23.03.2021 18:56 — дата обновления страницы
- Устройство и техническое обслуживание автомобилей
- Рулевое управление автомобиля
- Угловой редуктор, рулевой механизм автомобиля
- Купить кислотную химию для очистки ржавых изделий в ультразвуковой ванне
- Назначение редуктора в рулевой системе авто
- Конструкция редуктора
- Пространственное положение
- Тип передачи
- Передаточное отношение
- Расположение рулевого редуктора
- Основные неисправности
- Регулировка
- Смазка
- Устранение течи
- Замена редуктора
- 🔥 Видео
Видео:Как устроены рулевое управление и усилитель руля?Скачать
Устройство и техническое обслуживание автомобилей
сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Видео:НАГЛЯДНО. Как работает червячный механизм рулевого управления.Скачать
Рулевое управление автомобиля
Угловой редуктор, рулевой механизм автомобиля
Угловой редуктор (рис. 128) передает вращение от карданного вала на винт рулевого механизма. Редуктор состоит из ведущей и ведомой конических шестерен; причем ведущая шестерня 7 выполнена как одно целое с валом 1 и установлена на корпусе 4 на игольчатом 3 и шариковом 5 подшипниках.
Рис. 128. Угловой редуктор: 1- вал ведущей конической шестерни; 2 — сальник; 3 — игольчатый подшипник; 4 — корпус ведущей шестерни; 5 — шариковый подшипник; в — регулировочные прокладки; 7 — ведущая коническая шестерня; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — стопорное кольцо; 10- шариковые подшипники; 11 — ведомая коническая шестерня; 12- упорная крышка; 13 — корпус редуктора; 14- гайка крепления подшипников; 15 — стопорная шайба; 16 — гайка крепления подшипников
Шариковый подшипник закреплен на валу 1 гайкой 16, утонченный край которой вдавливается в паз, чем устраняется самопроизвольное отвертывание гайки. Ведомая шестерня вращается в двух шариковых подшипниках 10, закрепленных на хвостовике шестерни гайкой 14 со стопорной шайбой 15. Осевое положение ведомой шестерни 11 фиксируется стопорным кольцом 9 и упорной крышкой 12. Зацепление конических шестерен регулируется прокладками 6, установленными между корпусом 4 ведущей шестерни и корпусом 13 редуктора.
Рулевой механизм (рис. 129) имеет две рабочие пары: винт 30 с гайкой 31 на циркулирующих шариках 33 и поршень-рейка 28, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала 23 рулевой сошки. Передаточное отношение рулевого механизма равно 20:1. Рулевой механизм прикреплен к левому кронштейну передней рессоры и соединен с рулевым валом карданным валом с двумя шарнирами.
Картер 27 рулевого механизма одновременно является цилиндром гидроусилителя, в котором перемещается поршень-рейка.
Зубья рейки и сектора вала рулевой сошки имеют переменную по длине толщину, что позволяет регулировать зазор в зацеплении посредством осевого перемещения вала сошки, который вращается в бронзовой втулке, запрессованной в картер. Осевое положение вала сошки устанавливается регулировочным винтом 45, головка которого входит в отверстие вала сошки и опирается на шайбу 50. Осевое перемещение регулировочного винта после сборки должно быть в пределах 0,02-0,08 мм; оно ограничивается регулировочной шайбой 49 и стопорным кольцом 48.
Рис. 129. Рулевой механизм: 1 — передняя крышка; 2 -реактивный плунжер: 3 — корпус клапана управления; 4 — пружина реактивных плунжеров; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — регулировочные прокладки; 7 — стопорное кольцо; 8 — упорная шайба; 9 и 15 — шариковые подшипники; 10- гайка 11 -ведущая шестерня с валом; 12 — сальниковое уплотнение; 13- корпус ведущей шестерни; 14 — ведомая шестерня; 16 — стопорное кольцо; 17 — втулка; 18 и 20 — уплотнительные кольца; 19 и 21 — распорные кольца; 22 — установочный винт; 23 — вал’ рулевой с сектором; 24 — перепускной клапан; 25 — колпачок; 26 — задняя крышка; 27 — картер рулевого механизма; 28 — поршень-рейка; 29 — магнитная пробка-30 — винт; 31 — шариковая гайка; 32 — желоб; 33 — шарик; 34 — упорная крышка; 35 — гайка; 36 — запорная шайба; 37 — упорное Колесо; 38-корпус редуктора; 39 — упорный подшипник; 40 — предохранительный клапан; 41 — пружина; 42 — золотник; — пружинная шайба- 44 — гайка; 45 — регулировочный винт; 46 — гайка; 47 — боковая крышка; 48 — стопорное кольцо; 49 — регулировочная шайба- 50 — упорная шайба
В поршень-рейку вставлена шариковая гайка 31, которая, закреплена установочными винтами 22, раскернеиными после сборки. В паз шариковой гайки, соединенный двумя отверстиями с ее винтовой канавкой, установлены два штампованных желоба 32. При предварительной сборке в винтовые канавки винта 30 и гайки 31, а также в желобы, установленные в паз гайки, вкладываются шарики, которые при повороте винта, выкатываясь с одного конца гайки, возвращаются к ее другому концу по желобам..
Винт рулевого механизма имеет в средней части шлицы, на которые свободно установлена ведомая шестерня 14 углового редуктора, которая вращается в двух шариковых подшипниках.
К корпусу 38 углового редуктора крепится на шпильках корпус 3 клапана управления. Золотник 42 клапана и упорные роликовые подшипники 39 закреплены на винте рулевого механизма гайкой 44, утонченный край которой вдавлен в паз на винте. Под гайку подложена коническая пружинная шайба 43, обеспечивающая равномерное сжатие упорных подшипников. Вогнутой стороной шайба устанавливается к подшипнику. Большие кольца роликовых подшипников обращены к золотнику.
Золотник 42 и винт 30 могут перемещаться в осевом направлении на 1,1 мм в каждую сторону от среднего положения, так как длина золотника больше длины отверстия под него в корпусе клапана. Возврат в среднее положение происходит под действием пружин 4 и реактивных плунжеров 2, находящихся под давлением масла, поступающего из магистрали высокого давления.
Читайте также: Срок службы редуктора в годах
К корпусу клапана управления подведены два шланга от насоса гидроусилителя: шланг высокого давления, по которому подводится масло от насоса, и шланг низкого давления (слива), по которому масло возвращается в насос.
При вращении винта 30 в ту или другую сторону, вследствие сопротивления, возникающего при повороте колес, создается сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону. Если эта сила повышает усилие предварительного сжатия пружин 4, то винт перемещается и смещает золотник 42. При этом одна полость цилиндра гидроусилителя сообщается с магистралью высокого давления, другая — с магистралью слива. Масло, поступающее из насоса в цилиндр, давит на поршень-рейку, создавая дополнительное усилие на секторе вала сошки и способствует повороту колес (рис. 130).
Давление в рабочей полости цилиндра увеличивается с повышением сопротивления повороту колес. Одновременно увеличивается и давление под реактивными плунжерами 2 (см. рис. 129). Винт и золотник стремятся вернуться в среднее положение под Действием пружин 4 и реактивных плунжеров.
Чем больше сопротивление повороту колес и выше давление в Рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, тем больше также усилие на рулевом колесе. Когда усилие на рулевом колесе возрастает с увеличеним сопротивления повороту колес, у водителя создается чувство дороги.
Рис. 130. Схема работы гидроусилителя
При прекращении поворота рулевого колеса поступающее в цилиндр масло действует на поршень-рейку с винтом и сдвигает золотник к среднему положению, что вызывает уменьшение давления в цилиндре до необходимого для удержания колес в повернутом положении. Движение поршня, а следовательно и поворот колес, прекращается.
В корпусе клапана управления (рис. 131) имеется шариковый обратный клапан 6, соединяющий при неработающем насосе магистрали высокого давления и слива. Клапан обеспечивает в этом случае работу рулевого механизма как обычного рулевого механизма без гидроусилителя. Кроме этого, имеется предохранительный шариковый клапан 8, соединяющий магистрали высокого и низкого давлений при давлении 65-70 кгс/см2. В результате этого уменьшается нагрев насоса при работе гидроусилителя в предельном режиме. Полости клапана управления и углового редуктора соединены с магистралью слива и уплотнены по торцам резиновыми кольцами круглого сечения. Аналогичными кольцами уплотнены все неподвижные соединения гидроусилителя.
Рис. 131. Клапан управления гидроусилителем рулевого привода: 1 — корпус клапана; 2 — реактивный плунжер; 3 — пружина; 4 — золотник клапана; 5 — пружина; 6 — обратный клапан; 7 — плунжер; 8 — предохранительный клапан
Вал рулевой сошки уплотняется резиновым манжетом с упорным кольцом, предотвращающим выворачивание манжета под давлением. Наружный манжет защищает вал сошки от попадания пыли и грязи.
Уплотнение рейки-поршня по цилиндру осуществляется фторопластовым кольцом 20 (см. рис. 129) в комбинации с распорным кольцом 21.
В картере рулевого механизма имеется пробка с магнитом для улавливания стальных и чугунных частиц из масла.
Купить кислотную химию для очистки ржавых изделий в ультразвуковой ванне
Поделиться интересной информацией с друзьями
Видео:Устройство Рулевого РедуктораСкачать
Назначение редуктора в рулевой системе авто
В системе управления машиной рулевой редуктор передает и усиливает крутящий момент с рулевого колеса. Конструкционно это механическая передача, помещенная в корпус, закрепленная неподвижно на кузове авто, имеющая собственную систему смазки и регулировку.
Редуктор рулевой системы
Безрельсовое наземное транспортное средство в принципе бесполезно без функции поворота. За нее отвечает рулевая система, состоящая из колеса (руль), колонки, редуктора и исполнительного механизма (тяги к управляемым колесам, обычно передним). Алгоритм поворота машины имеет вид:
- водитель прилагает усилие на рулевое колесо;
- крутящий момент передается в колонку (вал внутри трубчатой конструкции);
- затем рулевой редуктор изменяет пространственное положение оси вращения, усиливает крутящий момент, передает его на кулису;
- шарнирно закрепленные на кулисе средние и боковые тяги толкают в заданном направлении поворотные рычаги управляемых передних колес.
Принцип действия рулевой системы с редуктором
Другими словами, редуктор рулевого управления преобразует вращение руля в возвратно-поступательные движения влево/вправо относительно маршрута движения машины, делая возможным поворот транспортного средства.
Реализация этого принципа возможна несколькими способами, самыми популярными из которых являются шестерня/червяк, винт/рейка и шестерня/рейка.
Внимание: Последняя передача не имеет корпуса, то есть полноценным редуктором не является. В данном руководстве рассматриваться не будет.
Реечная передача рулевого управления
Заливается масло в рулевой редуктор для смазки деталей трения только в червячных и винтовых модификациях, имеющих картер.
Видео:⛵ Рулевые редукторы PRETECH для лодки или катераСкачать
Конструкция редуктора
В упрощенном виде устройство рулевого редуктора представляет механическую зубчатую передачу с передаточным числом 15 – 30. Это позволяет снизить усилие крутящего момента, которое пользователь должен приложить к рулю. Основными нюансами при этом являются:
- с увеличением передаточного числа вал внутри рулевой колонки крутить значительно легче;
- в то же время, в большую сторону отклоняется угол, на который нужно провернуть руль;
- на высоких скоростях это опасно ДТП, так как автолюбитель может физически не справиться с этой задачей.
Читайте также: Фланец редуктора болгарки бош 230
Передаточное число зубчатой пары
В связи с этим в транспортных средствах с гидроусилителем либо электроусилителем руля (ГУР и ЭУР, соответственно) эти агрегаты дублируют снижение крутящего момента на рулевом колесе. Для примера:
- в редукторе с передаточным числом 30 для поворота колес на 25 градусов «баранку» нужно выкрутить на 750 градусов;
- передача с отношением 15 потребует вращения руля на 375 градусов для аналогичного поворота колес;
- однако в первом случае нужно приложить 6 кН усилия, а во втором 3 кН, что вдвое меньше.
Редуктор на 2 оборота руля
Конструкторами транспортных средств в редуктор закладывается схема – из нейтрального положения (колеса по ходу движения) за 2,5 оборота руля максимум они должны повернуть на 30 – 45 градусов влево или вправо. То есть, общий ход «баранки» составит 4 – 5 оборотов, чтобы подшипник прослужил дольше, а пользователю было комфортно управление на разных скоростях.
Пространственное положение
Рулевая колонка расположена вертикально или наклонно, а тяги и рычаги поворотных колес горизонтально, поэтому простейшим вариантом преобразования вращения является горизонтально расположенный редуктор – рейка.
Во всех остальных случаях, то есть при использовании редукторов (передача в корпусе) используются вертикальные модификации:
- червяк, нижняя коническая шестерня или винт расположены вертикально;
- насаженная на их вал кулиса вращается в горизонтальной плоскости.
Вертикальный редуктор
В сложных схемах угловой рулевой редуктор обычно передает вращение с кардана на кардан, и дальше на управляющий механизм. Соответственно, в каждом редукторе используется подшипник разной конструкции.
Угловой редуктор
Внимание: ГУР и ЭУР не относятся к рулевым редукторам, так как являются самостоятельными сложными узлами автомобиля.
Конструкция ГУР
Тип передачи
Самыми эффективными традиционно считаются зубчатые и червячные передачи. Однако в них могут использоваться конические, цилиндрические и комбинированные шестерни. Существуют кинематические схемы редукторов нескольких модификаций:
- одноступенчатые, двухступенчатые, многоступенчатые;
- с раздвоенными ступенями;
- с развернутыми ступенями соосными.
Редуктор Мерседес многоступенчатый
Чаще прочих применяются схемы:
- шестерня – червяк (червячные);
- коническая шестерня – коническая шестерня (угловые);
- винт – гайка шариковая – рейка – шестерня (винтовые).
Редуктор винтовой
Винтовыми механизмами комплектуются легковые машины представительского класса, тяжелые грузовики и автобусы. Червячные модификации стоят на остальных авто, они не чувствительны к неровностям дорожного покрытия, передача находится в постоянном зацеплении, обеспечивает больший маневр.
По умолчанию червяк имеет большую поверхность контакта с валом, подшипник испытывает меньшие нагрузки, эксплуатируется в щадящем режиме. В винтовых редукторах вал и подшипник изнашиваются быстрее.
На практике червяк может сопрягаться с кривошипом двухзубым либо многозубым, 2 – 5 зубым сектором и роликом с двумя или тремя гребнями. В большинстве машин применяется глобоидный, а не цилиндрический червяк (седлообразная рабочая поверхность). Это позволяет снизить трение на 15 – 25%.
Обычный и глобоидный червяк в редукторе
Передаточное отношение
Указанная характеристика жестко привязана к конструкции конкретного транспортного средства. Самыми маневренными считаются машины с рулевыми рейками, но «баранку» приходится крутить с заметным напряжением, что особенно заметно на старых ВАЗ, не оснащенных ЭУРом и ГУРом.
При среднем значении передаточного числа U=20 полному обороту руля соответствует поворот колес на 20 градусов. В настоящее время для грузовиков и автобусов принято значение U 20 – 25. Например, у ЛиАЗа оно по паспорту 23,6, а у КамАЗа 20 ровно.
Редуктор рулевой грузовика Man
Для легковых машин стандартом условно считается U в пределах 16 – 20. Например, ВААЗ 2105 обладает передаточным числом 16,4 единицы. Основными нюансами рулевого управления являются:
- с усложнением конструкции увеличивается люфт в рулевом, так как детали изнашиваются, подтяжка производится несвоевременно;
- на малых скоростях и при выруливании с парковки требуется большее усилие на руле, поэтому созданы механизмы с изменяемым значением передаточного числа;
- существует обратная связь – рывки рулевого колеса при передвижении по неровному дорожному покрытию и пересеченной местности.
Поскольку узел является ответственным и достаточно сложным, продается рулевой редуктор с инструкцией по эксплуатации, в которой указано, как отрегулировать свободный ход и усилие на руле для конкретной конструкции.
Видео:рулевой редукторСкачать
Расположение рулевого редуктора
Поскольку под капотом авто стоит основной «виновник» вибраций – мотор, крепится редуктор рулевого механизма исключительно к кузову машины. Его местоположение отличается у различных брендов и модификаций, но доступ к крепежу всегда крайне сложный.
Читайте также: Как посмотреть уровень масла в редукторе
Расположение редуктора в Jeep WJ Limited
Чтобы отрегулировать рулевой редуктор, придется демонтировать защиту снизу, как минимум. Травмобезопасность водителя при лобовом столкновении обеспечивается следующим способом:
- верхние крепежные болты приварены к корпусу редуктора;
- снизу стоят болты отрывные, края фиксирующих пластин которых проходят в специальные прорези кронштейна.
Отрывные болты для безопасности водителя
При ударе руль складывается вперед вверх, что более безопасно для грудной клетки водителя, чем любые другие варианты.
Видео:Комплекты SteerFlex Рулевой трос + рулевой редукторСкачать
Основные неисправности
В зависимости от конструкции и эксплуатационных условий конкретного авто ремонт рулевого редуктора становится необходим при обнаружении неисправностей:
- тугое вращение руля, усиление обратной связи;
- скрипы, стук и масляные пятна на месте парковки;
- поломкой считается ухудшение управляемости или маневренности машины.
Производители рекомендуют минимальный ремонт своими руками – можно поменять сальники и смазку, зная, какое масло или набивку использовать, отрегулировать зазоры. Остальные неисправности лучше исправлять в сервисе.
Видео:Как устроена рулевая рейка / система ГУРСкачать
Регулировка
В отличие от ремонта, регулировка рулевого редуктора может осуществляться собственными силами. Для этого производители предусматривают в конструкции регулировочный винт, обычно защищенный полимерной крышкой, пробкой.
Регулировочный винт углового редуктора
Ее вращением увеличивается или уменьшается зазор между деталями передачи (ролик/червяк, сектор/червяк, коническая шестерня/коническая шестерня) в зависимости от конструкции эксплуатируемого редуктора:
- защитный колпачок снимается, удаляется стопорная шайба после ослабления гайки;
- руль быстро прокручивается помощником на небольшой угол около 15 градусов вправо/влево;
- в это же время мастер убирает свободный ход откручиванием или закручиванием винта отверткой;
- усилие на руле и свободный ход приводятся в оптимальное соотношение указанным способом;
- при затягивании гайки необходимо придержать шлиц винта в отрегулированном положении отверткой.
Регулировка свободного хода и усилия на руле винтом
Внимание: Люфт может присутствовать в оси маятникового рычага, избавиться от него поможет затягивание другой гайки, находящейся на верхней части этой оси, защищенной от прокручивания шплинтом.
Протяжка гайки оси маятникового рычага
По аналогии с этим стук в рулевом редукторе может быть вызван ослаблением крепежа промежуточного вала, гаек поворотных рычагов, кронштейна рычага-маятника, крепежа картера. Похожий эффект вызывает увеличение зазора в червячных подшипниках или в самом зацеплении червяк/ролик.
Видео:Рулевой редуктор HoverСкачать
Смазка
Опытные пользователи часто производят замену смазки, даже в отсутствие поломок по причинам:
- штатная набивка синего цвета слишком густая;
- возможно снижение пластичности зимой;
- она скапливается возле крышки, минимально поступает к парам трения.
Штатная смазка редуктора
Обычно используется графитовая смазка с добавлением моторного масла для разжижения или специальная редукторная набивка.
Графитная смазка с Мотул 4100 10W40
В некоторых авто, например, ВАЗ 21213 Нива используется трансмиссионное масло, о чем указано в мануале официального производителя для СТО. Для этого верхняя крышка картера имеет отверстие, защищенное резьбовой пробкой, заливать масло можно, не разбирая редуктор.
Редуктор ВАЗ 21213 с отверстием для смазки
Видео:Устройство рулевого управления автомобиля различные типы усилителей руляСкачать
Устранение течи
Если смазка рулевого редуктора периодически остается на асфальте под машиной, причинами неисправности могут быть:
- сальники валов червяка и сошки – необходим ремкомплект по цене 1200 – 3500 рублей в зависимости от конструкции редуктора;
- выработан вал возле рулевой сошки – деталь считается не ремонтопригодной, на практике ремонтируем наплавлением и последующей шлифовкой в заводских условиях;
- деформация нижней крышки подшипника червячного вала – возвращение начальной геометрии.
Течь редуктора
В любом случае придется снять рулевой редуктор, что очень сложно на практике. На некоторых авто он извлекается вверх после частичного демонтажа прочих узлов и механизмов в подкапотном пространстве (например, узел инжектора). В других откручивается сверху, а вытаскивается вниз, потребуется, как минимум, яма и демонтаж защиты двигателя.
Видео:Редуктор угловой - замена карданной передачейСкачать
Замена редуктора
При замене узла трудоемкость ниже, чем при ремонте:
- убрал крепление спряженных механизмов, демонтировал редуктор, разбирать его не нужно ;
- во время ремонта производится переборка деталей, при необходимости наваривается и шлифуется вал, затем выбираем заливаемое масло, после сборки подтягиваем регулировочный винт.
На примере Гранд Чероки замена рулевого редуктора состоит из последовательности действий:
- поддомкрачивание переднего моста и установка на временные опоры;
- сняв переднее левое колесо и подкрылок внутри арки, получаем доступ снизу;
- снимите бак омывателя ;
- откручивание болта, которым рулевой кардан крепится к редуктору;
- демонтаж трубок ГУР, идущих на редуктор;
- снимается сошка рулевого редуктора и 4 крепежных болта картера.
Демонтаж редуктора рулевого управления
Традиционно для любого механизма, сборка рулевого редуктора происходит в обратном порядке.
Таким образом, независимо от конструкции редуктора системы рулевого управления машины, чаще всего производится регулировка зазора между деталями передачи либо замена агрегата целиком. Для ремонта выпускаются наборы прокладок и сальников вала, трансмиссионное масло и редукторная набивка. Валы реставрируются народными умельцами, в мануалах нет информации по размерам посадочных поверхностей, так как узел считается не ремонтопригодным.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🔥 Видео
газ 66 рулевой редуктор нового образцаСкачать
Nissan vanette 1990. заклинил рулевой кардан, обзор углового редуктора рулевого механизма.Скачать
Grizzly 250, рулевое, угловой редуктор, первая помощь по хозяйству.Скачать
Рулевой редуктор ВАЗ-2101, Меняем направление вращения .Скачать
Густая смазка в рулевой редуктор ВАЗ , а что так можно было?Скачать
Рулевой редуктор Marine Rocket MR7-CСкачать
Принцип работы рулевого редуктора с гидроусилителем на примере Сагинав ГМТ (Saginaw GMT).Скачать
Ремонт рулевого редуктора Mitsubishi Pajero, Mitsubishi Montero, Mitsubishi L200Скачать
Угловой редуктор ЛуАЗ своими рукамиСкачать
Рулевой редуктор 1 оборот | То что очень долго ждали | Крутая новинкаСкачать