Коленчатый вал заменяют при наличии трещин любого размера и расположения, задиров на шатунных и коренных шейках и биении коренных шеек, не устраняемых шлифованием под последний ремонтный размер. Биение средних коренных шеек относительно крайних допускается не свыше 0,08 мм. Проверка производится индикатором при установленных на призмы крайних коренных шейках.
При износе хотя бы одной коренной или одной шатунной шейки сверх допустимого (табл. 1), а также при наличии хотя бы на одной из шеек глубоких
рисок или задиров все коренные или шатунные шейки перешлифовывают под один ремонтный размер. Номер ремонтного размера шатунных шеек может отличаться от номера ремонтного размера коренных шеек.
Шлифовка шеек коленчатого вала под ремонтные размеры производится в пределах величин, приведенных в табл. 1. При этом необходимо выполнение следующих условий:
переход цилиндрических участков шеек в галтели должен быть плавным (радиус галтелей 5,5—6,0 мм), без подрезов, прижогов, грубых рисок; шероховатость поверхностей шеек не должна превышать 0,20 мкм, шероховатость галтелей не ниже 0,32 мкм;
величина радиусов осей всех кривошипов вала должна быть 70±0,12 мм;
непараллельность осей средних коренных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек не должна превышать 0,010 мм, непараллельность осей шатунных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек должна быть не более 0,015 мм;
овальность, конусность, вогнутость и бочкообразность коренных и шатунных шеек не допускаются более 0,01 мм.
Отсутствие трещин проверяют магнитным дефектоскопом с обязательным последующим размагничиванием.
При каждом снятии коленчатого вала с двигателя для замены вкладышей полости шатунных шеек рекомендуется очищать, предварительно удалив заглушки, которыми закрыты полости. Повторное использование заглушек не допускается.
Перед установкой заглушек вспученный металл у кромок отверстий от предыдущей раскерновки запиливают, промывают вал и продувают масляные каналы. Заглушки запрессовывают на глубину 5—6 мм и раскернивают
внутри отверстии в трех точках, равномерно расположенных по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.
Рис. 10. Оправка для установки поршня в гильзу цилиндра:
I — гильза цилиндра; 2— блок цилиндров; 3— обжимное приспособление; 4 — поршневые кольца;
5 — поршень
Шестерню коленчатого вала заменяют при контактном разрушении зубьев, сколах, трещинах, выработке в виде канавок, а также при боковом зазоре в зацеплении с шестерней распределительного вала свыше 0,3 мм. Шестерню коленчатого вала можно заменить без снятия коленчатого вала с двигателя. При снятых шкиве и передней крышке блока передний противовес и шестерня спрессовываются с помощью съемника. Перед установкой шестерню и передний противовес необходимо нагреть до температуры 105 °С и последовательно под-прессовывать их до упора с помощью специального приспособления.
Замена вкладышей коренных и шатунных подшипников. Коленчатые валы двигателей ЯМЗ обладают высокой износостойкостью. После 80-—100 тыс. км пробега рекомендуется профилактическая замена вкладышей, которая продлит срок службы коленчатого вала до перешлифовки. Для замены вкладышей коренных и шатунных подшипников двигатель снимают с автомобиля. Вкладыши необходимо заменять в условиях, исключающих попадание грязи на подшипники и шейки коленчатого вала. Новые вкладыши должны иметь номинальные размеры.
Шатунные вкладыши меняют по порядку, начиная с подшипника первого цилиндра. Снятые вкладыши тщательно осматривают. При наличии повреждений, имеющих характер неестественного износа, определяют их причину. Масляные каналы коленчатого вала очищают от загрязненного масла и отложений, протирают шейку мягкой чистой ветошью (шейка должна быть гладкой, без глубоких рисок, заусенцев и наволакивания металла).
Перед установкой подшипников на вал шейку вала и вкладыши смазывают моторным маслом. Болты крепления шатунных подшипников затягивают с приложением момента 20—22 кгс-м.
Вкладыши коренных подшипников можно заменять при помощи штифта, не снимая коленчатый вал. Штифт
представляет собой стальной стержень длиной 25 мм, диаметром 6 мм и имеет головку диаметром 15 мм, высотой 3 мм. Для снятия верхнего вкладыша коренного подшипника штифт вставляют в отверстие масляного канала коренной шейки. Для выталкивания вкладыша коленчатый вал вращают. Для установки вкладыша в постель ее накладывают на шейку и усилием руки частично вводят в зазор между шейкой и постелью. Затем штифт вставляют в отверстие масляного канала и, проворачивая вал, устанавливают вкладыши на место. Вертикальные болты крепления крышек коренных подшипников затягивают с приложением момента 43—47 кгс-м, а горизонтальные— 10—12 кгс-м.
Читайте также: В холодильнике свет горит компрессор не работает
Необходимость замены вкладышей определяется величиной износа по толщине и диаметральным зазорам в сопряжении (табл. 2). Если износ по толщине превышает 0,05 мм или если диаметральный зазор более 0,23 мм, вкладыши заменяют новыми. Толщина вкладыша измеряется в его середине. Зазор проверяют измерением диаметра шейки коленчатого вала и внутреннего диаметра подшипника (после затяжки болтов крепления крышки). Вкладыши подшипников заменяются, если на них имеются забоины, трещины, смятие усика для удержания вкладыша в гнезде.
При повторной установке вкладыши устанавливают только в те постели, из которых они были вынуты ранее. Верхний и нижний вкладыши подшипника коленчатого вала невзаимозаменя-емы, так как в верхних вкладышах имеются отверстия для подвода масла и канавки для его распределения. Оба вкладыша нижней головки шатуна взаимозаменяемы.
Для ремонта коленчатого вала предусмотрено шесть ремонтных размеров вкладышей. Клеймо ремонтного размера нанесено на тыльной стороне вкладыша недалеко от стыка. Номер ремонтного размера вкладыша должен соответствовать номеру ремонтного размера соответствующей шейки коленчатого вала. Вкладыши подшипников коленчатого вала следует заменять только полностью на всем двигателе.
Восстановление герметичности клапанов. Для восстановления герметичности клапанов нужно снять головку (или головки) цилиндров, как указано выше; очистить их от масла и нагара, а затем нанести метки на тарелках клапанов, чтобы при сборке установить их в те же седла. Пользуясь приспособлением (рис. 11), сжать пружины, вынуть сухари и, освободив пружины, снять клапаны, тщательно очистить их от нагара, промыть в керосине и внимательно осмотреть для определения степени ремонта.
Рис. 11. Приспособление для снятия и установки клапанов газораспределения: 1 — упорный винт; 2 — нажимная тарелка; 3 — рукоятка
При незначительных износах и мелких раковинах на фаске клапана и седла, при отсутствии коробления тарелки клапанов и прогаров герметичность клапана может быть восстановлена притиркой пастой, которая приготовляется путем тщательного перемешивания 1,5 частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния 63С-М28 ОСТ 2-144—71 с одной
частью летнего моторного масла и 0,5 части дизельного топлива Л-0,2-40 ГОСТ 305—82. Перед употреблением притирочную смесь тщательно перемешивают, так как микропорошок способен осаждаться.
Процесс притирки состоит из возвратно-вращательного движения клапана при помощи специальной притирочной дрели, автоматически изменяющей направление вращения. При отсутствии специальной дрели можно пользоваться обычной ручной дрелью. Во всех случаях связь приспособления (для проворачивания клапана) с тарелкой клапана осуществляется с помощью резинового присоса.
Для притирки на фаску равномерно наносят тонкий слой пасты, смазывают
стержень клапана чистым моторным маслом и ставят его на место. Если притирка ведется ручной дрелью, то следует, слегка нажимая, провернуть клапан на 1/3 оборота, затем в обратном направлении на 1 /4 оборота и т. д. Нельзя делать притирку круговыми движениями. Клапан необходимо периодически поднимать для нанесения на его фаску новой порции притирочной пасты. Внешним признаком удовлетворительной притирки является получение на фасках клапана и седла непрерывного матового пояска шириной не менее
1,5 мм. Разрыв матовой полоски и наличие рисок на ней не допускаются.
По окончании притирки клапаны и седла следует промыть керосином и насухо вытереть и, установив клапаны
и пружины на свои места, проверить герметичность. Для этого во впускные и выпускные окна заливают керосин и выдерживают в течение 3 мин. Течь или просачивание керосина при повороте клапана на любой угол не допускаются.
Читайте также: Вале рий ива нович шумако в
Проверить качество притирки можно и с помощью карандаша. Для этого поперек фаски мягким графитовым карандашом наносят через равные промежутки 10—15 черточек. Осторожно вставив клапан в седло, сильно нажимают на него и одновременно проворачивают на 1 /4 оборота. После этого все черточки на фаске должны быть стерты. При неудовлетворительных результатах проверки притирку клапана нужно повторить. Если герметичность клапана не удается обеспечить притиркой или одной притирки недостаточно (следы прорыва газов, углубления на рабочих фасках и т. д.), то прошли-фовывают седла и клапаны, а затем повторяют притирку. Для шлифовки седел клапанов применяют шлифовальное устройство или электродрель, имеющую необходимый шлифовальный круг и оправку. Центрирование шлифовального круга в данном случае осуществляется хвостовиком оправки, входящей в направляющую втулку клапана. Если направляющие втулки клапанов необходимо заменить, то седла шлифуют только после замены втулок.
Видео:Cборка двигателя ЯМЗ-238.Скачать
Вал коленчатый двигателя ЯМЗ
Видео:Сборка ямз 238 и протяжка коленчатого вала 47н-мСкачать
Применяемость, типоразмеры, материалы и конструктивные особенности
коленвалов двигателей Ярославского моторного завода
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер.
При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала:
• коренных шеек – «К1» или «К»;
• шатунных шеек – «Ш1» или «Ш».
Указанная маркировка наносится на необработанной поверхности 5–ой щеки коленчатого вала ( для 6–ти, 8–ми цилиндровых двигателей ) после номера детали, выполненного в поковке.
Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров коренных и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка
коленчатого вала
Маркировка коренного вкладыша
236-1005170-В
и
236-1005171-В
236-1005170-В
и
236-1005171-В
236-1005170-В
и
236-1005171-В
236-1005170-В-Р1
и
236-1005171-В Р1
Толщина коренного вкладыша, мм.
Маркировка шатунного вкладыша
Толщина шатунного вкладыша, мм.
Примечание:
* — размеры и маркировка вкладышей при использовании коленчатого вала, имеющего коренные и шатунные шейки 1-го номинального размера;
дополнительная маркировка отсутствует.
Порядковый номер коленчатого вала маркируется на фрезеруемой площадке 1 – ой щеки ударным методом (шрифт № 10). Нумерация валов начинается с «1», с начала каждого календарного года отдельно для 6–ти и 8–ми цилиндровых двигателей.
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-240 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных опор и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер.
При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала:
• коренных опор – «К1» или «К»;
• шатунных шеек – «Ш1» или «Ш».
Указанная маркировка наносится на переднем торце 1–ой щеки коленчатого вала после номера детали, выполненного в поковке и на наружном диаметре 4-ой опоры.
Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров беговых дорожек коренных опор и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка
коленчатого вала
Маркировка подшипника качения 2
2ВО2622134 ЛМ
или
2ВО2622134 ЕМ
2ВО2622134 ЛМ
или
2ВО2622134 ЕМ
2ВО2622134 ЛМ
или
2ВО2622134 ЕМ
2ВО2622134 ЛМ
или
2ВО2622134 ЕМ
Маркировка шатунного вкладыша
Толщина шатунного вкладыша, мм.
Примечание:
1 — размеры и маркировка вкладышей при использовании коленчатого вала, имеющего беговые дорожки коренных опор и шатунные шейки 1-го номинального размера; дополнительная маркировка отсутствует.
2 — маркировка ЛМ, Л1М в обозначении подшипника обозначает материал сепаратора – латунь; ЕМ, Е1М – полиамид.
Порядковый номер вала и сокращенное обозначение детали маркируется на наружном диаметре 4–ой опоры, рядом с беговой дорожкой. На торце вала со стороны маховика (на расстоянии 32 мм. от оси вала) маркируется порядковый номер месяца и год выпуска (две последние цифры).
Читайте также: Изготовление коленчатого вала из чугуна
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-840, 850 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных опор и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер.
При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала:
• коренных опор – «К2» или «К»;
• шатунных шеек – «Ш2» или «Ш».
Указанная маркировка наносится на 1–ой щеке коленчатого вала после номера детали, выполненного в поковке.
Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров беговых дорожек коренных опор и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка
коленчатого вала
Видео:Коленчатый вал ЯМЗ -238 Н , 7511 Качество !Скачать
Установка коленвала ЯМЗ 238
Коленчатый вал двигателя постоянно подвержен значительным механическим нагрузкам. Он изготовлен из особого вида стали. Для увеличения износостойкости вся его поверхность азотирована. Конструкционно этот узел состоит из пяти коренных и четырех шатунных шеек, которые в процессе работы смазываются под давлением.
От правильности установки коленвала ЯМЗ 238 будет зависеть срок эксплуатации мотора в целом. Поэтому на качество его монтажа следует обращать самое пристальное внимание. Прежде всего необходимо убедиться, что все вкладыши (коренные, шатунные) соответствуют размерам шеек коленвала. Следует учитывать, что при установке коленвала ЯМЗ 238 надо соблюдать чистоту как внешних, так и внутренних поверхностей. Для предотвращения случайных задиров и облегчения вращения на все трущиеся детали должна быть нанесена моторная смазка.
Далее проверяется правильность монтажа маховика. Для этого совмещаются соответствующие метки. Крышки подшипников (коренных) ни в коем случае нельзя менять местами. Чтобы без ошибок выполнить их установку, следует обращать внимание на совпадающие клейма. Следующей операцией будет правильная затяжка коренных подшипников коленвала ЯМЗ 238. Она начинается с равномерной подтяжки вертикальных болтов. Чтобы предотвратить перекосы, перетяжки, этот прием проводится в два этапа. Таким же способом затягиваются и все горизонтальные болты.
1 — болт; 2 — шайба; 3 — шкив; 4 — противовес передний; 5 — гайка; 6 — шайба; 7 — маслоотражатель; 8 — вал коленчатый; 9 — вкладыши шатунных подшипников; 10 — комплект вкладышей; 11 — вкладыш шатунного подшипника; 12 — вкладыш подшипника коленчатого вала верхний; 13 — полукольцо коленвала; 14 — пластина; 15 — болт крепления маховика; 16 — пластина; 17 — маховик; 18 — обод; 19 — шайба; 20 — болт; 21 — маслоотражатель; 22 — вкладыш подшипника коленчато вала нижний; 23 — заглушка; 24 — вал коленчатый с вкладышами подшипников; 25 — шестерня распределительная; 26 — шпонка.
Установка и правильная затяжка упорного коренного подшипника коленвала требует большего времени и внимательности. С его помощью происходит выравнивание осевого зазора. Он устанавливается посредством четырех бронзовых колец. Они монтируются в специальных выточках, проделанных в задней коренной опоре. Чтобы не дать кольцам проворачиваться, они вставляются пазами в штифты. Первоначально с помощью болтов немного притягивается крышка подшипника. Затем коленвал ЯМЗ 238 несколько раз перемещается (до упора) в противоположных направлениях. Такая операция выполняется посредством удобного ломика, и обеспечивает правильное положение крышки. После затяжки болтов при помощи щупа проверяется осевой зазор. Установка считается правильной тогда, когда с обеих сторон размеры имеют одинаковые значения.
Шейки коленвала ЯМЗ имеют несколько номинальных размеров, поэтому для правильного подбора вкладышей следует использовать специальную шкалу. Деталь имеет одно место маркировки.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💥 Видео
Что нужно сделать, чтобы на двигателе ЯМЗ, автомобиля МАЗ никогда не сломало коленвал.Скачать
Ямз-238 Очистка каналов колен-вала Замена заглушек и прочее...Скачать
Простой способ выбить пробки коленчатого вала ямз 236Скачать
Как проводится дефектовка коленчатых валовСкачать
Балансировка коленвала двигателя ЯМЗ 238Скачать
метки грм ямз 238Скачать
Ремонт двигателя ЯМЗ-238НЕ. Причины отрыва маховика или неправильная установка при ремонтеСкачать
ЯМЗ 238 ,коленвал,подготовка к установке. #ЯМЗ #Кировец #трактор #ремонт #коленвал #АЛЕКС-ЮСТАСУСкачать
Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-238Н коленвал номинал , с консервации 238-1005008-Г2Скачать
Установка заглушек коленвала ямзСкачать
Шлифовка коленвала ЯМЗ 238 в СамареСкачать
Коленвал ЯМЗ 236 - 236-1005009Скачать
ЯМЗ 238 Сломанный коленвалСкачать
Замена вкладышей на ЯМЗ 6582 (238, 236, 6581) без снятия двигателя.Скачать
Установка коленвала.Ремонт, продолжение.#Ямз #ямз238 #ремонт #алекс_юстасу #tractor #Kirowec #ДВССкачать