От технического состояния автошин зависит комфорт вождения, управляемость и уровень безопасности. Автомобильная резина обеспечивает сцепление машины с дорогой в различных климатических и дорожных условиях.
Протектор – это наружный слой шины. Он соприкасается с дорогой, создает пятно контакта и обеспечивает тягово-сцепные свойства. Протекторный рисунок отличается объемом, состоит из блоков, канавок, ламелей определенной глубины.
Протектор отвечает за сцепление колес с сухой, мокрой, заснеженной и обледенелой дорогой. Он отводит воду, грязь и снег от пятна контакта. Система блоков и канавок препятствует эффекту аквапланирования, когда между колесом и дорогой во время дождя возникает водяная подушка.
Степень износа протектора шин влияет на управляемость, маневренность, устойчивость автомобиля, на длину тормозного пути. Существуют требования к глубине протекторного рисунка. Если внешний слой покрышки истерт, то ее меняют.
Важно понимать, что изношенные автошины не способны справляться с поставленными задачами:
- Увеличивается длина тормозного пути как на сухом, так и на мокром асфальте.
- Если глубина износа протектора ниже нормы, это приводит к появлению аквапланирования. Результат: колеса автомобиля вращаются с разной скоростью. Одно из колес может оказаться над поверхностью дороги.
Износ протектора – основная причина ухудшения качества торможения, плохой управляемости и курсовой устойчивости. При этом изношенная резина показывает одинаково нестабильное поведение на любом типе дорожного покрытия в дождь, снегопад или сухую погоду.
- Допустимый износ протектора
- Зимняя резина
- Через сколько менять зимнюю резину:
- Летняя резина
- Когда по закону нужно менять резину
- Как определить износ протектора
- Индикатор износа протектора
- Причины неравномерного износа протектора
- Как часто нужно менять резину
- Минимальная допустимая высота протектора зимних и летних шин?
- Остаточная величина протектора шин легкового автомобиля
- Как измерить остаточную величину протектора шин?
- Остаточная глубина протектора
- Протектор — скорость износа
- Влияние износа резины на управление автомобилем
- Требования ПДД: в целях безопасности
- Остаточная глубина протектора шин
- Допустимая глубина протектора зимних шин
- Допустимая глубина протектора летних шин
- 🎦 Видео
Видео:Всесезонная резина - кому она подойдет и сколько денег сэкономит?Скачать
Допустимый износ протектора
Зимние и летние покрышки различаются толщиной, составом резиновой смеси, количеством, формой и размером блоков, канавок. Подбор резины зависит от марки и модели автомобиля, типа кузова и класса, климатических и дорожных условий (город, автомагистраль, проселочные дороги, бездорожья), скоростного режима и стиля вождения.
Зимняя резина
Новые покрышки имеют глубокие канавки и многочисленные ламели, которые обеспечивают превосходные тягово-сцепные свойства. Производители выпускают зимние покрышки с тремя видами протектора:
- шипованный – наличие стальных элементов сцепления, шипов;
- фрикционный – нешипованная резина или липучка;
- скандинавский.
Шиповку используют для езды по нерасчищенным от снега дорогам и льду. Шипы вгрызаются в ледяную корку и раскалывают ее, обеспечивая отличное сцепление с дорогой. Но при движении на сухом асфальте шиповка теряет свои рабочие свойства.
Фрикционные шины-липучки подходят для езды по сухой чистой дороге, талому и неглубокому снегу, грязи. Главное отличие липучки – наличие грунтозацепов, специальных кромок сцепления, которые увеличивают устойчивость колес на мокром дорожном покрытии.
Скандинавские покрышки используют в условиях северных регионов, для которых характерны экстремальные минусовые температуры и снегопады. Главное отличие скандинавского протектора – широкие ламели, массивные многочисленные блоки, прорезанные канавками.
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Через сколько менять зимнюю резину:
В современных моделях покрышек высота протектора – 9-12 мм. Допустимый уровень износа здесь составит от 4 до 6 мм. Если ‘порог’ износа пройдет – покрышку меняют вне зависимости от того, сколько она служит.
Важно : Протектор зимней покрышки всегда выше летней модели на 3-4 мм. Глубина рисунка скандинавской покрышки также должна быть достаточной – не менее 8-9 мм.
На необходимость замены также укажут специальные индикаторы, расположенные у основания покрышки.
Летняя резина
Глубина протектора летней авторезины составляет 6-8 мм. Минимальный износ протектора должен быть не меньше 1,6 мм.
Протекторный рисунок должен четко читаться. В ином случае происходит ухудшение тягово-сцепных свойств колес, покрышки не могут эффективно отводить воду и грязь от пятна контакта, возможен эффект аквапланирования.
Для автомобилей класса спорт высота протектора составляет от 12 мм. Для внедорожников показатель высоты увеличивается еще на 5 мм.
Видео:Глубина протектора шин VS их размерСкачать
Когда по закону нужно менять резину
В соответствии с правилами дорожного движения, максимальный допустимый износ протектора:
- Для легковых автомобилей с максимальной массой до 3,5 тонн: лето – 1,6 мм; зима – 4 мм.
- Для грузового автотранспорта и прицепов – 1 мм.
- Для мотоциклов, мотороллеров, мопедов – 0,8 мм.
Остаточный износ протектора для микроавтобусов и автобусов, рассчитанных на перевозку более 8 пассажиров, составляет 2 мм.
Видео:Как легко запомнить высоту протектора!Скачать
Как определить износ протектора
Чтобы не попасть в аварийную ситуацию на дороге, автовладелец должен периодически проверять износ рисунка протектора. Это можно сделать следующими способами:
Возьмите измерительный инструмент с глубиномером – штангенциркуль. Выдвинете глубиномер, упритесь его носиком в основание рисунка. Штангенциркуль при этом должен упираться в верхнюю часть резины.
На механической или электронной шкале вы увидите показания. Если значение для летней резины меньше 1,6 мм, такие покрышки нужно срочно заменить. Для зимы этот показатель будет ниже 4 мм.
Чтобы показание было максимально точным, измерения проводят от основания рисунка. Оно должно быть ровным, без выступов.
Возьмите монетку номиналом два рубля. Поместите ее в канавку. Если ‘измеритель’ углубился до слова ‘рубль’, остаточная глубина 4 мм. Если слово ‘рубль’ исчезло – глубина 6 мм. Но если протектор спрятал только начало ‘венка’, то осталось 2 мм рисунка. В этом случае не рискуйте и замените покрышки.
‘Монетный’ способ неточный и позволяет узнать приблизительную глубину. Используется перед прохождением техосмотра или при покупке резины с пробегом.
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Индикатор износа протектора
Производители сегодня предлагают покрышки со специальными индикаторами износа. Это особая часть рисунка: различается по цвету, форме, размерам.
На поверхности авторезины можно встретить следующие индикаторы:
- Цифровые . На шину наносят цифры разной глубины: 2, 4, 6. Если цифра 2 исчезла – протектор уменьшился на два миллиметра. Цифры исчезают постепенно в процессе эксплуатации. Когда исчезнет самая большая по значению цифра, позаботьтесь о замене резины.
Объемные . Высота такого индикатора уменьшается в процессе эксплуатации шин. Когда его высота сравняется с протектором, изношенную резину следует менять на новую.
Читайте также: Частота системной шины 200 мгц
Цветные . Для обозначения критической отметки производители применяют разноцветный корд (желтый, красный). Цветная метка проявляется, когда покрышка износилась.
Видео:Замер износа шины.Уровень износа протектора.Самый точный и верный способ замерять остаток протектораСкачать
Причины неравномерного износа протектора
Не всегда покрышки изнашиваются равномерно. С такой проблемой автовладельцы сталкиваются часто, и вот ее основные причины:
- Неправильное давление в шинах
При накачке колес следует учитывать рекомендации производителя. Пренебрежение этим правилом приведет к избыточному давлению в покрышках.
Повышенное давление повышает шум, увеличивает повреждение, снижает управляемость.
Если колеса накачены слабо, происходит прогиб в центральной части. Снижается ускорение, повышается расход топлива, увеличивается радиус поворота.
При нормальном давлении резина изнашивается равномерно.
- Не отрегулированный развал-схождение
При попадании колеса в яму, выбоину сбивается развал-схождение. Автовладельцы не всегда могут самостоятельно и своевременно определить эту неисправность. Показателем служит – разный износ протектора.
Избыточный угол развала (положительный или отрицательный) приводит к истиранию резины в плечевых зонах. Покрышка получается скошенной. Автомобиль с такими колесами не может двигаться прямолинейно, и водителю приходится постоянно подкручивать рулевую рейку.
Избыточный угол схождения (положительный или отрицательный) приводит к ‘сбитому’ протектору. Рисунок собирается в гармошку, образуя бугристую, реброобразную поверхность.
- Бракованная резина и колесные диски
Из-за брака в покрышках или колесных дисках невозможно провести правильную балансировку колес. Такая ‘неисправность’ приводит к неравномерному износу, ухудшению управляемости и курсовой устойчивости автомобиля.
Первый признак бракованной резины – появление толчков, биение рулевой колонки.
- Изношенная или неисправная подвеска
Необходимо ежегодно проверять состояние подвески. Изношенные детали или неисправность этого элемента ходовой части машины также приводят к неравномерному износу шин.
Видео:Какой должна быть глубина протектора шин (07-11-20)Скачать
Как часто нужно менять резину
Замене подлежат автопокрышки с остаточным износом протекторного рисунка, резина с трещинами и порезами.
Важно помнить, что автошины подвержены не только абразивному износу, но и теряют свои рабочие характеристики под воздействием климатических условий, воздействия дорожной пыли, реагентов, высоких нагрузок. Результат таких воздействий – задубевшая покрышка, покрытая микротрещинами.
Поэтому менять шины нужно через каждые пять лет. Это срок эксплуатации покрышки, по истечении которого она теряет технические и рабочие характеристики, даже если высота остаточного протектора допускает машину к участию в дорожном движении.
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Минимальная допустимая высота протектора зимних и летних шин?
Многие автовладельцы эксплуатируют шины колес автомобиля до момента пока не начнет пробиваться корд.
Особенно это касается летних шин.
Разберемся какая существует максимальная остаточная (допустимая) величина протектора шин (глубина протектора) легкового автомобиля и как ее можно определить.
Остаточная величина протектора шин легкового автомобиля
2. Для зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм. При отсутствии индикаторов износа.
3. У всесезонных шин летом протектор не должен быть ниже 1,6 мм, зимой 4 мм.
Такая величина закреплена в нормативных актах, касающихся правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств многих стран.
Как измерить остаточную величину протектора шин?
1. При помощи штангенциркуля.
Необходимо проверить глубинометром штангенциркуля глубину протектора в нескольких местах шины. См. фото в начале статьи. По краям и по середине. Повторить процедуру проверки для каждого колеса.
Если остаточная глубина протектора соответствует норме, но износ больше по середине шины, то скорее всего она эксплуатируется с повышенным давлением. Если износ больше у краев, возможно нарушены углы установки колес. Когда протектор стерт только на одном колесе — деформированы детали подвески или кузов.
Для более точного измерения остаточной величины применяется специальный прибор — индикаторный измеритель глубины протектора шин.
2. По индикаторным выступам в канавках протектора.
На каждой шине, равномерно по всей окружности, в канавках протектора расположены выступы-индикаторы высотой 1, 6 мм. Визуально осматриваем шины. Если высота протектора сравнялась с индикаторами, шина подлежит замене.
Для быстрого определения мест расположения индикаторов на боковине шин нанесены значки. Например, треугольник, надпись TWI (Tread wear indicator), снежинка или иной значок.
На боковине этой летней шины известного производителя нанесены фирменные значки, указывающие расположение индикаторов износа протектора — человечек из шин (Бибендум)
Примечания и дополнения
— Помимо остаточной минимальной высоты протектора шин существует еще несколько параметров которые учитываются при допуске автомобиля к передвижению по дороге. Например, внешние повреждения (порезы, пробои) обнажающие корд. А так же расслоение каркаса шины, отслоение протектора от боковины и пр.
Видео:Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
Остаточная глубина протектора
Видео:Что такое допустимый износ шин: разница в индексе для летней и зимней резиныСкачать
Протектор — скорость износа
Покрышки автомобиля со временем неминуемо изнашиваются. На скорость износа автопротектора влияет множество факторов:
- условия эксплуатации и техническое состояние автомобиля;
- состояние дорожного покрытия, погодные условия;
- стиль вождения;
- величина пробега транспортного средства;
- фирма-производитель шин;
- ценовой диапазон изделий.
Измерение толщины протекторного слоя позволит точно узнать степень износа шины и вовремя принять решение о замене непригодной автомобильной резины на новую.
Видео:ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Влияние износа резины на управление автомобилем
С течением времени протектор автопокрышек изнашивается, что неизменно ухудшает управление автомобилем и существенно снижает его устойчивость. Известно, что на мокром асфальте либо грунте увеличивается длина тормозного пути, если шины существенно изношены. В этой связи многие производители делают такой рисунок и глубину протектора, чтобы существенно сократить путь торможения.
Также на мокром дорожном покрытии изношенные автомобильные шины могут послужить причиной возникновения аварийной ситуации. Если величина глубины протектора ниже допустимого значения, может образоваться эффект аквапланирования. Он возникает вследствие того, что задние и передние колеса начинают вращаться с неодинаковой скоростью. Одно из передних колес оказывается на поверхности воды, теряя тем самым сцепление с дорожным покрытием, в результате чего легковой автомобиль подвергается заносу во время движения. Это может привести к тому, что водитель лишится управления машиной и возникнет авария. Изношенные автопокрышки могут стать причиной:
- затрудненного управления при плохой погоде;
- увеличения тормозного пути на льду, снежной или мокрой дороге;
- ухудшения качества торможения за счет уменьшения веса колеса.
Читайте также: Какое давление в шинах должно быть lada priora
Не стоит полагать, что изношенные автопокрышки ухудшают поведение автомобилей лишь в дождливую погоду и снегопад. При езде по сухой трассе существенно уменьшается устойчивость транспортного средства (в первую очередь это касается транспортных средств, лишенных систем EPS, отвечающих за курсовую устойчивость).
Особое внимание производители шин уделяют качеству зимних автопокрышек. При этом в зависимости от типа транспортного средства тщательно продумываются рисунок и толщина протектора, подбирается состав резины, что в совокупности обеспечивает эффективное выведение грязи и снежной каши из места контакта резины с дорожным покрытием, что, в свою очередь, влияет на качество управления. Качественные зимние покрышки даже без специальных шипов способны обеспечить необходимое сцепление с поверхностью асфальта или грунта.
Смотрите также: Пересечение двойной сплошной — штраф, наказание за разворот
Видео:Как определить ресурс пробега новой шины | Сколько ходят шины | Когда надо менять шиныСкачать
Требования ПДД: в целях безопасности
Разные шины имеют различную предельную высоту износа. Глубина протектора воздействует на управляемость автомобиля и безопасность дорожного движения. Согласно 5 главе ПДД установлены предельные нормы высоты рисунка протектора. Для категории М1 — легковые авто, а также транспортных средств категорий N1, О1 и О2 минимальная допустимая величина составляет 1,6 мм. При эксплуатации зимних шин на заснеженном или обледеневшем покрытии — предел 4 мм. Сотрудник ГИБДД имеет право измерить остаточную глубину поверенным прибором. При зафиксированном нарушении на автовладельца накладывается штраф.
Видео:НЕ покупай Шины Nexen N'Blue HD Plus пока НЕ узнаешь ЭТО! Реальный опыт использованияСкачать
Остаточная глубина протектора шин
Автомобильные шины, имеющие определенный пробег, имеют важную величину (техническую характеристику), которая называется остаточной глубиной протектора. Несложно догадаться, что она показывает степень износа покрышек и указывает на возможность дальнейшей эксплуатации. В случае отсутствия специальных индикаторов износа покрышек остаточная высота (глубина) протекторного рисунка не должна быть ниже следующих допустимых значений:
- для мотоциклетной техники (категория L) – 0.8 мм;
- для грузовых автомобилей и прицепов (категории О3, О4, N2, N3) – 1 мм;
- для легковых автомобилей и прицепов, а также ТС с максимальной массой до 3.5 т (категории О1, О2, М1, N1) – 1.6 мм;
- для автобусов (количество мест более 8, категории М2, М3) – 2 мм.
Величина остаточной глубины для зимних шин с различным протекторным рисунком при использовании на определенных типах дорожного покрытия должна быть не более 4 мм. Такие автопокрышки предназначены для езды по заснеженным и обледеневшим трассам. Они маркируются большими латинскими буквами «M» и «S», а также имеют рисунок горной вершины с расположенной внутри снежинкой.
Маркировка зимних шин с различным протекторным рисунком
Допустимая глубина протектора зимних шин
К зимней резине предъявляются повышенные требования (в отличие от летних шин, так как от качества и высоты протекторного рисунка зависит качество езды, торможения на заснеженной или обледенелой дороге, а также безопасность водителя и членов экипажа).
Новая зимняя шина имеет более глубокие канавки и ламели на протекторе, что обеспечивает максимальное сцепление с дорожным полотном и отведение снежной каши из контактного пятна. Резина для езды холодную пору года бывает трех типов:
Первый тип зимних шин предназначен для езды по льду и снегу. Имеющиеся на автопокрышке шипы разбивают их, тем самым обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью дорожного полотна. Обратите внимание, что при прохождении асфальтированных участков создается достаточно большой шумовой фон. Не рекомендуется резко тормозить, поскольку можно деформировать резину и повредить шипы.
Фрикционные автопокрышки предназначены для езды по слякоти, грязи и неглубокому снегу. В сравнении с летними шинами, высота протектора зимних автопокрышек должна быть выше хотя бы на 3 мм. Фрикционная резина имеет большое количество нешироких прорезей, а также грунтозацепы специальной формы, которые существенно увеличивают устойчивость машины на мокром дорожном покрытии. Все шины этого типа в обязательном порядке снабжаются симметричным рисунком.
Что касается «скандинавской» резины, то такой тип автопокрышек предназначен для езды в условиях минусовых температур и сильного снегопада. Глубина протектора подобных шин должна быть не менее 8 мм. «Скандинавские» шины оснащаются асимметричным рисунком, где четко просматриваются широкие чашки с ламелями, которые необходимы для эффективного воздействия на снег и лед, а также их отведения из контактной области.
Допустимая глубина протектора летних шин
Глубина протектора летних автопокрышек напрямую влияет на качество сцепления колес с дорожным полотном и способствует водоотведению из контактной зоны, поэтому ее размер колеблется в диапазоне 6-8 мм. Обратите внимание, что допустимый уровень износа не должен быть менее половины начальной высоты протектора. Минимальная глубина протекторного рисунка, при котором разрешена эксплуатация покрышек, должна составлять не менее 1.6 мм.
Чтобы летнюю резину можно было использовать, обязательным условием является наличие четко обозначенного протекторного рисунка, в противном случае существенно ухудшается сцепление с дорогой и отведение воды (усиливается эффект аквапланирования). На новых шинах размер глубины может варьироваться в зависимости от типа автомобилей. К примеру, на спортивных и гоночных авто высота рисунка шины может находиться в значении 12-17 мм, в то время как на внедорожниках этот показатель может быть больше.
🎦 Видео
Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значитСкачать
Чем опасны полустертые шины? Как выбрать новую летнюю резину?Скачать
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫСОТУ ПРОТЕКТОРА ШИН НЕ ИМЕЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТСкачать
ТОП 5 лучшей всесезонной резины на 2021 годСкачать
Что внутри китайской и европейской шины? Пилим - и сравниваем!Скачать
Шины для внедорожников что выбрать AT и MT General Tire GRABBERСкачать
Обзор всесезонной шины BFGoodrich Urban Terrain T/AСкачать