В последние годы все чаще можно встретить на реках и озерах страны надувные лодки с подвесными моторами. Благодаря таким своим качествам, как малый вес, компактность и транспортабельность в сложенном виде, возможность хранения в домашних условиях, большая грузоподъемность, безопасность при эксплуатации, высокая проходимость и возможность движения под мотором, подобные лодки постепенно завоевывают признание любителей рыбной ловли и охоты, а иногда и туристов.
Устройство типичной надувной мотолодки несложно. Состоит она из камеры цилиндрического поперечного сечения, склеенной (а чаще — еще и прошитой нитками) из прорезиненной воздухонепроницаемой ткани. Путем предварительного раскроя отдельных кусков ткани камере придают U-образную («подкова») или О-образную, замкнутую по контуру лодки, форму в плане. Иногда делают лодки, состоящие из двух отдельных цилиндрических поплавков, соединенных днищем также из прорезиненной ткани и мягкой «палубой» — декой в носу.
Как правило, камеры лодки разделяются внутри перегородками на несколько изолированных отсеков, так что если один или даже два отсека окажутся поврежденными (например, порвется или почему-либо потеряет воздухонепроницаемость оболочка), лодка останется на плаву; если не удастся воспользоваться мотором, можно будет добраться до берега на веслах.
Небольшие — одно- и двухместные — тихоходные лодки под легкие моторчики мощностью 2—5 л. с., чаще всего выполняются О-образной формы с плоским днищем из прорезиненной ткани. Практически они отличаются от аналогичных гребных лодок только наличием каких-либо наклеенных на камеру в корме резиновых элементов для крепления съемного кронштейна подвесного мотора. Чаще всего эти элементы имеют вид массивных скоб-проушин, сквозь которые проходит ось кронштейна.
Поскольку жесткости надутой камеры может оказаться недостаточно, чтобы воспринять вес мотора (12—18 кг) и упор гребного винта, как правило, на камеры ставят скобы для крепления весел, укладываемых сверху вдоль лодки. На подобных лодках, движущихся в водоизмещающем режиме, часто даже не ставят защитный козырек в носу — кокпит их на ходу практически не заливается. На некоторых лодках днище делают двухслойным надувным (как правило, с расположенными вдоль камерами); иногда на дно лодки укладывают легкий фанерный пайол, в данном случае не играющий важной роли в обеспечении продольной жесткости.
Благодаря отсутствию больших транцев и дополнительных элементов в виде кильсонов подобные лодки не теряют таких ценных качеств, как возможность компактной укладки в один пакет и небольшой вес, — добавляется только узел кронштейна.
Для мотолодок, снабжаемых более мощными моторами и движущимися в глиссирующем или полуглиссирующем режиме, наиболее характерна «классическая» подковообразная, реже — катамаранная форма. Эти лодки снабжаются жестким фанерным транцем, который крепится между бортовыми камерами на расстоянии, примерно равном 1/5 длины корпуса от кормовых концов камер. Выступающие в корму конусообразные части камер служат своеобразными опорными элементами: благодаря им уменьшается изгибающий момент от действия веса мотора и упора гребного винта, улучшаются условия выхода лодки на глиссирование, повышается устойчивость судна на курсе.
Для катамаранных лодок характерны более высокие скорости, они проще в изготовлении, но несколько хуже ведут себя на волне, чем U-образные.
Для лодок под моторы мощностью свыше 10 л. с. критическим качеством становится продольная жесткость корпуса. Жесткости уложенных вдоль лодки весел уже недостаточно, приходится делать жесткими пайолы. На мотолодках рассматриваемого типа пайолы являются уже не только опорной площадкой под ногами пассажиров, но и составной частью жесткого каркаса. Чаще всего их выполняют из фанерных щитов, которые воспринимают упор винта, передаваемый транцем, жестко соединяются между собой и с килем (если он есть) с помощью специальных замков. Иногда непрерывность конструкции придают боковые планки, закладываемые в пазы в бортовых кромках настилов. Эти планки, сделанные из твердой древесины, предотвращают смещение щитов одного относительно другого. При наполнении камеры воздухом кромки настила зажимаются между днищем и цилиндрическими баллонами-бортами.
Видео:Самый бюджетный лодочный моторСкачать
На некоторых лодках можно видеть устройства для обеспечения дополнительной продольной жесткости корпуса. Это могут быть гнезда для закрепления вдоль камер металлических труб, связанных с транцем, либо даже камеры небольшого диаметра, закрепленные поверх основных (они играют также роль фальшбортов, несколько защищающих от брызг).
Для улучшения мореходных качеств — некоторого смягчения ударов днищем по волне и обеспечения устойчивости лодки на курсе необходимо придавать днищу некоторую килеватость. Это делают, помещая между тканевым днищем и фанерным пайолом деревянный киль или надувной баллон-компенсатор, которые придают ткани нужное натяжение, чтобы она «держала» заданную форму и могла противостоять гидродинамическим ударам, Надувной компенсатор применяется чаще на легких мотолодках, движущихся в переходном к глиссированию режиме. Жесткий киль является непременной деталью быстроходной глиссирующей мотолодки; в корме его обычно с помощью кницы жестко соединяют с транцем, чтобы киль воспринимал нагрузку вместе с транцем и пайолом.
Читайте также: 550 мотор для модели
Транец должен обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузки от веса мотора, упора винта и вибрации двигателя, от ударов при наезде на какие-либо подводные препятствия. Наиболее ответственные узлы конструкции надувной мотолодки — это присоединение жесткого, вырезанного из толстой водоупорной фанеры транца к баллонам. Чаще всего транец наглухо вклеивают влитые резиновые пррфили-обоймы, приклеенные к стенкам камер и днищу. Иногда транец вкладывают в эти обоймы и крепят к ним сквозными болтами. Транец жестко соединяют с пайолом с помощью различных книц, упоров и винтовых стяжек-талрепов.
На U-образных лодках под легкий моторчик нередко транец делают не на всю ширину «кокпита», а уже — только под лапами струбцин мотора и съемным. Усилия передаются на кормовые концы камер с помощью штанги-поперечины (трубки) и двух литых бобышек. Для герметизации кормовой край мягкого днища поднимается до уровня этой поперечины. Такое решение также позволяет уменьшить габариты и вес пакета со сложенной лодкой, но, естественно, ограничивает мощность применяемых моторов.
Непременной деталью быстроходной надувной лодки является козырек (носовой тент, дека) из легкой прорезиненной ткани, защищающий кокпит от брызг. Необходимую по-гибь — выгиб вверх — ему придает эластичная трубчатая дуга, вставляемая в гнезда на камерах, либо вертикальная стойка, упирающаяся в пайол. К кормовой кромке козырька нередко пристегивают стекло из тонкого плексигласа. На некоторых моделях носовой козырек делают надувным из нескольких продольных камер малого диаметра. В этом случае появляется дополнительный запас плавучести и отпадает необходимость в распорной дуге.
Прогулочно-туристские лодки под моторы мощностью 20—25 л. с. и выше за рубежом принято оборудовать дистанционным управлением. Пульт ДУ монтируется на трубчатой поперечине, устанавливаемой в носовой части кокпита, защищенной стеклом.
Знакомясь с типами современных надувных мотолодок, упомянем и о комбинированных конструкциях. Чаще всего речь идет о различных сочетаниях жесткого (стеклопластик) цельного корпуса — с транцем, продольными реданами и форштевнем, и надувного борта по периметру лодки с мягкой «палубой» в носу и лобовым стеклом. Благодаря жесткому корпусу лодку удается сделать и более мореходной, применив обводы глубокое V, более надежной (нет узлов жесткого соединения разнородных элементов) и комфортабельной (исчезла «подвижность» днища); надувной борт не только делает лодку непотопляемой, но и упрощает условия ее хранения и перевозки, так как общие габариты лодки до надувания камеры и ее вес получаются меньше, чем у обычной жесткой моторки сравнимых размерений.
Подобные лодки широко используются, например, береговой спасательной службой в Англии. Устроенный таким образом спасательный катер «Атлантик-21», имеющий длину 6,3 м, выпускается серийно и работает на спасательных станциях. Он считается одним из наиболее мореходных судов подобных размеров: волну в 1,5 м он преодолевает без снижения скорости на 28-узловом ходу. Надувной борт обеспечивает безопасность подхода на волнении к судам, терпящим бедствие. По этому же типу строятся комфортабельные мотолодки с каютой (например, «РВ VI» — см. сборник №54).
Раньше для изготовления надувных лодок применялись прорезиненные материалы на основе хлопчатобумажных тканей и натурального каучука. Жизнь такой лодки была недолговечной; резиновый слой быстро разрушался под действием солнца и масел, текстильная основа гнила. Прочность материалов была относительно низка, что заставляло использовать толстую и тяжелую ткань.
Видео:Лодочные моторы от 2 до 15 для лодки ПВХ. Выбираем ПЛМ для лодки пвх под моторСкачать
В настоящее время и в качестве основы, и в качестве воздухонепроницаемого покрытия используются синтетические материалы. Основой служит прочный нейлон или капрон, для покрытия используются синтетические каучуки — неопрен или хайполон либо их комбинации. Такие материалы стойки к воздействию атмосферы, масел и химикалиев, хорошо сопротивляются трению.
Воздушные клапаны выполняются пылеводонепроницаемыми из коррозионно-стойких материалов — ведь надувная лодка может эксплуатироваться и в морской воде. На некоторых моделях лодок клапаны закрываются быстросъемными крышками, предохраняющими их от повреждения и загрязнения.
Читайте также: Топливо для моторов tsi
- Надувная лодка. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать
- Также огромным преимуществом лодок из поливинилхлорида является широкий температурный диапазон для их хранения. Этот материал не лопнет даже при -40 градусах. Поэтому исключается неприятный сюрприз весной, когда оказывается, что стенки камеры покрылись сквозными трещинами. Для соединения лоскутов ПВХ применяется технология сварного шва.
- Обычно надувная лодка состоит из нескольких независимых отсеков, которые заполняются воздухом. Благодаря этому в случае прокола одного из них остальные смогут удерживать конструкцию на плаву. Для обеспечения безопасности на воде лучше остановить свой выбор на лодках, в которых таких отсеков как можно больше.
- 🎦 Видео
Надувная лодка. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать
Надувная лодка – это самое популярное водное транспортное средство для рыбаков и охотников, которые предпочитают посещать различные водоемы. Такая конструкция подразумевает легкую перевозку. В сложенном состоянии большинство лодок могут укладываться в рюкзак, который можно переносить на спине. Благодаря этому на рыбалку или охоту вполне возможно отправиться не только автомобилем, но и мотоциклом или велосипедом.
Из чего производится надувная лодка
Сейчас встретить лодку из резины большая редкость. Как правило, это устаревшие надувные судна производства 20 летней давности. Многие из них были сделаны качественно, но за годы получили массу пробоин и наложенных заплаток. Резина эластичный материал, но теряет свои свойства при нахождении на солнечном свете. Постепенно гибкость снижается, в результате чего конструкция становится жесткой. Такие лодки тяжелые, и в сложенном состоянии занимают больше места.
Более распространенными являются лодки с прорезиненной тканью, которая внешне напоминает брезент. Из этого материала делают более дешевый ассортимент, который может себе позволить купить практически каждый. Такие лодки требуют очень аккуратного обращения, поскольку могут прорезаться даже обычным камышом. Производители сразу поставляют в комплекте с ними специальный клей и заплатки, чтобы проводить оперативный ремонт прямо на водоеме. В том случае, если планируется рыбачить на чистом озере где не придется пробираться сквозь густую растительность, то вполне можно остановить свой выбор и на варианте из прорезиненной ткани. При этом нужно учитывать, что срок службы такой лодки даже при очень бережном обращении составляет всего несколько сезонов. Их швы склеенные, поэтому со временем расходятся, особенно при перегрузке или длительном нахождении на открытом солнечном свете.
Безусловно, одним из наилучших вариантов материала для лодки является ПВХ. Он может быть армированным или неармированным. Качественные плавсредства из поливинилхлорида служат 10 и более лет. Их гораздо сложнее проколоть, поэтому такими лодками часто пользуются охотники для поиска дичи в камышах. Стенки лодок состоят из нескольких слоев. Одни отвечают за герметичность воздушной камеры, центральные за придание жесткости, а внешние выступают в роли защиты, предотвращающей механическое повреждение. ПВХ очень легкий материал и стойкий к истиранию.
Также огромным преимуществом лодок из поливинилхлорида является широкий температурный диапазон для их хранения. Этот материал не лопнет даже при -40 градусах. Поэтому исключается неприятный сюрприз весной, когда оказывается, что стенки камеры покрылись сквозными трещинами. Для соединения лоскутов ПВХ применяется технология сварного шва.
Видео:Выбор электромотора для надувной лодки ПВХСкачать
Самым лучшим и дорогим вариантом являются композитные лодки, которые состоят из хипарона и неопрена. Хипарон эластичный материал, который используется для внутреннего покрытия. Он обеспечивает герметичность камер, предотвращая выход воздуха. Для его защиты от механического воздействия применяется неопрен. Он очень крепкий и упругий, поэтому предотвращает проколы.
Вместительность лодок
Важным критерием, по которому выбирается надувная лодка, является ее вместительность. Обычно подобные средства не могут перевозить много пассажиров, что обусловлено ограниченными возможностями эластичного материала. Серийные модели плавсредств, которые представлены на рынке, могут одновременно транспортировать 1-4 человека. Также бывают исключения, но зачастую такая грузоподъемность избыточна и фактически не нужна. Естественно, что вместительность напрямую влияет на габариты плавсредства.
Одноместная надувная лодка имеет длину примерно 2,5 м. Иногда можно встретить даже более короткое плавсредство. Двухместные доходят до 3,9 м, а трехместные до 4,3 м. На самом деле то, что лодка может одновременно вместить 3 или 4 человека является условным показателем. Во внимание берется комфортное размещение с возможностью пользоваться рыболовными снастями. Если нужно просто переправиться через водоем, когда люди могут сесть плотного, то фактически влезет значительно больше пассажиров. Но при этом нужно ориентироваться и по заявленной производителем грузоподъемности.
Типы дна
Накладное жесткое дно представляет собой настил из реек, цельный кусок фанеры или алюминия. Это удобное решение, которое позволяет во время рыбалки или охоты вставать на дно, а не только сидеть на скамейке. При использовании такой конструкции теряется компактность. Большое дно не позволяет уложить лодку целиком в рюкзак. Для перевозки потребуется автомобиль с багажником вверху или вместительным салоном, который бывает у машин класса универсал. Идеальным вариантом будет применение прицепа. Надувная лодка с жестким дном более устойчива к контакту с твердыми камнями, которые могут быть скрыты в толще воды.
Читайте также: Мотор от bmw e30 m20
Видео:ЛОДКИ ПВХ под мотор от 280 до 420. ЧТО ВЫБИРАЮТ ПОКУПАТЕЛИ? Какой размер лодки ПВХ нужен ВАМ?Скачать
Более удобными для транспортировки являются варианты лодки с надувным дном. Они представляют собой отдельную камеру от боковых баллонов. Благодаря заполнению воздухом конструкция получает дополнительную жесткость, и лишь немного уступает плавсредствам с накладной фанерой или алюминиевым листом. При этом такой вариант довольно неплох для рыбаков, поскольку позволяет минимизировать шум, передаваемый в воду. В том случае если материал дна получит прокол, оно выпустит воздух, но при этом лодка останется на плаву, удерживаясь боковой частью. Вода не попадет внутрь, поскольку дно состоит из двух стенок и повреждения получает только нижняя из них, в то время как верхняя позволит сохранить герметичность. В случае прокола боковины уберечь снаряжение от потопления позволит целое дно, обладающее хорошей плавучестью, которой нет у алюминия или фанеры.
Самым дешевым вариантом является однослойное дно. Оно представляет собой ткань или другой гибкий материал, натянутый между боковинами лодки. При выборе такой конструкции рассчитывать на то, что удастся стоять и даже ходить по плавсредству не приходится. В случае пореза вода начнет прибывать внутрь, в результате чего снаряжение намокнет и даже может утонуть, если находиться слишком далеко от берега.
По способу обеспечения хода надувные плавсредства бывают:
Надувная лодка с веслами имеет специальные уключины для их фиксации. У ее конструкции не предусматривается установка транца для монтажа мотора. В связи с этим его приспособить не удастся, даже если возникнет такое желание. Это обусловлено тем, что общая жесткость конструкции слишком низкая, для установки силового агрегата.
Лодки для установки мотора имеют встроенный транец. Обычно они могут предусматривать фиксацию двигателя на 5-6 л.с. На них ставят электрический или бензиновый мотор. Остановив свой выбор на подобном плавсредстве необходимо убедиться, что толщина транца не менее 25 мм. Чем от толще, тем надежнее будет прикреплен двигатель.
Видео:Каждый рыбак обязан знать это про лодку ПВХ!Скачать
Средним классом являются лодки с комбинированным способом хода. Они оснащаются уключинами для весел, а также имеют съемный транец, что позволит при необходимости установить мотор. Они рассчитаны для слабых двигателей. Если установить мощный мотор, то от созданной нагрузки съемный транец может оторваться вместе с частью лодки, к которой закреплен. При этом такая конструкция довольно удачный вариант, поскольку отправляясь на рыбалку без мотора можно не брать транец, который занимает полезное пространство.
Важные критерии выбора лодки
Обычно надувная лодка состоит из нескольких независимых отсеков, которые заполняются воздухом. Благодаря этому в случае прокола одного из них остальные смогут удерживать конструкцию на плаву. Для обеспечения безопасности на воде лучше остановить свой выбор на лодках, в которых таких отсеков как можно больше.
Также следует обратить внимание на нос лодки. Желательно чтобы он был немного задран вверх. Это гасит волну при движении и стоянке на якоре. Задранный нос минимизирует качание и повышает комфорт нахождения на плавсредстве. Особенно это важно для охотников, поскольку минимальное раскачивание повышает удобство точного прицеливания перед выстрелом.
Немаловажным дополнением, которым оснащается надувная лодка, является автоматический воздушный клапан. Зачастую выезжая на охоту или рыбалку, судно спускается на воду ранним утром, когда воздух прохладный. Оно накачивается до рабочего состояния, после чего используется на протяжении всего дня. С повышением температуры объем воздуха в камерах увеличивается, поэтому они создают дополнительное давление на стенки. В результате швы начинают расходиться, что особенно губительно для лодок более низкого ценового сегмента. Такое явление несет опасность и для более дорогих плавсредств. В связи с этим наличие автоматического клапана, который сможет выпустить лишний воздух в случае повышения давления до критического уровня, будет не лишней предосторожностью.
Также в лодках может предусматриваться специальный клапан для слива воды, которая попала внутрь волной. Его наличие является необязательным, особенно для более легких плавсредств. На воде такой клапан бесполезный, а на суше вполне можно перевернуть лодку. Его использование может пригодиться только в том случае, если применяется массивная многоместная надувная лодка, на которой уложена масса снаряжения. Выплывая на берег для небольшого перерыва можно избавиться от лишней воды не убирая экипировку и поставленный навесной мотор.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать
Азбука лодок ПВХ. Часть 1. Устройство лодочного мотораСкачать
Дистанционное управление на лодку ПВХ Hidea 9.9(15) + Skat 370FiСкачать
Попытка из ПВХ лодки сделать катер. Сделал, теперь придется продать!Скачать
Три одинаковые лодки а цена разная. В чем прикол? Разбор гребных лодок 260 см.Скачать
Самый БЮДЖЕТНЫЙ лодочный мотор! продолжение...Скачать
Теперь НУЖНО регистрировать ВСЕ лодки в ГИМС иначе ШТРАФ 15 000 рублей! НОВЫЕ ПРАВИЛА рыболовства?Скачать
Резиновая или ПВХ - какая надувная лодка лучше? Как выбрать?Скачать
Сигнализация для лодки и лодочного мотора boat and outboard motor securityСкачать
Какие документы должны быть на лодку, не подлежащую гос.регистрации? Разъяснения ГИМС МЧССкачать
Гимс Проверяет двигло 9.9Скачать
На что обращать внимание при покупке новой лодки ПВХ.Скачать
ПОЛНЫЙ ФАРШ! Удобная лодка ПВХ для рыбалки. Общий обзор и тюнинг лодки своими рукамиСкачать
Выбор ПВХ лодки с мотором по алгоритму.Скачать
ТОП—7. Лучшие лодки ПВХ для рыбалки [под мотор, НДНД]. Рейтинг 2023 года!Скачать