Карданный вал — приспособление для передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки к задним колесам.
Широко применяется на автомобилях заднеприводной и полноприводной компоновки с начала двадцатого века по настоящее время. Впервые устройство карданной передачи было описано еще в 16-м веке, однако создание устройства на практике произошло значительно позже.
- Устройство карданного вала
- Принцип действия КВ
- Типы карданной передачи
- Частые неисправности и их устранение
- Перспективы развития системы карданной передачи
- Где еще применяются валы карданного типа
- Условия работы кардана.
- Карданная передача и все,что нужно о ней знать.
- Устройство карданной передачи
- ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ
- ДОСТОИНСТВА
- Типы карданных передач
- Эксплуатация и возможные неисправности карданной передачи
- 🎦 Видео
Видео:Работа карданного вала. Work propeller shaft.Скачать
Устройство карданного вала
Схема карданной передачи включает в себя следующие элементы:
- Одна или несколько секций из тонкостенной полой трубы;
- Шлицевое раздвижное соединение;
- Вилки;
- Крестовина;
- Подвесной подшипник;
- Элементы крепления;
- Задний подвижный фланец.
Сам агрегат может быть одновальным или двухвальным. Во втором случае механизм включает в себя промежуточный карданный вал, к заднему отделу которого приваривается хвостовик с наружными шлицами, к переднему через шарнир фиксируется скользящая втулка. Одновальные системы промежуточного участка не имеют.
В передней части автомобиля агрегат фиксируется в коробке передач с помощью подвижного шлицевого соединения (подвижная муфта передней части карданного вала). Для этого на конце механизма имеется отверстие с внутренними шлицами. Устройство карданного вала подразумевает возможность продольного смещения шлицов при движении автомобиля.
Далее устанавливается подвесной подшипник карданного вала, который через кронштейн крепится к кузову. Это служит дополнительным креплением агрегата, исключающим его излишнее смещение при езде.
Далее следует вилка карданного вала, которая располагается между передней и средней его частью. Здесь установлена крестовина, на которой имеются игольчатые подшипники. Наличие вилок и крестовины позволяет передавать крутящий момент при различных углах изгиба «кардана».
В задней части передача крепится к редуктору заднего моста посредством фланца. При этом хвостовик, оснащенный внешними шлицами, входит во фланец привода главной передачи.
Видео:Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)Скачать
Принцип действия КВ
Принцип работы карданной передачи заключается в возможности транспортировки крутящего момента при изменяющемся положении «кардана» в пространстве. Реализация этого принципа происходит за счет двух механизмов:
- Вилка скользящая карданного вала;
- Крестообразный шарнир.
Скользящая вилка необходима для некоторого увеличения длины механизма при движении по неровной дороге. За счет длинного шлицевого соединения поступление момента не прекращается тогда, когда подвеска вместе с задним мостом смещается вверх или вниз.
Шарнир, в свою очередь, обеспечивает вращение колес при изменении угла изгиба КВ. Считается, что механизм способен продуктивно работать при углах не более 20°. Далее начинается его активный износ.
Видео:Подбор карданного вала к сельхоз техникеСкачать
Типы карданной передачи
В современном автомобилестроении могут применяться следующие типы карданных передач:
- Оснащенные шарниром неравных угловых скоростей (классическая карданная передача автомобиля);
- Оснащенные ШРУС (шарнирами равных угловых скоростей);
- Оснащенные полукарданными упругими шарнирами;
- Оснащенные жесткими полукарданными шарнирами.
Система с шарниром НУС считается классической. Здесь присутствуют вилки, крестовина, игольчатые подшипники. Применяется на большинстве заднеприводных автомобилей.
На современных внедорожниках чаще используется система, оборудованная ШРУСами. Такие устройства обеспечивают более комфортные условия езды, практически полностью устраняя вибрации.
Упругие шарниры представляют собой резиновую муфту, способную передавать момент при изгибах не более 8°. Резина достаточно мягкая, поэтому вал, имеющий подобное строение, обеспечивает плавное начало движения и отсутствие резких динамических нагрузок. Кроме того, гибкие соединения не требуют технического обслуживания.
» alt=»»>
Жесткий полукарданный шарнир имеет сложное техническое устройство и передает момент за счет зазоров в шлицевом соединении. В силу сложности изготовления, технических недостатков и быстрого износа в автомобилестроении не применяется.
Видео:Принцип работы двойной шарнирной карданной передачиСкачать
Частые неисправности и их устранение
Все неисправности можно разделить по возникающим признакам поломки:
- Вибрация при движении — износились подшипники крестовины или скользящая втулка, нарушилась балансировка вала;
- Стуки при трогании — износились шлицы скользящего соединения, ослабли болты крепления;
- Вытекание масла из подшипников — износ сальников.
Для устранения вышеописанных неполадок «карданы» демонтируют и дефектуют, неисправные детали заменяют. При наличии дисбаланса требуется балансировка вала в динамических условиях.
Видео:ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ карданного вала. Принцип работы и разновидностиСкачать
Перспективы развития системы карданной передачи
Классический ШНУС имеет некоторые технологические недостатки. Скорость вращения его валов изменяется в процессе движения. При этом ведомый вал может ускоряться и замедляться при стабильной скорости ведущего вала. Это приводит к ускоренному износу механизма, а также создает лишнюю нагрузку на задний мост. Также работа шарнира сопровождается вибрацией.
» alt=»»>
Назначение карданной передачи может выполнять вал, оборудованный ШРУСами (передним и задним). Подобные системы уже сегодня применяются на некоторых внедорожниках. Также ШРУСом может быть оборудована карданная передача автомобиля ВАЗ-2107 и другой «классики». В продаже имеются ремонтные комплекты.
Читайте также: Если сломался компрессор в холодильнике стоит ли ремонтировать
Использование шарнира равных угловых скоростей позволяет ликвидировать недостатки, свойственные классической крестовине. Скорость вращения вала выравнивается, исчезает вибрация, КВ не требует балансировки после ремонта, до 17° увеличивается угол передачи крутящего момента.
Видео:Устройство карданной передачи автомобиляСкачать
Где еще применяются валы карданного типа
Для чего нужен карданный вал, кроме соединения КПП с мостом и колесами? В реальности сфера применения шарниров НУС достаточно велика. Их применяют для создания регулируемых рулевых колонок, где необходимо передать крутящий момент от руля к колесам. Также крестовидные соединения используют в наборах инструментов. Они позволяют работать с болтами, не находящимися на прямой линии с удлинителем ключа.
Сегодня карданные шарниры, несмотря на широкое применение во многих областях промышленности, считаются устаревшими. Все большее развитие получают ШРУСЫ, а крестовины и вилки медленно уходят в прошлое.
Видео:Станок БВИ 03-88 для балансировки карданных валовСкачать
Условия работы кардана.
Карданный шарнир с крестовиной при вращательном движении имеет непостоянную угловую скорость, которая зависит от величины угла поворота и изменяется по синусоидальному закону. Как описывается в главе «Общие теоретические основы», при определённом положении шарниров приводной линии, укомплектованной двумя или более шарнирами эта систематическая ошибка компенсируется.
Следующие правила должны быть соблюдены на практике при компоновке привода ходовой части или вспомогательного привода:
Величины углов между карданными валами
1. Передача с двумя шарнирами
- Углы между валами должны быть одинаковой величины: B1 = B2 . Данное правило действует также в отношении видов спереди и сверху.
- Вилки шарниров промежуточного вала должны быть расположены в одной плоскости.
- Все три вала должны быть расположены в одной плоскости.
Внимание: Все три правила должны быть соблюдены единовременно!
По возможности следует избегать конфигурации шарниров, при которой комбинируется «Z-образное» соединение в одной плоскости проекции с «W-образным» соединением – в другой. Это возможно в случае, когда привод и выходной вал лежат не в одной плоскости. В случае, когда данная компоновка неизбежна и необходима при монтаже, то эта «ошибка» может быть компенсирована за счёт смещения шарнира (см. ниже)
Уравнения для результирующего угла между валами:
2. Передача с тремя шарнирами
Во всех случаях монтажа длинных передач карданный вал должен поддерживаться дополнительными опорами, в основном, с упругими подшипниками.
Для минимизации остаточной степени неравномерности вращения выходного вала (шарнир 3) сумма всех степеней неравномерностей шарниров должна быть равной или приблизительно равной нулю.
(См. «Кинематика карданного шарнира с крестовиной»)
Знаки должны быть расставлены в соответствии с положением шарнира согласно следующему правилу знаков:
» + » При положении шарнира
» — » При положении шарнира
Остаточная суммарная степень неравномерности не должна превышать значения:
Достичь минимизации остаточной неравномерности вращения можно также с помощью так называемого эквивалентного угла между валами βE:
При этом также действует правило знаков.
Эквивалентный угол между валами = 3° представляет собой угол между валами простого эквивалентного шарнира, и соответствует степени неравномерности частоты вращения U = 0,0027.
3. Вал с несколькими шарнирами
При конфигурации с более чем тремя шарнирами необходимо руководствоваться предыдущим описанием.
Общие рекомендации для привода грузового автомобиля
В высокоскоростных приводных валах следует обратить внимание на критическую частоту оборотов, связанную с длиной конструкции валов.
(См. «Влияние частоты оборотов и угла между валами»)
Необходимо выбирать минимальный эквивалентный угол между валами.
(См. параметр (n x ß)доп. «Влияние частоты оборотов и угла между валами»)
Минимизировать разность углов поворота или остаточную неравномерность вращения. (См. ниже)
При несоблюдении данных рекомендаций возможно появление вибраций и шумов или же снижение комфортности езды, а также сокращение срока эксплуатации устройства.
Если не удаётся воплотить «классическую конфигурацию» и расположение шарниров не может быть изменено, то устранения неравномерности вращения можно достичь путём перемещения валов. При такой конфигурации валов продолжает действовать правило монтажа, при котором результирующие углы между валами должны быть равны, т.е.
Плоскость, образованная приводным валом 1 и промежуточным валом 2 с одной стороны и плоскость, образованная промежуточным валом 2 и выходным валом 3 с другой стороны образуют угол , который компенсируется за счёт соответствующего пространственного смещения валов
Читайте также: Лодочные моторы болотоходы с гибким валом
Угол смещения определяется следующим образом:
Направление углового смещения в боковой проекции выглядит следующим образом: шарнир 1 должен быть повёрнут на угол смещения по отношению к плоскости 1.
Монтаж карданных валов согласно изложенным правилам должен производиться до балансировки. Положение шарниров должно быть обозначено стрелками.
Видео:Работа карданного вала 00 20Скачать
Карданная передача и все,что нужно о ней знать.
Карданной передачей автомобиля называется механизм, осуществляющий передачу крутящего момента между валами, которые пересекаются в центральной части карданной передачи автомобиля и отличаются возможностью взаимного углового перемещения. Активно применяется в разных сферах человеческой деятельности в случаях, когда соосность вращающихся элементов очень трудно обеспечить. Аналогичные функции способна также осуществлять зубчатая муфта.
Как правило, карданная передача автомобиля используется в автомобильной трансмиссии, а также рулевом управлении.
Карданная передача автомобиля может обеспечить соединение следующим элементам трансмиссии:
- Силовому агрегату и КПП;
- КПП и раздаточной коробке;
- КПП и главной передаче;
- Главной передаче и раздаточной коробке;
- Ведущим колесам и дифференциалу.
Карданный вал в автомобиле предназначен для передачи крутящего момента от КПП к ведущим мостам в случае полноприводной или классической компоновки. Также применяется в травмобезопасной рулевой колонке для соединения рулевого исполнительного механизма и рулевого вала.
Карданная передача автомобиля отличается одним значительным минусом – несинхронность валовых вращений (один из валов имеет равномерное вращение, другой – нет). Вращения начинают увеличиваться, если угол между ними возрастает. Это исключает возможность использования карданной передачи автомобиля в некоторых устройствах, например, в трансмиссии автомобилей с передним приводом (где основная проблема заключается в передаче крутящего момента на поворотные автомобильные колеса ). По большому счету данный недостаток может быть скомпенсирован применением на одном валу парных шарниров, которые находятся в повернутом на четверть оборота положении относительно друг друга. Однако там, где необходима синхронность, как правило, применяется ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) – более сложная, но более совершенная конструкция аналогичного назначения.
По своей компоновке карданные передачи автомобиля подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытый вариант карданной передачи автомобиля располагается внутри трубы, которая, в свою очередь, может восприниматься составляющей подвески автомобиля. В карданной передаче автомобиля данного типа используется только один шарнир, а неравномерное вращение карданного вала компенсируется за счет его упругости. Существуют конструкции, где функцию карданного вала осуществляет торсион (небольшой упругий вал); карданные шарниры здесь отсутствуют.
Открытый вариант карданной передачи автомобиля не располагает трубой, а реактивный момент воспринимается реактивными тягами или рессорами. В состав карданной передачи автомобиля должно входить не меньше двух шарниров, а также компенсирующее звено, так как дистанция между соединенными агрегатами во время движения изменяется. На автомобилях с длинной колесной базой используют карданную передачу автомобиля, которая состоит из двух валов. За счет этого исключается возможность совпадения максимальной угловой скорости вала с приемлемой. Уменьшение длины вала увеличивает его критическую частоту вращения, которая как минимум в 1.5 раза должна превышать максимально возможную во время эксплуатации. Конструкция карданной передачи автомобиля, оснащенной двумя валами, требует использование промежуточной опоры одного из двух валов, подшипник которой установлен на кузове или раме в эластичном кольце для компенсации осевого перемещения двигателя ( см. устройство двигателя автомобиля ).
Видео:Ремонт и производство карданных валовСкачать
Устройство карданной передачи
Карданная передача представляет собой ведущий и ведомый валы, которые соединены гибким шарниром. Гибкое шарнирное соединение позволяет беспрепятственно передавать вращение при некотором изменении угла между двумя валами. По типу шарнирного соединения существуют две разновидности карданных передач :
- устаревшие шарниры неравных угловых скоростей;
- более современные шарниры равных угловых скоростей.
Карданная передача, основанная на шарнирах неравных угловых скоростей, наиболее часто применяется для соединения выходного вала и ведущего моста в заднеприводных как легковых, так и грузовых автомобилях. Помимо этого, такие шарниры используют для подсоединения раздаточных коробок и прочего вспомогательного оборудования. Более совершенные в конструктивном плане шарниры равных угловых скоростей используются в современных передне- и полноприводных автомобилях. Посредством таких карданных передач осуществляется соединение ведущих колес машины с дифференциалом ведущего моста.
Видео:Кардан Баланс - ремонт и производство карданных валовСкачать
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Особенностью такого шарнира является неравномерность вращения. При изменении угла положения ведущего вала относительно ведомого, последний в определенных точках ускоряется или замедляется, то есть возрастает или снижается угловая скорость. Причем с увеличением угла скорость опережения или отставания ведомого вала от ведущего повышается, поэтому такая передача вращения носит циклический характер. Значительный угол (более 20 град.) между валами повышает нагрузку на составные элементы шарнира, что может привести к поломке.
Читайте также: Расположение подшипника первичного вала приора
Принцип работы карданного шарнира рассмотрим на примере, когда ведущий вал расположен строго горизонтально, а ведомый – под углом вниз (стандартное положение кардана). Начальное положение внутренней вилки шарнира – тоже горизонтальное. При передаче вращения из-за положения под углом, часть вилки, идущая вниз ускоряется относительно ведущего вала. Максимальное опережение достигается в нижней точке.
Одновременно, часть вилки ведомого вала, при вращении начавшая движение вверх, замедляется и отстает по скорости вращения от ведущего. Максимальное отставание – в самой верхней точке.
Из-за этих особенностей работы шарнира неравных угловых скоростей, вращение передается неравномерно.
Для снижения неравномерности скоростей вращения и нагрузки в конструкции карданной передачи применяется по два шарнира – на концах пустотелого вала. Причем для максимального сглаживания внутренние вилки расположены в одной плоскости.
За счет использования двух шарниров уменьшаются углы положения валов и, соответственно, и неравномерность скоростей вращения.
Из-за неравномерности вращения между валами карданная передача не используется в конструкции трансмиссии переднеприводных автомобилей. На таких моделях шарнир неравных угловых скоростей заменен на ШРУС, у которого передача осуществляется равномерно независимо от угла между валами.
Видео:Всё об углах работы карданов (крестовина или ШРУС)Скачать
ДОСТОИНСТВА
К достоинствам карданной передачи относятся:
- Работа со значительными крутящими моментами.
- Возможность соединения узлов трансмиссии, установленных на больших расстояниях между собой.
- Реализация полного привода на авто.
- Простота конструкции.
- Устойчивость к нагрузкам.
Но вместе с тем, кардан повышает металлоемкость трансмиссии и требует значительного пространства для установки, что сказывается на полезном объеме салона.
Карданы с шарнирами неравных угловых скоростей не требуют технического обслуживания и при этом обладают значительным ресурсом Несмотря на использование в конструкции подшипников, в процессе эксплуатации проводить их смазку не нужно, поскольку сам шарнир – необслуживаемый, а заложенного производителем смазочного материала хватает на весь срок службы.
Кардан является неремонтируемым узлом. При изгибе кардан требует полной замены. Обусловлено это тем, что при изготовлении узел балансируется. Изгибы же приводят к разбалансировке, что повышает вибрации и нагрузки в КПП и главной передаче и ускоряет износ шарниров.
Шарниры также не ремонтируются, поэтому при появлении повышенной вибрации со стороны кардана, сторонних звуков (хрустов, щелчков) выполняется замена составных элементов шарнира. Обычно замене подлежат крестовина и ее подшипники, но при сильной выработке проушин меняется узел в сборе.
Видео:Карданный вал - что это такое, проблемы, балансировкаСкачать
Типы карданных передач
Главную роль в карданной передаче выполняет карданный шарнир, в зависимости от конструкции которого выделяют такие типы карданных передач:
- передача с шарниром равных угловых скоростей;
- передача с шарниром неравных угловых скоростей;
- передача с полу карданным упругим шарниром;
- передача с полу карданным жестким шарниром.
По количеству валов карданные передачи могут быть: одновальные, двухвальные и многовальные, а по количеству шарниров — одношарнирные, двухшарнирные и многошарнирные.
Видео:Как работает кардан?Скачать
Эксплуатация и возможные неисправности карданной передачи
Бережная эксплуатация автомобиля позволяет шарнирам карданного вала и шаровым шарнирам передних валов сохранить свою работоспособность надолго, как минимум до 100 тысяч побега. Что касается труб, то при отсутствии механических повреждений их можно использовать долгие годы без замены, в противном же случае изогнутый механизм стоит просто заменить новым. Следует уделять внимание состоянию чехлов шарниров и заменять их при любом повреждении, уберегая тем самым шарниры.
Сокращение работоспособности шарниров могут спровоцировать резкие разгоны, пробуксовка в грязи, неправильный выбор скоростей, долгие поездки по снежным и грунтовым дорогам с глубокими колеями.
О неисправности карданной передачи можно узнать по появившимся посторонним звукам или рывкам автомобиля при движении. Существует несколько причин потери работоспособности карданной передачей, и среди них такие:
- износ карданных шарниров;
- деформация карданных валов;
- повреждение или износ сальников;
- повреждение защитного чехла шарнира;
- износ подшипников;
- ослабление соединительных механизмов.
Данные неисправности очень легко устранить, заменив поврежденные детали или подтянув крепежные детали.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Шлицевые соединения для карданных валов.Скачать
Карданные валы, вилки в одной плоскости или нет? Раздатка ГАЗ 66 на Газель/Соболь, вибрации.Скачать
Способы укорочения и удлинения карданных валовСкачать
Процесс восстановления карданного валаСкачать
Экскурсия по автосервису "Сервис Карданных Валов"Скачать
Установка и обслуживание карданного вала производства ООО СТО22Скачать
Ремонт карданных валов Кардан СервисСкачать