Усовершенствования лодочного мотора салют

На своей четырехместной надувнушке в качестве основного мотора я использую «Привет-22», облегченный за счет снятия «лишних» деталей. На такой лодочке я имею возможность совершать интересные походы по недоступным для обычных тяжелых катеров местам, преодолевать густые заросли и мелководье. Когда на пути встречаются препятствия, мое суденышко можно перевезти любым видом транспорта и даже перенести на себе.

Поскольку надувнушка весит всего 50 кг, то под 38-килограммовым мотором она развивает скорость до 48 км/ч — более высокую, чем металлические лодки под «Приветом». Жаль, что моторостроители не борются за снижение веса подвесных моторов. Почему некоторые литые детали, например, дейдвуд и корпус редуктора, нельзя делать тонкостенными? Всегда ли нужен капот, поддон и другие тяжелые детали?

Кроме основного, мотора, в каждое плавание беру с собой резервный подвесной моторчик. Ведь никто и никогда не может быть уверен в безотказности даже самого лучшего двигателя, особенно в сложных ситуациях. Например, несколько лет назад, когда я во время шторма находился на середине Кременчугского водохранилища, основной мотор внезапно заглох. Лодку погнало вдоль фарватера и развернуло лагом к волне. Проливной дождь и волна так быстро заполняли кокпит водой, что я не успевал ее откачивать. За остойчивость и непотопляемость лодки я не беспокоился, но надвигалась ночь! Ходовых огней мотор не обеспечивал, поэтому надо было как можно скорее убраться подальше от судоходного фарватера. О том, чтобы грести к ближайшему берегу, не могло идти и речи — он был в 5—7 км, а выгрести против волны и ветра я был не в состоянии.

Вот тогда-то меня и выручил запасной моторчик «Прибой».

В прошлом году я заменил «Прибой» новым «Салютом-ЭС» с надежным электронным зажиганием. В водоизмещающем режиме плавания он вполне удовлетворяет ходовым характеристикам лодки, портативен, менее тяжел при обносах.

Этот мотор можно использовать и в качестве основного, когда нет смысла выжимать из лодки скорость, например, на тихой прогулке по красивым местам, на рыбалке вблизи от базы.

Воздавая должное «Салюту», добавлю, что по общему мнению знакомых мне водномоторников, в качестве мотовесла он может быть полезен и на «Прогрессе». Однако для тяжелых лодок все же лучше иметь несколько большую мощность. Подошел бы «Прибой», лучше всего со складывающейся ногой дейдвуда, но его сняли с производства.

Воспользовавшись рекомендациями справочника «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» (Л., «Судостроение», 1977), я несколько усовершенствовал свой «Салют». Убрал встроенный топливный бак и капот с ручным стартером и крепежной рамкой. Установил бензонасос от мотора «Москва». Управление газом от румпеля через боуден заменил простым винтом на карбюраторе, регулируемым рукой, а кнопку «Стоп» — тумблером, установленным на корпусе мотора. Тумблер обеспечивает сохранность элементов системы зажигания в тех случаях, когда необходимо прокручивать мотор без свечи. Чтобы была возможность ставить «Салют» на транце рядом с основным мотором, я перенес румпель па правую сторону по ходу и заменил его тяжелые и вибрирующие детали облегченными, сделанными из алюминиевой трубки диаметром 10 мм. Румпель в месте крепления к мотору снабдил шарниром. В носовой части лодки предусмотрел специальное крепление «Салюта» по-походному.

В результате переделок габариты моторчика уменьшились почти в полтора раза, а масса — на 33% (до 8 кг). Облегченный «Салют» со складным дейдвудом можно укладывать в более компактный, по сравнению со штатным, рюкзак.

Входные отверстия бензонасоса и карбюратора я снабдил пробками. Теперь остатки топлива из этих устройств не вытекают в чехол при любом положении мотора. Важно только одно — чтобы коленвал был повернут до закрытого положения золотника.

Под мотором «Салют» надувная лодка развивает скорость до 8 км/ч — идет значительно быстрее, чем на веслах.

Видео:Лодочный мотор САЛЮТ (сборка с подробностями).Скачать

Лодочный мотор САЛЮТ (сборка с подробностями).

Как улучшить мотор Салют

Усовершенствования лодочного мотора салют
Рис. 1. Такая пластмассовая насадка, надеваемая на карбюратор, препятствует попаданию воды в диффузор

Согласно результатам редакционного исследования «Отечественные подвесные моторы глазами ремонтников» (см. «КиЯ» № 182), мотор «Салют» единодушно признается наиболее проблемным российским подвесником. Однако импортный моторчик мощностью 2-3 л.с. сравним по цене с 30 сильным «Вихрем» и многим попросту не по карману. В общем, несмотря на последнее место в рейтинге надежности, «Салют» продолжает пользоваться устойчивым спросом. Один из участников нашего опроса ремонтных мастерских — петербургская фирма «Русские моторы», продающая в том числе и «Салюты», проводит своеобразную предпродажную подготовку серийных моторов, устраняя огрехи конструкторов и сборщиков. Специалисты фирмы любезно согласились поделиться технологией «тюнинга», направленного на повышение надежности, безопасности и удобства пользования самым маленьким отечественным подвесным мотором.

Читайте также: При резком газе мотор стреляет

Одна из «болезней» «Салюта», с которой приходится сталкиваться практически любому владельцу мотора—попадание воды в карбюратор. Происходит это даже в тихую погоду—вода засасывается в виде брызг, и мотор глохнет. Полностью исключить попадание воды позволяет специальная насадка на диффузор (рис. 1). Забор воздуха в карбюратор при этом осуществляется через «носик», открытая часть которого развернута в сторону мотора и направлена вниз. Фирма «Русские моторы» изготавливает ее из пластмассы, но в домашних условиях наверняка можно применить и другие материалы.

Усовершенствования лодочного мотора салют
Рис. 2. Латунная втулка предохраняет нижнюю часть коленвала от усиленного износа.
Усовершенствования лодочного мотора салют
Рис. 3. Пластмассовую крыльчатку водо-помпы лучше заменить на резиновую от «Ветерка», уменьшив ее высоту до 10 мм и установив через переходную втулку из латуни

К сожалению, качество стали, из которой изготовлен коленвал, невысоко, вследствие чего его нижняя часть очень быстро изнашивается и мотор выходит из строя. Решить проблему можно при помощи дополнительной латунной втулки, надеваемой на нижнюю часть коленвала (рис. 2), которую необходимо проточить на длину 10мм под внутренний диаметр втулки (13мм). Втулка препятствует быстрому износу, защищает коленчатый вал от коррозии и абсолютно исключает попадание воды в газоприемник.

На серийных моторах «Салют» подача воды в систему охлаждения осуществляется крыльчаткой из пластмассы. Пластмасса жесткая, и через некоторое время корпус и крышка помпы подвергаются заметному износу, отчего циркуляция воды в системе нарушается, а на малых и средних оборотах вода может не подаваться вообще. Лучше заменить штатную крыльчатку на резиновую, доработав распространенную крыльчатку мотора «Ветерок» (рис. 3). Высоту ее нужно уменьшить до 10 мм, вручную сточив на наждаке или воспользовавшись наждачным кругом. Главное—обеспечить параллельность поверхностей. Придется изготовить из латуни и втулку-переходник. При сборке узла на вал вначале надевается адаптер, потом вставляется штатный штифт, который должен немного выступать из отверстия.

Последней устанавливается доработанная крыльчатка—так, чтобы выступающая часть штифта совпала с имеющимся в ее втулке шпоночным пазом. Поначалу может показаться, что крыльчатка проворачивается слишком туго, но опыт показывает, что она быстро прирабатывается, обеспечивая беспроблемную работу системы охлаждения. Прикатать крыльчатку можно и до окончательной сборки, вращая вал при помощи дрели. В корпус помпы при этом лучше добавить немного любого моторного масла. Кстати, первый вариант втулки-переходника для установки доработанной крыльчатки был изготовлен не из латуни, а из полиэтиленовой бутылочной пробки. Даже с таким адаптером помпа работала надежно.

На тихоходных водоизмещающих лодках увеличить КПД гребного винта можно при помощи кольцевой насадки, охватывающей его с небольшим зазором. В результате немного увеличивается скорость движения лодки и уменьшается зависимость частоты вращения коленвала от нагрузки, что для 2-сильного «Салюта», который на тяжелых лодках не добирает оборотов, а соответственно, и мощности, очень важно. Насадка препятствует оголению винта при волнении и сглаживает колебания частоты оборотов, обеспечивая тем самым наиболее оптимальный режим работы двигателя. Кроме того, она защищает от винта купающихся людей, а сам винт—от мелей, камней и плавающих в воде предметов.

Изготовить ее можно из нержавеющей стали толщиной 1 мм согласно приведенной развертке (рис. 4). Верхней своей частью она крепится к нижней плоскости антикавитационной плиты штатными болтами крепления редуктора. Нижней точкой крепления служит защитная «шпора» редуктора, которая заводится в паз насадки и прижимается стопорной пластиной.

Видео:ремонт и модернизация лодочного мотора Салют часть 1Скачать

ремонт и модернизация лодочного мотора Салют часть 1

Доработка подвесного мотора «Салют»

После первых же выходов на моторе «Салют», выпущенном в 1971 г., я убедился в ненадежности его системы зажигания (см. «КиЯ» №61, №99, №122). Дополнительные трудности при его запуске возникали также из-за отсутствия воздушной заслонки карбюратора. Все это определило порядок работ по совершенствованию конструкции мотора.

Мною были разработаны и опробованы тиристорные электронные системы зажигания (бесконтактная и контактная), а также обычная система зажигания от магнето. Для обеспечения высокой надежности работы мотора в нем применены две системы. Основной является контактная тиристорная ЭСЗ с накопительным конденсатором и трансформаторным формирователем пусковых импульсов, а дублирующей — обычная система зажигания от магнето с выносным высоковольтным трансформатором (ВТ).

Известно, что бесконтактная ЭСЗ принципиально является более совершенной, чем контактная, однако при случайном отказе какого-либо элемента схемы (что одинаково вероятно для обеих систем) переход от контактной ЭСЗ к обычной может быть произведен практически мгновенно. Это обстоятельство при чрезвычайных ситуациях на воде может оказаться решающим, особенно при плавании вдали от места базирования

Переход от контактной ЭСЗ к обычной системе зажигания осуществляется с помощью переключателя SA1, который вынесен под румпель и загерметизирован.

Читайте также: Мотор омывателя газель next газель бизнес

Каждая система зажигания имеет отдельные катушки; высоковольтную W1 для ЭСЗ и низковольтную W3 для магнетного зажигания (стандартный ВТ из-за недостатка места под кожухом мотора разместить не удалось. поэтому был использован самодельный малогабаритный ВТ).

В электрооборудование мотора введена катушка освещения W2 на напряжение 6 В. Такое усовершенствование позволяет плавать под мотором в ночное время.

Мною изготовлен также легкосъемный малогабаритный тахометр, питающийся от катушки освещения. Электронный тахометр собран по схеме, опубликованной в «КиЯ» №99, №123, но с применением менее чувствительного индикатора, чем рекомендовано авторами статей. Соответственно изменены и номиналы элементов схемы. В качестве индикатора применен малогабаритный вольтметр типа М4223 со шкалой на 50 В и током полного отклонения 1 мА (добавочного сопротивления нет).

Применение индикатора со сравнительно большим током несколько снизило линейность шкалы, но при ее малом размере это обстоятельство становится несущественным, так как тахометр в основном используется лишь как индикатор предельной частоты вращения коленчатого вала. Преимуществом же его является малый вес и объем, а также более высокая механическая прочность. Его конструкция может быть использована и для моторов других марок.

Для удобства пользования мотором на резиновой лодке я сделал удлинитель румпеля, корпус которого изготовлен из старого велосипедного насоса.

Поясню работу ЭСЗ. Переключатель SA1 находится в верхнем положении. Переменное напряжение, индуктированное магнитами маховика в высоковольтной катушке W1, выпрямляется диодным мостом VD1—VD4 и обеспечивает заряд накопительного конденсатора С3.

Одновременно от катушки освещения W2, через диодный мост VD5—VD8 постоянный ток, сглаженный конденсатором C1, течет через ограничительный резистор R1, первичную обмотку W1 импульсного трансформатора Т1, нижние размыкающие контакты переключателя SA1 и замкнутые контакты прерывателя Пр. В момент размыкания контактов последнего во вторичной обмотке W2 импульсного трансформатора Т1 формируется запускающий импульс, открывающий тиристор VS1.

Накопительный конденсатор С3 разряжается через него на первичную обмотку W1 высоковольтного трансформатора ВТ, во вторичной обмотке которого индуктируется импульс высокого напряжения. Он-то и вызывает искровой разряд в запальной свече. Описанный процесс происходит в течение каждого оборота коленчатого вала мотора.

Диод VD9 ограничивает выбросы отрицательного напряжения на управляющем электроде тиристора. Диод VD10 и конденсатор С2 предохраняют от возникновения ложных пусковых импульсов, возникающих при дребезге контактов прерывателя. Использование трансформаторного формирователя пусковых импульсов (Т1, VD9, VD10, С2) обеспечивает наиболее четкую работу ЭСЗ.

Тем любителям, которых заинтересуют предлагаемые мною усовершенствования «Салюта», будут полезны сведения об особенностях конструкции и использованных деталях.

Элементы электронного блока ЭСЗ (VS1, Т1, R1, VD9, VD10, C1, С2, VD1—VD8) укреплены на плате из стеклотекстолита (36Х67Х1,5 мм) и заключены в прямоугольный корпус от старо го конденсатора.

Электронный блок помещается в прорези рамы с правой стороны и крепится винтами М3 к нижней половине кожуха. Электрические соединения электронного блока выполнены с помощью семиштырькового разъемного соединения X1. Конденсатор С3 укреплен на раме мотора с правой стороны под бензобаком.

Катушка W3 наматывается проводом ПЭВ-2 диаметром 0,64 мм на сердечнике от штатного ВТ; количество витков 300±15; намотка рядовая, виток к витку. Вывод начала обмотки припаивается к сердечнику, а вывод конца укрепляется на катушке.

Высоковольтная катушка W1 и катушка освещения W2 намотаны на таком же сердечнике и крепятся на место штатного конденсатора. Если готового сердечника нет, то его можно изготовить из листов электротехнической стали любой марки.

Первой проводом ПЭВ-2 наматывается катушка W1 (диаметр 0,12 мм, намотка рядовая, бескаркасная: число витков 2200); в качестве межслойной изоляции использована лавсановая пленка толщиной 0,03 мм.

Поверх катушки W1 проводом ПЭВ-2 наматывается катушка W2 (диаметр 0,8 мм, число витков — 80, намотка рядовая; межслойная изоляция — лавсановая пленка толщиной 0,06 мм). После намотки выводы катушек укрепляются и их торцы герметизируются эпоксидной смолой.

Импульсный трансформатор 77 имеет магнитопровод ШЛМ 6,5Х7 мм, первичная обмотка которого W1 имеет 250 витков, вторичная W2 — 50 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,20 мм; намотка может быть сделана рядовой или внавал, особое внимание нужно обратить на качество межобмоточной изоляции.

Высоковольтный трансформатор ВТ наматывается на каркасе, изготовленном из стекло-лакоткани, которая проклеена эпоксидной смолой. В каркас, в 10 мм от края, вклепывается пустотелая заклепка заподлицо с поверхностью и к ней снаружи припаивается начало вторичной обмотки W2, а изнутри — гибкий проводник длиной 15—20 мм для соединения с высоковольтным проводом.

Сначала наматывается вторичная обмотка проводом ПЭВТЛ — диаметром 0,05 мм, число витков — 19000±100; намотка рядовая, ширина намотки 43 мм. Первые и последние три слоя — с принудительным шагом 0,7. 0,8 мм с межслойной изоляцией тремя слоями лавсана толщиной 0,03 мм. Остальные слои наматываются виток к витку с межслойной изоляцией из двух слоев лавсана той же толщины. Полоски межслойной изоляции по ширине должны быть равны длине каркаса и перекрывать слои обмотки с обеих сторон, это предупредит пробой между отдельными слоями по торцам обмотки.

Читайте также: Шестерня распредвала мотор 271

Затем наматывается первичная обмотка W1, начало которой соединяется с концом вторичной обмотки и делается вывод проводом МГШВ сечением 0,5 мм 2 . Рядовая намотка ведется проводом ПЭВ-2 диаметром 0,41 мм; число витков 290±10; ширина 43 мм.

После окончания намотки закрепляются выводы, сверху накладывается изоляция, а затем наружный магнитопровод, состоящий из пяти-шести слоев электротехнической стали толщиной 0,15 мм в форме незамкнутого кольца; пакет обвязывается тонкими нитками Затем производится сборка ВТ Каркас с обмотками плотно набивается полосками электротехнической стали длиной 42 мм, шириной 6—8 мм, толщиной 0,2. 0,5 мм, образующими внутренний магнитопровод. Далее в отверстие правой бобышки 9 вставляется отрезок высоковольтного провода; на вы ступающий конец провода с внутренней стороны бобышки 9 де лается бандаж из ниток 7 и центральная жила провода припаивается к гибкому проводнику, соединенному с началом вторичной обмотки ВТ.

Обильно смазав сопрягаемые части бобышек 2 и 9 и каркаса с обмотками эпоксидной смолой, соединяем их вместе и вставляем собранный ВТ в полиэтиленовый стакан. Его удобно сделать из баллончика от силикатного клея Для надежной герметизации ВТ в стакан заливается 10—20 см 3 разогретой эпоксидной смолы. Для лучшей герметизации ВТ поверх стакана после сборки на правую бобышку наматываем бандаж 10 из капроновых ниток и также промазываем смолой. После отверждения смолы к поверхности ВТ приматывается бандажами из капроновых ниток крепежная скоба для его фиксации на раме мотора

Переключатель SA1 типа Т3 помещен в кожух от реле РЭС-22 с припаянными выводами и также залит эпоксидной смолой. Поверх переключателя для дополнительной герметизации надет резиновый колпачок на мастике и закреплен бандажом из ниток.

Конструкция воздушной заслонки и удлинителя румпеля ясна из приводимых эскизов и не требует особых пояснений.

После тщательной проверки монтажа и каждого элемента схемы собираем мотор, устанавливаем момент зажигания и испытываем обычную систему зажигания. При прокручивании маховика, если все элементы исправны, должно наблюдаться бесперебойное искрообразование при искровом промежутке 6—7 мм Для того, чтобы наладить работу ЭСЗ, надо переключатель SA1 перевести в верхнее положение по схеме. В пусковом режиме и полностью исправных элементах схемы должно наблюдаться бесперебойное искрообразование при искровом промежутке 7—9 мм. Если его нет, следует поменять полярность одной из обмоток импульсного трансформатора Т1. Как правило, налаживание на этом и заканчивается. Иногда нечеткая работа мотора от ЭСЗ объясняется низким качеством прерывателя; в этом случае следует подобрать емкость конденсатора С2, изменяя ее от заданного значения до получения наилучших результатов. Следует помнить, что при увеличении емкости улучшается антидребезговый эффект при одновременном уменьшении амплитуды запускающих импульсов.

Если искрообразование при ЭСЗ все же недостаточно эффективно, следует проверить вели чину напряжения на накопительном конденсаторе С3. Измерение лучше производить осциллографом, но можно использовать высокоомный вольтметр В пусковом режиме амплитуда напряжения на конденсаторе С3 не должна быть менее 100 В, а при максимальной частоте вращения — не более 400—450 В. Пониженное напряжение на конденсаторе С3 может быть обусловлено токами утечки (в тиристоре VS1. диодах VD1 — VD4, в самом конденсаторе С3 из за завышенной его емкости) или недостаточной индукцией магнитов маховика. Из-за последней причины плохо будет работать и зажигание от магнето.

Для установки необходимой величины напряжения на конденсаторе С3 желательно высоковольтную обмотку W1 сделать с отводами (например 2000+200+200 витков). Если напряжение на С3 находится в рекомендуемых пределах, следует заменить высоковольтный трансформатор.

После доработки пользоваться мотором стало несомненным удовольствием. По легкости и быстроте запуска мотор не уступает «Жигулям». Достаточно легкого рывка — мотор запускается, как правило, с первой попытки, не «привередлив» к состоянию свечи, работает устойчиво при любой частоте вращения, стал более экономичным. Наличие освещения позволяет пользоваться мотором круглосуточно. С удлинителем румпеля стало возможным плавать на легкой резиновой лодке в одиночку. Сочетание ЭСЗ и воздушной заслонки обеспечило надежный запуск. За пять навигаций не было каких-либо неполадок, кроме среза шпонок на гребном валу.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎥 Видео

    реставрация и модернизация лодочного мотора салют-эСкачать

    реставрация и модернизация лодочного мотора салют-э

    лодочный мотор Салют за "копейки" (часть 2, модернизация)Скачать

    лодочный мотор Салют за "копейки" (часть 2, модернизация)

    Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотораСкачать

    Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотора

    доработка газоприемника лодочного мотора салютСкачать

    доработка газоприемника лодочного мотора салют

    Лодочный мотор Салют-Э доработан и облекченСкачать

    Лодочный мотор Салют-Э доработан и облекчен

    гибрид лодочный мотор Салют + триммер 43сс продолжение )))Скачать

    гибрид лодочный мотор Салют + триммер 43сс продолжение )))

    легкие лодочные моторы своими руками на базе Салют Э и триммераСкачать

    легкие лодочные моторы своими руками на базе Салют Э и триммера

    Помпа лодочного мотора салютСкачать

    Помпа лодочного мотора салют

    Лодочный мотор Салют-Э. МодернизацияСкачать

    Лодочный мотор Салют-Э. Модернизация

    гибрид лодочного мотора Салют-Э + триммер 43сс вторая часть )))Скачать

    гибрид лодочного мотора Салют-Э + триммер 43сс вторая часть )))

    ПЛМ. Салют-Э ремонт и модернизация ( для развлечения)Скачать

    ПЛМ. Салют-Э ремонт и модернизация ( для развлечения)

    лодочный мотор салют с двигателем от триммераСкачать

    лодочный мотор салют с двигателем от триммера

    доработка второго плм Салют ЭСкачать

    доработка второго плм Салют Э

    лодочный мотор Салют - винт : (родной или "бариновский")??? Плюсы и минусы!Скачать

    лодочный мотор Салют - винт : (родной или "бариновский")??? Плюсы и минусы!

    гибрид лодочного мотора Салют и бензокосы . упрощенная версия ))Скачать

    гибрид лодочного мотора Салют и бензокосы . упрощенная версия ))

    лодочный мотор Салют за "копейки".Разборка,дефектовка (Часть 1)Скачать

    лодочный мотор Салют за "копейки".Разборка,дефектовка  (Часть 1)

    лодочный мотор Салют-Э радует!Скачать

    лодочный мотор Салют-Э радует!

    Переделка лодочного мотора САЛЮТ-Э!!!!!!!Скачать

    Переделка лодочного мотора САЛЮТ-Э!!!!!!!
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток