Карданная передача автомобиля состоит из четырех карданных валов: основного между коробкой передач и раздаточной коробкой, привода среднего моста между раздаточной коробкой и редуктором среднего моста, привода заднего моста между редукторами среднего и заднего мостов и привода переднего моста между раздаточной коробкой и редуктором переднего моста.
Конструкция всех карданных валов одинакова (рис. 2); карданный вал привода среднего моста имеет большие размеры, чем все остальные.
Каждый карданный вал состоит из тонкостенной трубы, к одному концу которой приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому шлицевая втулка 9, соединенная со скользящей вилкой шарнира.
Все восемь шарниров карданной передачи одинаковы по устройству и состоят каждый из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки 18 и крестовины 1, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках 16.
Подшипники шарниров смазывают через масленку 2, ввернутую в тело крестовины. Смазка подается к подшипникам по осевым каналам.
Для удержания смазки служат резиновые сальники, вмонтированные в обойму подшипника.
В центре крестовины имеется предохранительный клапан 19, через который при заполнении маслом крестовины избыточное масло выходит наружу, предохраняя тем самым сальники от повреждения в результате повышенного давления масла.
Карданные валы имеют герметичное шлицевое соединение.
Смазка во внутренней полости втулки удерживается от вытекания заглушкой 7, завальцованной в шлицевой втулке 9, а также резиновым 11 и войлочным 13 кольцами.
Оба кольца в сочетании с защитной муфтой 4 шлицев предотвращают загрязнение шлицевого соединения. Защитная муфта закреплена на валу двумя нитками шплинт-проволоки.
Карданные валы динамически сбалансированы. Балансировка всех карданных валов, кроме основного, и вала заднего моста осуществлена приваркой балансировочных пластин 6 на концах трубы.
Балансировка карданного вала заднего моста и основного карданного вала со стороны глухой вилки достигается приваркой балансировочных пластин на трубе, а со стороны скользящей вилки — привертыванием балансировочных пластин к торцам ушков вилки.
На основном карданном валу, соединяющем коробку передач с раздаточной коробкой, защитной муфты нет.
Уход за карданными валами
При эксплуатации автомобиля необходимо следующее:
1. Систематически проверять крепления фланцев карданных валов. Все болты крепления должны быть затянуты до отказа.
2. При ослаблении болтов, крепящих опорные пластины подшипников крестовины, подтянуть их (момент затяжки должен быть равен 1,4—1,7 кГм).
При значительном радиальном и торцовом зазоре в подшипниках крестовин разобрать шарниры и в случае необходимости заменить подшипники или крестовины.
3. Периодически проверять зазор шлицевого соединения. При большом зазоре вследствие износа шлицев надо заменить вал.
4. При разборке шарнира карданного вала заднего моста и основного карданного вала следует пометить балансировочные пластины, привернутые к торцам ушек вилки, чтобы при сборке поставить их на прежнее место.
После сборки карданного вала необходимо, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой; масленки крестовин должны быть обращены в сторону вала (для удобства смазки), а не в сторону фланца; крестовины должны повертываться в подшипниках без заеданий.
Болты крепления опорных пластин игольчатых подшипников должны быть затянуты и законтрены загибанием одного ушка замочной пластины к грани головки каждого болта.
Читайте также: Диаметр валов двигателей мотоблоков
После замены отдельных деталей карданный вал должен быть динамически сбалансирован приваркой пластин 6 или установкой съемных пластин под головки болтов крепления опорных пластин подшипников крестовины, для всех валов, кроме вала среднего моста, допустимый дисбаланс не более 70 Гсм, а для вала среднего моста 100 Гсм.
Общая толщина съемных балансировочных пластин должна быть не более 3 мм.
5. Строго соблюдать сроки смазки карданной передачи согласно карте смазки.
Игольчатые подшипники 16 (рис. 2) смазывать через масленку в крестовине до начала выхода масла через предохранительный клапан.
Перед смазкой крестовины карданных валов необходимо особенно тщательно очищать от грязи пресс-масленки.
При добавлении смазки выдавливание ее из предохранительного клапана происходит после пяти — восьми качаний рычажно-плунжерного шприца.
При отсутствии смазки в шарнире выдавливание ее из предохранительного клапана происходит после 45—50 качаний рычажно-плунжерного шприца.
Для смазки шлицевые соединения необходимо разобрать, вывернуть пробку 8; промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой втулки, заложить в эту полость свежую смазку и снова собрать вал. После сборки вала пробку 8 поставить на место.
При смазывании шлицевого соединения необходимо использовать определенное количество смазки, указанное в карте смазки.
Нельзя добавлять смазку через пробку 8 в шлицевом соединении без разборки карданного вала.
При сборке шлицевого соединения необходимо следить за тем, чтобы разрезные шайбы 14 войлочного кольца 13 были установлены разрезом в разные стороны.
Видео:вибрация карданного вала зилСкачать
Карданная передача ЗИЛ-130
Карданная передача автомобиля ЗИЛ-130 состоит из двух карданных валов, промежуточной опоры и трех шарниров.
В карданной передаче автомобиля применено герметичное шлицевое соединение. Смазка во внутренней полости втулки 26 удерживается от вытекания заглушкой 27, а также резиновым и войлочным 7 сальниками. Оба сальника в сочетании с защитной муфтой 8 шлицев предотвращают загрязнение шлицевого соединения.
Рис. Карданная передача ЗИЛ-130: 1 — фланец-вилка; 2 — вилка промежуточного карданного вала; 3 — промежуточный карданный вал; 4 — подушка опоры; 5 — стопорная скоба подушки; 6 — гайка крепления подшипника промежуточной опоры; 7 и 19 — войлочные сальники; 8 — защитная муфта; 9 — карданный вал заднего моста; 10 — приварная вилка карданного вала заднего моста; 11 — торцовое уплотнение: 12 — сальник игольчатого подшипника; 13 — замочная пластина; 14 — игольчатый подшипник крестовины; 15 — крестовина; 16 — опорная пластина; 17 — болт; 18 — скользящая вилка; 20 — масленка для смазки подшипника опоры; 21 — лента хомута; 22 — шплинт; 23 пряжка хомута; 24 — кронштейн опоры; 25 — шарикоподшипник; 26 — шлицевая втулка; 27 — заглушка шлицевой втулки. Примечание — с марта 1973 г. радиальные отверстия в шипах крестовин не делают.
Устройство всех шарниров карданной передачи одинаково. Каждый шарнир состоит из приваренной и скользящей вилки или фланца-вилки 1 и крестовины 15, установленной в ушках вилок на подшипниках 14.
Установлены новые шарниры, не требующие пополнения смазки в процессе эксплуатации. На заводе шарниры смазывают консистентной смазкой 158.
Для удержания смазки и предохранения от загрязнения подшипников они снабжены новым комбинированным уплотнением, которое состоит из однокромочкого сальника 12, вмонтированного в обойму подшипника, и торцового уплотнения 11, напрессованного на шипы крестовины (с посадочным пояском).
Читайте также: Двигатели с вертикальным валом в кирове
У ранее выпущенных заводом карданных валов, имеющих в крестовине масленку, рекомендуется смазывать карданные шарниры консистентной смазкой: 158, УС-1, пресс-солидолом С.
При применении консистентной смазки для шарниров карданной передачи существенно возрастает надежность уплотнения узла, легче заполняются смазкой игольчатые подшипники и каналы и уменьшается ее расход в процессе эксплуатации. Смазку надо добавлять при втором техническом обслуживании.
Подшипник промежуточный опоры смазывают через масленку 20, ввернутую в крышку подшипника. Сальники подшипника опоры имеют отражатели, защищающие их от грязи. Задний отражатель служит одновременно стопорной шайбой гайки подшипника опоры.
Видео:Лечим Шлицевое Соединение Кардана Зил-130Скачать
Уход за карданной передачей
Следует проверять крепление фланцев карданных валов и кронштейна промежуточной опоры.
Все болты крепления должны быть затянуты до отказа. Необходимо периодически проверять посадку крестовин в подшипниках и подшипников в вилках. При ослаблении болтов, крепящих крышки подшипников, надо подтянуть их. Момент затяжки должен быть равен 1—1,5 кгс*м. При значительном радиальном и торцовом зазоре в подшипниках крестовин нужно заменить карданный вал в сборе.
Необходимо строго соблюдать периодичность выполнения смазочных операций и соответствие применяемого масла для карданной передачи (подшипника опоры, шлицевого соединения) требованиям карты смазки. Для смазки шлицевые соединения необходимо разобрать, промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой втулки и заложить в эту полость свежую смазку.
При снятии карданного вала с автомобиля или при установке его на автомобиль нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарнир для прокручивания карданного вала. Это влечет за собой повреждение уплотнений, что приводит к преждевременному выходу из строя карданных шарниров.
Разбирать шарнир рекомендуется только в случае выхода из строя его деталей. Для разборки шарнира следует пользоваться специальным съемником. Использовать молоток для разборки шарнира нельзя, так как это приводит к нарушению соосности отверстий в вилках шарниров под подшипники, после чего резко снижается долговечность шарнира. При разборке шарнира необходимо спрессовать торцовые уплотнения с двух смежных шипов. Во время разборки надо следить за тем, чтобы не повредить торцовых уплотнений. Повторная установка поврежденных торцовых уплотнений в шарнир недопустима, так как при этом нельзя обеспечить требуемого натяга торцового уплотнения на посадочном пояске шипа. Сборка шарнира с комбинированным (радиальным и торцовым) резиновым уплотнением подшипников может производиться одним из двух следующих методов:
- Торцовое уплотнение предварительно напрессовывают на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину устанавливают в вилку (фланец). Остальные торцовые уплотнения устанавливают на шипы через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) и напрессовывают на посадочные пояски шипа.
- Крестовину без торцовых уплотнений устанавливают в вилку (фланец), после этого на шипы крестовины через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) напрессовывают торцовые уплотнения.
Для напрессовки торцового уплотнения на посадочный поясок шипа необходимо пользоваться специальным приспособлением — оправкой. В случае отсутствия в комплекте запасных частей торцовых уплотнений допускается установка подшипников 804805К1 без торцового уплотнения, но долговечность уплотнения при этом понижается.
При сборке шарниров в каждый подшипник крестовины закладывается 4—4,2 г смазки, а в каждое глухое отверстие шипа 1,1 —1,3 г смазки 158.
Читайте также: Установка блокировки рулевого вала
Видео:Устройство карданной передачи автомобиляСкачать
Статьи
Видео:Зачем на Советский ЗИЛ установили сразу 5 карданных валов?Скачать
Устройство карданного вала ЗИЛ
Год назад, в 2016 году Завод Им. Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль. И хотя на территории бывшего автостроительного гиганта еще функционирует цех по сборке представительских авто, можно сказать, что сам завод уже не существует. Однако это не означает, что теперь купить вал карданный ЗИЛ больше никому не потребуется. За время своей деятельности предприятие выпустило огромное количество техники, большая часть которой продолжает эксплуатироваться. Соответственно, комплектующие для ЗИЛов, в том числе и карданы пока еще остаются весьма востребованным товаром.
Видео:Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Как устроен кардан ЗИЛа
На самом деле в устройстве данного узла нет ничего сложного. Общий конструктив кардан-передач, используемых в автостроительстве не меняется практически с момента их появления на автомобилях. Естественно, есть небольшие отличия, иногда изменения согласно конкретике применения, но общий набор выглядит следующим образом:
- К коробке передач кардан присоединяется с помощью фланец-вилки, хотя есть модели, где вместо нее используется упругая муфта, компенсирующая вибрации и динамические удары
- Вместе с крестовиной и еще одной вилкой фланец-вилка образуют карданный шарнир, обеспечивающий как раз возможность передачи крутящего момента под углом
- Как правило, вторая вилка является скользящей, то есть, ее хвостовик снабжен шлицами и посажен на соответствующий конец трубы-основы. Такое шлиц-соединение позволяет компенсировать изменения расстояния между сопрягаемыми агрегатами при проезде неровностей и изменении весовой нагрузки
- Тонкостенная труба, а в отдельных случаях цельнометаллический вал или их комбинация нужны для обеспечения нужной длины узла и крепежа кардан-шарниров
- Второй конец основы обычно заканчивается приварной вилкой и шарниром при ее участии
Для моделей с большой длинной валов или сборными кардан-передачами применяется промежуточная опора с подвесным подшипником, удерживающая в пространстве центральную часть узла.
Почему ломаются карданы, и когда нет смысла в ремонте
Большое количество составляющих, их взаимодействие с трением и являются основной причиной того, что владельцу рано или поздно может потребоваться купить вал карданный ЗИЛ и провести замену штатного сопряжения. Но механический износ не единственный фактор поломок. Привести к образованию дефектов может банальная коррозия (узел открыт для внешнего воздействия), внешние удары или неправильная эксплуатация. Достаточно часто можно отремонтировать старый вал, но бывает, что ремонт бессмыслен.
Например, не имеет смысла восстанавливать передачу, если повреждено большое количество деталей – покупка новых, монтаж, балансировка обойдутся практически в ту же сумму, но результат будет менее надежен. Не стоит проводить ремонт и при критических деформациях основы – надежностью восстановленный кардан отличаться точно не будет. В то же время новый не всегда означает качественный, поэтому к выбору замены следует подходить со всей ответственностью.
В интернет-магазине нашей компании ООО «Лидер» вы можете приобрести карданы для любой модели ЗИЛа производства «Белкард», а это лучший из доступных на постсоветском пространстве вариантов. Оформить заявку можно через сайт, по телефону или написав нам на электронку. Работаем с безналом и наличными, предоставляем отсрочки. Цены приемлемые изначально, но для оптовиков и постоянных покупателей предусмотрены дополнительные скидки. Если потребуется, то будет организована доставка в любой из российских регионов.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📽️ Видео
Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)Скачать
Опора карданного вала ЗИЛ-130Скачать
Работа карданного вала. Work propeller shaft.Скачать
Назначение, устройство и работа карданной передачиСкачать
Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.Скачать
Вибрация на зил 131. Причина. Устранение...Скачать
карданСкачать
Карданный вал Зил-131 основной с консервацииСкачать
Как заменить крестовину кардана, на зил 131 и других грузовиках, правильно.Скачать
Способы укорочения и удлинения карданных валовСкачать
Шлицевые соединения для карданных валов.Скачать
Шприцуем карданы без переходников и токарейСкачать
Кардан 18+Скачать
Устранение люфта с помощью штифта! Новая жизнь старого кардана!Скачать
Карданный вал - что это такое, проблемы, балансировкаСкачать