Устройства сапога лодочного мотора

Рассмотрим устройство подвесного лодочного мотора на примере четырехтактного Honda BF5, изображение которого мы взяли с официального сайта “Honda”. Мотор на картинке предстает перед нами в полураздетом состоянии и на ней наглядно можно разглядеть основные узлы ПЛМ.

Сразу скажем, что это одноцилиндровый, 4-х тактный мотор. На 2-х тактном основные узлы ничем не различаются, в нем только нет клапанной системы газораспределения (нет распредвала, клапанов, масляного картера). У двухтактников вместо этого есть специальные отверстия в стенках цилиндров, через которые в них поступает топливная смесь и выходят отработанные газы.

Что примечательно, то в этом, казалось бы маломощном, 5-ти лошадном лодочном моторе, уже есть термостат и это одноцилиндровый двигатель, на секундочку. Привод у Хонды немного другой, по сравнению с большинством аналогичных моторов. Вертикальный вал составной, части его соединяются прямо под редуктором. Так что устанавливать сапог после ремонта системы охлаждения будет не сложно.

Устройства сапога лодочного мотора

Кроме того у Honda BF5 нет встроенного бензобака, да и вообще Хонда их не ставит на свои моторы. Ручной стартер здесь тоже не стандартного типа, как мы привыкли, с верхним расположением на маховике. Но зато у Хонды он надежнее, т.к. ваши мышечные усилия передаются на маховик не лепестковой, а зубчатой передачей с передаточным отношением. Такое конструкторское решение японских инженеров уменьшило усилие при заводке мотора, так что лодочные моторы Хонда заводить может и женщина и ребенок. Но это не уникальное решение, Evinrude и Johnson давно уже его практикуют.

Рычаг КПП здесь расположился сбоку, хотя последние мировые тренды (и мировые бренды) говорят о том, что в передней части мотора будет удобнее.

Карбюратора здесь не видно, но поверьте он есть.

У большинства маломощных лодочным моторов топливный насос крепится на паре болтов. Шток топливного насоса, через отверстия в блоке цилиндров, взаимодействует с кулачками распредвала. Аналогичные кулачки предназначены для толкателей клапанов. Все эти кулачки на распредвале расположены так, чтобы кулачки и топливный насос работал в строго определенном режиме. Распредвал напрямую связан с коленвалом лодочного мотора через зубчатую передачу. Но всё это относится исключительно к 4-х тактным моторам.

Чем Хонда 5 ничем не отличается от других ПЛМ так это системой охлаждения с крыльчаткой, редуктором и самим механизмом переключения передач. А вот выхлоп тут не через ступицу, а над гребным винтом, точно также как и у четырехтактной Ямахи 5. Многие спорят о плюсах и минусах такого решения, но на наш взгляд – все равно, и та и та система выполняет свои функции. Противники выхлопа над винтом говорят, что он громче, но как это можно замерить на фоне шума самого двигателя. Почему японцы пошли на такой шаг не известно, но явно тут не при чем влияние выхлопа на гидродинамику винта, мотор то всего 5 л.с., не те тут скорости. Да и у всех более мощных лодочных моторов выхлоп идет через ступицу винта.

Надеемся, что после такого разбора устройства типичного лодочного мотора, вопросов у вас осталось меньше. Если остались – пишите, постараемся ответить.

Видео:⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать

⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникам

Строение подвесного лодочного мотора

Рыбу можно ловить разными способами, но ловля с лодки является наиболее интересной, как в плане удобства, так и в плане увеличения возможностей. Наличие лодки – это использование водоема на все сто процентов, так как существуют места недоступные для ловли с берега.

Лодки обладают различными характеристиками, они могут быть деревянными, металлическими, пластмассовыми и т.д., но желательно, чтобы у них был мотор. Присутствие мотора позволит избежать определенных неприятностей и привнесет долю комфорта в процесс рыбной ловли.

Неплохим вариантом является подвесной мотор, так как он позволяет сэкономить полезную площадь лодки, а также его демонтаж является легким делом, что дает возможность хранить не очень дешевый агрегат в более надежном месте.

Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать

Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назад

История создания и модернизации подвесных лодочных моторов

Первый механический мотор для лодки подвесного типа придумал американец Томас Рис еще в 1866 г. Гребной винт в нем вращался вручную, а предложенная им схема установки двигателя на транце используется по сей день. Пальма первенства в изобретении его собрата с электромотором принадлежит французу Густаву Труве, который предложил такую конструкцию спустя 15 лет.

И лишь к 1909 г. американцем Олом Эвинрудом было налажено промышленное производство бензиновых подвесных лодочных моторов, что и послужило толчком для бурной моторизации судов небольшого водоизмещения.

Видео:Демонстрация устройства и работы лодочного мотораСкачать

Демонстрация устройства и работы лодочного мотора

Устройство подвесного лодочного мотора

Устройство лодочных моторов подвесного типа с момента их появления выполняется с размещением узлов по вертикали. Двигатели располагаются в верхней части и соединены своим корпусом с дейдвудом (промежуточным корпусом). Коленчатый вал расположен вертикально, оборудован вверху магнето (вырабатывает электроэнергию) и стартером (используется для начального запуска мотора).

Продолжением коленчатого является вертикальный вал, размещенный внутри дейдвуда. В промежуточном корпусе размещены тяги, которыми управляется редуктор, и трубки, подающие воду к мотору для охлаждения.

Внизу вертикальный вал состыкован с понижающим редуктором, передающим вращение на винт. На агрегаты мощностью за 5 л.с. редукторы ставятся оборудованные муфтами сцепления и обычно обеспечивают реверс (задний ход). Последний, по нормативам для подвесных моторов, обязательны для двигателей с мощностью, превышающей 12 л.с.

Соединение винта лодочного мотора и выходного вала редуктора выполняется через предохранитель. Это шпонка, срезанный штифт, резиновая специальная втулка, предохранительная муфта. Он имеет ограниченную прочность и, ломаясь, сохраняет мотор в целостности при контакте винта с каким-либо подводным препятствием.

Схем крепления подвесных моторов к транцу несколько: жесткая, поворотная, откидная и поворотно-откидная. Последняя в лодочных моторах, по отзывам, используется чаще всего, так как обеспечивает двигателю возможность вращаться вокруг вертикальной и горизонтальной оси.

Существует две схемы управления подвесными лодочными моторами: румпельная и дистанционная. В первой это делается через румпель (рукоять), расположенный впереди двигателя, в его верхней части. На нем же располагаются кнопка «Стоп» и ручка газа, которой регулируется расход топлива лодочного мотора. Дистанционным управлением оборудуются мощные моторы. Система включает специальные троса (штуртросы) или гидравлические и электрические сервомеханизмы.

Бензин к мотору подается, обычно, по шлангу из бака, который располагается отдельно в лодке. У некоторых маломощных лодочных моторов он может встраиваться в корпус.

Производители подвесных моторов совершенствуют свои изделия, стараясь создавать с их помощью дополнительный комфорт для пассажиров. Для этого оборудуют двигатели дополнительными устройствами: электрогенераторами (снабжают лодки электроэнергией), электростартерами, гидронасосами, компрессорами, осушительными насосами, бойлерами, спидометрами, контрольно-измерительными приборами.

Видео:Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать

Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?

Особенности современных лодочных моторов

Общие характеристики современных агрегатов на лодки являются весьма внушительными. Сегодня мототехника сделала огромный шаг вперед, и тем самым сделала устройство лодочного мотора очень технологичным и совершенным:

  • сегодня подвесными лодочными моторами оснащают очень многие плавательные средства, такие как гидроциклы, яхты, катера и лодки, а также надувные лодки ПВХ. Можно сказать, что эти моторы являются универсальными. Порой даже, имея сразу и гидроцикл и лодку, лодочник имеет лишь 1 мотор на 2 средства передвижения;
  • лодочные моторы обладают крайне надежными, практичными и долговечными характеристиками. Особенно выделяются двухтактные и четырехтактные лодочные моторы, которые завоевали популярность во всем мире. Это крайне надежные агрегаты, которые являются очень мощными. Максимальная мощность таких лодочных моторов составляет 300 лошадиных сил. Большинство подобных лодочных моторов обладают очень хорошей экономичностью, учитывая их мощность. Порой экономичность доходит до 45 процентов;
  • на современном рынке мототехники более всего востребованы лодочные моторы из Японии, Соединенных Штатов Америки и Китая. Эти моторы представляют собой образцы высокого качества и долговечности. Со времен появления этой техники на рынке, можно сказать, что изменились все тенденции в мире лодочных моторов. Сразу же поменялось отношение этим агрегатам и принцип обслуживания. Теперь уходу за такими моторами уделяют особенное внимание и тщательно за ними следят. И моторы не остаются в долгу – после этого они способны прослужить много лет и даже десятков лет своему владельцу.

Видео:Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотораСкачать

Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотора

Обзоры лодочных моторов зарубежных производителей

Рынок лодочных двигателей подвесного типа сегодня представлен большим количеством изделий от разных производителей. Среди известных соотечественникам марок – Ямаха, Судзуки, Меркурий, Тохатсу, Honda, Nissan marine, Hdx, Hangkai, Sea Pro, Нептун, Салют, Парсун, Джонсон, Шмель, Hidea, Jet, Гольфстрим, Sailor, Гладиатор, Zongshen и др.

Некоторые из умельцев пытаются сами изготавливать такие двигатели, делая, например, мотор из бензопилы. И получается, кстати, и неплохо.

Ямаха

Корпорация «Yamaha» (Япония) на рынке моторов подвесного типа уже несколько десятилетий. За это время ею продано в разных регионах Земли почти 7 млн. агрегатов. Компания из самых представительных поставщиков моторов во многие государства мира.

Линейка выпускаемых моторов под маркой «Ямаха» состоит из более чем двухсот разновидностей. Все они объединены в основных 4 серии: «Four Storke», «Hi-Tec», «Enduro», «Original».

Агрегаты серий «Hi-Tec» и «Original» двухтактные лодочные моторы. Диапазон их мощности 250…2 л.с. Первая отличается комплектацией многим дополнительным оборудованием, у второй оно присутствует минимально. В преимуществах ямаховских двигателей – раздельная подача в цилиндр топлива (бензина) и масла.

Остальные две серии («Four Storke», «Enduro») 4-тактные лодочные двигатели со всеми их преимуществами, причем последние разработаны и производятся для тяжелых, сложных условий эксплуатации. Именно эти модели больше приобретают для целей спорта.

По имеющимся отзывам моторы Ямаха компактны, обладают оптимальным размещение узлов, деталей, незначительны по весу. В их достоинствах инновационные технические и технологические решения.

2-тактные двигатели бренда «Ямаха», из-за доказавшей многими годами эксплуатации, безопасности, небольших размеров, бюджетной цены, востребованы отечественными покупателями. Они высокоремонтнопригодны, требуют минимального обслуживания, просты конструктивно, легко перевозятся.

У ямаховских четырехтактных агрегатов, ради чего они и создавались, повышенный ресурс, лучшие экологические характеристики, минимальная шумность. Современность изделий подчеркивается использованием в системах управления микрокомпьютеров. В характеристике любого мотора Ямаха расход топлива самый низкий среди своих аналогов.

Nissan marine

Данный тип двигателей в России малоизвестен. Они японского производства и, как все остальные серии от бренда, представлены в линейке 2-х (серии «NS», «NSD») и 4-хтактными (серии «NSF», «BF») изделиями. Есть среди агрегатов, выпускаемых компанией, инжекторные лодочные моторы TLDI, оснащенные системой впрыска бензина.

Читайте также: Крона камилла 600 дарк гласс 1 мотор

Моторы Ниссан Марине по основным характеристикам и параметрам подобны агрегатам марки «Tohatsu». Имеющиеся отличие в комплектации двигателей, их исполнении. В линейке есть и исключения – серия «BF», разработанная вместе с инженерами .

Достоинства марки Ниссан Марине в неприхотливости механизмов, их выносливости. Надежность конструкции повышена оцинковкой всех поверхностей, соприкасающихся с водой, выполнением из нержавки корпусов водяных насосов, установкой резиновой крыльчатки в помпе в большим, чем обычно, зазором. Последнее особенно положительно влияет на работу агрегатов в заиленной, замусоренной воде.

Nissan marine – марка, под которой компания выпускает агрегаты с одним (модель «NS3.5A2 1», 3,5 л.с.), тремя (40-сильный) и четырьмя (120-сильный) цилиндрами. У более «сильных» в комплекте электротриммеры, которые поставляют дополнительно электроэнергию на борт судна.

Последние модели двухтактных моторов производятся фирмой Нисан с впрыском топлива в цилиндры, что позволило сильно снизить расход топлива и приблизиться по этому показателю к 4-тактным их аналогам. И имея меньший вес, большую мощность, стали для последних реальными конкурентами.

4-тактные модели моторов фирмы закрывают диапазон мощностей 225…2 л.с. Из самых покупаемых сегодня соотечественниками одноцилиндровые агрегаты карбюраторного типа 4,0 и 6,5 л.с. Последние трехцилиндровые изделия являются инжекторного типа и могут запускаться вручную.

У моторов марок Nissan marine до 4 лошадей встроенные бензобаки. У более мощных агрегатов бензин подается из отдельной канистры.

Меркурий

Моторы подвесного типа марки Меркурий производятся (США) больше 8 десятилетий. На сегодня в мире сформирована сеть техцентров по продаже, обслуживанию, ремонту агрегатов, что добавила бренду авторитета, значительно увеличило уровень продаж.

Сегодня, опираясь на отзывы, лодочный двигатель Меркурий из самых востребованных и продаваемых на рынке. Все это достигнуто годами кропотливой работы над совершенствованием продукции, постоянной нацеленностью на инновационные решения. Последнее – особенность фирмы, ибо в ее моделях постоянно присутствует что-то новое, что затем станет обязательным для других производителей.

Спектр моторов, выпускаемых компанией обширен. Здесь 4-тактный агрегат марки «Verado», получивший приводной воздушный нагнетатель, что приблизило его по мощности до 2-тактным собратьев. Здесь и серия «EFI», укомплектованная системой непосредственного впрыскивания бензина. И модели серии «Optimax», у которых такой впрыск прямой, в цилиндры.

Изделия от бренда Меркурий раскупаются любителями-лодочниками и профессиональными гонщиками. Последние именно на них достигают вершин своей карьеры в спорте. Тому подтверждение: Гвидо Каппеллини – гонщик Формулы 1 и неоднократный ее победитель; кругосветное плавание шведов на катере, оснащенном меркуриевским 4-тактным агрегатом и пр.

Выпускает компания и водометные лодочные моторы подвесного типа. Их особенности позволяют легко преодолевать мелководья, перекаты в водоемах. Характеристики порой превосходят винтовые агрегаты.

Среди лучших моделей компании специалисты из последних моделей о. Именно в нем сконцентрировано все то новое, что придумано на сегодня инженерами Меркурия. Агрегат с современным, функциональным внешним видом, имеет электронный впрыск, небольшой вес, отличается от собратьев повышенной надежностью, выносливостью. Плюс ко всему – сниженный расход топлива, простота обслуживания.

Тохатсу

Тохатсу – компания, которая впервые в Японии стала выпускать подвесные лодочные бензиновые двигатели. Первенец (ОВ-2, 1,5 л.с.) увидел свет в 1956 г. и стал агрегатом, начавшим влиять на формирование мирового рынка подвесных моторов.

В особенностях изделий Тохатсу — надежность, несмотря на сложность условий работы. Достигается это производственным контролем (в спецбассейне фирмы) всех узлов, деталей перед запуском в серию.

Основная специализация фирмы – двухтактные моторы. В них реализовано малое давление и прямой впрыск бензина в цилиндр, что уменьшило расход горючего, количество доливаемого в Тохатсу масла, снизило вредные выбросы наружу. В итоге двигатели практически ничем сегодня не уступают 4-хтактным изделиям.

По характеристикам модель «M 2.5» из самых маленьких моделей среди изделий «Tohatsu». Тем не менее он имеет электронную систему зажигания, специально сконструированный топливный насос (с возвратной петлей), позволяющий минимально расходовать бензин. Верх удобства в агрегате – наличие ручки для переноса, возможность поворачиваться кругом.

Из самых востребованных покупателями, по отзывам, – мотор Тохатсу марки «18 C EPS». Он удобен для средних по размеру лодок, его покупают владельцы небольших яхт. Имеет датчики перегрева, давления масла. От него можно подзаряжать аккумуляторы, другие электроприборы. Его устанавливают с ручным управлением и дистанционным.

Сузуки

Перечень моделей марки «Suzuki» подвесного типа включает изделия 2,5…300 л.с. мощности. Есть среди них 2-х и 4-хтактные, ими можно оснастить разные типы судов.

Компания постоянно ведет поиск новых технических решений для своих изделий и потому сегодня находится в лидерах среди производителей четырехтактных моторов, оборудованных электронным впрыском. Это подтверждают постоянные награды на разных конкурсах, в которых принимают участие агрегаты фирмы.

Одним из лучших показателей престижности изделий фирмы расход топлива моторами Сузуки, который реально ниже, чем у агрегатов конкурентов. А достигнуто это созданным компанией фазированным многоточечным электронным впрыском бензина, что является самой передовой инновацией сегодня среди таких изделий.

Высокий рейтинг изделий бренда «Suzuki» поддерживает их надежность, использование проверенных временем технологий, обязательная проверка всех новшеств на уровень токсичности выбрасываемых газов. Агрегаты снабжены многочисленными датчиками, которые сообщают о возникающих неисправностях двигателя и помогают их быстро устранить.

Компанией Сузуки постоянно применяются новые материалы. Такая последовательность в работе привела к тому, что в своем классе 4-тактные агрегаты фирмы самые легкие и компактные.

В достоинствах изделий Сузуки легкость доливки масла в бензин лодочный мотор, простота обслуживания, управления. Они сегодня снабжаются мощными генераторами, уже на малых оборотах выдающие достаточно электроэнергии, используемой для разных целей. В преимуществах Сузуковских агрегатов и самая малая шумность в работе.

Видео:Детальный обзор внутри двигателя лодочного мотора 9.8 MikatsuСкачать

Детальный обзор внутри двигателя лодочного мотора 9.8 Mikatsu

О лодочных моторах для начинающих

Как выясняется, не всем одинаково полезными являются статьи о лодочных моторах, где описывается их ремонт и настройка. Ведь многие будущие судоводители еще только задумываются о приобретении коней на транец, не зная даже, какому мотору отдать предпочтение — двухтактному или четырех? А может, и вообще — бензиновому или электрическому? А какого производителя? Cэкономить и купить китайца? Китайский — точно такой же, как японский, только дешевле? Ну, по-поводу последнего пункта, конечно, не стоит самих себя обманывать. Не такой же. Но дешевле. Переплата за бренд? Да, ведущие мировые бренды стоят внушительных денег. Поэтому позволить себе экономить на качестве было бы глупо с их стороны. К Китаю в этом смысле, претензий быть не должно.

Среди самых нелепых китайских подделок, лодочный мотор, стоящий своих денег, нам обнаружить не удалось. Пожалуй, их можно было бы брать за ту сумму, по которой их отправляют с фабрики. В принципе, это цена одноразовой зажигалки. С той же фабрики. По-сути, это одни и те же «моторы», с разными нашлепками, названия для которых можете придумать и вы. Ну и продавать их, сочиняя небылицы о новом «бренде», об очень качественных запчастях и клея наклейки на крышки капота у себя на кухне. Это про лодочные моторы из деревень Китая.

Выгодно среди китайцев уровнем повыше, выделяется моторчик, мощностью в пятнадцать лошадок, от китайских компаний Hidea и Hankai, собранный по образу и подобию мотора Yamaha 15 FMHS. Точнее, устаревшей его модели, хотя, суть от этого не меняется. Ходит этот мотор и по сей день где-то. Правда, после некоторых доработок. Но они были для удобства эксплуатации, они и без них бы работали. Впрочем, это не удивительно, если посмотреть на их производство, не уступающее европейским стандартам. При полной разборке, неприятных вещей, в плане качества, обнаружить не удалось. Не очень понравился только карбюратор, имевший острые наплывы и постоянно выпадающую тягу воздушной заслонки (на первых моделях), но, как выяснилось, другие были без этих проблем. Другие же их собратья от этих же производителей не вызвали отрицательных эмоций. К примеру, четырехтактная пятерка Hidea. Очень шумный и, на наш взгляд, не очень надежный мотор. Впрочем, как и его прародитель Yamaha 5.

Лодочные моторы Yamaha, произведенные во Франции, с белыми колпаками, в Россию не поставляются. То есть, не поставляются официально. Попадают к нам, как правило, из Финляндии.

В других моторах от Hidea и Hankai мы не копались так основательно, но, даже на первый взгляд, качество у них в разы выше своих соотечественников. Hankai и Hidea явно относится к категории ХК (Хороший Китай), если так можно выразиться. Фирма Parsun, вроде бы так же пытается держаться на уровне ХК. Особых претензий к качеству мотора по этой цене нет, а фирму можно встретить даже в Австралии. В том числе и 9.6 — киловаттный лодочный электромотор на 48 вольтах. В любом случае, важно понимать, приобретая китайский лодочный мотор, что перепродать его, как б/у, довольно проблематично.

Часто, очень быстро начинает падать компрессия. Связано это, вероятно, с более низким качеством металла. Этого можно избежать, если регулярно обслуживать его и, само собой, обязательно консервировать на зиму.

Впрочем, это подтверждают и сами фабрики, заявляя о моторесурсе чуть выше наших отечественных лодочных моторов и в два-три раза ниже, чем у именитых производителей.

Самые дешевые китайские лодочные моторы старайтесь обходить стороной. Приобретать их лучше в качестве сувениров. Единственный недостаток этих сувениров — их внешний вид. Покупать их начинающему судоводителю крайне не рекомендуем. Не соблазняйтесь на стоимость.

Два или четыре такта? Напомним отличия. В автомобиле у вас работает четырехтактный двигатель. Это означает, что впуск топлива и выпуск выхлопных газов происходит за счет открывания клапанов в строго определенное время. Открытие клапанов осуществляется через распределительный вал, который связан непосредственно с коленчатым валом двигателя. С тем, на котором установлен поршень. Т.е., шатун поршня. Количество клапанов, наличие форсунок и т.д., значения не имеют, смысл один и тот же. Чтобы впустить топливо-воздушную смесь в камеру сгорания, должен открыться впускной клапан, когда поршень начинает движение вниз, к так называемой нижней мертвой точке. Учитывая, что при этом, поршень играет роль насоса, создающего разряжение к камере сгорания цилиндра, топливо будет поступать в нее даже без впрыска. К тому моменту, когда поршень начнет движение вверх, к верхней мертвой точке, впускной клапан должен быть уже закрыт. Т.е., оба клапана закрыты, т.к. выпускной еще даже не начинал свою работу. Поршень сжимает топливную смесь и, в зависимости от регулировки опережения зажигания и скорости вращения коленвала, свеча воспламеняет сжатое топливо. Воспламенение и увеличение объема толкает поршень вниз, обратно. Это называется рабочий ход. Причем, коленвал уже сделал полный оборот и начинает взаимодействовать с распредвалом, который открывает уже выпускной клапан, когда поршень движется вверх. Выхлопные газы вылетают в выпускной коллектор. Впуск-сжатие-рабочий ход-выпуск составляют четыре такта работы двигателя. По-сути, четыре движения поршня, вверх-вниз-вверх-вниз и. И два оборота коленвала. Такая система позволяет наиболее точно дозировать топливную смесь и способствует более полному ее сгоранию. Что, конечно же, повышает экологичность и экономичность двигателя. В двухтактном двигателе полный рабочий цикл происходит за один оборот коленвала. Клапаны отсутствуют, распредвал, соответственно, тоже. Вместо них прямо в стенках цилиндра прорезаны впускные и выпускные окна. Т.е., фазы впуска и выпуска частично перекрывают друг друга. Топливо также поступает в камеру сгорания за счет разряжения, при ходе поршня вниз, когда он открывает собой впускное окно. Далее, он сжимает смесь, свеча ее воспламеняет и толкает поршень вниз. При ходе вниз поршень открывает так же и выпускное окно. Выбросу выхлопных газов частично помогает тут же поступающее в цилиндр топливо. Конечно, часть топлива при этом улетает в трубу. Точнее, в воздух или в воду. А топливо в двухтактном моторе — это смесь масла и бензина, так как процесс всасывания происходит через кривошипно-шатунную камеру, а масляного картера в таких моторах нет. Приходится добавлять масло в топливо для смазки деталек внутри мотора. Разумеется, двигатель далек от совершенства, а экономичность его уступает четырехтактникам. И окружающая среда тоже не в восторге. Да и вы не будете в восторге на малом ходу при попутном ветре. Но есть и некоторые преимущества. Двухтакный двигатель прост в устройстве. Он гораздо легче четырехтактного собрата и требует меньший рабочий объем сравнимой мощности. Последние новшества впрысковых моделей дают превосходные результаты, которые сильно конкурируют с четырьмя тактами. Но это для средних и больших мощностей.

Читайте также: Лодки пвх под мотор ндх китай

Конкретно мы, все-таки более склонны к четырехтактным лодочным моторам. Единственным недостатком считаем только их вес. К тому же он тише и приятней работает. Многие доводы против них считаем некорректными. Рассмотрим их.

«Перевозка только на одном боку».

Двухтакный мотор вы тоже везете на боку. Какая разница, на каком боку он будет лежать? И на большинстве моделей ручка передач располагается сбоку, она довольно хрупка, поэтому эти двухтактники так же желательно будет класть только на румпель. К тому же, новые модели четырехтактных лодочных моторов уже можно возить как угодно.

Да, дороже. Но ресурс в разы выше. Хороший японский лодочный мотор ходит много лет без намеков на износ.

Для соревнований у нас есть совсем другие лодочные моторы, лишь внешне напоминающие стандартные модели. Отдыхая на воде, мы не обращаем внимания на потерянную секунду. А вот на дикий рев ранним утром — очень даже обращаем. А мотор необходимо подбирать к лодке просто соответствующей мощности. К тому же, 4-ткт моторы более тяговитые.

«Постоянный контроль за маслом в картере».

Почему же постоянный? В конце концов, есть светодиодный индикатор на малых моторах и контроль за всеми системами на приборной панели на больших. А вот возни с разбавлением масла на двух тактах, гораздо больше, если так рассуждать.

«В случае серьезной поломки, трудно самому далеко от цивилизации что-либо сделать». Ну, если настолько серьезная поломка, то и с двумя тактами ничего не сделаешь. Но опять же, разница в ресурсе о чем-то говорит. А на машине мы уезжаем тоже иногда очень далеко и радуемся, что у нас долговечный четырехтактный двигатель в ней стоит.

«Более высокая стоимость». Это бесспорный факт. Часто именно больший вес и более высокая стоимость четырехтактных двигателей, играют решающую роль в выборе в пользу двухтактных лодочных моторов.

Что касается конкретных моделей, то лучше всего себя зарекомендовали в мощностях 5 л.с. — это Mercury-Tohatsu. Что, в принципе, без разницы, поскольку собирают их одни и те же руки на одной ленте конвейера. А четырехтактные пятерки, пожалуй, лучше них никто не выпускает. Это так же может быть и взглядом сервисменов, в плане удобства обслуживания и ремонта. Поднявшись повыше, можно заметить отличный двухтактный мотор от Tohatsu — 9.8 л.с. Поистине народный любимец среди маломощных моторов. Он является самостоятельной моделью и обладает превосходным весом для такой мощности.

В пятнадцатилошадином диапазоне вырывается вперед Mercury, со всеми своими разновидностями моделей. В их числе и серия Sea Pro, для тяжелых режимов работы.

Правда, имеющий больший вес, но и больший объем, что означает больший ресурс при той же мощности. Вплотную к Mercury приближается Yamaha 15 FMHS и Suzuki DT15, неоднократно удивлявший нас своей живучестью, даже при полном отсутствии консервации в течении нескольких лет. Так же можно обратить внимание на не очень компактную 4-тактную Yamaha.

Тут появляется главный их конкурент — неубиваемая, практически вечная и бесшумная Honda. Honda производит только четырехтактные моторы.

От 25 лошадей начинается борьба впрысковых моделей. Помимо Mercury c его EFI-системой впрыска, в дело вступает прародитель всех подвесных лодочных моторов Evinrude. И, на наш взгляд, занимает одно из лидирующих мест до 300 л.с. И в удельной мощности, в том числе. Но крайне трепетно относится к качеству топлива. Правда, это не относится к всеядным моделям специального назначения, не требующим даже обкатки из-за особого покрытия поршневой системы. Про их стоимость лучше умолчать. Обзор лодочных моторов Evinrude E-tec, мы сделали такой: Платить ли за Эвинруд ?

Когда предполагается приобретение плавсредства для выходов на небольшие тихие озера, с целью просто полюбоваться берегами с воды или заняться спиннинговой ловлей, на первое место для рассмотрения, должен выходить лодочный электромотор. Плюсы вполне очевидны, а минусов в данной ситуации у него нет. Мы обожаем электромоторы и всячески стараемся развивать их и их применение на водоемах.

При выборе двигателя для вашей лодки, так же, одним из основных факторов, должно являться наличие сервиса дилера рядом с местом вашего базирования. А так же сроки поставки запчастей и расходных материалов, к примеру, гребных винтов и масляных фильтров.

Что же касается водометных лодочных моторов, то больше всего разновидностей по мощностям, на данный момент, выпускают Mercury-Tohatsy. Хотя, по своей сути, это всего лишь водометные насадки с импеллером, утановленные на дейдвуд (ногу) базовых моделей ПЛМ, заместо редуктора (сапога).

Видео:[ПОЛЕЗНО] Перевозка ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. MOTOR STIK. БуратиноСкачать

[ПОЛЕЗНО] Перевозка ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. MOTOR STIK. Буратино

Обзор лодочных моторов по видам и типам

Подвесные бензиновые

Первые бензиновые лодочные моторы появились в 1909 году. Создателем данных моторов стал американец Олом Эвинруд. На сегодняшний день производство этих моторов продолжается и выбор их довольно широк – это 26 модификаций.

В наше время можно видеть, что основная масса лодочных моторов строится по той схеме, которую предложил Эвинруд еще в 1906 году. То есть в данном случае подразумевается вертикальная компоновка всех деталей. Двигатель располагается в верхней части корпуса, а коленчатый вал идет вертикально вниз. Нижняя часть промежуточного корпуса служит креплением для редуктора, передающего вращение на гребной винт.

Бензин поступает через шланг, который соединяет выносной бак с двигателем. Только моторы с небольшим расходом топлива оборудуются встроенным бензобаком.

Как же произвести выбор мотора для лодки? Во-первых, необходимо обратить внимание на тип судна. Подвесные моторы различаются по длине «ноги» (дейдвуда). Данная длина имеет зависимость от конструкции лодки. Также важна длина транца, которая может составлять 380-635 мм.

Мотор может по-разному крепиться. Если крепление жесткое, то здесь подразумевается неподвижная фиксация на транце. При использовании поворотной подвески мотор может перемещаться вдоль вертикальной оси. Оптимальная подвеска – это поворотно-откидная, которая улучшает управление лодкой. Использование этой подвески смягчает удар о препятствие, что связано с откидыванием двигателя. Лучшая подвеска считается та, которая изготовлена из упругих материалов, которые способны уменьшить уровень вибрации на корпусе вашего судна.

По управлению лодки разделяются на румпельные и с дистанционным управлением. Румпельные моторы подразумевают под собой наличие ручки (румпеля), которая соединена с мотором. Если же руль находится в центре судна, то здесь можно говорить о дистанционном управлении.

Также на выбор мотора влияет тип запуска. Как известно, мотор запускается с помощью троса или стартера. Если осуществляется запуск с помощью стартера, то для этого мотор должен быть оснащен системой электрозажигания и, соответственно, должен присутствовать замок зажигания, а также аккумулятор.

Перед выбором мотора необходимо обратить внимание на его мощность, и следует ее соотнести с тем, какая мощность двигателя предусмотрена для вашего типа лодки. Обычно мощность указывается на крышке двигателя.

Кроме этого, следует обратить внимание на типы лодочных моторов. Подвесные варианты моторов разделяют на двухтактные и четырехтактные. У первых рабочий цикл – это два такта и они имеют более простое устройство, а также отличаются небольшими размерами и малым весом. Дешевизна и не требовательность к качеству бензина сохраняет достаточный спрос на двухтактные моторы. В свою очередь четырехтактные моторы обладают более высоким ресурсом, и они значительно экономнее в плане расхода топлива.

Выбирая лодочный мотор, необходимо разбираться в маркировке мощности, которая имеет отличия в зависимости от производителя. На российских агрегатах указывают цифры мощности по максимуму, и в данном случае подразумевается мощность на валу двигателя. Что касается зарубежных производителей, то маркировка моторов означает мощность, которая создается на винте или гребном валу. Исходя из этого, российские моторы обладают меньшей мощностью.

Читайте также: В холодильнике мотор или конденсатор

Так как основные характеристики лодочных моторов известны, то стоит перейти к выбору производителя.

Yamaha

Yamaha относится к наиболее известным брендам. Модельный ряд этого бренда представлен семью основными типами моторов, которые имеют более 200 модификаций. В Россию поставляются только четыре серии, начиная от Enduro и заканчивая более простым вариантом Original. А серия HI-Tec отличается раздельной подачей топлива и неплохим выбором дополнительного оборудования.

Мercury

К бренду Mercury можно отнести такое преимущество, как широкий модельный ряд. Также стоит отметить высокую надежность двигателей этой марки. Двухтактные моторы отличаются простотой в эксплуатации и в продаже можно найти двигатели мощностью от 2,5 до 30 л.с. Четырехтактные моторы обладают мощностью от 40 до 250 л.с. На двигателях данного бренда установлена уникальная система переключения скоростей.

Suzuki

Моторы Suzuki, по мнению некоторых профессионалов, относятся к лучшим в мире. Эта формулировка имеет отношение к четырехтактным моторам данной марки. Этот факт обуславливается повышенной надежностью, низким уровнем шума и небольшим расходом топлива. Дорогие модели оборудованы бортовым компьютером, с помощью него происходит оптимизация электронного впрыска, что приводит к большей экономии топлива.

Тohatsu

Компанию Tohatsu можно отнести к лидерам по производству двухтактных двигателей. Модели этого бренда отличаются надежностью, у них существует оптимальное соотношение мощности и веса. Данные моторы разрабатываются в соответствии с экологическими стандартами. Двухтактные моторы фирмы Tohatsu, по мнению экспертов, являются наиболее надежными из ряда себе подобных.

Вихрь

К наиболее дешевым моделям можно отнести образцы отечественного производства, и в частности “Вихрь”, которые выпускаются в нескольких модификациях. Устройство данных моделей – это классическая схема двухтактных двигателей. К положительным качествам можно отнести: большую мощность, низкую цену, ремонтопригодность и отсутствие проблем с запасными частями. В свою очередь список недостатков довольно обширен: шумность, большой расход топлива, возможность возгорания мотора и т.д.

Двухтактные

Двухтактный лодочный мотор предусматривает совмещение фазы выпуска отработавшей смеси и впуска свежей. При этом выхлопные газы вытесняются с помощью свежей рабочей смеси. Данное обстоятельство увеличивает расход топлива и при этом повышается уровень вредных выбросов. Это связано с тем, что в двухтактном двигателе масло добавляется непосредственно в бензин.

Положительными моментами этих моторов является их низкая цена, компактные размеры и простой ремонт, что немаловажно. Также можно отметить неприхотливость к отечественному 92-ому бензину. А если осуществить определенную регулировку, то двухтактный мотор прекрасно работает на таких бензинах, как А-76 и А-80.

Ресурс двухтактного двигателя может составить до 10-12 лет. То есть, в принципе, мотору требуется лишь один капремонт за весь срок его службы. Поэтому можно получить агрегат, который прослужит 15-20 лет.

Какой же мотор следует покупать: отечественный, японский или китайский? Если существует возможность потратиться, то стоит остановить свой выбор на японских моторах, так как они все отличаются высоким качеством.

Китайский производитель направлен на клонирование продукции Yamaha. От оригинальных моделей китайские клоны отличаются сборкой и качеством материала. В общем, можно сказать, что китайский лодочный мотор идеально соответствуют такому параметру, как цена/качество. По некоторым характеристикам китайская продукция явно превосходит моторы российских производителей, но в то же время она не соответствуют качеству оригинала.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие характеристики двухтактного лодочного двигателя:

  • простая конструкция;
  • компактные размеры;
  • обслуживание не только простое, но и дешевое;
  • может быстро набирать обороты;
  • в связи с малыми размерами отличается удобством при частых перевозках;
  • низкая цена, которая определяется простотой конструкции;
  • небольшой вес.

Четырехтактные

Главной отличительной чертой четырехтактного мотора является сжигание топлива. То есть сжигание происходит в четыре этапа: топливо всасывается в камеру сгорания, происходит его сжатие, осуществляется сгорание и вывод выхлопных газов. В отличие от двухтактного мотора (масло добавляется в бензин) в камере сжигается смесь топлива и воздуха. Масло в данном случае находится в изолированной системе.

Благодаря этому четырехтактный мотор позволяет существенно экономить топливо. Также можно отметить, что двигатель этого типа достаточно хорошо работает на небольших оборотах. Это условие идеально подходит рыбакам, так как в таком режиме двигатель работает очень тихо. А эффективное сжигание топлива позволяет говорить о более чистом выхлопе, что сказывается на экологической характеристике.

Плюсы четырехтактного двигателя:

  • большой ресурс;
  • экономия по топливу (около 40%);
  • меньше вредных выбросов;
  • тихий режим работы;
  • отличается стабильностью при работе на низких и холостых оборотах.

Что касается минусов, то считается, что он неремонтопригоден в пути. Данное высказывание оправданно, так как этот двигатель более сложен с инженерной точки зрения. Правда, если приобретен хороший импортный агрегат, то его поломки достаточно редки.

Также к недостаткам относится его трудность в перевозке и в хранении. Это связано с маслом, которое находится в двигателе. Чтобы масло не вытекло, моторы этого типа надо перевозить или вертикально, или на одном конкретном боку.

Еще отмечают такой показатель, как вес. Но этот показатель спорный, так как средний вес четырехтактного двигателя в среднем больше, чем вес двухтактного, всего на 7-10 кг. Если говорить о целесообразности четырехтактных двигателей, то их полезное применение начинается с “Ямахи” (40 л. с.) и “Хонды” (50 л. с.). При выборе более слабых моторов следует обратить внимание на двухтактный вариант двигателя.

Водометные

Водометные моторы предназначены для того, чтобы использовать лодку в тех местах, где применение винтового варианта невозможно, например, мелководье.

Принцип работы водомета построен на том, что возникает разряжение, которое создается импеллером, и вода устремляется по приемной трубе. Затем происходит выброс воды через сопло, что в свою очередь приводит лодку в движение. Поворот сопла позволяет поворачивать судно, а его перекрытие дает возможность для заднего хода, так как струя воды начинает идти в обратном направлении.

Лодки с водометными моторами обладают большей устойчивостью в связи с тем, что водомет “присасывает” катер к воде. Также водометы отличаются удобством в плане ремонта. Плюс ко всему данный тип мотора безопасен, так как импеллер находится внутри корпуса, и снаружи нет движущихся частей.

Водометные двигатели бывают стационарные и подвесные. В чем преимущества подвесных водометных двигателей?

они могут устанавливаться на любое судно и для этого транц не надо переделывать;

  • отличаются надежностью в плане эксплуатации;
  • водометная насадка легко демонтируется;
  • безопасны в воде;
  • отличаются удобством при ремонте и консервации.

Видео:Лодочный Двигатель: устройство, принцип работы, уход."О Рыбалке Всерьез" обучающее видео.Скачать

Лодочный Двигатель: устройство, принцип работы, уход."О Рыбалке Всерьез" обучающее видео.

Преимущества и недостатки двух и четырех тактных ЛОДОЧНЫХ моторов.

Двухтактные преимущества

1. Меньший вес. Пример: 15 л.с. 2х тактный 36 кг 4-х тактный 45 кг. Казалось — бы 45 кг. — легко. Все не так просто. Вес мотора распределен крайне неравномерно. Примерно 90% весит голова (сам двигатель) 10% нога. Не нужно также забывать и о большем у 4-х тактников размере головы. Все это + одна маленькая не всегда удобная ручка для переноски делает этот процесс крайне затруднительным.

2. Цена. 4-х тактные двигатели сложнее в производстве, состоят из большего количества деталей, поэтому всегда дороже 2-х тактников.

3. Удобство перевозки 2-х тактника. Можно возить в любом положении, перед началом эксплуатации не требует отвешивания. Т.е. достал из багажника, поставил, завел, поехал.

4. 2-х такт мотор живее реагирует на ручку газ. В 4-х тактниках для совершения полного рабочего цикла поршню необходимо сделать 2 полных оборота в то время как в 2-х тактных только один. Частый вопрос: А правда ли что 4-х такная 15 л.с. бежит быстрее чем такая же 2-х тактная? Ответ: нет не правда. У обеих этих двигателей мощность на валу 15 л.с. При прочих равных условиях почему один мотор должен ехать быстрее второго?

Двухтактные недостатки

1. Больший расход топлива. Напомним, примерный расход можно высчитать по формуле: для 2х такта 300 грамм на одну лошадинную силу для 4х такта 200 грамм.

2. Шумноcть. На максимальных оборотах 2-х тактные моторы как правило работают немного громче 4х тактников.

3. Комфорт. 4-х тактные моторы не так вибрируют на малых оборотах (Касается только двухцилинровых двигателей. Одноцилиндровые и 2-х и 4-х тактники вибрируют примерно одинаково) и не так дымят как 2-х тактники. Дымность важный момент, особенно если вы любите тролить.

4. Долговечность. Довольно спорный пункт. Бытует мнение, что 2-хтактные моторы менее долговечны. С одной стороны это понятно, потому как масло для смазки трущихся элементов двигателя подается вместе с бензином, а значит работает не так эффективно в отличие от 4-х тактных двигателей где трущиеся элементы буквально плавают в масле. Но с другой стороны 4-х тактный мотор по конструкции намного сложнее конкурента, состоит из значительно большего числа деталей, а золотой принцип механики «Чем проще тем надежнее» еще никто не отменял.

Видео:⚙️🔩🔧HANGKAI 3.5 Обзор, устройство, модернизация лодочного мотора.Скачать

⚙️🔩🔧HANGKAI 3.5 Обзор, устройство, модернизация лодочного мотора.

Электрические лодочные моторы

Электрический лодочный мотор имеет конструкцию, которая схожа с бензиновыми вариантами небольшой мощности. При этом двигатель размещается не вверху, как у бензиновых моторов, а внизу, там, где находится гребной винт. Таким образом, двигатель располагается под водой.

Источником питания для электрических лодочных моторов служат аккумуляторы. Их мощность сравнительно мала (0,5-1 л.с.). Хотя такого понятия, как мощность в лошадиных силах, применительно к электромоторам, не существует. Вместо этого используется термин “тяга”, то есть усилие, которое может развить электродвигатель. Измеряется данный показатель в фунтах (килограммах), и он имеет зависимость от водоизмещения.

В основном электромоторы используются на спокойной воде. Если вы собираетесь развивать скорость выше 5 км/ч или будете передвигаться против течения, то вам стоит приобрести бензиновый двигатель.

Электромотор можно воспринимать в качестве альтернативы весельному ходу, а также он практичен в плане тишины, что является плюсом для рыбалки.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎬 Видео

    Эмульсия в масле! Как проверить редуктор на герметичность лодочный мотор Sharmax 5Скачать

    Эмульсия в масле! Как проверить редуктор на герметичность лодочный мотор Sharmax 5

    Причины появления эмульсии в редукторе лодочного мотораСкачать

    Причины появления эмульсии в редукторе лодочного мотора

    Недостаток лодочного мотора YAMAHA 8CСкачать

    Недостаток лодочного мотора YAMAHA 8C

    ⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотораСкачать

    ⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотора

    ⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотораСкачать

    ⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотора

    Частая причина поломки редуктора китайского лодочного мотораСкачать

    Частая причина поломки редуктора китайского лодочного мотора

    Устройство и настройка зажигания на мелкомоторахСкачать

    Устройство и настройка зажигания на мелкомоторах

    ⚙️🔩🔧Еще одна из причин появления эмульсии на китайском лодочном моторе. Диагностика вакуумом.Скачать

    ⚙️🔩🔧Еще одна из причин появления эмульсии на китайском лодочном моторе. Диагностика вакуумом.

    4-х тактный лодочный мотор. Пром образец.Скачать

    4-х тактный лодочный мотор. Пром образец.

    ⚠️Про охлаждение для новичковСкачать

    ⚠️Про охлаждение для новичков

    ⚙️🔩🔧Недостаток двухтактного лодочного мотора TOHATSU 9.8Скачать

    ⚙️🔩🔧Недостаток двухтактного лодочного мотора TOHATSU 9.8
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток