка; 10 — вал; 11 — гайка; 12 — рулевое колесо; 14 — шпонка; 15 — педаль; 16 — болт; 17, 18 — пружина; 19 — кронштейн
Угловой редуктор заполняется по край заливного отверстия любым моторным маслом, при температуре ниже минус 30 °С -маслом АМГ 10 ГОСТ 6794-75.
МАЗ-203. Уход за угловым редуктором
При проведении ТО-2 проверить уровень масла, при необходимости долить.
При увеличенном люфте рулевого колеса проверить люфт в зацеплении конических шестерен углового редуктора, при необходимости отрегулировать.
Натяг подшипников 5 (рис. 4.8.3) регулируется набором регулировочных прокладок 6. Момент проворачивания ведомого вала 19 (при снятом ведущем вале 15) должен быть не более 0,61 Нм, при этом осевой люфт вала при усилии 150. 200 Н не должен превышать 0,05 мм.
Предварительный натяг конических подшипников 9 ведущего вала 15 регулируется гайкой 12 (затянуть гайку до отказа и отвернуть до начала проворачивания вала в стакане). Момент проворачивания ведущего вала в стакане 10 должен быть не более 0,61 Н м, при этом осевой люфт вала при усилии 150. 200 Н не должен превышать 0,05 мм.
Боковой зазор в зубчатом зацеплении должен быть 0,01 . 0,16 мм. Зазор и пятно контакта регулировать перемещением шестерен. Перемещение ведомой шестерни 4 осущест-вляется перестановкой регулировочных прокладок 6 из-под одной крышки под другую. Перемещение ведущей шестерни 21 осуществляется изменением толщины пакета регулировочных прокладок 11. После регулировки момент вращения ведущего вала должен быть не более 2 Н м, вал должен проворачиваться плавно без заеданий.
Рис. 4.8.3 — Угловой редуктор:
6 — регулировочные прокладки;
МАЗ-203. Уход за наконечниками рулевых тяг
Наконечники рулевых тяг необслуживаемые. Уход за наконечниками заключается в периодической проверке состояния резиновых чехлов, наличия люфта в наконечниках и поджатии хомутов крепления наконечников.
Проверка люфта выполняется при повороте рулевого колеса влево-вправо измерением перемещения корпуса наконечника рулевой тяги относительно рычага поворотного кулака. Осевое перемещение должно быть не более 2 мм, а радиальное — не более 0,8 мм. Если перемещение больше указанного, то необходимо заменить наконечник рулевой тяги.
Перед заменой наконечников продольной рулевой тяги 10 (рис. 4.8.1) необходимо зафиксировать передние колеса и рулевое колесо в положении соответствующем прямолинейному движению. При этом должны совпадать метки на входном валу и на корпусе рулевого механизма 7. После замены
наконечников отрегулировать длину продольной тяги, так чтобы оси пальцев наконечников рулевой тяги совпали с осями конусных отверстий в сошке и рычаге поворотного кулака. Наконечники должны быть ввернуты в трубу на одинаковую величину. Продольную тягу устанавливать в положении, показанном на рис. 4.8.1.
Корончатые гайки крепления пальцев должны быть затянуты моментом 250. 280 Нм и застопорены шплинтом.
Гайки болтов хомутов должны быть затянуты моментом 70. 80 Нм;
После установки тяги снять фиксацию колес.
После замены наконечников поперечной рулевой тяги провести проверку и регулировку схождения колес.
ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВРАЩАТЬ РУЛЕВОЕ КОЛЕСО ПРИ ОТСОЕДИНЕННОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГЕ. ПРИ ПОВОРОТЕ РУЛЕВОГО КОЛЕСА В КРАЙНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ОТСОЕДИНЕННОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГЕ БУДЕТ НАРУШЕНА РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ ОГРАНИЧЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ПРИ КРАЙНИХ ПОЛОЖЕНИЯХ РУЛЕВОГО КОЛЕСА!
Читайте также: Как работает редуктор газа 4 поколения
Рисунок 4.8.4 — Масляный бак гидроусилителя рулевого управления:
1 — уплотнитель; 2 — заливная пробка со щупом; 3 — гайка; 4 — датчик уровня; 5 — крышка; 6 — стопор; 7 — стержень; 8 — предохранительный клапан; 9 — сливная пробка; 10 — фильтрующий элемент; 11 — пружина; 12 — корпус; 13 — заливной фильтр
МАЗ-203. Уход за карданными валами рулевого управления
При проведении ТО-2 смазать крестовины и шлицы карданных валов через масленки до появления свежей смазки из-под уплотнений. Проверить отсутствие люфтов в шарнирах карданных валов и крепление вилок карданных валов.
Масляный бак гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке. Состоит масляный бак из корпуса 12 (рис. 4.8.4), крышки 5, заливной пробки со щупом 2, заливного фильтра 13 и фильтрующего элемента 10. Для контроля уровня масла в бачок установлен датчик уровня 4, который при падении уровня масла подает сигнал на включение символа на ЖК-дисплее.
Масляный фильтр устанавливается вместе с предохранительным клапаном на стержень 7. Клапан прижимается к фильтру пружиной 11, которая фиксируется в сжатом состоянии стопором 6. Стержень 7 в сборе с фильтром 10 вворачивается в штуцер. Крышка 5 прижимается к корпусу при заворачивании гайки 3. Для герметизации соединения под крышку установлен уплотнитель, а под шайбу — уплотнительное кольцо.
При работе двигателя рабочая жидкость поступает из распределителя во внутреннюю полость фильтрующего элемента 10, и, пройдя очистку в фильтрующем элементе, через патрубок поступает к всасывающему патрубку насоса.
При засорении фильтрующего элемента увеличивается перепад давлений внутри и снаружи фильтра, под действием которого открывается, сжимая пружину 11, перепускной клапан 8, и рабочая жидкость циркулирует в системе без очистки.
МАЗ-203. Уход за масляным баком гидроусилителя рулевого управления
При каждой замене масла (при проведении ремонта) необходимо заменить фильтрующий элемент 10 (рис. 4.8.4). Перед снятием крышки масляного бака необходимо тщательно очистить сам бак и рядом расположенные детали с целью исключения попадания загрязнений в масло.
Для снятия фильтрующего элемента необходимо отвернуть гайку 3 и снять крышку 5 с уплотнительным кольцом 1, вывернуть стержень 7 и вынуть его из корпуса в сборе с фильтром. Сжать пружину 11, вынуть стопор 6 и снять фильтр с предохранительным клапаном 8.
Установка фильтра производится в обратной последовательности, при установке следует обратить внимание на целостность уплотнителя 1.
При попадании в систему инородных частиц и жидкостей рабочая жидкость подлежит обязательной внеплановой замене с заменой фильтра 10.
Проверка уровня рабочей жидкости и доливка ее по мере необходимости производится при заглушенном двигателе и положении колес, соответствующем прямолинейному движению. Уровень жидкости должен быть между нижней и верхней метками щупа (при холодной рабочей жидкости рекомендуется поддерживать уровень ближе к нижней метке).
МАЗ-203. Замена масла в системе гидроусилителя рулевого управления
В качестве рабочей жидкости должно использоваться гидравлической масло по спецификации ZF TE-ML 09 с характеристиками соответствующими температурным условиям эксплуатации автобуса.
Замену масла необходимо проводить с периодичностью указанной в химмотологи-ческой карте, рекомендуется заменять масло также после ремонта или замены рулевого механизма или насоса. При этом должен быть заменен фильтр масляного бака и очищены трубопроводы.
Слив масла проводить в следующей последовательности:
— вывесить колеса передней оси, установить переднюю ось на подставки;
— вывернуть заливную пробку 2 (рис. 4.8.4) и сливную пробку 9 масляного бака, слить масло из масляного бака;
— отсоединить сливной шланг 8 (рис. 4.8.1) и напорный шланг 9, идущие от рулевого механизма, опустить их в емкость, и медленно поворачивая рулевое колесо вправо — влево до упора, слить масло из рулевого механизма;
— снять фильтрующий элемент. При наличии осадка на дне масляного бака его необходимо удалить.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ЗАПРАВКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ СОБЛЮДАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ЧИСТОТУ С ЦЕЛЬЮ ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ЧАСТИЦ В ГИДРОСИСТЕМУ.._
Заправку масла производить в следующей последовательности:
— установить фильтрующий элемент.
— присоединить шланги рулевого механизма, завернуть сливную пробку масляного бака;
— залить отфильтрованное масло в бак;
— запустить двигатель и для заполнения гидросистемы маслом дать ему поработать на малых оборотах холостого хода. При этом процессе уровень масла в баке быстро падает, поэтому для предотвращения всасывания воздуха необходимо постоянно доливать масло. Проводить заправку рекомендуется вдвоем: один человек запускает двигатель, другой — доливает масло.
При заливке нового масла необходимо полностью удалить воздух из системы. Для этого, после заливки масла в бак, медленно поворачивать рулевое колесо до упора вправо — влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в масляном баке. В конечных положениях не следует прикладывать усилие больше, чем необходимо для поворота рулевого колеса. После удаления воздуха долить масло до уровня между нижней и верхней метками щупа (при холодном масле рекомендуется ближе к нижней метке).
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔥 Видео
рено-маз люфт хвостовика редуктора, последствияСкачать
Редуктор заднего моста автобус МАЗ 27 x 16 103-2402010-43Скачать
Ремонт бортовой МАЗСкачать
упала установка манипулятора крановщик чуть не погибСкачать
Регулировка дверей на автобусе Маз 103 и 206.Скачать
Лёгкий руль на КаМаЗе. регулировка ГУРа.Скачать
автобус маз 103 снятие ступицы на подьемникСкачать
как перебрать задний редуктор МАЗ часть-1.Скачать
Угловой редукторСкачать
Принцип работы редуктора. Виды редукторов. Курсовая.Скачать
Принцип работы рулевого редуктора с гидроусилителем на примере Сагинав ГМТ (Saginaw GMT).Скачать
Угловой редуктор из шестерен дифференциалаСкачать
Шестерни редуктора заднего моста МАЗСкачать
ремонт МАЗ 5440. сборка редуктораСкачать
МАЗ 5440 установка бортовых редукторов ( кастрюль - горшков)без разбора.Скачать
Старт с двух педалей автобуса маз 103Скачать
МАЗ 103 после 5 пяти лет жизни в соленом Санкт-Петербурге!!!Скачать