Ничто не вечно. Рано или поздно все ломается, изнашивается, ветшает и разрушается. Шины — не исключение. Со временем и они приходят в негодность. Но долговечность их использования продиктована правильностью и режимом эксплуатации, уходом за ними и стилем вождения. Одним из неблагоприятных факторов, влияющих на долговечность шины, является её износ. Эта проблема особенно актуальна, если речь идет о грузовых шинах. Попробуем разобраться, каковы причины этого явления и как ему препятствовать.
- Что такое неравномерный износ
- Причины неравномерного износа шин. Как определить износ шины
- Перестановка грузовых шин
- Виды и причины неравномерного износа шин
- ЧЕМ ГРОЗИТ НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС РЕЗИНЫ?
- НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ШИНЫ ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ ПЯТНА КОНТАКТА
- НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ПОКРЫШКИ ПО КРАЙНИМ ЛИНИЯМ ПЯТНА КОНТАКТА
- НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ШИНЫ С ОДНОЙ СТОРОНЫ ПЯТНА КОНТАКТА
- РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВИДЫ НЕРАВНОМЕРНОГО ИЗНОСА КОЛЕС
- Видео о неравномерном износе резины
- 📽️ Видео
Видео:Неравномерный износ шин: причины и как его исправитьСкачать
Что такое неравномерный износ
Неравномерным износом шины называется неодинаковый износ в различных зонах протектора. Его не следует путать с неравным износом, при котором шины изнашиваются с разной скоростью, в зависимости от места установки, но равномерно по всей протекторной части шины.
Износ шин — главный «убийца» грузовых шин. Потери транспортных парков из-за преждевременно вышедших из строя шин по причине неравномерного износа в несколько раз больше, чем по причине повреждений!
Следствием неравномерных износов шин на транспортном средстве являются ускоренный износ шин, повышение расхода топлива, повышенный износ элементов подвески, увеличение риска аварии и т. п.
Если износ автошин диагностирован в прогрессирующей, явно заметной стадии, как правило, устранить его уже невозможно. Можно лишь снизить скорость его развития. Поэтому очень важно не запустить развитие износа шин. Для этого вы должны знать виды износа автошин, их признаки, причины возникновения и методы устранения.
Видео:Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?Скачать
Причины неравномерного износа шин. Как определить износ шины
Существует три основные причины неравномерного износа шин:
- боковые силы вращения (занос);
- протаскивание или волочение;
- природа самой шины.
Рассмотрим первые две (главные) причины износа шин.
Боковые силы вращения. Шины, вращаясь, могут откланяться в сторону от линии движения, создавая боковые силы. Груз усугубляет влияние таких сил. Неравномерный износ неизбежен при неотрегулированной подвеске и отклонениях от требований геометрических параметров транспортного средства: при неправильном схождении, неправильном развале, неправильном угле Акермана, неперпендикулярности осей продольной оси, непараллельности осей транспортного средства.
Неотрегулированная ведущая ось тягача ведет к «выбрасыванию» транспортного средства с прямой линии, прицепные оси приводят к волочению, а при одновременных нарушениях на осях транспортного средства создается эффект «собачьей езды» автопоезда. Эксплуатация неотрегулированных осей на ведущей оси приводит к ускоренному износу на рулевой и ведущей оси, прицепных осей — к неравномерному износу на рулевой, ведущей и прицепных осях.
Эксперты в области геометрии подвески считают, что наибольшее влияние на износ шин имеют неотрегулированные ведущая, полуприцепная и рулевая оси. Работы по проверке и коррекции геометрии ходовой части транспортного средства проводятся на специальном оборудовании. Например, несоответствие в 5 см между рулевой и ведущей осью приводит к боковому заносу в 10 м на каждый километр.
Также к первой группе причин износа автомобильных шин относятся некачественный монтаж и отсутствие балансировки, уклон дорожного полотна (который влияет на степень неравномерного износа шин).
Перегрузы и неправильное распределение грузов вызывают ускоренное изнашивание плечевых зон или к ускоренному износу протектора. При перегрузах шины интенсивно деформируются — перегреваются, разрушается внутренний герметизирующий слой. Поэтому водитель, по возможности, должен контролировать загрузку и правильное расположение груза, а при перегрузах избегать резких поворотов и торможений.
Протаскивание или волочение происходит в колесных парах при существовании различий во внешних диаметрах, в величине давления, в величине остаточной глубины протектора.
Если одна шина меньше другой по внешнему диаметру, то меньшая шина будет волочиться за большей, постоянно проскальзывая и являясь неким тормозом. К примеру, при снижении давления в одном из колес на 0,3 bar разница во внешнем диаметре колеса составляет около 8 мм, что приводит к протаскиванию меньшего колеса 2,5 м на каждую тысячу метров.
Эффект протаскивания может быть и в одиночной шине, если в ней неправильное давление или диск не соответствует шине. С правильным давлением в колесе пятно контакта шины имеет равномерную нагрузку по всей площади и правильную форму. При отклонении величины давления в обе стороны изменяется форма пятна и происходит концентрация напряжений по его площади в отдельных местах шины. Местный износ от резкого торможения, внезапного удара шины или попадания инородного предмета приводит к разбалансировке колеса и в конечном итоге к началу неравномерного износа шин.
Читайте также: Can hacker анализ шины can
Шины для ведущей оси с блочным рисунком протектора имеют способность подвергаться продольному гребенчатому износу, когда набегающий край изнашивается меньше сбегающего. Способ лечения этого вида износа — устранение причин и изменение направления вращения колеса на противоположное.
Неблагоприятно на шину влияют и резкие разгоны и торможения, а также крутые повороты. При резких разгонах и торможениях прогрессирует продольный гребенчатый износ, а между блоками протектора шины могут возникать трещины (особенно на низкопрофильных новых шинах с высоким протектором). При экстренном торможении и/или неисправности тормозов могут возникнуть и так называемые «ползуны».
Что касается крутых поворотов, то полностью избежать их на практике не всегда возможно. Однако в большинстве случаев такое «заламывание» происходит по причине безответственности водителя (низкой культуры вождения). Подробнее основные виды неравномерного износа и методы борьбы с ними рассмотрим в таблице «Виды неравномерного износа и рекомендации по их устранению».
Видео:Причины неравномерного износа шин и cпособы устранения. Внешний и внутренний износ шин. MONROEСкачать
Перестановка грузовых шин
Отдельно стоит обратить внимание на такую процедуру как перестановка колес. Это технологическая операция обслуживания шин, которая заключается в изменении их положения на осях транспортного средства.
Необходимость перестановки связана с тем, что по конструктивным особенностям транспортных средств, характеру их поведения при маневрах и функциональным свойствам дорожного покрытия шины на разных позициях транспортного средства изнашиваются неодинаково, и на них проявляется неравномерный и/или даже неравный износ.
Разница условий, в которых работают шины на одном транспортном средстве гораздо больше, чем это представляется (см. рис. 1 и 2). Например, если взять стандартный трехосный полуприцеп, то в наиболее щадящих условиях работает вторая ось, а в наиболее жестких — третья. И эта разница настолько существенна, что без перестановок шины на этих осях прослужат очень разный срок. Поэтому перестановка шин просто необходима.
Признаки, при которых решение о перестановке должно быть принято незамедлительно:
- разница в диаметрах сдвоенных колес более 6,0 мм;
- разница в остановочной глубине протектора сдвоенных колес более 3,0 мм;
- выявлен продольный гребенчатый износ (разница между набегающей и сбегающей кромками блока протектора по высоте более 2,0 мм).
Варианты перестановки колес на тягаче и на прицепе изображены на следующих рисунках.
Своевременная и правильная диагностика износа шин на ранних стадиях проявления поможет вам сэкономить значительную сумму. Поэтому мы настоятельно рекомендуем периодически, через каждые 30-40 тыс. км пробега, инспектировать состояние шин ваших транспортных средств. И лучше всего, если это будут делать подготовленные специалисты.
Видео:НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ШИНСкачать
Виды и причины неравномерного износа шин
На легковом автомобиле неравномерный износ шин – это очень точный индикатор, по которому можно определить некоторые неисправности, неправильную эксплуатацию или манеру езды владельца. Предлагаем научиться понимать основные «показания» этого индикатора, и правильно на них реагировать. Нередко эта информация помогает не только уменьшить расходы на содержание машины, но и повысить ее безопасность.
Видео:Покрышка.ру - Неравномерный износ шин.Скачать
ЧЕМ ГРОЗИТ НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС РЕЗИНЫ?
Раз уж пошел разговор о безопасности, начнем с того, чем же опасен может быть неравномерный износ шин. А для лучшего понимания всего дальнейшего материала определимся с терминами и некоторыми понятиями:
- Пятно контакта. Это та часть покрышки, которая в каждый момент времени соприкасается с дорожным покрытием. В результате того, что колесо при движении вращается, пятно контакта постоянно «перемещается» по кругу.
- Центр пятна контакта. Участок пятна контакта, который одинаково удален от краев покрышки. Соответственно, линия, проходящая по кругу через эти участки, тоже может считаться центральной линией пятна контакта.
- Края пятна контакта. Аналогично, как и в случае с центром – участки либо линии, которые находятся на краях рисунка протектора.
Читайте также: Современные способы транспортной иммобилизации без стандартных шин
В первую очередь, неравномерный износ покрышек приводит к значительному сокращению их ресурса. Это означает, что на новеньком комплекте шин вы сможете отъездить не несколько сезонов, как это рассчитано изначально. А значительно меньше. Бывает даже так, что вполне качественную (еще и недешевую) резину приходится выбрасывать уже после одного года эксплуатации. А при нынешнем уровне цен такая эксплуатация серьезно бьет по карману.
Идем дальше. Некоторые виды неравномерного износа явно указывают на неисправности самого автомобиля. Чаще всего это касается подвески. Если на этот индикатор своевременно не обратить внимание, и не принять меры, помимо покупки новой резины в статью расходов добавится также серьезный ремонт ходовой.
Далее идет уже безопасность движения. Если из-за неравномерного износа шины ее пятно контакта уменьшилось, автомобиль хуже «цепляется» за дорожное покрытие. А это грозит уже серьезными неприятностями в виде удлиненного тормозного пути или потери управления при входе в повороты на приличной скорости.
Не лучшая ситуация поджидает неравномерно изношенные шины во время проливных дождей, когда на дорожном покрытии скапливаются серьезные лужи. Проблема кроется в том, что покрышка с неполноценным протектором не в состоянии отводить всю воду из-под колеса. В результате пятно контакта уменьшается, а вместе с ним страдает и управляемость автомобиля.
Теперь рассмотрим основные виды и причины неравномерно износа шин.
Видео:Формы повреждений колес, виды износа шин, и способы их выявления.Скачать
НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ШИНЫ ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ ПЯТНА КОНТАКТА
Очень хорошо заметный дефект в виде явного износа по всей линии центра пятна контакта. При этом, края рисунка протектора либо стерты намного меньше, либо вообще выглядят, как новые. Ширина такого неравномерного износа может быть разной – от тоненькой линии, до полосы размером в несколько сантиметров.
Причина этого дефекта – чрезмерное давление в шине. Из-за того, что она перекачана, плоское пятно контакта превращается в выпуклое. А потому контактирует с дорожным покрытием только маленьким участком. Возникает такая ситуация в двух случаях.
Во-первых, некоторые автовладельцы пытаются экономить топливо, перекачивая колеса своего автомобиля. Бензина и в самом деле «улетает» тем меньше, тем выше давление в покрышках. Это обусловлено тем, что более накачанные колеса меньше сопротивляются силе трения качения. Соответственно, двигателю легче «толкать» автомобиль на таких шинах, и тратит он на это меньше топлива.
Но проблема такой экономии в том, что она абсолютно не выгодна. Да. На бензин тратится немного меньше денег. Примерно на 10%. Но резина гораздо быстрее изнашивается, чем успевает оправдаться такая ее эксплуатация. Это несложно посчитать.
На нормальном давлении новый комплект качественной резины стоимостью около 300 долларов (для примера) легко может проходить 40 000 км. Если шины перекачивать, то ресурс может сократиться вплоть до 10 000 км. Проехав это расстояние, и потратив на 10% меньше топлива, вы сэкономите на бензине не больше 100 долларов. Однако вам придется после такой езды покупать новый комплект резины, который стоит, как минимум, в три раза дороже.
Во-вторых, перекачанными могут оказаться колеса, в которых регулярно проверяется и поддерживается нормальное давление. Как такое возможно? Очень просто. Вы проверяете давление рано утром в прохладном гараже, и при необходимости доводите его до нормы. Потом в течение дня ездите на приличной скорости по трассе, да еще и в жару. В результате воздух в покрышках нагревается (от окружающей температуры и трения шин о дорогу) и расширяется. Давление, при этом, может вырастать очень и очень заметно. Так и появляется неравномерный износ по центру пятна контакта.
Чтобы избежать описанной выше проблемы, корректируйте давление в шинах либо днем, когда установится средняя температура, либо с поправкой в меньшую сторону.
Видео:Жрет резину развал в норме!Скачать
НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ПОКРЫШКИ ПО КРАЙНИМ ЛИНИЯМ ПЯТНА КОНТАКТА
Тоже хорошо отличимый при визуальном осмотре дефект, причина которого обратная – недостаточное давления в шинах. При езде на такой резине колесо полноценно контактирует с дорожным покрытием только крайними участками пятна контакта. Центральная же линия, как бы, прогибается вовнутрь, и нагрузка на нее существенно меньшая. Результат – края протектора неравномерно изношены по сравнению с центром, который может выглядеть, как новый.
Читайте также: Давление в шинах для land rover freelander
Слабо накачанные колеса свидетельствуют о том, что владелец не смотрит за своим автомобилем, либо в шинах имеются проколы, и они регулярно, хоть и понемногу, спускаются. Кроме того, что это приводит к снижению ресурса резины, повышается расход топлива, тяжелее крутится руль, машину может уводить в сторону и так далее.
Видео:Водителей научили определять неисправности авто по износу шинСкачать
НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ШИНЫ С ОДНОЙ СТОРОНЫ ПЯТНА КОНТАКТА
Третий по распространенности вид неравномерного износа резины автомобиля. Замечается на ранних стадиях, если происходит на внешней (видимой) стороне колеса. Хуже обстоят дела, когда изнашивается внутренняя сторона покрышки. Замечают это либо во время ремонта ходовой, либо при смене летних шин на зимние по сезону.
Причина такого рода неравномерного износа – неправильно отрегулированный развал колес. Результатом является шина, прилегающая к дорожному покрытию не всем пятном контакта. Соответственно, не участвующая в работе покрышки часть протектора сохраняется, тогда как работающая с удвоенной или утроенной нагрузкой – ускоренно изнашивается.
Чтобы устранить проблему, надо регулярно корректировать развал колес. Как правило, делается это каждый раз, когда меняется зимняя резина на летнюю, и наоборот. То есть, процедура должна выполняться, как минимум, два раза в год. Также регулировка развала обязательно делается после любого ремонта ходовой части.
Видео:Как определить износ резины?Скачать
РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВИДЫ НЕРАВНОМЕРНОГО ИЗНОСА КОЛЕС
Бывает такой вид неравномерного износа, когда только одна покрышка заметно истирается, тогда как остальные – выглядят, как новые. Причем истирается она равномерно, а не только по центру или по краям пятна контакта. В данном случае причиной чаще всего служит неправильно отрегулированное схождение. В результате колесо постоянно испытывает не продольные нагрузки, а угловые. В некоторых случаях неправильное схождение можно обнаружить по глубоким косым царапинам на поверхности шины.
Следующий редко встречающийся неравномерный износ может наблюдаться на ведущих колесах, и носить локальный характер. То есть, покрышка имеет следы истирания не по линии (центральной или крайней, как описано выше), а в хаотичных местах. Как правило, такое если и наблюдается, то еще и на одном ведущем колесе, тогда как второе выглядит вполне нормально. Причина – агрессивная езда. Если регулярно трогаться с места с пробуксовкой, одно из ведущих колес начинает схватываться за покрытие раньше, и на нем появляются описанные следы износа.
Если локальный неравномерный износ наблюдается на обоих колесах одной оси, то причиной может быть частое экстренное торможение. Если это делается намеренно при высокой температуре окружающего воздуха и на перегретой от скорости резине – последняя может отваливаться в виде мелкой черной крошки.
Видео:Износ шиныСкачать
Видео о неравномерном износе резины
В завершение осталось сказать, что в статье описаны не все разновидности неравномерного износа покрышек. Бывают еще различные вздутия, растрескивания, диагональные выемки и так далее. Такие дефекты практически всегда индивидуальны, а потому сложно описать причину их появления. Это может быть и плохая дорога, и манера езды, и неисправности в ходовой системе. Некачественная резина может неравномерно изнашиваться и без видимых причин.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📽️ Видео
Почему жрёт резину на грузовике, даже если все регулировки сделаны правильно.И как этого избежать.Скачать
Внутренний износ шин причины и способы устраненияСкачать
Износ шинСкачать
Экспертиза шин. "Недокач" и "Перегруз"Скачать
Внешний износ шин причины и способы устранения.Скачать
Лада Ларгус - неравномерный износ задних шинСкачать
По какой причине могут быстро изнашиваться новые шиныСкачать
Почему неравномерный износ шин может быть вашей большой проблемойСкачать
Индикатор износа шинСкачать
ЭКСПЕРИМЕНТ-износ резины!!Скачать