Вентиль это кран или клапан

Авто помощник

Слово “вентиль” довольно известное. Многие понимают о чем речь, услышав это слово и как синоним вспоминают кран. В каком-то принципиальном плане это и есть так. Со словом “клапан” все немного иначе. Это слово вызывает ассоциации с сердечным клапаном, перепонкой, организующей пропуск какой-либо жидкости, но никак не с краном или иным оборудованием.

А оказывается, что значения эти очень и очень близки. Среди инженеров, слово вентиль используется очень часто, но с 1982 года это название не рекомендуется, а было замешено на запорный клапан.

Под запорным клапаном подразумевается оборудование, состоящее из корпуса. внутри которого с помощью шпинделя перемещается запирающий элемент. Рабочая вреда проходит через корпус, когда клапан находится в положении открыто, когда запирающий элемент опускается, происходит перекрытие проходного отверстия и тем самым перекрытие хода самой среды.

Запорный клапан является одним и самых простых видов трубопроводной арматуры (оборудования, устанавливаемого на трубопровод с целью регулировки, перекрытия, защиты и т.п.). Но даже в этом оборудовании за последние годы и десятилетия произошли большие изменения, и это относится не только к названию.

Большинство изменения в конструкции связано с применением различных материалов при изготовлении корпуса. Не менее важным является материал, используемый для уплотнения. Инновации коснулись и формы запорного элемента. Как пример запорных клапанов, которые при своей схожести имеют принципиальные отличия: ARI-EWRO-WEDI, ARI-STOBU, ARI-FABA от немецкого производителя ARI-Armaturen.

Перечисленное выше оборудование относится к промышленному, хотя его можно увидеть и в жилых домах на линиях центрального водоснабжения, газоснабжения, отопления. С одним только допущением, что, как правило, его устанавливают не именно в квартирах, а где-то в подвалах или иных технических помещениях, потому как диаметр именно этого конкретного оборудования довольно большой. Также стоит отметить, что хоть и мы указали, что указанные выше клапаны устанавливают на газопровод, все же, наиболее популярным вариантом для этих целей, является шаровые краны. Они также относятся к запорной арматуре, но отличается по форме запирающего элемента и перемещение его осуществляется не поступательным движением вверх-вниз, а вращением вокруг своей оси.

Содержание
  1. Добавить комментарий Отменить ответ
  2. Разница между вентилем и краном
  3. Определение
  4. Сравнение
  5. Чем отличается вентиль от крана
  6. Конструкционные отличия
  7. Разница в применении
  8. Кран клапан – Типы трубопроводной арматуры и её конструктивные разновидности. Задвижки, вентили, клапаны, краны, заслонки, регуляторы и их отличия. | Трубопроводы
  9. Конструктивные различия между краном и вентилем
  10. Главные узлы шарового крана
  11. Основные узлы вентиля
  12. Сравнение
  13. Разновидности вентилей и кранов
  14. Разновидности шаровых кранов
  15. Разновидности вентилей
  16. Для чего нужна задвижка, основные плюсы и нюансы
  17. Чем отличается вентиль от шарового крана по типу монтажа
  18. Соединение устройств с трубами
  19. Чем отличается вентиль от крана
  20. Кран-задвижка
  21. Особенности современных запорных клапанов
  22. Выбор оптимального технического решения
  23. Сферы применения вентилей
  24. Особенности применения задвижек
  25. Выдвижной шпиндель
  26. Не выдвижной шпиндель
  27. Классификация изделий
  28. Клапанные устройства
  29. Изделие конусного типа
  30. Устройство шарового типа
  31. Из чего изготавливают запорные устройства
  32. Особенности применения вентилей
  33. Что такое клапан
  34. Температурные режимы
  35. Различия в конструкциях [ править | править код ]
  36. Конструкции уплотнения [ править | править код ]
  37. Сальниковая арматура [ править | править код ]
  38. Сильфонная арматура [ править | править код ]
  39. Мембранная арматура [ править | править код ]
  40. Конструкция устройства

Добавить комментарий Отменить ответ

После отправки комментарий появляется не сразу, а после модерации!

Видео:Какой кран надежный.Скачать

Какой кран надежный.

Разница между вентилем и краном

Все трубопроводы снабжаются соответствующей арматурой. Ее назначение — открывать и перекрывать поток жидкости (газа), регулировать ее температуру, давление или расход, а также предохранять оборудование от нерасчетных режимов. В соответствии с назначением арматура бывает запорной, регулирующей, предохранительной, приводной и др. К какому же типу арматуры относятся краны и вентили, и в чем состоит их различие?

Видео:Какой кран лучше - Задвижка - Вентиль - ШаровойСкачать

Какой кран лучше - Задвижка - Вентиль - Шаровой

Определение

Кран — тип трубопроводной приводной арматуры, в котором затворный орган вращается вокруг своей собственной оси, размещенной перпендикулярно направлению потока. Обычный кран состоит из двух главных элементов: неподвижного корпуса и вращающейся пробки.

Вентиль это кран или клапан

Шаровой кран

Вентиль (запорный клапан) — это тип приводной арматуры, в котором затворный орган, перемещаясь в направлении потока, садится на седло. Вентиль предназначен для открытия, закрытия и регулировки потоков газа или жидкости.

Вентиль это кран или клапан

Вентиль к содержанию ↑

Видео:Клапан радиатора регулирующий или вентиль – как определиться в выборе?Скачать

Клапан радиатора регулирующий или вентиль – как определиться в выборе?

Сравнение

Основное различие между вентилем и краном заключается в том, что вентилем можно регулировать напор рабочего потока, а краном нельзя (к тому же регулировка краном по правилам эксплуатации категорически запрещена). Кран выполняет всего две функции, имея только положение «открыто» или «закрыто», а вентилем можно легко регулировать напор рабочего потока.

Всё дело в конструктивных отличиях вентиля и крана. В вентилях запорный орган садится на седло, перемещаясь в направлении потока, а в кранах он оборачивается вокруг своей собственной оси. К тому же краны обычно бывают шаровыми, то есть при повороте шара изменяется диаметр отверстия, а вентили оборудованы грун-буксой (выкручивая или закручивая шток грун-буксы, поднимают или опускают клапан, прикрепленный к штоку, тем самым открывая или закрывая отверстие, находящееся в седле).

Видео:Краны или вентиль. Что лучше подходит для радиаторовСкачать

Краны или вентиль. Что лучше подходит для радиаторов

Чем отличается вентиль от крана

Оба устройства являются разновидностями запорной арматуры, которую устанавливают в трубопроводных системах для регулирования подачи рабочей среды. Они открывают и перекрывают транспортируемые вещества, предохраняют оборудование от аварийных ситуаций. Имеют некоторые сходства и принципиальные конструкционные различия.

Монтируют изделия посредством сварки, муфты, фланцев, резьбы. Во всех видах соединений, кроме сварного, дополнительно используют прокладочные материалы, повышающие герметичность стыка.

Вентиль представляет собой клапан, запирающий элемент которого перемещается при помощи резьбовой пары параллельно потоку, то есть следует в одном направлении. Он подает, останавливает движение жидкости или газа. Позволяет управлять мощностью напора. Это происходит за счет сужения условно-проходного диаметра.

Вентиль это кран или клапан

Устройства бывают проходными, угловыми. Первые характеризуются параллельными осями входных и выходных присоединительных патрубков. Вторые ‒ перпендикулярными.

Кран применяют для открытия и закрытия трубного просвета. Запорный орган, расположенный внутри корпуса, имеет форму шара, конуса или цилиндра. Поэтому арматуру делят на шаровую, конусную, цилиндрическую. Вращаясь вокруг своей оси, затвор перемещается перпендикулярно транспортируемому продукту, полностью перекрывая сечение трубопровода. В соответствии с правилами эксплуатации регулировать напор прибором категорически запрещено.

Вентиль это кран или клапан

Видео:Винтовые вентиля: типичные неисправностиСкачать

Винтовые вентиля: типичные неисправности

Конструкционные отличия

Вентиль устроен таким образом, что внутри рабочая среда дважды меняет свое направление, изгибаясь под прямым углом, тем самым, увеличивая гидравлическое сопротивление. Основными структурными элементами являются:

При приведении устройства в действие запорный механизм, двигаясь по направлению потока, садится на седло. В этом состоит принципиальное отличие клапана от крана. В момент закрытия уплотнительные поверхности не испытывают трения, что способствуют снижению количества задир.

Уплотнение подвижного соединения бывает сальниковым, сильфонным, мембранным (диафрагмовым). Применение неметаллических уплотнительных колец улучшает герметичность стыка, предотвращает возможность протечки.

Кран состоит из корпуса, пробки (затвора), имеющей сквозное отверстие для прохода транспортируемого продукта. При повороте рукояти на 90⁰ происходит полная остановка хода среды. Существует три типа устройства:

  • проходные ‒ движение вещества остается неизменным;
  • угловые ‒ меняют направление потока под прямым углом;
  • трехходовые ‒ оснащены одним выходным и двумя входными патрубками, соединяют жидкости разной температуры в струю. Их используют для сантехнических нужд (смесители).

Приборы также различаются внешним видом. Ручка клапана представлена в форме «барашка». Кран оснащен простой рукоятью, прикрепленной к штоку.

Корпус обоих приспособлений изготавливают из стали, чугуна, бронзы, латуни. Материал выбирают исходя из эксплуатационных условий. Стальные изделия характеризуются повышенной износостойкостью, устойчивостью к температурным деформациям. Чугунные аналоги отличаются стойкостью к коррозии. Латунные ‒ применяют при работе с неагрессивными средами. Бронзовые ‒ обладают высокими прочностными и антифрикционными свойствами.

Разница в применении

Арматуру используют во всех сферах промышленности при прокладке промысловых, технологических, магистральных трубопроводов.

Различают вентили: запорные, регулирующие, запорно-регулирующие. Возложенные на них функции распределены, исходя из названий. Особенность всех клапанов состоит в неспособности быстрого реагирования на изменяющуюся скорость и давление в системе. Поэтому их устанавливают на трубы, работающие с относительно постоянными параметрами.

Клапан ставят всегда по течению рабочих веществ. В противном случае повышается нагрузка при перемещении штока, что может привести к преждевременному выходу прибора из строя. Во избежание поломок монтаж производят по стрелке на корпусе.

Кран быстро блокирует движение среды. Его эксплуатируют в системах городского газоснабжения, отопления, на резервуарах, газовых и нефтяных магистралях, при транспортировке вязких, загрязненных продуктов. Обладает простой конструкцией, быстротой срабатывания, небольшими габаритами. Чаще всего применяют на линейной части газопроводов.

Управление прибором осуществляют вручную и механически. Для автоматизации управленческого процесса изделия оснащают электро-, пневмо-, гидроприводами. Использование приводов позволяет дистанционно контролировать работу механизма, монтировать устройства в труднодоступных и/или удаленных местах.

Видео:Краны, Вентиля, ТермовентиляСкачать

Краны, Вентиля, Термовентиля

Кран клапан – Типы трубопроводной арматуры и её конструктивные разновидности. Задвижки, вентили, клапаны, краны, заслонки, регуляторы и их отличия. | Трубопроводы

Видео:ППР кран и вентиль в чем отличие и что лучше ставить для отопления и водоснабженияСкачать

ППР кран и вентиль в чем отличие и что лучше ставить для отопления и водоснабжения

Конструктивные различия между краном и вентилем

Кран и вентиль — это детали, чаще всего инсталлируемые на системах труб. Столь существенная востребованность обусловлена их надёжностью и простотой применения. Однако по своему назначению детали имеют существенные отличия, которые обусловлены внутренней конструкцией каждого.

Главные узлы шарового крана

К основным конструктивным элементам шарового крана относятся:

  1. Корпус.
  2. Поворотная ручка или редуктор.
  3. Уплотняющие кольца штока.
  4. Шток.
  5. Сфера со сквозным отверстием, через которое протекает трубный субстрат.
  6. Седла, в которые помещается главный запорный элемент.

Читайте также: Порядок работы цилиндров ваз 2115 инжектор 8 клапанов

Основные узлы вентиля

Отличие крана от вентиля видно невооруженным глазом, ведь разница внутреннего строения оказывает непосредственное влияние на внешний вид приборов. Вместо шарообразного запирающего механизма здесь применяется клапан (1), который прижимается штоком (2), ввинчиваемым вовнутрь корпуса (3). Вращение обеспечивается с помощью маховика (4). Для предотвращения проникновения субстратов из трубы применяются разнообразные уплотнения (6) штока и прокладки (7) между крышкой (8) и корпусом изделия.

Видео:самый надежный и долговечный кранСкачать

самый надежный и долговечный кран

Сравнение

Основное различие между вентилем и краном заключается в том, что вентилем можно регулировать напор рабочего потока, а краном нельзя (к тому же регулировка краном по правилам эксплуатации категорически запрещена). Кран выполняет всего две функции, имея только положение «открыто» или «закрыто», а вентилем можно легко регулировать напор рабочего потока.

Всё дело в конструктивных отличиях вентиля и крана. В вентилях запорный орган садится на седло, перемещаясь в направлении потока, а в кранах он оборачивается вокруг своей собственной оси. К тому же краны обычно бывают шаровыми, то есть при повороте шара изменяется диаметр отверстия, а вентили оборудованы грун-буксой (выкручивая или закручивая шток грун-буксы, поднимают или опускают клапан, прикрепленный к штоку, тем самым открывая или закрывая отверстие, находящееся в седле).

Оба устройства являются разновидностями запорной арматуры, которую устанавливают в трубопроводных системах для регулирования подачи рабочей среды. Они открывают и перекрывают транспортируемые вещества, предохраняют оборудование от аварийных ситуаций. Имеют некоторые сходства и принципиальные конструкционные различия.

Монтируют изделия посредством сварки, муфты, фланцев, резьбы. Во всех видах соединений, кроме сварного, дополнительно используют прокладочные материалы, повышающие герметичность стыка.

Вентиль представляет собой клапан, запирающий элемент которого перемещается при помощи резьбовой пары параллельно потоку, то есть следует в одном направлении. Он подает, останавливает движение жидкости или газа. Позволяет управлять мощностью напора. Это происходит за счет сужения условно-проходного диаметра.

Устройства бывают проходными, угловыми. Первые характеризуются параллельными осями входных и выходных присоединительных патрубков. Вторые ‒ перпендикулярными.

Кран применяют для открытия и закрытия трубного просвета. Запорный орган, расположенный внутри корпуса, имеет форму шара, конуса или цилиндра. Поэтому арматуру делят на шаровую, конусную, цилиндрическую. Вращаясь вокруг своей оси, затвор перемещается перпендикулярно транспортируемому продукту, полностью перекрывая сечение трубопровода. В соответствии с правилами эксплуатации регулировать напор прибором категорически запрещено.

Видео:Клапан настроечный – зачем нужен и где устанавливается?Скачать

Клапан настроечный – зачем нужен и где устанавливается?

Разновидности вентилей и кранов

Столь существенные конструктивные отличия вентиля от шарового крана обуславливают принцип их работы. Первый тип применим не только для открытия/закрытия потока движущихся внутри трубы веществ, но и его регулировки. Второй тип используется для подачи или перекрытия субстратов в трубопроводе.

Разновидности шаровых кранов

Основная разница между вентилем и краном в том, что последние представлены моделями изделий, способных не только прекращать, но и изменять направление движения веществ:

  • двухходовые — используются для перекрытия или открытия движения веществ, перемещаемых в одну из сторон трубопровода;
  • трёхходовые L-образные — отличаются способностями изменять направление протекания субстратов и полной остановкой их передвижение в трубе;
  • T-образные — применяются для разъединения потока, объединения или изменения его направленности.

Необходимо отметить, что краны предназначаются в том числе для открытия или закрытия потока. Если на определенном участке трубы потребуется уменьшить силу потока, выполняется подбор устройства с соответствующим сечением отверстия в сфере:

  • полнопроходные — запирающий механизм не оказывает влияние на протекающие сквозь него субстраты, что обеспечивается за счет соответствия диаметра, внутри отверстия, имеющейся трубе;
  • стандартнопроходные — просвет запорного шара имеет 20–30% заужение по сравнению с сечением подключенного трубопровода;
  • неполнопроходные — значение заужения обеспечивает уменьшение напора на 30–60% от первоначального значения.

В зависимости от материала изготовления шарового крана, отличаются его технические характеристики.

  1. Латунные. Применимы только для функционирования в системах с нейтральными веществами, значение температуры которых не превышает 150°C, а давления 40 бар. Номинальное сечение кранов находится в диапазоне от 8 до 100 мм. Отличаются способностью эффективно выдерживать перепады температуры, невосприимчивы к коррозии.
  2. Стальные. Подвержены коррозии, быстро разрушаются при взаимодействии с агрессивными соединениями, потому монтируются на трубах, основная среда — вода или другие неагрессивные соединения. Предельная сила потока, которую способны выдержать стальные краны, достигает 160 бар, а температура 200°C. Отличаются выпуском изделий в широком диапазоне номинальных сечений от 15 до 600 мм.
  3. Нержавеющие. Отличаются устойчивостью к агрессивным веществам и отсутствием коррозионного разрушения. Способны выдержать напор до 60 бар при условии, что температура веществ в трубе будет не выше 210°C.
  4. Чугунные. Запорная арматура, используемая только в трубопроводных системах горячего или холодного водоснабжения.

Разновидности вентилей

Чтобы понять, чем отличается кран от вентиля, следует разобраться с различиями в материалах, из которых изготавливается корпус. Для вентилей характерны такие типы металлов:

  • чугун — номинальное сечение изделий из этого материала имеет диапазон 15–300 мм, а предельное давление, которое он способен выдержать — 16 бар;
  • сталь — здесь диаметр прохода вентиля колеблется от 3 до 200 мм, а максимальная сила потока и температура среды составляют 220 бар и 450°C соответственно;
  • нержавейка — используются на трубопроводах, сечение которых 3–200 мм, при этом давление вещества не более 220 бар, а его температура 570°C.

Кроме материала, вентили отличаются по форме исполнения:

  • проходные — инсталлируются только на ровных участках трубы и обеспечивают плавное регулирование или перекрытие потока движущихся в трубе веществ;
  • прямоточные — отличаются минимальным значением сопротивления перемещаемому потоку и монтируются практически в любой плоскости;
  • угловые — обладают специфической формой, которая позволяет осуществлять их инсталляцию на угловые трубопроводы.

Видео:Винтовые вентиля: ремонт и заменаСкачать

Винтовые вентиля: ремонт и замена

Для чего нужна задвижка, основные плюсы и нюансы

Вид арматуры, где деталь регулировки перемещается в перпендикулярном положении, движется по направлению потока. Среди представителей данной категории, задвижка считается более актуальной.

Инструмент популярен в эксплуатации:

  • Транспортной деятельности, где диаметр изделий колеблется – 15-2000мм;
  • В создании водо-газоснабжения;
  • В сфере обслуживания ЖКХ;
  • Добыче нефти.

Распространенность использования задвижек обусловлена следующими аспектами:

  • Простота в эксплуатации;
  • Небольшие размеры;
  • Допускается эксплуатация в различных условиях;
  • В гидравлике присутствует небольшое сопротивление.

Последний аспект важен при возведении строительных магистралей. Постоянно осуществляется в среде, характеризующееся высокой скоростью.

Механизм не лишен серьезных нюансов. Специалисты при выборе необходимых инструментов и материалов, не рекомендуют использовать конструкции, где шпиндель выдвижной. Ход при затворе составляет минимум один диаметр.

Принято выделять два вида задвижек:

Рис 6. Полнопроходная
*

Рис 7. Суженная
Первый является самым распространенным. В нем полнопроходный диаметр приравнивается к значению трубопровода, на который устанавливается инструмент. Для снижения количества крутящихся моментов, задвижки используются, чтобы контролировать управление арматуры, в том числе снизить скорость изнашиваемости других составляющих частей трубопровода.

Существует несколько принципов управления задвижками:

  • Вручную;
  • Посредством электроприводной системы;
  • Посредством пневмоприводной системы;
  • Посредством гидроприводной системы.

Рассматривая сравнительные характеристики между краном и задвижкой, можно сделать вывод, что оба элемента имеют ряд схожих признаков и различий.

Видео:Маркировка шаровых кранов и вентилей - что означают значки, цифры и буквыСкачать

Маркировка шаровых кранов и вентилей - что означают значки, цифры и буквы

Чем отличается вентиль от шарового крана по типу монтажа

Оба типа арматуры имеют резьбовой и фланцевый тип присоединения к трубопроводу. Однако в каждом есть отличия по диапазону номинальных диаметров. Для муфтового соединения он выглядит следующим образом:

  • вентиля — Ду от 15 до 300 мм;
  • краны — Ду от 8 до 100 мм.

При этом для шаровых кранов характеры и другие типы монтажа:

  • межфланцевые — Ду от 15 до 200 мм;
  • под приварку — Ду от 10 до 600 мм;
  • комбинированные — Ду 15 до 200 мм.

Видео:Шаровый или вентильный кран? Что лучше!Скачать

Шаровый или вентильный кран? Что лучше!

Соединение устройств с трубами

Вентили по способу монтажа подразделяются на два вида:

  1. Муфтовые и резьбовые. Главный соединительный элемент при таком способе соединения – это резьба. Она может быть внутренней и внешней на вентиле (в народе называют «мама-папа»). Арматура такого типа устанавливается в трубопроводы с давлением не более 1,6 Мпа.
  2. Фланцевые. На торцевых частях патрубков имеются фланцы, при помощи которых осуществляется соединение чугунных или стальных изделий. Монтаж таких устройств осуществляется на магистральных и промышленных трубопроводах, в которых давление воды превышает 10 МПа.

Пластиковые вентили соединяются с трубопроводами посредством специальной сварки. Зная особенности рассматриваемых устройств, можно подобрать оптимальный вариант для соответствующего монтажа. В последнее время широкой популярностью пользуются шаровые вентили, которые имеют высокий срок службы, несмотря на отсутствие возможности проведения их ремонта.

Видео:Как отремонтировать вентиль (кран) не перекрывая воду / течет вентиль, что делать!?Скачать

Как отремонтировать вентиль (кран) не перекрывая воду / течет вентиль, что делать!?

Чем отличается вентиль от крана

Существенное отличие между этими двумя типами трубной арматуры заключается в том, что вентиль конструктивно предназначен для регулировки потока движущегося вещества. Кран способен работать только в режиме «открыто/закрыто», промежуточных вариантов положения запирающего органа в нем не предусмотрено. Его использование для регулирования движения приведет к скорому износу.

Вентильный кран имеет запирающий орган в форме диска, как у вентиля, и также предназначен для регулировки потока.

Видео:Для чего нужны балансировочные (настроечные) клапаны в системе отопления? - ответ от эксперта ValtecСкачать

Для чего нужны балансировочные (настроечные) клапаны в системе отопления? - ответ от эксперта Valtec

Кран-задвижка

Устройство работает таким образом. При повороте маховика проход жидкости перекрывается перпендикулярно располагаемым затвором. Этот вид широко используется в водопроводном хозяйстве до сих пор там, где есть необходимость перекрывать большие потоки воды в трубах с большим диаметром, а в быту реже. Срок службы задвижки зависит от конкретной конструкции и составляет 10-20 лет, а эксплуатационный срок (до выхода из строя) может составлять 2-3 тысячи циклов.

Читайте также: Катушки для соленоидных клапанов tork

Споры о способах эксплуатации задвижки ведутся и сегодня. Одни утверждают, что она должна служить запорно-регулирующим целям, а другие, что ее следует держать либо закрытой, либо открытой, так как износ при постоянной работе неминуем. Даже наполовину открытая (закрытая) задвижка поддается действию абразивных веществ (взвешенных в воде материалов) песка и других твердых частиц, которые приводят к образованию царапин, выемок и других мелких повреждений. Появившиеся изъяны уменьшают сопряжение запорного узла. Исключение составляют задвижки с обрезиненным клином, но их выпуск ограничен использованием в трубах большого диаметра, а используемые в быту (1/2-1 дюйм) имеют затворку из латуни.

При продаже в характеристике таких изделий значится, как запорно-регулирующая арматура. Поэтому можно говорить о том, что задвижной кран можно держать в полуоткрытом состоянии.

Такой вид запорного устройства жидкости имеет свои плюсы и минусы. Плюсы представлены следующими качествами:

  • малая гидравлическая сопротивляемость, способствующая не уменьшению используемого диаметра;
  • полнопроходимость устройства (без изгибов и поворотов, создающих завихрения);
  • небольшая эксплуатационная длина;
  • ремонтопригодность.

Минусы, ощутимые при эксплуатации, таковы:

  • потеря герметичности вследствие засорения (удаляется прочисткой сидельных поверхностей);
  • появление течи из-под штока (устраняется подтяжкой сальниковой гайки или заменой одноименной прокладки, если она отыщется в продаже);
  • большая высота, не позволяющая осуществить установку задвижки в помещениях с ограниченной высотой);
  • полное закрытие-открытие изделия достаточно длительно по времени (требует не одного поворота маховика);
  • ограниченный ассортимент (изготавливают всего несколько заводов-производителей).

Рассматривая задвижку, как элемент применения в быту, можно говорить о ней, как о гиганте среди лилипутов. А применение такого устройства в коммунальном хозяйстве и промышленности, где используются трубы большого диаметра, оправдано.

Видео:Вентиль газовый YSQ-8 с предохранительным клапаномСкачать

Вентиль газовый YSQ-8 с предохранительным клапаном

Особенности современных запорных клапанов

Сегодня запорным клапаном принято называть оборудование, которое используется для контроля рабочей среды. В корпусе клапана присутствует задвижка. Она поднимается и опускается строго вертикально.

В движение задвижка приводится при помощи вращения шпинделя. Когда задвижка открыта, рабочая среда трубопровода проходит через запорную арматуру без какой-либо задержки.

Закрытый клапан полностью перекрывает конкретную линию трубопровода. Особенностями запорных клапанов следует считать:

  • тип материала для производства корпуса;
  • размеры;
  • тип используемых уплотнителей и т.д.

Действительно, запорные клапаны считаются одной из самых распространённых позиций в запорной арматуре. Однако, это не означает, что конструктив этого изделия совсем не изменился за последние 50 лет.

Видео:ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАДВИЖКА ОТ ВЕНТИЛЯСкачать

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАДВИЖКА ОТ ВЕНТИЛЯ

Выбор оптимального технического решения

При выборе оптимальной разновидности запорной арматуры учитываются индивидуальные особенности режима предстоящей эксплуатации. Кроме технических параметров на выбор оборудования влияют ценовые показатели, особо актуальные при необходимости приобретения большого количества запорной арматуры.

Сферы применения вентилей

Для комплектации трубопроводов относительно небольшого диаметра могут применяться запорные клапаны (вентили), отличающиеся простым конструктивным исполнением и низкой себестоимостью. Вентили стабильно функционируют при скачках и перепадах давления в системе. Компактные устройства с небольшой строительной высотой оптимальны для оборудования участков трубопроводов, пролегающих внутри тесных промышленных и подсобных помещений.

Конструктивное исполнение запорного механизма вентиля позволяет применять практичную арматуру для комплектации трубопроводов с различными характеристиками транспортируемой среды, обеспечивая стабильную работу технологического оборудования. Ручное управление, исключающее необходимость стабильного электроснабжения для функционирования электропривода, обеспечивает гарантированную работоспособность вентиля при аварийных ситуациях, когда особо актуальна возможность оперативного перекрывания трубопровода. Малый ход маховика позволяет предельно ускорить выполнение операции перекрывания или открывания трубопровода. Уплотнение затвора вентиля при перемещении не перетирается о седло, что позитивно отражается на периоде безаварийной эксплуатации арматуры.

Особенности применения задвижек

При оборудовании трубопроводных сетей диаметром более 300 мм целесообразно применение задвижек, адаптированных для бесперебойной работы в сложных технических условиях. Небольшая строительная длина задвижек позволяет максимально плотно выполнять монтаж оборудования, что особо актуально в промышленных условиях при необходимости рациональной компоновки многочисленных устройств. В зависимости от режима эксплуатации применяются задвижки с выдвижным или не выдвижным шпинделем, обладающие индивидуальными техническими преимуществами.

Выдвижной шпиндель

Арматура с выдвижным шпинделем, отличающаяся увеличенной строительной высотой, может устанавливаться исключительно в просторных помещениях при отсутствии физических ограничений. Свободный доступ к ходовому узлу задвижки обеспечивает удобное техническое обслуживание оборудования в процессе эксплуатации.

Отсутствие негативного воздействия рабочей среды помогает сохранить безупречную функциональность ходового узла для удобного управления и бесперебойной эксплуатации технологического оборудования. Основной недостаток применения задвижек с выдвижным шпинделем – необходимость планирования места для свободного хода рабочего узла при закрывании и открывании потока транспортируемой среды.

Не выдвижной шпиндель

Задвижки, оборудованные не выдвижным шпинделем, отличаются уменьшенной строительной высотой, оптимальной для монтажа оборудования в условиях ограниченного пространства. Отсутствие технического обслуживания ходового узла, погруженного в рабочую среду, сокращает период безремонтной эксплуатации оборудования. Задвижки с не выдвижным шпинделем не рекомендованы к применению на ответственных объектах.

Сфера применения необслуживаемых задвижек с не выдвижным шпинделем ограничена водой, и неагрессивными нефтепродуктами. Рабочая среда должна не иметь абразивных частиц, твердых примесей и коррозионных свойств. Компактные задвижки удобно размещаются в небольших помещениях, технологических колодцах, нефтяных скважинах и подземных коммуникациях.

Видео:Трехходовые шаровые краныСкачать

Трехходовые шаровые краны

Классификация изделий

Вентиль для воды классифицируется по ряду различных признаков, к которым относятся:

  1. Тип и конструкция запорного устройства.
  2. Материал изготовления.
  3. Особенности соединения с водонапорными или газовыми трубопроводами.

По типу и конструкции запирающего устройства вентили подразделяются на следующие виды:

  • Клапанные.
  • Пробковые или конусные.
  • Шаровые.

Выясним основные особенности каждого типа вентилей, а также определим их предназначение.

Клапанные устройства

Клапанный вентиль еще называют вентильным краном, так как корпус изделия разделяется на две части горизонтальной и наклонной перегородками. В конструкции изделия с наклонной перегородкой имеется отверстие, которое имеет проточку под клапан. Такое отверстие называется седлом.Клапан представляет собой часть штока, который располагается в нижней части изделия. В конструкцию изделия вставлена эластичная прокладка, упирающаяся в седло. Посредством такого упора в седло происходит перекрытие подачи жидкости, протекающей через устройство. В верхней части шток оснащен резьбой, которая соединяется с резьбовым соединением посадочной гайки. При помощи этого резьбового соединения происходит поднятие и опускание клапана, тем самым перекрывая и регулируя напор подающей жидкости.

У изделий такого типа имеются преимущества и недостатки. К плюсам относятся:

  1. Выдерживание высокого давления.
  2. Регулировка объема и напора воды.
  3. Простота в управлении.
  4. При выходе из строя запорного устройства, его можно заменить.

Недостатками такого устройства считаются:

  1. Высокая скорость стирания прокладки, так как при частом открытии и закрытии устройства, происходит контакт резины с металлом.
  2. Относительно небольшой срок эксплуатации.
  3. Для полного перекрытия подачи жидкости нужно долго вращать маховик.

Изделие конусного типа

Конусный вентиль – это разновидность клапанного изделия. Различия между этими двумя устройствами заключаются в конструкции запорного механизма. Если в предыдущем варианте запорный механизм представлен в виде перегородки, то в данной конструкции прибор имеет пробку в виде конуса. При вращении штока происходит опускание запорного клапана в отверстие перегородки, тем самым прекращается подача жидкости.Преимущества и недостатки такого типа изделия аналогичные, как и у вентиля клапанного типа. Конусный вентиль имеет следующую конструкцию, как показано ниже.

Устройство шарового типа

Принцип работы такого типа вентиля полностью отличается от функционирования предыдущих вариантов. Если предыдущие изделия обеспечивают перекрытие воды перпендикулярно трубопроводу, то с устройством шарового типа все по-другому.Основным запирающим устройством является шар, которые имеет сквозную прорезь, пропорциональную потоку жидкости. Перекрытие подачи жидкости обеспечивается за счет перемещения шара с прорезью в перпендикулярное положение. Такие вентили еще называют кранами задвижками.

К преимуществам таких изделий относят:

  1. Простота конструкции, что позволяет эксплуатировать устройство продолжительное время.
  2. Герметичность конструкции. С водой контактирует только запорный шар, что также влияет на длительный срок службы изделия.
  3. Перекрытие и открытие подачи жидкости осуществляется путем поворота ручки на 90 градусов или половину оборота. Такие устройства благодаря быстрому перекрытию подачи жидкости еще называют пол оборотными.

Как показывает практика, существенную роль на срок службы оказывает качество производства вентиля. Водяные вентили европейского производства имеют срок службы до 10 лет, в то время как китайские дешевые аналоги выходят из строя спустя несколько лет.

К недостаткам рассматриваемых видов вентилей относятся:

  1. Невозможность отремонтировать водопроводный шаровой вентиль. В китайских изделиях нарушается целостность соединения ручки с запорным шаром. Это приводит к тому, что ручка продолжает вращаться, а шар остается на месте в заклинившем положении.
  2. Невозможность регулирования потока жидкости. Регулировать поток жидкости с помощью такого изделия можно, но производители в таком случае не гарантируют продолжительный срок службы устройства.

Чем отличается вентиль от задвижки? Разница между ними заключается в конструкции этих двух видов запорной арматуры. Задвижка имеет более сложную конструкцию. В ней поток перекрывается за счет заслонки или конуса, который перпендикулярно опускается до упора, то есть до полного перекрытия движения жидкости или газа. Вентиль же устроен несколько проще. Поток перекрывает клапан, который прижимается к седлу параллельно. Таким образом, поток дважды изгибается под 90°. При этом повышается сопротивление.

Запорная арматура используется при устройстве газопроводных и канализационных систем. Ее можно увидеть на трубопроводах общего назначения, промышленного типа, промышленных трубопроводах с особыми условиями работы, сантехнических трубопроводах и на многих других. Они предназначены для того, чтобы перекрывать любые водные либо газовые потоки.

Читайте также: Кто перенес операцию по замена аортального клапана

Ремонт смесителя своими руками.Для этих целей служат задвижка, кран, вентиль, клапан, а также иные запирающие механизмы. Бытовая сантехника не обходится без подобных механизмов, но мало кто понимает, чем отличается кран от задвижки. Без этого просто невозможно подключить бытовую технику, устранить течь, перекрыть газ или поменять смеситель. Сантехника окружает нас сплошь и рядом, а запорная арматура – неотъемлемая ее часть.

На самом деле она имеет существенные различия как конструктивные, так и эксплуатационные, хотя любое конструктивное решение этого вида арматуры всегда работает в двух положениях: закрыто и открыто.

Но, исходя из их функциональных характеристик и области применения, выбирается тот или иной вид устройства. Для правильного выбора следует знать, чем может отличаться принцип их работы, и какую функцию каждый из них выполняет.

Видео:6 видео Балансировочный вентиль Серия Элементы системы отопления промышленных объектовСкачать

6 видео  Балансировочный вентиль Серия Элементы системы отопления промышленных объектов

Из чего изготавливают запорные устройства

Перед тем, как выяснить из чего изготавливаются вентили, необходимо разделить их на два вида:

Если изделие предназначается для внутренних сетей водоснабжения, то применяются приборы из латуни, бронзы, нержавеющей стали и пластика. Если изделия применяются для выполнения наружных работ, то для этого используются вышеперечисленные материалы, а также дополнительно сталь и чугун.

Устройства из нержавейки не рекомендуется устанавливать в систему ГВС и отопления. Ведь от воздействия горячей воды происходит образование накипи, которая впоследствии снижает диаметр пропускного канала.

Чугунные и стальные вентили пользуются популярностью для их установки на наружных трубопроводах. Для изготовления таковых изделий используется чугун и сталь, что позволит значительно удешевить цену устройства. Ведь аналогичные изделия из латуни и бронзы обойдутся в десятки раз дороже.

Видео:ППР вентиль закапал. Ремонт крана, замена головки.Скачать

ППР вентиль закапал. Ремонт крана, замена головки.

Особенности применения вентилей

Вентили, именуемые запорными клапанами, отличаются относительно небольшими размерами в сравнении с задвижками, предназначенными для оснащения трубопровода аналогичного диаметра. Перемещение запирающего органа параллельно оси потока рабочей среды производится с уменьшенными физическими усилиями.

Относительно небольшой ход шпинделя запорного клапана не превышает четверти диаметра трубопроводной магистрали. Необходимость разворота потока среды внутри металлического корпуса приводит к заметному увеличению строительной длины вентилей. Увеличение гидравлического сопротивления провоцируется конструктивным исполнением, изменяющим направление потока, а также относительно небольшим проходным сечением седла запорной арматуры. Преимущества вентилей:

  • Высокая скорость выполнения технологических операций;
  • Малый ход затвора, необходимый для полного открытия;
  • Относительно небольшая масса и строительная высота;
  • Для перекрытия потока требуется небольшое механическое усилие;
  • Высокая герметичность за счет применения эластичных уплотнительных колец;
  • Отсутствие трения затвора, обеспечивающее минимизацию износа запорного органа;
  • Простое техническое обслуживание;
  • Возможность ремонтного восстановления изношенного оборудования;
  • Применение в трубопроводах с агрессивными рабочими средами;
  • Эксплуатация при высоком давлении транспортируемой среды;
  • Широкий диапазон рабочих температур.

Более высокое гидравлическое сопротивление вентилей, обусловленное особенностями конструктивного исполнения запорной арматуры, провоцирует значительные потери энергии за счет необходимости повышения рабочего давления в эксплуатируемой системе. В большинстве случаев увеличение гидравлического сопротивления системы за счет применения вентилей относительно невелико, но этот фактор необходимо учитывать при проектировании трубопроводных систем и планировании рабочих режимов.

При эксплуатации вентилей необходимо соблюдать определенное направление потока рабочей среды, указанное на корпусе запорной арматуры. Противоположная ориентация вентиля приводит к заметным затруднениям при открывании, а также может спровоцировать срыв тарелки со стального штока и полный выход оборудования из строя.

Запорные вентили обеспечивают высокий уровень герметизации при перекрытии потока рабочей среды, что позволяет использовать компактные устройства для оборудования трубопроводов, эксплуатируемых в сложных условиях. Прочный стальной корпус выдерживает высокое давление и большие колебания температур. Запорные клапаны применяются на трубопроводах относительно небольшого диаметра. Более сложная конфигурация корпуса сопряжена с потенциальным риском наличия застойных зон, накапливающих загрязнения, проникающие в систему.

Видео:Какой нужен кран для радиатора отопления | Типы кранов отопленияСкачать

Какой нужен кран для радиатора отопления | Типы кранов отопления

Что такое клапан

Клапан, в отличии от предыдущих типов конструкции, предназначен в большей степени для регулирования силы потока, а не его перекрытия. Их конструкция может существенно отличаться. Наиболее распространенными типами клапанов можно назвать:

Обратный клапан очень часто встречается в системе подачи воды. Он нужен для того, чтобы сбрасывать лишнее давление в системе. Что касается регулировочного клапана, то они могут устанавливаться для установки требуемого скорости движения потока. Кроме этого встречаются и запорно-регулирующие устройства, которые могут не только контролировать скорость потока, но и перекрывать его.

Температурные режимы

Диапазон допустимых температур при эксплуатации запорной арматуры зависит от материала корпуса внутренних компонентов. Стальные вентили и различные модификации стальных задвижек способны безотказно функционировать при высокой температуре транспортируемой среды, достигающей несколько сотен градусов. Применение термостойких компонентов, не подверженных коррозии, обеспечивает высокий уровень герметичности при транспортировке холодной воды, пара, нефтепродуктов и технологических жидкостей. Шпиндель из углеродистой стали обладает высокой прочностью и неизменной функциональностью при работе в различных температурных режимах.

Различия в конструкциях [ править | править код ]

Конструкции уплотнения [ править | править код ]

По способу герметизации подвижного соединения шпиндель(шток)—крышка, клапаны делятся на сальниковые

Сальниковая арматура [ править | править код ]

В сальниковой арматуре герметичность соединения крышки с подвижной деталью затвора обеспечивается сальниковым устройством. Суть сальникового устройства в том, что на внешней стороне крышки или корпуса в том месте, где через них проходит шток или шпиндель, создаётся сальниковая камера, в которую укладывается уплотнительный материал — сальниковая набивка. При помощи специальных устройств набивка поджимается вдоль оси шпинделя (штока), упираясь в стенки сальниковой камеры и уплотняется. Таким образом создаётся герметичность и рабочая среда не проникает за пределы корпуса. В арматуре малых диаметров поджатие набивки производится накидной гайкой, больших — специальной деталью—сальником при помощи двух откидных или анкерных болтов с гайками.

Сальниковое уплотнение обладает многими достоинствами, которые делают его в большинстве случаях предпочтительным. Среди них:

  • возможность изготовления сальниковой набивки из различных материалов, позволяющих обеспечить хорошее уплотнение в широком спектре рабочих давлений и температур;
  • простота конструкции;
  • возможность поднабивки сальника или смены набивки в процессе эксплуатации.

Сальники максимально упрощают конструкцию и уменьшают стоимость арматуры, однако для номинального давления от 2,5 МПа и номинального диаметра более 50 (эти границы весьма ориентировочные) ходовой узел выносится из зоны рабочей среды и располагается выше сальникового уплотнения, а ходовую гайку размещают в бугельном узле, расположенным над крышкой клапана, то есть конструкция существенно усложняется для ликвидации влияния рабочей среды на соединение шпиндель—гайку и повышения его долговечности и надёжности.

Сильфонная арматура [ править | править код ]

В сильфонной арматуре уплотнение подвижных элементов относительно внешней среды обеспечивается сильфонным узлом. Главным его элементом является сильфон — гофрированная трубка. Металлический сильфон при помощи сварки или пайки соединяется с верхними или нижними кольцами (или деталями другой формы), образуя так называемую сильфонную сборку. Сильфонная сборка своей верхней частью неподвижно и герметично соединяется с корпусными деталями арматуры, а нижней — со штоком или золотником клапана, перекрывая таким образом возможность выхода рабочей среды во внешнюю. Поступательное перемещение штока для управления золотником происходит внутри сильфона, который может изменять свою длину за счёт деформации гофров.

Сильфонные клапаны используются для работы в таких средах, утечка которых в окружающую среду недопустима. Преимущество таких клапанов перед сальниковыми — исключение утечки рабочей среды в атмосферу в пределах срока службы сильфонного узла. Но это преимущество достигается путём существенного усложнения конструкции и соответственно более высокой стоимости клапана. Кроме того, ремонт сильфона клапана при его усталостном разрушении представляет собой сложную операцию по замене сильфонной сборки, поэтому в таких случаях клапан необходимо менять на новый.

Мембранная арматура [ править | править код ]

Мембранные клапаны принципиально отличаются от клапанов другой конструкции.

В мембранной арматуре внешнее уплотнение обеспечивается при помощи мембраны, выполняющейся в виде упругого диска из эластичных материалов (резина, фторопласт). Профиль мембраны позволяет в центральной её части осуществлять возвратно-поступательное движение, достаточное для закрывания или открывания запорного или регулирующего органа арматуры. Мембрана устанавливается и зажимается по наружному диаметру между корпусом и крышкой, это обеспечивает герметичность соединения корпусных деталей и одновременно полностью отсекает внутреннюю полость арматуры от внешней среды [6] .

Особенность этих клапанов состоит в том, что диафрагма одновременно может выполнять функцию затвора, перекрывая под действием шпинделя проход рабочей среды через корпус.

Такая конструкция позволяет без применения нержавеющих сталей иметь чугунные клапаны, пригодные для различных агрессивных сред. Это достигается покрытием (футеровкой) внутренних поверхностей корпуса различными коррозионостойкими материалами (фторопласт, резина, полиэтилен, эмали).

Недостатками таких клапанов являются небольшой срок службы мембраны и ограниченные небольшими давлениями и температурами пределы их применения [4] .

Конструкция устройства

Устройство вентиля является достаточно простым, а состоит изделие из следующих основных частей:

Корпус изделия изготавливается путем литья. Внутри корпуса установлено запорное устройство, а наружу выведен маховик. Корпус также имеет резьбу с двух сторон, посредством которой происходит соединение вентиля с водопроводным или газовым трубопроводом. Схема запорной арматуры в разрезе имеет следующий вид:

Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток