Рассмотрим устройство подвесного лодочного мотора на примере четырехтактного Honda BF5, изображение которого мы взяли с официального сайта “Honda”. Мотор на картинке предстает перед нами в полураздетом состоянии и на ней наглядно можно разглядеть основные узлы ПЛМ.
Сразу скажем, что это одноцилиндровый, 4-х тактный мотор. На 2-х тактном основные узлы ничем не различаются, в нем только нет клапанной системы газораспределения (нет распредвала, клапанов, масляного картера). У двухтактников вместо этого есть специальные отверстия в стенках цилиндров, через которые в них поступает топливная смесь и выходят отработанные газы.
Что примечательно, то в этом, казалось бы маломощном, 5-ти лошадном лодочном моторе, уже есть термостат и это одноцилиндровый двигатель, на секундочку. Привод у Хонды немного другой, по сравнению с большинством аналогичных моторов. Вертикальный вал составной, части его соединяются прямо под редуктором. Так что устанавливать сапог после ремонта системы охлаждения будет не сложно.
Кроме того у Honda BF5 нет встроенного бензобака, да и вообще Хонда их не ставит на свои моторы. Ручной стартер здесь тоже не стандартного типа, как мы привыкли, с верхним расположением на маховике. Но зато у Хонды он надежнее, т.к. ваши мышечные усилия передаются на маховик не лепестковой, а зубчатой передачей с передаточным отношением. Такое конструкторское решение японских инженеров уменьшило усилие при заводке мотора, так что лодочные моторы Хонда заводить может и женщина и ребенок. Но это не уникальное решение, Evinrude и Johnson давно уже его практикуют.
Рычаг КПП здесь расположился сбоку, хотя последние мировые тренды (и мировые бренды) говорят о том, что в передней части мотора будет удобнее.
Карбюратора здесь не видно, но поверьте он есть.
У большинства маломощных лодочным моторов топливный насос крепится на паре болтов. Шток топливного насоса, через отверстия в блоке цилиндров, взаимодействует с кулачками распредвала. Аналогичные кулачки предназначены для толкателей клапанов. Все эти кулачки на распредвале расположены так, чтобы кулачки и топливный насос работал в строго определенном режиме. Распредвал напрямую связан с коленвалом лодочного мотора через зубчатую передачу. Но всё это относится исключительно к 4-х тактным моторам.
Чем Хонда 5 ничем не отличается от других ПЛМ так это системой охлаждения с крыльчаткой, редуктором и самим механизмом переключения передач. А вот выхлоп тут не через ступицу, а над гребным винтом, точно также как и у четырехтактной Ямахи 5. Многие спорят о плюсах и минусах такого решения, но на наш взгляд – все равно, и та и та система выполняет свои функции. Противники выхлопа над винтом говорят, что он громче, но как это можно замерить на фоне шума самого двигателя. Почему японцы пошли на такой шаг не известно, но явно тут не при чем влияние выхлопа на гидродинамику винта, мотор то всего 5 л.с., не те тут скорости. Да и у всех более мощных лодочных моторов выхлоп идет через ступицу винта.
Надеемся, что после такого разбора устройства типичного лодочного мотора, вопросов у вас осталось меньше. Если остались – пишите, постараемся ответить.
- Выбираем судовой двигатель
- 1. Сколько тактов нужно для счастья
- Положительные моменты двухтактного мотора
- Отрицательные стороны двухтактника
- Четырехтактные моторы
- Четырехтактный мотор следует предпочесть в случае, если вы
- 2. Вместо сердца – пламенный мотор
- Подвесной лодочный мотор (outboard)
- Стационарный двигатель (inboard)
- 3. Какой движитель лучше
- Реверс-редуктор – вал – гребной винт
- ПОК и ПЛМ
- Водомёт (JET)
- 4. Какие марки предпочесть
- 🎥 Видео
Выбираем судовой двигатель
Всё о лодочных моторах – подвесных и стационарных, двухтактных и четырехтактных. Выбираем привод – вы узнаете много интересного о водомётах, колонках и валолиниях.
Видео:Демонстрация устройства и работы лодочного мотораСкачать
Занимаясь вопросом, как выбрать лодку потенциальный судовладелец акцентирует своё внимание на размерениях судна, комплектации и дизайне. Между тем, выбор силового агрегата – ответственное мероприятие. От того, насколько он будет подходить к условиям эксплуатации, зависит качество отдыха судовладельца.
1. Сколько тактов нужно для счастья
Основной вопрос, интересующий покупателей подвесных моторов – какой тип двигателя предпочесть – двухтактный или четырёхтактный. А может двухтактный с автомиксом? Или может осмелиться взять TLDI / E-Tec? На эту тему сломано множество копий в форумных баталиях. При этом каждый остался при своём мнении.
Читайте также: Основные отличия мотор тестера от сканера
На самом деле, поиск идеала – бесполезное занятие. Каждый тип двигателя имеет свои преимущества и недостатки.
Положительные моменты двухтактного мотора
- Невысокая цена.
- Меньшая масса в сравнении с 4Т.
- Хорошие стартовые характеристики, по разгону он выигрывает у четырехтактного агрегата аналогичной мощности.
- В случае утопления его быстро реанимировать – достаточно слить воду из цилиндров, картеров, карбюраторов и бензонасоса, после чего завести.
- Специфический шум и запах выхлопа двухтактного мотора напоминает о первых выездах под мотором и сопутствующей романтике.
Отрицательные стороны двухтактника
- На 30% больший путевой расход. Помимо экономической составляющей, это уменьшает район плавания при одинаковом объёме топливных баков.
- Необходимость покупать и мешать (в случае отсутствия автомикса) двухтактное масло
- Шумность на малых и средних оборотах.
- Любителям троллинга неприятен запах выхлопных газов и замасливание свечей на малом ходу.
- Ликвидность на вторичном рынке оставляет желать лучшего.
Таким образом, два такта смело можно предпочесть в следующих случаях:
- Ограничены финансы на покупку мотора;
- Район плавания не предполагает дальних поездок и доступна заправка на воде;
- Требуется максимальная отдача мотора на старте;
- Нужно руками переносить резервный мотор (например, перевешивать его с транца основной лодки на ПВХ) мощностью 8-30 л.с.;
- Нет необходимости часами использовать мотор на холостых оборотах.
Заметим, что автомикс сильно облегчил жизнь пользователям двухтактных моторов. Эта система надёжна, однако до сих пор встречаются любители, мучающие сервисменов вопросами «как заглушить микс». Видимо, это дальние родственники суровых мужиков, которые на всякий случай к первым инжекторным «Жигулям» и «Волгам» прилаживали старый добрый карбюратор.
Немного затронем тему инжекторных 2Т моторов с наддувом низкого давления Tohatsu TLDI и его собрата по экзотике – Evinrude E-tec. Это классные высокотехнологичные моторы, которые вобрали в себя черты 2Т и 4Т моторов. При «подрыве с места», как у двухтактника, они достаточно экономичны и легки. Но стоят дороже четырехтактных моторов, а для общения с ними нужен дружественный сервис или диагностический ноутбук. Поэтому на водоёмах страны эти моторы практически не встречаются. Их мы оставим любителям последних технических достижений.
Четырехтактные моторы
Наиболее популярный класс двигателей маломерных судов. Характерные черты:
- Высокая экономичность (на 30% меньший расход, чем у 2Т);
- Высокий ресурс (свыше 5000 моточасов);
- Богатая комплектация (стабилизированное питание, гидроподъём и система компьютерной диагностики – скорее норма);
- Низкая шумность;
- Минимальная токсичность отработавших газов.
Видео:Работа стационарного лодочного мотора см557лСкачать
Стационарные моторы на 99% — четырехтактные. Оставшийся 1% принадлежит двухтактным гидроциклам.
Отрицательные черты 4Т моторов – это высокая цена и вес (особенно у дизелей). Хотя по весовым показателям разница невелика:
- Honda BF 20 DK2 SHU – 46кг, Tohatsu 18 – 41 кг, Tohatsu 25 – 51 кг.
- Yamaha 60 FETOL – 105 кг, Yamaha F60 FETL – 114 кг;
- Yamaha 250 GETOX – 240 кг, Yamaha F250 DETX – 260 кг;
Четырехтактный мотор следует предпочесть в случае, если вы
- Не слишком сильно ограничены в бюджете на покупку мотора;
- Предпочитаете дальние поездки;
- Любите наслаждаться тишиной и свежим воздухом на малом ходу;
- Не имеете под рукой заправки и топливо приходится носить в канистрах;
- Цените комфорт пользования;
- Проводите обслуживание мотора в конце сезона и не любите подливать масло.
Говоря о преимуществах 4Т мотора, стоит заметить, что в частных руках при умеренной эксплуатации он не окупится по отношению к двухтактному. Но мы же не по этим критериям выбираем технику. В противном случае вместо Тойоты можно было бы ездить на ВАЗе – а что, разница в цене тоже не окупится!
2. Вместо сердца – пламенный мотор
Конечно, чертовски приятно неспешно плыть по реке, наслаждаясь звуком плиц гребного колеса и подкидывая в топку парового котла поленья. Но современный мир далёк от такой романтики. Мы даже не поговорим о дизельных подвесных моторах конца прошлого века Yanmar 28 весом под 100 килограммов и роторных R220 / R450. Поэтому рассмотрим преимущества валового привода, подвесного мотора, водомёта и поворотно-откидной колонки.
Читайте также: Настройка зажигания лодочного мотора mikatsu
Подвесной лодочный мотор (outboard)
Сокращённо – ПЛМ. Наиболее распространённый тип силового агрегата, сочетающий в себе двигатель (мотоголову) и движитель (дейдвуд с редуктором, или «ногу»). Преимущества этой компоновки очевидны.
- Компактность – вся силовая установка в одном кожухе, свободный кокпит в лодке;
- Возможность использования редуктора или водомётной насадки – «улитки»;
- Богатый выбор гребных винтов;
- Наличие основных запчастей в магазинах;
- Подводная часть полностью поднимается над водой;
- Возможность быстрой замены или ремонта силового агрегата;
- При поломке стационара иногда проще переделать корпус под ПЛМ, чем ремонтировать штатный двигатель;
- При необходимости быстрой продажи проще найти покупателей отдельно на мотор и корпус.
Недостатки являются продолжением основного достоинства. Риск хищения подвесного мотора в сотни раз выше, чем стационара. Тем более, что ПЛМ востребованы на вторичном рынке, а особенности регистрации и маркировки (в виде таблички-наклейки) не способствуют строгому учёту этих дорогостоящих изделий.
Стационарный двигатель (inboard)
Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать
На маленьких лодках не получил распространения ввиду того, что занимает пространство кокпита. Вотчина стационара – от 19 футов, к 25 футам переходящая практически в монополию. Рынок стационарных моторов делят между собой подразделения «Вольво» и «Меркури». Если на относительно небольших лодках в основном встречаются бензиновые MerCruiser, то на катерах покрупнее чаще используют дизельные Volvo-Penta.
Дизели MerCruiser QSD и бензиновые Volvo-Penta G хоть и встречаются на водоёмах страны, но в глазах судовладельцев бензиновые моторы ассоциируются с «МерКрузерами» (L), а дизельные – с легендарными Volvo Penta D.
Каждый из них агрегатируется со своей колонкой – у «МерКрузера» это «Альфа» для начальной серии и «Браво» различных модификаций для других моторов. «Вольво-Пента» не стала придумывать собственного имени для своих колонок – они обозначаются буквенно-цифровыми индексами.
Преимущества стационара – в меньшей шумности, большем объёме, лучшей развесовке, низком центре тяжести, меньшей привлекательности для воров.
Недостатки встроенного мотора – «съедает» место в кокпите, во время стоянки ПОК не поднимается полностью из воды, при неисправностях вентиляции моторного отсека или невнимательности – пожароопасен.
Агрегатируются двигатели с реверс-редуктором (на катерах с валовым приводом), поворотно-откидной колонкой (ПОК), или водомётом (ВД).
При выборе стационара следует обратить внимание на тип системы охлаждения. Открытые (одноконтурные) системы проще, однако в солёной воде стоит отдать предпочтение двухконтурной. В системе с двумя контурами двигатель охлаждает антифриз, который отдаёт тепло забортной воде через водо-водяной холодильник. В этом случае солёная вода не контактирует с рубашкой охлаждения двигателя и не разъедает её.
3. Какой движитель лучше
Говоря о преимуществах двигателей, нельзя не коснуться того, что приводит в движение судно и находится между водой и двигателем. Три основные типа движителей мы перечислили в конце предыдущей главы. Каждый из них обладает преимуществом для определённых акваторий. Нетрадиционные виды привода останутся за кадром – нельзя объять необъятное.
Реверс-редуктор – вал – гребной винт
Этот простой привод наиболее распространен на крупных судах. Являясь самым старым способом передачи вращения от двигателя к гребному винту, он обладает своими достоинствами:
- Простота в изготовлении и обслуживании. Единственное место, требующее внимания – подшипник Гудрича.
- Большой выбор гребных винтов и относительная простота их изготовления.
- Возможность использовать винты большого диаметра.
- Малая вероятность возникновения кавитации.
- Приемлемая эффективность.
Недостатки валового привода
Видео:Стационарный мотор для лодкиСкачать
- Требует много места в кокпите или под пайолами;
- Сложность замены винтов;
- Большая осадка судна, потребность в причальной стенке;
- При разгерметизации «Гудрича» возможно затопление катера;
- Уязвимость валолинии при встрече с подводными препятствиями;
- Вал не параллелен ватерлинии, при движении лодка «роет носом».
Читайте также: Кеншин мотор для чего
Практически всех недостатков лишены аэрируемые частично погруженные винты (ЧПВ), например, привод Арнесона. Но используются ЧПВ преимущественно на гоночных катерах ввиду сложности расчета и проблем с переменной ватерлинией при разной загрузке.
Кстати, частично погруженный гребной винт малого диаметра используется и в моторах-болотоходах «Go Devil» для небольших охотничьих и рыболовных лодок.
ПОК и ПЛМ
Самые популярные виды приводов. Массово применяются на частных моторных лодках и катерах. Преимущества расположения дейдвуда с редуктором за кормой очевидны:
- Мощность двигателя реализована максимально эффективно;
- На ходу возможно регулировать дифферент судна;
- Процесс замены гребного винта возможен с кормы;
- Богатый выбор гребных винтов различной конфигурации и материалов;
- Облегчает процесс снятия с мели в случае ошибок управления;
- Движение по мелководью ограничено только осадкой подводной части лодки;
- Во время стоянки можно полностью поднять редуктор ПЛМ из воды или осушить винт ПОК.
Отрицательных сторон немного.
При наматывании сетей повреждается сальник редуктора. Впрочем, производители частично решили эту проблему специальной формой дистанционной шайбы и установкой сдвоенного сальника.
При наезде на мель либо топляк страдает гребной винт или корпус редуктора, который стоит немалых денег.
Подвесные моторы и колонки используются повсеместно – в море, на озёрах, на реках при наличии соответствующей глубины. Если река с каменистым дном, изобилует перекатами, завалами и топляками, применяют другой движитель.
Водомёт (JET)
Видео:4-х тактный лодочный мотор. Пром образец.Скачать
Его можно встретить на порожистых сибирских реках и нижневолжских раскатах, в Карелии и на пляже катающим лыжников и вейкбордистов. Больший расход топлива – плата за безопасность и проходимость.
Обладая меньшей эффективностью, чем гребной винт, водомёт позволяет с лёгкостью преодолевать мелководные и каменистые участки. Возможность движения ограничивается только прочностью днища лодки. К этому прибавим отсутствие выступающих вращающихся частей – во время буксировки риск травмирования людей сведён к минимуму.
Аналог винта – импеллер (шнек) – спрятан внутри корпуса водовода. Шаг импеллера требует тщательного согласования с мощностью мотора, зато не нуждается в корректировке в зависимости от загрузки катера.
Водомёт боится травы (забивается решетка водозаборника – интейк) и мелких камней, которые могут попасть между импеллером и обечайкой.
Помимо стационарных водомётов, популярны насадки к подвесным моторам – «улитки». Несмотря на внушительную цену, они дешевле стационарного комплекта.
4. Какие марки предпочесть
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на ближайший водоём. Обычно самую популярную марку видно сразу. В западной части России популярны Yamaha, Suzuki, Mercury, Honda. На Востоке пальму первенства делят «Ямаха» и «Сузуки».
Перед тем, как купить мотор, пройдитесь по магазинам и узнайте о наличии наиболее популярных запчастей. Вам могут впоследствии понадобиться:
- гайки и шайбы гребного вала;
- гребные винты различного шага и диаметра;
- крыльчатка охлаждения;
- расходные материалы (если вы предпочитаете оригинал).
Нелишне будет поинтересоваться, в течение какого времени доставят менее востребованные детали – гребной вал, прокладки головок блока цилиндров, термостат, бензонасос.
Если на Ваш мотор нет нужной запчасти – присмотритесь к конкурентам. Не так много компаний, производящих навесное оборудование к лодочным моторам. И не исключено, что многие детали можно применять в различных системах (например, поставить водо-масляный холодильник от Mercruiser на Volvo-Penta.
Стоит заметить, что многие лодочные моторы имеют своих «сухопутных» родственников. Например, Honda 50 похожа на мотор легковушки Fit, Suzuki 140-175 на моторы Vitara, стационарные дизели MerCruiser имеют корни Cummins, а «родственников» бензиновых моторов нужно искать среди моторов Oldsmobil, GM и «Форд».
Про лодочные моторы, их разновидности, а также варианты привода можно писать практически бесконечно. Но сегодняшний материал и так получился чересчур объёмным, поэтому не смеем больше задерживать ваше внимание. Спасибо за то, что остаётесь с нами. Удачи на воде, ни топляка, ни ГИМСа!
Видео:Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎥 Видео
[ПОЛЕЗНО] Перевозка ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. MOTOR STIK. БуратиноСкачать
Устройство водомёта HamiltonJetСкачать
⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать
Не стоит бояться стационарного мотора мотор везде просто моторСкачать
ВодомётСкачать
Устройство системы охлаждения двигателя на катереСкачать
Лодочный Двигатель: устройство, принцип работы, уход."О Рыбалке Всерьез" обучающее видео.Скачать
⚙️🔩🔧Устройство системы зажигания YAMAHA 9.9-15F(G). Возможные неисправности и причины.Скачать
Cамый мощный лодочный мотор в мире Seven Marine 557 и 627 л.c. 6,2 V8Скачать
Стационарный или подвесной лодочный мотор? Какой выбрать?!Скачать
Детальный обзор внутри двигателя лодочного мотора 9.8 MikatsuСкачать
Устройство системы зажигания лодочного мотора. Возможные неисправностиСкачать
Приспособление для промывки мотораСкачать
⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотораСкачать