Управление двумя мотор колесами

Управление двумя мотор колесами

У меня часто спрашивали в свое время насчет того, как можно запараллелить 2 контроллера. Вернее как заставить работать два электромотора от одной ручки акселератора. По таму опыту который у меня был, это было сделать проблематично, ибо скрещивать ручки акселератора работало не на многих даже контроллерах. И вот случайно, я нашел предложение, комплекта контроллеров, которые работают в параллель.

Так же ниже прилагается маленькое видео. Для электротранспорта с полным приводом подобная идея весьма актуальная. Лучшая динамика разгона, лучшая тяга, и совместная работа двух моторов, поможет собрать весьма неплохие транспортные средства. Особенно если вы хотите собрать весомую модель электромобиля, но не знали как улучшить тягу, применения парного мотора, обеспечив себя более лучшей тягой поможет решить проблему с весом и разгоном.

Ссылка на парные контроллеры — http://ali.pub/412r4q

500 Вт/800 Вт/1000 Вт: 1884,5 см

    провода самообучения: вы можете подключить два зеленых провода, а затем двигатель может работать после обучения более слаженно. Если неустраивает работа попробуйте переобучить

Вспомогательные провода: вы можете подключить с его помощью магнитный датчика акселератора, вы можете использовать и электро педаль акселератора датчик педали

провода заднего хода: если у вас есть кнопка заднего хода, вы можете подключить провод заднего хода, а затем двигатель может иметь функцию заднего хода.

функция 1:1 assist: вы можете подключить его с помощью магнитный датчик ручки акселератора

Па cking Список:

Модель пара: 1 пара параллельного контроллера + 1 * ЖК-дисплей

Модель B: 1 пара параллельного контроллера (не включает в себя шлейф для LCD)

Видео:✅Как подключить два контроллера к одной ручке✅Скачать

✅Как подключить два контроллера к одной ручке✅

Контроллеры для параллельной работы на два BLDC мотор колеса

У меня часто спрашивали в свое время насчет того, как можно запараллелить 2 контроллера. Вернее как заставить работать два электромотора от одной ручки акселератора. По таму опыту который у меня был, это было сделать проблематично, ибо скрещивать ручки акселератора работало не на многих даже контроллерах. И вот случайно, я нашел предложение, комплекта контроллеров, которые работают в параллель.

Так же ниже прилагается маленькое видео. Для электротранспорта с полным приводом подобная идея весьма актуальная. Лучшая динамика разгона, лучшая тяга, и совместная работа двух моторов, поможет собрать весьма неплохие транспортные средства. Особенно если вы хотите собрать весомую модель электромобиля, но не знали как улучшить тягу, применения парного мотора, обеспечив себя более лучшей тягой поможет решить проблему с весом и разгоном.

Ссылка на парные контроллеры

500 Вт/800 Вт/1000 Вт: 18 8 4,5 см

  • провода самообучения: вы можете подключить два зеленых провода, а затем двигатель может работать после обучения более слаженно. Если неустраивает работа попробуйте переобучить
  • Вспомогательные провода: вы можете подключить с его помощью магнитный датчика акселератора, вы можете использовать и электро педаль акселератора датчик педали
  • провода заднего хода: если у вас есть кнопка заднего хода, вы можете подключить провод заднего хода, а затем двигатель может иметь функцию заднего хода.
  • функция 1:1 assist: вы можете подключить его с помощью магнитный датчик ручки акселератора

Модель пара: 1 пара параллельного контроллера + 1 * ЖК-дисплей

Модель B: 1 пара параллельного контроллера (не включает в себя шлейф для LCD)

Видео:🔧Как управлять двумя моторколёсами одновременно. Как сдвоить контроллер моторколёс.Скачать

🔧Как управлять двумя моторколёсами одновременно. Как сдвоить контроллер моторколёс.

Электробайк. Контроллер двигателя своими руками

Управление двумя мотор колесами

Как вы уже знаете из прошлых постов, у нас в компании есть DIY-движение. В свободное от работы время коллеги занимаются фрезеровкой печатных плат в домашних условиях, делают тепловизор на FLIR Lepton, а также решают семейные разногласия с помощью 4 контроллеров и 2 умных часов. Продолжим серию увлекательный историй! Сегодня я расскажу, как сделать контроллер к трехфазному двигателю электровелосипеда своими руками. Целью создания такого контроллера было:

  1. Изучение работы трехфазного мотора под управлением контроллера.
  2. Большинство контроллеров для электровелосипедов, представленных на рынке, — китайские. Они хоть и относительно дешевые (около 2.000 руб в зависимости от мощности), но являются неведомой коробкой, в которой неизвестно что происходит. И сразу к ней возникает очень много вопросов — экономично ли она потребляет и распределяет ток, какой у нее запас мощности, почему так сильно перегревается, преждевременно срабатывает защита по току и т.д.

Читайте также: Ямаха 300 лодочный мотор схема

В тоже время на рынке представлены европейские качественные контроллеры для электробайков. Они оснащаются расширенными функциями, работают на разных напряжениях и токах и их можно программировать. Устанавливаются они на сверхмощные электровелосипеды. Но цена у них кусается — 10-20 тыс. рублей.

В итоге я решил пойти своим путем: разобраться в устройстве контроллера, сделать его прототип, а затем попытаться сделать контроллер качественнее китайского контроллера. На текущий момент проект у меня в разработке только и на уровне прототипа, готового варианта пока нет. Буду рад услышать ваши комментарии и советы.

Видео:два мотора от одного контроллераСкачать

два мотора от одного контроллера

Применение

В электровелосипедах используются трёхфазные бесщёточные электродвигатели с датчиками Холла. Стоит отметить, что применение подобных трёхфазных двигателей достаточно обширно:

  • Бытовая техника
  • Оргтехника
  • Электротранспорт
  • Промышленность

Видео:Подключаем второй мотор | Коммутируем 2 мотор колесаСкачать

Подключаем второй мотор | Коммутируем 2 мотор колеса

Устройство двигателя

Для разработки контроллера необходимо разобраться с принципом работы самого электродвигателя.

Электродвигатель состоит из фазных обмоток, магнитов и датчиков Холла, отслеживающих положение вала двигателя.

Конструктивно электродвигатели делятся на два типа: инраннеры и аутраннеры.

У инраннеров магнитные пластины крепятся на вал, а обмотки располагаются на барабане (статоре), в этом случае в движение приводится вал. В случае аутраннера всё наоборот: на валу — фазные обмотки, а в барабане — магнитные пластины. Это приводит в движение барабан.

Управление двумя мотор колесами

Так как у велосипеда колесо крепится валом на раму, то здесь применителен тип аутраннера.

На этой картинке условно представлены три фазы с обмотками, соединёнными между собой. В реальности обмоток намного больше, они располагаются равномерно с чередованием по фазам по окружности двигателя. Чем больше обмоток — тем плавнее, чётче, эластичнее работает двигатель.

В двигатель устанавливаются три датчика Холла. Датчики реагируют на магнитное поле, тем самым определяя положение ротора относительно статора двигателя. Устанавливаются с интервалами в 60 или 120 электрических градусов. Эти градусы относятся к электрическому фазному обороту двигателя. Необходимо учитывать, что чем больше в двигателе обмоток на каждую фазу, тем больше происходит электрических оборотов за один физический оборот мотор-колеса.

Обмотки трёх фаз в большинстве случаев соединяются между собой по двум схемам: звезда и треугольник. В первом случае ток проходит от одной из фаз к другой, во втором — по всем трём фазам в разной степени. Иногда эти две схемы подключения комбинируют в одном двигателе, например в электромобилях. При старте и наборе скорости идёт соединение фаз по звезде: она даёт больший момент при относительно низких оборотах; далее, после набора скорости, происходит переключение на треугольник, в результате количество оборотов увеличивается, когда уже не нужен большой крутящий момент. По сути, получается условно автоматическая коробка передач электродвигателя.

Видео:запуск мотор колеса от гироскутераСкачать

запуск мотор колеса от гироскутера

Цикл работы

Чтобы привести в движение трёхфазный двигатель, нужно рассмотреть цикл его работы за электрический оборот. Итак, имеем три фазы — A, B, C. Каждая из фаз получает положительную и отрицательную полярности в определённый момент времени. Поочерёдно по шагам пропускается ток от «плюса» одной фазы к «минусу» другой фазы. В итоге получается шесть шагов = три фазы × две полярности.

Управление двумя мотор колесами

Рассмотрим эти шесть шагов цикла. Предположим, что положение ротора установлено в точке первого шага, тогда с датчиков Холла мы получим код вида 101, где 1 — фаза А, 0 — фаза B, 1 — фаза С. Определив по коду положение вала, нужно подать ток на соответствующие фазы с заданными полярностями. В результате вал проворачивается, датчики считывают код нового положения вала — и т. д.

Читайте также: 406 мотор расположение катушек

В таблице указаны коды датчиков и смена комбинаций фаз для большинства электродвигателей. Для обратного хода колеса (реверса) достаточно перевернуть знаки полярности фаз наоборот. Принцип работы двигателя довольно прост.

Цикл двигателя представлен в gif-анимации.

Видео:Почему лучше не подключать два мотор-колеса к одному контроллеру.Скачать

Почему лучше не подключать два мотор-колеса к одному контроллеру.

Транзисторы и Н-мост

Но чтобы поочерёдно подавать ток на каждую из фаз и менять их полярность, необходимы транзисторы. Ещё нам нужна передача больших токов, высокая скорость переключения и чёткость открытия/закрытия затворов. В данном случае удобнее управлять затворами по напряжению, а не по току. Поэтому оптимальны полевые (MOSFET) транзисторы. Чаще всего их используют в контроллерах. Очень редко можно встретить комбинированный вариант транзисторов.

Для переключения фаз со сменой их полярностей используют классическую схему Н-моста (H-Bridge) из полевых транзисторов.

Он состоит из трёх пар транзисторов. Каждая из пар подключается к соответствующей фазе обмотки двигателя и обеспечивает подачу тока со значением (+ или –). Транзисторы, отвечающие за включение фазы с положительным значением, называют верхними ключами. С отрицательным — нижними. Для каждого шага открывается пара ключей: верхний одной фазы и нижний соседней фазы. В результате ток проходит от одной фазы к другой и приводит электродвигатель в движение.

Управление двумя мотор колесами

Из схемы видно, что мы не можем включить одновременно верхний и нижний ключ у одной и той же фазы: произойдёт короткое замыкание. Поэтому очень важно быстрое переключение верхних и нижних ключей, чтобы в переходных процессах не появилось замыкание. И чем качественнее и быстрее мы обеспечим переключения, тем меньше у нас будет потерь и нагрева/перегрева транзисторов H-моста.

Для запуска остаётся обеспечить управление затворами ключей H-моста. Для управления H-мостом нужно:

  1. Считать показания датчиков Холла.
  2. Определить, в каком положении какую пару ключей включать.
  3. Передать сигналы на соответствующие затворы транзисторов.

Видео:Запуск мотор колеса гироскутера от 12 вольтСкачать

Запуск мотор колеса гироскутера от 12 вольт

Прототип на Ардуино

Под рукой у меня была Arduino UNO, и я решил собрать контроллер на её основе.

Управление двумя мотор колесами

Первым делом я подал на датчики Холла питание 5 вольт от Ардуино (его достаточно для датчиков). Сигнальные провода от датчиков подключил на цифровые пины Ардуино, написав простейшую программу для считывания и обработки сигналов с датчиков.

Затем собрал Н-мост из полевых NPN-транзисторов. Подвёл к мосту независимое питание на 12 вольт. Но при отладке, чтоб убедиться в работоспособности, я подключил напрямую шесть пинов 5V из Ардуино на затворы H-моста. У большинства полевых транзисторов затвор работает на 20 вольт. Так делать нельзя, потому что Н-мост будет плохо работать и перегреваться. Но для кратковременных тестов это пойдёт. Кое-как, с сильными перегревами и страшными звуками, вибрациями и толчками колесо медленно закрутилось. Начало положено.

Видео:Два мотор колеса Volta bikes 48V 500W с контроллерами 60V 1000WСкачать

Два мотор колеса Volta bikes 48V 500W с контроллерами 60V 1000W

Мостовые драйверы

Далее предстояла работа над напряжением 20 вольт на управление затворами. Для этого существуют мостовые драйверы транзисторов, они обеспечивают стабильные импульсы в 20 вольт на затвор и высокую скорость отклика. Сначала у меня были популярные драйверы для маломощных моторов L293D.

Для управления затворами его достаточно, к тому же их очень просто использовать. Один такой драйвер может обеспечить питанием две пары ключей. Поэтому я взял две штуки L293D. Собрал контроллер с этими драйверами, и колесо начало крутиться существенно плавнее, посторонних звуков стало меньше, нагрев транзисторов уменьшился. Но при увеличении оборотов синхронизация с контроллером пропадала, появлялся посторонний звук, колесо дёргалось, вибрировало и полностью останавливалось.

Читайте также: Мотор вагонная колесная пара

В это же время я наткнулся на два варианта мостовых драйверов:

Что касается HIP4086, то это полноценный мостовой драйвер, предназначенный для трёхфазного электродвигателя. Мне он показался несколько замороченным, и мои попытки использовать его в контроллере не увенчались успехом: он у меня так и не заработал. Углублённо разбираться в причинах не стал.

А взял я IR2101 — полумостовой драйвер, обеспечивающий работу нижнего и верхнего ключей для одной фазы. Несложно догадаться, что таких драйверов нужно три. К слову, драйвер очень прост в использовании, его подключение происходит безболезненно и легко. Получилась такая схема:

Управление двумя мотор колесами

Собрал контроллер с этим драйвером и запустил двигатель. Ситуация с работой электродвигателя кардинально не поменялась, симптомы остались те же, как и в случае с драйвером L293D.

Видео:Электровелосипед с 2 мотор-колесамиСкачать

Электровелосипед с 2 мотор-колесами

Аппаратное прерывание

И тут я понял, в чём дело: Ардуино не успевает обрабатывать показания датчиков Холла! Поэтому необходимо было использовать пины Ардуино с аппаратным прерыванием. Так как у Ардуино УНО таких пинов всего два, а под датчики нужно три пина, надо взять Ардуино Леонардо или Искра Нео, где таких пинов — четыре штуки.

Переписав программу под прерывания и подключив Искру Нео вместо УНО, я повторил испытания.

Колесо наконец-то заработало чётко, без вибраций, шумов, отлично стало набирать обороты без рассинхронизации. Прототип оказался жизнеспособным. Но это ещё не полноценный контроллер, поскольку в нём не было обвязки с защитами и обеспечением качественного ШИМ-сигнала.

Видео:Как подключить контроллер | Подключить контроллер к велосипедуСкачать

Как подключить контроллер | Подключить контроллер к велосипеду

Прототип на базе микросхемы MC33035

Параллельно с разработкой контроллера на Ардуино я рассматривал альтернативные варианты логической части контроллера. И это привело меня к микросхеме MC33035. Это старая разработка от Motorola, сейчас её выпускает ON Semiconductor. Создана специально для мощных трёхфазных двигателей.

  • Отвечает за всю логическую часть контроллера
  • Считывает показания с датчиков Холла
  • Определяет положения вала
  • Выдаёт сигналы для затворов Н-моста на их драйверы
  • Имеет возможность подключения индикатора ошибок, перегрева
  • Обрабатывает и передает ШИМ-сигнал (PWM)
  • Осуществляет реверс (обратный ход колеса)

Одним словом, микросхема содержит всё необходимое для управления электродвигателем. Её стоимость очень низкая: на Алиэкспрессе — около 50 рублей. Для сборки полноценного контроллера на её основе потребуется микросхема MC33035, полумостовые драйверы и Н-мост из полевых транзисторов. Я также собрал контроллер на этой микросхеме. Работает отлично, стабильно, колесо крутится как надо на различных оборотах. Но функционал микросхемы ограничен, если необходимо наворотить различные функции, вывод на дисплей скорости, одометр, расход батареи, то опять же возникает необходимость дополнительно подключить Ардуино или что-то аналогичное.

Управление двумя мотор колесами

Главное преимущество контроллера на базе MC33035 — это простота в использовании. Просто покупаете микросхему, собираете Н-мост, спаиваете всё на плату с небольшой обвязкой — и контроллер готов. Если нужно просто запустить двигатель с ШИМ-сигналом и управлять им — оптимальный вариант.

Контроллер на базе Ардуино — вариант сложнее, понадобится писать логику, обеспечивать дополнительные защиты контроллера. Но для экспериментов, прототипов, дополнительного функционала, использования различных режимов работы двигателя — подходящий вариант. Поэтому я решил пока отложить MC33035 и продолжить работу с Ардуино.

Видео:Установка двух мотор-колес на велосипед. ВидеоСкачать

Установка двух мотор-колес на велосипед. Видео

Планы на будущее контроллера

Продолжая работу над контроллером, планирую сделать следующее:

  • IGBT-транзисторы для H-моста вместо полевых транзисторов.
  • Обвязку с защитами по току, перегреву и т. п.
  • Полноценный круиз-контроль с возможностью выставлять необходимую скорость движения.
  • Расходомер. Когда задаётся необходимое расстояние, а контроллер, исходя из этого значения и заряда аккумулятора, дозирует разряд аккумулятора на всём протяжении маршрута так, чтобы зарядки хватило.


📽️ Видео

Как подключить контроллер, на мотор-колесо, гироскутера. Подключение проводов. ЧТО? и КУДА?Скачать

Как подключить контроллер, на мотор-колесо, гироскутера. Подключение проводов. ЧТО? и КУДА?

Подключаем мотор-колесо к контроллеру ArduinoСкачать

Подключаем мотор-колесо к контроллеру Arduino

Полный привод, толстые шины, 2 редукторных мотор-колеса Bafang. Отличный электровелосипед для зимы!Скачать

Полный привод, толстые шины, 2 редукторных мотор-колеса Bafang. Отличный электровелосипед для зимы!

Как подключить контроллер мотор-колеса Обзор всех проводовСкачать

Как подключить контроллер мотор-колеса Обзор всех проводов

Уроки Arduino - управление бесколлекторным моторомСкачать

Уроки Arduino - управление бесколлекторным мотором

Китайский контроллер 36-48 вольт 350Watt. Подробное подключениеСкачать

Китайский контроллер 36-48 вольт 350Watt. Подробное подключение

Как подобрать контроллер для мотор колеса | Как понять мощность контроллераСкачать

Как подобрать контроллер для мотор колеса | Как понять мощность контроллера

Свой контроллер мотор-колеса на STM32G4Скачать

Свой контроллер мотор-колеса на STM32G4

контроллер мотор колеса из платы гироскутера.Скачать

контроллер мотор колеса из платы гироскутера.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток