Шина —основное средство транспортной иммобилизации, представляет собой любую твердую накладку достаточной длины.
Шины могут быть импровизированные (из подручного материала) и специально сконструированные (стандартные).
Стандартные шины выпускаются промышленностью и могут быть изготовлены из дерева, фанеры [шины Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО)], из металлической проволоки (сетчатые, лестничные шины Крамера) (рис. 13-2), пластмассы, резины (надувные шины) и других материалов.
Для осуществления иммобилизации необходимы также бинты, которыми шины фиксируются к конечности; вата — для прокладок под конечность. Бинты можно заменять подручными средствами: ремнем, полосами тканей, веревкой и т.п. Вместо ваты могут использоваться полотенца, матерчатые прокладки, пучки сена, травы, соломы и т.п.
Рис.Лестничные шины Крамера
Видео:Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
В 1932 г. профессор Дитерихс предложил деревянную шину для иммобилизации нижней конечности при повреждениях бедра, тазобедренного и коленного суставов и верхней трети голени. Эта шина используется и в настоящее время и является самым надежным способом для транспортной иммобилизации (рис. 13-3).
Рис.Шина Дитерихса
Шина состоит из двух деревянных костылей — наружного и внутреннего, подошвы и закрутки со шнуром. Костыли раздвижные, состоят из двух бранш — верхней и нижней. Верхние части бранш оканчиваются упорами для подмышечной впадины и промежности.
Также в них имеются прорези и отверстия для фиксации их к конечности и туловищу с помощью пояса, лямки или бинта. Внутренний костыль на нижней бранше имеет откидную планку с круглым окном для шнура и пазом для выступа нижней бранши наружного костыля.
На подошве имеются два ушка, предназначенные для проведения костылей, и две петли для закрепления шнура.
Лестничная шина Крамера.Представляет собой длинную раму из толстой проволоки с поперечными перекладинами
Видео:Наложение транспортной шины из подручных материалов на шейный отделСкачать
Она легко может быть изогнута в любом направлении, т.е. отмоделирована. В каждом конкретном случае шину готовят индивидуально в зависимости от поврежденного сегмента и характера травмы. Можно использовать одну, две или три шины одновременно. На рис. 13-4 показана фиксация плеча проволочной шиной Крамера.
Подбородочная шина.Имеет вид желобовато изогнутой в продольном и поперечном направлениях пластмассовой пластины, ее используют при переломах нижних челюстей (рис. 13-5).
Отверстия в шине предназначены для стока слюны и крови, также для фиксации западающего языка лигатурой. Боковые конечные отверстия имеют по три крючка для крепления петель головной шапочки.
Пневматические шины.Являются наиболее современным методом транспортной иммобилизации. Эти шины обладают определенными преимуществами: при надувании они автоматически почти идеально моделируются по конечности, давление на ткани происходит равномерно, что исключает пролежни. Сама шина может быть прозрачной, что позволяет контролировать состояние повязки и самой конечности. Особенно заметны ее преимущества при синдроме длительного сдавливания, когда необходимо тугое бинтование конечности с иммобилизацией. Однако с помощью пневматической шины невозможно провести иммобилизацию при повреждениях бедра, плеча, так как эти шины не предназначены для фиксации тазобедренного и плечевого суставов.
Разновидностью пневматической шины являются вакуумные носилки, которые используют при переломах позвоночника и таза.
Для иммобилизации верхней конечности часто используют стандартную медицинскую косынку, которая представляет собой треугольный кусок ткани. Применяется она в виде самостоятельного средства иммобилизации и в качестве вспомогательного, чаще для поддерживания в подвешенном состоянии плеча и предплечья.
Видео:Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Рис.Шина Крамера с ватно-марлевой подкладкой. Фиксация плеча при помощи шины Крамера
- 26. Транспортная иммобилизация
- 26.1. Гипсовая повязка
- 26.2. Принципы транспортной иммобилизации
- 26.3. Транспортная иммобилизация при повреждении шеи
- 26.4. Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника
- 26.5. Транспортная иммобилизация при повреждении плечевого пояса
- 26.6. Транспортная иммобилизация при повреждении верхних конечностей
- 26.6.1. Иммобилизация лестничной и фанерной шиной
- 26.6.2. При иммобилизации подручными средствами
- 26.6.3. Повреждения предплечья
- 26.6.4. Повреждения лучезапястного сустава и пальцев кисти
- 26.7. Транспортная иммобилизация при повреждении таза
- 🎥 Видео
26. Транспортная иммобилизация
Иммобилизация — это создание неподвижности (покоя) повреждённой части тела. Применяется при:
— переломах костей:
— повреждениях суставов;
— повреждениях нервов;
— обширных повреждениях мягких тканей;
— тяжёлых воспалительных процессах конечностей;
— ранении крупных сосудов и обширных ожогах.
Иммобилизация бывает двух видов:
— транспортная;
— лечебная.
Транспортная иммобилизация — осуществляется на время доставки больного в стационар; это временная мера (от нескольких часов до нескольких дней), но она имеет большое значение для жизни пострадавшего и для дальнейшего течения и исхода повреждения. Обеспечивается посредством специальных или изготовленных из подручных материалов шин и путём наложения повязок.
Транспортные шины подразделяют на:
— фиксирующие;
— сочетающие фиксацию с вытяжением.
Из фиксирующих шин наибольшее распространение получили:
— фанерные, применяются для иммобилизации верхних и нижних конечностей;
— проволочные (типа Крамера), изготовляют из стальной проволоки. Такие шины легки, прочны и получили широкое распространение в практике;
— проволочно-лестничные;
— дощатые (шина Дитерихса, сконструирована советским хирургом для иммобилизации нижней конечности. Шина деревянная, но в настоящее время её изготовляют из лёгкого нержавеющего металла);
— картонные.
Читайте также: Летние шины nexen 205 65 r16
26.1. Гипсовая повязка
Выполняет функции как транспортной, так и лечебной иммобилизации. Удобна тем, что может быть изготовлена любой формы. Иммобилизация гипсовой повязкой удобна при повреждении голени, предплечья, плеча. Неудобство заключается только в том, что необходимо время на высыхание и отвердение повязки. Сегодня используются и новые современные материалы. Например, ЦЕЛЛОНА — гипсовые повязки, представленные тонкой кремообразной структурой, обеспечивающей исключительно хорошие возможности для моделирования (рис. 227). Повязки из гипсового бинта ЦЕЛЛОНА (рис. 228) тонкие, прочные, равномерные по толщине. Уже через 30 минут допустима лёгкая нагрузка. Они хорошо пропускают рентгеновские лучи. В настоящий момент выпускаются синтетические бинты ЦЕЛЛАКАСТ Xtra, обеспечивающие высокопрочную и стойкую фиксацию перелома при очень малом весе повязки. Бинты изготовлены из стекловолокнистых нитей, пропитанных полиуретановой смолой. Повязка из этих бинтов отличается превосходной рентгенопропускающей способностью, обеспечивает кожное дыхание. Бинты выпускаются бежевого, синего и зелёного цвета. Рис. 228. Наложение повязки из бинта ЦЕЛЛОНА.
26.2. Принципы транспортной иммобилизации
На месте происшествия в наличии не всегда оказываются шины для транспортной иммобилизации, в таком случае приходится пользоваться подручным материалом или импровизированными шинами. Для этой цели используют палки, дощечки, куски фанеры, картона, зонтики, лыжи, плотно скатанную одежду и др. Можно также прибинтовать верхнюю конечность к туловищу, а нижнюю — к здоровой ноге (аутоиммобилизация).
Основные принципы транспортной иммобилизации:
— шина обязательно должна захватывать два, а иногда и три смежных су;
— при иммобилизации конечности необходимо придать ей среднее физиологическое положение; если это невозможно — то положение, при котором конечность травмируется меньше всего;
— при закрытых переломах до окончания иммобилизации необходимо осуществить лёгкое и осторожное вытяжение повреждённой конечности по оси;
— при открытых переломах вправление костных отломков не производится;
— при открытых переломах на рану накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находится;
— не следует снимать одежду с пострадавшего;
— нельзя накладывать жёсткую шину непосредственно на тело, необходимо подложить мягкую подстилку (вата, сено, полотенце и др.);
— повреждённую конечность во время перекладывания больного с носилок должен держать помощник.
Надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести вред в результате возникновения дополнительной травматизации тканей. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый, усугубив травму и ухудшив её исход.
26.3. Транспортная иммобилизация при повреждении шеи
Иммобилизацию шеи и головы производят с помощью мягкого круга, ватно-марлевой повязки или специальной транспортной шины.
При иммобилизации мягким подкладным кругом пострадавшего укладывают на носилки и привязывают во избежание движений. Ватно-марлевый круг кладут на мягкую подстилку, а голову пострадавшего — на круг затылком в отверстие.
Иммобилизацию ватно-марлевой повязкой — «воротником типа Шанца» — можно производить в том случае, если нет затруднённого дыхания, рвоты, возбуждения. Воротник должен упираться в затылочный бугор и в оба сосцевидных отростка, а снизу — опираться на грудную клетку. Это устраняет боковые движения головы во время транспортировки.
26.4. Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника
Видео:Самооборона: как из подручных средств сделать шину для руки?Скачать
— устранение подвижности повреждённых позвонков во время транспортировки;
— разгрузка позвоночника;
— надёжная фиксация области повреждения.
Транспортировка пострадавшего с повреждением позвоночника всегда представляет опасность ранения сместившимся позвонком спинного мозга. Иммобилизацию при повреждении позвоночника проводят на носилках, как в положении пострадавшего на животе с подкладыванием под грудь и голову подушки или свёрнутой одежды для разгрузки позвоночника, так и в положении на спине с подкладыванием под спину валика (рис. 229).
Важным моментом в транспортировке больного с повреждением позвоночника является его укладка на носилки, которую должны выполнять 3-4 человека.
Читайте также: Шина wiegand что это
26.5. Транспортная иммобилизация при повреждении плечевого пояса
При повреждении ключицы или лопатки основная цель иммобилизации — создание покоя и устранение действия тяжести руки и плечевого пояса, что достигается при использовании косынки или специальных шин. Иммобилизацию косынкой осуществляют путём подвешивания руки с валиком, размещённым в подмышечной ямке. Можно производить иммобилизацию повязкой Дезо (рис. 230, 231).
26.6. Транспортная иммобилизация при повреждении верхних конечностей
При переломе плечевой кости (рис.232) в верхней трети иммобилизацию осуществляют следующим образом:
— руку сгибают в локтевом суставе под острым углом так, чтобы кисть легла на сосок молочной железы с противоположной стороны;
— в подмышечную ямку кладут ватно-марлевый валик и прибинтовывают его через грудь к здоровому надплечью;
— предплечье подвешивают на косынке;
— плечо фиксируют бинтом к туловищу.
26.6.1. Иммобилизация лестничной и фанерной шиной
Видео:Транспортная иммобилизация. Часть 3: Шина на верхнюю конечность.Скачать
Проводят при переломе диафиза плечевой кости. Лестничную шину для иммобилизации обёртывают ватой и моделируют по неповреждённой конечности больного. Шина должна фиксировать три сустава:
— плечевой;
— локтевой;
— лучезапястный.
В подмышечную ямку повреждённой конечности подкладывают ватно-марлевый валик. Бинтами шину фиксируют к конечности и туловищу. Иногда руку подвешивают на косынке (рис. 233). При локализации перелома в области локтевого сустава шина должна охватывать плечо и доходить до пястно-фаланговых сочленений.
Иммобилизацию фанерной шиной проводят наложением её по внутренней стороне плеча и предплечья. Шину прибинтовывают к:
— плечу;
— локтю;
— предплечью;
— кисти, оставляя свободными только пальцы.
26.6.2. При иммобилизации подручными средствами
Используют палки, пучки соломы, ветки, дощечки и др. При этом необходимо соблюдать определённые условия:
— с внутренней стороны верхний конец шины должен доходить до подмышечной ямки;
— другой её конец с наружной стороны должен выступать за плечевой сустав;
— нижние концы должны выступать за локоть.
После наложения шин их привязывают ниже и выше места перелома к плечу, а предплечье подвешивают на косынке (рис. 234).
26.6.3. Повреждения предплечья
При иммобилизации предплечья необходимо исключить возможность движений в локтевом и лучезапястном суставах. Осуществляется иммобилизация лестничной (рис. 235) или сетчатой шиной. Для этого она должна быть выгнута жёлобом и обложена мягкой подстилкой. Шину накладывают по наружной поверхности пострадавшей конечности от середины плеча до пястно-фаланговых сочленений. Локтевой сустав сгибают под прямым углом, предплечье приводят в среднее положение между пронацией и супинацией, кисть немного разгибают и приводят к животу. В ладонь вкладывают плотный валик, шину подбинтовывают к конечности и руку подвешивают на косынке. При иммобилизации фанерной шиной во избежание пролежней обязательно подстилают вату. Для иммобилизации предплечья можно использовать и подручный материал, соблюдая основные правила для создания неподвижности повреждённой конечности.
26.6.4. Повреждения лучезапястного сустава и пальцев кисти
Видео:Наложение транспортной шины из подручных материалов на предплечьеСкачать
При повреждениях в области лучезапястного сустава кисти и повреждениях пальцев широко пользуются лестничной или сетчатой шиной, изогнутой в виде жёлоба, а также фанерными шинами в виде полос от конца пальцев до локтя. Шины обкладывают ватой и накладывают с ладонной стороны. Её прибинтовывают к руке, оставляя пальцы свободными для наблюдения за кровообращением. Кисти придают среднее физиологическое положение, а в ладонь вкладывают плотный валик.
26.7. Транспортная иммобилизация при повреждении таза
Иммобилизация при повреждении таза — задача трудная, так как даже непроизвольные движения нижних конечностей могут вызвать смещение костных отломков. Для иммобилизации при повреждении костей таза пострадавшего укладывают на жёсткие носилки, придав ему положение с полусогнутыми и слегка разведёнными ногами, что приводит к расслаблению мышц и уменьшению болей. В подколенные области подкладывают валик (рис. 236): одеяло, одежду, свёрнутую подушку и др.
🎥 Видео
Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»Скачать
Транспортная иммобилизация. Часть 2: Шина на нижнюю конечность.Скачать
Транспортная иммобилизация при травмах позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей.Скачать
Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Первая помощь: шина на бедроСкачать
Методика наложения транспортной шины при переломе плечевой кости - meduniver.comСкачать
Наложение шины из подручных средствСкачать
Наложение шиныСкачать
ЧЕРНИТЕЛЬ ШИН ЗА 7 РУБЛЕЙ СВОИМИ РУКАМИСкачать
Транспортная иммобилизация при переломе костей голени с помощью шины однократного примененияСкачать
Стандарт «Техника наложения шины Крамера на предплечье»Скачать
10 оригинальных идей как сделать парники из подручных материаловСкачать
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ КОНЕЧНОСТЕЙСкачать
Как легко запомнить высоту протектора!Скачать