Вилка с амортизатором в штоке

Устройство и типы передних вилок горных велосипедов

9 минут Автор: Михаил Скворцов 2601

Вилка с амортизатором в штоке

Любая амортизированная вилка горного велосипеда позволяет кататься с большим комфортом, нежели жесткая вилка шоссейного или городского велика.

Со временем каждый велосипедист начинает интересоваться устройством своего транспорта и в дальнейшем может сам обслужить или отремонтировать любой узел. Конечно же, устройство передней вилки с амортизаторами более сложное, чем у обычной жесткой с двумя соединёнными вместе рычагами. Самое главное при ремонте вилки велосипеда – это знать функции отдельных элементов. А также не лишне будет для покупки новых деталей запомнить их название.

Из всего многообразия велосипедных вилок, имеющихся в продаже, их можно отсортировать по устройству амортизации и особенностям конструкции.

По устройству амортизации велосипедные вилки различаются на:

  • жесткие;
  • пружинные;
  • пружинно-эластомерные;
  • пружинно-маслянные;
  • воздушные;
  • воздушно-маслянные.

Жесткие вилки позволяют развить большую скорость по асфальту, при отсутствии траты энергии на движение амортизаторов.

Пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные вилки отлично смягчают съезды с бордюра, но хуже убирают удары при наезде на мелкие камни.

Пружинно-маслянные и воздушно-маслянные поглощают даже мелки толчки от наездов на трещины в асфальте.

Воздушные и воздушно-маслянные имеют широкую настройку для велосипедистов, имеющих отличный от обычных 70-100 кг вес. Для регулировки жесткости таких вилок нужно иметь насос высокого давления, и потребуется брать его в дальнюю поездку.

По особенностям конструкции вилки горного велосипеда различаются на:

  • однокоронные (обычные);
  • двухкоронные;
  • перевернутого типа;
  • одноногие.

Вилка с амортизатором в штоке

Однокоронные используются на многих велосипедах, предназначенных для велотуризма, покатушек по грязи (дёрт), марафонов по пересеченной местности (трейл), гонок на выносливость (эндуро).

Двухкоронные нужны для скоростных спусков вне подготовленных трас (фрирайд), спусков с гор (даунхилл).

Перевернутого типа амортизаторы применяются для прыжков с высоты (хардкорный фрирайд).

Одноногие вилки удерживают ось только с одной стороны консольным закреплением, поэтому для ремонта пробитой камеры не понадобится снимать переднее колесо.

Видео:Не покупай такие велосипеды [+обслуживание вилки]Скачать

Не покупай такие велосипеды [+обслуживание вилки]

Внешнее устройство

Наиболее удобно ознакомиться с внешними элементами велосипедной вилки по наглядной картинке.

Шток – это ось вилки, которая неподвижно соединена с короной. Эта деталь необходима для установки вилки на раму велосипеда (в рулевую колонку), а также для закрепления в нёй выноса вместе с рулём. Шток может быть изготовлен из стали, алюминия или карбона.

Корона – элемент, в котором закрепляется шток и ноги веловилки. У однокоронных вилок шток и ноги неразделимо соединёны с короной. У двухкоронных вилок шток жестко соединён только с нижней короной, верхняя корона подвижно надета на шток, при этом ноги можно регулировать по длине. Короны изготавливаются литьём из алюминия, с возможной последующей ковкой (для вилок среднего и высшего класса) или карбона (для вилок полностью изготовленных из карбона).

Нога – деталь, которая подвижно входит в штаны у амовилки или непосредственно удерживает переднее колесо у жесткой вилки. В ногах амортизированных вилок (внутри труб) находятся пружины и демпферы, регулятор жесткости, блокиратор амортизации. У жестких вилок ноги принято называть перьями.

Ноги вилок изготавливаются из твердой углеродной стали, их поверхность хромируется. Качество обработки поверхности и толщина хромирования выше у более дорогих вилок.

Вилка с амортизатором в штоке

Штаны – цельная деталь, состоящая из двух стаканов и соединяющей их вместе жесткой скобы (гориллы). Данная деталь имеется только у амортизированной вилки. Штаны у вилок перевёрнутого типа представляют собой деталь объединяющую стаканы и корону воедино.

Штаны для большинства вилок среднего и высшего класса изготавливаются из сплава алюминия с магнием. Чем выше процент магния в сплаве с алюминием, тем прочнее отлитая деталь. Более дорогие модели имеют большее содержание магния в алюминиевых деталях, и они соответственно надежнее. Штаны у некоторых вилок высшего класса производятся многослойным построением из алюминиевого сплава и карбона.

Крепление дискового тормоза – две полые стойки с внутренней резьбой для неподвижного закрепления каллипера (велосипедного суппорта).

Читайте также: Палец амортизатора saf вварной

Брейк боссы – две оси с внутренней резьбой, на которые подвижно надеваются рычаги кантилеверных тормозов или типа V-brake (ви-брейки).

Дропауты – крепления для оси в виде ушек на нижних концах штанов. Как следует из англоязычного названия, они позволяют быстро снять колесо, ослабив лишь гайки или эксцентрики на оси. Применяются различные стандарты дропаутов: QR9 введен для обычных тонких осей диаметром 9 мм, QR15 – закрытые ушки для вставной полой оси диаметром 15 мм, QR20 – закрытые ушки для вставной полой оси увеличенного диаметра 20 мм.

Дропауты на большинстве вилок отливаются цельно со штанами. А если штаны выполнены из карбона, тогда эти крепления являются отдельными деталями из алюминиевого сплава. На некоторых моделях высокого класса дропауты изготавливаются из нержавеющей стали, чтобы они в дальнейшем не ржавели. Отлитые из алюминиевого сплава дропауты при повреждении лакокрасочного покрытия ржавеют из-за коррозии магния.

Видео:Типы штоков вилок, их совместимость и адаптерыСкачать

Типы штоков вилок, их совместимость и адаптеры

Внутреннее устройство

Пыльники

На дорогие вилки резиновые пыльники в форме гармошки не устанавливаются. На модели среднего и высшего класса устанавливаются неопреновые пыльники цельно с сальниками.

Сальники

Сальники – это детали препятствующие попаданию вовнутрь амовилки воды и грязи, тем самым сохраняя смазку в годном состоянии. Когда сальники повреждаются, тогда под них попадает грязь и песок, которые царапают ноги вилки.

Вилка с амортизатором в штоке

Направляющие

Направляющие – пластмассовые тонкостенные втулки, которые установлены внутри штанов вилки. Они закрепляются внутри с помощью фиксирующих язычков.

Вилка с амортизатором в штоке

Регулятор жесткости

Регулятор жесткости – болт внутри наружной гайки, который предварительно сжимает пружину в одной из ног вилки. Иначе он называется регулятором преднагрузки (preload). Механизм регулятора имеет простое устройство: внутри гайки находится полый стержень с наружной резьбой. Вращающее движение от ручки передается на стержень, которое преобразуется с каждым оборотом по резьбе в линейное перемещение стержня.

Вилка с амортизатором в штоке

Блокиратор амортизации

Блокиратор амортизации – механизм в одной из ног вилки, который одним движение рычага превращает амовилку в обычную жесткую. Сам рычажок, у разных велосипедов, может переключаться непосредственно на вилке или дистанционно через трос соединенный с переключателем на руле.

На бюджетных моделях вместо регулятора жесткости и блокиратора амортизации устанавливаются пластмассовые заглушки.

Механизм блокировки состоит из двух частей: верхнего и нижнего ограничителя. Принцип работы блокировки простой: при переключении рычага, проворачивается верхний ограничитель, и при таком положении стержень нижнего ограничителя уже не может пройти в отверстие верхнего. Таким образом, при включенной блокировке амортизации, вилку заклинивает.

Вилка с амортизатором в штоке

Пружины

В вилке горного велосипеда они нужны для преобразования энергии удара переднего колеса об препятствие в упругую деформацию металла.

В пружинных, пружинно-эластомерных, пружинно-масляных вилках установлены металлические витые пружины. Эта деталь велосипеда изготавливается из стали или титана.

В воздушных и воздушно-маслянных вилках роль пружины выполняет сжатый воздух. Для того чтобы сжатый воздух из закрытой камеры не стравливался, применяются дополнительные уплотнения в сальниках. Необходимые уплотнения увеличивают трение при рабочем ходе, поэтому воздушные веловилки имеют низкую чувствительность при гашении малых толчков. В дорогих моделях этого типа проблема чувствительности решается установкой дополнительной воздушной камеры.

Уплотнители воздушных вилок затвердевают на морозе и начинают понемногу стравливать воздух.

Демпфер

В амовилке он необходим для замедления отскока пружины после её сжатия. При резких отскоках вилки вверх нарушается сцепление переднего колеса с дорогой. К тому же постоянные толчки становятся причинной сильной усталости у велосипедиста и даже боли в руках. Демпфер снижает вредные удары при резком возврате амортизированной вилки в исходное состояние.

В пружинных и воздушных вилках демпфера нет. В них энергию сжатой пружины лишь несущественно снижает трение между ногами вилки и сальниками или направляющими.

В пружинно-эластомерных вилках используется эластомерный демпфер. Этот демпфер является куском мягкой пластмассы, который вставляется вовнутрь пружины. Когда пружина сжимается, вместе с ней сжимается мягкий пластик, при этом увеличиваясь в диаметре. При отскоке пружина не может быстро разжаться из-за удерживающего её демпфера.

Читайте также: Резинки под передние амортизаторами

Чтобы твердая металлическая пружина не разрушила вставленный в неё мягкий пластик, он должен быть покрыт густой смазкой. Смазка с эластомерного демпфера постоянно стирается пружиной в процессе эксплуатации.

В пружинно-маслянных и воздушно-маслянных демпфером является масло. Когда вилка движется вниз, масло быстро перетекает через открытый внутренний клапан. При возврате вверх, этот клапан закрывается, а масло медленно просачивается через маленькие отверстия. При этом энергия сжатой пружины переходит в тепловую энергию, которая рассеивается маслом.

Масляные демпферы различаются на три типа:

  • Открытая ванна. Масло находиться в обоих цилиндрах штанов вилки, и с обеих сторон устанавливаются клапаны.
  • Полуванна. Масло необходимое для работы лишь одного клапана находится в одной из ног вилки и не должно вытекать в её штаны.
  • Закрытый. Масляный демпфер изготовлен в виде герметичного неразборного картриджа. В этом изделии, кроме демпфера также собирается механизм блокировки амортизации.

Модели с амортизаторами имеют значительно больший вес, чем обычные жесткие, поскольку они построены из большого количества деталей. Чтобы подвижные детали работали, нужно их смазывать. Чем больше километров наматывается на велосипеде за сезон, тем чаще нужно смазывать вилку, но не реже одного раза в год.

Видео:КОНУСНЫЙ шток В ПРЯМОЙ стакан, рулевая адаптер вилки , 1 1/2 в 1 1/8Скачать

КОНУСНЫЙ шток В ПРЯМОЙ стакан, рулевая адаптер вилки , 1 1/2 в 1 1/8

Выбор и настройка передней вилки

Вилка с амортизатором в штоке

Передняя вилка на велосипед – одна из основных деталей, которая обеспечивает фиксацию колес и направляет двигательную траекторию во время езды. Производится из стойких сплавов, бывает жесткого и мягкого вида.

Правильно подобранная деталь определяет отличительные параметры велосипедной езды, например, на шоссейник устанавливаются жесткие, а на горные больше подходят мягкие вилки с повышенными амортизационными характеристиками.

Видео:Отскок — как он работает и как его настроитьСкачать

Отскок — как он работает и как его настроить

Размеры и типы вилок

По международному регламенту вилки подбирают по следующим параметрам:

Вилка с амортизатором в штоке

В настоящее время самый популярный диаметр у маунтин-байка составляет 26; 27,5 и 29 радиуса окружности трубы. Шоссейник в основном производится с 28 радиусом. Велосипед для экстремального катания («велотриал») оснащен 20; 24 и 26-размерными колесами, а складные, детские и ВМХ только двадцаткой.

Вилка с амортизатором в штоке

  • Амортизационные от 80 до 200 мм;
  • Даунхиллы и Фрирайды – 300 мм.

Видео:Как Быстро Устранить Люфт Рулевой Велосипеда #ВелонСкачать

Как Быстро Устранить Люфт Рулевой Велосипеда #Велон

Компоненты и терминология

  • Трубку руля или шток – соединительный участок вилки, руля и рамы, как правило, производится по стандартным параметрам, бывает конусовидный и прямой.
  • Корона – деталь для соединения независимого участка. Может производиться с одной или несколькими деталями для соединения. Элемент всегда изготавливается из особо прочных сплавов, так как на него направляется основная не амортизационная нагрузка. Корону можно приспосабливать и под крепление дополнительных деталей и крыльев.
  • Нога или поршень – трубка проходящая под прессом в механизм амортизатора.
  • Штаны или внешний кожух амортизаторов с широким поршнем, который с одного конца оснащён дропаутом, а с другой скрепляет трубку руля.
  • Дропаут – кронштейн для прикрепления втулки заднего обода.

Вилки различаются и креплениями, всё зависит от предназначения велосипеда, фиксированные модели содержат только шток, корону, поршень и дропауты, двух коронные – вилку с двум коронами, а некоторые байки имеют единую конструкцию без второго поршня и половины штанов.

Вилка с амортизатором в штоке

Видео:Выпрессовка штока вилкиСкачать

Выпрессовка штока вилки

Главные элементы конструкции

Переднюю велосипедную вилку подразделяют на 4 составляющих элемента:

  1. Амортизатор – отвечает за нагрузку при неровности езды велосипеда, бывает пружинным или оснащенный герметичной камерой.
  2. Демпферы – для быстрой амортизации небольших неровностей на дороге.
  3. Корпус вилки – конструкция со сложным механизмом крепления рулевой колонки и нижней трубы; детали для соединения блоков штыря; перемычки для соединения штырей.
  4. Элементы переключателя и регулировки короны, амортизатора, детали для фиксации тормозов и обода, приспособления для соблюдения безопасности.

Читайте также: Масляные амортизаторы для электросамоката

Нестандартные модели отличаются перевернутыми вилками с шатунами, данная конструкция больше амортизирует неровные поверхности, но повышает массу и период обслуживания, деталь намного быстрее загрязняется и деформируется, поэтому не пользуется особой популярностью.

Видео:Почему НЕ РАБОТАЕТ ДЕШЕВАЯ амортизационная ВИЛКА для велосипеда. Зачем она нужна?Скачать

Почему НЕ РАБОТАЕТ ДЕШЕВАЯ амортизационная ВИЛКА для велосипеда. Зачем она нужна?

Разновидности конструкции

Видео:Амортизационная и Жесткая ВИЛКА на ВЕЛОСИПЕД.Скачать

Амортизационная и Жесткая ВИЛКА на ВЕЛОСИПЕД.

Пружинный механизм

Это базовая амортизационная вилка, ставится на обычные дешевые байки, используется и в качестве запаски при ремонте, не выполняет функции демпфера – пропускает неровности трассы.

Основой вилки является пружинный механизм закрытый резиновой или пластиковой защитой в шатунах. Механизм подвержен частым неремонтируемым поломкам, и требует замены пружины. Рекомендуется к использованию только новичкам.

Видео:БЮДЖЕТНЫЕ вилки SR SUNTOUR. Все про XCE, XCT, XCM, XCR, M3010 / ПРО [БРЕНДЫ]Скачать

БЮДЖЕТНЫЕ вилки SR SUNTOUR. Все про XCE, XCT, XCM, XCR, M3010  / ПРО [БРЕНДЫ]

Пружинно-эластомерная вилка

Механизм не имеет особых отличий от обычной пружинной вилки, но вместо пружины установлен полимерный стержень, который выполняет функции демпфера. В механике вилки всё зависит от сплава, при некачественных материалах амортизационные функции низкие и немногим отличаются от пружинной вилки.

Видео:Как заменить старую 1" вилку на новую амортизационную вилку 1 1/8". Стандарты рулевыхСкачать

Как заменить старую 1" вилку на новую амортизационную вилку 1 1/8". Стандарты рулевых

Вилка с воздушной механикой

Детали с воздушным амортизированным механизмом отличаются низкой стоимостью и простым обслуживанием.

Механизм действия заключается в накачивании сжатой воздушной атмосферы в герметично запакованную камеру, который является амортизатором и демпфером.

Езда на велосипеде с воздушной вилкой комфортное, не уступающее дорогим байкам. Данная конструкция не подходит для езды на маунтин-байках, которые требуют более выносливую механику.

Недостаток – длительное подготовление к работе. Настройка производится только под давлением, поэтому требуется часто подкачивать воздух в камеры.

Срок службы достаточно короткий, особенно при агрессивной езде.

Видео:Амортизационные вилки. ТИПЫ вилок в ПРОСТОЙ схеме! Воздух, Пружина, Масло, Эластомер / ЛАЙФХАКИСкачать

Амортизационные вилки. ТИПЫ вилок в ПРОСТОЙ схеме! Воздух, Пружина, Масло, Эластомер / ЛАЙФХАКИ

Масляный механизм

Содержит в себе демпферное устройство с масляным наполнителем, основные функции: ограничение скоростного режима, сжатие и отскок вилки.

Процесс передачи осуществляется в результате протекания масла через клапанную систему.

Видео:КАК ПРАВИЛЬНО ОТПИЛИТЬ ШТОК ВЕЛОСИПЕДНОЙ ВИЛКИ | КИТАЙ ВЕЛИКСкачать

КАК ПРАВИЛЬНО ОТПИЛИТЬ ШТОК ВЕЛОСИПЕДНОЙ ВИЛКИ | КИТАЙ ВЕЛИК

Маслянисто-воздушные

В воздухо-маслянистых конструкциях находятся разделенные между собой камера с воздухом и масляный картридж.

Основная функциональность зависит от марки масла и инженерно-технических характеристик картриджа.

Подходит к долговременной эксплуатации, но не выдерживает агрессивное катание по скалистым массивам. Служит намного меньше чем пружинная конструкция.

Видео:РИГИДНАЯ ВИЛКА ПРОТИВ ВЗДУШНОЙСкачать

РИГИДНАЯ ВИЛКА ПРОТИВ ВЗДУШНОЙ

Пружинно-масляные

Это профессиональная вилка на велосипед, включающая пружину из стали и картридж с маслом, такие конструкции устанавливают на дорогие спортивные байки и могут быть заменены на маслянисто-воздушные вилки.

Возможность настройки у пружинно-масляных ниже чем воздушных, но пружинный материал имеет длительный срок службы, и после усовершенствования обладает наибольшим спортивным сочетанием.

В настоящий момент времени нет лучше вилок чем воздушно масляные и маслянисто-пружинные.

О том, как разобрать и обслужить вилку горного велосипеда, читайте в отдельной статье.

Видео:Слишком длинная вилка?Скачать

Слишком длинная вилка?

Настройка системы

Регулировку вилки производят с учетом особенностей производства и типа конструкции. Единый переключатель до сих пор не разработан, поэтому настраивать механику следует только по заводским требованиям.

Вилка с амортизатором в штоке

Lock Out – блокатор езды, имеется на всех типах, переключатель используется во время въезда на возвышенность или рядом с лежащим полицейским.

Часто пользоваться функцией не следует так как это приведет к поломке вилки.

Preload – функция предварительной нагрузки, настраивается наружной системой переключателя, иногда заменяет пружину.

Отвечает за жёсткость пружины, которую можно контролировать закручиванием.

Спортивные байки снабжаются пружинами различной степени жесткости и отмечаются цветовыми маркерами.

Compressione & Rebounde – регулировка сжатия переключателя.

Такая настройка встречается только в дорогих, профессиональных байках, в основном применяется для дампа и даунхилла, или при быстрой езде для предотвращения перекоса рамы и потери сцепления.

Extension control – отвечает за длину хода, в расширенный комплект блокирования присоединяются функции фиксирующие вилку по определенной длине.

При эксплуатации переключателя повышается возможность поломки изделия.

Настройка не является популярной, используется мало и встречается в единичных экземплярах велосипедной вилки.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    🎦 Видео

    Интегрированный футляр для штока вилкиСкачать

    Интегрированный футляр для штока вилки

    Установка вилки и рулевой на велосипед.Скачать

    Установка вилки и рулевой на велосипед.

    Ремонт штока классической стальной вилкиСкачать

    Ремонт штока классической стальной вилки

    Установка новой вилки на велосипед, обрезка штока, полная инструкция! Rock Shox XC28Скачать

    Установка новой вилки на велосипед, обрезка штока, полная инструкция! Rock Shox XC28

    ПРОИЗВОДИТЕЛИ АМОРТИЗАТОРОВ ВЕЛОСИПЕДОВ // КТО ИЗ БРЕНДОВ ТОП // Как выбрать вилку для велосипедаСкачать

    ПРОИЗВОДИТЕЛИ АМОРТИЗАТОРОВ ВЕЛОСИПЕДОВ // КТО ИЗ БРЕНДОВ ТОП // Как выбрать вилку для велосипеда

    Почему стучит велосипедня вилкаСкачать

    Почему стучит велосипедня вилка
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток