В первой части мы уже разобрались, зачем полноприводные трансмиссии нужны, и почему их оснащают дифференциалами, как к такому техническому решению пришли.
Теперь хочется подробнее остановиться непосредственно на конструктиве, а именно, как работают основные узлы и агрегаты полного привода.
Видео:ПОЛНЫЙ ПРИВОД ЧТО СОВМЕСТИМО в AWD: Раздатка / угловой редуктор / трансфер ВСЕХ АВТО MITSUBISHI 4WDСкачать
Раздаточная коробка
Основным узлом, благодаря которому автомобиль вместо одной ведущей оси получает пару, является раздаточная коробка. Она способна как изменять скорость вращения и крутящий момент, так и перераспределять его.
Конструктивно ее располагают либо как отдельный узел, соединяя карданной передачей с коробкой передач (устаревшее решение для легковых автомобилей), либо пристыковывают непосредственно к картеру коробки. Такое решение технологичнее, легче, увеличивает виброакустический комфорт и КПД.
Внутренности раздаточной коробки могут сильно различаться.
Раздаточные коробки бывают как одноступенчатыми (и в последнее время все чаще), так и двухступенчатыми, тем самым значительно увеличивая тяговые возможности автомобиля. Добиваются этого либо вальным редуктором с набором зубчатых колес и муфтой выбора, либо при помощи планетарной передачи, которую располагают на входном валу раздаточной коробки. Такой вариант обеспечивает хороший КПД, низкий шум, возможность плавного переключения режимов работы.
Раздаточная коробка может реализовать разные схемы полного привода.
Самая простая – Part-time (подключаемый вручную). В классическом варианте включение оси происходит при помощи зубчатой муфты, что стоит делать на остановленном автомобиле для исключения удара зубьев. На современных автомобилях допускается включение второй оси на небольших скоростях при равномерном движении. Ездить по дорогам с хорошим коэффициентом сцепления с подключенной осью категорически не рекомендуется, т.к. из-за циркуляции мощности может произойти разрушение элементов трансмиссии, будет повышенный износ шин, автомобиль будет иметь недостаточную поворачиваемость.
Автомобили, которые использовали такой тип раздаточной коробки: Toyota Fortuner, Nissan Patrol, Nissan Navara, Ford Ranger, Mazda BT-50, Suzuki Vitara, Suzuki Jimni, Great Wall Hover, Jeep Wrangler, UAZ Patriot.
Оптимальная – Full-time (постоянный полный). Связь осей реализована через дифференциал, нет описанных выше минусов. Такая схема удобна в повседневном использовании на любых покрытиях. Для увеличения «внедорожности» такая раздаточная коробка обычно имеет возможность блокировки дифференциала, либо сам дифференциал имеет нетривиальную конструкцию (самоблокирующийся, повышенного трения).
Автомобили с такой трансмиссией: Toyota Land Cruiser (Prado), Land Rover Discovery, Land Rover Defender, Audi Q7, VW Touareg, Porsche Cayenne, Lada 4×4.
Современный — Torque on-demand (подключаемый электроникой). Все реже можно встретить представителей классических Part-time и Full-time и все чаще современный «полный привод по требованию». Подробнее о том как он работает, мы рассмотрим в третьей части, а конструктив здесь достаточно прост: для двигателей с продольным расположением двигателя и подключением передней оси схема полностью повторяет Part-time, только вместо зубчатой муфты – фрикционная муфта с актуатором, позволяющая плавно и вовремя обеспечить перераспределение крутящего момента между осями. При определенных условиях муфта может обеспечить и полную блокировку.
Если автомобиль имеет поперечный двигатель и подключение задней оси, то как таковой раздаточной коробки у него нет: спереди установлен угловой редуктор, сзади на оси – фрикционная муфта.
Такой тип привода применяют на: BMW c xDrive, Cadillac Escalade, Ford Explorer, Land Rover Freelander, Toyota RAV4, Kia Sportage, Mitsubishi Outlander, Nissan Murano, Nissan X-Trail, Suzuki SX4.
Нельзя объять необъятное, продолжение будет совсем скоро. Расскажу про различные дифференциалы, их устройство и принцип работы!
Видео:Замена передней раздатки(угловой редуктор)Скачать
Фотоотчет Фольксваген Гольф Country: cнимаем КПП и раздатку (пошаговый фотоотчет с описанием. Много фото)
Сегодня мы своими силами снимем с легендарного VW Golf Country коробку передач и угловой редуктор, он же раздатка.
Для этого нам понадобится:
1. Помещение с ямой и возможностью вывесить переднюю ось автомобиля (например, подставки) или подъемником.
2. Набор комбинированных ключей (с одной стороны рожковой, с другой — накидной) размерностью от 8 до 19 и трубка-удлиннитель.
3. Набор головок от 8 до 19 с трещоткой, удлинителем и воротком.
4. Легендарный инструмент для откручивания болтов ШРУСов — 12-гранная звезда М8.
5. Г-образный шестигранник на 17 для сливных,заливных пробок.
6. Шестигранник на 8, который вставляется внутрь головки болта.
7. Емкость для слива трансмиссионного масла из агрегатов.
8. Растворители-очистители типа керосина и протирочный материал (ветошь).
9. Средство «жидкий ключ» (WD40 или подобные).
10. Рабочая одежда, перчатки, шапка, защитные очки.
При работе использовалась статья «Фольксваген Гольф II: меняем диск сцепления». Мой порядок снятия КПП несколько отличается. Тонкости и фотографии, приведенные в этой статье, я пропускаю, в тексте будут ссылки на нее.
1. Снимаем плюсовую клемму с аккумулятора. Снимаем левое колесо.
2. Снимаем защиту. Защита крепится по кругу болтами на 13. Откручиваем их
Еще два болта на 10 поддерживают защиту сзади. Их нужно просто ослабить.
После чего защиту сдергиваем с задних болтов и откладываем в сторонку.
Читайте также: Техническая характеристика мотор редукторов змп
3. Затем можно слить масло с КПП и раздатки. Сливная пробка КПП (красная стрелка) видна сразу, а чтоб увидеть сливную пробку раздатки, нужно снять тяжелую железяку. Эта железяка, защищающая раздатку, крепится двумя болтиками (зеленые стрелки). Сверху гайки — их надо придерживать ключом.
Сняв эту железяку, наблюдаем обе пробки (КПП — красная, раздатка — зеленая стрелка) одновременно.
Откручиваем, сливаем масло, закручиваем, чтоб не капало.
4. Теперь можно приняться за стартер. Откручиваем и отстегиваем от него провода, согласно вышеприведенной статье. Затем выкручиваем нижний болт.
А затем, чтобы не вывешивать мотор, закручиваем этот болт с другой стороны в опору на длину резьбы (подсказка из статьи). Для удобства откручиваем болт, крепящий кронштейн шлангов ГУР (он был там, куда указывает красная стрелка), а шланги отгибаем вниз.
Теперь можно открутить верхний и средний болты крепления стартера и снять его.
5. После стартера откручиваем и снимаем щиток, защищающий картер сцепления снизу. Он держится на двух болтах. Плюс на этой фотографии видно регулярно искомую многими площадку, на которой выбита модель КПП — в данном случае это AXR.
6. Отсоединяем трос сцепления. Отсоединяем привод спидометра, оставшееся отверстие лучше заткнуть чистой тряпкой или чем-то подобным, чтоб в КПП не попала грязь. Операции производятся согласно статье.
7. Отсоединяем тяги механизма переключения передач. Как — показано в статье.
8. Отсоединяем пучок проводов от кронштейна на КПП, сжав усики хомута и вытащив его из отверстия.
9. Отсоединяем разъем датчика заднего хода и блокировки муфты при движении назад. Для этого нажимаем на металлическую скобу со стороны левого колеса и аккуратно тянем разъем вверх.
10. Теперь можно открутить и ШРУСы. Начитавшись на сайте ужасных историй о том, как народ пытался отвернуть болты крепления шестигранниками, «торксами», срывал грани и потом долго и мучительно откручивал эти самые болты всякими-разными невероятными способами, я заранее закупил 12-гранную звезду М8 и легко все открутил. Зеленой стрелкой показана заливная пробка КПП, красной — болт крепления ШРУСа.
Чтобы отвести левый ШРУС от КПП, откручиваем левую шаровую, выводим ее палец из кулака, отводим стойку и выводим ШРУС в сторону радиатора и вниз. Подробнее написано в статье.
Правый ШРУС просто откручиваем от фланца. Его откручивать жутко неудобно в ввиду тесноты и невозможности нормально к нему подлезть.
11. Настало время открутить и снять карданный вал. Сначала открутим болты, крепящие его к раздатке. Тут-то нам и пригодится накидной ключ на 10 и трубка-удлинитель. Болты, которые крепят кардан к раздатке, проходят через эластичную муфту и имеют 12-гранную головку (красные стрелки). Зеленой стрелкой указан болт, зажимающий тягу, идущую от рычага выбора передачи к кулисе. Его тоже ослабляем, тягу отсоединяем.
Затем точно так же откручиваем три идентичных болта, крепящих кардан к вискомуфте.
Теперь отсоединяем карданный вал от рамы. Он крепится к ней четырьмя болтами на 13 через подвесные подшипники. тут лучше иметь помощника, который придержит кардан, но можно справиться и одному.
После этого подаем кардан в сторону капота, отсоединяем от вискомуфты и опускаем заднюю часть вниз. Кардан прекрасно гнется — в сочленениях у него ШРУСы. Затем подаем его в сторону багажника, проводя передний конец над выпуском, и вынимаем в правую сторону в районе переднего его подвеса, слегка отжимая вниз трубы выпуска.
12. Пора начать отсоединять КПП от опор. Перед их откручиванием стоит поставить под КПП опору в районе крепления троса сцепления (пенек, подставка), чтобы коробка не перекашивалась и не висела на одних болтах крепления к двигателю. Начнем с длинной опоры, проходящей вдоль левого колеса. Сначала ключом ослабляем две гайки.
Затем надеваем на гайки по очереди ключ, а со стороны арки колеса выкручиваем головкой с трещоткой болты и вынимаем их.
Теперь открутим болт, крепящий длинную и короткую опоры к кузову, и снимем его. Вслед за ним можно снять и длинную опору.
Настала очередь короткой. Она крепится тремя длинными болтами (красные стрелки) к коробке, к тому же два нижних болта крепят кронштейн кулисы переключения передач (зеленая стрелка, на фото кулиса снята). Откручиваем их и снимаем опору.
13. Отсоединяем раздатку от КПП и двигателя. Сначала откручиваем шестигранником на 8 болт, крепящий кронштейн раздатки.
Затем этим же шестигранником откручиваем четыре болта, соединяющих КПП и раздатку, один из верхних болтов держит также кронштейн крепления раздатки к двигателю, снимаем его. На фото два нижних болта, зеленой стрелкой указан нижний болт крепления КПП, его откручивать будем самым последним.
Теперь можно открутить раздатку от кронштейна со стороны правого ШРУСа. Там ее крепят два болта. На фото виден один, второй симметрично относительно раздатки вверху. Его лучше откручивать из колесной арки воротком с удлинителем, сняв предварительно правое переднее колесо.
Читайте также: Сеа про 5 4х тактный замена масла в редукторе
14. Откручиваем два верхних болта крепления КПП. Начнем с того, на котором подсоединен массовый провод. Откручиваем маленькую гаечку, снимаем массу, откручиваем сам болт.
Теперь второй. Для удобства откручиваем от двигателя кронштейн трубки системы охлаждения (крепится гайкой, зеленая стрелка), отодвигаем трубку и откручиваем сам болт (красная стрелка).
И откручиваем последний, нижний болт крепления КПП к двигателю, его мы видели на второй фотографии в пункте 13. Теперь коробка висит только на валах и на заботливо подставленной подпорке.
15. Снимаем КПП. Только сейчас нам понадобится второй человек, до сих пор все можно было делать одному.
Становимся под машину, один хватает коробку за картер сцепления, второй — за любое другое удобное место, и аккуратно пошевеливая и покачивая КПП, сдвигаем ее с валов в направлении левого колеса. При этом важно проследить, чтобы коробка и раздатка расстались друг с другом без разрушений. Возможно, придется пошевелить раздатку, чтобы ее вал вышел из КПП. Плюс не забываем,что раздатка соединяется с коробкой валом, входящим внутрь вала КПП и муфтой с внутренними шлицами, которая надевается на валы снаружи. Все это аккуратно разъединяем, и КПП остается у нас в руках. Бережно укладываем ее на пол.
16. Снимаем раздатку. Это можно и одному. Раздатка теперь держится только за счет того, что фланец ШРУСа цепляется за кронштейн, и сама раздатка лежит на металлических выступах, которые крепят тяжелую железку на первом фото из пункта 3. Приподнимаем раздатку, аккуратно выводим фланец через отверстие в кронштейне (фланец диаметром 100 миллиметров легко проходит), и укладываем рядом с коробкой.
Все. Снятие можно считать удавшимся. Установка производится в обратном порядке. Я снял и поставил КПП за 5 дней, особо себя не утруждая. Работал в гараже с небольшим пространством под полом (сантиметров 80-90), которое и было ямой. Все сделал один, за исключением снятия КПП, постановки КПП обратно и установки карданного вала. Вдвоем было бы быстрее, дня за три.
Уточнения, пожелания и конструктивная критика приветствуются.
Благодарю за внимание
Видео:x-trail t31 qr25 cvt замена раздатки (угловой редуктор)Скачать
Ликбез по раздаточным коробкам
В теперешней жизни мы почти не попадаем на настоящее бездорожье. Оттого в перечне моделей среднестатистической фирмы автомобили с раздаточной коробкой встречаются все реже. Но все-таки они есть, и мы поговорим об этом самом «железном» из внедорожных агрегатов.
Упрощение и одинаковость конструкции автомобилей повышенной проходимости понятна.
Подавляющее большинство новых полноприводников построено по «легковой» схеме: поперечный двигатель спереди, постоянный привод на передние колеса и подключаемый с помощью дисковой муфты – на задние. Но в классе тяжелых внедорожных машин традиционно другой набор вездеходных ценностей, и раздаточная коробка для них – главный атрибут.
ОРТОДОКСЫ ЧЕСТНОГО ЖЕЛЕЗА
Раздаточная коробка – это самостоятельный довольно увесистый и сложный агрегат: нашпигованная шестернями, валами и муфтами часть трансмиссии между коробкой передач и ведущими мостами. Ее первое и основное назначение – разделять или раздавать в той или иной пропорции крутящий момент двигателя на оба ведущих моста – передний и задний.
Помимо распределительной функции, раздаточной коробке отдана еще одна – увеличивать крутящее усилие на колесах при одновременном понижении скорости передвижения. Так, на первой пониженной передаче по сравнению с первой повышенной примерно в три раза меньше скорость вращения колес и во столько же раз больше тяга на них. Редукторную часть раздаточной коробки иногда называют демультипликатором и обозначают чаще всего как 4L или просто L.
Таким образом, внутри единого корпуса «живут» два устройства. И если с демультипликатором все более-менее однозначно (от модели к модели меняется лишь передаточное отношение), то принципов раздачи крутящего момента по мостам несколько. Соответственно, различаются и конструкции раздаточных коробок.
НИЧЕГО БОЛЕЕ ПОСТОЯННОГО…
Первый принцип – он же первый и исторически – постоянный привод на задний мост с временным подключением переднего. Знатоки воскликнут «парт-тайм» и будут абсолютно правы. Такая трансмиссия более полувека доминировала во внедорожниках во многом благодаря простоте и выносливости конструкции. Примитивное подключение рычагом постепенно сменилось кнопочным управлением, но суть сохранилась.
Казалось бы, чего проще: на асфальте передний мост выключен, вне дорог – включен. Единственной загвоздкой оставался вопрос: когда именно надо подключать? Ведь позднее подключение «передка» на бездорожье чревато застреванием, а даже непродолжительное движение по асфальту в режиме 4х4 для большинства машин с part-time губительно технически.
Проблему решили инженеры Range Rover, заставив свою раздаточную коробку всегда приводить оба моста и заодно создав второй тип внедорожников. Разницу в скоростях переднего и заднего карданов гасит обыкновенный межосевой дифференциал. Симметричный, такой же как и между колесами. А для того чтобы трансмиссию постоянного полного привода уравнять по проходимости с подключаемой, установили еще и блокировку межосевого дифференциала. Наша родимая «Нива» – из этой оперы.
Читайте также: Редуктор для кду 2
Итак, оба типа во внедорожном режиме жестко приводили две оси, а на асфальте постоянный полный привод доминировал благодаря тяге четырьмя колесами. Кроме того, постоянно полноприводные всегда во всеоружии – так сказать, всегда все включено.
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
Строго говоря, фраза «разделяет момент между двумя мостами» полностью корректна только для тех внедорожников, у которых в действительности имеется два ведущих неразрезных моста. Поскольку независимые подвески неизбежно вытесняют зависимые, термин «мост» по отношению к внедорожнику теперь означает не саму по себе неразрезную балку с двумя колесами, а совокупность узлов подвески и трансмиссии, относящихся к передней или задней паре колес. С таким же успехом тут употребимо слово «ось».
Часть тяжелых внедорожников сейчас сочетает задний неразрезной мост с независимой подвеской спереди (Mitsubishi Pajero Sport, Toyota TLC200). По этой схеме построено и большинство пикапов. Некоторые компании в новых моделях полностью отказались от неразрезных мостов, заменив их независимой подвеской (Range Rover, Infiniti QX56, Jeep Cherokee). И только самые консервативные модели, доживающие свой долгий век на конвейере (Mercedes Gelandewagen, Land Rover Defender, UAZ), сохраняют верность полностью зависимой подвеске с двумя непробиваемо-крепкими мостами.
НЕ ВСЕ ХОРОШО, ЧТО ПОЛНО
Но есть и минусы. Раздаточная коробка получилась очень громоздкой, тяжелой и сложной. На том же Range Rover, чтобы сохранить большой дорожный просвет, пришлось поднимать ее над полом салона и фактически размещать в объемистом «ящике» – подлокотнике. Подобные факторы напрямую повлияли на цену машин с постоянным полным приводом. Кроме того, конструкции part-time были на голову надежнее и безболезненно «переваривали» гораздо большие перегрузки.
Сделать раздаточную коробку с межосевым дифференциалом компактнее, легче и дешевле заставил инженеров полноприводный бум, стартовавший к концу ХХ века. Появились варианты с цепью вместо тяжелых шестерен (Nissan Terrano и MMC L200), с планетарной конструкцией в приводе пониженной передачи. Но оставалась еще одна проблема – устойчивость постоянно полноприводного автомобиля в скользком повороте.
СВОБОДА, РАВЕНСТВО И… «УШИ»
Когда вам говорят, что свободный дифференциал, дескать, «отправляет» часть крутящего момента на то или иное колесо или мост – не верьте! В системах со свободным дифференциалом вся мощность всегда уйдет туда, где будет меньшее сопротивление.
Классика поведения подобной трансмиссии на обледенелом лесном повороте при избытке скорости: начало дуги под тягой – больше момента уходит назад и автомобиль напоминает заднеприводный. Вы сбрасываете газ перед самой крутой частью виража, и мгновенно вес автомобиля, а с ним и доля крутящего момента устремляются вперед – машина стала переднеприводной, заскользила наружу! Вы судорожно парируете снос рулем и, вспомнив переднеприводные заповеди, слегка добавляете газу… Снова схватывают задние колеса, и высокий пикап или внедорожник, окончательно развернувшись поперек дороги, улетает в кювет! Почему так происходит? Потому что в раздаточной коробке вашего вездехода ничто не регулирует направление и долю крутящего момента. Он весь уходит туда, где в данную долю секунды больше скользит, причем переброс мощности происходит при мизерной, незаметной водителю разнице в сцеплении колес.
Побороть губительную свободу симметричного дифференциала пытались разными способами. Лучше всего это получилось у систем электронной стабилизации, но мы сейчас не о них. Помимо симметричных, в «раздатках» стали применять несимметричные дифференциалы, заведомо раздающие больший крутящий момент назад. Технически они несложны, но позволяют почти всегда оставлять автомобиль немного более заднеприводным, уберегая от коварных перебросов мощности. Такой дифференциал стоит и в «раздатке» Audi Q7, и в «мицубишевском» SuperSelect II (33:67 %).
ОТБОР МОЩНОСТИ
Довольно редко от раздаточной коробки приводятся еще какие-то узлы, кроме мостов. Это может быть лебедка (на части Toyota Land Cruiser 80), разнообразные навесные агрегаты спецтехники (например, снегоочистители). Такую раздаточную коробку чаще называют коробкой отбора мощности.
Для нее используется специальная аббревиатура КОМ, дополнительные приводы вращают собственные карданные валы. Даже отечественный УАЗ-469 имел версию с КОМ для щетки под брюхом. За границей подобные коммунальные машины весьма широко используют и сегодня.
РАЗДАТКА-ЛАЙТ
Мода на внедорожники побудила создать более дешевые варианты «раздаток» для тех машин, эксплуатация которых в меньшей степени предполагает бездорожье. Прежде всего это одноступенчатые раздаточные коробки без «понижайки» (Mercedes ML без офф-роуд-пакета) и совмещение одной ступени с виско-муфтой и несимметричной раздачей (38:62%) у Cadillac Escalade с 2002 года. Подобных систем много, но в начале ХХI века большинство проблем, над которыми бились создатели металлических шедевров полного привода, успешно решила вездесущая электроника. Она сумела сверхточно и мгновенно дозировать подключение второго моста, избавив водителей и от необходимости возить с собой десятки килограммов «умного металла», и от того, чтобы платить за них.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🌟 Видео
Обслуживание углового редуктора (раздатка) на Kia Sportage.Скачать
Раздатка, раздаточная коробка/угловой редуктор на Murano Z52/ Nissan Pathfinder R52 VQ35 33100-3KA0BСкачать
раздатка на Форд Эксплорер 5 новая AT4Z7251A раздаточная коробка/ угловой редуктор . без охлажденияСкачать
Ремонт углового редуктора раздатки ВольвоСкачать
Угловой редуктор (Kia Sportage, Hyundai ix35)Скачать
Завыла раздатка Хендай туксон!Скачать
Замена втулки углового редуктора Вольво // Что за хрень за 15 000 руб?Скачать
Ремонт раздатки (углового редуктора) Чери Тигго (Т11) 2.4 л. 2008 г.в.Скачать
Highlander 55 14г.в. Отчёт. Ремонт раздатки\углового редуктора.Скачать
КАК РАЗРУШАЕТСЯ РАЗДАТКА НА РЕНО ДАСТЕР, ТЕРРАНО, КАПТУР, АРКАНА И КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ #БУДНИСЕРВИСАСкачать
Замена сальников на раздатке ниссан мураноСкачать
фрилендер 2 износ муфты углового редуктора и привода , причина, ремонтСкачать
Снятие углового редуктора ( раздатки ) с Пежо 4007 . ОН ЖЕ МИЦУБИСИ АУТЛЕНДЕР XL.Скачать
Ремонт раздатки (углового редуктора) Опель Мокка. Часть 1.Скачать
Ремонт раздатки (углового редуктора) Форд Эксплорер 3.5 литра.Скачать
раздатка тигуан полный приводСкачать
🤔 Шум раздатки или вариатора? Ниссан Х-трейл T31 2012 | Джатко-СервисСкачать