Уплотнение вала генератора паровых турбин

4.1. Для предотвращения выхода водорода из корпуса генератора на торцевых щитах генератора установлены масляные уплотнения вала кольцевого типа. В уплотнениях этого типа вкладыш с баббитовой заливкой по внутренней поверхности свободно висит на валу ротора. Вкладыш размещается в камере, образованной составным корпусом уплотнения, закрепленном на наружном щите. Камера уплотнена с помощью резиновых шнуров, заложенных в кольцевых канавках, выполненных на торцевых поверхностях вкладыша. Уплотняющее масло под давлением, превышающим давление водорода в турбогенераторе, подается в камеру и через радиальные отверстия во вкладыше поступает в кольцевую канавку в расточке вкладыша, из которой растекается в обе стороны вдоль оси вала по кольцевому зазору между вкладышем и валом. Масло, проходящее в сторону водорода, препятствует выходу водорода из корпуса генератора. Масло, проходящее в сторону воздуха, сливается в картер опорного подшипника. Для обеспечения гидродинамической центровки вкладыша относительно вала по внутренней поверхности баббитовой заливки выполнены равномерно расположенные по окружности канавки. Для защиты внутренней полости статора от попадания масла предусмотрены маслоуловители и маслоотражатели. Контроль температуры вкладышей ведется термометрами сопротивления.

4.2. Регулятор перепада давления в системе масляного уплотнения вала обеспечивает необходимый перепад между уплотняющим маслом и водородом в корпусе турбогенератора.

4.3. При номинальном 0,4 – 0,8 кгс/см² превышении давления уплотняющего масла относительно водорода его в сторону водорода должен быть не более 5 л/мин на оба уплотнения (ротор на ВПУ). Замеряется расход масла путем закрытия сливных трубопроводов из гидрозатвора и измерением количества масла, поступающего в гидрозатвор за определенный (5-10 минут) промежуток времени. Увеличенный расход масла в сторону водорода (более 5 л/мин) является показателем либо увеличенного зазора между валом и вкладышем, либо нарушением плотности камеры вкладыша, либо чрезмерно высоким перепадом давлений «масло-водород». Конкретная величина перепада выбирается, исходя из следующих условий:

— уплотнения должны работать устойчиво с минимальными расходами масла в сторону водорода;

— температура баббита вкладышей должна быть 70-80 °С при температуре входящего масла не более 45 °С;

— уплотнения не должны пропускать водород в картер опорных подшипников.

4.4. На сливном маслопроводе из уплотнения со стороны возбудителя перед входом в поплавковый гидрозатвор имеется:

U-образная петля высотой 500 мм, которая предотвращает циркуляцию газа через поплавковый гидрозатвор, вызываемую тем, что разряжение, создаваемое вентиляторами на обоих сторонах ротора генератора практически не может быть одинаковым.

4.5. Поплавковый гидрозатвор обеспечивает слив масла, препятствуя при этом выходу водорода из корпуса генератора через сливные маслопроводы. Гидравлический затвор (ЗГ) выполнен в виде бака с поплавковым регулятором уровня, обеспечивающим поддержание заданного уровня масла в баке. В баке имеется вентиль для продувки газового объема и отбора проб газа.

Видео:Уплотнения турбиныСкачать

Уплотнения турбины

4.6. Вентиляция газового объема главного маслобака турбины, сливного масляного коллектора и сливных маслопроводов опорных подшипников осуществляется двумя центробежными вентиляторами.

4.7. Подача масла на уплотнения вала генератора производится тремя насосами. В работе постоянно находится один маслонасос переменного тока. Второй маслонасос находится в резерве. Третий маслонасос постоянного тока включается в аварийных ситуациях от электроконтактных манометров (ЭКМ). При уменьшении давления по первому ЭКМ на 1,5 кгс/см² от номинального давления (8-9 кгс/см²) включается резервный маслонасос с двигателем переменного тока. При уменьшении давления по второму ЭКМ на 2,5 кгс/см² от номинального давления включается аварийный маслонасос с двигателем постоянного тока.

Читайте также: Как выставить валы по меткам ауди q5

4.8. Кроме вышеуказанных источников масла в системе маслоснабжения предусматривается установка демпферного бака (БД).

При всех переключениях насосов и неполадках в системе маслоснабжения, связанных с прекращением подачи масла на уплотнения от насосов, демпферный бак обеспечивает снабжение уплотнений маслом.

Для контроля за уровнем масла в демпферном баке предусмотрены сигнализаторы УЖ1, УЖ2. Первая установка, фиксирующая уровень, является предупредительной, вторая – аварийной. Оба сигнала поступают на щит турбин. При срабатывании двух сигнализаторов уровня масла в баке или отключениях трех маслонасосов уплотнения вала, технологическая защита обеспечивает автоматическое отключение и останов турбоагрегата со срывом вакуума. Емкость демпферного бака при этом обеспечивает уплотнения вала маслом при безнасосном останове агрегата со срывом вакуума. Демпферный бак подключен последовательно к напорному маслопроводу, что обеспечивается постоянная прокачка масла, поступающего на уплотнения через бак, расположенный на высоте, соответствующий минимально допустимому перепаду давлений между маслом и водородом. Уровень масла при нормальной работе находится в трубе над баком. На этой трубе установлен специальный клапан, который предотвращает возможность образования сифона при переливе масла из демпферного бака в гидрозатвор в случае превышения перепада давления «масло-водород» выше допустимого предела.

4.9. В системе уплотнений вала генератора предусмотрен маслоохладитель, рассчитанный на максимальное давление охлаждающей воды 10 кгс/см².

4.10. Технические характеристики насосов маслоснабжения турбины.

ПараметрыЕд.изм.Гл.мас-ляный насос (ГМН)Пуско-вой масля-ный насос (ПМН)Резерв-ный масля-ный насос (РМН)Аварий-ный масля-ный насос (АМН)Масло-насос сист.упл. вала ген. эл.двиг. перем. токаМасло-насос сист.упл. вала ген. эл.двиг. пост.тока
Тип насосацентро-бежныйЦНСМ-300-480Д-200-36аД-200-95ЦНСМ-38ЦНСМ-38
Производи-тельностьм³/час
Напоркгс/см²2,99,517,6
Номинальное число оборотовоб/мин
Мощность на валу насосакВт28,9
Тип эл.двигателяпривод от рото-ра тур-биныА-114-6М4А180М4УД62У4АО2-72-2У3П62-44
Напряжение /токВ/А6000/ 23,6220/220/73220/380220/128
КПД0,8850,890,90

4.11. Технические данные оборудования системы:

4.11.1. Маслоохладитель смазки:

Количество2 шт.
ТипМОВ
Поверхность охлаждения63 м² ± 5%
Расход масла90 м³/час
Температура воды не более33 °С
Р воды не должно превышать1 кгс/см²

4.11.2. Регулятор давления масла РПД.

Диапазон перепада давления между маслом и газом0,4-0,8 кгс/см²
Давление масла на входе8 кгс/см²
Давление газа2 кгс/см²

4.11.3. Фильтр масляный системы уплотнений вала генератора.

ТипФС-20
Количество2 шт.
Пропускная способность20 м³/час
Рабочее давление16 кгс/см²
Масса фильтра71 кг
Размер улавливаемых частиц0,14 мм

4.11.4. Маслоохладитель системы уплотнений вала генератора.

ТипМОВ
Температура охлаждающей воды33 °С
Отводимые потери80 кВт
Расход охлаждающей воды95 м³/час
Перепад напора воды0,4 кгс/см²
Наибольшее давление воды10 кгс/см²

4.11.5. Вентилятор (эксгаустер).

Количество2 шт.
Производительность400 м³/час
Напор1470 Па
Масса39,5 кг
Тип эл.двигателяасинхронный
Напряжение эл.двигателя380 В
Мощность1,5 кВт
Номинальный ток3,3 А
Число оборотов n2850 об/мин
КПД электродвигателя n81 %
Режим работыI

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Уплотнение вала генератора паровых турбин

Видео:Система смазки подшипников паровых турбинСкачать

Система смазки подшипников паровых турбин

Уплотнение вала генератора паровых турбин

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: Компрессор для заправки авто метаном в домашних условиях

Уплотнение вала генератора паровых турбин

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Модернизация схемы уплотнения вала генератора с водородным охлаждением

М.А. Петров, теплотехник, г. Новокузнецк

Данная разработка будет интересна предприятиям, на которых установлены электрические генераторы типа ТВФ-63-2Е с водородным охлаждением. При работе этих электрических генераторов выделяется значительное количество тепловой энергии в обмотках статора и ротора (медь генератора) при прохождении по ним электрического тока и в сердечниках статора и ротора (железо генератора), которое забирается циркулирующим внутри генератора теплоносителем (водородом) и отдаётся охлаждающей воде в газоохладителях. Выбор водорода в качестве теплоносителя обусловлен двумя основными причинами. Во-первых, плотность водорода меньше плотности воздуха в 10 раз, поэтому его циркуляцию внутри генератора легче осуществлять вентиляторами, установленными на торцах ротора. Во-вторых, теплоёмкость водорода в 14 раз выше, чем у воздуха, соответственно, водород эффективнее забирает и отдаёт тепло. При этом, с увеличением давления в корпусе генератора эффективность применения водорода увеличивается. Но водород – горючий газ, а при содержании его в воздухе от 4 до 75 % он взрывоопасен. Для предотвращения утечки водорода в месте выхода вала ротора из корпуса генератора устанавливаются специальные масляные уплотнения вала, размещённые между торцевыми щитами и опорными подшипниками генератора.

Принцип действия уплотнения заключается в запирании водорода непрерывным встречным потоком масла, подаваемым в узкий зазор между валом ротора и вкладышем уплотнения под давлением, превышающим давление водорода. Перепад давлений масло-водород поддерживается согласно паспортным данным.

К работе уплотнений вала генератора предъявляются ряд технических требований:

Видео:Как устроена паровая турбина ТЭС. Получение электричества из энергии водяного пара в 3dСкачать

Как устроена паровая турбина ТЭС. Получение электричества из энергии водяного пара в 3d

— отсутствие пропуска водорода через уплотнения;

— обеспечение заданной чистоты водорода при заданном его расходе;

— сохранность деталей уплотнений вала и собственно вала при нарушениях маслоснабжения и возврат к нормальному режиму после восстановления маслоснабжения;

— обеспечение допустимой температуры баббита вкладышей;

— обеспечение срока службы (ресурса вкладыша) не менее периода между ремонтами;

— предотвращение попадания масла в корпус генератора.

На генераторах ТВФ-63-2Е уплотнение вала генератора имеет кольцевое исполнение. Уплотнение кольцевого типа (рис. 1) представляет собой кольцевой вкладыш, охватывающий вал с малым зазором. Вкладыш размещен внутри корпуса уплотнения, закреплённого на торцевом щите генератора. Вкладыш имеет свободу незначительного радиального перемещения внутри камеры уплотняющего масла, образованной корпусом уплотнения и крышкой. Уплотнение камеры уплотняющего масла осуществляется посредством резиновых шнуров. От проворачивания вкладыш удерживается специальной шпонкой. Уплотняющее масло под давлением, превышающим давление водорода, поступает в камеру уплотняющего масла, а затем через радиальные отверстия в кольцевой зазор между баббитовой поверхностью вкладыша и валом ротора. Разделившись на два аксиальных (вдоль оси ротора) потока в сторону водорода и воздуха, уплотняющее масло предотвращает утечку водорода из корпуса генератора и отводит теплоту от поверхности вкладыша и ротора, образующуюся при их совместном трении. На рабочей поверхности вкладыша сделана специальная клиновая разделка, которая обеспечивает при номинальных оборотах ротора хорошую центровку и концентричность расположения вкладыша относительно вала за счёт образования большого количества масляных клиньев по всей окружности вкладыша. При пониженной частоте вращения ротора эффект масляных клиньев уменьшается, а при работе ВПУ исчезает вообще. При этом под действием собственного веса вкладыш может несколько опуститься, но при этом всегда сохраняется кольцевой зазор по всей окружности вкладыша и жидкостное трение. Поэтому режим с пониженной частотой вращения для кольцевых уплотнений не опасен.

Читайте также: Почему не работает автомобильный компрессор для подкачки шин

При нарушении маслоснабжения кольцевое уплотнение, как правило, не повреждается. Это объясняется тем, что вкладыш, оседающий на вал при нарушении масляного клина, соприкасается с валом своей верхней зоной на незначительной площадке, и баббит не так быстро нагревается. Если вкладыш будет туго сидеть в корпусе за счёт резиновых шнуров, то оседания может и не быть. При исчезновении масляного слоя произойдёт выход водорода в картеры подшипников (сторона воздуха). Нормализация маслоснабжения восстанавливает работоспособность кольцевого уплотнения.

Износ баббита из-за загрязнения масла и вибрации вала приводит к увеличению зазора между баббитом и валом, увеличению расхода масла в сторону водорода и воздуха и – к заметному понижению температуры баббита.

Видео:ПАРОВАЯ ТУРБИНА | ПРИНЦИП РАБОТЫСкачать

ПАРОВАЯ ТУРБИНА | ПРИНЦИП РАБОТЫ

Увеличение расхода масла в сторону водорода сопряжено с:

– загрязнением водорода другими газами, выделяющимися из масла;

– выносом водорода из генератора при растворении его в масле;

– опасностью попадания масла в генератор.

Увеличение же расхода масла в сторону воздуха может явиться причиной пропуска водорода через уплотнения.

К преимуществам кольцевых уплотнений следует отнести:

— нечувствительность к осевым перемещениям вала;

— живучесть при нарушении маслоснабжения.

— больший по сравнению с торцевыми уплотнениями расход масла на уплотнения (до 40%), особенно в сторону водорода;

— недостаточную компенсацию давления водорода на боковую поверхность вкладыша, что вызывает значительные силы трения между вкладышем и корпусом и приводит к износу рабочей поверхности вкладыша.

Видео:Самые мощные паровые турбины для ТЭС, АЭС и атомных ледоколов. Экскурсия на турбинный заводСкачать

Самые мощные паровые турбины для ТЭС, АЭС и атомных ледоколов. Экскурсия на турбинный завод

Уплотнение вала генератора паровых турбин

Рис. 1 Конструкция уплотнения вала кольцевого типа: 1 – вал ротора; 2 – вкладыш; 3 – корпус уплотнения; 4 – крышка; 5 – резиновый шнур; 6 – уплотняющий поясок; 7 – кольцевая канавка; 8 –осевая канавка; 9 – клиновая площадка; 10 – плоская площадка; Рупл. – камера уплотняющего масла; Н2 – сторона водорода.

При проработке модернизированной схеме были учтены характеристики производительности главного масляного насоса (ГМН) (Q = 280 м 3 /ч), расход масла на уплотнение (7,2 м 3 /ч) и смазку подшипников

У существующей схемы уплотнения вала генератора (УВГ) подача масла выполнена таким образом: масло с главного маслобака (ГМБ) подводится на всас маслонасоса УВГ, далее происходит подача насосом УВГ на регулятор перепада давления (РПД) после на демпферный бак. После демпферного бака масло поступает непосредственно на уплотнение (рис. 2).

Уплотнение вала генератора паровых турбин

Рисунок 2. Принципиальная схема уплотнения вала генератора.

Подача масла в модернизированной схеме УВГ будет осуществляться с существующей нитки маслопровода на регулирование от ГМН на вновь смонтированный инжектор смазки, при этом от маслопровода на регулирование необходимо смонтировать новый маслопровод с врезкой в существующий напорный маслопровод маслонасоса УВГ после ЗА и смонтировать инжектор смазки. Далее схема работает по существующим маслопроводам. Инжектор смазки в данной схеме выполняет функцию дроссельной шайбы, выдерживает заданный расход на подачу масла на РПД. Насос УВГ остаётся в качестве резервного и вступает в работу от понижения давления в маслопроводе на уплотнения, всё необходимое для этого сделают специалисты КИП цеха (рис. 3).

При модернизации данной схемы достигается: экономия электроэнергии, снижение загруженности рабочего оборудования и, следовательно, затраты на ремонт. Внедрение такой схемы на объектах ТЭК особенно актуально в настоящее время в рамках реализации мероприятий энергосбережения.

Уплотнение вала генератора паровых турбинУплотнение вала генератора паровых турбин

Уплотнение вала генератора паровых турбин

Видео:Принцип работы паровой турбиныСкачать

Принцип работы паровой турбины

Рисунок 3. Модернизированная схема уплотнения вала генератора.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💥 Видео

    Как работает торцевое уплотнение? / Центробежный насосСкачать

    Как работает торцевое уплотнение? / Центробежный насос

    Эпизод 13 - Режимы работы и эксплуатация турбинного оборудования ТЭС (системы охлаждения генератора)Скачать

    Эпизод 13 - Режимы работы и эксплуатация турбинного оборудования ТЭС (системы охлаждения генератора)

    Принцип работы паровой турбиныСкачать

    Принцип работы паровой турбины

    Турбо генератор. Утилизационная паровая турбина. Что это такое и зачем она нужна. Запуск, режимы.Скачать

    Турбо генератор. Утилизационная паровая турбина. Что это такое и зачем она нужна. Запуск, режимы.

    Эпизод 14 - Режимы работы и эксплуатация турбинного оборудования ТЭС (малосистемы турбин)Скачать

    Эпизод 14 - Режимы работы и эксплуатация турбинного оборудования ТЭС (малосистемы турбин)

    Генераторы электростанцийСкачать

    Генераторы электростанций

    Валоповоротное устройство. Паровые турбиныСкачать

    Валоповоротное устройство. Паровые турбины

    Роторы паровых турбинСкачать

    Роторы паровых турбин

    Капитальный ремонт паровой турбины мощностью 40 МВт и генератораСкачать

    Капитальный ремонт паровой турбины мощностью 40 МВт и генератора

    Разборка паровой турбины с озвучкойСкачать

    Разборка паровой турбины с озвучкой

    Ввод ротора в статор на ТГ-4Скачать

    Ввод ротора в статор на ТГ-4

    Диафрагмы паровых турбинСкачать

    Диафрагмы паровых турбин

    Осевые усилияСкачать

    Осевые усилия

    Конструкции узлов паровых турбинСкачать

    Конструкции узлов паровых турбин
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток