Назначение и конструкция подвесных лодочных моторов.
Подвесные лодочные моторы представляют собой совершенно обособленную от судна винто-моторную установку, располагаемую за кормой судна. Они предназначаются в основном для установки в качестве главных двигателей(1) на малых судах: ялах, прогулочных шлюпках, туристских судах, скутерах, а более мощные моторы (в 50—60 л. с.) —на различных промысловых судах, баржах, баркасах, а также на плавучих технических средствах: ремонтных плотах, кранах и транспортерах.
Как независимая винто-моторная установка подвесной мотор может без разборки свободно переноситься с одного судна на другое, лишь бы на последнем имелся транец(2), к которому и крепится мотор (рис. 1).
Удобная переноска мотора, простота и быстрота крепления на место, простота ухода делают такой мотор доступным и пригодным как для коллективов, так и для индивидуального пользования.
Серийный выпуск подвесных моторов в СССР начался только в годы первых пятилеток. В середине тридцатых годов на ряде наших заводов стало налаживаться производство подвесных моторов.
После Великой Отечественной войны производство подвесных моторов в нашей стране получает дальнейшее развитие. Советскими конструкторами разработаны новые марки подвесных моторов (например, ЛММ-6, ЛММ-6А, ЛМР-6), выпускаемые отечественными заводами.
Так как подвесной мотор является переносным и предназначается в основном для работы на легких судах, то к нему предъявляется требование: не только давать достаточную мощность, необходимую для сообщения судну нужной скорости, но и быть легким по весу, удобным для переноски и крепления на судах.
Мощность двигателя подвесного мотора в основном расходуется на преодоление сопротивления воды и воздуха движению судна, которое зависит от ряда трудно учитываемых факторов, например от формы днища судна, его обводов, характера движения (скользящее или плавающее), а больше всего от скорости. Чем выше скорость, тем большее сопротивление испытывает судно, тем большая мощность требуется от двигателя.
Характер изменения сопротивления воды движению судов в зависимости от скорости и типа примерно может быть изображен графиком (рис. 2).
Расположение подвесных моторов за бортом судна и способ крепления их посредством кронштейна к транцу, вертикальное положение оси коленчатого вала двигателя и передача мощности на горизонтальный вал гребного винта через специальную подводную часть сильно отличают подвесные моторы от стационарных двигателей, выделяя их в особую группу.
Подвесной мотор в основном состоит из следующих деталей и механизмов (рис. 3): двигателя внутреннего сгорания карбюраторного типа 1, промежуточной передачи 2, дейдвудной трубы 3, подводной части 4 с передачей на гребной винт и гребным винтом (движителем) 5, системы питания двигателя, т. е. карбюратора 6, бензопровода 7, топливного бака 8, системы зажигания 9, системы охлаждения 10, кронштейна крепления мотора к судну 11 и механизма управления (румпеля) 12.
На рис. 4 показана другая конструкция подвесного лодочного мотора, отличающаяся от первой наличием литой дейдвудной трубы вместо сварной и наличием глушителя 10 для выпуска отработанных газов в атмосферу, а также иной системой зажигания.
Силовая часть мотора — двигатель со всеми необходимыми для его работы деталями — всегда располагается вверху; там же помещается и топливный бак с горючим.
Передача движения с коленчатого вала на горизонтальный вал и гребной винт осуществляется посредством промежуточного (вертикального) вала, который через зубчатую передачу передает его на горизонтальный вал гребного винта. Соединение горизонтального вала с гребным винтом производится при помощи специальной муфты или штифта.
Крепление подвесного мотора к транцевой доске судна производится двумя винтовыми зажимами (типа барашков). Кронштейн должен быть достаточно прочным, так как он удерживает полный вес мотора и сопротивляется всем возникающим в двигателе колебаниям от сил инерции, а также ударам волн о подводную часть мотора и, наконец, он передает тягу гребного винта судну. Рабочее положение мотора на судне показано на рис. 1. Из рис. 5 видно, что мотор свободно может откидываться на оси кронштейна в пределах 90° в диаметральной плоскости(3) судна. Такое откидывание мотора предохраняет гребной винт, а также сам мотор от поломки при наскоке последнего на какое-либо подводное препятствие — камень, бревно, мель (рис. 5) — и позволяет устанавливать мотор под требуемым углом к плоскости ватерлинии(4), что необходимо для лучшего использования тяги.
Читайте также: Масло ваш для лодочного мотора
Управление судном с подвесным мотором осуществляется не рулем, а специальной ручкой — румпелем. Ставя ось гребного винта под тем или иным углом к диаметральной плоскости судна, мы можем последнее поворачивать вправо или влево и двигаться по различным радиусам циркуляции (рис. 8). Основное усилие тяги гребного винта передается через дейдвудную трубу на башмак с резиновой подушкой 14 (см. рис. 3), расположенный на нижней части кронштейна.
Большинство подвесных моторов выпускается без реверса(5), а задний ход судна дается поворотом румпеля на 180. В этом случае направление действия тяги гребного винта меняется на противоположное и тянет судно назад.
Для связи мотора с дейдвудной трубой при повороте румпеля на задний ход со стороны гребного винта приваривается специальный замок 15, напоминающий собой гребень или широкий дугообразный зубец, который при повороте румпеля более чем на 90° от диаметральной плоскости судна входит в зацепление с кронштейном и тянет за собой лодку, не позволяя мотору откидываться назад.
Запускается мотор чаще всего вручную, рывком за шнур или круглый ремень, навернутый на обод маховика или специальный шкив. На ободе маховика или пускового шкива для закладывания пускового шнура и предупреждения его от соскакивания протачивается круговой паз с буртами.
Управление подачей рабочей смеси в цилиндр двигателя осуществляется рычажком на карбюраторе или рычажком газа на румпеле.
Для уменьшения шума выхлопные газы пропускаются через глушитель или их направляют через коллектор в корпус подводной части, куда сливается и нагретая после охлаждения цилиндра вода. Охлажденные водой газы и горячая вода из подводной части через специальные отверстия в дейдвудной трубе, как у ЛММ-6, или через окно сзади подводной части мотора, как у ЛРМ-6, уходят в воду за корму судна.
Остановка двигателя может быть произведена или выключением зажигания кнопкой «Стоп», или отключением подачи топлива, а чаще и тем и другим вместе.
Классификация подвесных моторов. Подвесные моторы можно подразделить:
1. По числу цилиндров — на одноцилиндровые, двухцилиндровые и четырехцилиндровые (рис. 9). Двигатели с другим числом цилиндров на подвесных моторах не встречаются.
2. По расположению цилиндров — на двигатели с односторонним, или линейным, расположением цилиндров, когда все цилиндры располагаются с одной стороны и в один или два ряда по вертикальной плоскости, т. е. один над другим (рис. 9,6), и оппозитным, или горизонтально-противоположным, расположением, когда пара цилиндров располагается в горизонтальной плоскости прямо противоположно друг другу, т. е. под углом в 180° (рис. 9,а и в).
3. По рабочему процессу, осуществленному в двигателе за два или четыре такта, — на двухтактные и четырехтактные (см. табл. 3).
4. По назначению и эксплуатации:
а) на моторы индивидуального пользования, рассчитанные на массового потребителя, предназначающиеся для установки на мелкие гребные лодки и шлюпки. Они изготовляются преимущественно двухтактными, просты в изготовлении и эксплуатации. Они надежны, работают на дешевых сортах бензина и даже на керосине, быстроходны (число оборотов нередко достигает 3500—4500 об/мин), их мощность колеблется в пределах 1,5—8 л. с, а вес колеблется в. зависимости от мощности в пределах 6—25 кг;
Читайте также: Лодочными моторами до 14 000
б) на моторы для туризма, промысловой рыбной ловли и нужд сельского хозяйства, а также для прогулочных судов большого тоннажа. Они имеют мощность примерно от 6 до 25 л. с, вес их колеблется от 20 до 55 кг. Скорость хода судна бывает от 12 до 35 км/час. Такие моторы преимущественно строятся двухтактными, а иногда четырехтактными. Топливо — бензин 1-го пли 2-го сорта;
в) на моторы для промышленно-хозяйственных и специальных целей. Мощность их бывает от 10 до 35 л. с, а иногда и до 60 л. с, вес от 30 до 100 кг. Моторы больших мощностей изготовляются преимущественно четырехтактными. Для них необходимо топливо высокого качества;
г) на моторы спортивные и гоночные. Для спорта применяются моторы самых различных мощностей. Они устанавливаются обычно на спортивных судах скользящего типа: скутерах или специальных полускользящих мотолодках. Удельный вес гоночных моторов колеблется в пределах 1—2 кг/л. с. Гоночные суда снабжаются высокофорси-роваиными двигателями(6) повышенного сжатия (со степенями сжатия ε = 9—12 и выше), повышенной скорости и повышенной мощности (от 20 л. с. и выше); они нередко изготовляются четырехтактными. Для достижения больших мощностей при малом весе гоночные моторы часто изготовляются очень сложной конструкции. Большие обороты коленчатого вала этих двигателей, доходящие до 6000 и выше, требуют для изготовления деталей специальных сталей и других высококачественных металлов. Спортивные и гоночные подвесные моторы работают непродолжительное время. Их применяют для проведения тренировок, соревнований, установления рекорда. Они работают на специальных топливах.
5. По литражу двигателя. Для сравнения Двигателей подвесных моторов между собой их принято делить на классы в зависимости от рабочего объема цилиндров (эта классификация и связанные с ней минимальные требования приведены в табл. 1).
Таблица 1
В табл. 1 приведены показатели спортивных гоночных моторов; моторы серийных марок имеют другие данные, которые указаны в табл. 2.
Таблица 2
Рабочий объем цилиндров двигателей подвесных моторов редко превышает 1000 см³ и обычно ограничивается объемом в 500 см3 и меньше. Мощность же подвесных моторов колеблется от 1,5 до 60 л. с.
В табл. 3 приводятся основные данные подвесных моторов отечественных марок.
Видео:⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать
Устройство лодочного мотора
Рассмотрим устройство подвесного лодочного мотора на примере четырехтактного Honda BF5, изображение которого мы взяли с официального сайта “Honda”. Мотор на картинке предстает перед нами в полураздетом состоянии и на ней наглядно можно разглядеть основные узлы ПЛМ.
Сразу скажем, что это одноцилиндровый, 4-х тактный мотор. На 2-х тактном основные узлы ничем не различаются, в нем только нет клапанной системы газораспределения (нет распредвала, клапанов, масляного картера). У двухтактников вместо этого есть специальные отверстия в стенках цилиндров, через которые в них поступает топливная смесь и выходят отработанные газы.
Что примечательно, то в этом, казалось бы маломощном, 5-ти лошадном лодочном моторе, уже есть термостат и это одноцилиндровый двигатель, на секундочку. Привод у Хонды немного другой, по сравнению с большинством аналогичных моторов. Вертикальный вал составной, части его соединяются прямо под редуктором. Так что устанавливать сапог после ремонта системы охлаждения будет не сложно.
Кроме того у Honda BF5 нет встроенного бензобака, да и вообще Хонда их не ставит на свои моторы. Ручной стартер здесь тоже не стандартного типа, как мы привыкли, с верхним расположением на маховике. Но зато у Хонды он надежнее, т.к. ваши мышечные усилия передаются на маховик не лепестковой, а зубчатой передачей с передаточным отношением. Такое конструкторское решение японских инженеров уменьшило усилие при заводке мотора, так что лодочные моторы Хонда заводить может и женщина и ребенок. Но это не уникальное решение, Evinrude и Johnson давно уже его практикуют.
Читайте также: Прохват винта лодочного мотора
Рычаг КПП здесь расположился сбоку, хотя последние мировые тренды (и мировые бренды) говорят о том, что в передней части мотора будет удобнее.
Карбюратора здесь не видно, но поверьте он есть.
У большинства маломощных лодочным моторов топливный насос крепится на паре болтов. Шток топливного насоса, через отверстия в блоке цилиндров, взаимодействует с кулачками распредвала. Аналогичные кулачки предназначены для толкателей клапанов. Все эти кулачки на распредвале расположены так, чтобы кулачки и топливный насос работал в строго определенном режиме. Распредвал напрямую связан с коленвалом лодочного мотора через зубчатую передачу. Но всё это относится исключительно к 4-х тактным моторам.
Чем Хонда 5 ничем не отличается от других ПЛМ так это системой охлаждения с крыльчаткой, редуктором и самим механизмом переключения передач. А вот выхлоп тут не через ступицу, а над гребным винтом, точно также как и у четырехтактной Ямахи 5. Многие спорят о плюсах и минусах такого решения, но на наш взгляд – все равно, и та и та система выполняет свои функции. Противники выхлопа над винтом говорят, что он громче, но как это можно замерить на фоне шума самого двигателя. Почему японцы пошли на такой шаг не известно, но явно тут не при чем влияние выхлопа на гидродинамику винта, мотор то всего 5 л.с., не те тут скорости. Да и у всех более мощных лодочных моторов выхлоп идет через ступицу винта.
Надеемся, что после такого разбора устройства типичного лодочного мотора, вопросов у вас осталось меньше. Если остались – пишите, постараемся ответить.
Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать
Румпель лодочного мотора для управления с комфортом
Лодки с румпельным управлением вызывают усталость из-за постоянной «паразитной» нагрузки на румпель, возникающей от крутящего момента гребного винта. Более высокий крутящий момент современных четырехтактных двигателей, соответственно. увеличивает нагрузку на румпель. Хотя мощность таких двигателей, по сравнению с двухтактными, возможно, не изменилась, усталость судоводителя значительно выросла. Наличие системы, которая блокирует крутящий момент, когда лодка неактивно управляется, является полезной функцией, которая была реализована специалистами компании Uflex для мощных двигателей большинства производителей.
Система Uflex ZTF позволяет исключить негативное влияние крутящего момента гребного винта на румпель лодочного мотора, когда судоводитель активно не меняет направление движения, то есть его судно в течение длительного времени движется заданным им курсом. Это позволяет судоводителю поддерживать желаемое направление без чрезмерных физических усилий, то есть легче и комфортнее управлять своей лодкой. Система рулевого управления ZTF — это гидравлическое устройство, клапан которого не позволяет крутящему моменту от винта достигать рукоятки румпеля до тех пор, пока водитель не начнет маневрировать, после чего клапан сразу откроется для обеспечения обратной связи.
Система Uflex ZTF Tiller состоит из четырех основных компонентов: рукоятки самого румпеля, который поставляется изготовителем подвесного мотора, основного устройства, гидроцилиндра ZTF и набора гидравлических шлангов. Как работает система? Запатентованный гидравлический клапан и соответствующий цилиндр системы румпеля ZTF открываются, когда судоводитель нажимает или тянет ручку румпеля. То есть румпель поворачивается вокруг своего шарнира и перемещает соединительную штангу, которая управляет клапаном. Когда судоводитель не изменяет курс, гидравлический клапан закрывается, что блокирует «переход» нагрузок на румпель.
В настоящее время Ultraflex представляет комплекты нейтрализаторов крутящего момента ZTF Tiller для 4-тактных подвесных лодочных моторов Mercury, Yamaha и Suzuki мощностью от 90 л.с. При установке румпеля следует учитывать, что длина его рукоятки может увеличиться до 7,5 см по сравнению с первоначальным размером благодаря кронштейну, который устанавливается для модернизации.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📸 Видео
Демонстрация устройства и работы лодочного мотораСкачать
⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотораСкачать
Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотораСкачать
Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать
⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотораСкачать
Почему румпель тянет в сторону? На примере мотора 9,9Скачать
Мультирумпель YAMAHA 6X4, что за зверь?Скачать
⚙️🔩🔧Настройка карбюратора. Некоторые моменты и особенности.Скачать
ЭТО УБЬЕТ ТВОЙ МОТОР! ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ С ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ! СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОДНОМОТОРНИКАМ!Скачать
Прокладки по 3 РУБЛЯ в редуктор лодочного мотора , выгодная замена оригиналуСкачать
⚙️🔩🔧Восстанавливаем механизм газа на лодочном мотореСкачать
Лодочный Двигатель: устройство, принцип работы, уход."О Рыбалке Всерьез" обучающее видео.Скачать
⚙️🔩🔧Задушенный в мощности китайский моторСкачать
⚙️🔩🔧HANGKAI 5 и 6: обзор, ремонт, слабые места лодочного мотораСкачать
Моторы Сергея Митягина на обслуживании. Обзор YAMAHA 5 и сравнение моторовСкачать
⚠️Про охлаждение для новичковСкачать
Разборка лодочного мотора HDX5, Parsun, golfstrim, tohatsuСкачать
⚙️🔩🔧Почему идет кипяток с контрольки лодочного мотора?Скачать