Подвесные лодочные моторы занимают минимум места и позволяют хранить в безопасном месте дорогостоящий товар. У каждой детали двигателя своя функция и поломка той или иной части может надолго лишить сна его владельца. О предназначении гребного вала, который является неотъемлемой составляющей сложного агрегата, будет рассказано ниже.
Гребной вал лодочного мотора Suzuki DF60-70
Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать
Функциональные особенности
В лодочном моторе гребной вал неотделим от гребного винта. Последний крепится через кронштейн к валу, который вращается с помощью движка. За счет этого действия лопасти винтов захватывают воду и отбрасывают ее назад. После этого мощность реакции откидываемой воды сообщается лопастям винта и по цепочке гребному валу.
Эффективность работы винта определяется соотношением полезной силы, отдаваемой им для движения лодки, к мощности мотора. Ее в свою очередь отдает гребной вал на вращение винта. Это КПД (коэффициент полезного действия) винта.
На плавучих средствах с моторами разной мощности величина КПД будет разной:
- скорость хода лодки до пятнадцати километров в час предполагает размещение винтов с числом оборотов до тысячи двухсот в минуту. Это максимальное значение и оно вдвое меньше при скорости до десяти километров в час, к примеру;
- скорость хода лодки до пятидесяти километров обязывает работать гребной вал лодочного мотора в пределах трех тысяч оборотов в минуту.
Сегодня в сфере водного транспорта все чаще можно встретить винты регулируемого шага, помимо привычных с закрепленным. Шаг – это длина продвижения винта за оборот, если бы он не находился в воде, а был в жесткой гайке. В разных частях лопасти шаг незначительно отличается, поэтому после замеров берется средняя величина:
Рекомендуем прочитать: Разновидности масел для редуктора лодочного мотора
- правый винт вращается на переднем ходу по часовой стрелке, когда наблюдаешь с задней части лодки;
- левый винт вращается в противоположную правому сторону.
Удобство винтов регулируемого шага заключается в том, что они дают передний и задний ход лодки. Они позволяют тормозить плавсредство в удобный момент, не реверсируя мотор.
Очевидно, что мотор эксплуатируется в зависимости от загрузки лодки, ее скорости, течения и прочих факторов. Для этого и создана разная величина шага, чтобы максимально экономично и грамотно работал движок.
В большинстве случаев гребные винты изготавливают из алюминия, поскольку легко обрабатываются. А вот стальные винты сделать гораздо сложнее.
Следует отметить, что в документах к российским моторам вписывалась мощность на валу двигателя, а к иностранным – на самом винте или гребному валу. В связи с этим у наших движков мощность на гребному валу, собственно и ведущая плавсредство вперед, на деле оказывается меньше в сравнении с подобными «иностранцами».
Видео:Частая причина поломки редуктора китайского лодочного мотораСкачать
Неисправности лодочных моторов
Главная Неисправности лодочных моторов
Работает мотор – работают и другие узлы транспортного средства, лодок в том числе. Анализ неисправностей свидетельствует, что первое место в этом списке занимают проблемы с топливной системой.
Даже качественные лодочные моторы Yamaha не застрахованы от неполадок. Проблемы обусловлены низким качеством топлива и неправильной консервацией лодок. Остатки топлива и масла выделяют смолы, которые оседают на карбюраторе и приводят к неисправностям.
На втором месте находятся неполадки из-за ударов о камни и другие препятствия под водой. Это часто происходит из-за элементарного незнания правил безопасности на воде, маневрирования на высокой скорости, эксплуатации лодок в темное время суток.
Лодочный мотор SUZUKI, как и другие моторы этого класса, защищен от перегрузок. Но переключение передач на высоких оборотах, которым грешат многие лодочники, выводит из строя шестерни и муфты редуктора.
Почетное третье место занимают проблемы с системой зажигания. Они чаще возникают у двигателей, которые не регулировались и не проходили техническое обслуживание долгое время. Недостаточно купить мотор Gladiator – любому качественному узлу требуется сезонное обслуживание, зимняя консервация и ТО сразу после обкатки.
Свечи зажигания – еще одна распространенная причина неисправностей. Во-первых, нужно правильно подбирать их тип, а во-вторых, хотя бы раз в три месяца проверять их состояние.
Читайте также: Когда пойдут трамваи по госпитальному валу в 2021 году
Система охлаждения также требует ухода, потому что термостаты засоряются, в каналах накапливаются соли, крыльчатки со временем изнашиваются. Причем поломки характерны и для европейских, и для китайских двигателей.
Таблица. Неисправности. Причины. Способы устранения
Неисправность | Причины | Способы устранения |
Неисправен стартер | Емкости батареи недостаточно | Установите батарею необходимой емкости |
Слабые соединительные провода | Замените провода или зачистите клеммы | |
Перегорел пусковой предохранитель | Замените предохранитель, предварительно установив причину перегрузки, приведшей к его перегоранию | |
Неисправность какого-то узла | Необходим ремонт стартера в мастерской | |
Рычаг-переключатель в зацеплении | Установите рычаг в нейтральное положение | |
Не получается завести двигатель | Некачественное топливо в баке или закончилось топливо | Слейте остатки топлива из бака и замените его чистым. |
Засорился топливный фильтр | Прочистите или замените фильтр | |
Некорректный запуск мотора | Ознакомьтесь с правилами запуска в инструкции | |
Вышел из строя топливный насос | Отремонтируйте или замените топливный насос | |
Проблемы со свечами зажигания | Выкрутите свечи и почистите их или замените, возможно, колпачки плохо сели и нужно их поправить | |
Нет контакта зажигания из-за повреждений проводки | Проверьте проводку на предмет повреждений, замените поврежденные провода, проверьте качество контакта | |
Один из элементов системы зажигания неисправен или есть повреждения в самом двигателе | Отремонтируйте мотор в мастерской | |
Двигатель работает рывками, часто глохнет на холостых оборотах | Проблемы со свечами зажигания | Почистите свечи или замените их |
Перекрутился топливный шланг или возникли другие помехи | Проверьте топливную систему и устраните помехи | |
Засорился топливный фильтр | Прочистите или замените фильтр | |
Неисправен термостат | Отвезите мотор в ремонтную мастерскую | |
Требуется отрегулировать или прочистить карбюратор | Отвезите мотор в ремонтную мастерскую | |
Вывернута ручка заслонки карбюратора | Установите ее в правильное положение | |
Двигатель расположен под высоким углом | Установите его в нормальное положение | |
Топливные соединители подсоединены некорректно | Присоедините их правильно | |
Двигатель сильно вибрирует | Гребной винт забился или поврежден | Очистите винт от загрязнений или замените его |
Монтажный болт ослаб | Усильте крепление монтажного болта | |
Гребной бал неисправен | Отвезите мотор в ремонтную мастерскую | |
Двигатель теряет мощность | Диаметр и шаг гребного винта выбраны неверно или есть повреждения гребного винта | Замените или отремонтируйте гребной винт |
Мотор установлен под неправильным углом или на неправильной высоте | Отсоедините мотор и установите его на оптимальной высоте и под нужным углом | |
Дно лодки заилилось | Очистите дно от водорослей и других загрязнений | |
В систему залито не то масло или топливо плохого качества | Слейте остатки топлива и масло, замените их на качественные ГСМ | |
Проблемы с контактами | Проверьте проводку на предмет разрывов и других повреждений и устраните их | |
Проблемы со свечами зажигания | Очистите их или замените новыми |
Видео:Гребной вал для катера.Устройство.Что и для чего нужно и как это работает.Скачать
Кавитация
Оборотистые винты гоночных и самых быстроходных лодок или катеров функционируют в особых условиях. Они характеризуются наличием вскипания воды на фронтальной засасывающей части лопастей. Указанное явление называется кавитацией. Жидкость при этом отрывается от поверхности пропеллера, образуя своеобразные пузырчатые пустоты (каверны). Они заметно ухудшают работу винта, часто разрушают лопасти, приводят к эрозийному износу сальника гребного вала. Чтобы минимизировать негативные последствия от кавитации, используют клиновидные элементы.
Если предположить, что винт работает не в воде, а по типу болта в гайке, логично представить его перемещение на один виток винта за один оборот. На практике особенности жидкой среды вносят свои коррективы, обеспечивая меньшее перемещение (поступь).
Видео:⚙️🔩🔧Диагностика и ремонт редуктора китайского лодочного мотораСкачать
Характеристики гребных винтов
Ступица винта – выхлопной патрубок
- Функционирует как глиссирующая поверхность.
- Обеспечивает подъем кормы катера.
- Влияет на характеристики управляемости.
Короткая прямая ступица винта Trophy обеспечивает неплохой выход на глиссирование и минимальный подъем кормы за счет чего улучшается управляемость на полном ходу.
Выхлоп поверх ступицы винта обеспечивает высокие скоростные характеристики. Минимальный подъем кормы.
Прямая длинная ступица с диффузором обеспечивает быстрый выход на глиссирование, больший подъем кормы за счет длины ступицы и пяти лопастей.
3 лопасти и короткая ступица с диффузором — хороший выход на глиссирование и небольшой подъем кормы.
Прямая длинная ступица без диффузора — быстрый выход на глиссирование, больший подъем кормы на полном ходу, подходит для многомоторных установок Verado.
Читайте также: Длина вала привода ваз 2110
4 лопасти и короткая ступица с диффузором — хороший выход на глиссирование и подъем кормы, но меньший чем у Rev 4.
- 4-6% гоночные катамараны;
- 6-9% катамараны;
- 8-11% V-образное днище с поперечными реданами;
- 14-17% V-образное днище;
Видео:Ремонт редуктора tohatsu 18 регулировочные шайбы.Скачать
Применение
Мотолодка без поперечных реданов центральной консолью с Optimax 200 л.с.
- Винт Mirage 15.5 x 17″, быстрое ускорение и хорошей стабильность в неспокойной воде, но скоростные показатели оставляли желать лучшего.
- На максимальных оборотах 5800 скорость составила 46 миль/час.
- На оборотах 4000 крейсерская скорость равнялась 31 миль/час.
- Винт Enertia 14 x 19″. С Enertia 14.25 х 18″ обороты были бы схожи с винтом Mirage 17″.
- На максимальных оборотах 5650 скорость возросла на 3 мили/час.
- На крейсерских оборотах 4000 проскальзывание выше, чем у Mirage.
- Винт Tempest 14.625 x 19″.
- На максимальных оборотах 5650 скорость одинакова с Enertia.
- На крейсерских оборотах 4000 скорость выше, чем с Mirage и Enertia.
Катера с поперечными реданами со стационарными двигателями
Катер Formula с попередными реданами с двухмоторной установкой 496 HO Bravo I.
- Винт Lab Finished Bravo I 30″, 5000 WOT @ 72 миль/час.
- На оборотах 4000 @ 53 миль/час.
Винт Maximus Lab Finished 28″:
- 5000 об.WOT @ 76 миль/час.
- На оборотах 4000 @ 59 миль/час.
- При коэффициенте проскальзывания ниже 18% используйте винт Bravo I.
- При коэффициенте проскальзывания выше 18% используйте винт Maximus.
Rinker 420 Express Cruiser 496 HO
- WOT 4800 об[email protected] 40.8 миль/час.
- 4000 об. @ 30 миль/час.
- Выход на глиссирование за 16 сек.
- WOT 4800 об[email protected] 42.6 миль/час.
- 4000 об. @ 34 миль/час.
- Выход на глиссирование — 10 сек.
Корпуса без поперечных реданов
Как правило, на традиционные килеватые катера устанавливаются винты Mirage.
- Обеспечивают большой подъем носа катера.
- Для многомоторной установки на внешние моторы устанавливаются винты с шагом 25″, на внутренние — 23″.
Катер Fountain с поперечными реданами с четырьмя моторами 300XS
Как правило, для корпусов с поперечными реданами используются винты Rev 4 (смалымшагом) и Bravo I (с большим шагом).
- 3 лопасти не захватывают достаточное количество воды; высокий коэффициент проскальзывания; корпус с поперечными реданами не требует подъема носа на полном ходу.
- На Fountain установлены гребные винты Bravo I Lab Finished с перепуском выхлопа 28″ на внешние моторы, 26″ – на внутренние.
Катер Nitro с мотором 150 OptiMax
- Пример плоскодонного корпуса: катер продавался с винтом Tempest 23″.
- Дилер провел тестирование катера, отметив отличное ускорение, соответствие оборотов верхнему пределу рекомендованного диапазона. Вцелом, катер показал неплохие результаты…
- Когда владелец пришел забрать катер, выяснилось, что владелец весит 120 кг. Дилер предлагает совершить ходовые испытания.
- Для выхода на глиссирование катеру требуется на несколько секунд больше времени, значительно снизились показатели динамики разгона…
- Максимальные обороты упали на 300 об/мин, демонстрируя средние значения из рекомендованного диапазона. Максимальная скорость снизилась на 3 мили/час.
- Владелец катера интересуется, все ли впорядке с двигателем, ведь очевидно, что лодка медленно выходит на глиссирование и скоростные показатели также не впечатляют.
- Вес груза составлял около 70 кг, а вес пассажира 110 кг.
- Дилер заменил гребной винт на Tempest 21″, в результате чего, катер вновь продемонстрировал отличное ускорение и высокие показатели диапазона оборотов.
- Если бы владелец весил 80 кг, снаряжение 50 кг, а пассажир 80 кг, то винт с шагом 23″ действительно был бы правильным выбором.
Видео:Правка гребного вала плм SUZUKI 200!!! 💪Скачать
Конструкционные особенности
Гребной вал по сути — это движитель реактивного типа, развивающий упор, направленный на массы воды, отбрасываемые лопастями в направлении, противоположном перемещению плавательного средства.
В конструкцию узла входит ступица с размещенными на ней лопастями пропеллерного типа. Соединительный отсек именуется корнем лопасти. Поверхность, обращенная в сторону лодки — засасывающая, обратная часть — нагнетающая. Точка сопряжения двух указанных поверхностей является кромкой лопасти, проходит по ее контуру. Часть, смотрящая в сторону движения лопасти, называется входящей кромкой, противоположная — выходящей. Поверхности пропеллера представляют собой элементы сложной конфигурации.
Видео:⚙️🔩🔧 Особенности китайских запчастей (часть 1). Гребной валСкачать
Другие размеры
Лопасти по ширине меряются от входящей и выходящей кромки на одинаковом радиусе (чаще всего в точке, где параметр составляет 0,7 от общей величины). Итоговую характеристику и работу гребного вала определяет дисковое соотношение (площади всех винтовых лопастей к плоскости, перпендикулярной оси вращения).
Читайте также: Ла хьавла вала къуввата илла биллах
Сечения лопастей могут обладать круговой конфигурацией, формой авиационного крыла либо клиновидным профилем. Последние конструкции эксплуатируются на особо быстроходных и гоночных судах с оборотистыми моторами. Чтобы обеспечивалась необходимая прочность лопастей, наибольшая толщина делается у корня, снижаясь к концу до полного заострения (от 0,2 до 0,05 мм). Размер ступицы в диаметре находится в диапазоне 1,8-2,0 диаметра винта.
Видео:Замена сальников в редукторе гребного вала на Yamaha 9.9-15, установка (Skipper)Скачать
История создания
Создание рассматриваемого элемента приписывают Архимеду. В качестве движителя водоподъемный винт было предложено использовать Бернулли в 1752 году. Несмотря на это, признание к агрегату пришло не сразу. Лишь в 1836 году изобретатель из Британии Ф. Смит укоротил «Архимедову» спираль до одного витка.
Конструкцию установили на пароход водоизмещением 6 тонн. Опытные испытания прошли успешно, после чего Смит открыл компанию, которая построила корабль водоизмещением 240 тонн. Пароход оборудовали парой ходовых машин (суммарной мощностью 90 лошадиных сил). Единственный винт имел в диаметре два метра.
Видео:ПРАВКА ГРЕБНОГО ВАЛА ЛОДОЧНОГО МОТОРАСкачать
Расчет мощности
На величину КПД лодочного винта преимущественно влияет правильный расчет при выборе оптимальных взаимосвязей между мощностью мотора, оборотистостью пропеллера, геометрическими параметрами элемента и скоростными характеристиками судна.
Рассчитать подобные соотношения довольно проблематично. Это связано с тем, что на показатели влияют субъективные причины. Среди них:
- водное сопротивление перемещению плавательного средства;
- особенности корпуса судна;
- величина потока, набегающего на лопасти.
Обустройство или строительство лодок с моторами спортивного и гоночного предназначения силами спортсменов или отдельных команд ведется по упрощенным расчетам. Это связано с тем, что высчитать оптимальные соотношения, указанные выше, самостоятельно практически невозможно.
Видео:Ремонт редуктора лодочного мотора. Рекомендации. Основные моменты.Скачать
Подбор гребного винта по мощности двигателя
Подвесные моторы 135-175 л.с.
- Стандартные: Alpha 4, Black Max, Enertia, Fury, HighFive, Laser II, Tempest, Trophy, Vengeance и Vensura. Не рекомендуются винты Mirage (кроме двухмоторной установки), Rev 4 и Bravo I.
- Chopper II, Cleaver 3-хи4- лопастной, Lightning ET и Pro ET.
Подвесные моторы 200-225 л.с.
- Стандартные: Enertia, Fury, HighFive, Mirage, Rev 4, Tempest, Trophy и Vensura. Не рекомендуются винты Alpha 4, Laser II (недостаточная площадь лопастей), Black Max, Vengeance (малые площадь лопастей и увод лопасти) и Bravo I (большой шаг винта).
- Серия Racing (Lab Finished) Bravo I, Mirage, Rev 4, Tempest и Trophy. Chopper II, Cleaver 3-хи4- лопастной, Lightning ET и Pro ET.
Подвесные моторы 250-350 л.с.
- Стандартные: Bravo I, Fury, Mirage, Rev 4, Tempest и Trophy. Не рекомендуются винты Alpha 4, Black Max, HighFive, Laser II, Vengeance и Vensura. Под вопросом Enertia из-за малых шагов.
- Серия Racing (Lab Finished) Bravo I, Mirage, Rev 4, Tempest и Trophy.
- Chopper II, Cleaver 3-хи4- лопастной, Lightning ET и Pro ET.
- Maximus малого диаметра в разработке.
Стационарные двигатели с колонкой Alpha
- Стандартные: Black Max, Alpha 4, Enertia, HighFive, Laser II, Vengeance и Vensura. Ограничено Fury и Tempest. Не рекомендуются Maximus, под вопросом Bravo I, Mirage и Rev 4 из-за большой площади лопастей.
- Нет рекомендованных винтов.
Стационарные двигатели малой мощности с колонкой Bravo I
- Стандартные: Black Max, Alpha 4, Enertia, HighFive, Mirage, Rev 4, Tempest, Vengeance и Vensura. Не реомендуются Maximus, под вопросом винты Bravo I из-за большого шага винта.
- Нет рекомендованных винтов.
Стационарные двигатели большой мощности с колонкой Bravo I
- Стандартные: Mirage и Rev 4
- Bravo I и Maximus (для скоростных катеров)
- Серия Racing (Lab Finished) Mirage и Rev 4
- Bravo I и Maximus (для скоростных катеров)
Стационарные двигатели с колонками NXT1 и Six Drive
- Стандартные Нет рекомендованных винтов.
- Для колонки Six Drive только 5-ти и 6-лопастные винты Cleaver.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер💥 Видео
Снимаем винт лодочного мотора и чистим гребной вал. Чтобы загрязнения не повредили сальникСкачать
Разборка редуктора hidea 9.8, tohatsu 9.8Скачать
⚙️🔩🔧Ремонт редуктора после удара и восстановление корпусаСкачать
⚙️🔩🔧Удар винтом. Погнули гребной вал.Скачать
Удаление сальника гребного вала из посадочного места лодочного мотора Nissan Marine 30Скачать
⚙️🔩🔧Как снять обойму гребного вала из редуктора лодочного мотора.Скачать
⚙️🔩🔧Еще одна из причин появления эмульсии на китайском лодочном моторе. Диагностика вакуумом.Скачать
Проверка сальника редуктора Tarpon 9.9 (15) смазка шлицов снимаю винтСкачать
Опресовка редуктора лодочного мотора Yamaha.Скачать
Причины появления эмульсии в редукторе лодочного мотораСкачать