Цилиндр – тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами $М$ и $М_1$. Цилиндрическая поверхность называется боковой поверхностью цилиндра, а круги – основаниями цилиндра.
Образующие цилиндрической поверхности называются образующими цилиндра, на рисунке образующая $L$.
Цилиндр называется прямым, если его образующие перпендикулярны основаниям. Осевое сечение цилиндра — это прямоугольник, у которого одна сторона равна диаметру основания, а вторая – высоте цилиндра.
Основные понятия и свойства цилиндра:
- Основания цилиндра равны и лежат в параллельных плоскостях.
- Все образующие цилиндра параллельны и равны.
- Радиусом цилиндра называется радиус его основания ($R$).
- Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями оснований (в прямом цилиндре высота равна образующей).
- Осью цилиндра называется отрезок, соединяющий центры оснований ($ОО_1$).
- Если радиус или диаметр цилиндра увеличить в n раз, то объем цилиндра увеличится в $n^2$ раз.
- Если высоту цилиндра увеличить в m раз, то объем цилиндра увеличится в то же количество раз.
- Если призму вписать в цилиндр, то ее основаниями будут являться равные многоугольники, вписанные в основание цилиндра, а боковые ребра — образующими цилиндра.
- Если цилиндр вписан в призму, то ее основания — равные многоугольники, описанные около оснований цилиндра. Плоскости граней призмы касаются боковой поверхности цилиндра.
- Если в цилиндр вписана сфера, то радиус сферы равен радиусу цилиндра и равен половине высоты цилиндра.
Площадь поверхности и объем цилиндра.
Площадь боковой поверхности цилиндра равна произведению длины окружности основания на высоту.
Площадь поверхности цилиндра равна сумме двух площадей оснований и площади боковой поверхности.
Объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту.
Объем части цилиндра, в основании которого лежит сектор: $V= / $, где $n°$ — это градусная мера центрального угла, отсекающего заданный сектор.
Цилиндр описан около шара. Объём цилиндра равен $30$. Найдите объём шара.
Если в цилиндр вписан шар, то радиус цилиндра равен радиусу шара, а высота цилиндра в два раза больше радиуса шара.
Распишем формулы объема цилиндра и шара.
Видео:Миникурс по геометрии. Куб, призма, цилиндр и конусСкачать
Далее надо сравнить во сколько раз объем цилиндра больше объема шара, для этого разделим объемы друг на друга.
Объем цилиндра больше объема шара в $1.5$ раза, следовательно, чтобы найти объем шара, надо объем цилиндра разделить на $1.5$.
Конусом (круговым конусом) называется тело, которое состоит из круга, точки, не лежащей в плоскости этого круга, и всех отрезков, соединяющих заданную точку с точками круга.
Отрезки, соединяющие вершину конуса с точками окружности основания, называются образующими и обозначаются (l).
Высотой конуса называется перпендикуляр, опущенный из его вершины на плоскость основания. Ось прямого конуса и его высота равны.
- Все образующие конуса равны.
- Осевым сечением конуса является равнобедренный треугольник, основание которого равно двум радиусам, а боковые стороны равны образующим конуса.
- Если боковая поверхность конуса – полукруг, то осевым сечением является равносторонний треугольник, угол при вершине равен $60°$.
- Если радиус или диаметр конуса увеличить в n раз, то его объем увеличится в $n^2$ раз.
- Если высоту конуса увеличить в m раз, то объем конуса увеличится в то же количество раз.
Читайте также: Пропуск зажигания во всех цилиндрах опель астра h
Площадь поверхности и объем конуса.
Площадь боковой поверхности конуса равна произведению половины длины окружности основания на образующую.
Площадь поверхности конуса равна сумме площади основания и площади боковой поверхности.
Объем конуса равен трети произведения площади основания на высоту.
Объем части конуса, в основании которого лежит сектор: $V= / $, где $n°$ — это градусная мера центрального угла, отсекающего заданный сектор.
Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии ($R$) от данной точки (центра сферы $О$).
Тело, ограниченное сферой, называется шаром.
Осевое сечение шара это круг, радиус которого равен радиусу шара. Осевым сечением является самый большой круг шара.
Видео:РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ЦИЛИНДРСкачать
Площадь поверхности сферы: $S_ =4π·R^2=π·d^2$, где $R$ — радиус сферы, $d$ — диаметр сферы
Объем шара: $V= / = / $, где $R$ — радиус шара, $d$ — диаметр шара.
Если радиус или диаметр шара увеличить в n раз, то площадь поверхности увеличится в $n^2$ раз, а объем в $n^3$ раз.
- Теорема Пифагора
- Уроки геометрии. Решение задач по теме «Цилиндр». 11-й класс
- Урок 1: Решение задач по теме “Цилиндр”
- Ход урока
- 1. Организационный момент.
- 2. Повторение ранее изученного материала.
- 3. Закрепление материала. Решение задач.
- 4. Обучающая самостоятельная работа Приложение 2.
- 5. Подведение итогов урока.
- Урок 2: Тестовая работа по теме “Цилиндр”
- Ход урока
- 1. Организационный момент.
- 2. Постановка задач урока. Приложение 4.
- 3. Изложение содержания тестовой работы.
- 4. Проверочная тестовая работа (2 варианта)
- 5. Подведение итогов урока.
- Урок 3: Решение задач на комбинации многогранников и тел вращения.
- Ход и содержание урока
- I этап – Организационный момент. Краткая вводная беседа.
- II этап – Актуализация знаний (повторение теоретического материала).
- III этап – Решения задач.
- IV этап – Контроль знаний. Приложение 9.
- V этап – Домашнее задание по карточкам. Приложение 10.
- VI этап – подведение итогов занятия, рефлексия
- 📽️ Видео
Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике:
В прямоугольном треугольнике $АВС$, с прямым углом $С$:
Для острого угла $В: АС$ — противолежащий катет; $ВС$ — прилежащий катет.
Для острого угла $А: ВС$ — противолежащий катет; $АС$ — прилежащий катет.
- Синусом ($sin$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
- Косинусом ($cos$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
- Тангенсом ($tg$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету.
Значения тригонометрических функций некоторых углов:
$α$ | $30$ | $45$ | $60$ |
$sinα$ | $ / $ | $ / $ | $ / $ |
$cosα$ | $ / $ | $ / $ | $ / $ |
$tgα$ | $ / $ | $1$ | $√3$ |
$ctgα$ | $√3$ | $1$ | $ / $ |
Признаки подобия треугольников:
- Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
- Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между ними равны, то такие треугольники подобны.
- Если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны. Периметры подобных треугольников и их линейные величины (медианы, биссектрисы, высоты) относятся друг к другу как коэффициент подобия $k$. Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.
Уроки геометрии. Решение задач по теме «Цилиндр». 11-й класс
Урок 1: Решение задач по теме “Цилиндр”
Предмет: геометрия 11-й класс.
Учебник: “Геометрия 10-11”, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др., 2009г
Форма урока: комбинированный
- Закрепить у учащихся знания о теле вращения – цилиндре (определение, элементы цилиндра, сечение цилиндра, формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра).
- Сформировать навыки решения типовых задач.
- Развивать пространственные представления на примере круглых тел.
- Продолжить формирование логических и графических умений
- Научить учащихся строить сечение цилиндра плоскостью параллельной оси цилиндра и перпендикулярной оси цилиндра.
- Научить учащихся применять формулы полной и боковой поверхностей цилиндра при решении задач.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного материала.
Учащимся предлагается заполнить лист с заданиями (2-3 мин). Приложение 1.
Возможен вариант работы с применением копировки (в таком случае один экземпляр сдается учителю, а второй ребенок проверяет в ходе дальнейшей работы на уроке).
Видео:Видеоурок по математике "Цилиндр"Скачать
Учащиеся сдают листы с заданием.
Фронтальный опрос (с целью обобщения знаний и проверки выполненной работы)
Приложение 3. Презентация к уроку.
- Какая фигура называется цилиндром?
- Почему цилиндр называют телом вращения?
- Назовите виды цилиндров?
- Назовите элементы цилиндра.
- Что представляет собой развертка цилиндра?
- Как найти площадь боковой поверхности цилиндра?
- Как найти площадь полной поверхности цилиндра?
- Назовите основные виды сечений цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?
- Приведите примеры использования цилиндров.
3. Закрепление материала. Решение задач.
Ученики видят список задач для классной работы. По желанию учащиеся имеют возможность решать с опережением на оценку.
№1. (Задача с практическим содержанием).
Найдите площадь поверхности (внешней и внутренней) шляпы, размеры которой (в см) указаны на рисунке.
№2 (523). Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высоту цилиндра; б) So цилиндра.
№3 (525). Площадь осевого сечения цилиндра равна 10 м 2 , а площадь основания – 5 м2. Найдите высоту цилиндра.
№4 (527). Концы отрезка АВ лежат на разных основаниях цилиндра. Радиус цилиндра равен r, его высота – h, расстояние между прямой АВ и осью цилиндра равно d. Найдите: a) высоту, если r = 10, d = 8, AB = 13.
№5* (532). Через образующую АА1 цилиндра проведены две секущие плоскости, одна из которых проходит через ось цилиндра. Найдите отношение площадей сечений цилиндра этими плоскостями, если угол между ними равен j .
4. Обучающая самостоятельная работа Приложение 2.
Самостоятельная работа по вариантам. (Возможна организация парной работы).
Плоскость , параллельная оси цилиндра, отсекает от окружности основания дугу AmD с градусной мерой . Радиус цилиндра равен a, высота равна h, расстояние между осью цилиндра ОО1 и плоскостью равно d.
5. Подведение итогов урока.
Видео:ЦИЛИНДР. КОНУС. ШАР. ЕГЭ. ЗАДАНИЕ 5.СТЕРЕОМЕТРИЯСкачать
Повторить стр.130-132, гл. 1, п.59-60, №530, № 537.
2) Выставление оценок за работу на уроке.
Урок 2: Тестовая работа по теме “Цилиндр”
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок №3, по учебному плану.
Форма урока: проверка знаний (тестовая работа)
- Проверка знаний и умений учащихся нахождения площади поверхности (боковой и полной) тела вращения – цилиндр.
- Проверка навыков решения типовых задач.
- Развивать пространственные представления на примере круглых тел.
- Продолжить формирование логических и графических умений
Ход урока
1. Организационный момент.
Необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, т.к. учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.
2. Постановка задач урока. Приложение 4.
Учитель сообщает учащимся, что на уроке будет организована проверка умений и навыков решения задач по теме “Цилиндр”. Поверка знаний будет проведена в виде тестовой работы. Класс делится на группы (в зависимости от количества компьютеров): одна группа работает за компьютером (и оценку “ставит” компьютер), вторая группа работает в обычном режиме (оценивает – учитель).
Учитель предлагает детям вспомнить формулы нахождения площадей боковой и полной поверхности цилиндра.
Напоминает, чтобы учащиеся не торопились при выполнении теста и перед сдачей обязательно сами внимательно проверили работы.
Сообщает критерий оценивания:
“5” – за 10 верно решенных задач;
“4” – за 9 верно решенных задач;
“3” – за 6-8 верно решенных задач.
3. Изложение содержания тестовой работы.
Тестовая работа включает в себя 10 задач различной степени сложности, на нахождение площади боковой и полной поверхностей цилиндра.
Видео:11 класс. Геометрия. Объем цилиндра. 14.04.2020Скачать
Группа, работающая в обычном режиме (ручка, карточка с тестом MS Word, Приложение 5 ) решают задачи в тетради, а в карточке обводят номер правильного ответа. Выполнив работу, сдают карточки с тестом учителю.
Группа, работающая за ПК (файл Excel, Приложение 6 ), решают задания в тетради, и ставят напротив правильного ответа цифру 1. Выполнив работу, сообщают об этом учителю.
Учитель проверяет работу (количество правильных ответов находится в ячейке D81, а оценка в ячейке D82).
4. Проверочная тестовая работа (2 варианта)
5. Подведение итогов урока.
1) Выставление оценок за работу на уроке.
Озвучивание оценок группе работавшей за ПК. Показ (на слайде) правильных ответов.
Если успеваем, то можно определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, а также наметить пути их устранения и совершенствования знаний и умений (как правило, уже на следующем уроке).
Повторить стр.130-132, гл. 1, п.59-60, №538, № 542.
По окончанию урока учитель предлагает ученикам взять смайлик соответствующий его настроению (с прикрепленной английской булавкой) и, уходя с урока прикрепить его на доске с магнитной основой. В результате получилась достаточно веселая компания.
Урок 3: Решение задач на комбинации многогранников и тел вращения.
Цель урока: Отработка навыков решения задач на комбинации многогранников и тел вращения; углубление, обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний на практике путем решения задач.
- Сформировать у школьников мотивацию к изучению данной темы.
- Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями из курса планиметрии, для их применения в новой ситуации.
- Развивать у учащихся математическое мышление (умение выделять существенные признаки и делать обобщения).
Ход и содержание урока
I этап – Организационный момент. Краткая вводная беседа.
Задачи на комбинации тел – наиболее трудный вопрос курса стереометрии 11-го класса, и вместе с тем это прекрасные упражнения, способствующие развитию пространственных представлений, умения логически мыслить, помогающие более глубокому усвоению всего школьного курса математики. Решение стереометрической задачи чаще всего сводится к решению планиметрических задач, поэтому всё время приходится возвращаться к планиметрии, повторять теоремы, вспоминать формулы, необходимые для решения. При решении стереометрических задач также, используются средства алгебры и тригонометрии. Таким образом, стереометрические задачи способствуют творческому овладению всей совокупностью математических знаний.
II этап – Актуализация знаний (повторение теоретического материала).
- Какой многогранник называется вписанным в сферу?
- В каком случае можно описать сферу около четырёхугольной призмы?
- В каком случае можно описать сферу около пирамиды?
- Сколько боковых рёбер должно быть у пирамиды, чтобы около неё можно было описать сферу в любом случае?
- В какую точку проектируется вершина пирамиды, если её боковые рёбра имеют одинаковую длину?
- Какой многогранник называется описанным около сферы?
- В каком случае можно вписать сферу в призму?
- В каком случае можно вписать сферу в четырёхугольную призму?
- В какую точку проектируется вершина пирамиды, если её боковые грани равнонаклонены к основанию?
- Каким свойством обладает каждая точка высоты пирамиды, у которой боковые грани составляют равные углы с основанием?
Работа организуется с помощью комплекта таблиц по стереометрии. Возможно применение слайдов (по необходимости). Приложение 7.
III этап – Решения задач.
Ученики получают карточки с условиями всех задач, желающие заработать дополнительную оценку – решают индивидуально, не дожидаясь разбора задач для всего класса. Приложение 8.
IV этап – Контроль знаний. Приложение 9.
Самостоятельная работа, с последующей проверкой ответа (без разбора решения).
Вариант 1. Высота конуса равна 6, а объём равен 144. Найдите площадь полной поверхности куба, вписанного в конус.
Видео:✓ Задача про цилиндр | ЕГЭ-2018. Задание 14. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать
Вариант 2. Шар, объём которого равен 32/3, вписан в конус. Найдите высоту конуса, если радиус его основания равен 2O 3.
V этап – Домашнее задание по карточкам. Приложение 10.
Реши задачу и оформи решение либо на альбомном листе, либо в виде электронного документа (PowerPoint, Paint, Word и т.д.)
VI этап – подведение итогов занятия, рефлексия
- Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. Для учителя/С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – 4-е издание, М.: Просвещение, 2010.
- Рабочая тетрадь к учебнику “Геометрия 10-11 класс” Л.С. Атанасян, М.: Просвещение, 2010.
- СD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Геометрия, 11 класс”.
📽️ Видео
Объем цилиндра. Практическая часть. 11 класс.Скачать
цилиндр решение задачСкачать
Цилиндр, конус, шар, 6 классСкачать
Цилиндр, конус и шар в задании 2 | Математика ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать
Стереометрия все типы. 3 задание егэ по математике профильСкачать
Задача про ЦИЛИНДР / Как найти объем детали? / Профиль ЕГЭСкачать
Задачи на цилиндр. Вписанный конус - bezbotvyСкачать
ВСЯ СТЕРЕОМЕТРИЯ НА БАЗОВЫЙ ЕГЭ-2024 // КОНЦЕНТРАТ // МАТЕМАТИКАСкачать
Конус. 11 класс.Скачать
Задача на вычисление высоты цилиндраСкачать
Задание 5. ЕГЭ профиль. ЦИЛИНДР.Скачать
Задачи на цилиндр. Объем цилиндра - bezbotvyСкачать
Решение задач Цилиндр КонусСкачать
Комбинации тел.Все виды задач на ЕГЭ.№8 ПрофильСкачать