Полный привод подразумевает, что к каждому колесу подведен крутящий момент. Причем так, чтобы колесо могло двигаться и поворачиваться относительно кузова
Собственно, вращает колеса привод. Когда на экране приборной панели вашего внедорожника возникает анимированная картинка распределения тяги по осям и колесам, она в точности повторяет реальную систему валов под его днищем. Эти валы – толстые металлические прутки или трубы с шарнирами по концам. Шарнир позволяет передавать вращение под углом: колеса вместе с подвеской ходят вверх-вниз, а передние еще и поворачиваются на приличный угол.
ПЕРВЫЕ ОКОВЫ
Сперва в мире приводов царили кожаные ремни, такие же, какие использовались в станках. При тогдашних небольших скоростях и смешной мощности моторов это еще годилось, но как только скорости выросли, популярными стали роликовые цепи с подвижными звеньями, как у мотоциклов. Трансмиссия в задней части машины заканчивалась обычным мостом, жестко закрепленным на раме. Вместо колес к его концам крепились ведущие звездочки, а к подвешенным на рессорах колесам – ведомые. На пару задних колес приходилось два моста – ведущий и подвесочный, а свободное провисание цепей обеспечивало некоторую подвижность последнего. О приводе с их помощью передних поворотных колес не могло быть и речи.
От этой схемы быстро отказались ввиду громоздкости и ненадежности и начали придумывать более совершенные.
ОТКУДА РЫВКИ?
Под неравной угловой скоростью понимают вращение, при котором колесо непрерывно ускоряется и замедляется каждую четверть своего оборота. Помимо неприятных воздействий на рулевое управление и подвеску (рывки), работа с неравной угловой скоростью чревата быстрым износом всей трансмиссии. Неравномерность вращения карданной передачи тем больше, чем больше угол между осями ее валов. При этом ведущая часть шарнира вращается равномерно.
КАРДАНО И ЛЕОНАРДО
Подумать только, принцип карданной передачи был подробно описан Джироламо Кардано в XVI веке, а впервые его упоминал еще Леонардо да Винчи! Но одно дело придумать, и совсем другое – воплотить в металле.
Первые карданные валы поселились на автомобилях уже в первое десятилетие ХХ века. Из всех применяемых сегодня подвижных передач карданная – самая простая. Четыре игольчатых подшипника да крестовина. Ее простота компенсируется одним важным недостатком: малыми рабочими углами. До 12 градусов она еще крутится более-менее плавно. Выше – с рывками. Мало кто знает, что и совсем без угловой разницы кардану работать вредно: неподвижные иголки подшипников проделывают в опорных пальцах крестовин канавки, лишая соединение подвижности. Поэтому обычно карданам задают небольшой (1,5–2°) рабочий угол.
Кардан годится для привода малоподвижных задних колес, но как быть с передними, где углы поворота зачастую приближаются к 30 градусам?
В переднем мосту всем хорошо знакомого Jeep долгие годы жили сдвоенные карданные крестовины. Гениальное по простоте решение – разделить рабочий угол пополам между двумя шарнирами – имеет два заметных недостатка: громоздкость конструкции и все те же рывки при максимально вывернутом руле. Требовалось придумать что-то кардинально новое.
ПАРРАЛЛЕЛИ НЕ СХОДЯТСЯ
В обычных карданных валах привода мостов применяют две крестовины, ушки которых на одном валу расположены в одной плоскости. Сами валы располагают по возможности так, чтобы оси выходного вала раздаточной коробки (или коробки передач) и ось ведущего вала заднего редуктора были параллельны. Одинаковые, но разнонаправленные углы наклона крестовин такого карданного вала способствуют компенсации угловых пульсаций. Одна из причин появления независимых задних подвесок в том, что их редуктор почти не перемещается относительно остальной трансмиссии. Углы карданных шарниров в таком случае неизменны и минимальны.
Союз иголок. Нет шарнира проще крестовины кардана.
Но азбучный конструктив влечет за собой эксплуатационные тонкости.
Четыре игольчатых подшипника нуждаются в смазке –
заложенной на заводе или периодически пополняемой в процессе езды
Видео:Карданные валы, вилки в одной плоскости или нет? Раздатка ГАЗ 66 на Газель/Соболь, вибрации.Скачать
Бок о бок. Двойная крестовина позволяет поделить вредный угол
поровну между половинами шарнира.
Грубоватое решение «в лоб» вышло эффективным и
вполне бюджетным, но громоздким
МИР СКОЛЬЗЯЩИХ ШАРИКОВ
Читайте также: Диаметр вала под подшипники таблица
Впервые передать вращение с равной угловой скоростью и заменить карданные подшипники подвижными шариками догадался немецкий изобретатель Карл Вайсс в начале 1920-х. Его изобретение, самый первый ШРУС, представляло собой две вилки на концах двух валов, в парных канавках которых перекатывались четыре шарика. Пятый шарик в центре служил шарниром, относительно которого наклонялись валы. Некоторое время спустя патент Вайсса купила компания американского изобретателя и промышленника Винсента Гуго Бендикса, и до сих пор ШРУСы Бендикса – Вайсса мы можем видеть, например, в переднем мосту УАЗа.
Эта конструкция хорошо подходит для передач солидного момента в тяжелых внедорожных машинах, но все же имеет низкий ресурс и заметные потери при больших углах по причине малой суммарной поверхности касания (одновременно работают только два шарика). Путь совершенствования угловых шарниров стал очевидным: увеличение количества соприкасающихся деталей.
Знакомый Бендикс. Конструкция шарнира, хорошо известная владельцам
УАЗов и доброй половины прочих внедорожников.
Проста, технологична и недорога. Одна беда – только два шарика
одновременно передают вращение, отчего мала рабочая поверхность
БОЛЬШЕ – ЛУЧШЕ
В 1936 году изобретателю Альфреду Рцеппу удалось добиться небывалой равномерности угловой скорости валов. Слагаемые успеха – шесть шариков вместо четырех, сферическая форма шарнира и длинные направляющие канавки. Чаще всего именно этот шарнир сегодня мы называем ШРУСом – шарниром равных угловых скоростей. Строго говоря, и в шарнире Рцеппа есть едва заметные рывочки, но они столь малы, что даже при огромном по меркам приводов рабочем угле в 40 градусов ими можно пренебречь. Однако эти шарниры завоевывали мир довольно медленно: изготовление сложных пространственных деталей – внутренней и внешней обойм, сепаратора с отверстиями, точных сферических сопряжений – требовало точнейшего оборудования и качественных материалов. Но именно ШРУСы «Рцеппа» и их разнообразные потомки («Бирфильды» и GKN) нынче правят бал в системах полного привода. Привычная нам «граната» в приводе – это она, рцепповская шестишариковая муфта.
ПРОКЛЯТЬЕ КАРДАНА
С проблемой неравной угловой скорости хорошо знакомы владельцы Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Карданное сочленение между коробкой передач и раздаточной коробкой старой версии трансмиссии вкупе с воздействием двух карданов привода мостов – источник самой неприятной вибрации внедорожника. Один из хороших рецептов против вибраций – жесткое крепление агрегатов трансмиссии друг к другу – в Ниве проигнорировали, получив неистребимый источник разнообразных трансмиссионных рывков. Менее технологичный, но следующий «золотому правилу» УАЗ получил моноблочную трансмиссию без промежуточных карданов и спокойную, без пульсаций, трансмиссию.
Сфера в сфере. Основа изобретения Рцеппа –
скользящие друг в друге сферические поверхности.
Для их изготовления необходимо весьма точное оборудование
Видео:Всё об углах работы карданов (крестовина или ШРУС)Скачать
В СТОРОНУ И НАЗАД
Читайте также: Как снять электромуфту с компрессора кондиционера приора панасоник
Но не только ШРУС «Рцеппа» крутит колеса на внедорожной технике. Конструкция с ажурными деталями высокой точности выигрывает в компактности, но имеет ограничения по величине крутящего момента. Говоря проще, она хорошо подходит для внедорожников и кроссоверов, но слишком дорога и ненадежна для использования в тяжелых военных и специальных машинах. Для них важны простота и дешевизна, а рывки в трансмиссии – дело второстепенное.
Производители переднеприводных машин, не желая выплачивать компаниям-владельцам патентов «Бендикс-Вайсс» и «Рцеппа» деньги, разработали упрощенные конструкции. Например, шарнир «Тракта» – сочетание кулачков и втулок, соединенных скользящими деталями с большими шлифованными поверхностями. Похожее устройство имеет отечественный кулачково-дисковый шарнир, который успешно применяется на полноприводных КАМАЗах, КРАЗах и УРАЛах. Большие габаритные размеры и огромная поверхность трения таких шарниров не страшна на крупной технике с высоким крутящим моментом мотора, а ограниченный ресурс деталей компенсируется их дешевизной и простотой замены.
Хитрый Томсон. Поместив одну крестовину внутрь другой,
инженер Томсон выиграл в размерах, но потерял в прочности.
Обратите внимание на сложную систему делительных рычажков.
Другой эрзац-шарнир носит хитрое название «трипод». Тут все просто: три торчащих в разные стороны оси на конце привода несут по ролику со сферической поверхностью. Ролики входят в три выреза внешней обоймы. Система проста и надежна, но плохо уживается с большими углами. Тем не менее трипод часто используют в качестве внутренних шарниров спереди. Причина все та же – относительная простота и дешевизна.
Трипод. Несложная конструкция с роликами и пазами во внешней обойме.
Не боится зазоров, но не любит больших углов.
Часто работает в качестве внутреннего шарнира привода передних колес
Расположение(ориентация) вилок на кардане
Видео:Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)Скачать
Прошу прощения, но хотел уточнить!
вилки должны быть в одной плоскости (в виде рашкового ключа, если смотреть с боку) или развернуты на 90 градусов, книжка есть (не Котов), ей я не очень доверяю и там в изометри, создается впечатление что они должны быть орентированны в одной поскости.
так ли?
Заранее спасибо ?
если по этикету, то вилка должна быть в левой руке, а ножик в правой. хотя, есть случаи потяжелее- когда вилок несколько, для салата, для устриц, и исчо для чего-нибудь- там уже медицина бессильна
Так, э-эээ. Народ! Объясните, мне трезвому, вы вообще о чём?
приемы самообороны без оружия: не бей ножом, а бейся вилкой, один удар- 4 дырки! оппозит- он такой, в нем каждый видит то, что ему ближе
По идее разницы ни какой нет под каким углом относительно друг друга они расположены.
Да конечно!
Ты физику процесса в карданной передачи о двух шарнирах представляешь?
Погляди на жигулевский кардан, и на любой другой.
Вилки на кардане должны быть в одной плоскости.
Одна крестовина создает неравномерность вращения, другая эту неравномерность компенсирует.
Тьфу, блин! Теперь понял, о чём речь.
Я так понимаю, это о кардане с двумя крестовинами речь? С резиновой муфтой так же точно поступаем?
Видео:Крестовина болтается в ухе вилки кардана | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Читайте также: Afl634cs щелкает реле мигает свет не запускается компрессор
уважаемые, посмотрите на любой карданный вал , от любого авто , он должен быть отбалансирован, и не может одна крестовина компенсировать неравномерность вращения второй , потому что они на разных концах вала. по этой причине при балансировке колёс грузики крепят и с наружной и с внутренней стороны диска.
Речь идёт о том, что выходной вал КПП и входной вал редуктора должны быть в одной плоскости для компенсации реактивных моментов карданных шарниров, находящихся на концах вала, соединяющих КПП и редуктор.
ну ты ж и двоечник. и даже физику не учил в школе. а почему тогда ШРУС назвали так?
Вилки на кардане в одной плоскости ставить однозначно..если не ставятся — кардан скручен или бракованный..
а вот у меня проблема! не получается выстовить вилки на кардане! не могу понять в чем беда.
вилка в муфте стоит вертикально. если смотреть со стороны колеса в отверстие- сверху паз. вставляю кардан.теперь начинается какаято головоломка! строго вертикально, так-же как и вилка в муфте крестовина не становится! т.к. на кардане сверху шлиц и в крестовине шлиц! если совместить шлиц кардана с позом крестовины то получается вилка уже под углом стоит!
не получается у меня вилки вертикально установить! в чем же такая беда?
рама днепр, редуктор урал, кардан, крестовина и вилка от днепра. КПП днепр. двигатель от волка.
полюбому во всём виноват волчий блок ?
проверни крестовину любую на 180 градусов
Видео:Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.Скачать
блин, а я на касике и не парился никогда с этим вопросом :(. Фигле, когда в одно рыло ставишь на маятник приводной редуктор — тут уже не до плоскостей. Я-нуб?
. так не плачьте потом,что гавно, муфты рвет и крестовины летят через пол-торы сотни. это не жигули. тут надо фен-шуй соблюдать
да,ввиде рожкового ключа.гонщику на «урале»могу ответить,что как то раз столкнулся с такой проблемой при таком же наборе запчастей.крутил,вертел,но так и не сделал.сейчас думаю что надо коробочную вилку переставлять на шлицах.при условии,что у тебя на снятой главной передаче(редукторе) все становится правильно.если нет-пробуй другой кардан.
Карданная передача имеет существенный недостаток — несинхронность вращения валов (если один вал вращается равномерно, то другой — нет), увеличивающуюся при увеличении угла между валами. Это исключает возможность применения карданной передачи во многих устройствах, например, в трансмиссии переднеприводных автомобилей. Отчасти этот недостаток может быть скомпенсирован использованием на одном валу парных шарниров, повернутых на четверть оборота друг относительно друга. Однако там, где требуется синхронность, как правило, используется не карданная передача, а Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) — более совершенная, однако и более сложная конструкция того же назначения. Это не я придумал.
Не отчасти, а полностью компенсируется и обеспечивается абсолютно полная синхронность. И момент такая передача может огромный передавать, и дешевая, в отличие от ШРУС. Например, используется в управляемых колесах ракетовозов МАЗ 543. Но вот габариты большие, технологичность изготовления и обслуживания низкая, поэтому и ШРУС.
А тот, кто придумал твой текст не учил теоретическую механику.
okey, без обид, тока ради истины.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎬 Видео
Работа карданного вала. Work propeller shaft.Скачать
Почему рвёт крестовины и как с этим бороться? | Hook Joint | Дорабатываем карданный валСкачать
КАРДАННЫЙ ВАЛ.ЧТОБ НЕ БЫЛО ВИБРАЦИИ!!!Скачать
Балансировка кардана правильно Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Что будет если выставить кардан в нулевой градус. Без угла кардану пиз... а.)))Скачать
Почему ломает подвесной Газель ? Проставки карданного вала ГазельСкачать
Самодельный вездеход .. Угол кардана ..Скачать
Подбор карданного вала к сельхоз техникеСкачать
Способы укорочения и удлинения карданных валовСкачать
Шлицевые соединения для карданных валов.Скачать
КАК ИЗМЕНИТЬ УГОЛ ЗАДНЕГО КАРДАНА НА УАЗИКЕ?Скачать
Как центрую вилку карданного валаСкачать
КАК РОВНО СВАРИТЬ КАРДАНСкачать
ГАЗ-24 из Питера, как выставить правильно соосность карданаСкачать
Как восстановить проушину на карданеСкачать