- Как я добавил функции автомобилю по шине CAN, не умея программировать
- С чего всё началось
- Шина CAN
- Интеграция
- Функциональность
- Всё вместе
- Использование стандарта CAN в Arduino – полное руководство
- Краткие сведения о протоколе CAN
- Формат CAN сообщений
- Проводники, используемые в CAN
- Сравнение CAN с SPI и I2C
- Применения CAN протокола
- Использование протокола CAN в Arduino
- CAN модуль (контроллер шины CAN) MCP2515
- Необходимые компоненты
- Схема проекта
- Объяснение программы для Arduino
- Инициализация CAN модуля MCP2515
- 🌟 Видео
Видео:MCP2515, контроллер CAN шины с интерфейсом SPIСкачать
Как я добавил функции автомобилю по шине CAN, не умея программировать
Цель этой статьи — рассказать о моём опыте модификации автомобиля и экспериментах с шиной CAN.
Видео:Универсальная плата CAN шины 480pСкачать
С чего всё началось
Сначала я решил добавить фронтальную камеру в свой 2017 Chevrolet Cruze. Поскольку у автомобиля уже есть заводская камера заднего вида, то на высоком уровне нужно было выяснить две вещи:
- Способ передачи видео с фронтальной камеры, которую я добавлю.
- Способ отображения на экране картинки с камеры заднего вида в любое время.
Видеочасть была простой. Из предыдущего опыта я знал, что можно сделать видеомикшер на реле.
Запуск на экране оказался более сложным, и после некоторого расследования я пришёл к выводу, что машина должна подавать сигнал от камеры заднего вида на экран через какую-то шину данных.
Видео:Универсальная плата CAN шиныСкачать
Шина CAN
У Chevrolet две разные шины данных. Первая — это стандартная CAN, быстрая (500 Кбит/с) и надёжная, она используется для критических данных. Вторая — то, что GM называет LAN (GMLAN), более старая и медленная шина (33,3 Кбит/с), которая используется для данных, не связанных с безопасностью.
Мне нужен был способ прослушивать трафик по CAN, то есть снифер. Для этой цели невероятно полезно устройство PCAN.
Peak Can
Peak Can (PCAN) представляет собой USB-устройство, способное перехватывать и передавать сообщения. Благодаря программному обеспечению Pcan View можно начинать работу без особого обучения.
Поскольку камера заднего вида менее важна для безопасности, чем другие компоненты, я предположил, что искомые данные, скорее всего, будут на шине GMLAN.
Самая простая точка доступа — разъём OBD2. Я подключил Peak Can к шине GMLAN, запустил программное обеспечение — и сразу началось прослушивание трафика.
Видео:Arduino CAN Sender ( Ардуино отправка пакетов в КАН шину)Скачать
Интеграция
Цель состояла в том, чтобы перепроектировать вызов камеры заднего вида. Для этого с включённым снифером я повёл машину задним ходом, чтобы она включила дисплей, а затем несколько раз попробовал парковаться. На протяжении всего этого процесса я заметил один ID с сообщениями, которые последовательно имитировали мои действия.
Тогда я припарковался и через Pcan View попытался передать то же самое сообщение, которое я видел, когда включался и выключался дисплей. В мгновение ока я уже взаимодействовал с шиной.
Передача сообщения через PCAN
Впрочем, я не планировал постоянно ездить с ноутбуком. Нужен был способ автоматизировать эти функции — и здесь пригодилась Arduino. Возможность напрямую получать питание 12V в сочетании с большим количеством ресурсов и поддержки в интернете сделала этот выбор очевидным.
В дополнение к Arduino для завершения проекта мне понадобилось два компонента: модуль CAN и модуль реле. По сути, Arduino — это мозг, запускающий и выполняющий код. Модуль CAN предоставляет возможность взаимодействовать с шиной данных, а реле обеспечивает питание фронтальной камеры, а также действует как видеомикшер между ней и камерой заднего вида.
Модуль mcp2515 (сверху), Arduino Uno (посередине), модуль реле (снизу)
После добавления и настройки соответствующих библиотек Arduino установил связь с автомобилем.
Прослушивание трафика через Arduino
Поскольку я уже знал, что могу запустить дисплей, то начал думать о том, КАК это сделать. Первоначальная идея состояла в том, чтобы установить на панели специальную кнопку мгновенного вызова, но я начал думать: «А что ЕЩЁ в сети можно использовать в качестве триггера?»
В ходе экспериментов я обнаружил, что по шине GMLAN также передаются сообщения с ID, соответствующим кнопке «Отмена круиз-контроля». Это было идеально, потому что круиз-контроль включается на скоростях более 65 км/ч, когда я буду использовать переднюю камеру, а на скоростях ниже 15 км/ч будет включаться камера заднего вида, чтобы помочь с парковкой, так что они никогда не будут перекрываться. После написания некоторого кода я смог заставить Arduino распознать, когда нажимается кнопка отмены круиз-контроля.
Читайте также: Рейтинг летних японских шин для кроссоверов
Распознавание однократного нажатия кнопки
Однако я не хотел, чтобы камера активировалась каждый раз, когда я отменяю круиз-контроль, поэтому я решил, что лучший подход — превратить её (по сути) в многофункциональную кнопку. Камера активируется только в том случае, если кнопка «дважды нажата».
После долгого уикенда изучения функции millis и отладки кода я успешно запрограммировал распознавание двойного нажатия.
Распознавание двойного нажатия
И когда я привязал его к своим командам для управления дисплеем, у меня собралась довольно крутая небольшая утилита.
Видео:Универсальный CAN адаптер MFD207CAN-UN (часть 2)Скачать
Функциональность
Теперь у меня была возможность включать и выключать дисплей, но оставалась одна проблема — что насчёт камеры заднего вида? Мне нужно было, чтобы они с фронтальной камерой работали вместе, словно их так настроили на заводе.
На блок-схеме я изобразил, как я это представляю.
Я быстро понял, что для такой системы нужно в любой момент времени знать состояние трёх переменных:
- Модуль передней камеры: водитель включил или выключил его?
- Дисплей камеры: изображение на дисплее включено или выключено?
- Задний ход: автомобиль в реверсе или нет?
Не имея опыта программирования, это было очень сложно сделать, и я всё свободное время думал о разных подходах.
В конце концов, я добился успеха!
Теперь я смог реализовать операционную логику, которая контролирует реле.
На протяжении всего процесса я всё больше узнавал об Arduino и заметил, что версия Nano способна делать всё, что нужно, при этом у неё меньший размер и более низкая цена. Она идеально подходит для постоянной установки в автомобиль. Я разработал модель и распечатал на 3D-принтере корпус для размещения компонентов в качестве компактного блока для установки.
Видео:Bluetooth CanHacker на основе drPopov CAN-SPI BoardСкачать
Всё вместе
Наконец настал день, когда я увидел результаты. Хотя нужно ещё повозиться с таймингом, но было приятно видеть, что модуль корректно работает.
Включение/выключение режима парковки, включение/выключение фронтальной камеры, автоматическое переключение на камеру заднего вида и автоматическое переключение обратно
В целом, этот опыт меня многому научил и открыл глаза на возможности интеграции непосредственно с шиной CAN. Довольно удивительно, чего можно достичь соединением по двум проводам.
Видео:Arduino CAN Monitor (простейший монитор шины CAN)Скачать
Использование стандарта CAN в Arduino – полное руководство
Современные автомобили включают в себя несколько десятков разнообразных датчиков. И все эти датчики регулярно обмениваются информацией с другими датчиками/устройствами автомобиля. Причем автомобили с каждым годом становятся все «умнее» и поэтому количество датчиков в них все больше увеличивается. В автомобилях сегодняшнего дня находят широкое применение системы автономного вождения, системы безопасности с автоматически срабатывающими подушками безопасности, системы контроля давления в шинах, круиз-контроль и т.д. В большинстве случаев информация, поступающая от этих датчиков, является критически важной. Например, если сработает датчик столкновения, которому срочно нужно передать сигнал на раскрытие подушек безопасности, а ему это помешают сделать какие-либо сигналы/процессы в электронной системе автомобиля. В этом случае жизнь людей в автомобиле может оказаться под угрозой. Поэтому в автомобилях не используют такие широко распространенные в обычной электронике протоколы передачи данных как UART, SPI или I2C. Вместо них конструкторы автомобилей отдают предпочтение значительно более надежным протоколам передачи данных, таким как LIN, CAN, FlexRay и т.д.
Наибольшее распространение среди этих «надежных» протоколов получил стандарт (протокол) CAN. Этот стандарт широко применяется не только в электронных системах современных автомобилей, но и во многих других промышленных устройства, в которых критически важна надежная передача данных. Достаточно подробную информацию о стандарте CAN можно прочитать в соответствующей статье Википедии. Мы же в данной статье рассмотрим обмен данными между двумя платами Arduino с помощью протокола CAN.
Видео:Моя плата Can-SPI Board и CANHackerСкачать
Краткие сведения о протоколе CAN
CAN (Controller Area Network – сеть контролеров) представляет собой протокол (стандарт) последовательной связи, разработанный для промышленных и автомобильных приложений. Это ориентированный на обмен сообщениями протокол, используемый для связи между множеством (несколькими) устройств. Когда различные CAN устройства соединены между собой как показано на следующем рисунке, они формируют сеть, которая работает наподобие центральной нервной системы человека и позволяет любому устройству общаться с любым другим устройством в этой сети.
Читайте также: Давление в шинах лада 2112 летом
CAN-сеть состоит из двух проводников (CAN High и CAN Low) и обеспечивает двунаправленную передачу данных. На практике под CAN-сетью обычно подразумевается сеть топологии «шина» с физическим уровнем в виде дифференциальной пары. Передача ведется кадрами, которые могут принимать все узлы сети. Для доступа к такой шине выпускаются специализированные микросхемы (модули) – драйверы CAN-шины.
Обычно скорость передачи по CAN-шине варьируется от 50 Кбит/с до 1 Мбит/с, а дальность связи лежит в диапазоне от 40 метров (на скорости 1 Мбит/с) до 1000 метров (на скорости 50 Кбит/с).
Формат CAN сообщений
В CAN-сети данные передаются в виде сообщений определенного формата. Этот формат состоит из большого числа сегментов, но двумя основными сегментами является идентификатор (identifier) и данные (data), которые и позволяют передавать и принимать сообщения по CAN-шине.
Идентификатор (Identifier) – также известен под именами CAN ID и PGN (Parameter Group Number). Он используется для идентификации CAN устройств в CAN-сети. Длина идентификатора составляет 11 или 29 бит в зависимости от того какой тип протокола CAN используется:
- Standard (стандартный) CAN: 0-2047 (11-bit);
- Extended (расширенный) CAN: 0-2 29 -1 (29-bit).
Data – это данные, которые необходимо передать от одного устройства другому. Длина данных может составлять от 0 до 8 байт.
Data Length Code (DLC) (длина поля данных): может принимать значения от 0 до 8 в зависимости от количества байт для передачи.
Проводники, используемые в CAN
CAN протокол работает по двум проводникам, именуемыми CAN_H и CAN_L, для передачи и приема информации. Оба проводника работают как дифференциальная линия, что означает что CAN сигнал (0 или 1) представляет собой разность потенциалов между CAN_L и CAN_H. Если эта разность положительна и больше определенного минимального уровня напряжения, то это 1, а если эта разность отрицательна – то это 0.
Обычно в протоколе CAN используется кабель с витыми жилами. Как показано на выше приведенном рисунке, на обоих концах CAN-сети включается 120-омный резистор для обеспечения баланса в линии.
Сравнение CAN с SPI и I2C
На нашем сайте мы ранее уже рассматривали использование в платах Arduino протоколов SPI и I2C, поэтому давайте сравним данные протоколы с протоколом CAN.
Параметр | SPI | I2C | CAN |
Скорость | 3-10 Мбит/с | стандарт: 100 Кбит/с; |
По скорости стандарт CAN не в лидерах, но его главным «козырем» является высокая надежность связи.
Применения CAN протокола
- В связи с чрезвычайно высокой надежностью и устойчивостью CAN протокола он широко применяется в автомобилях, промышленных механизмах, сельском хозяйстве, медицинском оборудовании и т.д.
- В связи с небольшим количеством используемых проводников CAN протокол исключительно удобен для применения в автомобилях.
- Устройства на основе CAN протокола отличаются низкой стоимостью.
- В CAN-сеть (шину) легко добавлять и удалять новые устройства.
Использование протокола CAN в Arduino
Поскольку платы Arduino не имеют в своем составе встроенного CAN порта, то для реализации связи между ними по данному протоколу мы будем использовать внешние CAN модули MCP2515. Эти модули подключаются к плате Arduino по интерфейсу SPI.
Видео:CAN Hacker своими руками пример чтения кан шины с помощью ARDUINO MCP2515Скачать
CAN модуль (контроллер шины CAN) MCP2515
Модуль MCP2515 включает в себя CAN контроллер MCP2515, который представляет собой высокоскоростной CAN приемопередатчик. Соединение модуля MCP2515 с микроконтроллером осуществляется с помощью интерфейса SPI, поэтому его легко подключить ко всем микроконтроллерам с данным интерфейсом.
Начинающим изучение CAN-шины целесообразно начинать именно с этого модуля ввиду его простоты и легкости подключения к большинству современных микроконтроллеров.
Основные технические характеристики модуля MCP2515:
- включает в себя высокоскоростной CAN приемопередатчик TJA1050;
- размеры модуля: 40×28mm;
- управление по интерфейсу SPI с возможностью подключения к CAN-шине нескольких устройств;
- кварцевый генератор на 8 МГц;
- сопротивление на концах 120 Ом;
- включает независимый ключ, светодиодный индикатор, индикатор мощности;
- поддерживает скорости передачи данных до 1 Мбит/с;
- низкий потребляемый ток в режиме ожидания;
- возможность подключения до 112 устройств (узлов).
Назначение контактов (распиновка) CAN модуля MCP2515 представлено в следующей таблице.
Наименование контакта | Назначение контакта |
VCC | контакт питания 5 В |
GND | общий провод (земля) |
CS | SPI SLAVE select pin (Active low) (выбор ведомого) |
SO | SPI master input slave output lead |
SI | SPI master output slave input lead |
SCLK | контакт синхронизации SPI |
INT | контакт прерывания MCP2515 |
В данном проекте мы будем передавать данные, считываемые с датчика температуры и влажности DHT11 платой Arduino Nano, плате Arduino Uno с помощью CAN модуля MCP2515.
Видео:Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21Скачать
Необходимые компоненты
- Плата Arduino Uno (купить на AliExpress).
- Плата Arduino Nano (купить на AliExpress).
- Датчик температуры и влажности DHT11 (купить на AliExpress).
- ЖК дисплей 16х2 (купить на AliExpress).
- MCP2515 CAN Module (контроллер шины CAN MCP2515) – 2 шт. (купить на AliExpress).
- Потенциометр 10 кОм (купить на AliExpress).
- Макетная плата.
- Соединительные провода.
Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать
Схема проекта
Схема проекта для связи между двумя платами Arduino с помощью протокола CAN и модулей MCP2515 представлена на следующем рисунке.
Соединения на передающей стороне:
Компонент — контакт | Arduino Nano |
MPC2515 — VCC | +5V |
MPC2515 — GND | GND |
MPC2515 — CS | D10 (SPI_SS) |
MPC2515 — SO | D12 (SPI_MISO) |
MPC2515 — S I | D11 (SPI_MOSI) |
MPC2515 — SCK | D13 (SPI_SCK) |
MPC2515 — INT | D2 |
DHT11 — VCC | +5V |
DHT11 — GND | GND |
DHT11 — OUT | A0 |
Соединения на приемной стороне:
Компонент — контакт | Arduino Uno |
MPC2515 — VCC | +5V |
MPC2515 — GND | GND |
MPC2515 — CS | 10 (SPI_SS) |
MPC2515 — SO | 12 (SPI_MISO) |
MPC2515 — SI | 11 (SPI_MOSI) |
MPC2515 — SCK | 13 (SPI_SCK) |
MPC2515 — INT | 2 |
LCD (ЖК дисплей) — VSS | GND |
LCD — VDD | +5V |
LCD — V0 | к среднему контакту потенциометра 10 кОм |
LCD — RS | 3 |
LCD — RW | GND |
LCD — E | 4 |
LCD — D4 | 5 |
LCD — D5 | 6 |
LCD — D6 | 7 |
LCD — D7 | 8 |
LCD — A | +5V |
LCD — K | GND |
Соединения между двумя CAN модулями MCP2515:
MCP2515 (Arduino Nano) | MCP2515 (Arduino UNO) |
H | H |
L | L |
После сборки всей схемы на макетных платах у нас получилась следующая конструкция.
Видео:CAN Bus Gateway (самодельный кан шлюз с дополнительными плюшками)Скачать
Объяснение программы для Arduino
Первым делом нам необходимо установить библиотеку для работы с протоколом CAN в Arduino IDE. Сначала скачайте ZIP файл библиотеки по следующей ссылке — Arduino CAN MCP2515 Library. Затем установите ее в Arduino IDE с помощью пункта меню Sketch -> Include Library -> Add .ZIP Library.
В нашем проекте мы код программы разделим на две части: для передающей части и для приемной части. Полные коды программ приведены к конце статьи, здесь же мы кратко рассмотрим их основные фрагменты.
Инициализация CAN модуля MCP2515
Для установления соединения платы Arduino с модулем MCP2515 выполните следующую последовательность шагов. Но перед этим убедитесь в том, что указанная выше библиотека CAN MCP2515 установлена в вашу Arduino IDE.
Шаг 1. Установите номер контакта, к которому подключена линия CS интерфейса SPI (10 по умолчанию).
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🌟 Видео
Как управлять автомобилем через CAN-шину?Скачать
Универсальный CAN адаптер MFD207CAN-UN (часть 1)Скачать
Защита CAN шины автомобиляСкачать
CAN Эмулятор скорости из модуля CAN StarLine Stm32f103c8t6 Подмотчик скорости по кан шине (без схем)Скачать