Устройство подводной части лодочного мотора

Дейдвудная труба. Дейдвудной трубой, или «дейдвудом», в подвесном моторе называется средняя часть мотора, связывающая его двигатель с подводной частью мотора в одно целое. В то же время она служит и кожухом для промежуточной передачи. Дейдвуд передает судну тяговое усилие гребного винта. Поворотом дейдвуда в подвесном моторе осуществляются задний ход и повороты судна.

Дейдвудная труба или отливается из легкого сплава, как, например, у подвесных моторов А-8, ИМА (см. рис. 4), или сваривается из стальных труб и штампованных фланцев. Сварная конструкция применяется у моторов ЛМР-6 и ЛММ-6. На рис. 24 показана сварная конструкция дейдвудной трубы, примененная на подвесном моторе ЛМР-6. Из рисунка видно, что к цельнотянутой трубе 4 сверху приварен фланец 1 для крепления картера двигателя, а снизу — сапожок обтекаемой формы с фланцем 8 для крепления к коробке шестерен.

В моторах последнего выпуска через дейдвудную трубу отводят газы и охлаждающую воду за борт судна, что способствует глушению выпуска. Для предотвращения попадания воды в подводную часть мотора вваривается сквозная трубка-кожух 7 вертикального валика, а для подачи холодной забортной воды к двигателю внутри дейдвудной трубы устанавливают другую трубку 6, приваривая ее одним концом к фланцу выхлопного патрубка 3, с которым крепится выпускной коллектор, а другим соединяя с нижним фланцем 8 дейдвуда. Для направления горячих газов и защиты от их прямого действия на кожухе вертикального вала предусматривается отражатель горячих газов 2. Опорное кольцо 5 на дейдвуде служит опорным подшипником, воспринимающим полный вес мотора со всеми его агрегатами и бензобаком, заполненным топливом и смазкой, а замок заднего хода 9 связывает мотор с башмаком кронштейна при заднем ходе судна.

Кронштейн подвески мотора. Кронштейн подвески мотора выполняет роль станины для всей силовой установки. Обычно он отливается из алюминиевого сплава и имеет такую конфигурацию и такие формы сечения своих частей, которые обеспечивают ему удобство и надежность крепления и большую прочность при небольшом весе. Это достигается применением тавровых, двутавровых, угловых и полых сечений его частей.

Устройство подводной части лодочного мотора

Рис. 24. Дейдвудная труба мотора ЛМР-6:
1 — верхний фланец; 2 — отражатель горячих газов; 3 — патрубок выхлопа; 4 — труба; 5 — опорное кольцо; 6 — водоподводящая трубка; 7 — кожух вертикального вала; 8 — нижний фланец; 9 — замок заднего хода; 10 — штуцер

На рис. 25 дан кронштейн моторов ЛММ-6 и ЛМР-6. В верхней его части имеются два зажимных винта 3 для крепления его на транце. Хомут 1 обхватывает дейдвуд и держит мотор, позволяет ему свободно поворачиваться вокруг своей оси. В свою очередь, хомут вращается на своей оси 2, соединяющей его с кронштейном. Для смягчения ударов и тряски мотора на ось хомута кронштейна надеваются резиновые втулки-амортизаторы 5. В хомуте имеются две горизонтальные прорези и одна вертикальная, дающие возможность стягивать с помощью стяжного винта 4 среднюю часть хомута и тем регулировать зазор между хомутом и дейдвудной трубой.

В нижней части кронштейна установлены две щеки кронштейна, между которыми крепится башмак кронштейна 7 с резиновой подушкой 8 под дейдвудную трубу. В шеках просверлены три пары отверстий для регулировки угла установки мотора по вертикали.

В низу кронштейна имеются две вильчатые лапки под заранее устанавливаемые на корме специальные болты (глухари) 9, удерживающие кронштейн на месте при боковом действии тягового усилия и тянущие судно при заднем ходе.

Устройство подводной части лодочного мотора

Рис. 25. Кронштейн к мотору ЛМР-6:
1 — хомут; 2 — ось кронштейна; 3 — зажимной винт; 4 — стяжной винт; 5 — амортизаторы; 6 — щеки кронштейна; 7 — башмак; 8 — резиновая подушка; 9 — специальный болт (глухарь); а — лапы кронштейна

Подводная часть. Подводная часть мотора обычно делается составной из двух отдельных корпусов: верхнего 1 и нижнего 6 (рис. 26). Это вызывается удобствами монтажа в ней силовой передачи. Обе части плотно скрепляются между собой шпильками.

Видео:Причины появления эмульсии в редукторе лодочного мотораСкачать

Причины появления эмульсии в редукторе лодочного мотора

Оба корпуса обтекаемой формы.

На рис. 26 изображена подводная часть подвесного мотора ЛМР-6. В верхнем корпусе монтируется на двух шариковых подшипниках вал 2 ведущей шестерни. Хвостовик вала при помощи шлиц на его верхнем конце соединяется с вертикальным валом дейдвудной трубы, передающим крутящий момент коленчатого вала.

Верхний корпус при сочленении его с дейдвудной трубой закрывается ее нижним фланцем, создавая полную герметичность от попадания воды в полость в. Внутри корпуса проходит изогнутая перегородка с залитой в нее трубкой б под подачу охлаждающей воды из заборника д в зарубашечное пространство цилиндра. Сзади перегородки проходит выхлопной канал а для вывода отработанных газов под воду с целью глушения шума от выхлопа.

Читайте также: Что такое транс в лодочном моторе

Устройство подводной части лодочного мотора

Рис. 26. Подводная часть мотора ЛМР-6:
1 — верхний корпус; 2 — вал ведущей шестерни; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — ведущая шестерня; 5 — горизонтальный вал; 6 — нижний корпус; 7 — ведомая шестерня; 8 — опорно-упорный шариковый подшипник; 9 — корпус подшипника; 10 — уплотнительный манжет; 11 — соединительная муфта; 12 — штифт; 13 — гребной винт; 14 — гайка; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — крышка; 17 — винт крышки; а — выхлопной канал; б — трубка подачи воды; в — камера вертикального вала; г — костыль (шпора); д — заборник воды

Спереди и сзади в корпусе выфрезерованы два кармана под гайки. Карманы закрываются обтекаемыми крышками 16, последние закрепляются винтами 17.

В нижнем корпусе монтируется на двух шарикоподшипниках горизонтальный вал 5 с насаженным на него гребным винтом. Сам вал приводится во вращение ведомой шестерней 7 от малой ведущей конической шестерни 4. Ведомая шестерня закрепляется на валу при помощи шпонки.

Задний подшипник 8 воспринимает полное толкающее усилие (тягу) гребного винта и передает его через подводную часть дейдвудной трубе и далее через подушку щекам дейдвуда и кронштейну.

Нижний корпус подводной части уплотняется от попадания воды со стороны гребного винта уплотненным манжетом 10. Сбоку корпус имеет отверстие с заглушкой для заливки масла под смазку шестерен и подшипников подводной части. Снаружи, немного выше заборника воды, по бокам верхней подводной части расположены два антикавитационных пера, назначение которых выравнивать поток воды около гребного винта, препятствовать подсосу воздуха к лопастям, мешать образованию вихрей в подводной части, наконец, предотвращать возникновение пустот по граням лопастей, сопровождающееся ударами воды о лопасть.

Устройство подводной части лодочного мотора

Рис. 27. Гребной винт: а — двухлопастной; б — трехлопастной; в — профиль винта

Снизу корпус заканчивается костылем, или шпорой, г, предохраняющим винт и мотор от поломки при наскоке на препятствие (см. рис. 5).

Видео:Демонстрация устройства и работы лодочного мотораСкачать

Демонстрация устройства и работы лодочного мотора

Подводная часть имеет в длину сильно растянутую форму, отвечающую требованию обтекаемости и частично играющую роль руля при повороте.

Материалом для отливки корпусов подводной части служит коррозиоустойчивый сплав алюминия, реже — бронза.

Гребные винты. Гребной винт служит для преобразования крутящего момента коленчатого вала двигателя в толкающее усилие, т. е. тягу гребного винта.

Гребной винт представляет собой втулку, на которой по окружности ее размещены лопасти. В задачу лопастей входит отбрасывать воду назад и создавать тем самым толкающее усилие винта.

Гребные винты подвесных моторов изготовляются двух-, трех- и четырехлопастные. Они бывают правого вращения, т. е. когда крутятся при ходе судна вперед по направлению часовой стрелки, если смотреть на судно со стороны винта, и левого вращения, т. е. когда крутятся против часовой стрелки.

По размерам винты бывают самые разнообразные как по диаметру, так и по ширине лопасти, а также и по шагу (рис. 27), — все зависит в основном от требуемой скорости судна и мощности двигателя.

Диаметром гребного винта называется диаметр окружности, образованной конечными точками его лопастей при вращении.

Шагом винта называется расстояние, на которое подвинулся бы гребной винт при одном своем повороте, ввинчиваясь в окружающую среду без проскальзывания, подобно винту в гайке.

Преобразование вращательного движения гребного винта в поступательное сопровождается значительными потерями, зависящими от:

1) размеров и формы гребного винта (формы его лопастей, шага, чистоты отделки и других факторов),

2) скорости набегающего потока, несколько отличного от скорости судна вследствие влияния корпуса судна на поток воды за кормой,

4) числа оборотов гребного винта.

Все перечисленное в совокупности определяет величину коэффициента полезного действия винта.

Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать

Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назад

КПД винта характеризует процент эффективной мощности двигателя, преобразованной в тягу гребного винта. Он обычно даже у лучших винтов не превосходит 70% и нередко выражается числом 50—55%.

Надо иметь в виду, что винт будет хорошо работать и показывать высокий КПД только при том условии, если он правильно рассчитан или правильно подобран, с учетом упомянутых ранее факторов. Один и тот же винт, поставленный на другой тип судна, на который он не был рассчитан, может оказаться совершенно непригодным. Поэтому всякие замены и перестановки винтов надо производить с большой осторожностью, придерживаясь данных, рекомендованных заводом-изготовителем. Чем больше диаметр и шаг винта, тем больше требуется мощность для вращения его с тем же числом оборотов. Большие диаметры сильно удлиняют подводную часть двигателя. Поэтому их редко делают свыше 320 мм. Так, у мотора ЛММ-6 диаметр гребного винта при мощности двигателя в 6 л. с. равен 280 мм при четырех лопастях на втулке и при 1220 об/мин (см. табл. 3).

Читайте также: Самые лучшие резиновые лодки под мотор

Для легкости винты подвесных моторов обычно отливаются из коррозиоустойчивого алюминиевого сплава. Поверхности лопастей гребных винтов, чтобы снизить потери на трение их о воду, полируют. Крепление винта с горизонтальным валом, на котором он сидит, производится чаще всего штифтом или соединительной муфтой. Штифт изготовляется из латуни и при ударе лопастью о препятствие легко срезается. Постановка нового запасного штифта требует остановки мотора и времени, что является большой помехой как в пути, так, в особенности, во время соревнований. Кроме того, при срезе шпильки мотор теряет нагрузку, получаемую от гребного винта, резко повышает обороты, «идет вразнос». Чрезмерно большие обороты могут привести к поломке двигателя.

Во избежание поломок лопастей винта при наскоке на препятствие замена срезанной шпильки допустима лишь шпилькой, изготовленной из латуни, и ни в коем случае не стальной.

В новейших конструкциях появилось сочленение гребного винта, работающего по принципу трения («муфты трения»). Такие винты при случайном ударе лопастью о подводное препятствие проскальзывают по валу и не ломаются.

Так как расчет гребного винта сложен и под силу только конструкторскому бюро завода или специалисту по винтам, то практически вне заводских условий подходящий винт для того или иного типа и размера лодки выбирают в результате испытаний нескольких различных винтов и последующих замеров скорости хода судна. Правильно подобранный винт дает максимально возможную скорость.

Устройство подводной части лодочного мотора

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

29.05.2015 21:47
дата обновления страницы

Подвеска лодочного мотора, подводная часть

Подвесные моторы укрепляются на транце судов посредством кронштейнов, воспринимающих вес мотора и передающих судну силу тяги гребного винта (см. рис- 50 и 77). На транце лодки кронштейн (см. рис. 77) закрепляете» двумя винтами 11\ винты снабжены качающимися подпятниками, которые упираются в доску транца.

Кронштейны подвесных лодочных моторов должны обладать высокой прочностью при небольшом весе; обычно они делаются литыми из алюминиевых сплавов-

Видео:Моторы Сергея Митягина на обслуживании. Обзор YAMAHA 5 и сравнение моторовСкачать

Моторы Сергея Митягина на обслуживании. Обзор YAMAHA 5 и сравнение моторов

Подводная часть. У подавляющего большинства подвесных лодочных моторов, за исключением бортовых и так называемых рулевых моторов, передача вращения коленчатого вала гребному винту осуществляется посредством конической зубчатой передачи.

Пара конических шестерен с валиками и подшипниками находится в отлитой из легкого алюминиевого сплава подводной части. У более мощных подвесных моторов в подводной части помещаются водяная помпа, механизм свободного хода или реверсивное устройство.

Для уменьшения сопротивления, оказываемого водой при движении, подводной части мотора придается обтекаемая форма. Чтобы облегчить изготовление подводной части мотора» ее делают разборной, состоящей из двух частей, скрепленных между собой шпильками и гайками.

Для предохранения лопастей гребного винта от поломок при наезде на препятствие на подводной части имеется шпора,, отлитая за одно целое с коробкой подводной части.

Гребной винт фиксируется на валике латунной шпилькой, которая срезается при встрече винта с препятствием, чем предохраняются от поломки винт и зубья конических шестерен.

Гребной винт укрепляется на валу гайкой-обтекателем, навертываемой на резьбовую часть выступающего из ступицы носка валика. Гайка входит в торец валика до упора. Между гайкой и ступицей гребного винта должен быть небольшой зазор, для того чтобы усилие затяжки гайки не передавалось на латунную шпильку; в противном случае гайка во время работы мотора может отвернуться и винт будет потерян.

При быстром движении позади корпуса подводной части мотора образуется разрежённое пространство, через которое к лопастям гребного винта может просасываться воздух, отчего тяга мотора падает: винт как бы пробуксовывает, вращаясь с большим числом оборотов в эмульсии воздуха с водой.

Для того чтобы устранить возможность проникновения воздуха к гребному винту, на корпусе подводной части делается антикавитационная пластина, расположенная горизонтально, несколько выше кромки лопасти гребного винта при вертикальном ее положении.

Читайте также: Брони провода газель 406 мотор

Конструкция подводной части моторов ЗИФ-5 и «Стрела» показана на рис. 70. Подводная часть состоит из. двух основных частей; проставки 3 и корпуса шестерен 11.

Ведущая шестерня 5 конической зубчатой передачи выполнена за одно целое с вертикальным валиком, который на двух подшипниках 2 монтируется в проставке 3.

Ведомая шестерня 9 фиксируется на валу гребного винта 15 сегментной шпонкой, вал установлен в корпусе коробки шестерен 11 на двух шарикоподшипниках. Один шарикоподшипник 6 — радиальноупорный — запрессовывается в гнездо в коробке шестерен, другой 10 — радиальный — находится в крышке 18 коробки шестерен 11.

Рис. 70. Подводная часть подвесных моторов ЗИФ-5 и «Стрела»: 1 — гайка крепления ведущей шестерни; 2-шарикоподшипник; 3-проставка; 4-прокладка; 5-шестерня ведущая; 6-радиально-упорный подшипник; 7-шайба регулировочная; 8 — пробка сливная; 9-шестерня ведомая; 10-шарикоподшипник; 11-корпус шестерен; 12-сальник; 13-гребной винт; 14-гайка сальника; 15-вал гребного винта; 16- гайка гребного винта; 17-штифт; 18-крышка; 19-шпонка

Видео:⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать

⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникам

В крышке коробки шестерен, имеющей левую резьбу, расположен резиновый сальник 12, предотвращающий попадание воды в коробку шестерен. Затяжка сальника производится при помощи гайки сальника 14, имеющей левую резьбу.

Регулировка зазора между зубьями конических шестерен производится подбором толщины паронитовой прокладки 4, находящейся между фланцами корпуса шестерен и проставкой, и подбором толщины регулировочной шайбы 7.

Подбор долевого расстояния между шарикоподшипниками вала гребного винта производится путем постановки шайб под крышу коробки шестерен. Гребной винт 13- двухлопастный отлит из алюминиевого сплава. На валу винт закрепляется штифтом 17, который срезается, если винт заденет подводное препятствие. Такое приспособление предотвращает возможность поломки лопастей винта.

Рис. 71. Подводная часть подвесного лодочного мотора «Москва» с реверсивным устройством

Гайку винта 16 затягивают настолько, чтобы между ступицей винта и торцом гайки был зазор, равный 0,1-0,15 мм. Для смены смазки в коробке шестерен имеется резьбовая сливная пробка 8.

Более мощные подвесные моторы (10 л. с. и более) обычно снабжаются механизмом свободного хода, позволяющим отключать гребной винт от его привода и реверса, дающим возможность получить задний ход судна. Наличие свободного хода и реверса значительно улучшает маневренные качества судна с подвесным мотором и повышает безопасность плавания.

Рис. 72. Управление реверсом подвесного мотора «Москва»: 1-ручка реверса; 2-штуцер для подсоединения шланга водоотлива (откачка воды из лодки); 3-выброс воды, откачиваемой из лодки; 4- крышка штуцера

Реверсивным приводом гребного винта, обеспечивающим передний и задний ход судна, а также работу двигателя вхолостую, оборудован подвесной лодочный мотор «Москва» мощностью 10 л. с. Устройство подводной части этого мотора показано на рис. 71.

Коробка шестерен 1 соединяется с корпусом подводной части 2 при помощи двух болтов и шпильки. Вращение от вала двигателя передается длинным вертикальным валиком 3, на нижнем конце которого сидят малые конические шестерни 4 и 5, сцепляющиеся торцовыми зубьями с храповиком 6, скользящим по шлицам вала. При этом они через большую коническую шестерню 7 приводят во вращение вал винта и гребной винт 8.

Направление вращения винта зависит от того, с какой из шестерен-4 или 5 — сцеплен храповик 6. Храповик имеет нейтральное (среднее) положение, при котором вращение на винт не передается; это положение соответствует «Холостому ходу»- Управление храповиком через тягу 9 выведено к ручке левой стороны мотора. Ручка реверса (см. рис. 72) имеет три положения: «Передний ход», «Холостой ход» и «Задний ход».

Коробка шестерен заполняется смазкой (нигролом) и должна быть герметична. Отъемная часть коробки 10 ставится на паронитовой прокладке. Толщина этой прокладки должна быть строго определенной, так как от нее зависит величина зазора между зубьями шестерен реверс-редуктора. Герметичность коробки шестерен достигается постановкой резиновых сальников на вертикальном валике, вале гребного винта и переключающей тяге.

Для заливки в коробку шестерен смазки, а также для слива ее имеются резьбовые отверстия, закрывающиеся пробками с уплотнительными прокладками.

В ступице гребного винта находится промежуточная резиновая втулка 11, являющаяся амортизатором, благодаря чему соединение винта с валом является упругим. Для того чтобы резиновая втулка не проворачивалась в ступице винта, она имеет пазы, в которые входят торцовые приливы. Кроме того, с другой стороны резиновой втулки заформовано кольцо с пазом, в который входит срезающийся штифт 12 гребного вала.

Видео:⚙️🔩🔧HANGKAI 5 и 6: обзор, ремонт, слабые места лодочного мотораСкачать

⚙️🔩🔧HANGKAI 5 и 6: обзор, ремонт, слабые места лодочного мотора
  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💥 Видео

    Почему у подводных лодок, на гребных винтах, больше лопастей, чем у надводных кораблейСкачать

    Почему у подводных лодок, на гребных винтах, больше лопастей, чем у надводных кораблей

    ⚙️🔩🔧Еще одна из причин появления эмульсии на китайском лодочном моторе. Диагностика вакуумом.Скачать

    ⚙️🔩🔧Еще одна из причин появления эмульсии на китайском лодочном моторе. Диагностика вакуумом.

    Частая причина поломки редуктора китайского лодочного мотораСкачать

    Частая причина поломки редуктора китайского лодочного мотора

    ⚙️🔩🔧Диагностика и ремонт редуктора китайского лодочного мотораСкачать

    ⚙️🔩🔧Диагностика и ремонт редуктора китайского лодочного мотора

    ⚙️🔩🔧Слабое место китайских лодочных моторовСкачать

    ⚙️🔩🔧Слабое место китайских лодочных моторов

    РАБОТА ВИНТА ПЛМ ПОД ВОДОЙ. КАВИТАЦИЯ.Скачать

    РАБОТА ВИНТА ПЛМ ПОД ВОДОЙ. КАВИТАЦИЯ.

    ⚠️Про охлаждение для новичковСкачать

    ⚠️Про охлаждение для новичков

    Важно! Проверяйте смазку в ноге лодочного мотораСкачать

    Важно! Проверяйте смазку в ноге лодочного мотора

    ⚙️🔩🔧HANGKAI 3.5 Обзор, устройство, модернизация лодочного мотора.Скачать

    ⚙️🔩🔧HANGKAI 3.5 Обзор, устройство, модернизация лодочного мотора.

    ⚙️🔩🔧Китайский мотор - кто ты и откуда?Скачать

    ⚙️🔩🔧Китайский мотор - кто ты и откуда?

    Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать

    Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?

    ⚙️🔩🔧Пропала нейтраль, не регулируются передачи на лодочном мотореСкачать

    ⚙️🔩🔧Пропала нейтраль, не регулируются передачи на лодочном моторе

    Эмульсия в масле! Как проверить редуктор на герметичность лодочный мотор Sharmax 5Скачать

    Эмульсия в масле! Как проверить редуктор на герметичность лодочный мотор Sharmax 5

    Лодочный Двигатель: устройство, принцип работы, уход."О Рыбалке Всерьез" обучающее видео.Скачать

    Лодочный Двигатель: устройство, принцип работы, уход."О Рыбалке Всерьез" обучающее видео.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток