ВОМ на тракторе МТЗ-80 и 82, как и на любом другом тракторе — это вал, который передает вращательный момент с двигателя на различное навесное оборудование. Располагается он сзади трактора.
- Схема заднего ВОМ МТЗ-80(82)
- Обслуживание ВОМ
- Регулировка ВОМ
- Регулировка вала отбора мощности на МТЗ-80
- Принцип действия ВОМ двух вариантов
- Возможные неполадки
- Подготовительная (внешняя) регулировка
- Основная регулировка (при ремонте вала)
- Дополнительные установки
- Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения
- Возможные неполадки
- Внешняя регулировка
- Регулировка при ремонте вала
- Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82
- Заключение
- Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
- Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
- Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
- Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
- 🔍 Видео
Видео:Описание ВОМ МТЗ по советской литературе .Скачать
Схема заднего ВОМ МТЗ-80(82)
1 — Плита, 2 — Крышка ВОМ, 3 — Прокладка, 4 — Оси, 5 — Вал заднего ВОМ, 6 — Подшипники, 7 — Тормозные ленты с накладками, 8 — Подшипник, 9 — Втулка, 10 — Барабан, 11 — Солнечная шестерня, 12 — Водило, 13 — Сателлит, 14 — Ось сателлита, 15 — Подшипник, 16 — Шестерня коромысла, 17 — Стакан, 18 — Подшипник, 19 — Стопорные кольца, 20 — Вал, 21 — Муфта, 22 — Кожух ВОМ.
Привод ВОМ МТЗ-82 может быть как зависимым (частота вращения зависит от скорости движения трактора), так и независимым (частота вращения зависит от частоты работы самого двигателя).
При зависимом приводе ВОМ соединяется с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач трактора. В таком случае частота вращения ВОМ будет равна 3,5 оборота на каждый метр пути. Включать такой привод можно только на стоящем тракторе.
При независимом приводе ВОМ соединяется с маховиком двигателя, при этом скорость вращения уже не зависит от скорости движения трактора. Независимый привод имеет две скорости вращения: 540 и 1000 об/мин. Включать привод можно при заглушенном двигателе или при минимальных оборотах.
Переключение типа привода осуществляется из кабины. При повороте переключателя по часовой стрелке включается независимый привод, против часоврй — зависимый. В нейтральном положении вал отбора мощности выключен.
Видео:Принцип работы вала отбора мощности МТЗ (ВОМ)Скачать
Обслуживание ВОМ
Техническое обслуживание ВОМ трактора МТЗ-80(82) это регулярная смазка трансмиссионным маслом, периодическая регулировка (о ней ниже), внешний осмотр резьбовых соединений, крышки и хвостовика на наличие подтеков масла.
Во время эксплуатации трактора и самого вала всегда обращайте внимание на положение рычага управления, он не должен упираться в полик кабины.
При увеличении хода или усилия на рычаге произведите регулировку ВОМ.
Видео:Регулировка ВОМ МТЗСкачать
Регулировка ВОМ
При регулировке вала отбора мощности на МТЗ-80(82) нужно соблюдать следующую последовательность:
- Установите ось эксцентрика в ее изначальное положение, таким образом, чтобы нанесенная на ней риска была справа в вертикальном положении.
- Зафиксируйте такое её положение при помощи стопорных пластин.
- Отсоедините тяги.
- Открутите болты на стакане.
- Высвободите пружину.
- Снимите крышку люка с заднего ведущего моста для получения доступа к головке натяжного винта.
- Переведите рычаг в нейтраль и зафиксируйте положение болтом.
- Снимите стопорную пластину.
- Закрутите упорный болт в стакан.
- Переведите рычаг в положение «Включено».
- Установите тягу.
- Отрегулируйте люфт рычага.
После того как регулировка будет завершена необходимо вернуть все детали на свои места в обратной последовательности и затянуть болты контргайками.
В случае если вал начинает буксовать или он работает нестабильно, или для его включения требуется повышенное усилие или при других аналогичных проблемах необходимо отрегулировать еще и ленточный тормозной механизм:
- Поставьте рукоятку в синхронный режим и зафиксируйте в таком положении.
- Выкрутите гайку и снимите пластину со шлицов.
- Рожковым ключом поверните осевой механизм по часовой стрелке до нужного момента.
- Верните пластину на место и заверните все гайки.
- Снимите фиксирующий болт с рукоятки.
Видео:Ремонт ВОМа в МТЗСкачать
Регулировка вала отбора мощности на МТЗ-80
Для чего необходим вал отбора мощности? Как его отрегулировать и какие неполадки встречаются чаще всего?
Для качественной работы любого навесного оборудования на белорусских тракторах марки МТЗ – 80, 82 одного наличия этих “навесов” мало, а точнее, просто недостаточно. Чтобы привести навесное оборудование в действие и заставить его двигаться (работать), выполняя своё функциональное предназначение, на тракторную технику устанавливается вал отбора мощности (ВОМ), занимающий в основном заднее (гораздо реже, боковое) расположение.
Будучи изделием комбинированным, вал отбора мощности может быть как зависимым – синхронным с движением самого трактора, так и независимым – повторяющим количество вращений дизельного двигателя. Последний, что не сложно предположить, тесно связан при помощи маховика с дизельным агрегатом и приводится в действие даже на холостом ходу трактора Беларусь.
Видео:Установка ВОМ на МТЗ-50 отличие от 80ки что успели за день.Скачать
Принцип действия ВОМ двух вариантов
Привод независимого вала отбора мощности двухскоростной, всего с двумя частотами вращения (на 540 оборотов в минуту и на 1000), при стандартной частоте вращения самого дизельного двигателя от 2100 оборотов в минуту.
Синхронный (зависимый) привод подключается непосредственно к ведущей шестерёнке на второй ступени редуктора КПП трактора МТЗ, что заставляет вал отбора мощности вращаться со скоростью 3,5 оборота на 1 метр пути, обусловленного движением трактора.
Читайте также: Какая производительность компрессора нужна для хоппер ковша
Подробное схематичное устройство заднего ВОМ на трактор МТЗ – 80, 82
Задний вал отбора мощности трактора МТЗ-82:
1 – пружина; 2 – стакан; 3 – тяга; 4 – контргайка; 5 – упорный болт; 6 – рычаг валика управления; 7-стопорный болт; 8 – гайка; 9 -валик управления; 10 и 11 – регулировочные винты; 12 и 14 – тормозные ленты; 13 – барабан включения; 15 – вал; 16 – ось сателлита; 17 коронная шестерня; 18 – сателлит; 19 – солнечная шестерня; 20 – водило в сборе с тормозным барабаном; 21 – вал коронной шестерни; 22 – муфта переключения привода; 23 – ролик; 24 – стопорное кольцо; 25 – сменный хвостовик.
Видео:Регулировка вала отбора мощности МТЗ 80/82. Ремонт заднего моста МТЗ.Скачать
Возможные неполадки
Как и любая электромеханическая техника вал отбора мощности периодически ломается или выходит из строя по причине истечения срока эксплуатации. Основными типами поломок бывают:
- Пробуксовка вала.
- Управляющий валом рычаг упирается в переднюю или заднюю часть пульта управления.
- Отсутствие щелчка при переходе с нейтрального положения, и появление при этом значительного усилия.
- Превышение усилия в 150 Н на рукояти управления.
В этих случаях необходимо проводить подготовительную (внешнюю) регулировку, регулировку всего управления (при ремонте ВОМ), либо регулировку муфты педали сцепления, а также менять некоторые детали на новые.
Видео:Регулировка вала отбора мтз-80. Регулировка лент ВОМ МТЗСкачать
Подготовительная (внешняя) регулировка
Порядок подготовительной регулировки прост, но имеет свой лимит запаса, после чего порядок действий несколько меняется.
- Установив рычаг в нейтральное положение, нужно зафиксировать его 8 мм стрежнем.
- Снять с вала плиту и ограждение.
- Открутив крепёжный болт, снять с торца эксцентриковой оси стопорную пластину, провернув саму ось по ходу часовой стрелки до совпадения зазора между барабаном и тормозной лентой. Для проворачивания оси потребуется ключ на 13.
Внимание: Если лимит запаса регулировки превышен, то ось не остановится в необходимой точке. Тогда её вращение необходимо производить против часовой стрелки и лишь после совмещения зазоров выполнять дальнейшие (нижние) пункты регулировки.
- При помощи стопорного болта поставьте пластину.
- Удалите стопорный стержень из рычага.
При точном выполнении подготовительной регулировки рукоять будет стоять на Вкл/Выкл не более, чем на 30 мм от пазов пульта управления. К тому же, появится щелчок при переходе с нейтрального положения.
Видео:Задний вал отбора мощности МТЗ. Часть 2. Разборка.Скачать
Основная регулировка (при ремонте вала)
При полном или частичном выходе вала из строя, в связи с истечением эксплуатационного срока, требуется после ремонтная регулировка. Осуществляется это действие в следующем порядке:
- Установив эксцентриковую ось в крайнее правое положение, зафиксируйте её болтом и пластиной.
- Обязательно повторите действие пункта 1. из подготовительной регулировки.
- Закрутив винты регулировки до 10 Н*м, отпустите их после закручивания на 2 – 2,5 оборота.
- Вкручивая в рычаг болт регулировки до 32 – 35 мм, зафиксируйте его положение контргайкой.
- Из заднего моста и рычага вытащите вспомогательный стержень.
Дополнительные установки
На заказ иногда выполняют установку дополнительного оборудования, например, монтаж ходоуменьшителя на трактор, что способствует более качественной работе вала. Установка производится следующим образом:
- Из КПП сливается масло.
- Сборный механизм муфты сцепления отсоединяется.
- С коробки передач снимается левая крышка.
- При необходимости создаётся прорезь для установки ходоуменьшителя.
- С шестерёнки первой передачи и реверса из канавки в шпицевом валу выводится стопорное кольцо, освобождая пространство для перемещения шестерёнки в направлении оси.
- На левый люк КПП ставится ходоуменьшитель и затягивается семью крепёжными болтами. Под шляпки болтов устанавливаются шайбы (лучше медные).
- Производится точная обратная сборка и заливается масло в КПП.
Для обеспечения работоспособности используемого на тракторах МТЗ навесного оборудования необходимо наличие вала отбора мощности. Именно это приспособление позволяет «навесам» выполнять свои непосредственные функциональные обязанности, существенно расширяя возможности тракторной техники. О том, что являет из себя ВОМ МТЗ-80, его конструктивных особенностях, неполадках и вариантах регулировки мы и побеседуем сегодня.
Видео:ВОМ мтз 80. Сборка ВОМ. Собираю вал отбора мощности мтз 80Скачать
Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения
Основу данного механизма составляют следующие компоненты:
- Независимый редуктор двухскоростного типа;
- Переключатель, отвечающий за смену привода;
- Редуктор планетарного типа, установленный в кожухе на заднем мосту.
Исходя из расположения ВОМа, различают его заднюю или боковую вариацию, при этом заднее выполнение имеет гораздо большую распространённость. Валы, отвечающие за отбор мощности в тракторах МТЗ, могут быть оснащены как независимым, так и синхронным (зависимым) приводом.
В первом случае агрегат связан непосредственно с двигательным маховиком, что позволяет скорости вращения ВОМа не зависеть от скорости движения трактора и работы сцепления. Подобный привод имеет две скорости вращения – 540 и 1000 об/мин, а скорость вращения дизеля при этом составляет 2100 об/мин.
Читайте также: Размеры карданных валов муфтами
Во втором случае ВОМ МТЗ-80 подключается непосредственно к шестерне ведущего типа, которая установлена на одной из ступеней редуктора коробки передач. Это обеспечивает взаимосвязь скорости вращения ВОМа со скоростью перемещения трактора в пропорции 3,5 об/1 метр пройденного пути.
Видео:Как отрегулировать Вал Отбора Мощностьи МТЗ-50 -80 -82 очень просто самому без специалиста.Скачать
Возможные неполадки
Среди основных поломок, которым данный агрегат подвержен более всего, стоит выделить следующие:
- Пробуксовывание вала;
- Рычаг, управляющий валом, упирается в заднюю или переднюю часть управляющего пульта;
- Давления на управляющей рукоятке превышает усилие в 150 Н.
При наличии одной или нескольких из вышеперечисленных неисправностей, необходимо провести регулирование агрегата, а при невозможности выполнения или же его неэффективности, выполнить ремонт устройства и заменить неисправные детали на новые.
Видео:мтз 82 ВОМ работает только от колёсСкачать
Внешняя регулировка
Данная операция достаточно проста и проводится в таком порядке:
- Рычаг переводится в нейтральную позицию и фиксируется посредством особого стержня;
- С ВОМа, снимается плита вместе с ограждением;
- Снимается пластина стопорного типа, установленная на эксцентриковой оси. Ось, с расположенной на ней тормозной лентой, слегка проворачивается по направлению движения часовой стрелки, вплоть до совпадения зазоров на ленте и барабане;
- Устанавливается пластина и фиксируется посредством болта;
- Из рычага извлекается стопорный болт или стержень.
При правильно проведенной операции, расстояние рукоятки в положения «Вкл» или «Выкл» до края кромки не будет превышать 30 мм, а сама рукоятка будет чётко миновать нейтральную позицию.
Видео:#ТРАКТОР МТЗ 82.1МТЗ 80#РЕГУЛИРОВКА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ#ВОМСкачать
Регулировка при ремонте вала
Проводится послеремонтная регулировка следующим образом:
- Ось эксцентрикового типа переводится в крайнюю правую позицию и стопорится болтом и пластиной;
- Рычаг переводится в нейтральную позицию и фиксируется посредством особого стержня;
- Винты регулировочные затягиваются с моментом в 10Н*м, после чего слегка отпускаются (примерно на 2-2,5 оборота);
- Посредством регулировки длины тяг, рычаг переводится в среднюю позицию паза на пульте;
- Болт регулировочный ввинчивается в рычаг до размера А – 32…35мм. после чего фиксируется контргайкой;
- Из рычага и корпуса заднего моста извлекается вспомогательный болт или стержень.
Видео:Механизм привода вала отбора мощности МТЗСкачать
Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82
Если Вы не знакомы с полным устройством или не понимаете принцип работы ВОМ для МТЗ-82 и 80, то рекомендуем Вам почитать предыдущий материал. Но если с этим «проблем» нет, то приступим.
Довольно часто (практически всегда) после замены своими лент нужно провести регулировку механизма управлением ВОМ в целом, для этого следуйте данной инструкции, но сначала напомним две схемы:
Управление задним валом отбора мощности.
Планетарный редуктор ВОМа.
Заметим! Если значение детали будем указывать со второй фотографии, то будет перед цифрой ставить 2. Например 2-1 – муфта переключения и т.д. Если с первой, то ничего добавлять не будем.
Теперь можно смело приступать:
1. Устанавливаем эксцентриковую ось (2 – 15), в исходное положение, так чтоб лыска «И» была вертикально справа. Фиксируем стопорной пластиной (2- 17) и болтами (2-16);
3. Выворачиваем болты (9) и тем самым освобождаем пружины (6);
Важно! В целях безопасности разборки, необходимо следить в момент выворачивания болтов (9) стакан (7) должен быть в постоянном контакте с ними до момента полного разжатия пружины.
4. Снимаем лючную руку заднего моста, это даст нам доступ к винту (13);
5. Фиксируем рычаг (11) в нейтральном положении, для этого необходимо ввести болт М10Х60 в отверстие на рычаге в корпусе заднего моста;
6. Снимаем стопорную пластину (2-26), и заворачиваем винт (2-21) до отказа;
7. Удаляем болт (10), который держит рычаг (11) в искомом положении;
8. Заворачиваем болт (9), направляя его в углублении стакана (7) до размеров «А» от 26 до 30 мм;
9. Выставляем положение рычага (11) в положение «включено»;
11. Регулируя тяги 11 и 15 ставим необходимую зону качания рычага (1) в среднюю часть прорези пульта управления.
По окончанию регулировки ВОМ ставим на место платину (26), лючную крышку, контрим тяги (4, 15) и МТЗ-80 болты (9).
Регулировка ленточных тормозов МТЗ-82 и МТЗ-80
Если в момент эксплуатации Вы замечаете, что:
- Происходит пробуксовка ВОМ;
- В момент переключения рычага управления (1), он упирается в любую часть прорези;
- Для его включения необходимо усилие более 15 кгс;
- Идет «нечеткая» регулировка в самых крайних положениях или его ход неравномерный при вкл/выкл.
Читайте также: Должен ли греться компрессор холодильника при работе индезит
То нужно регулировать ленточные тормоза, для этого следуйте ниже указанной инструкции:
- Ставим рычаг (11) в нейтрально положение, при этом фиксируем его положения, как в предыдущем пункте 5;
- Выворачиваем боль (2-16) и снимаем пластину (17) с шлица хвостовика оси (15);
- Рожковым ключом на 13 поворачиваем ось (15) по ходу часовой стрелки до момента выбора зазора между лентой и барабаном ВОМа;
- Ставим пластину (17) на «своем» место и заворачиваем болты (16);
- Вынимаем из рычага (11) стопорящий болт.
Если провести пару наружных регулировок, то ось (2-15), может занять самой левой положение, это указывает что запас внешней регулировки израсходован. Тогда ставим её в исходное положение, поворачивая против часовой стрелки, и проводим вом как по инструкции выше.
Если регулировка проведена правильно, то рычаг (1), должен не доходить до положения (вкл или выкл) от края прорези не менее 3 см. и строго занимать центровое положение.
Заключение
ВОМ – необычайно полезное приспособление, которое, как и иные агрегаты трактора, требует к себе постоянного внимания. Профилактика и регулярные осмотры не только позволяют продлить срок его безопасного использования, но и обеспечивают трактору максимальную эффективность и продуктивность.
Видео:Ремонт ВОМ трактора мтз 80Скачать
Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.
К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.
Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.
Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.
Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.
Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.
данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.
По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.
Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.
Как видите схема довольно проста к восприятию.
Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.
В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.
Видео:Как правильно снять вал вала отбора мощностьи мтз- 50 -80 небольшие хитростиСкачать
Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
Одной из МТЗ-80 проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.
В момент разборки нужно соблюдать осторожность и выполнять строго в определенной последовательности. Сначала необходимо перевести рычаг управления вала отбора мощности в положение, когда смещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего моста. Затем контргайку (3) нужно отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до отказа в рычаг переключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.
Убедившись в хорошей фиксации снимаем стакан в сборе. Затем зажимаем его под прессом и выворачиваем болт (4). Все неисправные механизмы меняем.
Если неисправна кулачковая муфта, то тогда необходимо отсоединить КПП от заднего моста и заменить детали.
Регулировку натяжения лент и рычага делаем по схеме ниже.
Если появилась течь масла из-под хвостовика, то для замены необходимо отвернуть манжет, снять тормозную ленту, спрессовать водило и снять стопорное кольцо. Наиболее важные моменты разборки приведены на рисунке ниже.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔍 Видео
Регулировка ВОМ мтз по быстрому.Скачать
регулировка вом мтз.Скачать
регулировка вала отбора мощности мтз. вом.Скачать
Ремонт вом мтз 80-82 часть 2Скачать
Регулировка вала отбора мощности МТЗ 82. Регулировка лент.Скачать