Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Оказание первой ортопедической помощи при переломах челюстей

При оказании первой ортопедической помощи при переломах челюстей применяют импровизированные и стандартные шины. Под импровизированными шинами понимают такие, которые изготовляют из подсобного материала. К ним относятся палочки и дощечки для верхней челюсти, подбородочные шины, изготовляемые из проволочных сеток или шин Краммера.

Стандартные шины изготовляются заводским путем. К ним относятся жесткая шина-праща Д. А. Энтина, шина А. А. Лимберга, А. Э. Рауэра и др. (рис. 154).

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Шина-праща Д. А. Энтина изготовляется из пластического материала и имеет форму нижней половины лица. Применяют ее при переломах нижней челюсти, верхней челюсти, нижней и верхней челюсти одновременно, а также при обширных повреждениях мягких тканей лица.

При переломах верхней челюсти нижнюю челюсть подводят к отломкам верхней и фиксируют при помощи жесткой пращи. При переломах только нижней челюсти или сочетанных переломах нижней и верхней челюсти, отломки сопоставляют и фиксируют при помощи жесткой пращи.

При обширных ранениях мягких тканей лица праща также удерживает ткани от их отвисания.

При применении жесткой пращи ее с внутренней стороны выстилают толстым слоем ваты и сверху накрывают стерильной салфеткой, которые впитывают отделяемое раны и слюну, обильно выделяющуюся из полости рта.

Жесткую пращу фиксируют при помощи резиновых колец или тесемок к стандартной или гипсовой шапочке. Она может также укрепляться непосредственно на голове при помощи бинтов.

Вместо жесткой пращи можно применить мягкую пращевидную повязку, изготовленную из бинта.

Шина, предложенная А. А. Лимбергом, применяется при переломах верхней челюсти. Состоит она из ложки и внеротовых стержней. : Ложка удерживает отломки челюсти, а стержни при помощи резиновых тесемок, натянутых на них, фиксируют шину к головной шапочке (рис. 155). При отсутствии зубов на отломках ложку целесообразно заполнять быстротвердеющей пластмассой.

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

При применении импровизированных и стандартных шин надежной фиксации отломков не достигается. В результате этого иногда во время транспортировки отмечаются повторные кровотечения и шоковое состояние пострадавшего. Такие осложнения затрудняют оказание квалифицированной и специализированной помощи. Они также отрицательно сказываются на заживлении ран и сроках выздоровления.

Для более надежной фиксации отломков и предупреждения различных осложнений во время транспортировки пострадавшего применяют лигатурное связывание отломков, которое производят одновременно с применением стандартных шин. Для связывания отломков применяют бронзоалюминиевую проволоку толщиной 0,3—0,5 мм. При отсутствии этой проволоки можно пользоваться звонковой проволокой, которая хуже бронзоалюминиевой, так как она более хрупкая и может ломаться во время связывания отломков.

Основное условие, при котором может быть применено лигатурное связывание,— наличие устойчивых зубов на отломках.

Лигатурное связывание отломков может быть одно- и двучелюстное. Предложено много различных способов лигатурного связывания отломков.

Двучелюстное связывание отломков по Айви (рис. 156). Лигатурную проволоку длиной около 12—15 см складывают в виде шпильки и свободные ее концы вводят в межзубный промежуток зубов отломка.

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Затем концы проволоки с язычной стороны разводят в стороны и, обогнув соседние зубы, выводят на вестибулярную сторону. Один конец проволоки проводят через петлю. Затем концы скручивают по ходу часовой стрелки. Ножницами отрезают излишки проволоки, оставляя завиток длиной около 0,5 см. Завиток загибают вперед и в сторону окклюзионной поверхности зубов. Такую же петлю изготовляют на одноименных зубах противоположной челюсти.

Для сопоставления отломков между петлями протягивают лигатурную проволоку и скручивают ее. Образовавшийся при этом завиток проволоки загибают вперед и в сторону смыкания зубов.

Одночелюстное связывание состоит в фиксации при помощи лигатурной проволоки отломков одной челюсти. При этом в повязку включают несколько зубов, граничащих с местом перелома и достаточно устойчивых. Длительное пребывание лигатурной связки в полости рта приводит к расшатыванию зубов. В связи с этим срок действия этого связывания не должен превышать 4—5 дней.

Содержание
  1. В) стандартная эластическая пращевидная повязка.
  2. Внеротовые методы транспортной иммобилизации
  3. Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями
  4. Виды консервативных методов иммобилизации отломков челюстей
  5. Временная (транспортная) иммобилизация
  6. Внеротовые методы временной (транспортной) иммобилизации.
  7. Методы межчелюстного лигатурного скрепления.
  8. — Межчелюстное лигатурное скрепление по методу Айви.
  9. — Межчелюстное лигатурное скрепление по Гоцко.
  10. Лечебная (постоянная) иммобилизация с помощью назубных шин внелабораторного изготовления
  11. Гладкая шина-скоба.
  12. Шина-скоба с распорочным изгибом.
  13. Шина с зацепными петлями.
  14. Шинирование по методу А.П. Вихрова и М.А. Слепченко.
  15. Назубные стандартные шины.
  16. Лечебная иммобилизация отломков челюстей с помощью шин лабораторного изготовления
  17. Простая зубонаддесневая шина Вебера.
  18. Шина Ванкевич и шина Ванкевич-Степанова.
  19. Капповые назубные шины с фиксирующими элементами.
  20. Тактика врача по отношению к зубам, находящимся в щели перелома.
  21. 🔥 Видео

Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать

Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?

В) стандартная эластическая пращевидная повязка.

Внутри-внеротовые методы транспортной иммобилизации:

дощечка Лимберга (рис. 2). Изготавливается из фанеры толщиной 3-4мм. Фиксируется бинтами или с помощью резиновой тяги к головной повязке или шапочке. Показания к применению: транспортная иммобилизация при изолированных переломах верхней челюсти. При отсутствии дощечки Лимберга показано производить иммобилизацию при помощи любого аналогичного приспособления, устанавливая его между зубами и фиксируя к шапочке или повязке.

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Рис. 2. Дощечка Лимберга. Схема изготовления и применения.

— стандартная транспортная шина (шина-ложка) Лимберга (рис. 3). Внутриротовая часть транспортной шины Лимберга представляет собой подобие оттискной ложки для верхнего зубного ряда; внеротовая часть представлена стержнями, которые при помощи резиновой тяги фиксируют к головной шапочке.

Необходимо отметить, что у транспортной шины Лимберга есть множество аналогов и модификаций. Принцип их устройства в целом схож. Внутриротовая часть изготовлена в виде ложки или жёлоба для зубов верхней челюсти; в целях большей устойчивости жёлоб перед наложением можно заполнить заранее воском, оттискной массой или марлевой прокладкой. К боковым сторонам жёлоба припаивают концы стержней, направленные вперед и у углов рта круто загибаемые на щеку кзади. За эти стержни подтягивают шину, а с ней и всю челюсть кверху, сохраняя ее горизонтальное положение с помощью резиновых тяжей, по два с каждой стороны, параллельно друг другу. Тяжи прикрепляют к головной шапочке, твердой гипсовой повязке или стандартной шапочке, приготовленной из полотна, кожи или другого материала.

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Рис. 3. Стандартные транспортные шины для иммобилизации верхней челюсти:

Видео:Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать

Шины для иммобилизации - обзор и сравнение

Внеротовые методы транспортной иммобилизации

Временные (транспортные) методы разделяют на внеротовые (бинтовая повязка, подбородочная праща и др.) и внутриротовые (шины-ложки с «усами», межчелюстное лигатурное скрепление и др.)

Показания к временной иммобилизации:

• отсутствие условий для осуществления лечебной иммобилизации;

• отсутствие специализированных кадров, способных выполнить лечебную иммобилизацию;

• недостаток времени для проведения лечебной иммобили­зации. Обычно это наблюдается в период боевых действий или других чрезвычайных ситуаций (землетрясение, аварии с большим числом жертв и т.п.), когда отмечается большой поток пострадавших;

• тяжелое общесоматическое состояние (травматический шок, кома, внутричерепная гематома и др.), являющееся временным относительным противопоказанием к проведению лечебной иммобилизации.

Транспортная иммобилизация показана в случае, если необходимо транспортировать пациента с переломом челюсти в специализированное учреждение.

Временную иммобилизацию обычно сохраняют в течение 1—3 суток (максимальное время, необходимое для транспортировки пострадавших в специализированное учреждение или вызова специалиста).

Все транспортные повязки и пращи накладывают с давлением (давящие) или без давления (поддерживающие).

Давящиеповязки показаны:

а. для остановки кровотечения;

б. при всех переломах верхней челюсти с сохранением достаточного числа зубов, которые позволят поставить отломки в правильную артикуляцию. Это предотвращает дополнительную травму мозга, его оболочек и способствует уменьшению ликвореи;

в. при переломах нижней челюсти за пределами зубной дуги.

Стандартные, марлевые повязки и пращу в качестве поддерживающих накладывают во всех прочих случаях повреждения ЧЛО. Основным их назначением является удержание массивных отвисающих лоскутов мягких тканей и отломков в спокойном состоянии, что важно при транспортировке.

Теменно-подбородочная повязка по Гиппократу.

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Является самым доступным и простейшим методом временной фиксации отломков. Круговые туры бинта, проходя через подбородок и теменные кости, не позволяют отломкам смещаться во время транспортировки пострадавшего. Для этой цели можно использовать эластичный сетчатый бинт.

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Показания к применению: при переломах нижней челюсти она фиксирует отломки к неповрежденной верхней челюсти. При переломах обеих челюстей повязка поддерживает и предупреждает смещение отломков поврежденных челюстей, тем самым значительно ограничивает их подвижность.

Стандартная эластическая пращевидная повязка
(по З.Н.Померанцевой-Урбанской).

Показания к применению: средство транспортной иммобилизации при переломах верхней и нижней челюсти. Не рекомендуется использовать эту повязку на беззубых челюстях при отсутствии зубных протезов.

Читайте также: Датчик давления в шинах как выбрать

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Стандартная пращевидная транспортная повязка Д.А.Энтина.

Показания к применению: средство транспортной иммобилизации при переломах верхней и нижней челюсти.

В зависимости от количества пар резиновых колец, используемых в повязке, праща может удерживать отломки без давления или оказывать давление на них. При переломе нижней челюсти за зубным рядом или при переломе верхней челюсти стандартную повязку можно наложить с использованием трех пар резиновых колец (как давящую).

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

При переломах нижней челюсти в пределах зубного ряда ее следует накладывать лишь для поддержания отломков. Чрезмерное давление на сместившиеся отломки приводит к еще большему их смещению и опасности асфиксии.

Внутриротовые методы транспортной иммобилизации

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Простейшая повязка.

Изготавливается с применением подручных средств (карандаш, шпатель и т.д.).

Показания к применению: транспортная иммобилизация при изолированных переломах верхней челюсти.

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Дощечка Лимберга.

Изготавливается из фанеры толщиной 3-4мм. Фиксируется бинтами или с помощью резиновых лент (резиновой тяги) к головной повязке или шапочке.

Показания: к применению: транспортная иммобилизация при изолированных переломах верхней челюсти.

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Стандартные транспортные шины для иммобилизации верхней челюсти:

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

4) Московского института
травматологии и ортопедии;

При сохранности у беззубых больных съемных зубных протезов, возможно их использование вместе с подбородочной пращей в качестве средства транспортной иммобилизации. Протезы соединяются между собой в области боковых зубов лигатурами или самотвердеющей пластмассой. При этом передние зубы следует срезать, для обеспечения питания.

Видео:Чем резать медные шины? Шинорезы серии NEO (КВТ)Скачать

Чем резать медные шины? Шинорезы серии NEO (КВТ)

Внеротовые шины ложки с внеротовыми стержнями

Лечение пострадавших с переломами челюстей состоит из репозиции и иммобилизации отломков челюстей, а также медикаментозного лечения и физиотерапии.
Репозиция включает сопоставление или перемещение отломков костей лицевого скелета в правильное положение. Если сопоставить сместившиеся отломки одномоментно не удаётся, их репонируют постепенно, в течение нескольких суток с помощью эластического вытяжения.
Иммобилизация означает закрепление отломков в правильном положении на срок, необходимый для их сращения (консолидации), т.е. до образования костной мозоли. В среднем этот срок составляет 4-5 нед для неосложнённого течения заживления перелома верхней челюсти и одностороннего перелома нижней челюсти. При двустороннем переломе нижней челюсти сроки иммобилизации могут увеличиваться до 5-6 нед.
Медикаментозное и физиолечение необходимо для профилактики развития осложнений в период консолидации отломков (антибактериальные, противовоспалительные, антигистаминные препараты; медикаменты, улучшающие реологические свойства крови и тканевую микроциркуляцию, иммуностимуляторы, препараты, оптимизирующие остеогенез).
Кроме того, в обязательном порядке решается вопрос о целесообразности сохранения зубов в щели перелома и необходимости проведения лечебных мероприятий по отношению к этим зубам.

Видео:Ошибки при установке и выборе радиальных и диагональных пластырей. Резинокорд - это главная ошибка.Скачать

Ошибки при установке и выборе радиальных и диагональных пластырей.  Резинокорд - это главная ошибка.

Виды консервативных методов иммобилизации отломков челюстей

Различают временные методы иммобилизации (в том числе транспортные) и постоянные (лечебные).
Временные методы закрепления отломков челюстей разделяют на:
— внеротовые (бинтовая повязка, подбородочная праща, импровизированные повязки с использованием подручных средств);
— внутриротовые (методы межчелюстного лигатурного скрепления, различные по конструкции шины-ложки с «усами»).
Постоянные (лечебные) методы иммобилизации подразделяют на:
— шины внелабораторного изготовления (индивидуальные назубные шины из металла или другого материала, стандартные назубные шины);
— шины лабораторного изготовления (зубонаддесневая шина Вебера простая или с наклонной плоскостью, шины Ванкевич и Ванкевич-Степанова, различные назубные капповые аппараты, наддесневая шина Порта).

Временная (транспортная) иммобилизация

Показания для наложения временной (транспортной) иммобилизации:
— отсутствие условий для осуществления постоянной (лечебной) иммобилизации и необходимость транспортировки пострадавшего в специализированное медицинское учреждение;
— отсутствие специализированных кадров, умеющих провести постоянную иммобилизацию;
— недостаток времени, необходимого для проведения постоянной (лечебной) иммобилизации. Обычно это бывает в период ведения боевых действий или при других чрезвычайных ситуациях (землетрясение, аварии с большим числом жертв и т.п.), когда одномоментно отмечается большой поток пострадавших и раненых с травмой;
— тяжёлое общесоматическое состояние (травматический шок, кома, внутричерепная гематома и др.), являющееся временным относительным противопоказанием для проведения лечебной иммобилизации.
Временная иммобилизация накладывается на срок не более 3-4 сут (максимальное время, необходимое для транспортировки пострадавших в специализированное учреждение или вызова специалиста к больному), так как с её помощью нельзя добиться требуемой длительной неподвижности отломков. В исключительных случаях этот срок удлиняется из-за тяжёлого общего состояния пациента, при котором лечебная иммобилизация временно противопоказана.
Временная иммобилизация может производиться как вне лечебного учреждения, так и в специализированной клинике. Если она накладывается на время транспортировки пострадавшего в медучреждение, то носит название «транспортная». Обычно временная иммобилизация накладывается младшим или средним медперсоналом, а также в виде самоили взаимопомощи. Некоторые методы выполняются только специалистами (межчелюстное лигатурное скрепление).

Внеротовые методы временной (транспортной) иммобилизации.

Простая бинтовая теменно-подбородочная повязка. Её накладывают при переломах верхней и нижней челюсти. Используют широкий марлевый бинт, круговые туры которого проводят через подбородок и теменные кости. Можно использовать подручный материал: косынку, шарф и т.д., что менее удобно. Простая бинтовая повязка непрочно удерживается на голове, и её надо часто подправлять.
Теменно-подбородочная повязка по Гиппократу надёжно фиксируется на голове и не требует коррекции. Применяется при переломах верхней и нижней челюсти.

Теменно-подбородочная повязка по Гиппократу

Стандартная мягкая подбородочная праща Померанцевой-Урбанской. Применяют при переломах верхней челюсти и нижней челюсти. Она состоит из подбородочной пращи, к которой с двух сторон пришиты широкие резинки, переходящие в матерчатые ленты с отверстиями для шнурка. Праща удобна и универсальна, но не используется при переломах беззубых челюстей и отсутствии зубных протезов.

Стандартная мягкая подбородочная праща Померанцевой-Урбанской

Стандартная повязка для транспортной иммобилизации (жёсткая подбородочная праща) при переломах нижней и верхней челюсти. Эта повязка состоит из стандартной безразмерной шапочки и подбородочной жёсткой пращи с прорезями и выступами, используемыми для фиксации резиновых колец и языка пострадавшего, а также для оттока раневого содержимого. Внутриротовые методы временной (транспортной) иммобилизации.

Стандартная повязка для транспортной иммобилизации

Стандартная транспортная шина-ложка для иммобилизации верхней челюсти. Состоит из стандартной шапочки и стандартной металлической шины-ложки с внеротовыми стержнями («усами»), прочно фиксированными к шине-ложке.
Межчелюстное лигатурное скрепление. В клинической практике используют наиболее часто. Для иммобилизации используют проволочные лигатуры, которые должны легко сгибаться, не окисляться и быть недорогими. Данному требованию отвечает бронзо-алюминиевая проволока диаметром 0,5-0,6 мм.
Для наложения межчелюстного лигатурного скрепления берут отрезки бронзо-алюминиевой проволоки длиной 7-10 см и инструменты (крампонные щипцы, кровоостанавливающие зажимы типа бильрот, ножницы для разрезания металлической проволоки, анатомический пинцет).
Показаниями к наложению межчелюстного лигатурного скрепления является предотвращение смещения отломков и устранение внутрираневой травмы на время транспортировки пострадавшего и на время его обследования, до момента оказания лечебной иммобилизации.
Общие правила, соблюдаемые при наложении межчелюстного лигатурного скрепления: иммобилизацию проводят под местным обезболиваниием, предварительно удаляют зубной камень, не используют для межчелюстного лигатурного скрепления подвижные зубы и зубы, находящиеся в щели перелома, используют устойчивые зубы-антагонисты, проволочные лигатуры скручивают по часовой стрелке.
Имеется большое число различных способов межчелюстного лигатурного скрепления отломков челюстей.

Видео:Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)Скачать

Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)

Методы межчелюстного лигатурного скрепления.

Сильвермена. Вокруг каждого из двух рядом стоящих зубов проводится бронзо-алюминиевая лигатура и закручивается, затем концы этих двух лигатур также закручиваются. То же проделывается в области зубов-антагонистов. Верхний проволочный жгутик закручивается с нижним, а конец обрезается. Преимущества: простота изготовления. Недостатки: после скручивания лигатур в преддверии рта образуются толстые проволочные жгутики, травмирующие слизистую оболочку; в случае необходимости открыть больному рот и перерезать толстые проволочные жгутики, что довольно трудно. После осмотра полости рта конструкцию приходится переделывать.

— Межчелюстное лигатурное скрепление по методу Айви.

Межчелюстное лигатурное скрепление по методу Айви

Наиболее часто используется в клинической практике, как правило, во всех случаях переломов челюстей. При переломе верхней челюсти межчелюстное лигатурное скрепление дополняют наложением подбородочной пращи, чтобы предотвратить её смещение вниз при непроизвольном опускании нижней челюсти. Преимущества: простота и эффективность, возможность быстрого открывания рта в случае необходимости, без нарушения целостности конструкции. Межчелюстное лигатурное скрепление по Казаньяну менее удобно по сравнению с методом Айви. Методика отличается тем, что вокруг соседних зубов одного отломка проводят лигатуру в виде «восьмерки» и два её конца скручивают в преддверии рта. Ту же манипуляцию проводят на зубах-антагонистах и на зубах другого отломка. Свободные концы скручивают и обрезают. Таким образом, общий конец проволоки (жгутик) состоит из четырёх концов. Недостатками метода являются наличие толстого проволочного жгута в преддверии рта, который может травмировать слизистую оболочку, а также необходимость повторного наложения лигатур в случае их поломки или после экстренного срезания лигатур.

Читайте также: Лада приора какие шины подходят

— Межчелюстное лигатурное скрепление по Гоцко.

В качестве лигатуры используют полиамидную нить. Её проводят вокруг шейки зуба и завязывают узлом на его вестибулярной поверхности. Далее оба конца нити проводят через межзубный промежуток зубовантагонистов из преддверия — в полость рта, затем каждый конец выводят из полости в преддверие рта (дистальнее и медиальнее), подтягивают и связывают между собой узлом, осуществляя иммобилизацию. Преимущество: малая травматичность, высокая эффективность.

Межчелюстное лигатурное скрепление по методу Гоцко

Видео:Трещины на шинах, какие последствия ?Скачать

Трещины на шинах, какие последствия ?

Лечебная (постоянная) иммобилизация с помощью назубных шин внелабораторного изготовления

Назубные индивидуальные проволочные шины Тигерштедта. Виды назубных шин Тигерштедта:
— гладкая шина-скоба;
— шина-скоба с распорочным изгибом;
— шина с зацепными петлями.

Шины изготавливаются из алюминиевой проволоки d=1,8- 2,0 мм и длиной 12-15 см. К зубам они привязываются с помощью бронзо-алюминиевой проволоки d=0,5-0,6 мм. Шину изгибают индивидуально для каждого больного с помощью крампонных щипцов. Общие правила наложения назубных шин. Подкожно вводят 0,5 мл 0,1 % раствора атропина для уменьшения саливации, шинирование проводят под местным обезболиванием, необходимо удалить зубной камень для свободного проведения лигатуры в межзубный промежуток, изгибают шину со стороны перелома, её примеряют к зубам во рту, а изгибают её вне полости рта, шина должна прилегать к шейке каждого зуба хотя бы в одной точке, шину привязывают к каждому зубу лигатурной проволокой, которую закручивают по часовой стрелке.
Изготовление шины начинают с изгибания большого зацепного крючка, который обхватывает первый зуб, или зацепного шипа, вводимого в межзубный промежуток. Для примерки шины её прикладывают к зубам во рту.

Гладкая шина-скоба.

Используется для лечения переломов нижней челюсти при условии, что на большем отломке находится не менее четырех, а на меньшем — не менее двух устойчивых зубов.

Показания к применению: линейные переломы нижней челюсти, расположенные в пределах зубного ряда, без смещения или с легковправимыми отломками, переломы альвеолярного отростка, переломы и вывихи зубов, подвижность зубов при остром одонтогенном остеомиелите и пародонтите, переломы верхней челюсти (методы Адамса и Дингмана), для предупреждения патологического перелома нижней челюсти.
После лечения, перед снятием шины ослабляют лигатуры и проверяют отсутствие подвижности отломков, покачивая их. Снимают шину через 4-5 нед. Пациенту необходимо принимать жидкую пищу. Врач должен регулярно осматривать больного 2-3 раза в неделю. При этом необходимо контролировать состояние прикуса, прочность фиксации отломков, состояние тканей и зубов в щели перелома. При ослаблении фиксации шины на зубах необходимо подтягивать лигатуры, подкручивая их. Если при этом лигатура лопнет, её заменяют новой.
Больного обучают гигиеническим мероприятиям по профилактике развития гингивита. С этой целью пациент должен 2 раза в день чистить зубы и шину зубной пастой и щёткой, после каждого приёма пищи зубочисткой удалять остатки пищи и проводить 3-5 раз в сутки полоскания рта антисептическими растворами.

Шина-скоба с распорочным изгибом.

Распорочный изгиб предотвращает боковое смещение отломков.

Шина-скоба с распорочным изгибом

Показания к применению: перелом нижней челюсти в пределах зубного ряда и наличие дефекта костной ткани не более 2-4 см, перелом нижней челюсти без смещения или с легковправимыми отломками, если щель перелома проходит через альвеолярную часть, лишённую зубов.

Шина с зацепными петлями.

Шину используют наиболее часто для лечения переломов челюстей. Изготавливают две шины с зацепными петлями на зубы верхней и нижней челюсти.

Показания к применению: переломы нижней челюсти за пределами зубного ряда, в пределах зубного ряда — при отсутствии на большем отломке четырёх, на меньшем — двух устойчивых зубов, переломы нижней челюсти с трудновправимыми отломками, требующими вытяжения, двусторонние, двойные и множественные переломы нижней челюсти, перелом верхней челюсти (с обязательным использованием подбородочной пращи), одновременные переломы верхней и нижней челюсти.
При изготовлении шины её зацепная петля должна находиться под углом 45° по отношению к десне. Зацепные петли изгибают на шине таким образом, чтобы они располагались в области 6, 4 и 2-го зубов. Если у больного отсутствуют данные зубы, то зацепные петли изготавливают в области других зубов, имеющих антагонисты. Обычно на шине, прилегающей к зубам большего отломка, изгибают 3-4, а меньшего — 2-3 зацепные петли. Основание петли должно находиться в пределах коронки зуба.
Если смещение отломков велико и изогнуть одну шину на оба отломка трудно, можно изготовить и закрепить шины на каждом из отломков. После их репозиции на зацепные петли надевают резиновые кольца под углом, чтобы они создавали компрессию отломков, что значительно препятствует их перемещению.
Периодически (2-3 раза в неделю) осматривают пациента, подкручивают лигатуры, меняют резиновые кольца, обрабатывают преддверие рта антисептическими растворами, следят за состоянием прикуса.
Спустя 10-25 сут после наложения шины проводят рентгенологическое исследование с целью контроля положения отломков.
После сращения отломков перед снятием шин необходимо снять резиновые кольца и дать больному 1-2 дня походить без фиксации, принимая мягкую пищу. Если смещения отломков не произойдёт, шины снимают. Если возникнет небольшое изменение прикуса, то резиновую тягу сохраняют ещё 10-15 сут.

Шинирование по методу А.П. Вихрова и М.А. Слепченко.

Авторы предложили использовать полиамидную нить для усиления крепления шины на зубах. Для этого берут бронзоалюминиевую проволочную лигатуру, складывают её в виде шпильки и вводят оба её конца в один межзубной промежуток изо рта в сторону преддверия рта. Подтягивают лигатуру таким образом, чтобы на язычной поверхности межзубных промежутков образовалась маленькая петля. Проделывают аналогичную процедуру в области всех межзубных промежутков. Берут полиамидную нить диаметром 1 мм и пропускают её через все петли с язычной стороны, концы нити выводят в преддверие рта позади последних зубов с той и другой стороны. Далее на зубы укладывают ранее изготовленную шину так, чтобы она располагалась между двумя концами одних и тех же ранее проведенных бронзо-алюминиевых лигатур, которые затем скручивают. По мнению авторов, преимущества их метода следующие: более прочное скрепление отломков, сокращение времени закрепления шины, отсутствие травмы слизистой оболочки десны.

Шинирование по методу Вихрова-Слепченко

Назубные стандартные шины.

Для изготовления индивидуальных проволочных шин необходимы хорошие мануальные навыки. Их изготовление требует больших затрат времени и частого примеривания к зубной дуге. Особенно трудно их изгибать при аномалиях прикуса, дистопии зубов и др. Учитывая вышесказанное, были предложены стандартные шины, которые изготавливаются в заводских условиях, не нуждаются в изгибании зацепных петель и упрощают шинирование.
В России стандартные ленточные шины предложены В.С. Васильевым. Шина сделана из тонкой плоской металлической ленты шириной 2,3 мм и длиной 134 мм, на которой имеется 14 зацепных петель. Шина легко изгибается в горизонтальной плоскости, но не гнётся в вертикальной. Шину Васильева обрезают до необходимых размеров, изгибают по зубной дуге так, чтобы она касалась к каждому зубу хотя бы в одной точке, и привязывают лигатурной проволокой к зубам. Достоинство шины в быстроте её наложения. Недостатком является невозможность её изгибания в вертикальной плоскости, что не позволяет избежать травмирования слизистой оболочки в боковых отделах челюстей из-за несоответствия шины кривой Шпее. Для одночелюстного шинирования эта шина не годится вследствие низкой прочности.
За рубежом имеются различных конструкций стандартные шины из стальной проволоки (шины Винтера) и полиамидных материалов, которые можно изгибать в любых плоскостях. Шины производятся с заранее сделанными зацепными крючками.

Читайте также: Шины зимние нокиан 195 60 р15

Видео:Как выбрать абразивные инструменты для шерохования шин? Что здесь важно? Форма? Размер? Зернистость?Скачать

Как выбрать абразивные инструменты для шерохования шин? Что здесь важно? Форма? Размер? Зернистость?

Лечебная иммобилизация отломков челюстей с помощью шин лабораторного изготовления

Шины лабораторного изготовления относят к ортопедическим методам иммобилизации. Они выполняют как самостоятельую функцию иммобилизации, так и могут быть дополнительным приспособлением при различных хирургических способах скрепления отломков.
К съёмным ортопедическим конструкциям относятся зубонаддесневые шины (простая или с наклонной плоскостью зубонаддесневая шина Вебера, шина Ванкевич, шина Ванкевич-Степанова) и наддесневая шина Порта.
К несъёмным ортопедическим конструкциям относят назубные капповые шины с фиксирующими элементами различных модификаций.
Показания к применению шин лабораторного изготовления:
— тяжёлые повреждения челюстей со значительными дефектами костной ткани, при которых не производится костная пластика челюсти;
— наличие сопутствующих заболеваний у пострадавшего (сахарный диабет, инсульт и др.), при которых применение хирургических методов иммобилизации противопоказано;
— отказ больного от оперативного закрепления отломков;
— необходимость дополнительной фиксации отломков одновременно с использованием проволочных шин.
Для изготовления лабораторных шин необходимы условия: зуботехническая лаборатория, специальные материалы. Зуботехническую работу осуществляют зубные техники.

Простая зубонаддесневая шина Вебера.

Может применяться самостоятельно или как один из основных элементов при использовании метода окружающего шва при переломах нижней челюсти. Шину Вебера используют при значительных дефектах нижней челюсти в результате травматического остеомиелита или после операций резекции нижней челюсти по поводу опухоли. В этих случаях длительное ношение шины (в течение 2-3 мес) может привести к ликвидации выраженного бокового смещения нижней челюсти после снятия шины. Шину Вебера готовят лабораторным путём, предварительно сняв слепки с отломков челюстей. Для предотвращения бокового смещения отломков на ней делают наклонную плоскость в области моляров. Можно изготовить шину непосредственно во рту больного из быстротвердеющей пластмассы.

Шина Ванкевич и шина Ванкевич-Степанова.

Представляют собой зубонаддесневые шины с опорой на альвеолярный отросток верхней челюсти и твёрдое нёбо. Имеет в боковых отделах две обращённые вниз наклонные плоскости, которые упираются в передние края ветвей или в альвеолярную часть боковых отделов тела нижней челюсти преимущественно с язычной стороны и не позволяют отломкам нижней челюсти смещаться вперёд, вверх и внутрь.
Применяют шину Ванкевич для фиксации и предупреждения бокового и вращательного смещения отломков нижней челюсти, особенно при значительных её дефектах, за счёт упора наклонных плоскостей в передние края ветвей челюсти.
Шина Ванкевич в модификации Степанова отличается тем, что вместо верхнечелюстного базиса имеется металлическая дуга, как у бюгельного протеза.
Шину Порта применяют в случае перелома беззубой нижней челюсти без смещения отломков и отсутствия у больного съёмных зубных протезов и зубов на верхней челюсти.
Шина представляет собой две базисные пластинки на каждую челюсть по типу полных съёмных протезов, жёстко соединённых между собой в положении центральной окклюзии. В переднем отделе шины имеется отверстие для приёма пищи. Шину Порта используют в сочетании с ношением подбородочной пращевидной повязки.

Капповые назубные шины с фиксирующими элементами.

Применяют для иммобилизации отломков нижней челюсти при наличии дефекта костной ткани в пределах зубного ряда, когда на отломках имеется достаточное количество устойчивых опорных зубов. Эти шины состоят из металлических колпачков, припасованных к зубам нижней челюсти. Колпачки спаивают между собой и фиксируют на зубах каждого отломка. С помощью различных замков (штифты, рычаги и т.д.) отломки после их репозиции закрепляют на срок, необходимый для консолидации. Зубы, используемые для шинирования, не препарируют.

Тактика врача по отношению к зубам, находящимся в щели перелома.

Корни зубов, находящихся в щели перелома, являются причиной развития воспалительного процесса. До настоящего времени среди специалистов нет единого мнения о врачебной тактике по отношению к этим зубам. Одни считают, что раннее удаление зубов в щели перелома является основой профилактики развития различных осложнений. Другие полагают, что данные зубы необходимо сохранять.
Сторонники раннего удаления зуба из щели перелома видят только в нём причину возникновения травматического остеомиелита.
Экспериментальные исследования (Швырков М.Б., 1987) показали, что причина развития осложнений, в том числе и травматического остеомиелита, запрограммирована на генетическом уровне.
Зуб в щели перелома является проводником микроорганизмов в костную рану. Однако не всякая рана, будучи инфицированной, нагнаивается, поэтому считают, что, если не проводится адекватная терапия, консолидация отломков может осложниться развитием травматического остеомиелита. Это осложнение у некоторых больных не возникает, однако причины такого явления изучены ещё недостаточно.
Щель перелома может проходить через весь периодонт или его часть, возможно обнажение только апикальной части зуба, иногда отмечается перелом корня в различных его отделах или в области бифуркации. Зуб в щели перелома может находиться на большем или меньшем отломке. Достоверно говорить в раннем посттравматическом периоде о жизнеспособности пульпы таких зубов не представляется возможным, так как их чувствительность, определяемая с помощью ЭОД, всегда снижается и восстанавливается не ранее чем через 10-14 сут от момента травмы, а иногда и позже. Клиническая практика показывает, что зубы с обнажённым корнем замедляют процесс консолидации отломков, так как костные балочки растут только из одного отломка в другой и с корнем зуба не срастаются. В этом случае имеется абсолютное показание к раннему удалению зубов.
Зубы в щели перелома с периапикальными хроническими очагами инфекции всегда потенциально опасны в плане развития воспалительных осложнений, поэтому показано раннее удаление таких зубов.
Особого внимания заслуживают моляры, находящиеся на дистальном отломке. Они, при использовании консервативных методов иммобилизации, имеют значение для предотвращения смещения вверх незакреплённого дистального фрагмента. Попытка удалить такой зуб на малом отломке в первые дни после травмы сопряжена со значительными трудностями из-за невозможности прочного удержания этого отломка рукой при вывихивании зуба щипцами. Возможно дополнительное травмирование нижнего луночкового нерва или его разрыв. Нередко бывает повреждение ВНЧС или его вывих. В этом случае, для предотвращения гнойного воспалительного процесса в области перелома, на 1-2 нед назначают антибактериальную терапию. Через 12-14 дней, после образования первичной костной мозоли, такие зубы удаляют с меньшим трудом вследствие развития хронического периодонтита, сопровождающегося снижением прочности волокон периодонта и резорбции стенок лунки.
Абсолютные показания (по мнению большинства авторов) для раннего удаления зуба из щели перелома:
— наличие зубов в щели перелома с патологическими изменениями (перелом или вывих корня, обнажение цемента, подвижность зуба, наличие гранулёмы в периапикальных тканях);
— зуб в щели перелома, поддерживающий воспалительные явления, несмотря на проводимую медикаментозную терапию;
— зубы, мешающие сопоставлению отломков.
В сомнительных случаях целесообразно решать вопрос в пользу удаления зуба из щели перелома сразу же или при первых признаках развития воспалительного процесса в области отломков челюсти. Оставляя зуб неудалённым, врач берёт на себя ответственность за возможные последствия.

Источник: Хирургическая стоматология : учебник (Афанасьев В. В. и др.); под общ. ред. В. В. Афанасьева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    🔥 Видео

    ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ШИН 315/80R22,5. НА ПРИМЕРЕ Sailun S913, S702, S917Скачать

    ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ШИН 315/80R22,5. НА ПРИМЕРЕ Sailun S913, S702, S917

    Экспертиза шин. "Недокач" и "Перегруз"Скачать

    Экспертиза шин. "Недокач" и "Перегруз"

    Двухкомпонентный состав A&B COMPOUND для холодной вулканизации и резина TECH Gray Chemical Gum.Скачать

    Двухкомпонентный состав A&B COMPOUND для холодной вулканизации и резина TECH Gray Chemical Gum.

    Правильная установка колёс-резины, надписи-маркировки-обозначения.Скачать

    Правильная установка колёс-резины, надписи-маркировки-обозначения.

    ДВУХВАЛЬНЫЙ ШРЕДЕР для измельчения грузовых шинСкачать

    ДВУХВАЛЬНЫЙ ШРЕДЕР для измельчения грузовых шин

    Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?Скачать

    Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?

    Ремонт грузовых бескамерных шин жгутами PermacureСкачать

    Ремонт грузовых бескамерных шин жгутами Permacure

    Маркировка грузовых шин автомобилей / Как читать обозначения на резинеСкачать

    Маркировка грузовых шин автомобилей / Как читать обозначения на резине

    Goodyear Eagle LS2 225/55R18 Сетка старения, трещины на шине?Скачать

    Goodyear Eagle LS2 225/55R18 Сетка старения, трещины на шине?

    Экспертиза выхода шин из строя 5. Вздутие в плечевой зонеСкачать

    Экспертиза выхода шин из строя 5. Вздутие в плечевой зоне

    Обозначения и расшифровка на шинахСкачать

    Обозначения и расшифровка на шинах

    Какие грузовые шины устанавливают на рулевую ось.Скачать

    Какие грузовые шины устанавливают на рулевую ось.

    Geely Coolray Управляемость и Проходимость на Новой Корейской Резине 🔥 Почему я Продал LingLong M+SСкачать

    Geely Coolray Управляемость и Проходимость на Новой Корейской Резине 🔥 Почему я Продал LingLong M+S
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток