Вентиль клапан запорный разница

Авто помощник

Слово “вентиль” довольно известное. Многие понимают о чем речь, услышав это слово и как синоним вспоминают кран. В каком-то принципиальном плане это и есть так. Со словом “клапан” все немного иначе. Это слово вызывает ассоциации с сердечным клапаном, перепонкой, организующей пропуск какой-либо жидкости, но никак не с краном или иным оборудованием.

А оказывается, что значения эти очень и очень близки. Среди инженеров, слово вентиль используется очень часто, но с 1982 года это название не рекомендуется, а было замешено на запорный клапан.

Под запорным клапаном подразумевается оборудование, состоящее из корпуса. внутри которого с помощью шпинделя перемещается запирающий элемент. Рабочая вреда проходит через корпус, когда клапан находится в положении открыто, когда запирающий элемент опускается, происходит перекрытие проходного отверстия и тем самым перекрытие хода самой среды.

Запорный клапан является одним и самых простых видов трубопроводной арматуры (оборудования, устанавливаемого на трубопровод с целью регулировки, перекрытия, защиты и т.п.). Но даже в этом оборудовании за последние годы и десятилетия произошли большие изменения, и это относится не только к названию.

Большинство изменения в конструкции связано с применением различных материалов при изготовлении корпуса. Не менее важным является материал, используемый для уплотнения. Инновации коснулись и формы запорного элемента. Как пример запорных клапанов, которые при своей схожести имеют принципиальные отличия: ARI-EWRO-WEDI, ARI-STOBU, ARI-FABA от немецкого производителя ARI-Armaturen.

Перечисленное выше оборудование относится к промышленному, хотя его можно увидеть и в жилых домах на линиях центрального водоснабжения, газоснабжения, отопления. С одним только допущением, что, как правило, его устанавливают не именно в квартирах, а где-то в подвалах или иных технических помещениях, потому как диаметр именно этого конкретного оборудования довольно большой. Также стоит отметить, что хоть и мы указали, что указанные выше клапаны устанавливают на газопровод, все же, наиболее популярным вариантом для этих целей, является шаровые краны. Они также относятся к запорной арматуре, но отличается по форме запирающего элемента и перемещение его осуществляется не поступательным движением вверх-вниз, а вращением вокруг своей оси.

Добавить комментарий Отменить ответ

После отправки комментарий появляется не сразу, а после модерации!

Видео:Клапан запорный(вентиль)Скачать

Клапан запорный(вентиль)

Чем отличается задвижка от вентиля: сравнение запорной арматуры

Запорные устройства, применяемые в трубопроводных системах, имеют общее назначение: при необходимости они перекрывают поток рабочей среды. Но каждый вид арматуры выполняет эту задачу по-разному. К примеру, задвижки и запорные клапаны (вентили) отличаются конструкцией и функциональными особенностями. Их специфические преимущества и недостатки определяют выбор конкретного типа арматуры в каждом случае. Чтобы вам было проще выбрать нужное устройство, мы расскажем об основных отличиях задвижки от вентиля, о разнице в их конструкции и функционале.

Вентиль клапан запорный разница

Видео:Принцип работы вентиля (клапана запорного). Принцип действия клапанов, вентилей фланцевых, муфтовыхСкачать

Принцип работы вентиля (клапана запорного). Принцип действия клапанов, вентилей фланцевых, муфтовых

Конструктивные отличия

Часто можно встретить словосочетание «вентильная задвижка». Но на самом деле между задвижкой и вентилем существует разница в конструкции и принципе работы запорного элемента. Так, в задвижке в большинстве случаев просвет трубопровода перекрывается клином, который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. А у вентиля затвор выполнен в виде конуса или диска (золотника), движущегося параллельно потоку. При закрывании вентиля затвор перемещается против потока среды, при открывании – наоборот.

Чтобы любой механизм перекрывания трубопровода срабатывал, необходимо соответствующее строение корпуса арматуры. У задвижки корпус цилиндрический, среда движется через него прямо. Когда устройство открыто, для потока может стать небольшим препятствием сужение просвета и наличие в нем уплотнительных колец (они обеспечивают плотное прилегание клина, когда задвижку закрывают). Такая конструкция отличается малым гидравлическим сопротивлением.

Читайте также: Электромагнитный клапан эпхх двигатель 402

У вентиля корпус гораздо сложнее. В нем поток среды делает два последовательных поворота под прямым углом. Это создает большое сопротивление при поднятом затворе и существенно снижает скорость потока. Но при закрывании и открывании запорного клапана затвор перемещается лишь на 0,25 Ду, а у задвижек его необходимо переместить на полный диаметр. Из-за этого у задвижек гораздо большая строительная высота.

Кратко основные конструктивные особенности задвижки и вентиля приведены в таблице:

КонструктивЗадвижкаВентиль
Строение корпусаКорпус простой цилиндрический (полнопроходный либо суженный), поток среды движется прямоКорпус со сложной внутренней конструкцией, благодаря которой поток дважды поворачивает на 90°
ЗатворКлин, шиберЗолотник, конусообразный затвор
Направление движения запирающего элементаПерпендикулярно потокуПараллельно потоку
Виды присоединений к трубопроводуФланцевое, муфтовое, под приварку
Способы управленияРучное (маховиком), с применением механического редуктора, приводных механизмов (усилие передается на затвор через резьбовую пару)

Функциональные различия: преимущества и недостатки

Чем отличается задвижка от вентиля в плане эксплуатации? Начнем с того, что у этих двух видов арматуры есть много общего:

  1. Разнообразие материальных исполнений. Это позволяет подобрать задвижку или вентиль для любой рабочей среды.
  2. И задвижки, и запорные клапаны выпускаются с разными способами присоединения к трубопроводу. Их удобно монтировать в систему.
  3. Оба типа устройств обеспечивают высокую герметичность перекрывания. Они используются только для полного перекрывания потока и не могут служить регулирующей арматурой (кроме специальных моделей).

При этом у задвижек и вентилей есть свои плюсы и минусы. Для наглядности мы собрали их в таблицу:

ЗадвижкаВентиль
– Большой ход затвора для полного открытия (1 номинальный диаметр), следовательно, для открытия и закрытия задвижки нужно много времени+ Малый ход затвора для полного открытия (до 0,25 номинального диаметра), поэтому вентиль можно открыть или закрыть быстрее, чем задвижку
+ Малое гидравлическое сопротивление (у полнопроходных задвижек оно практически отсутствует)– Высокое гидравлическое сопротивление из-за сложной конструкции корпуса
+ Отсутствие застойных зон, что позволяет использовать задвижки с густыми, вязкими, загрязненными средами– Наличие застойных зон в конструкции запорного клапана ограничивает область его применения, так как с некоторыми средами такая особенность может стать причиной ускоренной коррозии
– Сложнее обеспечить высокую герметичность перекрывания при изготовлении арматуры+ Проще обеспечить требуемую герметичность затвора
– Трение при закрытии и открытии затвора постепенно приводит к износу уплотнительных поверхностей клина и корпуса+ При посадке затвора в седло трение практически отсутствует
– Для уплотнения задвижек по отношению к внешней среде используются сальники+ Возможно сальниковое или сильфонное уплотнение
– Задвижки устанавливаются только на прямых участках трубопровода+ Существуют проходные и угловые запорные клапаны. Угловые можно устанавливать в местах поворота трубопроводов на 90°
– Направление движения среды при установке не имеет значения+ При монтаже следует устанавливать арматуру так, чтобы стрелка на корпусе совпадала с направлением потока среды
+ Возможность применения задвижек на трубопроводах с большими Ду. При диаметре свыше 30 мм они работают эффективнее, чем клапаны– Ограничение по диаметру (при большом условном диаметре работа вентиля сильно усложняется, мощный поток среды мешает правильной посадке затвора в седло)
– Большая строительная высота и масса+ Малая строительная высота, меньшая, чем у задвижки масса
+ Малая строительная длина– Строительная длина примерно в 1,5 раза больше, чем у задвижки аналогичного Ду

Вентиль клапан запорный разница

Таким образом, между вентилем и задвижкой есть принципиальные различия, которые влияют на область их применения и процесс эксплуатации.

Чем отличается затвор от задвижки?

Рассмотрев отличия между задвижками и вентилями, стоит упомянуть и затворы. Нередко их путают с однодисковыми задвижками из-за похожей формы запорного элемента. Между тем, они отличаются принципиально.

В то время как в задвижке запирающий диск опускается и поднимается, двигаясь перпендикулярно потоку, в затворе он всегда находится в просвете трубопровода и движется только вокруг своей оси. В открытом виде диск затвора поворачивается параллельно движению потока, а в закрытом – встает перпендикулярно трубе, перекрывая ее. Как и задвижки, затворы практически не создают гидравлического сопротивления. Но они отличаются еще более простой конструкцией, меньшей строительной длиной и небольшой высотой. Кроме того, затворы можно использовать в качестве регулирующих устройств.

Хотите уточнить, какая арматура лучше подойдет ля вашего трубопровода, и сразу заказать ее по выгодной цене? Обращайтесь в «Компанию Север». Звоните, консультируйтесь или оформляйте заказ прямо из каталога. Мы поможем подобрать нужные устройства и доставим их в любую точку страны.

Видео:Клапан запорный вентиль - принцип действияСкачать

Клапан запорный вентиль - принцип действия

Клапан запорный (вентиль)

Видео:КАКАЯ БЫВАЕТ ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА? | ТЕОРИЯ #1Скачать

КАКАЯ БЫВАЕТ ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА? | ТЕОРИЯ #1

Назначение

Клапан запорный (вентиль) – служит для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе, движущегося в одном направлении. Направление движения рабочей среды по стрелке на корпусе. Запирающий элемент перемещается параллельно оси потока.

Применяют запорные клапаны, чаще всего, на паро- и водопроводах, поскольку они создают высокое сопротивление потоку, выше чем задвижки. При течении поток искривляется, меняет свое направление, сужается, затем расширяется до первоначальных размеров. При этом возникают интенсивные вихреобразования.

Поэтому их применяют когда движение среды происходит только в одном направлении и не вызывает больших гидравлических сопротивлений. Специальные клапаны применяют для ручного дросселирования давления (например, редукционный вентиль на установках термического крекинга).

Следует заметить, что до 1982 года клапаны, в которых затвор перемещается при помощи резьбовой пары шпиндель – ходовая гайка, назывались вентилями. В настоящее время клапаном называют и арматуру с резьбовым шпинделем и с гладким штоком.

Запорные клапаны должны соответствовать требованиям ГОСТ 5761 (в части клапанов сальниковых и сильфонных, стальных и из цветных металлов), ТУ и КД.

Номинальные давления от PN1,6 МПа (PN16) до PN25МПа (PN250) включительно.

Видео:ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАДВИЖКА ОТ ВЕНТИЛЯСкачать

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАДВИЖКА ОТ ВЕНТИЛЯ

Конструкция

Клапан состоит из следующих основных элементов:

  • корпус
  • крышка
  • штурвал
  • сальник
  • шпиндель (шток)
  • затвор (золотник)
  • седло

Запорным органом является затвор, поступательно перемещающийся в вертикальной плоскости. Уплотнительные поверхности затвора запорного клапана могут иметь форму:

  1. Плоскую (золотник) – хорошо работают в жидких и газообразных средах, не содержащих взвешенных частиц;
  2. Конусовидную – используются для высоких давлений со взвешенными частицами.

Седло клапана ввинчивается или вваривается в корпус изделия.

Конструкция верхнего уплотнения защищает сальниковую набивку, когда клапан находится в полностью открытом положении, чем исключается долговременное воздействие давления рабочей среды на набивку. Сальниковая набивка выполнена из терморасширенного графита и имеет хорошую уплотнительную способность.

Крышка крепится на корпусе при помощи шпилек с навернутыми на них шестигранными гайками, что позволяет быстро и удобно производить разборку изделия. Спирально навитая прокладка надежно уплотняет соединение крышки с корпусом даже при высокотемпературных условиях эксплуатации.

На клапанах высокого давления возможно применение металлической прокладки овального или восьмиугольного сечения. Втулка шпинделя изготавливается из латуни, что позволяет обеспечивать свободное и мягкое открытие клапана.

Уплотнение шпинделя

По способу герметизации соединения шпиндель-крышка, клапаны делятся на:

Сальниковая – для уплотнения места прохода шпинделя используется сальниковая набивка – пропитанная антисептическими и гидрофобными составами специальная формованная лента из материалов растительного происхождения. Набивка сжимается в направлении оси штока или шпинделя и, благодаря своим упругим свойствам, расширяется в радиальном направлении, плотно заполняя пространство зазора между стенкой и штоком. Сальниковое уплотнение наиболее распространенный тип уплотнения благодаря своей простоте, низкой стоимости и возможности ремонта.

Сильфонная, мембранная – отличается отсутствием подвижных соединений с зазорами, через которые рабочая среда может вытечь наружу, благодаря тому, что устройство управления движением затвора находится по одну сторону упругого элемента, а рабочая среда – по другую сторону. Иначе говоря, стенка сильфона или мембрана выступают в роли герметизирующего элемента подвижного соединения.

Видео:Что означают надписи на задвижках, клапанах и проч.?Скачать

Что означают надписи на задвижках, клапанах и проч.?

Классификация

Проходные

Самые распространенные. В таком вентиле поток делает два поворота на 90°, что приводит к высокому сопротивлению и появлению застойных зон в корпусе.

Вентиль клапан запорный разница

Иногда ось выходного патрубка смещена относительно входного.

Вентиль клапан запорный разница

Угловые

Размещаются на поворотных участках трубопровода, в них поток поворачивает на 90° один раз, что позволяет снизить сопротивление по сравнению с проходными.

Вентиль клапан запорный разница

Прямоточные (вентиль Косва)

Для снижения гидравлического сопротивления применяют вентили со шпинделем расположенным под углом 45 градусов к потоку (вентиль Косва). Это позволяет выпрямить поток внутри вентиля и уменьшить его сопротивление. Но при этом увеличивается ход штока, строительная длина и масса изделия.

Видео:Клапан радиатора регулирующий или вентиль – как определиться в выборе?Скачать

Клапан радиатора регулирующий или вентиль – как определиться в выборе?

Принцип работы

При вращении штурвала происходит поступательное (перпендикулярно потоку) перемещение шпинделя, который прижимает золотник к седлу.

Основной особенностью конструкции запорного клапана является уплотнение затвора. При закрытии клапана золотник плотно прилегает к седлу.

Видео:⛲️🔺 Вентиль запорный клапан Ayvaz GV-16 🎥 видео обзор вентиль чугунный фланцевыйСкачать

⛲️🔺 Вентиль запорный клапан Ayvaz GV-16 🎥 видео обзор вентиль чугунный фланцевый

Коэффициенты местного сопротивления

Коэффициенты местного сопротивления для различных элементов трубопровода:

Вентиль клапан запорный разница

Видео:Для чего нужны балансировочные (настроечные) клапаны в системе отопления? - ответ от эксперта ValtecСкачать

Для чего нужны балансировочные (настроечные) клапаны в системе отопления? - ответ от эксперта Valtec

Подбор запорного клапана (вентиля)

Поскольку запорные клапаны создают высокое сопротивление потоку применяют их, чаще всего, на паро- и водопроводах.

Выбор запорного клапана будет зависеть от следующих параметров:

  • Назначение и условия работы.
  • Управление: ручное, редукторное, электрическое
  • Гидравлические характеристики: класс герметичности, удельный расход и прочие.
  • Монтажные условия: масса и размеры, вид соединения с трубопроводом, условный диаметр прохода.
  • Дополнительные требования, если имеются.

Движение потока рабочей среды относительно запорного клапана, выбирается в зависимости от давления:

  • При низком давлении – движение потока над седлом
  • При высоком давлении – движение потока над золотником

В клапанах низкого давления рабочая среда протекает непосредственно над седлом. Крутящий момент при закрытии клапана будет более высоким.

В клапанах высокого давления поток рабочей среды поднимается над золотником, создавая прижимающие усилия, уменьшающие крутящий момент при закрытии затвора. При открытии золотник поднимается на расстояние 25-40% от своего полнопроходного положения.

Видео:Клапан запорный, вентиль. Видеообзор торговой марки UKSPARСкачать

Клапан запорный, вентиль. Видеообзор торговой марки UKSPAR

Преимущества и недостатки

По сравнению с задвижками клиновыми, также являющимися запорной трубопроводной арматурой, конструкция клапанов позволяет использовать внутреннее рабочее пространство изделия более рационально.

Простота конструкции клапанов обеспечивает быстроту их производства и обслуживания. Надежное уплотнение затвора и незначительная сила трения сопрягаемых поверхностей позволяют эксплуатировать вентиля в течение продолжительного периода.

Основные преимущества клапанов запорных:

  • Высокие эксплуатационные характеристики изделия совместно с его простой и надежной конструкцией позволяют эффективно эксплуатировать запорные клапаны в различных отраслях промышленности.
  • малый ход затвора для полного открытия (обычно не более 0,25 номинального диаметра, в то время как у задвижек – не менее диаметра) и, соответственно, малая строительная высота и масса;
  • в клапанах гораздо проще, чем в задвижках, обеспечить требуемую герметичность затвора (путём применения уплотнительных колец из различных неметаллических материалов);
  • при закрытии и открытии клапана в отличие от задвижки практически исключается трение уплотнения затвора о седло, что существенно уменьшает износ уплотнительных поверхностей;
  • возможность применения сильфона в качестве уплотнения арматуры по отношению к внешней среде.
  • высокое (по сравнению с шаровыми кранами и задвижками) гидравлическое сопротивление, что при больших диаметрах прохода и высоких скоростях среды создаёт большие потери энергии и вызывает необходимость соответственно повышать начальное давление в системе;
  • ограничение пределов применения по диаметру, о котором было сказано выше;
  • наличие в большинстве конструкций застойных зон, в которых скапливаются механические примеси из рабочей среды, шлам, что приводит к интенсификации процессов коррозии в корпусе арматуры.

Видео:Какой кран лучше - Задвижка - Вентиль - ШаровойСкачать

Какой кран лучше - Задвижка - Вентиль - Шаровой

Технические характеристики

Основные технические характеристики клапанов запорных:

  • Управление клапанными запорными: ручное, редукторное, электрическое.
  • Технические условия по ГОСТ 3326, ГОСТ 9697,
  • Номинальный диаметр: DN 15-400 мм,
  • Номинальное давление: от вакуума 5·10−3 мм рт. ст. до 250 МПа.
  • Температура: от -200 до +600 °C

Материальные исполнения из сталей:

  • углеродистая,
  • легированная холодостойкая,
  • жаростойкая нержавеющая,
  • нержавеющая сталь со специальными свойствами.

🎬 Видео

РЕГУЛИРУЮЩАЯ АРМАТУРА КОТЛА ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ ГДЕ УСТАНАВЛИВАЮТ ВЕНТИЛЯСкачать

РЕГУЛИРУЮЩАЯ АРМАТУРА КОТЛА  ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ  ГДЕ УСТАНАВЛИВАЮТ ВЕНТИЛЯ

Вентили (клапаны запорные). Обзор классификации.Скачать

Вентили (клапаны запорные). Обзор классификации.

⛲️🔷 Вентиль запорный фланцевый Genebre 2231. 🎥 Клапан запорный проходной фланцевый | АРМАШОПСкачать

⛲️🔷 Вентиль запорный фланцевый Genebre 2231. 🎥 Клапан запорный проходной фланцевый | АРМАШОП

Клапан настроечный – зачем нужен и где устанавливается?Скачать

Клапан настроечный – зачем нужен и где устанавливается?

⛲️ Вентиль запорный муфтовый проходной Zetkama 201 🎥 видео обзор клапан запорный муфтовый чугунныйСкачать

⛲️ Вентиль запорный муфтовый проходной Zetkama 201 🎥 видео обзор клапан запорный муфтовый чугунный

Типы регулирующих клапановСкачать

Типы регулирующих клапанов

⛲️🔵 Вентиль (Запорный клапан) Zetkama 215 видео обзор Вентиль чугунный фланцевыйСкачать

⛲️🔵 Вентиль (Запорный клапан) Zetkama 215 видео обзор Вентиль чугунный фланцевый

Классификация трубопроводной арматурыСкачать

Классификация трубопроводной арматуры
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток