Шум работающего подвесного мотора — наиболее ощутимое влияние водно-моторного туризма на окружающую среду, в одинаковой степени воспринимаемое как самими путешественниками на мотолодках, так и любителями отдыха на природе на берегах рек и озер. Не случайно поэтому в последние годы конструкторы как у нас, так и за рубежом много работают над снижением уровня шумности моторов и структурного шума, происходящего от вибрации корпуса лодки.
Национальные комиссии по защите окружающей среды постоянно ужесточают свои требования к шумам различных источников. В частности, в США предложено к 1983 г. снизить уровень шумности подвесных моторов до 70 дБА (по принятым в США стандартам шум замеряется на расстоянии 50 футов — 15,25 м — от проходящей лодки). В Европе предлагается установить уровень шумности моторов 65 дБА, а в зонах массового отдыха — 55 дБА (здесь шум от мотора замеряется на расстоянии 25 м). Заметим, что средний уровень шумности на перекрестке улиц в большом городе достигает 77—80 дБА.
В этой связи интересны результаты исследований шумности моторов, проведенные в 1973 г. американской фирмой «Меркюри Мэрин», которые были предоставлены редакции Джо Свифтом — директором фирмы по проблемам защиты окружающей среды.
«В Америке еще нет государственного стандарта на уровень шумности подвесных моторов. В нескольких штатах имеются местные ограничения, но во всех случаях шум ограничивается пределом не ниже 83 децибел», — писал Свифт в сопроводительном письме.
На упомянутых испытаниях исследователей интересовал шум как от проходящей лодки, так и внутри нее на уровне ушей водителя и сидящих в передней части кокпита пассажиров. В первом случае микрофон шумоизмерительной аппаратуры располагался на плоту на высоте 1,53 м над уровнем воды и был связан 30-метровым кабелем с передвижной акустической станцией, стоящей на берегу. Нужный курс лодки на расстоянии 50 футов был размечен в виде коридора из двух рядов поплавков, между которыми проходила мотолодка при полностью открытом дросселе карбюратора мотора и на крейсерской скорости при работе мотора примерно на 3500 об/мин. Подобные замеры были сделаны и по европейским стандартам, где шум измеряется в 25 м от проходящей мимо лодки. Набор аппаратуры состоял из системы анализа Спектрал Дэйнамикс SD-301 (10 кГц), анализатора Хевлет-Паккард 8051 А, шумомера Бруеля и Кьяра, максимального шумомера и записывающих приборов. Чтобы исключить влияние фона на замеры, испытания не проводились при скорости ветра свыше 6 м/с или при фоне, менее чем на 10 дБА отличающемся от шума проходящей лодки.
При замерах уровня шумности внутри лодки микрофон шумомера располагался на расстоянии 0,815 м и 2,44 м от мотора по диаметральной плоскости.
Полученные результаты сведены в табл. 1.
Видео:сравнение parsun 2,6 с suzuki 2,5 шум. уровень шума намного выше у парсунСкачать
Специалисты фирмы сделали вывод, что по уровню шумности моторы «Меркюри» удовлетворяют как американским требованиям (не более 80 дБА на расстоянии 15,25 м), так и ограничениям, принятым в настоящее время в Европе (76 дБА на расстоянии 25 м). Проработка дополнительных конструктивных мер по снижению шумности, но при сохранении прежних габаритов и внешнего вида моторов показала, что уровень шумности может быть снижен не более чем на 3—4 дБА для проходящих лодок и на 4—7 дБА при замере вблизи мотора. За счет применения новых типов звукоизолирующих капотов и других средств возможно снизить уровень шумности до 73 дБА на расстоянии 15,25 м и 69 дБА на 25 м. Таким образом, оказалось, что на данном этапе развития техники моторостроения обеспечить планируемое снижение шумности подвесных моторов практически невозможно.
Интересна также вторая часть испытаний, которая включала измерение шума, создаваемого самим корпусом лодки при ее буксировке. На испытываемой пластмассовой 5-метровой лодке «Гластрон Б-156» были установлены два 50-сильных «Меркюри», винты которых свободно вращались (был включен холостой ход, но двигатели не работали). В лодке находились двое пассажиров. В качестве буксира служил катер, на котором были установлены два подвесных мотора мощностью по 150 л. с., снабженные дополнительными шумопоглощающими капотами. Влияние шума этих моторов исключала также достаточная длина буксирного троса. Условия замера уровня шумности и расположение микрофонов были такими же, как и при испытаниях лодок с работающими моторами. Результаты в зависимости от скорости приведены в табл. 2.
Читайте также: Стенд для лодочного мотора из бочки
Испытания показали, что сам корпус быстроходной глиссирующей лодки является источником шума. Даже если моторы будут бесшумными, то введение в Европе ограничения шумности в 65 дБА будет иметь следствием запрещение эксплуатации мотолодок, движущихся со скоростями свыше 50 км/ч, а дальнейшее планируемое ограничение до 55 дБА практически означает полное запрещение плавания на моторных лодках за исключением тихоходных судов с электрическими моторами.
На основании проведенных исследований специалисты фирмы считают реальным ограничить в будущем шумность мотолодок цифрой в 76 дБА; при этом на долю двигателя будет приходиться всего лишь около 3 дБА — минимальный уровень, который можно различить нетренированным ухом. Правда, если в решение проблемы создания бесшумной лодки будут вовлечены и катеростроители, то разрыв между шумом от корпуса и двигателя может существенно сократиться.
Испытания уровня шума подвесных моторов
В последнее время как в нашей стране, так и за рубежом, проводится большая работа по нормированию допустимых уровней шума. Принятыми у нас «Санитарными правилами для речных и озерных судов Союза ССР» установлены допустимые уровни шума в машинных отделениях, жилых и служебных помещениях судов, однако лодок с подвесными моторами эти правила не коснулись.
А между тем шум подвесного лодочного мотора отрицательно действует на водителя лодки — утомляет его, рассеивает внимание, что, в сочетании с плохой слышимостью звуковых сигналов на фоне шума, зачастую приводит к возникновению аварийных ситуаций.
Видео:4-х тактный лодочный мотор тише? А если скажу что нет? Сравнение моторов по шумуСкачать
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) летом 1972 г. провел комплексные испытания лодочных моторов отечественного производства в сравнении с зарубежными образцами. Целью этой работы было информировать промышленность о соответствии выпускаемых моделей современным требованиям. При этом большое внимание было уделено измерениям уровня шума моторов.
В соответствии с рекомендациями Международной организации технических норм н стандартов производилось измерение шума движущейся мотолодки и измерение шума мотора на стенде. Первому методу отдавалось предпочтение, поскольку работа в натурных условиях позволяет получить наиболее полные н объективные данные и провести анализ реально существующего взаимодействия в системе «среда — изделие — человек».
Измерения проводились на открытой акватории Химкинского водохранилища в Москве с аппаратурой, отвечающей требованиям Международной электротехнической комиссии.
Испытываемые моторы устанавливались на стеклопластиковых мотолодках «Темп» и «Нептун», уровень шума измерялся на местах водителя и пассажиров. При этом микрофон шумомера устанавливался на уровне уха сидящего в лодке человека на расстоянии 0,1 м от него.
Измерения проводились при различных режимах работы моторов — на холостом ходу, на максимальной скорости и при определении максимального тягового усилия на швартовах, с капотом и без него. Кроме того, шум, создаваемый моторами, измерялся с берега.
На швартовах были испытаны 7 отечественных моторов в диапазоне мощностей от 5 до 25 л. с. и 3 зарубежных — 9,5; 25 и 55 л. с.
Читайте также: 103 мотор мерседес замена масла
В режиме холостого хода и на максимальной скорости моторы мощностью от 23 до 25 л. с. испытывались на мотолодке «Нептун», а спаренные силовые установки на мотолодке «Темп» (два мотора «Нептун-23», два мотора «Вихрь-М» и зарубежные — «Биркет-55» и «Кресчент-55»).
Нужно заметить, что обычно измеряемая объективная физическая характеристика — уровень интенсивности (силы) звука в децибелах еще не позволяет судить о физиологическом восприятии громкости. Для практических целей принято проводить оценку общего уровня шума с помощью шумомеров, скорректированных по специальной характеристике А — (дб А).
Видео:Как шумит мотор или крик души лодочного двигателяСкачать
Для сравнительной оценки шума с позиций человеческого восприятия, т. е. для определения субъективно воспринимаемой громкости, необходим частотный анализ. Вычисленный затем уровень субъективно воспринимаемой громкости выражается в специальных единицах — сонах.
Сопоставление допустимых уровней шума по санитарным нормам и результатов измерений наглядно показывает, что уровень шума подвесных моторов очень высок и иногда даже превышает допустимый уровень шума в машинных отделениях, не говоря уже о жилых и общественных помещениях судов.
В режиме холостого хода, т. е. при работе двигателя на малых оборотах с выключенной силовой передачей, наибольший уровень шума (при измерении на заднем сиденье мотолодки «Нептун») оказался у моторов «Вихрь-М» и «Нептун-23» — по 77 дб А. Субъективно воспринимаемый уровень шума этих же моторов составил, соответственно, 47 и 32 сона. Как показал частотный анализ, шум мотора «Вихрь-М» оказывает большее раздражающее воздействие на человека, поскольку в нем интенсивнее шумы более высокого тона. Несколько меньший шум в этом режиме работы создает мотор «Кресчент-25» — 69 дб А (24 сона).
При испытаниях спаренных силовых установок в режиме холостого хода шум двух моторов «Нептун-23» или двух моторов «Вихрь-М» оказался большим, чем у моторов «Кресчент-55» и «Биркет-55», что особенно заметно при сравнении в единицах субъективно воспринимаемой громкости — сонах. Так, шум двух моторов «Вихрь-М», измеренный на заднем сиденье, равен 81 дбА (44 сона), а шум мотора «Биркет-55» равен 70 дбА (12,5 сона).
В режиме швартовных испытаний наиболее шумными оказались моторы «Кресчент-25» и «-55». Однако установка капота на эти моторы резко снижает субъективно воспринимаемый шум и он становится сопоставимым и даже меньшим, чем у отечественных моторов равной мощности.
Швартовные испытания показали не только эффективность применения капотов на различных моторах, но и особенно — уменьшение субъективно воспринимаемой громкости при перемещении человека с заднего сиденья на переднее. Например, для наиболее шумного в этом режиме мотора «Кресчент-55» такое перемещение уменьшает уровень шума со 124 до 64 сонов.
Интересно отметить, что шум подвесных моторов мало зависит от мощности двигателя. Оказалось, что моторы легкие шумят почти так же громко, как и моторы больших мощностей. Так, шум мотора «Прибой-5» мощностью 5 л. с., измеряемый на заднем сиденье в режиме швартовных испытаний, составил 83 дб А, что только на 10 дб меньше уровня шума, создаваемого 25-сильным «Вихрем». Для 8-снльного «Ветерка» эта разница еще меньше — 6 дб А.
При работе моторов на максимальных оборотах, как и следовало ожидать, еще резче проявляются уже отмеченные выше закономерности.
Следует отметить, что все отечественные и зарубежные моторы испытывались со штатными гребными винтами. При этом, однако, на мотолодке «Нептун» штатный винт «Вихря-М» не позволил получить число оборотов, соответствующее номинальной мощности: оно было ниже на 400—500 об/мин. (Двигатель «Нептуна-23» развивал номинальные обороты.)
Видео:Какой шум у двухтактного лодочного мотора? Марлин 9.8 л.с. (Marlin MP 9.8 AMHS) от ПервогоЛодочногоСкачать
Читайте также: Запчасти лодочные моторы вихрь в красноярске
При испытании моторов (с капотами) на мотолодке «Нептун» наиболее шумным вновь оказался мотор «Вихрь-М». При этом чрезвычайно высок уровень субъективной громкости этого мотора, когда пассажир находится на заднем сиденье — 123 сона!
Такой высокий уровень шума, по-видимому, объясняется низкими звукоизолирующими свойствами металлического капота мотора «Вихрь-М» и неудовлетворительным креплением капота к поддону.
Кроме того, как уже упоминалось, частотный анализ шума этого мотора обнаруживает в спектре интенсивные составляющие высокого тона, оказывающие наибольшее раздражающее действие на слух. Существенное снижение шума на переднем сиденье говорит явно в пользу применения дистанционного управления. (Кстати, это полностью относится к лодкам с моторами малой мощности.)
При испытании мощных моторов на мотолодке «Темп» в режиме максимальной скорости наиболее высокий уровень субъективно воспринимаемого шума показал «Кресчент-55» — 154 сона. Мотор «Биркет-55» в этом режиме работы оказался намного тише — 79 сонов. Высокий уровень шума создает и спаренная силовая установка из двух моторов «Нептун-23» — 93 дб А (104 сона).
Наблюдаемую на всех режимах работы повышенную шумность отечественных моторов, по сравнению с зарубежными моделями, можно в большей части объяснить несовершенством наших капотов. В испытанных зарубежных моделях обеспечена акустическая «герметизация» двигателя. Между капотом и сплошным поддоном (исключающим утечки топлива в воду) используются специальные профилированные уплотнения, значительно уменьшающие вибрации. В конструкциях капотов применены материалы с высокими вибропоглощающими и звукоизолирующими свойствами — стекловолокнистая пластмасса с обклейкой поролоном всей внутренней поверхности.
Для определения степени воздействия шума мотора на людей, находящихся на берегу, мотолодка проходила на определенном расстоянии от берега, где на высоте 1,5 м над водой был укреплен измерительный микрофон. В момент прохождения мотолодкой створа фиксировался общий уровень шума в дб А. Кроме подвесных потребительских моторов по просьбе ЦМК ДОСААФ СССР таким же образом были испытаны и некоторые спортивные (гоночные) лодочные моторы.
Из таблицы видно, что спортивные гоночные моторы, представленные на испытания, имеют уровни шума на 19—32 дб А выше, чем потребительские, но и уровень шума последних также следует признать высоким, особенно, если принять во внимание предел — 45 дб А, допускаемый санитарными нормами для зон отдыха, к которым могут быть отнесены городские пляжи и пригородные акватории.
Видео:Снижение шума выхлопа 2-х тактного лодочного мотора Allpass 2.6, часть 1-яСкачать
Какие же выводы напрашиваются из проведенных исследований?
Уровень шума внутри лодки, создаваемый как отечественными, так и зарубежными лодочными моторами, чрезмерно высок — соизмерим с уровнем, допускаемым санитарными нормами для таких нелегких производственных условий, как вахта в машинном отделении транспортных судов.
Уровень шума моторов малой мощности (до 10 л. с.) сопоставим с уровнем шума подвесных лодочных моторов большой мощности (55 л. с.). Поэтому они требуют принятия таких же серьезных мер по улучшению шумовых характеристик, как и моторы большой мощности.
Необходимо, очевидно, разработать специальные нормы, определяющие допустимый уровень шума подвесных лодочных моторов с учетом как топографии шума внутри мотолодки, так и воздействия шума на окружающую акваторию.
Наблюдаемую ныне повышенную шумность отечественных моторов (в частности, моторов «Вихрь-М») можно существенно уменьшить теми же средствами, что и на современных зарубежных моделях — в частности, необходима акустическая «герметизация» двигателя под капотом с использованием высокоэффективных вибропоглощающих и звукоизолирующих материалов.
Необходимо также повсеместное внедрение на мотолодках с подвесными моторами дистанционного управления. Это, как показали исследования, позволяет значительно снизить воздействие шума на водителя, улучшает слышимость звуковых сигналов и, как следствие, — повышает безопасность движения на воде.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💡 Видео
сравнение suzuki 2,5 шум. уровень шума минимальный. троллинг скоростьСкачать
Шумоизоляция лодочного мотораСкачать
Новый лодочный мотор Меркури Verado V10 400 против Suzuki 350: тест подвесных моторов для лодок!Скачать
Снижение шума выхлопа 2-тактного лодочного мотора Allpass 2.6. Часть 2Скачать
как сделать лодочный мотор тишеСкачать
Шумоизоляция лодочного мотора, виброизоляцияСкачать
Проверка уровня шума, лодочный мотор Honda 2.3Скачать
[ПОЛЕЗНО] Перевозка ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. MOTOR STIK. БуратиноСкачать
Обзор КИТАЙЦЕВ 9.8 лс. 4 мотора в сравнении. HIDEA, SeaNovo, HDX, GladiatorСкачать
ЭТО УБЬЕТ ТВОЙ МОТОР! ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ С ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ! СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОДНОМОТОРНИКАМ!Скачать
Первый запуск и уровень шума инвертора YAMAHA EF2000iSСкачать
История советских и российских лодочных моторовСкачать
⚙️🔩🔧Слабое место китайских лодочных моторовСкачать
⚙️🔩🔧HANGKAI 3.5 Обзор, устройство, модернизация лодочного мотора.Скачать
3 причины по которым берут Yamaha F5! Подвесной лодочный моторСкачать