На примере карбюраторной ВАЗ 21093 попробуем разобраться, что такое система вентиляции бензобака (топливного бака), как она работает, какие неисправности возникают по причине ее повреждения.
- Что такое система вентиляции бензобака?
- Для чего необходима система вентиляции бензобака?
- Как работает система вентиляции бензобака?
- Устройство системы вентиляции топливного бака ВАЗ 21093
- Детали системы вентиляции топливного бака автомобиля ВАЗ 21093
- Неисправности системы вентиляции бензобака
- Как работает система вентиляции бензобака?
- Система улавливания паров бензина EVAP
- Неисправности системы EVAP
- Для чего нужна система улавливания паров бензина
- Как работает система EVAP
- Компоненты системы EVAP
- Топливный бак
- Крышка бензобака
- Сепаратор бензобака
- Вентиляционный клапан
- Адсорбер (канистра с углём)
- Коды неисправностей EVAP
- Неисправности вентиляционного клапана
- 🔍 Видео
Что такое система вентиляции бензобака?
Система вентиляции топливного бака входит входит в состав системы питания карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21093. Она представляет собой несколько трубок и пластмассовый бачок прикрепленных к бензобаку.
Для чего необходима система вентиляции бензобака?
Система вентиляции бензобака необходима для предотвращения возникновения в нем избыточного давления, которое создают образующиеся здесь пары топлива (особенно при высокой температуре летом или сильном раскачивании автомобиля при движении).
Как работает система вентиляции бензобака?
Через две дренажные трубки, расположенные в топливном баке пары топлива, создающие избыточное давление в баке, по шлангу попадают в сепаратор. В нем они конденсируются, и образовавшийся бензин стекает обратно в топливный бак. Пары топлива удаляются через двухходовой клапан, соединенный шлангом с сепаратором.
Устройство системы вентиляции топливного бака ВАЗ 21093
Детали системы вентиляции топливного бака автомобиля ВАЗ 21093
Дренажные трубки внутри бака
Две дренажные трубки вставлены одна в другую, их концы расположены по краям топливного бака, для предотвращения вытекания топлива при поворотах автомобиля. Они имеют общий вывод на дренажный шланг к сепаратору.
Герметичный пластмассовый бачок, установленный в задней правой части автомобиля на кронштейне. Соединен шлангами с топливным баком и двухходовым обратным клапаном. Служит для конденсации паров топлива поступающих в него из бака. Вместимость 7 литров. Конденсат бензина из сепаратора сливается обратно в топливный бак, пары через двухходовой клапан удаляются в атмосферу.
Двухходовой обратный клапан
Расположен возле заливной горловины топливного бака. Соединен шлангом с сепаратором. Обратный клапан двойного действия: запускает атмосферный воздух в бензобак и при повышении в нем давления паров топлива, выпускает их в атмосферу.
Неисправности системы вентиляции бензобака
— Поломка обратного двухходового клапана
Результатом отказа клапана или засорения шлангов будет превышение давления в баке выше нормы, что может привести к его деформации, повреждению шлангов и сепаратора. В результате возможно появление течи топлива, появлению устойчивого запаха бензина как в салоне автомобиля, так и возле него.
На инжекторном двигателе 2111 автомобилей ВАЗ 21093 вместо системы вентиляции топливного бака имеется система улавливания паров топлива. Она аналогична системе вентиляции, но в дополнение, на некоторых модификациях, имеет адсорбер с клапаном, который впитывает пары топлива и по команде блока управления (продувка адсорбера) отправляет их на дожигание обратно в двигатель. Это позволяет не выбрасывать токсичные пары в атмосферу и соблюдать определенные нормы токсичности.
Видео:Шипит бензобак при открытии — норма или повод для беспокойства? Разберемся!Скачать
Как работает система вентиляции бензобака?
19 лет на сайте
пользователь #3482
Инет расказал только как пары ИЗ бензобака выходят, абсорбируются и сжигаются и в какой момент, а как туда воздух заходит при расходе топлива я так и не понял. Сам угольный абсорбер имеет 3 выхода (на картинке почему-то только 2). Один через клапан во впускной колектор, 2 — на бензобак тоже через клапан 10 (в живую я его не видел), 3 — просто одет шланг со свободным концом.
Может меня кто нить немного просветить по следующим вопросам:
Что за клапан (10) между абсорбером и бензобаком и как он работает?
Для чего нужен 3 выход с абсорбера, которы сообщается с атмосферой?
ЗЫ. Вопросы не спроста возникли. вчера загудело что-то с зади. методом исключения понял что это гудит бензонасос + машина тупить стала. Думал попал на замену. Промелькнула мысль что гадость в бак попала, решил на заправку заскочить. разбавть. и откручивая крышку услышал большой пшш.
Гул сразу исчез и езжу сейчас с приоткрытой крышкой.
17 лет на сайте
пользователь #21729
Все просто очень работает.
Бензобак с атмосферой не сообщается напрямую, а только через абсорбер (2). Вот для этого и служит третья трубка, которая просто висит на абсорбере и ни с чем не сообщается.
Клапан (10) — двухходовый. Если давление в баке больше атмосферного — он пары бензина перепускает на абсорбер. Если меньше — засасывает воздух через абсорбер.
Твой «пшшш» при открывании пробки бака — значит, там постоянное разрежение. Скорее всего, этот клапан не работает. Или с абсорбером что-то.
ЗЫ. Абсорбер, адсорбер — кто так говорит. кто этак.
19 лет на сайте
пользователь #3482
Бензобак с атмосферой не сообщается напрямую, а только через абсорбер (2). Вот для этого и служит третья трубка, которая просто висит на абсорбере и ни с чем не сообщается.
Это означает что в абсорбере стоит клапан, который наружу пары не выпускает, а если разрежение получаеться в баке то клапан открывается и впускает воздух через этот 3 выход?
Клапан (10) — двухходовый. Если давление в баке больше атмосферного — он пары бензина перепускает на абсорбер. Если меньше — засасывает воздух через абсорбер.
Тоесть если он работает в обе стороны смысла большого в нем нет. и если с ним что случится можно нафиг выкидывать?
Читайте также: Каким должно быть давление масла ваз 2112 16 клапанов
17 лет на сайте
пользователь #21729
Выкидывать ничего не надо — не дураки ж систему эту придумывали.
Вот у тебя «пшик» получается, и бензонасос гудит из-за неработающего клапана. а если его не будет ?
19 лет на сайте
пользователь #3482
Вот у тебя «пшик» получается, и бензонасос гудит из-за неработающего клапана. а если его не будет ?
пшик из-за какого из них? номер 10 или который в абсорбере предположительно стоит?
20 лет на сайте
пользователь #932
Да у меня постоянно практически пшик в баке , машина не тупит , ничего не гудит. 1,6 бенз ZETEC.
18 лет на сайте
пользователь #6540
waldiss, аналогично.
19 лет на сайте
пользователь #3482
waldiss, Zakhar, А у мя никогда этого не было.
PS вчера утром я пожмякал этот 3 выход абсорбера, днем машина на солнышке погрелась и беда ушла. значит что-то подмерзло.
17 лет на сайте
пользователь #21729
Popesych, молодец, самое простое решение — и помогло.
19 лет на сайте
пользователь #3482
ProMt, Молодец то молодец. но сейчас пока не пойму как эта система работает и как ее обслуживать (читай проверить работоспособность) музыку громко слушать в машине не могу. Постоянно заглушаю звук послушать — не гудит ли опять бензонасос.
Шутки шутками а полазив по инету встречал случаи когда бак в гармошку съёживался от закупорки системы вентиляции бака вместе с ломанием датчика уровня и бензонасоса, если он стоит внутри бака.
18 лет на сайте
пользователь #6540
Popesych, подскажите теперь где жмякать? Ниссан примера Р11
19 лет на сайте
пользователь #3482
Zakhar, Не знаю. у мя пыж 405.
И самое интересное не факт что пшика не должно быть. Опять же если верить инету таётоводы все как один утверждают что у них у всек этот пшик есть. Может как раз этот пресловутый клапан 10 и регулирует даление в баке, выше/ниже которого он открывается.
Еще с москаля помню двойной клапан на радиаторе: туда жидкость хоть самотеком с расширительного, а обратно в расширительный только при определенном давлении в радиаторе.
18 лет на сайте
пользователь #6556
ну кстати советую посмотреть пробку на горловине. в ней клапан должен быть которые не дает появляться разрежению в баке.
а у тойот — там наоборот избыточное пшикает. ибо моментально запах бензы сразу после откручивания. причем даже не вплотную если.
18 лет на сайте
пользователь #6540
badguy, похоже в ниссанах тоже избыточное, у мног:conf:их пшикает, на форумах пишут что это норма.
19 лет на сайте
пользователь #3482
ну кстати советую посмотреть пробку на горловине. в ней клапан должен быть которые не дает появляться разрежению в баке.
Нет у меня в пробки клапана.
18 лет на сайте
пользователь #6556
Popesych, может и не быть. я не утверждаю. знаю что в некоторых авто она есть.
19 лет на сайте
пользователь #3482
Там про альмеру ну думаю подойдет
PS стоит клапан на крышке бака.
19 лет на сайте
пользователь #3482
Похоже я разобрался как это все работает
Вот картинка более понятная:
Там видно что клапанов никаких в адсорбере (весь инет именно так пишет, наверно так и правельно) и это фактически просто фильтр между баком и окружающей средой, для этого и существует 3 выход с него. Т.е. продуваться должен во всех направлениях. Из этого следует что избыточное давление в баке с парами бензина проходя через этот фильтр оставляет в последнем пары топлива, которые накапливаются угольком. Наоборот, когда создается разрежение в баке опять же «чистый» воздух входит в бак. А для того что-бы эта система работала вечно, т.е. очищать от паров адсорбер, придумали принудительную вентиляцию адсорбера, которая по интенсивности намного больше чем гуляние воздуха от разряжения и нагревания в баке. Опять же выход 3 нужен для входящего воздуха для продувки.
Насчет клапана 10 на этой картинке его нет, делаю вывод что он не так важет и например может быть гравитационным клапанам, что бы бензин не выливался при опрокидывании авто.
Это кстати объясняет все что со мной произошло. Забился вывод 3 адсорбера и тем самым двигатель продувал уже бензобак, создавай там большое разряжение. Отсюда и пшык.
Читайте также: Что такое клапан вентиляции картера мотора
Видео:ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КЛАПАН В ЗАПРАВОЧНОЙ ГОРЛОВИНЕ БАКА АВТОСкачать
Система улавливания паров бензина EVAP
Все современные автомобили оснащены системой вентиляции бензобака и улавливания паров бензина (Evaporative Emission Control — EVAP). Система EVAP предотвращает выход паров топлива из топливного бака в атмосферу.
Система улавливания паров бензина собирает и временно сохраняет пары топлива в угольной канистре — адсорбере. Адсорбер заполнен гранулами активированного угля, которые могут поглощать пары топлива.
Когда двигатель работает, пары топлива удаляются из канистры и сжигаются в двигателе.
Видео:О клапане вентиляции бензобака или почему может сжаться или раздуться бензобак на МБ 124Скачать
Неисправности системы EVAP
Если обнаружена утечка в системе EVAP, на приборной панели загорится индикатор Check Engine, а код неисправности, связанный с проблемой, будет сохранен в блоке управления двигателя (ЭБУ).
Общие проблемы с системой EVAP включают в себя неисправности клапана продувки адсорбера, который выпускает пары топлива в двигатель, утечки в вентиляционных и вакуумных шлангах, а также неплотные, плохо установленные или отсутствующие крышки бензобака.
Клапан продувки адсорбера
Наиболее распространенный код неисправности — P0440, который указывает на большую утечку (часто это открытая крышка бензобака). Коды ошибок клапана продувки (P0443 — P0449) также распространены.
Самая нежелательная ошибка — это P0442 — незначительная утечка в системе улавливания паров топлива EVAP. Этот код указывает на то, что система обнаружила небольшую утечку. Но небольшие утечки часто могут быть большой проблемой.
Под малой мы подразумеваем утечку не больше, чем укол булавкой! Такие небольшие утечки практически невозможно обнаружить визуально, поэтому обычно требуется специальное устройство, называемое дымогенератор.
Смотрите видео, как сделать дымогенератор своими руками:
Дымогенератор подает пар на основе минерального масла в систему EVAP под небольшим давлением. Дым также может содержать ультрафиолетовый краситель, чтобы его было легче увидеть в ультрафиолетовом свете.
Видео:Пропадает тяга двигателя? Адсорбер и крышка бензобака автомобиляСкачать
Для чего нужна система улавливания паров бензина
Защита окружающей среды требует наличия системы EVAP на автомобилях, потому что пары топлива содержат различные углеводороды (HC). Легкие элементы в бензине легко испаряются, особенно в теплую погоду. К ним относятся альдегиды, ароматические соединения, олефины и высшие парафины.
Эти вещества реагируют с воздухом и солнечным светом (так называемая фотохимическая реакция), образуя смог. Альдегиды часто называют мгновенным смогом, потому что они могут образовывать смог, не подвергаясь фотохимическим изменениям.
Недостаток паров топлива в том, что топливо испаряется всякий раз, когда в оно есть в баке. Это означает, что если топливная система негерметична или открыта для атмосферы, она может загрязнять атмосферу 24 часа в сутки, даже если автомобиль никуда не едет.
Неконтролируемые выбросы в результате испарения, подобные этому, могут составлять до 20% загрязнения, производимого автомобилем.
Система EVAP полностью устраняет пары топлива как источника загрязнения воздуха, изолируя топливную систему от атмосферы. Вентиляционные линии от топливного бака направляют пары в адсорбер, где они улавливаются и хранятся до запуска двигателя.
Когда двигатель прогрелся и автомобиль движется по дороге, ЭБУ открывает продувочный клапан, позволяющий парам откачиваться из адсорбера во впускной коллектор. Всё, пары топлива сгорают в двигателе.
Видео:Форд Фокус 3. Клапан бензобака.Скачать
Как работает система EVAP
Герметизация топливного бака не так проста, как кажется. Во-первых, бак должен иметь какой-либо тип вентиляции, чтобы воздух мог поступать вместо топлива, поскольку топливо всасывается топливным насосом и направляется в двигатель.
Если бы бак был герметично закрыт, топливный насос вскоре создал бы достаточное отрицательное давление всасывания внутри бака, чтобы погнуть его.
В старых системах EVAP топливный бак вентилируется подпружиненным клапаном внутри крышки бензобака. На более новых автомобилях вентиляция сделана через адсорбер.
Видео:Клапан топливного фильтра,термоклапан,теплоклапан.Скачать
Компоненты системы EVAP
Основными компонентами системы улавливания паров топлива являются:
Топливный бак
Имеет некоторое пространство для расширения в верхней части, чтобы топливо могло расширяться в жаркий день без переполнения или протекания системы EVAP.
Крышка бензобака
Обычно содержит некоторый тип предохранительного клапана для вентиляции на старых транспортных средствах (pre-OBD II), но полностью закрыта (без вентиляционных отверстий) на более новых транспортных средствах (1996 и новее).
Если меняете крышку бензобака, она ДОЛЖНА быть того же типа, что и оригинал (вентилируемая или невентилируемая).
Сепаратор бензобака
Расположен сверху топливного бака или части расширительного бака. Это устройство предотвращает попадание жидкого бензина в адсорбер.
Нельзя, чтобы жидкий бензин направлялся непосредственно в адсорбер, потому что это быстро перегрузило бы его способность хранить пары топлива. Сепаратор относительно беспроблемен. Единственные проблемы, которые могут возникнуть, это то, что возврат жидкости забивается мусором, таким как ржавчина из топливного бака.
Некоторые сепараторы используют немного другой подход для предотвращения попадания жидкого топлива в вентиляционную линию адсорбера. Внутри сепаратора установлен поплавок. Если жидкость поступает в устройство, поплавок поднимается и клапан закрывает вентиляцию бака.
Если в сепараторе или в вентиляционной линии между ним и адсорбером происходит засорение, топливный бак не сможет нормально «дышать». Симптомы включают в себя топливное голодание или деформацию топливного бака.
Если при при открытии крышки бензобака вы слышите значительный «пшииик», подозревайте плохую вентиляцию. Вы можете проверить вентиляцию бака, открыв крышку и затем отсоединив вентиляционную линию топливного бака от адсорбера. Если система без засоров, у вас должно получиться продуть через вентиляционную линию в топливный бак.
Читайте также: Антикоагулянтная терапия при протезировании клапанов сердца клинические рекомендации
Продувка сжатым воздухом иногда может устранить засорение. Если нет, вам придется осмотреть вентиляционную линию и, возможно, снять топливный бак для диагностики проблемы.
Вентиляционный клапан
Клапан вентиляции контролирует поток наружного воздуха в и вне адсорбера. В некоторых автомобилях он называется «Клапан закрытия адсорбера» (CCV).
Одна сторона вентиляционного клапана соединена с адсорбером. Другая сторона соединена с вентиляционным шлангом, который имеет фильтр или сетку на конце и прикреплен к кузову или раме автомобиля.
В некоторых автомобилях вентиляционный клапан прикреплен к адсорберу. В других — он устанавливается отдельно.
Клапан вентиляции управляется блоком управления двигателя. Обычно клапан открыт. Он закрывается, когда контроллер проверяет систему EVAP на наличие утечек.
Адсорбер (канистра с углём)
Это небольшой круглый или прямоугольный пластиковый или стальной контейнер. Обычно он спрятан и может располагаться в углу моторного отсека или возле бензобака.
Адсорбер FORD Focus
Адсорбер заполнен примерно 0,5 – 1 кг активированного угля. Уголь действует как губка — поглощает и хранит пары топлива. Пары хранятся в канистре до тех пор, пока автомобиль не запустится, не нагреется и не поедет.
Затем ЭБУ открывает клапан продувки адсорбера, который позволяет вакууму впуска откачивать пары топлива в двигатель. Контейнер с углём соединен с топливным баком линией вентиляции.
В нормальных условиях адсорбер вызывает мало проблем. Так как уголь не изнашивается, он должен проработать весь срок службы автомобиля.
Наиболее распространенная проблема с угольной канистрой — неисправность клапана продувки или вентиляции. Вакуумные клапаны продувки могут быть проверены путем подачи вакуума непосредственно на клапан с помощью ручного вакуумного насоса.
Клапан должен открываться и не пропускать вакуум, если он хороший. С продувочными клапанами соленоидного типа напряжение может подаваться непосредственно на катушку, чтобы увидеть, открывается ли клапан. Сопротивление соленоида также можно проверить с помощью мультиметра, чтобы увидеть обрыв или короткое замыкание.
Стратегия управления продувкой во многих поздних моделях систем EVAP может быть довольно сложной, поэтому лучший совет здесь — поиск диагностических процедур EVAP в сервисной литературе производителя.
Видео:Как удалить АДСОРБЕР и клапан адсорбера. Плавают обороты, глохнет двигательСкачать
Коды неисправностей EVAP
Если блок управления двигателя обнаруживает утечку в системе улавливания паров бензина, он устанавливает код ошибки в диапазоне от P0440 до P0457:
- P0440 — Неисправность системы EVAP.
- P0441 — Система EVAP, неправильная пропускная способность.
- P0442 — Обнаружена небольшая утечка системы EVAP.
- P0443 — Неисправность в цепи клапана продувки системы EVAP.
- P0444 — Обрыв в цепи клапана продувки системы EVAP.
- P0445 — Короткое замыкание в цепи клапана продувки системы EVAP.
- P0446 — Неисправность цепи клапана вентиляции системы EVAP.
- P0447 — Обрыв цепи в цепи клапана вентиляции системы EVAP.
- P0448 — Короткое замыкание в цепи клапана вентиляции системы EVAP.
- P0449 — Система EVAP, цепь электромагнитного клапана.
- P0450, P0451 — Датчик давления в системе EVAP.
- P0452 — Датчик давления в системе EVAP, низкий входной сигнал.
- P0453 — Датчик давления в системе EVAP, высокий входной сигнал.
- P0454 — Датчик давления в системе EVAP, прерывание сигнала.
- P0455 — Обнаружена утечка системы EVAP (большая утечка).
- P0456 — Обнаружена утечка системы EVAP (небольшая утечка).
- P0457 — Обнаружена утечка системы EVAP (крышка топливного бака).
Если вы обнаружите код неисправности P0440, P0455 или P0457 (большая утечка паров топлива), снимите крышку бензобака, осмотрите уплотнение на входе в заливную горловину и на нижней стороне крышки на наличие зазубрин, мусора или повреждений.
Трещины в уплотнительной манжете топливной горловины
Затем снова закрутите крышку и убедитесь, что она щелкнула хотя бы один раз, чтобы обеспечить плотное уплотнение. Если причиной утечек была крышка бензобака, неисправность должна исчезнуть, а индикатор Check Engine погаснет при следующем запуске тестирования EVAP.
Если Check Engine остается включённым, проблема заключается в плохой крышке или большой утечке пара где-то в системе EVAP (скорее всего, пропускающий или неплотный продувочный шланг).
Видео:Сапун ( клапан вентиляции бака)Скачать
Неисправности вентиляционного клапана
Наиболее распространенная проблема с вентиляционным клапаном — это когда он заклинил или не закрывается. Это создает утечку системы EVAP и вызывает ошибку OBD2.
Например, в некоторых автомобилях Nissan и Infiniti неисправный клапан вентиляции часто вызывал код ошибки P0455 — утечка в системе EVAP.
Другая проблема заключается в том, что грязь и пыль могут попасть в клапан через вентиляционный шланг и вызвать его засорение. Это также активирует индикатор Check Engine. Известно, что некоторые грузовые автомобили GM имеют эту проблему, которая вызывает код ошибки P0466.
Ремонт включает в себя замену клапана и некоторые изменения в его настройке. Засоренный вентиляционный клапан может вызвать проблемы при заполнении топливного бака.
🔍 Видео
ОТСТРЕЛИВАТЬ ПИСТОЛЕТ при ЗАПРАВКЕ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАКСкачать
подсос воздуха и троение мотора из-за клапана вентиляции топливного бакаСкачать
Обратный клапан топливного бакаСкачать
Меняйте клапан обратки на топливном фильтре раз в несколько лет на Sprinter 313CDI 2.1d OM611Скачать
ШИПИТ или ПШИКАЕТ крышка бензобака при открыванииСкачать
Oтсекает пистолет при заправке Ford | Засор клапана вентиляции топливного бакаСкачать
Изготовление воздушного клапана на питбайк своими рукамиСкачать
Ошибки адсорбера. Симптомы неисправности и проверка клапана продувки адсорбераСкачать
Камаз плохо заводится. Не тянет. Перепускные клапана. Уходит солярка в бак.Скачать
что будет если бак не "дышит"и как боротьсяСкачать
АДСОРБЕР ТОПЛИВНЫХ ПАРОВ - ЧТО ЭТО? ЩЕЛЧКИ ИЗ ПОД КАПОТА, ПРИ ЧЕМ ТУТ ТОПЛИВНЫЙ БАК?. #ВидеолекцияСкачать
Сапун 3/8" , с обратным клапаном, ГАЗельСкачать