Управление дополнительным лодочным мотором

Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.

Управление дополнительным лодочным мотором

Видео:Рулевое управление на "мелко моторы"Скачать

Рулевое управление на "мелко моторы"

Безопасное управление лодкой с мотором

Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.

Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.

Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды. Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.

Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.

Видео:Регулируемая тяга для управления подвесным лодочным моторомСкачать

Регулируемая тяга для управления подвесным лодочным мотором

Ручное управление лодкой

Моторами мощностью до 50 л.с. управляют с помощью румпеля. Для движения на лодке с румпельной системой управления делают следующее:

• приехав на водоем лодку накачивают, устанавливают банки и жесткое дно, вставляют в уключины и прикручивают гайками весла;

• лодку спускают на воду, складывают в нее удочки, якорь, сумки и ящики с рыболовными и кемпинговыми принадлежностями;

• выносной бензобак привязывают ремнями к дну лодки или крепят к банке;

• мотор устанавливают на транец лодки, фиксируют струбцинами, дополнительно привязывают страховочным тросом к транцу;

• на бензобаке открывают воздушный клапан. Соединяют шлангом выносной бензобак и мотор;

• судоводитель и пассажиры садятся в лодку;

• лодку отталкивают от берега, отплывают не несколько метров;

• мотор опускают дейдвудом в воду, чеку вставляют в кнопку «стоп»;

• открывают (при наличии) топливный кран. Установленной на бензошланге «грушей» накачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;

• рычаг скорости устанавливают в положение «нейтраль»;

• вытягивают ручку подсоса, рычажок (или ручку) газа устанавливают на 1/3, румпель направляют вдоль лодки;

• несколько раз дергают за ручку стартера. Как правило, исправный двигатель заводится со второго – третьего рывка;

• несколько минут двигатель прогревают на холостом ходу, далее ручку подсоса ставят в режим рабочего хода, убавляют газ до минимума и включают необходимую передачу. На маломощных моторах для движения назад двигатель разворачивают на оси на 180°;

• прибавляя газ начинают движение лодки. Для изменения направления движения мотор румпелем поворачивают на оси. Для изменения скорости лодки двигают рычажок или поворачивают ручку газа.

Читайте также: Лучший мотор для картинга

Видео:Мотор "докатка" на лодкеСкачать

Мотор "докатка" на лодке

Система дистанционного управления лодкой

Управление лодкой с помощью румпеля во время длительных переходов очень утомительно. У судоводителя устают руки и поясница, с кормы лодки сложно наблюдать за обстановкой впереди. Для облегчения длительных водных переходов на нос лодки устанавливают систему дистанционного управления.

Система дистанционного управления устанавливается на алюминиевые и полихлорвиниловые лодки, RIBы и пластиковые катера. Состоит она из следующих частей:

• консоль или рулевая стойка с штурвалом;

• система электрического запуска мотора;

• машинка газа-реверса и переключения скоростей.

Для подключения системы д/у пригодны лодочные моторы мощностью от 9 л.с. Мотор устанавливают на транец лодки, снимают румпель, устанавливают троса и рычаги системы д/у, электрический стартер и аккумулятор. Консоль устанавливают на нос лодки, крепят к баллонам бортов или к полу (в зависимости от ее конструкции).

Как правило, оборудованную системой д/у лодку сдувают только для зимнего хранения. Все лето лодка лежит накачанная с установленным мотором на прицепе. Приехав на водоем водномоторник заезжает прицепом в озеро или реку, спускает лодку на воду.

Для управления оборудованной системой дистанционного управления лодкой водномоторник ключом зажигания заводит лодку, несколько минут прогревает двигатель на холостом ходу, включает скорость, начинает движение. Для поворотов лодки судоводитель крутит штурвал, для изменения скорости и переключения передач передвигает рычаг машинки газ-реверса.

Видео:Как правильно глушить лодочный мотор. Советы новичкамСкачать

Как правильно глушить лодочный мотор. Советы новичкам

Электронное дистанционное управление лодочным мотором (Просматривает: 1)

Управление дополнительным лодочным мотором

Управление дополнительным лодочным мотором

В данной теме решил выложить идеи по разрабатываемой схеме дистанционного управления лодочным мотором от 12 В.

Управление дополнительным лодочным мотором

Причина: после сезона ловли троллингом на 2Т 30 л.с., поняли, что это совсем не бюджетно и приобрели мотор-докатку 4Т 2.5 л.с.
После второго сезона ловли, доперло, что сидеть сверху на спинке сиденья и управлять докаткой не особо комфортно. Бабушкина шуба, накинутая на спинку и удлинитель румпеля (канализационная труба) немного исправили ситуацию, но сильно комфортнее от этого не стало.

Идея: переделать управление троллинговым мотором с механического на электронное, вынести управление на пульт, оставить возможность возврата к механическому управлению «максимум за 5 минут».

Реализация: прикинув возможные варианты, покопавшись в загашниках с электронными компонентами, посмотрев десятки видео решил последовательно сделать 3 версии дистанционного управления.

Общие компоненты управления для всех версий:
Управление поворотом мотора, газом, ручкой кпп — сервоприводы
Мозги — Arduino Uno
Джойстик 4-х позиционный, 3 кнопки (F N R), тумблер подачи питания на контроллер, кнопка глушения мотора.
Управление дополнительным лодочным мотором Управление дополнительным лодочным мотором Управление дополнительным лодочным мотором

Версия 1: BDC Simple
Возможности: управление джойстиком газом (больше-меньше), поворотом (влево-вправо), кнопки FNR — переключение скоростей (газ самостоятельно сбрасывается до хх), при нажатии кнопки «заглушить мотор» — сброс газа, замыкание контактов чеки, включение нейтрали.
Стоимость компонентов около 4000 руб.

Что сделано на 01.03.2016: написан код, заказаны кнопки, джойстик. Нужно заказать еще 2 сервопривода и привести мотор с дачи, чтобы реализовывать механическую часть.

Управление дополнительным лодочным мотором

Версия 2: BDC Advanced
Дополнительно к версии 1: устанавливается кнопка, гироскоп, акселерометр, магнитометр.
Выезжаем на лодке на воду, регулируем направление движения, нажимаем на кнопку и контроллер сам управляет поворотом мотора для удержания заданного направления.
Дополнительная стоимость к версии 1 около 1000 руб.

Что сделано на 01.03.2016: написан код, нужно тестировать на воде после реализации 1 версии.

Версия 3: BDC Professional
Дополнительно к версии 2: нужен телефон (планшет), блютус модуль для контроллера.
Выезжаем на лодке на воду, на планшете на карте ставим точки, нажимаем на кнопку — лодка сама едет по точкам.
Дополнительная стоимость к версии 2 около 500 руб.

Что сделано на 01.03.2016: ничего. ищется человек который напишет программу для Андройда.

PS: в цели проекта зарабатывание денег не входит, поэтому просьба не обсуждать здесь продажу устройства.
PSS: все исходники будут публиковаться по лицензии GPL v3 (исходный код открыт и может свободно использоваться и изменяться с указанием в нем авторов)

Обсуждения и предложения приветствуются. Первоочередная задача сделать версию 1 к середине июня.

Видео:Дополнительный фильтр в топливный шланг лодочного мотораСкачать

Дополнительный фильтр в топливный шланг лодочного мотора

Системы дистанционного управления лодочным мотором

Управление дополнительным лодочным мотором

Дистанционное управление лодочным мотором – это модифицированное дополнительное оборудование для двигателей разной мощности, благодаря которому управление лодкой становится более простым и комфортным, а рулевому проще контролировать обзор при движении.

Читайте также: Ямаха лодочные моторы расшифровка обозначение

Часто дистанция на лодочный мотор уже идет в комплектации с двигателем, на рынке эти газореверсные механизмы называют коммандерами. В другом случае дистанционные блоки устанавливаются самостоятельно. Бывают модели, которые предназначены для одного борта (правый, левый) или универсальное оборудование с возможностью монтажа на любой стороне лодки.

Видео:Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотораСкачать

Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотора

Разновидности и принцип работы

Дистанционное управление на лодку должно быть основательным и надежным, но при этом легким – в таком сочетании увеличивается безопасность хода судна и снижается потребление топлива.

Дистанционные блоки по принципу действия делят на 2 разные рабочие схемы:

  • Схема № 1. В данном случае дистанционное управление (ДУ) включает передачу переднего хода (или обратного), контролируя при этом открытие дроссельной заслонки на моторе. Так ДУ регулирует обороты винта и скорость судна. Кроме того, в определенном положении румпеля система позволяет двигателю работать на холостых оборотах (простыми словами – на нейтральной передаче).
  • Схема №2. При таком способе ДУ осуществляет полный контроль над движением корпуса судна – проводит маневры, выбирает направление хода и другие необходимые действия по ходу лодки.

Дистанционные системы управления бывают 3 типов – механические, гидравлические и электрогидравлические комплекты.

Механическое ДУ

Это самая экономичная и простая в установке система для управления судна на дистанции. Однако ее рекомендуют устанавливать на лодки с мотором малой или средней мощности (не выше 100 л. сил).

Комплект состоит из следующих элементов:

  • рулевой редуктор – бывает разных видов, которые делятся по степени мощности двигателя;
  • трос – его марку и длину подбирают с учетом вида редуктора и техническим характеристикам лодки;
  • рычаги (или тяги) – с их помощью можно управлять ходовой системой, которая состоит из 2 двигателей и 1 редуктора, а также есть возможность приспособить данную систему к любому типу мотора;
  • рулевое колесо – его функция обеспечить сцепление с редуктором, представлена деталь в виде отверстия с пазом.

Расчет длины троса правильно проводить так: измерить расстояние от борта лодки до центра в редукторе, потом длину до крепежа мотора и зафиксировать ½ от ширины транца. Все показатели складываются – полученное число укажет необходимую длину троса.

Принцип работы механической системы следующий – поворот в стороны (влево или вправо) запускает редуктор, на шестерню которого намотан трос, проложенный параллельно борту судна.

Тросы меньшего диаметра регулируют обороты, угол наклона и происходит переключение передач. Специалисты рекомендуют использовать «механику» на моторы не выше 60 л. сил.

Гидравлическая система ДУ

Управление дополнительным лодочным мотором

Чем мощнее двигатель лодки, тем больше сложностей в управлении судном. Рулевой редуктор и тросы подвергаются большим нагрузкам, и возникает риск повреждения системы управления. Поэтому на моторы мощностью от 100 л. сил и выше надо устанавливать более совершенную систему ДУ – гидравлического типа.

Обычно набор дистанционного управления для лодки составлен из следующих элементов:

  • рулевой редуктор (простыми словами, ручной гидравлический насос);
  • исполнительный цилиндр;
  • штурвал с простой посадкой через шпонку на вал редуктора, а ручка-лентяйка облегчает перекладку руля;
  • бухта гидравлических шлангов средней длиной 12–15 м с набором для монтажа на месте (шланг обрезается согласно схеме на инструкции, и устанавливаются фитинги);
  • воронка для заливки масла;
  • удлинитель штока и базовый крепежный комплект.

В наборе обязательно присутствует гидравлическое масло. Установка исполнительного цилиндра осуществляется 2 способами (зависит от модели системы ДУ):

  • Цилиндр крепят рядом с мотором через особый кронштейн к борту лодки.
  • Исполнительный цилиндр монтируется на сам двигатель (точнее, в струбцину мотора).

Шланги нужны для соединения гидроцилиндра и помпы. Корпус цилиндра небольших размеров, но при этом может передавать огромные усилия благодаря продуманной гидравлической системе действия.

После установки в редуктор через воронку заливается масло, перед началом эксплуатации устройство надо прокачать, чтобы удалить из него воздух.

Отлаженная система обеспечивает четкую работу гидравлического устройства, легкость и точность управления лодкой. Единственный ее минус – это достаточно высокая стоимость комплекта.

Электрогидравлическое ДУ

Самая точная и совершенная система дистанционного управления – электрогидравлическая. Главное отличие и достоинство перед другими типами – это полное отсутствие тросов (лишь иногда встречаются в отдельных комплектах).

Читайте также: Лодки пвх под мотор беркут

Также данная система позволяет управлять несколькими устройствами сразу и контролировать их работу.

Двигатель и штурвал соединяются электронным кабелем, который передает импульсы по всей цепи. Сигналы идут к электромоторам, после чего приходят в движение поршни цилиндров.

По такой схеме на лодочный электромотор с ДУ не надо устанавливать тросы для переключателей газа/реверса, их контролирует электронная система.

Видео:Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать

Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?

Как правильно выбрать дистанционное управление лодочным мотором

На рынке представлены модели газореверсных машин в большом ассортименте. Они различны по количеству рычагов, материалу изготовления деталей, правилами установки и другим параметрам.

Модифицированных дополнений также множество – световые индикаторы, электронные блоки для погружения или поднятия мотора, запуск с помощью ключа или кнопки и другое.

Чтобы правильно выбрать систему дистанционного управления, надо учитывать такие основополагающие показатели:

  • Мощность двигателя судна.
  • Размер, конструкция и технические характеристики самой лодки.

Механическую систему дистанционного управления для лодок ПВХ рекомендовано устанавливать с мотором мощностью до 90 л. сил. Популярные редукторы – это T-85, Т-71, Т-67, ZTS, Rotary 3000 и другие. Штуртроса подбираются уже в соответствии с типом редуктора и мощности мотора.

Видео о выборе длины тросов ДУ

Электронное дистанционное управление применяют обычно на суднах свыше 4 метров, с жестким дном и корпусом, с двигателем мощностью 120 л. сил и выше. Стандартный комплект панельных приборов – это тахометр (со счетчиком или без него), спидометр, контролер уровня топлива.

Различные модели оснащены дополнительными указателями:

  • индикатор давления воды в системе;
  • угол наклона двигателя;
  • температура головки системного блока;
  • вольтметр;
  • амперметр и другие приборы.

Производители предлагают различные специальные модификации дистанционного управления, которые идут в комплекте с определенной маркой мотора. Важно помнить, что для установки системы на судне должна быть электросеть.

Видео:Как правильно установить лодочный мотор по высоте?Скачать

Как правильно установить лодочный мотор по высоте?

Как установить систему дистанционного управления мотором

Чтобы правильно установить дистанционное управление на лодочный мотор, важно соблюдать определенные правила:

  1. Выбирать тип установки в соответствии с мощностью мотора и конструкцией судна.
  2. Для конкретного вида двигателя подбирать соответствующий ему редуктор.
  3. Все элементы выбранной системы дистанции (размер штурвала, тросы и другие) должны подходить ко всему комплексу установки.
  4. Определить место для монтажа, чтобы впоследствии систему ДУ не пришлось переносить, что наверняка повлечет за собой дополнительные затраты (замена тросов, покупка фитингов и других соединений).
  5. Убедиться, что в комплекте присутствует инструкция от производителя с подробным описанием системы установки и действовать по указанной схеме.

Видел об установке ДУ на лодочный мотор

Специалисты советуют приобретать двигатели уже с готовым дистанционным управлением – это упростит процесс монтажа и поможет избежать ошибки в деталях комплектации. Также на отдельных моделях лодок производитель уже обозначил место для дистанционной системы, и лучше устанавливать ее именно там.

Видео:Почему транец лодки ПВХ вклеен под углом?Скачать

Почему транец лодки ПВХ вклеен под углом?

Популярные модели и стоимость

Рассмотреть возможные варианты комплектации дистанционной системы управления можно на примерах:

  • Рулевая стойка «Компакт». Производится из нержавеющей стали. Стоимость 10 тыс. рублей. Монтируется с редукторами марки G 10, G 12, Т 67 или Т 85. Машина газ/реверс установлена справа, крепежные соединения в наборе. Весь комплект деталей обойдется владельцу в 18–20 тыс. рублей. Подойдет такая дистанция на лодку ПВХ с мотором до 60 л. сил.
  • Комплект Steen Flex (Корея). В наборе рулевой редуктор (корпус из прочного пластика, шестерни из металла), рулевые тросы (длина и диаметр в ассортименте), крепления и колпак редуктора. Стоимость 15 тыс. рублей. Рекомендован для двигателя мощностью до 30 л. сил, в том числе для мотора на резиновую лодку.
  • Рулевое управление Ultraflex (Италия). В наборе редуктор Т 71 планетарного типа, рулевые тросы, необходимые крепления и колпак редуктора. Подходит для моторов мощностью до 220 л. сил. Цена от 16 тыс. рублей.

Для правильного выбора комплектации и последующей установки дистанционного управления, надо иметь понимание об устройстве ходовой системы судна и иметь определенные навыки. При отсутствии таковых целесообразно воспользоваться услугами специалистов.

Использование лодки на дистанционном управлении становится комфортным и безопасным в любой сфере применения – как на рыбалке (при троллинге в том числе), так и в развлекательных путешествиях.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎥 Видео

    Дистанция Yamaha Ямаха 9.9-15 л.с.Скачать

    Дистанция Yamaha Ямаха 9.9-15 л.с.

    Дистанционное управление Yamaha (аналог Y-703, PBD)Скачать

    Дистанционное управление Yamaha (аналог Y-703, PBD)

    Машинка дистанционного управления для лодочного мотораСкачать

    Машинка дистанционного управления для лодочного мотора

    ☸️ Почему руль на моторных лодках и катерах справа?Скачать

    ☸️ Почему руль на моторных лодках и катерах справа?

    Реечные рулевые системы Steerflex для лодочных моторовСкачать

    Реечные рулевые системы Steerflex для лодочных моторов

    Установка дистанционного управления на лодочный моторСкачать

    Установка дистанционного управления на лодочный мотор

    Дистанционное управление лодочным мотором М9.8 версия 2Скачать

    Дистанционное управление лодочным мотором М9.8 версия 2

    Как установить подвесной мотор на лодку ПВХ?Скачать

    Как установить подвесной мотор на лодку ПВХ?

    Грамотная страховка лодочного мотора. Страховочный рымСкачать

    Грамотная страховка лодочного мотора. Страховочный рым

    Гидравлическое рулевое управление подвесным лодочным моторомСкачать

    Гидравлическое рулевое управление подвесным лодочным мотором

    Простой совет владельцам, как правильно глушить лодочный мотор.Скачать

    Простой совет владельцам, как правильно глушить лодочный мотор.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток