Воздушный компрессор — это агрегат, принцип действия которого основан на сжатии и подачи воздуха к пневматическому оборудованию под необходимым давлением. Такие установки являются незаменимым элементом как в быту, так и в промышленности, являясь автономно функционирующей технической единицей или будучи включенными в более сложные электроприборы (например, климатическое либо холодильное оборудование). Принципиальная схема любого компрессора включает рабочую камеру и систему клапанов. А поскольку данные аппараты, как и любые другие механизмы, могут ломаться, то необходимо знать, как они устроены, какие бывают клапаны, как правильно их выбрать или изготовить самостоятельно. Обо всем этом – в материале далее.
- Разновидности и принцип работы клапанных механизмов
- Впускной и выпускной клапаны
- Разгрузочный и предохранительный клапаны
- Обратный клапан
- Принцип действия
- Разновидности
- Рекомендации по выбору
- Изготовление обратного клапана своими руками
- Предохранительный клапан
- Принцип действия предохранительного клапана
- Перепускной клапан
- Разгрузочный клапан
- Популярные компрессоры по мнению покупателей
- Строение впускного / всасывающего клапана (регулятора всасывания) компрессора
- 📺 Видео
Видео:Всасывающий , впускной клапан AIV 85 для воздушного винтового компрессора Китай, Berg.Скачать
Разновидности и принцип работы клапанных механизмов
В настоящее время наиболее распространенными видами компрессоров являются винтовые и поршневые установки. При этом винтовые компрессоры, например, выпускаемые белорусским заводом REMEZA, нашли широкое применение в различных отраслях промышленности, а поршневые — в быту. Последние можно встретить как в гаражах автолюбителей (компрессоры типа СО-7Б, Форте VFL-50 и др.) так и в системах жизнеобеспечения рыбок в аквариумах (компрессоры Resun и др.), а также в бытовом пневмоинструменте.
Поршневые компрессоры отличаются простотой конструкции и сравнительно небольшим количеством деталей и узлов. Существует много самых разнообразных конструкций таких компрессорных установок, оснащенных специальными пластинчатыми клапанами, регулирующими процесс всасывания и нагнетания воздуха во время работы. В зависимости от назначения компрессорных установках (их производительности, мощности и рабочего давления) можно встретить клапанные механизмы трех видов:
- дисковые — их пластины могут изготавливаться как из металла, так и из высококачественных полимеров, в том числе и армированных;
- кольцевые — детали для них изготавливают из чугуна, стали или цветных металлов (выбор материала определяется типом компрессора);
- тарельчатые — пластины для этого вида клапанов изготавливают из полимерных материалов, а используют их в компрессорах, работающих с загрязненными средами.
Впускной и выпускной клапаны
Впускные и выпускные клапанные узлы играют такую роль в работе компрессорного оборудования.
- Движение поршня к нижней мертвой точке вызывает втягивание воздуха через открытый всасывающий клапан.
- При достижении нижней точки поршень начинает движение в обратном направлении. При этом всасывающий клапан закрывается, и воздух, который находится в герметичной камере, под действием давления поршня начинает уменьшаться в объеме.
- При приближении к верхней мертвой точке открывается нагнетательный клапан, и сжатый под большим давлением воздух начинает поступать в ресивер.
- Вытеснив воздух из камеры, поршень снова начинает движение к нижней мертвой точке, и рабочий цикл повторяется.
Разгрузочный и предохранительный клапаны
Таким образом, компрессор цикл за циклом накачивает воздух в ресивер до достижения заданной величины давления. Следит за этим процессом специальное реле-регулятор давления (прессостат), управляющее работой электродвигателя путем включения и выключения его в зависимости от степени сжатия воздуха. Как правило, в состав прессостата входит и стартовый разгрузочный клапан. Подключают прессостат между выходом компрессорной головки и обратным клапаном (обратником), который соединен с ресивером и удерживает находящийся там сжатый воздух.
Важно! За сброс давления воздуха отвечает предохранительный клапан. В его функции входит: обеспечивать плавный запуск компрессора и препятствовать возврату сжатого воздуха в камеру сжатия после отключения двигателя.
Необходимое пневмооборудование подключается непосредственно к ресиверу, который может дополнительно оснащаться различными устройствами (сепараторы, фильтры, выравниватели давления и пр.).
Видео:Клапан впускной компрессора (всасывающий) RB80 230V VMC Италия 620.040V03Скачать
Обратный клапан
Обратный клапан (обратник) — это устройство, пропускающее сжатый воздух только в одном направлении. Конструктивно он собран (см. рис.) в металлическом корпусе (поз. 3), внутри которого размещаются:
Читайте также: Не работает бензонасос ваз 2114 инжектор 8 клапанов причины неисправности
- внутренний затвор (поз. 6), перекрывающий входное отверстие;
- пружина (поз.4), прижимающая резиновое кольцо (поз.5) к седлу затвора;
- входной штуцер (поз.7);
- пробка (поз.1) с уплотняющей прокладкой из картона (поз.2) (пробка дает возможность разобрать обратник для ремонта или технического обслуживания).
На заметку! Обратный клапан имеет отвод для подключения его к ресиверу и небольшое ответвление для подключения прессостата.
Принцип действия
Работает клапан обратного действия следующим образом. Проходя через выпускной клапан поршневого цилиндра, сжатый воздух попадает в обратник через входной штуцер (поз.7). Достигнув определенного давления, воздух поднимает внутренний затвор (поз.6) и через полость в корпусе (поз.3) проходит в накопительную емкость ресивера. При выключении компрессора пружина (поз.4) возвращает внутренний затвор на место, перекрывая путь воздуху из ресивера обратно в поршневой цилиндр.
Разновидности
На отечественном рынке можно встретить компрессоры с обратниками, изготовленными из трех разных материалов: алюминия, пластмассы и латуни. При этом алюминиевая деталь отличается от своих аналогов высокой надежностью и долговечностью. Она встраивается внутрь воздуховода, который соединяет поршневой цилиндр с ресивером, и способна работать в условиях воздействия высокой температуры (до 200°С). Тогда как пластмассовый обратник устанавливают в бюджетных моделях, работающих при невысокой температуре рабочей среды. Что касается клапанов, изготовленных их латуни, то они получили широкое распространение. Такие обратники достаточно надежны и прекрасно сохраняют свои рабочие характеристики в тех случаях, когда температура воздуха при сжатии не превышает 140°С.
Рекомендации по выбору
Если обратник компрессора вышел из строя, то его не трудно заменить на аналогичный. Однако перед тем, как купить новый клапан, необходимо обратить особое внимание на диаметр резьбы, нарезанной на отводах его корпуса. Ведь присоединительные размеры обратника, компрессора и ресивера могут отличаться друг от друга.
Совет! Отправляясь за новым обратным клапаном для компрессора, не забудьте взять с собой вышедшую из строя деталь. Это значительно облегчит процедуру подбора нового узла.
Необходимо также учитывать технические характеристики и условия эксплуатации компрессора. Ведь существуют клапаны, не предназначенные для работы с компрессорным оборудованием высокого давления. Кроме того, когда рабочая среда при сжатии нагревается до высокой температуры, использование пластиковых обратников нецелесообразно — лучше приобрести узел в металлическом корпусе, который монтируется внутрь воздуховода, соединяющего компрессор и ресивер. Не будет лишним и приобретение разборной конструкции — это позволит в будущем купить соответствующий ремкомплект и устранять неисправность обратника самостоятельно, заменив вышедшие из строя детали приобретенными запчастями.
Изготовление обратного клапана своими руками
В тех случаях, когда приобрести новый клапан обратного действия взамен вышедшего из строя не представляется возможным, можно сделать его своими руками из подручных материалов. Для этого понадобятся:
- тройник с внутренней резьбой;
- пружина;
- 2 муфты с наружной резьбой, по диаметру соответствующей внутренней резьбе тройника;
- шарик, диаметр которого больше размера внутреннего отверстия в муфте;
- металлическая заглушка с наружной резьбой, соответствующей внутренней резьбе на тройнике.
Собирают клапан в следующей последовательности: сначала муфту вкручивают в один из отводов тройника, затем с другой стороны в тройник вкладывают шарик, а потом закручивают пробку, прижимая шарик пружиной.
Есть несколько практических советов по изготовлению обратника.
- Шарик лучше всего взять от старой компьютерной мышки — он имеет обрезиненную поверхность, которая будет плотнее прилегать к краям отверстия.
- В качестве корпуса можно использовать и обычный отрезок трубы подходящего диаметра. Правда при этом в ней придется просверлить боковое отверстие, приварить еще один отвод и на всех концах нарезать резьбу.
- Пружина должна прижимать шарик с определенным усилием и ни в коем случае не должна быть прослабленной.
Видео:Принцип действия всасывающего клапана (регулятора всасывания). Intake valve compressor. How it worksСкачать
Предохранительный клапан
Сбросной (другое название – предохранительный) клапан служит для аварийного стравливания давления и является конечным устройством, оберегающим подключенное к компрессору пневматическое оборудование от повреждений.
Внимание! Эксплуатировать компрессор без предохранительного клапана не рекомендуется.
К разновидностям сбросного клапана специалисты относят также:
- перепускной клапан;
- разгрузочный клапан.
Читайте также: Обратка топливной системы калина 8 клапанов
Несмотря на незначительные конструктивные отличия, их принцип работы идентичен предохранительному клапану.
Принцип действия предохранительного клапана
В компрессорном оборудовании, которое не предназначено для эксплуатации в промышленных условиях, установлены пружинные предохранительные клапаны. При работе такого компрессора в штатном режиме он закрыт (см. схему). При этом давление воздуха на его тарелку уравновешивается тарированной пружиной, препятствующей открыванию запорного механизма. При внезапном увеличении давления свыше установленного значения сила прижатия тарелки к соплу уменьшается, и клапан начинает открываться. При этом происходит сброс избыточного воздуха, после чего запорный механизм может вернуться на место.
Важно! Если сбросной клапан долго не возвращается на место, то компрессор необходимо выключить и устранить причину, вызвавшую несанкционированное повышение давления
Перепускной клапан
Перепускной (или переливной) клапан поддерживает давление рабочей среды на заданном уровне. Для этого через имеющееся ответвление осуществляется постоянный, а не однократный или периодический, как в предохранительном клапане, отвод излишнего количества рабочей среды (сжатый воздух, газ, жидкость), что и обеспечивает стабильность давления в системе. Такие клапаны используются, например, в турбокомпрессорах, установленных на автомобильных ДВС.
Разгрузочный клапан
Клапан разгрузочного действия обеспечивает стравливание сжатого воздуха, оставшегося в коллекторе между поршневым блоком и обратником, при остановке компрессора. При этом давление на выходе компрессора снижается до величины атмосферного. В общем случае наличие разгрузочного клапана дает возможность:
- сбросить давление в магистрали при отключении компрессора;
- перевести компрессор на нулевую производительность при отсутствии расхода рабочей среды;
- облегчить повторный запуск как компрессора, так и подключенного пневмооборудования.
Кроме того, разгрузочный клапан используют в тех случаях, когда отсутствует возможность отключения механического привода подключенного пневмооборудования. Устанавливают его на выходе компрессора перед обратником.
Итак, чем производительнее и мощнее компрессорное оборудование, тем сложнее система клапанов. Самый простой клапан обратного действия для использования в бытовом компрессоре низкого давления можно изготовить своими силами. Но чтобы установка работала корректно, рекомендуется приобрести деталь заводского производства.
Видео:Всасывающий (впускной) клапан VMC RH38 230V AC 600.5220V03Скачать
Популярные компрессоры по мнению покупателей
Компрессор PATRIOT Euro 24-240 на Яндекс Маркете
Компрессор Denzel PC 50-260 на Яндекс Маркете
Компрессор Metabo Basic 250-24 W на Яндекс Маркете
Компрессор Quattro Elementi KM 24-260 на Яндекс Маркете
Компрессор Quattro Elementi KM 50-380 на Яндекс Маркете
Видео:Airman PDS 175S впускной клапанСкачать
Строение впускного / всасывающего клапана (регулятора всасывания) компрессора
Стоит начать с назначения впускного клапана.
Клапан имеет несколько функций:
- Одно название уже говорит о многом: он всасывает / впускает в компрессор атмосферный воздух в рабочем режиме;
- Перекрывает проход атмосферному воздуху в винтовой блок компактного модуля при запуске компрессора или во время работы в холостом режиме;
- Третья функция компрессора — это разгрузка компрессорной установки от сжатого воздуха — функция предохранительного клапана;
- И последнее предназначение — при закрытии впускного клапана, воздух не только не может зайти в винтовой блок, но также он не может его покинуть — следовательно, он ещё имеет функцию обратного клапана.
Но все таки главным предназначением будут две первые функции — переключение между двумя режимами: нагрузка и холостой ход.
В основном в винтовых компрессорах используются клапаны фирмы VMC.
Конструкция клапана изменяется в зависимости от мощности компрессорной установки.
Стоит отметить, что всасывающие клапаны подразделяются ещё на 2 вида:
- пневматические (используются на дизельных компрессорах, как пример, установки производства ЧКЗ — дизельные компрессоры серии КВ. Управление происходит с помощью регулятора пропорционального давления. Его действия зависят от давления в системе);
- электрические (используются на электрических компрессорах, как пример, установки производства ЧКЗ — электрические компрессоры серии ДЭН. Управление происходит с помощью блока управления компрессором (БУК) через минипневмораспределитель и подачу на него напряжения).
Мы поведем разговор о наиболее стандартных вариантах впускного клапана, что используются чаще всего в компрессорах.
Читайте также: Сколько клапанов у w210
Поворотный клапан (заслонка)
Строение (номера см. на рис. 1): | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Регулируемый дроссель | Корпус клапана | Входной фильтр | Заслонка | Регулируемый дроссель разгрузки | Электромагнитный клапан разгрузки | Вход управления из масляного резервуара | Управляющий электромагнитный клапан | Пневмоцилиндр |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Поршень | Пружина | Винтовой блок | Пружина | Обратный клапан |
Электромагнитные клапаны 6 и 8 — это те детали, что осуществляют управление работой впускного клапана.
Через клапан 8 сжатый воздух из масляного резервуара воздействует на поршень пневмоцилиндра 10, управляя положением заслонки 4, открывающей/закрывающей горловину винтового блока 12.
Через клапан 6 происходит сброс излишнего давления из масляного резервуара, иными словами — разгрузка компрессорной установки, это происходит в режиме холостого хода и после остановки компрессора.
Обводная линия (предназначена для поддержания давления в масляном резервуаре в режиме холостого хода на уровне 1,5 бар) представляет из себя регулируемый дроссель 1.
Обратный клапан 14 с пружиной 13 служит для предотвращения выброса масла из винтового блока 12 во входной фильтр 3 при аварийной остановке компрессора, т.к. заслонка 4 при этом не может закрыться мгновенно.
Дисковый клапан состоит из следующих компонентов:
Строение (номера см. на рис. 3) | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Болт | Крышка клапана | Гайка | Крышка пневмоцилиндра | Пружина* | Поршень | Уплотняющее кольцо* | Седло пружины* | Корпус пневмоцилиндра | Резьбовой штифт | Регулируемый дроссель* | Уплотняющее кольцо |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Корпус клапана | Стопор пружины* | Пружина | Обратный клапан* | Уплотняющее кольцо* | Прокладка* | Стопорное кольцо | Уплотняющее кольцо | Стопор пружины | Пружина | Клапан разгрузки |
Дисковый клапан
Строение (номера см. на рис. 4): | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Входной фильтр | Диск клапана | Регулируемый дроссель | Обратный клапан | Обводная линия | Вентиляционная линя камеры холостого хода | Поршень | Пружина | Линия управления камеры холостого хода | Разгрузочный электромагнитный клапан |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
Вход управления из масляного резервуара | Редуктор (3 бара) | Управляющий электромагнитный клапан | Линия управления камерой нагрузки | Камера холостого хода | Камера нагрузки | Вентиляционная линия камеры нагрузки | Винтовой блок | Шток клапана |
Работа данного клапана частично схожа, с работой поворотного клапана. Как и на предыдущем управление работой всасывающего клапана происходит с помощью двух электромагнитных клапанов — 10 и 13.
При открытии нормально открытого (без подачи управляющего напряжения) клапана 10 происходит перемещение диска 2 всасывающего клапана влево (по рисунку) и закрытие всасывающей горловины винтового блока 18.
При этом некоторое количество воздуха попадает в винтовой блок через обводную линию 5 с обратным клапаном 4 и редуктором 3 и сжимается для поддержания в масляном резервуаре давления, необходимого для нормальной циркуляции масла в контуре компрессора (как правило, порядка 1,5 бар). Компрессор работает в режиме холостого хода, не производя сжатый воздух).
При закрытии электромагнитного клапана 10 и переключении электромагнитного клапана 13 давление из масляного резервуара подается в камеру нагрузки 16 привода всасывающего клапана. Диск клапана перемещается вправо (по рисунку) и открывает всасывающую горловину винтового блока 18. Компрессор начинает производить сжатый воздух, т.е. работать в режиме нагрузки.
Более подробно конструкция дискового всасывающего клапана показана на рис. 6
Строение (номера см. на рис. 6): | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Трубка | Дроссель | Обратный клапан | Коннектор | Коннектор | Коннектор | Коннектор | Коннектор | Корпус клапана | Уплотняющее кольцо* | Уплотняющее кольцо* |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Шток клапана | Поршень* | Уплотняющее кольцо* | Болт | Коннектор | Коннектор | Крышка клапана | Уплотняющее кольцо* | Пружина* | Гайка | Прокладка |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Уплотняющее кольцо* | Диск клапана | Уплотняющее кольцо | Втулка* | Коннектор | Коннектор | Гайка | Коннектор | Индикатор засоренности воздушного фильтра |
Думаю, вы заметили, что у некоторых позиций в таблицах стоят звездочки (*), это означает, что они должны входить в комплект поставки сервисных наборов для обслуживания всасывающих клапанов.
Это гарантирует их длительную безотказную работу.
📺 Видео
Работа винтового компрессора, его принцип действия и устройство.Скачать
Компрессор травит воздух. Как работает обратный клапан компрессораСкачать
Ремонт компрессораСкачать
Всасывающий (впускной) клапан для компрессора Atlas Copco GX 11, GA 1613900886 аналогСкачать
Компрессор Kaeser гидравлический впускной клапанСкачать
компрессор из ДВС ВЫПУСКНЫЕ КЛАПАНАСкачать
Устройство и принцип работы винтового компрессораСкачать
Обратный клапан для компрессора. Самоделка.Скачать
Диагностика компрессора CECCATO CSA7,5. Превышение давления. Компрессор не останавливается.Скачать
Как происходит разгрузка маслобака - ответ на вопрос с ютубаСкачать
обратный клапан для компрессораСкачать
Винтовой компрессор ВК30-10. Всасывающий клапан VMC R40E/V.Скачать
Впускной клапан компрессора Bekomsan 102 для цементовозаСкачать
Обратный клапан для компрессора. Самое простое решение! Что может компрессор из "Урала"Скачать
Поршневой компрессорСкачать