Эффективная работа инжекторного двигателя обеспечивается набором датчиков. Все они подключаются к блоку ЭБУ. Хэтчбеки «Лада» семейства «2112» выпускались только с инжекторными двигателями, и две разновидности этих ДВС являются 16-клапанными. О них речь пойдёт дальше. Все датчики ВАЗ-2112, их расположение и внешность будут показаны на фото.
Датчик избыточного давления масла, не подключаемый к ЭБУ, у нас показан на видео.
Видео:Где находятся датчики температуры на Лада Приора (коротко и по существу)Скачать
Разбираемся с датчиком кислорода
Определять артикулы датчиков нужно не по модели двигателя и даже не по нормам Евро, а только по блоку ЭБУ.
Разновидности датчиков концентрации кислорода (ДКК)
Число датчиков кислорода может равняться двум или одному – всё зависит от норм экологии. Также АвтоВАЗ использовал две разновидности датчиков – 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикулы BOSCH). Первые из них совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики подключались к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики двух разных типов отличаются даже внешне.
Блок ЭБУ в «Десятках ВАЗ» находится под пластиковой крышкой. Она расположена возле ступни переднего пассажира.
Красной стрелкой у нас отмечен первый, то есть основной датчик. Верхнее фото соответствует двигателю 21124 (1,6 л).
Местоположение датчиков (21124 и 21120)
Моторы ВАЗ-21120 (1,5 л) могли отвечать стандарту Евро-3, и тогда за основным датчиком приваривался «удлинённый» катализатор. Второй датчик находился за ним, то есть за «банкой». Уточним:
- Стандарту Евро-2 соответствует конструкция с одним датчиком (основным);
- При переходе к нормам Евро-3 добавился второй датчик (синяя стрелка).
Кстати сказать, 24-й мотор может отвечать нормам Евро-4.
Видео:Датчики ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2112, 2113, 2115, 2115, ВАЗ классика 2101, 2107.Скачать
Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
Блок ЭБУ должен контролировать множество параметров сразу. Самой важной информацией будет положение коленвала. Можно отключить все датчики, кроме ДПКВ, и это не приведёт к прекращению работы двигателя.
Датчики, подключаемые к ЭБУ
Перечислим все элементы по одному:
- 15 –ДТОЖ. Резистор, вкручиваемый в корпус термостата. Определяется температура тосола;
- 17 – ДПРВ, он же ДФ (датчик фаз). Принцип работы – эффект Холла. Контролируется положение распредвала. О его проверке здесь.;
- 20 – ДПДЗ. Резистор, закреплённый на дроссельном узле 19. Измеряется угол отклонения дроссельной заслонки;
- 21 – ДМРВ. Датчик, соединённый с корпусом фильтра. Контролирует расход воздуха, основные признаки его неисправности рассмотрены здесь;
- 22 – РХХ. Не датчик, а регулятор (электромагнит). Используется в режиме холостого хода. О его проверке и даигностике здесь. О замене РХХ здесь.;
- 24 – лямбда-зонд или датчик кислорода (см. выше);
- 25 – датчик скорости. Закреплён в прорези КПП. Принцип работы – эффект Холла;
- 26 – ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленвала;
- 27 –ДД (датчик детонации). Пьезоэлемент, закреплённый на внешней стенке блока цилиндров.
Рассмотрим, как все элементы выглядят вживую. Показаны снимки датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный ДВС).
Каждый элемент легко будет найти под капотом
Всё, что сказано выше, справедливо для двух двигателей сразу – для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 л).
Нельзя откручивать датчик ДТОЖ, не сливая охлаждающую жидкость. А отключить датчик – значит отключить разъём, но не демонтировать сам датчик.
Где какой датчик находится — подкапотная схема
Посмотрим на ещё одну картинку.
Подкапотное пространство и мотор 21124
Важно понять, где находятся следующие элементы:
Местоположение датчика фаз указано в предыдущей главе.
Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет сложно установить его так, чтобы сохранить герметичность.
Видео:Где расположены датчики на двигателе Ваз 2112-2110 и как они выглядят! Свой механик.Скачать
Артикулы
Для датчиков кислорода сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.
Выхлопная система двигателя ВАЗ-21120
Перечислим артикулы остальных датчиков:
- ДМРВ (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
- ДМРВ (мотор 21120 c ЭБУ Январь 4.1): 2112-1130010, -01;
- ДПДЗ : 2112-1148200;
- РХХ: 2112-1148300-02;
- ДПКВ : 2112-3847010, -01, -03, -04;
- ДТОЖ : 2112-3851010, -01, -02, -05;
- Датчик скорости : 2110-3843010-13, -18;
- ДПРВ : 2112-3706040, -02, -03;
- ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
- Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
- Датчик уровня тосола : 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
- Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.
Читайте также: Дэу нексия 16 клапанов дпдз параметры
Три последних датчика к блоку ЭБУ не подключаются. Зато может быть подключён датчик неровной дороги (2123-1413130). На работу двигателя он влияет, хотя и закреплён на кузове.
В составе двигателей с ЭБУ Январь 4.1 датчиков кислорода нет.
Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 датчики могут использоваться другие – не те, что указаны в списке. Но тогда речь идёт о 8-клапаннике. А всё, что мы указали, относится к 16-ти клапанам, вот схема этого двигателя.
Видео:КАЖДЫЙ ВОДИТЕЛЬ должен знать, за что отвечает ДАТЧИК НЕРОВНОЙ ДОРОГИСкачать
Видео с разбором дроссельного узла: один регулятор и датчик
Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры). Датчик ввернут в корпус термостата и соединен с ЭБУ. При низкой температуре сопротивление датчика высокое, а при высокой температуре — низкое (табл. 10.5).
ЭБУ рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике. На холодном двигателе падение напряжения высокое, а на прогретом — низкое.
Таблица Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры
Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет ЭБУ.
Для замены датчика вам потребуется ключ «на 19».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Частично слейте охлаждающую жидкость из радиатора.
3. Для удобства работы снимите воздушный фильтр
10. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
11. Залейте охлаждающую жидкость.
Если ДТОЖ вышел из строя компьютер принимает пусковую температуру двигателя равной 0оС и дает соответствующую команду регулятору добавочного воздуха. Неоптимальное соотношение количества бензина и воздуха затруднит пуск в мороз. Уже через две минуты после того, как мотор все-таки пустили, компьютер решит, что температура охлаждающей жидкости достигла 80оС. Так что не только пускать, но и прогревать двигатель придется, работая педалью газа.
Другая неприятность ждет водителя, когда мотор нагреется до температуры, близкой к критической, например, в жару, в пробке. Компьютер, получая неверный сигнал и считая, что температура «Тосола» в норме, не откорректирует угол опережения зажигания. Двигатель потеряет мощность и будет детонировать.
Датчик детонации, прикрепленный к верхней части блока цилиндров, улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
Чувствительным элементом датчика является пьезокристаллическая пластинка. При возникновении детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с повышением интенсивности детонационных ударов. ЭБУ по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.
Для замены датчика вам потребуется ключ «на 13».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Обратите внимание на маркировку датчика, чтобы для замены приобрести аналогичный датчик детонации.
6. Установите датчик в обратном порядке, ввернув болт его крепления и затянув моментом 10,4–24,2 Н·м.
Крайне редко выходит из строя. Чаще поврежденными оказываются подходящие к нему провода. Их нужно проверить, если лампа самодиагностики загорается при 3000 об/мин и выше. Мотор станет более чувствителен к качеству бензина — заправка непроверенным топливом приведет к «стуку пальцев».
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) расположен между воздушным фильтром и воздухоподводящем рукавом.
Таблица Зависимость сопротивления датчика температуры воздуха от температуры всасываемого воздуха (допустимая погрешность 10%)
Если датчик температуры воздуха неисправен, ЭБУ заносит в память код ошибки и включает сигнальную лампу, а показания неисправного датчика заменяет на фиксированное значение температуры воздуха 33 °С.
Для замены датчика вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с крестообразным лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Требуется нажимать на педаль газа при пуске, потеря резвости на режимах максимальной мощности и крутящего момента, скорее всего, виноват датчик массового расхода воздуха. Система управления, реагируя на его отказ, «позднит» зажигание на 10-12о. При этом отклик на педаль газа в начале разгона может даже улучшиться. Выхлоп станет грязнее, а мотор заметно прожорливей. Не требуя от автомобиля былой прыти, вполне можно добраться до дома, даже если впереди несколько сотен километров.
Читайте также: Чистка клапана егр ситроен с4 гранд пикассо
Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. При вращении ведущих колес датчик скорости вырабатывает 6 импульсов на 1 м пробега автомобиля, а ЭБУ определяет скорость движения автомобиля по частоте подачи импульсов.
Для замены датчика вам потребуется ключ «на 10».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
6. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
6. Установите датчик в порядке, обратном снятию. Обратите внимание на состояние уплотнительного поролонового кольца: если оно повреждено, замените его новым.
Симптомы хорошо заметны — потеря мощности, неприятные рывки и провалы на разгоне, неустойчивые холостые обороты, нет торможения двигателем. Двигатель словно подменили, а сигнальная лампа может и не загореться. Блок управления способен определить обрыв или короткое замыкание датчика и его цепи, но пасует перед «плавающим» сигналом.
Долгая езда с этой неисправностью не просто неприятна, а опасна. При больших нагрузках компьютер, не получая должной информации, будет исходить из того, что автомобиль движется в умеренном режиме, на экономичной смеси. Поэтому езда «с педалью в полу» приведет к перегреву и детонации со всеми вытекающими последствиями. Двигаться до гаража или станции сервиса следует в этом случае не торопясь, в щадящем темпе.
Регулятор холостого хода (РХХ)
регулирует частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, управляя количеством подаваемого воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. Он состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. Клапан выдвигается или убирается по сигналам ЭБУ. Полностью выдвинутая игла регулятора (что соответствует 0 шагов) перекрывает поток воздуха. Когда игла вдвигается, обеспечивается расход воздуха, пропорциональный количеству шагов отхода иглы от седла.
Датчик положения коленчатого вала
6. Замерьте сопротивление датчика. Сопротивление исправного датчика должно быть 500–700 Ом. Если показания тестера значительно ниже, то, вероятно, в обмотке межвитковое замыкание, а если, наоборот, высокое или тестер показывает бесконечность (см. фото), то в контактах внутри датчика нарушен контакт или произошел обрыв в обмотке индукционной катушки. И в первом и во втором случае датчик подлежит замене.
7. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
Это единственный датчик, неисправность которого не позволит доехать даже до гаража. Отказ его — явление исключительное. Устанавливается на приливе корпуса масляного насоса на расстоянии (1 ± 0,4) мм от вершины зубцов шкива коленчатого вала. По импульсу синхронизации от датчика положения коленчатого вала, контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала и рассчитывает момент срабатывания форсунок и модуля зажигания.
Управляющий датчик концентрации кислорода
6. . и снимите с автомобиля.
7. Установите датчик в порядке, обратном снятию, предварительно смазав резьбовую часть датчика графитной смазкой.
Датчик фаз
установлен на задней крышке привода распределительных валов. Принцип его действия основан на эффекте Холла. На шкиве распределительного вала (впускного) закреплен точечной сваркой задающий диск со специальной проточкой (уступом). Когда диск проходит через прорезь датчика, от датчика на ЭБУ поступает импульс напряжения низкого уровня (примерно 0 В), а при попадании в «измерительную» область датчика уступа задающего диска на ЭБУ возникает импульс «опорного» напряжения (примерно 5 В), что соответствует положению поршня 3-го цилиндра в такте сжатия.
Для замены датчика фаз вам потребуется торцовый ключ «на 10».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
6. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
Двигатель работает в нештатном режиме попарно-параллельной подачи топлива, когда каждая форсунка срабатывает в два раза чаще (один раз за каждый оборот коленвала) — определить это на слух не пытайтесь.Затруднённый запуск. Выхлоп теряет былую чистоту, но поймать увеличение токсичности удается только замерами по ездовому циклу. Понять, что мотор нездоров, можно по возросшему расходу топлива. Еще один признак неисправности — сбои в работе системы самодиагностики. К другим неприятным для двигателя последствиям отказ датчика фазы не приведет.
Читайте также: Гбц 157qmj с увеличенными клапанами
Датчик неровной дороги установлен в моторном отсеке на чашке правого брызговика. Принцип действия датчика основан на пьезоэлектрическом эффекте. При движении по неровной дороге переменная нагрузка оказывает влияние на угловую скорость коленчатого вала. Колебания частоты вращения коленчатого вала сходны с колебаниями, возникающими при пропусках воспламенения.
Датчик неровной дороги измеряет амплитуду колебаний кузова автомобиля и подает сигнал на контроллер. При превышении порога сигнала контроллер отключает функцию диагностики пропусков воспламенения.
Для снятия датчика неровной дороги вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Датчик температуры охлаждающей жидкости Приора 16 клапанов по своему устройству никак не отличается от 8 клапанного. По сути своей это одно и то же устройство измеряющее температуру антифриза.
Отличительной чертой Приоры является наличие двух не связанных с собой детекторов. Один работает только с приборной панелью, передавая на нее данные измерений, в то время как другой координирует свою работу с мозгами машины. Совместно с ними обеспечивая бесперебойную работу двигателя путем включения дополнительных систем охлаждение при необходимости.
Датчик температуры и охлаждающей жидкости
Детектор работает, основываясь на принципах резистентности. Являясь термистором, значения сопротивления прибора напрямую связаны с изменениями в температуре охлаждающей жидкости. Основываясь на показания этого измерителя в том числе, бортовой компьютер принимает решение о подаче воздуха и горючего в движок. Именно поэтому когда говорят о неисправности ДТОЖ, говорят и об увеличенном расходе топлива.
Видео:Расположение датчиков ВАЗ 2110Скачать
Какие возникают проблемы?
Датчик температуры охлаждающей жидкости в Приоре 16 клапанов как уже говорилось, ничем не отличен от других, а значит и имеет те же проблемы, методы их лечения и диагностирования.
В случае неисправности детектора сообщающегося с приборной панелью единственным сигналом об этом станет отсутствующее или заведомо неверное значение температуры. Причиной неисправности у него может стать:
- поломка самого указателя на приборке;
- неисправность проводки;
- поломка самого детектора.
Как видно из списка, далеко не всегда поломка вызвана самим измерителем, а как показывает практика, намного чаще проблемы возникают именно с проводкой. Ее износом или загрязнением.
Неисправности в работе второго измерителя более существенны. Несмотря на то что причины неисправности остаются те же, способы заметить неисправность совсем другие и имеют целый список симптомов:
- повышенный топливный расход;
- мотор глохнет и может не сразу запускаться;
- падает мощность авто;
- можно услышать гул постоянно работающих вентиляторов двигательной системы.
Датчик температуры охлаждающей жидкости Приора находится над кожухом маховика и вставлен в блок двигателя возле термостата. Именно оттуда необходимо начинать проверку неисправности путем осмотра электронного кабеля и «прозвона» его контактов.
Для удобства работы с детектором лучше всего снять патрубок, соединяющий воздушный фильтр и дроссельный узел. После проверки всех контактов, можно приступать к работе с самим измерителем, и для этого уже стоит обесточить машину и обязательно слить тосол. Если тосол заранее не слить, то при откручивании измерителя он может под давлением выйти самостоятельно, и хорошо еще будет, если он не окажется в этот момент раскаленным.
После всех приготовлений, можно приступать к извлечению, для этого надо только отсоединить провода от измерителя вместе с клеммой, и открутить его при помощи глубокой головки на 19мм. Как только измеритель подастся, дальше его можно уже открутить и извлечь руками.
Старый детектор можно очистить и продиагностировать в стакане с нагреваемой водой. Однако при отсутствии необходимых приборов или желания, можно попросту вставить новый измеритель и проверить, как всё стало работать. Если работает, значит, неисправен был детектор, и заморачиваться с его диагностикой нет никакого смысла.
🎬 Видео
Меняй этот датчик, если у тебя такие же признакиСкачать
Замена датчика фаз Лада ПриораСкачать
ДПРВ. Признаки неисправности датчика распредвалаСкачать
ДАТЧИК ФАЗ ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН ПРИЗНАКИ ЕГО НЕИСПРАВНОСТИ ДПРВСкачать
Расположение датчиков на Ваз 8 клапанов .За что отвечают.Скачать
ПРИОРА И ДАТЧИК РАСПРЕДВАЛА ГОРИТ ЧЕКСкачать
Приора | Плохо заводится | Замена датчика р/вала фазСкачать
*Лада приора, ошибка датчика положения распредвала ( замена датчика, не помогла)Скачать
Обзор датчиков кислорода, автомобили ВАЗСкачать
Замена датчика температуры охлождающей жидкости приора ваз 2170Скачать
Лада.Калина,Гранта,Нива.Все датчики установленные на авто.ДМРВ,ДПКВ,ЭБУ.подробности,признаки поломкиСкачать
Стирание ошибок приора. Как убрать на Приоре чек, если машина в порядке. Стирание ошибок приборкойСкачать
Замена датчика распредвала, датчика фазы на приоре.Скачать
ЗАЧЕМ НУЖЕН ДПКВ КАК ОН ВЛИЯЕТ НА РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ ТЕСТСкачать
Признаки неисправности датчика температуры двигателя ваз. ДТОЖСкачать