В процессе работы двигателя происходит естественный износ его трущихся, соприкасающихся частей, в том числе клапанов, рокеров, распредвала. Зазор в приводе «кулачок распредвала-рокер-клапан» увеличивается, появляется стук, цоканье. Называют его «стук клапанов». Он хорошо различим на фоне остальных шумов, слышен с равномерными интервалами, частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе. Иногда этот стук клапанов пропадает полностью после прогрева двигателя. При наличии этого цоканья пора подумать о регулировке теплового зазора (далее регулировке клапанов) между рокером и кулачком распредвала. Регулировку клапанов лучше приурочить к замене масла в двигателе. Почему? Пыль, грязь, песок, который случайно попадёт в двигатель при регулировке, будут удалены вместе со старым маслом и масляным фильтром.
Тепловые зазоры проверяют и регулируют на холодном двигателе. Для впускных клапанов (2, 3, 6, 7) зазор устанавливаем 0,15 мм, а для выпускных (1, 4, 5, 8) — 0,2 мм. Наизусть запоминать какие впускные, а какие выпускные клапаны совсем не обязательно, достаточно взглянуть на впускной и выпускной коллекторы. Напротив труб впускного коллектора будут расположены впускные клапаны, а напротив труб выпускного коллектора — выпускные.
Зазор постарайтесь выставить с максимальной точностью. При большом зазоре происходит сильный износ рокера, кулачка распредвала и торца клапана, а при маленьком — прогорают тарелки клапанов.
Перед регулировкой клапанов необходимо сначала проверить крепление корпуса подшипников распредвала, совмещение меток на шкиве коленвала и звёздочке распредвала, натянуть цепь.
Регулировать можно двумя способами, щупами или с помощью специального приспособления с микрометром. Регулировка щупами долгая и неточная операция. Не учитываются неровные поверхности между рокером и кулачком распредвала, соответственно зазор будет плюс-минус километр. Поэтому предпочтение лучше отдать планке с микрометром. Легко, точно и быстро в течение 18-22 минут можно отрегулировать все восемь клапанов. Ошибиться в порядке регулировки невозможно, т. к. на планке обозначен номер клапана и на какой угол нужно повернуть коленвал для его регулировки. С процедурой легко справиться даже новичок.
1. Отсоедините шланг картерных газов от корпуса воздушного фильтра.
2. Отстегните 4 защёлки и отверните гайку на 10 крышки корпуса воздушного фильтра.
3. Отверните 4 гайки на 8 крепления корпуса воздушного фильтра и снимите его. Накройте карбюратор технологической крышкой.
4. Отсоедините от карбюратора: трос подсоса, шланг отсоса картерных газов, обратную магистраль топлива, поперечную тягу с рычага привода дроссельных заслонок и продольную тягу с рычага возвратной пружины, сняв скобу крепления.
5. Отсоедините вакуумный шланг тормозов от вакуумного усилителя.
6. Снимите высоковольтные провода с катушки зажигания и свечей.
7. Отстегните защёлки крышки датчика-распределителя и снимите её вместе с проводами.
8. Выверните свечи зажигания.
9. Вытащите масляный щуп.
10. Отверните восемь гаек на 10 крепления клапанной крышки. Снимите кронштейны и прижимные шайбы.
11. Снимите клапанную крышку. Приподнимите её над головкой блока, чтобы она снялась со шпилек, поднимите заднюю часть, потом переднюю.
12. Проверьте затяжку гаек (9 штук) крепления корпуса подшипников распредвала:
При необходимости подтяните их моментом 18,3-22,6 Н . м. Если сорвана резьба на шпильке, замените шпильку. Если сорвана резьба в головке блока цилиндров, поставьте шпильку на холодную сварку и дайте время, чтобы шпилька прочно застыла.
13. Проверьте совмещение меток на шкиве коленвала и звёздочке распредвала. Метка 4 на шкиве коленвала должна находиться напротив нижней, длинной метки 3 на передней крышке двигателя, а метка на звёздочке распредвала — напротив прилива корпуса подшипников, контакт на роторе направлен в сторону электрода четвёртой свечи на крышке датчика-распределителя:
Читайте также: Как настроить клапана генератор
На двигателях с пробегом более 10 т. км метка на звёздочке распредвала обычно не доходит на ползуба, её можно оставить так и не переставлять цепь. Если метка не совпадает более, чем на один зуб, переставьте цепь. Для этого:
a) отогните край стопорной шайбы и ослабьте болт крепления звёздочки резким ударом по ключу;
b) ослабьте колпачковую гайку 2:
Видео:регулировка клапанов НИВАСкачать
c) вставьте между цепью и башмаком натяжителя 3 монтажную лопатку (см. рисунок), работая ей как рычагом, отожмите башмак натяжителя в сторону колпачковой гайки и затяните её;
d) выверните болт звёздочки и снимите её, ударив по ней деревянной ручкой молотка;
e) переставьте цепь так, чтобы метка на звёздочке совпала c приливом на корпусе подшипников распредвала:
f) проверните коленвал на необходимый угол в ту или иную сторону для того, чтобы установить звёздочку распредвала на посадочное отверстие и штифт;
g) поставьте звёздочку на место, вверните болт и слегка подтяните его;
h) ослабьте колпачковую гайку:
i) проверните коленвал и снова совместите метки; если они не совпали, то проделайте ещё раз операцию с пункта «с» по пункт «i»;
j) затяните болт звездочки моментом 41,2-51,0 Н . м и застопорите его краем шайбы;
k) затяните колпачковую гайку.
14. Натяните цепь:
a) полностью отверните колпачковую гайку:
b) храповичным ключом проверните коленвал на 720 градусов; если установлен дополнительный электрический вентилятор, то поддомкратьте переднее правое колесо, включите четвёртую или пятую передачу и плавно, медленно, без рывков вращайте колесо вперед, пока коленвал не провернется на 720 градусов; при этом ротор распределителя сделает полный оборот (360 градусов);
c) пальцем одной руки нащупайте стержень натяжителя:
другой рукой продолжайте проворачивать коленвал. Как только стержень утопился, прекратите проворачивание коленвала;
d) заверните колпачковую гайку
Видео:регулировка клапанов на ВАЗ классика,ниваСкачать
e) совместите метки на коленвалу и звёздочке распредвала:
Установите планку для регулировки клапанов:
Над проверяемым клапаном, в данном случае 6 или 8, закрепите кронштейн с коромыслом на планке. Внутренняя часть коромысла должна встать на край ровной части рокера:
В отверстие кронштейна установите микрометр так, чтобы он сел плотно и стрелка остановилась на отметке 0:
Вставьте вилочку между рокером и регулировочным болтом. Приподнимите рокер до легкого упора, если упор не ощущается, тогда приподнимите его пальцами:
Видео:Регулировка клапанов в два этапа на ВАЗ (2101, 2103, 2106 и 2121, 21213 (Нива))Скачать
Если зазор во впускных клапанах в норме, то стрелка микрометра должна повернуться против часовой стрелки на 52 деления шкалы, что соответствует 0,15 мм, для выпускных — на 69 делений, что соответствует 0,2 мм:
Если стрелка повернулась дальше, например на 77 делений, тогда из полученного результата вычтите 52 или 69 в зависимости от того, какой клапан регулируете, и узнаете, на сколько делений нужно отвернуть регулировочную гайку. Если стрелка не дошла до деления 52 или 69, и остановилась, например, на отметке 46, тогда вычтите из требуемого значения 52 или 69 полученное, т. е. 46, и узнаете, на сколько делений нужно завернуть регулировочную гайку.
Ослабьте контрящую гайку на 17:
Стрелка микрометра передвинется по часовой стрелке на несколько делений. Удерживайте контрящую гайку, а регулировочную ключом на 13:
Отверните или заверните регулировочный болт на полученное ранее количество делений. Заверните контрящую гайку и проверьте ещё раз зазор. Если он не в норме, тогда повторите ещё раз операцию, если в норме — переходим к регулировке 4 и 7 клапанов.
Проверните коленвал на 180 градусов против часовой стрелки: ключом сверху вниз, а если за колесо, то по ходу движения автомобиля. Распредвал повернётся на 90 градусов, а контакт ротора будет направлен в сторону электрода второй свечи на крышке датчика-распределителя. Отрегулируйте 4 и 7 клапаны, аналогично 6-му и 8-му:
Видео:Перекос рокеров и метод регулировки клапанов на ВАЗ-2101-07Скачать
Проверните коленвал еще на 180 градусов против часовой стрелки. Распредвал повернётся на 90 градусов, а контакт ротора будет направлен в сторону электрода первой свечи на крышке датчика-распределителя. Отрегулируйте 1 и 3 клапаны, аналогично 6-му и 8-му:
Метку на звёздочке должно быть не видно, она в самом низу! Проверните коленвал на 180 градусов против часовой стрелки. Распредвал повернётся на 90 градусов, а контакт ротора будет направлен в сторону электрода третей свечи на крышке датчика-распределителя:
Отрегулируйте 2 и 5 клапаны, аналогично 6-му и 8-му.
Регулировка клапанов окончена.
Иногда носик коромысла не достаёт до рокера. В этом случае можно положить монету достоинством 1 рубль сверху плоской части рокера:
Зазор в этом клапане регулируется аналогично клапану без монеты.
Протрите от грязи и масла верхнюю часть головки блока цилиндров и уложите новую прокладку.
Сборку проводите в обратной последовательности. Трос подсоса отрегулируйте так, чтобы при утопленной кнопке воздушная заслонка была в строго вертикальном положении.
Видео:КАК СНЯТЬ КЛАПАНА БЕЗ ИНТСРУМЕНТА И ПОСТАВИТЬ. БЫСТРЫЙ СПОСОБ. КАК ЗАСУХАРИТЬ, РАССУХАРИТЬ КЛАПАНА.Скачать
Что можно сделать попутно
1. Проверить зазор электродов свечей, при необходимости отрегулировать или заменить.
2. Промыть чистым бензином и проверить крышку датчика-распределителя на наличие трещин. Если есть, заменить.
3. Проверить люфт экрана датчика-распределителя.
4. Отрегулировать натяжение ремня генератора.
5. Проверить открытие дроссельных заслонок в карбюраторе. Если не открываются, отрегулировать тягами или устранить подклинивание.
6. Заменить топливный и воздушный фильтр.
При повороте ключа зажигания раздался громкий удар — забыли снять храповичный ключ. Затяните храповичную гайку моментом 101,3-125,6 Н . м.
Двигатель запустился, но глохнет при утапливании кнопки подсоса — забыли вставить шланг вакуумного усилителя тормозов в вакуумный усилитель.
Включаете передачу, а машина не едет — снимите машину с домкрата:-)
Выпускные клапана ваз 21213
Капельку теории. Кроме материала изготовления и качества обработки, в этой детали важны два геометрических параметра: цилиндричность стебля клапана и биение рабочей фаски клапана. Заводское руководство дает цифры диаметра стебля 7,985-8,0. Допустимое биение до 0,02 мм.
Чем плохи или хороши отечественные клапана. Хороши ценой , плохи качеством :-). Конечно? если вы пойдете в магазин с микрометром, призмой и часовым индикатором, вы сможете выбрать 8 штук из 20, которые будут геометрически удовлетворять всем критериям. Самый частый дефект, это биение рабочей фаски. Иногда встречались клапана на которых осевое биение достигало 0,05 мм. В переводе на язык бытового понимания, данный клапан к седлу вы никогда ни притрете. Всегда будет сектор на рабочей фаске, который не будет прилегать к седлу. Буду честен, известные «фирмачи» тоже не безгрешны. Очень долго пользовался продукцией американской фирмы «United Motors», пока мне не попалась партия клапанов у которых стебель был как морковка, с разницей по диаметру до 0,02 мм. Вариант местной «паленки» отпадает, поскольку детали предпочитаю заказывать с финских складов.
Теперь об импортных производителях. Опять же подход тот же самый, как и в случае с направляющими, вкладышами, кольцами. Открыл каталог Фиата-124, 125, 128, нашел серийные номера и стал смотреть каталоги. Приличных изготовителей клапанов около десятка. Начиная от фирмы Freccia, коя является поставщиком Фиата, заканчивая немецкими SM, Kolbenschmidt, TRW, AMP (поляки). В общем, выбор достаточный.
Я лично остановил свой выбор на клапанах SM:
Видео:ПРИТИРКА КЛАПАНОВ за 5 минут!!! Быстро, дешего, легко! Притираем клапана своими руками!Скачать
При первых поставках данных клапанов я еще измерял вышеозначенные параметры, а потом просто перестал это делать. Эти клапана я много раз устанавливал на разные ГБЦ и одно остается неизменным: это немецкое качество. Каких-то существенных плюсов отметить не могу, просто честные немецкие клапана для Фиата. Один из приятных моментов — это их упаковка. Конечно, они лежат в коробочке, но при этом каждый клапан упакован в отдельную герметичную упаковку. В общем, «сделано для человека».
Еще немножко внимания уделю установке. Давным-давно все правили седла клапанов ручными фрезами и надо было иметь «набитую руку», чтобы выправить седло без перекоса. Сейчас я предпочитаю другую технологию: правка седел делается в «моторных» фирмах, после развертки направляющих, а вот притирка делается «по-дедовски», вручную, под проливку как минимум бензином, как максимум керосином. Хорошим результатом притирки считаю, когда звук при вращении клапана изменяется с хруста на свист, и вторым показателем является ширина «притертой ленточки» на юбочке клапана, от 2 до 3 мм. Вот пожалуй и все секреты в этом вопросе.
Как водится в России, очень большое количество подделок. Как отличить настоящие немецкие клапана SM от палева? Долго думал и сравнивал поддельный комплект с настоящим. Самое смешное, что, судя по всему, в паленых комплектах лежат ВАЗовские клапана. Полиграфия один в один. Упаковка тоже не показатель. Внешний вид покупателю не технарю ничего не скажет. Разгадка как обычно оказалась проста и незатейлива: ВЕС КЛАПАНА. Масса немецкого впускного клапана 80 гр., масса выпускного 71 гр. «Паленка» на 10 гр. тяжелее. А где взять такие весы еще проще: в супермаркете в отделе весовых продуктов, плюс минус пару грамм увидите.
Несколько поставщиков «второго эшелона» выпускает клапан состоящий из двух частей:
Тарелка клапана выполнена из «хорошей» стали, а ножка из более дешевой. Искренне считаю это продукцией второго сорта. Сколько мне ни пришлось разбирать и ремонтировать двигателей, ни у одного приличного производителя я такого «чуда» не видел.
🔥 Видео
Проект "проХлада". 38 Серия. Регулировка клапанов и выставление перекрытия. Часть 1.Скачать
На сколько надо разворачивать направляющие втулки ГБЦ .Развёртки для впускных и выпускных втулок ГБЦСкачать
Регулировка клапанов ваз 21213 Нива, специнструментомСкачать
Регулировка клапанов.Нива Шевроле.Скачать
Lada Niva Направляющие втулки клапанов ВАЗ 21011 .Нива ВАЗ 21213-14Скачать
Регулировка Клапанов Лайфхак! Узнав этот секрет ВАЗ НИВА ты сам сможешь быстро регулировать клапанаСкачать
так бежит направляющая клапана , большой расход маслаСкачать
чем отличаются направляющие ваз выпускная от впускнойСкачать
Нива 1.7 регулировка клапанов и как правильно установить трамплёр.Скачать
Самый простой способ регулировки клапанов ваз 2107 за пять минутСкачать
Регулировка клапанов Нива , Классика 2101-07.Скачать
Регулировка клапанов ВАЗ ( классика ) . Для начинающихСкачать
стоит ли менять направляющие клапановСкачать
так стучат клапана ВАЗСкачать