Создание скоростного и экономичного водометного двигателя – весьма серьезная задача, требующая хорошей исследовательской и производственной базы.
Но примитивный вариант такого устройства вполне можно сделать самостоятельно.
Давайте посмотрим, как делают водометы для лодок своими руками, и какие особенности характерны для таких двигателей.
- Конструкция водометного двигателя
- Преимущества и недостатки
- Принцип работы
- Водомет своими руками
- На базе лодочного мотора
- На базе центробежного насоса
- Видео на тему
- Обзор популярных моделей водометных лодочных моторов
- Преимущества и недостатки
- Устройство и принцип работы
- Популярные модели водометов
- Отзывы об использовании
- Установка
- Насадки на моторы
- 🎥 Видео
Видео:Обзор водомётных двигателей | Лошадиная силаСкачать
Конструкция водометного двигателя
Главными элементами такого механизма, как и в классическом варианте, являются двигатель внутреннего сгорания и винт, только последний расположен внутри длинной трубы, проложенной вдоль корпуса лодки. Разумеется, «труба» — это слишком упрощенный термин. Правильное название этой части двигателя – водовод, а состоит он из следующих узлов:
- водозаборник: передняя часть, по которой вода поступает к винту;
- спрямляющий аппарат: благодаря этому элементу вращательное движение закрученного винтом водного потока трансформируется в прямолинейное;
- сопловой аппарат: завершающая часть «трубы», из которой вода выбрасывается наружу.
Еще один важный элемент водомета – реверсивно-рулевое устройство, благодаря которому лодка может менять направление движения, а также давать задний ход.
Схема конструкции водометного двигателя
Винты (их также называют рабочими колесами или импеллерами) бывают нескольких видов:
- Осевые: наиболее просты в изготовлении, но обеспечивают самый низкий КПД и ввиду ярко выраженного эффекта кавитации могут работать только на низких оборотах.
- Осе-диагональные: имеют более высокий КПД и рассчитаны на среднеоборотистые двигатели;
- Диагональные и шнековые: наиболее современные и чрезвычайно сложные в изготовлении разновидности, характеризуются самым высоким КПД и способны работать с высокооборотистыми двигателями.
Среди всех составляющих водомета винты находятся на первом месте по сложности изготовления. Для этого применяется метод точного литья с последующей шлифовкой.
Не стоит приобретать водомет с импеллером, лопасти которого приварены к ступице, а не составляют с ней единое целое: такие винты зачастую имеют дисбаланс, что приводит к их разрушению при повышенных оборотах.
Видео:Устройство водомёта HamiltonJetСкачать
Преимущества и недостатки
За счет установки водометного двигателя владелец плавсредства выигрывает в следующем:
- Поскольку спрятанному в водоводе винту наматывание водорослей не грозит, лодка приобретает способность легко перемещаться по заросшим водоемам.
- Удары винта о дно также исключены, что дает возможность беспрепятственно плавать в местах с небольшой глубиной или с отмелями.
- Лодка с водометом становится безопасной для купальщиков, водолазов и обитающей в водоемах фауны.
- В отличие от обычных гребных винтов, рабочие колеса водометов, особенно современные, защищены от негативного воздействия кавитации.
Но придется примириться и с некоторыми недостатками:
- При той же мощности двигателя лодка будет двигаться медленнее, чем с обычным винтом.
- Ухудшается управляемость.
Кроме того, лодка становится тяжелее из-за веса воды, заполняющей водомет.
Для того чтобы поменять трубы в квартире, необязательно вызывать бригаду мастеров. Замена труб в квартире своими руками существенно сэкономит средства несмотря на всю сложность данного предприятия.
Как правильно соединить унитаз с канализационной трубой, смотрите тут. Обзор основных вариантов.
Слабый напор воды в квартире — не такая уж редкость. Если водоканал не может исправить ситуацию, воспользуйтесь нашими советами: http://aquacomm.ru/cancliz/mnogokvartirnyie-doma/santehnika/kak-uvelichit-napor-vody-v-kvartire.html. Способы увеличения давления воды — от замены труб до установки насосной станции.
Видео:Осевой водомёт JWO в разрезе | Наглядное пособие для Выставки.Скачать
Принцип работы
Выбрасывая с большой скоростью воду, водомет создает реактивную тягу, которая и приводит лодку в движение. Рассмотрим данный процесс более детально:
- Вода поступает в расположенный в передней части лодки водозаборник. Он снабжен сеткой, которая отфильтровывает водоросли и плавающий в воде мусор. Конструируя водозаборник, инженеры стремятся обеспечить ламинарное течение воды в нем, так как наличие турбулентности на подходе к винту значительно ухудшает характеристики двигателя.
- Винт с силой отбрасывает воду назад, при этом она попадает в сужение, благодаря чему ее скорость возрастает.
- Спрямляющий аппарат, как уже говорилось, увеличивает скорость потока за счет преобразования его вращательного движения в поступательное. Его лопаткам стараются придать такую форму, которая обеспечивала бы наименьшее сопротивление движущейся жидкости. Производители применяют различные конструкции спрямляющих аппаратов. Одна из них – лопаточное поджатие – позволяет использовать данный элемент одновременно в качестве соплового аппарата.
- Далее поток попадает в сопло (если эту функцию не выполняет спрямляющий аппарат). Благодаря небольшому проходному сечению, давление воды здесь преобразуется в скорость – этот эффект и называется поджатием.
Читайте также: Лодочные моторы в ярославле ниссан марин
Видео:Первый Прямоточный Водомет Для Подвесного Мотора! Подробный обзор с ИнженеромСкачать
Водомет своими руками
Рассмотрим, как сделать водомет для лодки своими руками. Хитрые на выдумку умельцы придумали два варианта самодельных водометов.
На базе лодочного мотора
Как показал опыт, наиболее удачные самодельные водометы получаются из лодочного мотора «Ветерок-12». Но можно использовать и любой другой. Обычно применяют старые модели: «Москва», «СМ-557-9Л», «Стрела» и т.п. Главное преимущество «Ветерка» — в распространенности и доступности необходимых деталей.
Водовод можно размещать как снаружи лодки, так и внутри нее. Второй вариант применяется чаще, так как при наружном расположении увеличивается гидродинамическое сопротивление плавсредства. Некоторые элементы водовода изготавливают из труб, другие – сваривают из заготовок, вырезанных из листа нержавеющей стали.
Придать заготовкам нужную форму можно с помощью оправки (вручную) либо гибочных вальцов. Лопасти рабочего колеса вырезаются из того же материала. Затем их подвергают профилировке и и приваривают к ступице.
На этапе проектирования модель водовода можно сделать из папье-маше. Затем ее достаточно будет разрезать, чтобы получить выкройку для заготовки-развертки.
Передача вращения от двигателя осуществляется посредством обычного штатного редуктора. Он крепится к главному дейдвуду мотора при помощи специального фланца.
Водоизмещение этой версии самодельного водомета составляет 450 кг. Благодаря ему судно может развивать скорость до 20 – 25 км/ч и выполнять глиссирование.
На базе центробежного насоса
Предлагается использовать насос Pacer Pumps 200GPM с пластиковым корпусом (термостойкий полистирол), имеющий вес около 18 кг.
Нагнетательный механизм этого аппарата приводится в движение двигателем Intek мощностью в 5 л.с. производства Briggs & Stratton.
Насос развивает напор в 35 м и имеет 2-дюймовые патрубки всаса и нагнетания. Его стоимость составляет около 300 долларов.
Насос устанавливается в лодке, после чего к нему со стороны всаса присоединяется 2-дюймовая ПВХ-труба. Через отверстие в носовой части днища лодки ее нужно вывести в воду, снабдив патрубком с сетчатым фильтром – это будет водозаборник.
На резьбу нагнетательного патрубка навинчивается высоконапорный штуцер с выходным отверстием диаметром 24 мм. Подойдет изготовленный из упрочненного винила – такие сегодня продаются в любом магазине для садоводов и огородников. Роль сопла также будет возложена на отрезок ПВХ-трубы, имеющей тот же, что и у штуцера, диаметр. Для подсоединения штуцера к соплу следует использовать резиновый шланг.
Не стоит опускать сопло в воду. Вопреки распространенному мнению, такой прием не ускорит, а замедлит лодку, так как приведет к возникновению кавитации.
Величина реактивной тяги, развиваемой таким водометом, зависит от суммарной длины всасывающей и нагнетательной магистралей.
Поскольку гидравлическое сопротивление возрастает с уменьшением диаметра трубы и увеличением скорости движения жидкости в ней, выгоднее всего установить насос как можно ближе к корме, чтобы длина сопла оказалась минимальной.
При таких условиях насос при максимальных оборотах двигателя развивал напор примерно в 20 метров водного столба (2 атм), благодаря чему лодка набрала скорость до 8 км/ч.
Испытателя подобного водомета может подстерегать неприятность: напорный штуцер довольно легко откручивается потоком воды, причем сила его воздействия настолько велика, что удержать деталь от вращения вручную нет никакой возможности.
Смазывание патрубка клеем перед навинчиванием штуцера желаемого эффекта не дает – штуцер все равно срывает. Рекомендуется разработать для резьбового штуцера дополнительное крепление либо использовать насос и штуцер с фланцами.
При монтаже систем водоснабжения часто необходимо соединять между собой разные виды труб. Соединение металлопластиковых труб с металлическими и полимерными при помощи фитингов — этой теме посвящена следующая статья.
Практические советы по установке поддона для душа смотрите на этой странице.
Видео:Реванш! ПРЯМОТОК или УЛИТКА? Россия vs США! Битва водометов!Скачать
Видео на тему
Видео:Винт или водомет? Тяга на швартовых. Тестирование и сравнение. TEST PROPELLER or JET.Скачать
Обзор популярных моделей водометных лодочных моторов
Водомётные моторы часто напоминают принцип работы реактивного двигателя. Главным отличием выступает поток воды, поступающий из сопла водомёта. Отверстие, предназначенное для забора воды в водоток, располагается в нижней части.
Вода, находящаяся в водомёте, приводится в движение по трубе водотока благодаря импеллеру, который способствует разряжению водного потока. Проходя сквозь винт, поток ускоряет свой ход и полученное давление выплёскивает воду через сопло, диаметр которого достаточно узкий. Подобный принцип функционирования мотора приводит плавательное средство в движение.
Читайте также: Лодочный мотор меркурий 5мн
Видео:ВодомётСкачать
Преимущества и недостатки
Основными преимуществами водомётов стали:
- Отсутствие в устройстве деталей вращающегося типа, которые находятся в водной среде. Благодаря этому подводная растительность и ветки не оказывают негативное воздействие на вращающие движения импеллера. Можно не беспокоиться о возможном наматывании растительности на шнек, что приводит к поломке.
- Быстрое прохождение мелководья и участков водоёма с большим количеством коряг и водорослей. Обыкновенные механизмы редко справляются с подобными препятствиями.
- Полное исключение травматичности человека, плавающего около лодки от импеллера, так как он располагается в корпусной части двигателя.
- Развитие высокого скоростного режима способствует увеличению КПД мотора.
- Учитывая полное прилегание днища лодки к воде, можно быть уверенным в надёжности и управляемости даже на высоких скоростях. Даже при вхождении в крутые повороты лодка будет легка в управлении.
- Водомёт с лёгкостью справится с разворотами на месте и может осуществлять передвижение бортовой частью вперёд.
- Возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути.
- Незначительная степень шумового эффекта при передвижении, что несомненно обрадует любого рыбака.
Основными недостатками мотора можно считать:
- При развитии небольшого скоростного режима снижается КПД.
- Дополнительным грузом для лодки становится вода, за счёт которой происходит рабочий процесс водомёта.
- Вода, находящаяся в трубке двигателя, обладает турбулентностью и снижает мощность мотора.
- Несмотря на лёгкое прохождение мелководных участков, стоит помнить, что это провоцирует лишнюю нагрузку на ротор и статор. В данном случае рассчитывать на длительный срок эксплуатации не стоит.
- Ремонт водомёта требует значительных финансовых затрат.
Видео:ВОДОМЕТНАЯ НАСАДКА - НАСТРОЙКА ТЯГИ ВОДОМЕТА с Резиновым интейком Jet-WolfСкачать
Устройство и принцип работы
Главными составляющими водомёта являются винтовая часть и двигатель (внутреннего сгорания). Водовод сочетает в себе следующие элементы:
- водозаборную часть – передняя область, способствующая перемещению воды к винтовой части;
- спрямляющий аппаратный элемент, который трансформирует вращательные движения водных потоков в прямолинейные;
- сопловой элемент;
- кончик трубочки, сквозь который водные массы находят выход;
- устройство реверсивно-рулевого типа, позволяющее производить смену направлений движения лодки (предусмотрен как передний, так и задний ход).
Импеллеры (винтовые элементы) могут быть разных видов:
- Осевой тип – максимально простой в изготовлении, однако КПД находится на низком уровне. Кроме того, наличие эффекта кавитации даёт возможность функционирования лишь на низких оборотах.
- Осе-диагональный тип – рассчитан на моторы со средним количеством оборотов. Уровень КПД немного выше, чем у осевых импеллеров.
- Диагональный и шнековый – современные разновидности винтов, которые изготовлены с учётом современных технологий. Главное преимущество обоих видов – высокий уровень КПД и возможность работы с моторами с наличием высоких оборотов.
Лодка приходит в движение после реактивной тяги, которая создаётся благодаря выбрасыванию водного потока с большой скоростью. Более детальный принцип работы выглядит следующим образом:
- Водные потоки проникают в водозаборник, который располагается в передней части плавательного средства. Водозаборник включает в состав сетку, способную провести фильтрацию от водорослей и плавающего мусора. При конструировании водозаборника специалисты стараются обеспечить водному потоку ламинарное течение, что значительно улучшит общие характеристики мотора.
- Импеллер производит отбрасывание воды назад, после чего она попадает в суженную часть, что ещё больше увеличивает скорость прохождения.
- Лопатки спрямляющего аппарата оснащены своеобразной формой, способствующей оказывать незначительное сопротивление жидкости, которая движется навстречу. Спрямляющие аппараты могут быть разнообразной конструкции. Наиболее популярной из них является лопаточное поджатие. Именно эта разновидность конструкции позволяет спрямляющему аппарату одновременно выполнять функции соплового устройства.
- Водные потоки попадают в сопловую часть (если спрямляющее устройство не выполняет эту функцию). Наличие небольшого проходного сечения позволяет преобразовать давление потока в скорость.
Видео:Водометы и водометные насадки В ПРОСТЫХ СЛОВАХСкачать
Популярные модели водометов
Водомётные моторы изготавливает небольшое количество предприятий. Наиболее популярными брендами водомётов стали:
YAMAHA (модельный ряд JET) – поистине выпускают оборудование высокого класса. Мощность можно выбрать на собственное усмотрение начиная от 40 л.с. и заканчивая 50 л.с. Агрегаты оснащены современными опциями, дистанционным управлением, электростартером. Стоимость на моторы, обладающие высоким уровнем надёжности находится в пределах 250 тысяч – 300 тысяч рублей.
Читайте также: Велосипед с мотором techno qf 80
Кальмар – обладает мощностью 2,5 л.с. Может развивать скорость до 15 км/ч (зависит от типа плавательного средства). Прибор, обладая высокой степенью надёжности, отлично подойдёт для рыбаков, которые используют лодки для ловли на небольших водоёмах. Стоимость Кальмара не превышает 60 тысяч рублей.
Tohatsu – обладает двухтактным двигателем и мощностью 2,5 л.с. Разнообразный модельный ряд включает также более мощные моторы, стоимость которых превышает 50 тысяч рублей. Довольно быстро развивает скорость, что несомненно является весомым преимуществом.
Сталкер – считается представителем невероятно лёгких моторов. Их вес обыкновенно не превышает 5 кг (сухая кондиция). Может развивать скорость около 8,5 км/час. Бензобак вмещает 900 мл топлива. Стоимость водомёта находится в диапазоне 22-30 тысяч рублей.
Видео:ВОДОМЕТНАЯ НАСАДКА нужна ли ВООБЩЕ и на каких лодочных моторах.Скачать
Отзывы об использовании
Приобрёл несколько месяцев назад двигатель Кальмар! Впечатления просто неописуемые. После того как поставил мотор на лодку, стал переплывать Волгу (а это почти 6,5 км) без всяких усилий и промедлений. Не мотор, а зверь!
Сын подарил водомёт Ямаха. Моему счастью нет предела! Любой водоём теперь мне по плечу – переплыву с лёгкостью. Лодка движется почти бесшумно, а при совершении вынужденного торможения тормозной путь весьма короткий, что не может не радовать. Теперь я могу наслаждаться рыбной ловлей сполна.
Заказав мотор Сталкер по интернету, я долго ждал заказ. Как только получил его сразу отправился на рыбалку для тестирования. Результатом доволен. Развивает весьма приличную скорость за короткий промежуток времени и весит совсем немного.
Кальмаром пользуюсь почти пять лет. За это время ни одной поломки. Работает как часы. С лёгкостью и быстротой пересекает любые расстояния! Считаю что это лучший из водомётов!
Водомётом пользуюсь достаточно давно. Бывал как на больших водоёмах, так и на мелководьях, болотистых участках. Работает довольно тихо, что совершенно не приводит рыбу в испуг. Расход топлива не превышает допустимую норму, разгон до 11 км/ч. Очень доволен мотором и советую всем знакомым рыбакам. Небольшая масса оборудования тоже немаловажное преимущество. По поводу эксплуатации никаких нареканий не было и надеюсь не будет.
Отец приобрёл несколько лет назад Кальмар. Видимо, ему попалась непригодная подделка, так как часто винт наматывал водоросли и мотор попросту переставал работать. Рыбалка не приносила абсолютно никакого удовольствия. Грешу на подделку, так как у знакомых Кальмары действительно не доставляют владельцам неудобств. Слаженная работа радует, а поломки практически не беспокоят.
Видео:Особенности эксплуатации лодки с подвесным водомётомСкачать
Установка
Водомёты подлежат установке на суда быстрого хода (лёгкие), которые называются «глиссирующими». Подобные плавательные средства рассчитаны на развитие скорости не превышающей 60 км/ч. Изредка водомёты всё же могут устанавливаться на средние моторные суда, угол наклона донной части которых не превышает 20 градусов.
Однако, несмотря на наличие добавочной массы, стоит принимать и положительную сторону водомёта. В данном случае огромным преимуществом выступает отсутствие увесистой коробки передач. Её функцию выполняет реверсно-рулевой механизм.
При установке специалисты рекомендуют оснащать специальной (соединительной) муфтой участок между водомётом и двигателем. Это позволит обеспечить изоляцию функционирующего мотора, не принимая во внимание режим работы водомётного двигателя.
Видео:Устройство Водомёта JWO140 | How it’s Made JWO140Скачать
Насадки на моторы
Насадки для водомётов – это приспособления, позволяющие за несколько часов переделать обыкновенный мотор (подвесной) в водомёт. Насадки напоминают центробежные насосы, которые применяя импеллеры (рабочих колёс) сквозь водозаборник втягивают в двигательную часть водные потоки и выталкивают их с напором в противоположную от лодки сторону.
Главными преимуществами насадок для водомётов стали:
- Наличие возможности подключения реверса на полном ходу, что даёт довольно мощный эффект тормоза.
- Прибор не оснащён переключениями в редукторной части, что не приводит к быстрому изнашиванию мотора.
- Простое техобслуживание.
Очень важно каждые 9-10 часов производить шпринцовку специализированной смазкой (водостойкой).
К недостаткам насадок на моторы можно отнести:
- Снижение показателей мощности почти на треть.
- Дороговизна деталей, что особенно важно в периоды проведения ремонтных работ.
🎥 Видео
🚫 ЗАПРЕТ ВОДОМЕТНЫХ НАСАДОК!Скачать
Про водомётыСкачать
ВОДОМЕТНАЯ НАСАДКА НА МОТОР 9 9 15 НУЖНА ИЛИ НЕТ РЕШАЙ САМСкачать
Новый водомётный движитель Владимира МихайловаСкачать
Ямаха 9.9 водомётСкачать
казанка водомет мотор буран испытания 2Скачать
Видео, лодочный мотор гладиатор 30 водомёт, лодка ПВХ, установка водомёта.Скачать
Водомет КНААПОСкачать