Алгоритмы стоматологических манипуляций «Изготовление временных шин и шинирование при переломах челюстей»
Подготовка необходимого инструментария, материалов и оборудования:
— Подготовить шпатель, пинцет, алюминиевый провод 2-2,5 мм в диаметре, лигатурный бронзово-алюминиевый провод, резиновые кольца для межчелюстного вытягивания, кромпонные щипцы, иглодержатель, коронковые ножницы, напильник, шприц, раствор анестетика, раствор антисептика, стерильный перевязочный материал.
Изготовление временной шины:
— Отрезать алюминиевую проволоку длиной 20 см.
— Зафиксировать провод кромпонними щипцами или плоскогубцами, несколько отступив от его края.
— С помощью пальцев согнуть один из концов проволоки в виде крючка, что охватывает шейку зуба со щечной, дистальной и язычной сторон (или в виде шипа, входящего в межзубной промежуток до его половины).
— Последовательно выгибать проволку, примеряя его больному после каждого изгиба (шина должна иметь контакт с каждым зубом в пришеечной области и не надавливать на десневой край).
— Относительно коронок зубов (а не в межзубных промежутках) выгнуть зацепные крючки длиной 3,5-4 мм на расстоянии 10-15 мм друг от друга (всего 5-6 крючков ).
— Зацепные крючки согнуть под углом 35-40 ° к горизонтальной плоскости шины.
— Оба конца шины обработать напильником.
Подготовка больного:
— Провести антисептическую обработку полости рта (преддверие, десны, шейки зубов) с помощью стерильного тампона, смоченного 0,5% раствором фурацилина или 0,05% раствором хлоргекседина.
— Провести соответствующую анестезию.
Закрепление шин:
— Подготовленные шины последовательно наложить на верхнюю и нижнюю челюсти.
— Лигатурную проволоку длиной 8-10 см согнуть в виде главной шпильки и захватить анатомическим пинцетом.
— Провести его с языковой (небной) стороны в межзубные промежутки с обеих сторон таким образом, чтобы один конец проволоки находился над шиной, а другой, под ней (не прокалывать межзубные сосочки)
— Крепко прижимая шину пальцем к зубной дуги , захватить оба конца лигатуры зажимом Пеана или плоскогубцами и скрутить их вместе по часовой стрелке, натягивая проволоку и добиваясь прочного прилегания его к шейке зуба.
— Избыток лигатурной проволоки скусить с помощью коронковых ножниц, оставляя концы длиной 5-7 мм.
— Концы проволоки подогнуть под шину в сторону окклюзионной поверхности зубов и по направлению к срединной линии.
— Для ускорения закрепления шины можно провести в межзубные промежутки все лигатуры, направляющие один конец вверх, второй — вниз, а затем наложить шину и провести скручивание лигатур.
— Зубы верхней и нижней челюсти сопоставить в прикусе.
— Фиксировать между собой верхнюю и нижнюю челюсти с помощью резиновых колец, надеваемых на зацепные крючки.
Видео:МЕТОД ВРЕМЕННОГО ШИНИРОВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТАСкачать
Тема: «Временное шинирование зубов»
Цель изучения темы: Освоить виды временного шинирования зубов, показания, противопоказания к данному виду лечения.
Вакуумформованная съемная шина
Съемные шины Грозовского и Альбрехта
Несъемные полупостоянные шины
Съемная полупостоянная шина
Временный несъемный мостовидный протез из акриловой пластмассы.
Шинирование зубов при лечении пародонтита применяют для соединения отдельных зубов в единый блок с целью ограничения их подвижности и перераспределения функциональной нагрузки. Лечебный эффект той или иной шины основан на законах биомеханики, знание которых позволяет разумно применять их в соответствии с конкретной клинической картиной. При помощи шины удается объединить зубы в общую систему, составляющую при восприятии жевательного давления единое целое. Таким путем достигается иммобилизация зубов, перераспределение нагрузки на зубы со здоровым пародонтом или альвеолярный отросток, равномерное распределение жевательного давления на оставшиеся зубы, с одновременным устранением эстетических дефектов, нормализации функции жевания и речи.
Видео:Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
Характеристика биомеханических принципов:
1. Шина, укрепленная на зубах, вследствие жесткости ограничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движения лишь вместе с шиной и в одном направлении.
2. Шинирующая конструкция, объединяя в блок все передние и все боковые зубы, разгружает их пародонт при откусывании или разжевывании пищи.
3. Нагрузка в шинирующем блоке воспринимается в первую очередь зубами, имеющими меньшую патологическую подвижность: они разгружают зубы с более пораженным пародонтом.
4. Зубы расположены по дуге, кривизна которой более выражена в переднем отделе, поэтому шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно.
5. Порядок распределения жевательной нагрузки зависит от точки приложения сил.
6. При линейном расположении шины возможны колебания шин, когда зубы имеют Ι или ΙΙ степень подвижности.
Читайте также: Все про шины кордиант
по продолжительности – постоянные и временные;
по способу фиксации – съемные и несъемные;
по способу изготовления – лабораторного и клинического изготовления;
по материалу – металлические, пластмассовые, композитные, комбинированные;
по методике изготовления – литые, штампованные, паяные, изготовленные путем полимеризации, лигатурные;
по конструкции – разные виды вкладок, коронок, мостовидных протезов, бюгельных и пластиночных протезов.
— создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибулооральном и мезиодистальном;
— быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;
— не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;
— не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;
— не оказывать раздражающего действия на десну;
— не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;
— не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;
— не вызывать грубых нарушений внешнего вида;
— создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей зубов.
Показания к шинированию зубов:
1) I степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями и хорошо запломбированными корневыми каналами;
2) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтозе;
3) II степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями;
1) III степень подвижности зубов;
2) II степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более 2/3 длины корня;
3) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтите;
4) зубы с обострением хронического периодонтита и плохо запломбированными корневыми каналами;
5) зубы с хроническим гранулирующим периодонтитом.
Классификация видов шинирования и показания к ним.
1. Временное и полупостоянное (от нескольких дней до нескольких месяцев): эти типы шинирования предотвращают дальнейшую травму, вызванную парафункциями и вредными привычками. Временное шинирование может проводиться в качестве экстренной помощи; позволяет уменьшить механическую травму во время пародонтологического лечения.
2. Полупостоянное и постоянное (от нескольких месяцев до нескольких лет) шинирование используется для стабилизации зубов после породонтального лечения, особенно если применялись регенеративные методы.
3. Постоянное шинирование (на многие годы) проводится с целью комплексной реабилитации; помогает распределить окклюзионную нагрузку, когда парафункция не поддается лечению.
Видео:Изготовление шиныСкачать
Методика изготовления временной шины из быстротвердеющей пластмассы
Предложено несколько методик изготовления временных шин из быстротвердеющих пластмасс. Приводим способ, описанный М. Р. Мареем. Для изготовления шины по этому способу необходимо сделать алюминиевую форму в виде желобка, вогнутого по форме зубной дуги. Форму делают из алюминиевой пластинки шириной 1 см, толщиной 0,25—0,30 мм и длиной 13—14 см (рис. 168). За неимением пластинки ее можно получить путем развальцовки обычной алюминиевой проволоки толщиной 2—3 мм. Для того чтобы получить форму желобка, пластинку отштамповывают на свинцовой плитке проволокой толщиной 3— 3,5 мм (рис. 168). Перед изгибанием формы по зубной дуге ее отжигают на пламени спиртовой горелки. От этого она становится мягкой, хорошо податливой. Края ее подгибают крампонными щипцами так, чтобы они не загибались внутрь, а, наоборот, расходились кнаружи. Последнее обстоятельство позволяет в дальнейшем без особого труда снять форму с затвердевшей шины.
Наложение шины складывается из следующих технических приемов:
1. Наложение лигатуры на зубы, подлежащие шинированию. В качестве лигатуры берут пластмассовую нить (рыболовная леска) толщиной 0,3— 0,4 мм, которую завязывают тройным узлом на вестибулярной поверхности зуба (рис. 168). Концы нити коротко обрезают.
2. Приготовление теста из быстротвердеющей пластмассы.
3. Формирование шины. Заготовленное тесто быстротвердеющей пластмассы укладывают в предварительно смазанную вазелином форму и прижимают к зубам так, чтобы узлы лигатур погрузились в пластмассу. Излишки пластмассы, вышедшие за края формы, убирают шпателем. После затвердения пластмассы алюминиевая форма легко отделяется от шины шпателем. Неровности, острые выступы на шине удаляют карборундовыми головками. Шина не должна лежать на десне, а наложенная на нижний зубной ряд не должна мешать смыканию зубов. Лигатуры шины не следует заводить в десневой карман.
Видео:Как Перерабатывают Автомобильные Шины в ЕвропеСкачать
Технология изготовления съемных шинирующих протезов
Для изготовления съемных шин одновременно на верхний и нижний зубные ряды получают слепки, рабочие модели и фиксируют соотношение челюстей в состоянии физиологического покоя.
Для изготовления капповой шины из пластмассы по Курляндскому на один из зубных рядов повышают высоту центральной окклюзии в пределах 2 мм. Увеличение высоты центрального соотношения неизбежно при изготовлении временных капповых шин из пластмасс. Как показали клинические наблюдения, повышение, проведенное в пределах разницы между высотой в состоянии центральной окклюзии и физиологического покоя (2—4 мм), не вызывает никаких осложнений со стороны мышечной системы и височно-нижнечелюстных суставов.
Читайте также: Установленная норма давления в шинах
Для определения границы шины и упрощения ее припасовки на зубной ряд предварительно размечают модели в параллелометре — определяют общую экваторную линию. Полученную линию обводят простым карандашом, очерчивая тем самым границу шины. Затем модели фиксируют в окклюдаторе и приступают к изготовлению восковой композиции шины. На одну из моделей укладывают размягченные полоски бюгельного воска до толщины 1,2 мм, плотно обжимают и срезают по общей экваторной линии. Если рельеф жевательной поверхности получился нечетким, то этот участок воска разогревают и вновь обжимают. Необходима тщательная моделировка жевательных поверхностей и режущего края. Важно, чтобы между смоделированной поверхностью восковой композиции и антагонирующей моделью на всем протяжении оставался равномерный промежуток.
Если в зубном ряду имеется включенный дефект, то этот участок моделируют как тело мостовидного протеза; если же дефект концевой, то временную шину в области отсутствующих зубов выполняют по типу седловидной части съемного протеза. В этом случае каппа с оральной и вестибулярной сторон должна быть утолщена. После этого окклюзионную поверхность смоделированной шины покрывают слоем вазелина, обжимают воском зубы антагонирующей модели и, пока воск не затвердел, смыкают окклюдатор.
При необходимости проводят дополнительную моделировку жевательной поверхности и режущего края и по известной методике переводят восковую композицию в пластмассовую, по цвету соответствующую зубам пациента. Припасовка каппы не занимает много времени, так как предварительно границы каппы были определены путем параллелометрии.
Если шина готовится на один зубной ряд, то после нанесения на зубной ряд размягченной пластинки воска смыкают модели и по всей поверхности зубов с вестибулярной и оральной сторон повторно обжимают воск. В случае затвердевания воска, не размыкая рам окклюдатора, его разогревают и прижимают к зубам.
Фирма «Эркодент» для изготовления временных капп и колпачков разработала специальный пресс, в котором пластмассовая пластинка вместе с моделью помещается в специальную кювету, размягчается инфракрасными лучами и под повышенным давлением обжимается по модели.
Для изготовления тонких капповых шин применяют целлулоидные или полиакрилатные пластинки эллипсовидной формы шириной 2 см и толщиной 0,6 мм. Модель (отлитая из прочного гипса или из обычного, но упрочненного кипячением в 50% растворе буры) вместе с пластинкой пластмассы помещают на 10 мин в сушильный шкаф при температуре 90—100°С. Размягченную пластмассу вместе с разогретой моделью вдавливают в мольдин, размешенный в любой металлической форме. Готовую каппу обрезают по полученным в параллелометре границам.
Для протезирования естественной подвижности зубов используют шинирование съемными конструкциями, которое, может применяться как при наличии цельного зубного ряда, так и при отсутствии некоторых зубов. Съемные шины обычно уменьшают подвижность зубов не во всех направлениях, но к положительным моментам относят отсутствие необходимости шлифовки или иной обработки зубов, создание хороших условий для гигиены полости рта, а также проведения лечения. Такое шинирование подразумевает фиксацию зубов при помощи выше приведенных видов протезов. Преимуществом этих видов конструкций является возможность восполнения промежутков в зубном ряду при отсутствии некоторых зубов и при необходимости проведения повторных терапевтических процедур в дальнейшем.
В мое й квалификационной работе были достигнуты поставленные цели, а именно: исключение из процесса жевания определенной группы зубов, фиксация подвижных зубов, восстановление функциональности зубного ряда.
Решены поставленные задачи: ликвидирована подвижность расшатанных зубов, была произведена замена утерянных зубов и сохранение близлежащих зубов неподвижными, распределена нагрузка при жевательных процессах и восстановить эстетическая функция лица. Это было сделано по средствам различных конструкций съемных и несъемных шин. По продолжительности действия они делятся на временные и постоянные.
Временные шины накладывают на небольшой срок — от нескольких недель до нескольких месяцев. Шинирование проводят для иммобилизации зубов во время терапевтического и хирургического лечения, что способствует заживлению тканей и закреплению эффекта лечения. Временные шины применяют также после ортодонтического лечения, в качестве ретенционных аппаратов. Кроме того, с помощью такого шинирования сохраняют оставшиеся зубы в период подготовки полости рта к протезированию. С этой целью в качестве временной шины могут быть использованы так называемые непосредственные иммедиат-протезы, которые применяют при множественном удалении зубов.
Иммедиат-протезы снимают чрезмерную нагрузку на оставшиеся зубы за счет передачи давления на слизистую оболочку протезного ложа. Шинирующие элементы таких протезов обеспечивают иммобилизацию подвижных зубов и повышают эффективность терапевтического лечения. Иммедиат-протезы способствуют заживлению раны после удаления зубов. Восстанавливая непрерывность зубных рядов, они предотвращают смещение и наклон соседних с дефектом зубов. Непосредственное (временное) шинирование и протезирование после множественного удаления зубов устраняет психическую травму у больных и позволяет им выполнять свои профессиональные обязанности.
Постоянные шины используют для длительной иммобилизации подвижных зубов, равномерного распределения жевательного давления на оставшиеся зубы и альвеолярные отростки, восстановления единства и целостности зубных рядов.
Съемные шины не имеют таких недостатков, но не обеспечивают жесткой иммобилизации подвижных зубов в трех направлениях: вертикальном, трансверзальном и мезиодистальном. В случае применения этих шин возможны автономные вертикальные движения зубов, что, в известной мере, снижает их эффективность. Несмотря на это, съемные шины с опорно-удерживающими (фиксирующие) элементами разгружают подвижные зубы от мезиодистальных и трансверзальных (горизонтальных) окклюзионных сил, которые более пагубно действуют на ткани пародонта и усугубляют течение патологического процесса.
В группу съемных шин входят шина с многозвеньевым кламмером; шина с литой металлической каппой на передние зубы; цельнолитая шина на весь зубной ряд с дугой, когтевидными накладками или формирующими элементами для иммобилизации передних зубов.
Широкое распространение получили бюгельные протезы с различными фиксирующими элементами, в том числе цельнолитые пластинки. Такими протезами можно заменять дефекты различной протяженности и топографии.
В конструкцию бюгельных протезов включают многозвеньевой кламмер, окклюзионные накладки, кистевидные и другие фиксирующие элементы. При заболеваниях пародонта в конструкцию бюгельных протезов включают фиксирующие элементы и окклюзионные накладки для распределения жевательного давления на возможно большее число оставшихся зубов и уменьшения их перегрузки в центральной, передней и боковых окклюзиях. В случае использования бюгельных протезов десневой край, как с вестибулярной, так и с оральной стороны, остается свободным, что позволяет при необходимости беспрепятственно проводить терапевтическое лечение.
Применение протезов таких конструкций дает возможность приваривать искусственные зубы по мере удаления расшатанных зубов.
Читайте также: Датчик давления в шинах для шевроле орландо
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдурахманов А.И., Курбанов О.Р. Материалы и технологии в ортопедической стоматологии. – М.: Медицина, 2008. – 301 с.
2. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Бычков В.А., Аль – Хаким А. Ортопедическая стоматология. – М.: Медпресс – информ, 2011. – 504 с.
3. Анатомия и биомеханика / Под ред. Л. Л. Колесникова, С.Д. Арутюнова. – М.: Практическая медецина, 2007. – 381 с.
4. Аристахов В.И. Ортопедическая стоматология: практическое руководство. – М.: Феникс, 2006. – 192 с.
5. Загорский В.А. Оккюзия и артикуляция. – М.: Бином – Пресс, 2012. – 216 с.
6. Лебеденко И.Ю. Ортопедиченская стоматология: национальное руководство. Мед.литер. от изд.: ГЭОТАР – МЕД, 2016. – 824 с
7. Луцкая И.К. Принципы эстетической стоматологии.: Мед. лит-ра от изд. «Беларусь», 2012 . – 224 с.
8. Макчивни Глен П., Карр Алан Б. Частичные съемные протезы. : ГалДент, 2006. – 532 с.
9. Миронова, М. Л.Съемные протезы: учебное пособие для мед. училищ и колледжей.М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 – 456 с.
10. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология [Текст]: / Николаев А.И., Цепов Л.М.-6-е изд., перераб.и доп.-М.: МЕДпресс-информ, — 2010.- 924с.
11. Персин Л. С.Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий : рук-во дляврачей. М. : Медицина, 2004 – 574 с.
12. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. – М.: ГЕОТАР – Медиа, 2007. – 460 с.
13. Смирнов Б.А., Щербаков А.С. Зуботехническое дело в стоматологии. — М.: АНМИ,2002.- 453 с.
14. Трезубов В.Н., Арутюнов С.Д. Стоматология [Текст]: учеб. пособие / Трезубов В.Н., Арутюнов С.Д. .-М.: Медицинская книга, 2003.- 580с.: ил.- с.355- 366.
15. Жулев В.Н. Ортопедическая стоматология: учебник. : МИА, 2012. – 824 с.
16. Жулев Е.Н. Обследование больных в клинике ортопедическая стоматология: уч. пособие. : Мед.лит-ра от изд. «НГМА», 2015 . – 60 с.
17. Жулев Е.Н. Частичные съемные протезы (теория, клиника и лаб.техника) . : МИА, 2011. – 424 с.
18. Жулев Е.Н., Арутюнов С.Д., Лебеденко И.Ю. Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология. – М.: Медицинское информационное агенство, 2008. -401 с.
19. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. – М.: ГЕОТАР – Медиа, 2007. – 460 с.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
Как делают шины для скоростных мотоцикловСкачать
💥Как делают шины? Производство шин! Как делают шины на заводе?💥Скачать
Шинирование подвижных зубов. Несъёмные и съёмные конструкции.Скачать
Переработка шин как бизнес | ПромышленностьСкачать
Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.Скачать
Как делают шины в России? Показываем этапы производства на заводе «Нижнекамскшина»Скачать
Производство шин Мишлен - Мегазавод (national geographic)Скачать
Как восстанавливают старые шины, для повторного использованияСкачать
Как производят восстановленные шины | Как это сделано?Скачать
Этапы переработки шин на оборудовании, часовая производительность линии по переработке шин.Скачать
Резиновые смеси: состав, технология производства, применениеСкачать
Как делают автомобильные шины // НЕпростые вещиСкачать
Как делают полиуретановые шины?Скачать
КАК СОЗДАЮТ ШИНЫ? Показываем этапы производства на заводе шин Continental в Калуге : )Скачать
Шины российского, китайского и итальянского производства отличаются?Скачать
Переработка покрышек в плитку - убираем овраг от мусораСкачать