- Проверка шин на электродинамическую и термическую устойчивость.
- Пример проверки шин и изоляторов на электродинамическую стойкость по ГОСТ
- Пример выбора жестких шин 10 кВ
- 1. Выбор шин по длительно допустимому току
- 2. Проверка шин на термическую устойчивость
- 3. Проверка шин на электродинамическую устойчивость
- 🔍 Видео
Видео:Ударный ток короткого замыканияСкачать
Проверка шин на электродинамическую и термическую устойчивость.
Сборные шины выбирают по допустимому нагреву из условия ,
где Iрасч – расчетный ток, Iдоп – длительно допустимый ток по условию нагрева.
Выбранные сечения шин должны быть проверены на термическую и электродинамическую стойкость.
При прохождении токов КЗ в шинах и других токоведущих частях возникают электродинамические усилия, которые создают изгибающие моменты и напряжения в металле. Критериями электродинамической стойкости или механической прочности шин являются максимальные напряжения, которые не должны превышать допустимых для данного материала значений.
σр ≤ σдоп, где σр, σдоп – соответственно расчетное и допустимое напряжения материала на изгиб.
Шину, закрепленную на изоляторах, можно рассматривать как многопролетную балку. Наибольшее напряжение в металле при изгибе
где М – максимальный изгибающий момент, Н·м; W – момент сопротивления шины, м 3 .
При расположении шин на ребро , при расположении плашмя .
Здесь b и h – соответственно ширина (узкая сторона) и высота (большая сторона) сечения шины, м.
Выражение для изгибающего момента М, создаваемого ударным током КЗ, можно получить, если рассматривать шину как равномерно нагруженную многопролетную балку.
где l – расстояние между изоляторами, м; ζ – коэффициент, равный 10 для крайних пролетов и 12 для остальных пролетов; F – сила взаимодействия между проводниками при протекании по ним ударного тока КЗ.
Для трехфазных шин в качестве расчетного принимают ударный ток трехфазного КЗ. Причем расчет электродинамической стойкости проводится для проводников средней фазы, поскольку на них действуют наибольшие значения ЭДУ.
. Здесь а – расстояние между шинами, l – расстояние между изоляторами фазы, Кф – коэффициент формы, определяемый по кривым Двайта (обычно Кф ≈ 1).
Механические напряжения проводниковых материалов не должны превышать 140 МПа для меди (марки МТ) и 70 МПа для алюминия (марки AT).
При расчете разрушающего усилия на изолятор , где Кн = 1 при расположении шин плашмя, Кн = (hиз + b + 0,5h)/ hиз при расположении шин на ребро. Для открытых распределительных устройств, где изоляция электрических аппаратов подвергается действию ветра, гололеда, натяжения проводников, при расчете вводят коэффициент запаса Кз = 3 (нагрузка на изоляторы должна быть в 3 раза меньше предельной разрушающей). Для закрытых РУ коэффициент запаса снижается до 1,5-1,7.
Шины, как и любая другая система, совершают свободные или собственные колебания в виде стоячих волн. Если частота вынужденных колебаний под действием ЭДУ будет близка к частоте собственных колебаний, то может наступить механический резонанс и разрушение аппарата даже при сравнительно небольших усилиях. Поэтому при расчете электродинамической стойкости необходимо учитывать возможность появления механического резонанса.
Частоту собственных колебаний шин, расположенных в одной плоскости, можно определить по выражению.
, где 1 – пролет шины, м; Е – модуль упругости материала шины, Па; J – момент инерции поперечного сечения шины, м 4 ; m – масса одного погонного метра шины, кг/м. Момент инерции J определяется относительно оси сечения, перпендикулярной плоскости колебаний. При расположении шин на ребро , при расположении плашмя
При частоте собственных колебаний более 200 Гц явление резонанса не учитывают. Если же частота f0
Для соблюдения условий термической стойкости шин необходимо, чтобы проходящий по ним ток КЗ не вызывал повышение температуры свыше предельно допустимой. Минимальное термически устойчивое сечение шины или проводника должно отвечать условию:
где Вк – расчетный тепловой импульс тока. С – термический коэффициент (функция), зависит от материала шин. Для практических расчетов Вк = I¥ 2 tпр,
где I¥ – действующее значение установившегося тока КЗ; tпр – приведенное время действия тока КЗ.
Под приведенным временем понимаются время, в течении которого установившийся ток КЗ I¥ выделяет то же количество теплоты, что и изменяющийся во времени ток КЗ за действительное время t.
tпр=tпр.п + tпр.а, где tпр.п, tпр.а – периодическая и апериодическая составляющие приведенного времени КЗ. Периодическую составляющую времени tпр.п определяют по кривым зависимости tпр.п = f(β»). Здесь β» = I»/I¥, где I» – действующее значение периодической составляющей тока КЗ в начальный период (начальный сверхпереходный ток КЗ). Если ЭДС источника неизменна, что имеет место при питании от сети неограниченной мощности, то считают, что I» = I¥ и β» = 1.
Читайте также: Шины для volkswagen sharan
Приведенное время периодической составляющей tпр.а = 0,005β» 2 . Термический коэффициент С аналитически можно определить из выражения С = ,
где АΘКОН, АΘНАЧ – тепловые функции или значения среднеквадратичных импульсов тока, соответствующих конечной и начальной температуре шины или проводников при КЗ, А 2 с/мм 4 .
Обычно в справочниках приводятся кривые зависимости температуры от значений расчетного интеграла АΘ для различных материалов. Расчет шин на термическую стойкость с помощью этих кривых производят следующим образом. Задается допустимая температура проводника при КЗ и при номинальном токе, затем по кривым находят соответствующие значения АΘКОН, АΘНАЧ. Для алюминиевых шин при номинальных условиях приняты температура начальная 70 о С, конечная – допустимая – 200 о С. В этом случае, термический коэффициент С = 95.
Таким образом, для алюминиевых шин минимальное термически стойкое сечение аналитически можно найти из выражения: .
При графоаналитическом методе расчета необходимо, чтобы θкр ≤ θдоп, где θкр – температура нагрева шины током КЗ; θдоп – допустимая температура нагрева, зависящая от материала шин.
Температуру нагрева шины током КЗ определяют по кривым в зависимости от начальной температуры, материала шины и теплового импульса.
Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 440 ; Нарушение авторских прав
Видео:Провода, токопровод, шиныСкачать
Пример проверки шин и изоляторов на электродинамическую стойкость по ГОСТ
В данном примере рассматривается расчет проверки шин и изоляторов на электродинамическую стойкость при коротких замыканиях в сети 10 кВ согласно ГОСТ Р 52736-2007.
Требуется проверить на электродинамическую стойкость шинную конструкцию (шины и изоляторы) на напряжение 10 кВ.
1. Ударный ток трехфазного КЗ на шинах 10 кВ — iуд = 180 кА;
2. Изоляторы применяются типа ИОР, обладающие высокой жесткостью, то есть неподвижны при КЗ.
3. Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1 сечением 8х60 мм (выбраны ранее), расположены горизонтально в одной плоскости и имеют шесть пролетов.
5. Расстояние между осями проводников — а= 0,6 м (см.рис. 2а ГОСТ Р 52736-2007);
6. Толщина шины — b = 8мм = 0,008 м;
7. Высота шины — h = 60 мм = 0,06 м;
8. Погонная масса шины определяется по таблице 1 ГОСТ 15176-89 для алюминиевой шины с размерами 8х60 мм — m = 1,292 кг/м;
9. Модуль упругости шин – Е = 7*1010 Па (см. таблицу 3 ГОСТ Р 52736-2007);
10. Допустимое напряжение материала – σдоп. = 137 МПа (см. таблицу 3 ГОСТ Р 52736-2007);
1. Определяем момент инерции J и момент сопротивления W по расчетным формулам согласно таблицы 4:
2. Определяем частоту собственных колебаний шины по формуле 22 [Л1, с.12]:
где: r1 = 4,73 – параметр основной частоты собственных колебаний шины, определяется по таблице 2 [Л1, с. 5]. В данном примере шины и изоляторы остаются неподвижными при КЗ, исходя из этого расчетный номер схемы №3.
3. Определяем коэффициент динамической нагрузки η при трехфазном КЗ в зависимости от отношения f1/fсинх = 315/50 = 6,3 при этом fсинх = 50 Гц. Согласно рисунка 5 коэффициент динамической нагрузки η = 1.
4. Определяем коэффициент формы Кф = 0,95 по кривой, где отношение b/h = 0,10, согласно рисунка 1.
5. Определяем коэффициент Красп = 1 по таблице 1, когда шины расположены в одной плоскости, см. рис.2а.
6. Определяем коэффициент λ = 12, согласно таблицы 2 [Л1, с.5].
7. Определяем максимальную силу, действующую на шинную конструкцию при трехфазном КЗ по формуле 2 [Л1, с.4].
- l = 1,0 м – длина пролета, м;
- а = 0,6 м — расстояние между осями проводников (фазами), м;
- iуд. = 180*10 3 А – ударный ток трехфазного КЗ, А;
- Кф = 0,95 – коэффициент формы;
- Красп. = 1,0 – коэффициент, зависящий от взаимного расположения проводников.
8. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ по формуле 18 [Л1, с.11]:
- l = 1,0 м – длина пролета, м;
- η = 1,0 – коэффициент динамической нагрузки;
- λ = 12 – коэффициент, зависящий от условия закрепления шин;
- W = 4,8*10 -6 м3 – момент сопротивления поперечного сечения шины.
Сравниваем полученное максимальное напряжение в шинах σмах. = 154 МПа с допустимым напряжением материала σдоп. = 137 МПа из таблицы 3. Как видно из результатов расчетов σмах. = 154 МПа > σдоп. = 137 МПа – условие электродинамической стойкости не выполняться .
Читайте также: Как узнать свой pci шину
Поэтому для снижения напряжения в материале шин необходимо уменьшить длину пролета.
9. Определяем наибольшую допустимую длину пролета, м:
Принимаем длину пролета l = 0,9 м.
10. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ, с учетом длины пролета l = 0,9 м.
Условие электродинамической стойкости выполняется: σмах. = 125 МПа
где: Fразр. = 20000 Н — минимальная механическая разрушающая сила на изгиб, принимается по каталогу на изолятор.
Выбранные шины и изоляторы удовлетворяют условию электродинамической стойкости, с длиной пролета l = 0,9 м.
1. ГОСТ Р 52736-2008 – Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.
Видео:Кто должен проверять термическую стойкость экранов кабелей?Скачать
Пример выбора жестких шин 10 кВ
Для питания ЗРУ-10 кВ требуется выбрать и проверить сечение сборных шин 10 кВ от силового трансформатора мощностью 16 МВА.
- Максимальный трехфазный ток КЗ на шинах 10 кВ – Iк.з = 9,8 кА;
- Силовой трансформаторов типа ТДН-16000/110-У1 загружен на 60%.
Согласно ПУЭ 7-издание п.1.3.28 проверку по экономической целесообразности не выполняют, поэтому выбор шин будет выполняться только по длительно допустимому току (ПУЭ 7-издание п.1.3.9 и п.1.3.22).
Проверку шин производят на термическую и электродинамическую стойкость к КЗ (ПУЭ 7-издание п.1.4.5).
Видео:Электродинамические усилия в электроустановках. Выбор изоляторов.Скачать
1. Выбор шин по длительно допустимому току
Выбор шин по длительно допустимому току (по нагреву) учитывают не только нормальные, но и послеаварийные режимы, а также режимы в период ремонтов и возможного неравномерного распределения токов между секциями шин [Л2, с.220].
1.1 Определяем ток нормального режима, когда трансформатор загружен на 60%:
- Sн.тр-ра = 16000 кВА – номинальная мощность трансформатора ТДН-16000/110-У1;
- Uн.=10,5 кВ – номинальное напряжение сети;
1.2. Определяем максимальный рабочий ток, когда один из трансформаторов перегружен на 1,4 от номинальной мощности (утяжеленный режим):
По таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание) определяем допустимый ток для однополосных алюминиевых шин прямоугольного сечения 80х8 мм с допустимым током Iдоп.о = 1320 А.
1.3. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х8 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:
Iдоп.о =1320 А –длительно допустимый ток полосы при температуре шины θш = 70 °С, температуре окружающей среды θо.с = 25 °С и расположения шин вертикально (на ребро), определяемый по таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание);
k1 — поправочный коэффициент при расположении шин горизонтально (плашмя), согласно ПУЭ 7-издание п. 1.3.23, должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм. Принимаем k1 = 0,92 (так как шины будут расположены плашмя).
k2 – поправочный коэффициент для шин при температуре окружающей среды (воздуха) θо.с отличной от 25 °С, определяемый по ПУЭ 7-издание таблица 1.3.3. Принимаем k3 = 0,94 с учетом, что среднеемесячная температура наиболее жаркого месяца равна +30 °С.
Принимаем сечение шин 80х10 мм, с допустимым током Iдоп.о =1480 А.
1.4. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х10 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:
Принимаем шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм.
Видео:Воздействие токов короткого замыкания на проводники и шины. ЭкспериментСкачать
2. Проверка шин на термическую устойчивость
2.1. Определяем тепловой импульс, который выделяется при токе короткого замыкания по выражению 3.85 [Л2, с.190]:
- Iп.0 = 9,8 кА – начальное действующее значение тока КЗ на шинах 10 кВ.
- Та – постоянная времени затухания апериодической составляющей тока короткого замыкания. Для ориентировочных расчетов значение Та определяем по таблице 3.8 [Л2, с.150]. Для трансформатора мощность 16 МВА, принимаем Та = 0,04. Если же вы хотите более точно рассчитать значение Та, можете воспользоваться формулами, представленными в пункте 6.1.4 ГОСТ Р 52736-2007.
2.1.1. Определяем полное время отключения КЗ по выражению 3.88 [Л2, с.191] и согласно пункта 4.1.5 ГОСТ Р 52736-2007:
tоткл.= tр.з.+ tо.в=0,1+0,07=0,18 сек.
- tр.з. – время действия основной защиты трансформатора, равное 0,1 сек (АПВ – не предусмотрено).
- tо.в – полное время отключения выключателя выбирается из каталога, равное 0,07 сек.
2.2. Определяем минимальное сечение шин по термической стойкости при КЗ по выражению 3.90 [Л2, с.191]:
где: С – функция, значения которой приведены в таблице 3.14. Для алюминиевых шин С = 91.
Читайте также: Есть ли в daewoo gentra can шина
Как мы видим ранее принята алюминиевая шина сечением 80х10 мм – термически устойчива.
Видео:Проверка изоляторов на динамическую устойчивость. Измерения и расчет.Скачать
3. Проверка шин на электродинамическую устойчивость
- Ударный ток трехфазного КЗ на шинах 10 кВ — iуд = 24,5 кА;
- Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1 сечением 80х10 мм, расположены горизонтально в одной плоскости (плашмя) и имеют восемь пролетов.
- Длина пролета — l = 0,9 м;
- Расстояние между осями проводников — а= 0,27 м (расположение шин см.рис. 2а ГОСТ Р 52736-2007);
- Толщина шины — b = 10 мм = 0,01 м;
- Высота шины — h = 80 мм = 0,08 м;
3.1. Определяем момент инерции J и момент сопротивления W по расчетным формулам согласно таблицы 4 ГОСТ Р 52736-2007:
3.2. Определяем частоту собственных колебаний для алюминиевой шины по выражению 4.18 [Л2, с.221]:
где: S = 800 мм 2 = 8 см 4 – поперечное сечение шины 80х10 мм.
Если же у вас медные шины, то частоту собственных колебаний определяют по выражению 4.19 [Л2, с.221]:
В случае, если частота собственных колебаний больше 200 Гц, то механический резонанс не возникает. Если f0 200 Гц, поэтому расчет можно вести без учета колебательного процесса в шинной конструкции [Л2, с.221].
3.3. Определяем наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ по выражению 3.74 [Л2, с.221]:
- а = 0,27 м — расстояние между осями проводников (фазами), м;
- iуд. = 24,5*103 А – ударный ток трехфазного КЗ, А;
- Если расстояние между фазами а > 2*(b+h) > 2*(0,01+0,08); а = 0,27 м > 0,18 м, то в этом случае коэффициент формы kф = 1,0 [Л2, с.221];
3.4. Определяем максимальную силу, действующую на шинную конструкцию при трехфазном КЗ, данное значение нам понадобиться для проверки опорных изоляторов на механическую прочность [Л2, с.227]:
- l = 0,9 м – длина пролета, м;
- kп – поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена на ребро см. рис.4.8. В данном примере шины расположены горизонтально (плашмя), поэтому kп = 1,0:
где: Hиз. – высота изолятора.
Дальнейший расчет шинной конструкции в части выбора опорных изоляторов представлен в статье: «Выбор опорных изоляторов для шинного моста 10 кВ».
3.5. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ, возникающее при воздействии изгибающего момента по выражению 4.20 [Л2, с.222]:
- l = 0,9 м – длина пролета, м;
- W = 10,7 см 3 – момент сопротивления поперечного сечения шины, определенный ранее.
3.6. Сравниваем полученное максимальное напряжение в шинах σрасч. = 2,91 МПа с допустимым напряжением материала σдоп. = 137 МПа из таблицы 3 ГОСТ Р 52736-2008.
Обращаю ваше внимание, что сравнивается максимальное напряжение в шинах с допустимым напряжением в материале жестких шин, а не с допустимым напряжением в области сварного соединения, согласно ГОСТ Р 52736-2008 пункт 5.3.1 и ПУЭ 7-издание пункт 1.4.15.
Как видно из результатов расчетов σрасч. = 2,91 МПа Вывод:
Выбранные шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм удовлетворяют условию электродинамической стойкости, с длиной пролета l = 0,9 м.
- Справочник по электроснабжению и электрооборудованию. Том I. А.А. Федоров, 1986 г.
- Электрооборудование станций и подстанций. Второе издание. Л.Д. Рожкова, В.С. Козулин. 1980 г.
- ГОСТ Р 52736-2008 – Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.
Поделиться в социальных сетях
Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding» и «PayPal» .
Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.
Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.
В данной статье будет рассматриваться выбор кабеля (провода) по нагреву при повторно-кратковременном.
В данном примере нужно выбрать сечение гибких шин для питания ЗРУ-10 кВ от силового трансформатора типа.
В данной статье будет рассматриваться пример расчета реактивной мощности воздушной линии напряжением 10.
Требуется определить потери активной и реактивной мощности в автотрансформаторе типа АТДЦТН-125000/220/110.
Требуется определить относительную величину потери напряжения автотрансформатора типа АТДЦТН-125000/220/110.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
Все про короткое замыканиеСкачать
Система курсовой устойчивости ESP автомобиля принцип работыСкачать
Анализ динамической устойчивости механизмов собственных нужд ТЭЦСкачать
Автоматизация ЭЭС. Модель "Станция - Шины ЭС"Скачать
КАК работает ESP ?! ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧТОБЫ БЫЛО И У ВАС В АВТОМОБИЛЕ! ВЕСТА vestaСкачать
Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбезСкачать
Электродинамическая стойкость шинных конструкций. Конструкции ОРУ.Скачать
Устройство разъединителя РНВЗ 750 (Disconnect device 750 kV)Скачать
Цветовая маркировка проводов и шинСкачать
Закалка ножа для новичковСкачать
Испытание сухих токоограничивающих реакторов РТСТГ-10Скачать
Электромеханические переходные процессы.Статическая устойчивость. Угловая характеристика.Скачать
Болтовые соединения силовых шин в электрических шкафах.Скачать
18-3 Меры повышения динамической устойчивости: АРВ и форсировка возбужденияСкачать