Временные шины — шинирующие аппараты, которые используют в течение всего периода комплексного лечения пародонтита. По окончанию лечения, их, при необходимости, меняют на постоянные или на другие конструкции зубных протезов.
Устанавливаются временные шины на срок от нескольких недель до нескольких месяцев.
Временное шинирование зубов применяется:
- чтобы закрепить лечебный эффект в период проведения консервативных и хирургических манипуляций, не дать возможность зубам расшатываться в воспалённой отёчной десне;
- после удаления зубов на время заживления лунки зуба. Наложение постоянной шины-протеза должно производиться только после восстановления костной ткани и эпителизации раны (не раньше, чем через 2,5-3 месяца);
- в случае, если после консервативной терапии пародонтита трудно спрогнозировать дальнейшее поведение отдельных групп зубов с выраженной подвижностью;
- для удержания зубов в новом положении в качестве ретенционных аппаратов после их перемещения ортодонтическими аппаратами;
- при комплексном лечении болезней периодонта, с целью уменьшить функциональную нагрузку на периодонт, рационально распределив жевательное давление.
- при развившейся стадии воспалительно-дистрофической формы очагового и генерализованного пародонтита, осложнённой патологической подвижностью зубов.
Показания к временному шинированию по Напгапу:
- зубы с выраженной потерей костной ткани периодонта (больше 1/2 длины корня) и подвижностью II—III степени,
- подвижные зубы при глубоком прикусе,
- подвижные зубы с ампутированными корнями,
- зубы, имеющие короткие или резорбированные корни, или при начинающейся резорбции корней,
- подвижные зубы при наличии противопоказаний к хирургическому лечению.
Временные шины конструктивно отличаются от постоянных тем, что под них не препарируют бороздку. Для этих целей подходит лигатурное связывание зубов.
Временные шинирующие лечебные аппараты могут быть выполнены из пластмассы, композитов, армированных стекловолоконными и другими материалами, металлических сплавов и т.д.
Все временные шины должны соответствовать следующим требованиям: надёжной фиксацией зубов, объединённых в блоке; лёгкостью наложения и снятия; равномерное перераспределение жевательного давления на опорные зубы и замещение дефектов зубных рядов; не должны препятствовать терапевтическому, хирургическому и физиотерапевтическому вмешательствам; не должны травмировать слизистую оболочку полости рта; простота изготовления и умеренная стоимость.
Чаще применяются круговые шины из быстротвердеющих пластмасс. Они не оттесняют десневой край и не мешают смыканию зубов-антагонистов, так как покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба.
Любопытный факт
Широкое применение имплантатов в современной стоматологии стало возможным благодаря профессору Ингвару Бранемарку из Швеции, который в 1965 году открыл остеоинтеграцию – процесс заживления и сращивания костной ткани с титановым имплантатом. Биоинертность титана практически свела на нет его отторжение организмом.
Первыми «стоматологами» были этруски. Они вырезали искусственные зубы из зубов различных млекопитающих уже в 7 веке до н.э., а также умели изготавливать мостовидные протезы, достаточно прочные для жевания.
Видео:СУПЕРПЛАСТИК, который УПРОЩАЕТ НАШУ ЖИЗНЬСкачать
Методика изготовления временной шины из быстротвердеющей пластмассы
Предложено несколько методик изготовления временных шин из быстротвердеющих пластмасс. Приводим способ, описанный М. Р. Мареем. Для изготовления шины по этому способу необходимо сделать алюминиевую форму в виде желобка, вогнутого по форме зубной дуги. Форму делают из алюминиевой пластинки шириной 1 см, толщиной 0,25—0,30 мм и длиной 13—14 см (рис. 168). За неимением пластинки ее можно получить путем развальцовки обычной алюминиевой проволоки толщиной 2—3 мм. Для того чтобы получить форму желобка, пластинку отштамповывают на свинцовой плитке проволокой толщиной 3— 3,5 мм (рис. 168). Перед изгибанием формы по зубной дуге ее отжигают на пламени спиртовой горелки. От этого она становится мягкой, хорошо податливой. Края ее подгибают крампонными щипцами так, чтобы они не загибались внутрь, а, наоборот, расходились кнаружи. Последнее обстоятельство позволяет в дальнейшем без особого труда снять форму с затвердевшей шины.
Наложение шины складывается из следующих технических приемов:
1. Наложение лигатуры на зубы, подлежащие шинированию. В качестве лигатуры берут пластмассовую нить (рыболовная леска) толщиной 0,3— 0,4 мм, которую завязывают тройным узлом на вестибулярной поверхности зуба (рис. 168). Концы нити коротко обрезают.
2. Приготовление теста из быстротвердеющей пластмассы.
3. Формирование шины. Заготовленное тесто быстротвердеющей пластмассы укладывают в предварительно смазанную вазелином форму и прижимают к зубам так, чтобы узлы лигатур погрузились в пластмассу. Излишки пластмассы, вышедшие за края формы, убирают шпателем. После затвердения пластмассы алюминиевая форма легко отделяется от шины шпателем. Неровности, острые выступы на шине удаляют карборундовыми головками. Шина не должна лежать на десне, а наложенная на нижний зубной ряд не должна мешать смыканию зубов. Лигатуры шины не следует заводить в десневой карман.
Читайте также: Что такое литье шины
Видео:Шредер для резиновых покрышек (шин) целикомСкачать
Шины с применением пластмассы холодного отверждения:
Шина по М.Р.Марею (1958)
Пластмассовая шина с лигатурной фиксацией каждого зуба полиамидной нитью (диаметром 0,3-0,4мм) или проволочной лигатурой с установлением пластмассовых штифтов (длиной 5-6 мм) для межчелюстного вытяжения. На нити и узелки на вестибулярной поверхности зубов при помощи шприца и специальной канюли ровным слоем наносится пластмасса холодного отверждения.
П.М.Егоров, А.И.Маркин с соавторами предложили для этой цели специально изготовленную металлическую формочку в виде изогнутого по дуге желобка (1960).
Шина по М.Р.Марею, в модификации И.Е. Корейко. При наложении шины используются бусинки и специальные заготовки, исполненные заводским путем;
Шина по М.Р.Марею в модификации Л.П.Пикалова – вместо формочек пластмасса накладывается из специального шприца.
Показания к применению: для одночелюстного шинирования при переломах обеих челюстей без смещения отломков и дефекта кости с сохраненными зубными рядами.
Шинирование по Л.Сазаме и Н.Г. Бадзошвили
При наложении шины используется эластичная перфорированная форма, с помощью которой концы лигатур покрываются пластмассой холодного отверждения в тестообразной стадии.
Показания к применению: для межчелюстного шинирования при переломах нижней челюсти.
Шинирование по М.Б.Швыркову.
Шинирование по М.Б.Швыркову предусматривает одномоментное изготовление пластмассовых назубных шин и зацепных петель для межчелюстного вытяжения.
Метод М.Б.Швыркова является модификацией шинирования по Л.Сазаме, который фиксировал отломки челюстей шиной из проволочной дуги, укрепленной на зубах быстрополимеризующейся смолой, и метода И.Е.Корейко, который к этим шинам добавил ретенционные пункты из пластмассовых бусинок. Методика шинирования по М.Б.Швыркову представляет собой лигатурное шинирование зубов обеих челюстей с помощью полиамидной нити с зафиксированными пластмассовыми бусинами на вестибулярных поверхностях. С помощью воскового дугообразного желобка накладывается пластмасса, до того, как она затвердела, в нем проделывают отверстия горячим металлическим стержнем. Выступающие из отверстий отростки пластмассы, после затвердевания после затвердевания будут служить зацепными крючками, с помощью которых будет осуществляться межчелюстная фиксация резиновыми кольцами.
Показания к применению: те же, что и для проволочных шин, т.е. можно изготовлять и гладкую шину, и шину-скобу с распорочным изгибом и с зацепными петлями. Основное преимущество их в том, что значительно облегчается уход за больным, нет необходимости подтягивания лигатур.
Шинирование по Б. Я. Кельману.
На лабораторно изготовленные базисные пластинки из пластмассы холодного отверждения, в боковых участках снаружи помещают прикусные валики из пластмассы холодного отверждения в тестообразной стадии. Базисы вводят в полость рта, где благодаря податливости пластмассы челюсти устанавливаются в состояние центральной окклюзии. Дальнейшее лечение проводится в сочетании с пращевидной повязкой. При внелабораторном изготовлении шины из пластмассы холодного отверждения в тестообразной стадии моделируют непосредственно в полости рта по контурам зубных рядов.
Шинирование по В.К.Пелипасю.
Методика шинирования состоит в том, что на зубах обеих челюстей (центральный резец, клыки и первые моляры) с помощью капроновой нити фиксируются крючки из стальной нержавеющей проволоки. Крючки имеют форму изогнутых петель и заранее приготавливаются зубным техником. Пластмасса холодного отверждения накладывается ровным узким слоем на зубной ряд, а также основания прикрепленных к зубам крючков, из импровизированного тюбика, изготовленного из целлофанового кулька.
Показания к применению: межчелюстное вытяжение, иммобилизация при переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда. При свежем переломе нижней челюсти в пределах зубного ряда достаточно наложить шину В.К.Пелипася только на нижнюю зубную дугу, вправив и удержав отломки в правильном положении. Шина Пелипася удобна для применения благодаря быстроте наложения, прочности фиксации фрагментов челюсти, равномерности распределения силы межчелюстного вытяжения по длине всей монолитной пластмассовой шины, возможности соблюдения гигиены полости рта, отсутствию необходимости подтягивания лигатур, а также избавляет больных от длительного пребывания в стационаре и частых контрольных осмотров при амбулаторном лечении. Шину нетрудно снять. Недостатки данного метода, это невозможность коррекции шины в процессе лечения и опасность образования пролежней на верхушках межзубных сосочков.
Для шинирования по Р.М.Фригофу используют назубные пластмассовые шины-каппы из быстротвердеющей пластмассы. После репозиции отломки фиксируют лигатурной повязкой. Затем проволочную лигатурную фиксацию и зубы покрывают валиком из незатвердевшей стиракриловой массы. Сформированная из нее каппа не должна доходить до переходной складки слизистой оболочки в области нижней челюсти.
Показания к применению: центральный перелом нижней челюсти с небольшим смещением отломков и наличием на них зубов.
Шину из быстротвердеющей пластмассы можно приготовить в виде каппы непосредственно в полости рта больного. Показания: неполный вывих зуба. В шину включают не менее двух здоровых зубов с каждой стороны от вывихнутого зуба. Режущий край вывихнутого зуба освобождают от пластмассы, чтобы он не испытывал дополнительного давления. Кроме того это дает возможность проводить электроодонтометрию и, если необходимо, произвести депульпацию зуба. Шину накладывают на срок не менее 5-6 недель. Необходимо воском защитить десневой край от ожога пластмассой. Э.Я. Варес предлагает делать каппы методом штамповки из листового полиметилметакрилата в специальной пресс-форме.
Читайте также: Объем шины легкового автомобиля
Пластмассовые шины имеют недостатки: 1) укрепление пластмассовых шин полиамидной нитью недостаточно прочно в связи с растяжением последней; 2) пластмассовые шины в виде капп изменяют окклюзию, громоздки, повреждают десневые сосочки и нарушают гигиену полости рта.
Видео:МЕТОД ВРЕМЕННОГО ШИНИРОВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТАСкачать
Шинирование по Ф. Л. Гардашникову
Ф. Л. Гардашников предложил назубную шину для доврачебного и клинического лечения переломов нижней челюсти, когда на ее отломках сохранилось много устойчивых зубов. Она отличается от шин С. С. Тигерштедта меньшей массой, сокращением времени и повышением надежности ее фиксации при любых формах зубной дуги. Эту шину изготавливают фабричным путем из эластичного материала (например, пищевого полиэтилена), а крючкам (расположенным на одинаковом расстоянии и образующим одно целое с основанием) придана грибовидная форма.
Назубные шины из быстротвердеющей пластмассы
Шинирование по М. Б. Швыркову
Шинирование по М. Б. Швыркову предусматривает одномоментное изготовление пластмассовых назубных шин и зацепных петель для межчелюстного вытяжения (рис. 22). Метод М. Б. Швыр-кова является модификацией шинирования по Л. Сазаме, который фиксировал отломки челюсти шиной из проволочной дуги, укрепленной на зубах быстрополимеризующейся смолой, и метода И. Е. Корейко, который к этим шинам добавил ретенционные пункты из пластмассовых бусинок.
Шинирование по В. К. Пелипасю
Капроновой нитью диаметром 0.4-0.5 мм привязывают к одному из центральных резцов, первым большим коренным зубам и клыкам крючки из стальной нержавеющей проволоки, приготовленные зубным техником (рис. 23 а). Замешанную быстротвердеющую пластмассу укладывают в целлофановый кулек. Верхнее (широкое) отверстие кулька пережимают мягким зажимом, а затем из нижнего (небольшого) отверстия выдавливают пластмассу, как из тюбика, покрывая ровным узким слоем зубной ряд, а также основания прикрепленных к зубам крючков. Затвердевшая пластмасса прочно охватывает весь зубной ряд и крючки. Аналогичную шину фиксируют в области верхней челюсти (рис. 23 б). Благодаря наличию на обеих шинах зацепных крючков, расположенных друг против друга, осуществляют межчелюстное вытяжение, а также иммобилизацию при переломах нижней че-
Ю. И. Вернадский. Травматология и восстановительная хирургия
Рис. 23. Назубное цитирование по В. К. Пелипасю с применением быстротвердеющей пластмассы и капроновой нити (описание в тексте).
люсти за пределами зубного ряда. При свежем переломе нижней челюсти в пределах^зубного ряда достаточно наложить шину В. К. Пелипася только на нижнюю зубную дугу, вправив и удержав отломки в правильном положении.
Шина Пелипася удобна для применения благодаря быстроте наложения, прочности фиксации фрагментов челюсти, равномерности распределения силы межчелюстного вытяжения по длиннику всей монолитной пластмассовой шины, возможности соблюдения гигиены полости рта, отсутствию необходимости подтягивания лигатур в отличие от шинирования по Тигерштедту. Шинирование по методу Пелипася избавляет больных от длительного пребывания в стационаре и частого посещения врача с целью контрольного осмотра при амбулаторном лечении. Снять шину нетрудно. Недостатками данного метода является то, что шина не может быть подвергнута коррекции в процессе лечения, а после снятия ее местами обнаруживаются пролежни на верхушках межзубных сосочков.
Шинирование по Р. М. Фригофу
Для шинирования по Р. М. Фригофу используют назубные пластмассовые шины-каппы из быстротвердеющей пластмассы. Этот метод шинирования показан при «центральном» перело
ме нижней челюсти с небольшим смещением отломков и наличием на них зубов. После репозиции отломки фиксируют лигатурной повязкой. Проволочную лигатурную повязку и зубы покрывают валиком из незатвердевшей стирак-риловой массы. Сформированная из нее каппа не должна доходить до переходной складки слизистой оболочки в области нижней челюсти. * * *
Заканчивая рассмотрение назубных проволочных и пластмассовых шин, следует согласиться с Г. В. Кручинским и А. Н. Волковец (1991, 1993) в том, что в практике хирургов-стоматологов и челюстно-лицевых хирургов всех стран бывшего СССР чаще всего применяются назубные про-волочно-алюминиевые шины, предложенные С. С. Тигерштедтом, или их модификации, предложенные многими авторами; эти шины давно известны, испытаны временем и, казалось бы, здесь трудно отыскать что-то новое. Тем не менее, отмечают эти авторы, благодаря использованию в челюстно-лицевой травматологии правил и законов биомеханики появились перспективы в совершенствовании и этого традиционного метода лечения.
Известно, что на нижнюю челюсть in vivo действуют силы мышечной тяги и жевательного давления, которые приводят к возникновению определенного напряженно-деформированного состояния кости. Напряжения распределяются как вдоль альвеолярного отростка, так и вдоль края нижней челюсти в направлении соответственно венечного и мыщелкового отростков. При этом в области альвеолярного отростка возникает деформация растяжения, а в области края нижней челюсти — деформация сжатия кости.
Читайте также: Хранение шин в богородском районе
Но, если характер распределения напряжений в теле нижней челюсти в сагиттальной плоскости известен достаточно хорошо и выявленные закономерности стали использоваться в практике лечения переломов, то распределение напряжений в теле нижней челюсти в трансверзальноч плоскости изучено мало. До недавнего времени в большинстве биомеханических исследований тело нижней челюсти рассматривалось как прямой брус, и поэтому считалось, что характер напряженно-деформированных состояний наружной и внутренней кортикальных пластинок одинаковый. Однако некоторые авторы описывают более сложную картину распределения функциональных напряжений в теле нижней челюсти, учитывая его кривизну. Так, стало известно, что напряжения, возникающие при физиологической нагрузке во внутренней кортикальной пластинке язычной поверхности нижней челюсти, превышают напряжения в наружной кортикальной пластинке. Эта разница достигает максимума в подбородочном отделе — месте наибольшей кривизны тела нижней челюсти. Таким образом, основные тра-
Глава 2 Методы постоянного закрепления отломков челюстей
ектории напряжений в трансверзальной плоскости проходят вдоль язычной поверхности тела нижней челюсти Здесь же наблюдаются и наиболее сильные деформации кости, в том числе и деформация растяжения Поскольку установлено, что кость наименее устойчива к деформации растяжения, то и фиксирующее приспособление наиболее рационально располагать в данном месте, т. е. на внутренней кортикальной пластинке альвеолярного отростка или на язычной поверхности зубов.
Учитывая упомянутые выше законы биомеханики, Г. В. Кручинский и С. Н. Суботько (1989) предложили (а.с. №1454398, СССР) располагать проволочные шины на язычной стороне поверхности зубов (рис 24). Испытав их у 44 больных, авторы отметили сокращение срока иммобилизации на 2-3 дня (в сравнении с применением вестибулярных шин) Для изготовления шин авторы использовали стальную ортодонти-ческую проволоку диаметром 0.8 мм, изгибая ее по язычным поверхностям зубных рядов обеих челюстей с захватом шеек последних зубов Они отмечают, что внутренняя поверхность коронки зуба более плоская по сравнению с выпуклой вестибулярной поверхностью. Поэтому проволочная шина, наложенная в обычном месте, имеет точечный контакт, а шина, наложенная с язычной поверхности, — линейный контакт с короной зуба Таким образом, внутренняя поверхность зубного ряда состоит из ровных площадок язычных поверхностей коронок зубов, а ее контур в целом приближается по форме к параболе. Поэтому достоинство язычной шины состоит в том, что нет необходимости припасовывать ее к каждому отдельному зубу, а достаточно придать ей соответствующую параболическую форму
ли была обращена в сторону десны, а свободный обрезанный конец сплетенной проволоки упирался в коронку зуба. Это предотвращало разгибание крючка и травмирование десны при межчелюстном вытяжении.
При частичном дефекте зубного ряда необходимую «распорку» изготавливали либо из самотвердеющей пластмассы, либо путем формирования шиловидных отростков на проволочной дуге.
Зубы, расположенные в щели перелома, в зависимости от показаний либо удаляли, либо пытались сохранить.
По данным авторов, этот метод, обеспечивает стабильную фиксацию костных фра1 ментов, тем самым оптимизируя заживление кости в области тела нижней челюсти.
Показанием к применению язычных проволочных шин являются переломы тела нижней челюсти с достаточным количеством зубов для ши-нирования. Способ особенно эффективен при переломах подбородочного отдела нижней челюсти.
Язычно расположенные шины обладают следующими преимуществами по сравнению с шинами, расположенными вестибулярно:
1) стабильной фиксацией костных фрагментов в области тела нижней челюсти, которая достигается благодаря использованию законов биомеханики, а также линейному, а не точечному контакту шин с плоскими язычными поверхностями шеек зубов;
2) простотой и быстротой шинирования. Нужно думать, что массовое применение этого метода другими хирургами позволит выявить его новые положительные свойства и уточнить показания и противопоказания к его применению.
Рис 24 Назубная проволочная шина, наложенная с языч нон стороны (по Г В Кручинскому и С Н Суботько). а — зацепной крючок для межчелюстного вытяжения, б — язычная проволочная шина с распоркой
Шины фиксировали обычной лигатурной проволокой к каждому зубу. Затем из лигатурной проволоки, выведенной в преддверие полости рта от каждой пары соседних зубов, формировали зацепные крючки для межчелюстного вытяжения. Каждому крючку придавали специальную Т-образную форму, чтобы его часть в виде пет-
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 436 ; Мы поможем в написании вашей работы!
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
Окклюзионные шины. Часть 2Скачать
Изготовление шиныСкачать
ОБРЕЗИНИВАНИЕ (гуммирование) своими руками. Просто, быстро, дёшево и доступно.Скачать
Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.Скачать
ЭКСТРУЗИЯ резины - технология | экструдерСкачать
Клей из сырой резиныСкачать
Временная пластмасса PMMA |CAD/CAM| для длительного ношения #PMMA #ЗубнойТехникСкачать
Применение иммобилизационной шины ГепоглосСкачать
Самодельный прибор, с помощью которого можно делать из обычных шин, вездеходные!Скачать
Как восстанавливают старые шины, для повторного использованияСкачать
Изготовление окклюзионной шины, краткое видео! Более подробное видео доступно спонсорам канала))Скачать
Наложение ШинСкачать
Процесс переработки резины - девулканизация - #ПереработкаШин #ПереработкаПокрышек #УтилизацияШинСкачать
Как сделать двухвальный шредер v2.0 Пошаговая инструкция.Скачать
Измеряем и проверяем остаточную глубину протектора специальнам измерителем СВОИМИ СИЛАМИСкачать
ТигерштедтаСкачать
Перелом нижней челюстиСкачать