Укрепления в виде валов

ВАЛ — муж. (нем. Wall, Welle? валять (валить)? Рейфа производит от ваять, ошибочно) земляная насыпь грядой или гребнем, для укрепления и защиты места от неприятеля, раскаты, или от воды, или замест ограды, насыпь; обычно вдоль вала, снаружи, бывает ров … Толковый словарь Даля

Вал (земляной) — Вал земляная (грунтовая) насыпь, используемая как укрепление (фортификационное сооружение) или для других целей. Также например, вал используется в гидротехнике в качестве дамбы и при обваловании для защиты берегов от наводнений. Земляной вал… … Википедия

Вал земляной — Вал земляная (грунтовая) насыпь, используемая как укрепление (фортификационное сооружение) или для других целей. Также например, вал используется в гидротехнике в качестве дамбы и при обваловании для защиты берегов от наводнений. Земляной вал… … Википедия

ВАЛ — 1. ВАЛ1, вала, мн. валы, муж. Значительной высоты волна. «И ветры свистели и пели валы.» Тютчев. Девятый вал. (см. девятый). 2. ВАЛ2, вала, мн. валы, муж. Земляная насыпь значительной длины (в старое время служившая для укрепления местности и… … Толковый словарь Ушакова

ВАЛ — 1. ВАЛ1, вала, мн. валы, муж. Значительной высоты волна. «И ветры свистели и пели валы.» Тютчев. Девятый вал. (см. девятый). 2. ВАЛ2, вала, мн. валы, муж. Земляная насыпь значительной длины (в старое время служившая для укрепления местности и… … Толковый словарь Ушакова

ВАЛ — 1. ВАЛ1, вала, мн. валы, муж. Значительной высоты волна. «И ветры свистели и пели валы.» Тютчев. Девятый вал. (см. девятый). 2. ВАЛ2, вала, мн. валы, муж. Земляная насыпь значительной длины (в старое время служившая для укрепления местности и… … Толковый словарь Ушакова

Вал Атанариха — на карте Вал Атанариха укреплённая линия (вал), возведённая вождём … Википедия

Вал Чингисхана — У этого термина существуют и другие значения, см. Вал Чингисхана (значения). Вал Чингисхана (монг. Вал Чингис хаан) археологический памятник, древнее фортификационное сооружение, состоящее из вала, рва и системы городищ, протянувшееся на 700 км… … Википедия

Вал — высокая земляная насыпь, обычно со рвом впереди, возводившаяся с оборонительными целями. Земляные валы в качестве укреплений известны с глубокой древности. Первобытные укрепления почти всегда делались в виде вала и рва впереди, в основном в… … Военно-исторический словарь

Укрепления городские в Средние века — Вопрос о средневековых городских укреплениях один из важнейших и труднейших во всей средневековой городской истории. В последнее время он стал возбуждать большие споры в немецкой историографии. Обычное представление было таково, что У. является… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Видео:Соединение двух валов в приспособленииСкачать

Соединение двух валов в приспособлении

ЭЛЕМЕНТЫ КРЕПОСТЕЙ

Видео:3. Виды с валов Бельского укрепленияСкачать

3. Виды с валов Бельского укрепления

ЭЛЕМЕНТЫ КРЕПОСТЕЙ

В русских крепостях XI—XII вв. земляные валы имели первостепенное значение. Высота валов была различной. В укреплениях средней величины валы редко превышали 4 м в высоту, но в крупных древнерусских городах они были значительно выше. Так, валы Владимира имели высоту около 8 м, Рязани — 10 м, а «города Ярослава» в Киеве — самые высокие из всех валов Древней Руси — 16 м.

В поперечном разрезе валы были несимметричными: их передний склон делали более крутым (обычно 40—45° к горизонту), а тыльный — более пологим (25—30°). Столь значительная крутизна переднего склона вала обеспечивалась либо плотным грунтом, либо облицовкой вала камнем или деревом, либо созданием внутривальных каркасов. Тыльный склон иногда окаймляли горизонтальной террасой, позволявшей легко передвигаться вдоль вала. Кроме того, тыльный склон или его основание обычно мостили камнем, что обеспечивало бесперебойное передвижение по нему воинов в ходе оборонительных действий. Иногда тыльному склону придавали ступенчатый профиль. Вершина вала имела вид узкой горизонтальной площадки, на которой стояла деревянная стена. Наименьшая ширина этой площадки равнялась 1,3 м. Для подъема на вершину вала с тыльной стороны сооружали лестницы, иногда деревянные, иногда вырезанные в самом грунте вала.

Читайте также: Пластина маз промопоры карданного вала 63031 2202062 оао маз

Укрепления в виде валов

Реконструкция вала Белгорода, X в.

Валы насыпали из земли (чаще всего, полученной при отрывке рвов), глины, лёсса и даже из песка в тех районах, где земли было мало и преобладал песок. Правда, песок слишком сыпуч, и вал приходилось защищать от осыпания деревянной опалубкой. Такое строение вала обнаружено в Галиче-Мерьском. Если плотного грунта было мало, то из него насыпали переднюю часть вала, его лицевой склон, а для тыльной части использовали более слабый и сыпучий грунт. Передний склон вала, кроме того, часто обмазывали глиной, чтобы воспрепятствовать осыпанию грунта и затруднить подъем на вал воинам противника.

Иногда валы «насыпались» целиком из камня. Таковы, например, валы, на которых стояли стены Тиверска и Орлеца. Камни вала связывали землей или известью.

Укрепления в виде валов

Торцы бревен, соединенные «в обло»,
внутривальная конструкция «города Ярослава»

Однако валы далеко не всегда были чисто земляными или каменными. В крупных городах (например, Киеве, Переяславле, Белгороде, Вышгороде, Рязани) и в крепостях большого военного значения валы имели внутри еще довольно сложную деревянную конструкцию, связывавшую насыпь и препятствовавшую ее расползанию под воздействием атмосферных осадков. Внутривальные деревянные конструкции не были особенностью только древнерусского оборонного зодчества. Они встречаются и в укреплениях других славянских стран, хотя и несколько иной конструкции. Обобщая, можно сказать, что для валов польских крепостей характерно наличие нескольких рядов бревен, не соединенных между собой, причем бревна одного слоя располагаются перпендикулярно бревнам следующего слоя. В чешских крепостях внутривальные деревянные конструкции имели вид решетчатого каркаса, иногда укрепленного каменной кладкой. В древнерусских крепостях деревянные конструкции представляли собой забитые землей дубовые срубы. Однако не бывает правила без исключений. В Польше встречаются и срубные внутривальные конструкции, а на Руси были известны конструкции, состоявшие из нескольких слоев бревен. Например, в валах Новгородского детинца и древнего Минска XI в. обнаружены конструкции из не связанных между собой слоев бревен, а в валу Московского Кремля XII в. найдены бревна с деревянными крюками на концах — конструкция, подобная польской. И все же характерной чертой древнерусских крепостей можно считать именно срубные внутривальные конструкции.

Укрепления в виде валов

Внутривальная конструкция из отдельных срубов «города Ярослава»

Самые ранние деревянные внутривальные конструкции обнаружены в некоторых крепостях конца X в., построенных при князе Владимире Святославиче, — в Переяславле, Белгороде и городище Заречье на реке Стугне. В них в основе земляного вала находятся дубовые срубы, поставленные вдоль вала вплотную друг к другу. Срубы располагались в тыльной части вала, а их лицевая стенка находилась прямо под гребнем вала. Рублены они были «с остатком» («в обло»), то есть концы бревен выступали наружу (примерно на 0,5 м). В лицевой части вала, перед срубами, находился каркас из брусьев, сколоченных железными костылями. Каркас был заполнен кладкой из сырцовых кирпичей на глине. Сверху вся эта конструкция была засыпана землей.

Укрепления в виде валов

Внутривальная конструкция из единой системы срубов

По-видимому, столь сложная конструкция была неоправданно трудоемкой, поэтому в первой половине XI в. ее существенно упростили. Деревянный каркас и сырцовую кладку в передней части вала убрали и оставили только линию приставленных вплотную дубовых срубов, плотно забитых землей. Такие конструкции получили широкое распространение в русских крепостях XI—XII вв.: в Черторыйске, в городище Старые Безрадичи, в Новгороде (в валу окольного города и северной части детинца) и других укреплениях.

Укрепления в виде валов

Дубовый сруб внутривальной конструкции «города Ярослава»

Если вал был значительной ширины, то каждый сруб был вытянут поперек вала. Внутри его тогда перегораживали одной или несколькими стенками, в результате чего сруб состоял уже не из одной, а из нескольких клеток. Такая конструкция применена в валах древнего Мстиславля в Суздальской земле. Но самой грандиозной внутривальной конструкцией отличались валы «города Ярослава» в Киеве, построенные в первой половине XI в. Дубовые срубы, как и весь вал, имели высоту от 12 до 16 м и простирались поперек вала примерно на 19 м, а вдоль вала — почти на 7 м. Каждый сруб был разделен срубными стенками: одной вдоль сруба и шестью поперек. В результате каждый сруб состоял из 12 небольших клеток. Лицевая стенка срубов, так же как и в других валах, находилась непосредственно под гребнем вала. Срубы по мере их возведения постепенно плотно забивались лёссом.

Читайте также: Минимальный диаметр вала если вращающий момент

Наряду с использованием отдельных срубов в XII в. широкое распространение получил новый конструктивный прием, который появился еще в первой половине XI в. Срубы стали связывать между собой в единую систему путем врубки «внахлестку» их продольных бревен. Срубная конструкция состояла из нескольких рядов клеток, причем только наружный ряд был забит землей и составлял основу оборонительного вала. Остальные клети, выходившие в сторону двора крепости, оставляли незасыпанными, и они могли использоваться как хозяйственные или даже как жилые помещения.

Рвы в крепостях XI—XII вв., как правило, имели симметричный профиль. Стенки рвов делали прямыми с уклоном к горизонту примерно 30—45°, а дно обычно слегка скругляли. Глубина рвов примерно равнялась высоте валов (так как земля из рвов шла на насыпку валов), за исключением тех случаев, когда для устройства рвов использовались естественные овраги; тогда рвы, конечно, превосходили по размерам валы.

Укрепления в виде валов

Ров и вал в поперечном разрезе

В низменной или заболоченной местности рвы старались отрывать так, чтобы они заполнялись водой. Иногда воду подводили из близлежащей речки или озера. Между рвом и валом оставляли горизонтальную площадку (берму) шириной около 1 м, чтобы предотвратить осыпание вала в ров.

Практически все стены древнерусских укреплений в рассматриваемый период были деревянными. Кирпичные или каменные стены в XI—XII вв. встречались исключительно редко. Единственным районом Руси, где в это время начала слагаться традиция каменного оборонного зодчества, была Новгородская земля. Большую роль в этом, вероятно, сыграл тот факт, что здесь были выходы известняковой плиты, которая легко добывается и дает превосходный материал для строительства. Кроме Новгородской земли известны каменные замки в Боголюбове (Суздальская земля) и Холме (Западная Волынь), каменные стены княжеско-епископского центра во Владимире. Кирпичные стены имели: митрополичья усадьба вокруг Софийского собора в Киеве, Киево-Печерский монастырь и митрополичий город в Переяславле. Однако почти все это — памятники скорее культового, чем военного, зодчества. Возведение вокруг них каменных или кирпичных стен было вызвано не военно-оборонительными нуждами, а художественно-идеологическими. Подавляющее же большинство русских крепостей того периода имели деревянные стены, вполне удовлетворявшие военным требованиям.

Укрепления в виде валов

Начиная со второй половины X в. деревянные стены на вершине вала стали делать срубными. Отдельные бревенчатые срубы ставили вплотную друг к другу и соединяли через определенные интервалы короткими поперечными стенками, срубленными с продольными «в обло» (то есть концы бревен в углах выступали за пределы плоскости стенок). Обычно стена сруба, имевшая в длину 3—4 м, чередовалась с коротким промежутком длиной около 1 м. Каждое такое звено стены называлось городней. Если вал имел внутри деревянную конструкцию, наземные стены часто были непосредственным продолжением этой конструкции вверх.

Укрепления в виде валов

Стены имели ширину 2—6 м, высоту 3—5 м и наверху снабжались боевым ходом в виде галереи, проходящей с внутренней стороны стены и прикрытой снаружи бревенчатым бруствером. В бруствере делали бойницы, через которые защитники могли расстреливать штурмующих. Сверху стены покрывали двускатной крышей, опиравшейся на бруствер с внешней стороны и на столбы с внутренней стороны. Вероятно, начиная с XII в. бруствер стали делать немного выступающим вперед, за плоскость стены. Такая конструкция, напоминающая европейские машикули, называлась обломом и позволяла стрелять не только вперед, но и вниз, к подножию стены. Сами брустверы крепостной стены назывались заборолами или забралами.

Читайте также: Ошибка сегмента датчика коленчатого вала

Укрепления в виде валов

Варианты более сложных тыновых оград

Срубные стены были не единственным типом ограды. Очевидно, чаще всего ими оборудовали наиболее ответственные участки обороны и стратегически важные крепости, а также детинцы крупных городов. Крепости небольшого военного значения или те стороны крепостей, которые были хорошо защищены естественными преградами, видимо, часто довольствовались и более простыми сооружениями в виде частокола (тына). Кроме того, тын нередко сочетали с элементами срубной конструкции. Им же обычно ограждали и территорию окольного города (посада). Вероятно, это делали столь часто, что острогом — другое название окольного города — позднее стали называть также саму тыновую ограду и даже любое укрепление с такой оградой.

Тот факт, что ограда окольного города имела более простую конструкцию по сравнению с детинцем, объясняется обширной территорией, занимаемой посадом. Ремесло не было полностью отделено от сельского хозяйства, и жители русских городов занимались огородничеством и скотоводством. Это требовало значительной территории под дворы. Вытянутые по периметру посада стены было трудно укреплять и еще труднее оборонять. Поэтому обычно при приближении серьезного противника жители укрывались в детинце, а посад сжигали. Легкие же укрепления острога предохраняли посад лишь от диких зверей, бандитских шаек и внезапных набегов кочевников.

В небольших укреплениях конструкция ворот была та же, что и у обычных хозяйственных ворот. Но в большинстве крепостей ворота делали в нижней части надвратных башен. В то время эта деревянная башня была единственной башней крепости, за исключением, в крайне редких случаях, сторожевых вышек. Проезд ворот располагался на уровне основания вала. Поэтому надвратные башни располагались значительно ниже стен и не были предназначены для ведения фланкирующего огня. Над стенами они также возвышались незначительно. В связи с этим некоторые исследователи не относят их собственно к башням, а рассматривают лишь как воротное сооружение, соответственно, считая, что крепости этого периода башен вообще не имели. Собственно, и в летописях воротные башни обычно назывались не башнями, а просто воротами.

Укрепления в виде валов

Золотые ворота Киева
Рисунок по реконструкции С.А. Высоцкого

Большинство таких надвратных башен были деревянными, как и другие оборонительные сооружения того периода. Только в самых крупных городах — Киеве, Владимире, Новгороде — в деревянных стенах были сделаны кирпичные или каменные воротные сооружения, которые, кроме чисто военных функций, служили здесь торжественной аркой, демонстрировавшей богатство и величие города.

Ширина большинства воротных проездов в то время, как и позднее, не превышала 8 м, а часто была еще уже, составляя 3,5—5,5 м. Так, Золотые ворота во Владимире имели проезд шириной 5,5 м, а ворота Владимирского детинца — 4 м.

Укрепления в виде валов

Крепость XII в.

Наиболее важные ворота городов увенчивались небольшой церковью. Такую церковь имели Золотые ворота в Киеве и во Владимире. В менее крупных городах над городскими воротами помещали икону. Естественно, надвратными церквами венчали и оборонительные ограды монастырей. Эта традиция, получившая распространение во времена Киевской Руси, сохранялась на протяжении всей истории русского градостроительства. Очевидно, надвратные церкви были чисто культовыми памятниками и не несли никаких оборонительных функций. Считалось, что они обеспечивают городу «божественную» защиту.

Кроме основных ворот в крепостях иногда делали потайные выходы (вылазы), которые использовались для неожиданных вылазок во время осады. Большей частью они представляли собой обшитые деревом туннели внутри вала, с замаскированным снаружи выходом.

Если перед воротами проходил ров, то через него перекидывали стационарный деревянный, довольно узкий мост, который было легко уничтожить при приближении противника.


🎥 Видео

Клим Жуков. Крепости: валы, стены и стены внутри валовСкачать

Клим Жуков. Крепости: валы, стены и стены внутри валов

Вал и ось. В чем отличие? Назначение валов и осей в машиностроении и не толькоСкачать

Вал и ось. В чем отличие? Назначение валов и осей в машиностроении и не только

Деревянные крепости лучше каменных?Скачать

Деревянные крепости лучше каменных?

Русские оборонительные укрепления (Татарский вал)Скачать

Русские оборонительные укрепления (Татарский вал)

Великая Русская стена, о чём молчат историки?Скачать

Великая Русская стена, о чём молчат историки?

Литовский вал в Калининграде. Выпуск 38Скачать

Литовский вал в Калининграде. Выпуск 38

МОГИЛЁВСКИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ / ЗАМОК, БРАМЫ, ВАЛЫСкачать

МОГИЛЁВСКИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ / ЗАМОК, БРАМЫ, ВАЛЫ

Артефакты Тартарии #2. Валы, линии и крепостиСкачать

Артефакты Тартарии #2. Валы, линии и крепости

Как взять звёздчатую крепость?Скачать

Как взять звёздчатую крепость?

Что скрывает Литовский вал - заметки экскурсоводаСкачать

Что скрывает Литовский вал  - заметки экскурсовода

Влог 18.06.19. Самая дешевая и простая подпорная стенка канавы, берега. Все по умуСкачать

Влог 18.06.19. Самая дешевая и простая подпорная стенка канавы, берега. Все по уму

Атлантический вал Гитлера .Как его строили и что от него осталось сегодня .Скачать

Атлантический вал Гитлера .Как его строили и что от него осталось сегодня .

Центровка длинных валов.Скачать

Центровка длинных валов.

Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.Скачать

Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.

Проточка о-о-о-чень длинных валов на токарном станке.Скачать

Проточка о-о-о-чень длинных валов на токарном станке.

гуммирование валовСкачать

гуммирование валов

Работа карданного вала. Work propeller shaft.Скачать

Работа карданного вала. Work propeller shaft.

Шукач ТВ | Змиевы валы - древние железные дороги. [№ S-005.2015-2016 гг.]Скачать

Шукач ТВ | Змиевы валы - древние железные дороги. [№ S-005.2015-2016 гг.]
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток