- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- [Архив 2008 г.] Тюнинг двигателя ЗМЗ 406 и его модификаций. Часть 2: Клапаны (доработанная)
- Как регулируются клапана на 406 двигателе газель
- Нюансы регулировки клапанов на автомобилях ГАЗ
- Притирка клапанов 406 двигателя
- Притирка клапанов головки блока 406
- Когда нужна регулировка клапанов
- Необходимые инструменты
- К151Д
- Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402
- Расход топлива – по заводским нормам и реальный
- Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402
- Замена карбюратора инжектором на моторе ЗМЗ-4063
- Как часто необходимо проводить настройку
- Подготовительные операции
- 💥 Видео
Видео:Зазор клапанов ЗМЗ-406, после ремонта головки.Скачать
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
При индивидуальном методе ремонта головки цилиндров, клапанного механизма и привода распределительных валов двигателей ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409 пригодные для дальнейшей работы детали должны быть установлены на свои прежние места. Большинство деталей при их снятии с двигателя необходимо обязательно маркировать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при сборке.
Головка цилиндров, клапанный механизм и привод распределительных валов двигателей ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409, места контроля, предельные размеры, способы устранения дефектов при ремонте и сборке.
Наличие пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушение перемычек между гнездами не допускается (1). В этих случаях головку блока цилиндров надо браковать. Износ или срыв резьбы более двух ниток необходимо ремонтировать нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы номинального размера, или установкой резьбовых спиральных вставок.
Ослабление посадки втулки клапанов в головке цилиндров двигателей ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409 можно ремонтировать установкой втулки клапанов одного из ремонтных размеров (3). Первый ремонтный размер — 14+0,078/+0,060 мм, второй — 14,2+0,058/+0,040 мм, третий — 14,2+0,078/+0,060 мм.
При износе диаметра отверстия в головке блока цилиндров под гидротолкатель более 35,1 мм (4), головку блока цилиндров надо браковать. При диаметров опор головки цилиндров под шейки распределительных валов более 35,05 мм (5), надо браковать головку цилиндров и крышки распределительных валов.
Клапана и привод клапанов двигателей ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409, места контроля, предельные размеры, способы устранения дефектов при ремонте и сборке.
Коробление тарелки клапана и прогорание клапана и седла (6) можно ремонтировать следующим образом.
1. Седло прошлифовать.
2. Клапан заменить на новый.
3. Проверить размер 35,5 min калибром от оси распределительного вала до торца стержня клапана, прижатого к рабочей фаске седла. При невыполнении данного условия — головку блока цилиндров необходимо браковать.
При диаметре стержня клапана менее 7,95 мм (7) его можно ремонтировать следующим образом.
1. Хромировать стержень клапана до диаметра 8,1 мм.
2. Шлифовать стержень клапана в номинальный размер 8-0,02 мм.
Разница между диаметром втулки запрессованной в головку цилиндров : не более 8,1 мм для впускного клапана и не более 8,1 мм для выпускного клапана, и диаметром стержня клапана, должна быть не более 0,2 мм. В противном случае надо производить ремонт.
1. Клапан и втулку заменить новыми.
2. Фаски седел прошлифовать, центрируя по отверстию во втулке, выдерживая указанные размеры и обеспечивая концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,025 мм.
3. Уменьшить ширину седел клапанов : у седла впускного клапана : 2+-0,4 мм, у седла выпускного клапана : 2+-0,3 мм.
При диаметре отверстий направляющих втулок (9) : впускного клапана более 8,1 мм и выпускного клапана более 8,15 мм, их можно ремонтировать следующим образом.
1. Выпрессовать направляющие втулки.
2. Запрессовать новые ремонтные втулки в головку цилиндров.
3. Развернуть отверстия втулок : под впускной клапан — до 8+0,040/+0,022 мм, под выпускной клапан — до 8+0,047/+0,029 мм.
При износе диаметра гидротолкателя привода клапанов двигателей ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409 до размера менее 34,95 мм (10), его надо браковать. При диаметре опор головки цилиндров под переднюю шейку распределительных валов более 42,05 мм (11), необходимо браковать головку цилиндров и переднюю крышку распределительных валов.
Распределительные валы двигателей ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409, места контроля, предельные размеры, способы устранения дефектов при ремонте и сборке.
Наличие трещин (13) любого характера и расположения, задиры и глубокие раковины (14) на поверхности опорных шеек и кулачков распределительных валов двигателей ЗМЗ-405, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409 не допускается.
Радиальное биение средней опорной шейки распределительных валов должно быть не более 0,04 мм (13). В противном случае надо шлифовать средние опорные шейки до устранения дефекта, не выходя из поля допуска на размер опорных шеек распределительных валов : 35-0,050/-0,075 мм.
При износе диаметра (15) первой опорной шейки распределительных валов до размера менее 41,9 мм, диаметров опорных шеек до размера менее 34,9 мм, высоты кулачков менее 45,5 мм для двигателей ЗМЗ-4062, ЗМЗ-405, ЗМЗ-409 Евро-2 и ЗМЗ-409 Евро-3, и менее 44,5 мм для двигателей ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063 и ЗМЗ-405 Евро-3, их можно ремонтировать следующим образом.
1. Шлифовать изношенные шейки и кулачки распредвалов на 0,5 — 1,0 мм ниже номинального размера.
2. Произвести газоплазменное напыление вышеуказанных поверхностей распредвалов.
3. Шлифовать шейки и кулачки распредвалов в номинальный размер.
Видео:Замена седел клапанов ЗМЗ 405, 406, 409 в гаражных условияхСкачать
[Архив 2008 г.] Тюнинг двигателя ЗМЗ 406 и его модификаций. Часть 2: Клапаны (доработанная)
Тюнинг ЗМЗ 406 и его модификаций. Часть 2. Клапаны.
В этой статье речь пойдет о доработанных клапанах для моторов серии ЗМЗ 406. Данные клапаны представлены на рис.1 в сравнении со стандартными, и далее по тексту будем их называть sport, на что, в принципе, имеем полное право.
Рис.1 Стандартные клапаны ЗМЗ 406 (слева) и облегченные клапаны SM (справа)
Как видно из рисунка 1, у клапана sport доработан его стержень, а так же изменена форма его тарелки. Тарелка в районе фаски обточена больше чем на 2 мм, поэтому рабочая фаска значительно уменьшилась. Изменился также угол и все переходы сделаны более плавно. Нижняя часть тарелки выполнена виде полусферы (по фотографии не видно), что позволило дополнительно уменьшить массу клапана. В таблице 1 приводится вес клапанов sport, в сравнении со стандартными.
Таблица 1. Сравнение веса клапанов
Вес клапанов, гр | стандарт | sport | Разница в весе % |
Впускной клапан | 78 | 58 | 25 |
Выпускной клапан | 68 | 48 | 29 |
Теперь, попытаемся разобраться, что дает это изменение. Во-первых, существенное снижение веса клапанов снижает нагрузку на гидротолкатели (гидрокомпенсаторы), что является несомненным плюсом. Во-вторых, снижаются инерциальные потери, что облегчает работу двигателя на высоких оборотах и сдвигает моменты «зависания» и «отскока» клапанов на более высокие обороты. И, в-третьих, в паре с дюралевыми тарелками (их вес уменьшен примерно на 20%) и клапанными пружинами от 2108 мотора (жесткость примерно в 1.4 раза выше), рабочий диапазон двигателя увеличивается до 7500-8000 об/мин.
В принципе, на мой взгляд, да и не только я думаю, данный плюс облегчения нужен лишь любителям высоких оборотов (автор в их числе :). Поскольку, мощность двигателя пропорциональна произведению крутящего момента на обороты, соответственно, увеличение оборотистости двигателя приводит к увеличению мощности. Однако, я специально начал именно с плюсов облегчения, поскольку это наиболее понятный и, наверное, всем известный момент.
Но самая главная заслуга клапанов sport кроется именно в форме тарелки. На рисунке 2 клапаны показаны в закрытом положении.
Читайте также: Не срабатывает вентилятор охлаждения лада ларгус 8 клапанов
Рис.2 Клапаны в закрытом положении
Клапаны sport не просажены относительно стандартных, но может случиться и такое (зависит от седла в ГБЦ, на сколько притирать). Тогда, необходимо будет контролировать расстояние от торца клапана до центра распредвала, которое не должно быть менее 35,5мм (либо от торца клапана до постели распредвала не менее 18мм). В противном случае, необходимо торцевать клапан. Необходимо помнить, что просадка клапана приводит к увеличению объема камеры сгорания и небольшому снижению степени сжатия (СЖ). Однако, это не ощутимо (также, СЖ незначительно падает из за полусферической формы тарелки снизу). Но, если это каким либо образом смущает, можно шлифануть ГБЦ для увеличения СЖ.
Обратимся к рисунку 3, на котором показаны клапаны в открытом положении. Считаем, что при стандартном распредвале (подъем 9мм, фаза 252 гр.) клапан открывается на 9мм.
Рис.3. а — стандартный клапан (подъем 9мм), б — sport (подъем 9мм), в — стандартный клапан (подъем 10.6мм).
Проекция фаски клапана составляет приблизительно 4мм (рис.4,а). Красным отмечено проходное сечение клапанной щели, через которую топливовоздушная смесь поступает в цилиндр. Однако, самое интересное заключается в том, что клапан спорт при физическом подъеме 9мм на стандартном распредвале (рис.3,б) способствует увеличению сечения клапанной щели примерено на 2 мм (из за обтачивания тарелки клапана) и соответственно увеличению фазы на 10-15 градусов. Таким образом, форма клапанов sport приводит к эквивалентному увеличению подъема и фазы, что уже можно сравнить с установкой верхового распредвала на стандартные клапаны. На рис.3,в приводится подъем стандартного клапана с распредвалом ОКБ Двигатель №42 (подъем 10.6 мм, фаза 270 гр.).
Раз данные клапана изменяют воздушный поток, соответственно необходимо перенастроить программу управления — откатать поправку по лямбде (желательно по ШДК) циклового наполнения.
Чтобы не быть голословным, на рисунке 4 представлены результаты измерений расхода воздуха двигателем до и после замены клапанов (естественно прошивка была поправлена при этом :). Двигатель ЗМЗ 40620F 2.3л, впуск — ресивер Passik, выпуск — полностью прямой, каналы ГБЦ шлифованы, клапанные пружины от 21083, распредвалы стандартные (9мм, 252гр), клапана соответственно стандарт и sport. Измерения проводились комплексом Mikas Online Tuner .
Рис.4. Измерение расхода воздуха со стандартными и sport клапанами.
Как и следовало ожидать, влияние формы клапанов на наполнение воздухом двигателя соответствует установке распредвала с большим подъемом и более широкой фазой со стандартными клапанами. В данном случае, установка клапанов sport эквивалентна установке распредвала между №38 и №42 от ОКБ Двигатель.
Таким образом, можно подвести итоги, рассмотрев положительные и отрицательные моменты установки клапанов sport.
Плюсы:
— облегчение, снижение нагрузки на ГРМ, повышение максимальных оборотов.
— повышение максимальной мощности двигателя на 9-11% за счет увеличения наполнения двигателя на высоких оборотах без замены распредвалов. Стоимость клапанов sport значительно меньше стоимости распредвалов.
— при установке распредвалов с более высоким подъемом и более широкой фазой c клапанами sport, максимальная мощность может вырасти на 20-30% относительно базовой (зависит от распредвалов).
Минусы:
— немного уменьшается крутящий момент двигателя на низких оборотах, хотя если подумать, что на этих оборотах никогда не требуется максимальная отдача, то данное уменьшение абсолютно не критично.
— требуется получение поправки циклового наполнения двигателя по датчику кислорода, чтобы исключить завалы смеси в режимных точках. В противном случае обточенные клапаны могут довольно быстро прогореть, если возникнет обеднение смеси.
Фотографии и весовые характеристики клапанов — Александр (contros)
ВНИМАНИЕ Облегченные клапаны sport в магазинах не продаются, кому интересно, заказать можно через меня.
To be continued …
В данный момент клапаны приобрести не возможно. Если кто уж очень хочет — дорабатывайте сами на токарном станке по фотографии. Установка распредвалов с увеличенной фазой и подъемом клапана даст всеравно больший эффект
Видео:ПРОСАЖЕНЫ СЁДЛА КЛАПАНА ГБЦ ЗМЗ 405-406-409, КАК ОПРЕДИЛИТЬ, ЗАМЕНА СЕДЛА КЛАПАНА, ПРИРЕЗКА ФАСКИ ..Скачать
Как регулируются клапана на 406 двигателе газель
Нюансы регулировки клапанов на автомобилях ГАЗ
Клапана не всегда поддаются регулировке, в некоторых случаях стук остается даже при установке рекомендуемых зазоров. Причин такого явления может быть несколько:
— изношены кулачки распредвала;
— ось, на которой стоят коромысла, имеет выработку;
— носики коромысел неравномерно сработались;
— сработались сухари пружин.
Если на пяточках коромысел есть выработка, хорошо отрегулировать клапана с помощью щупов не получится, в таком случае следует пользоваться индикатором.
Когда есть дефекты на кулачках распредвала, избавиться от клапанного стука не получится, даже если делать регулировку с помощью индикатора. В этом случае требуется только замена распределительного вала, и никакие регулировки здесь не помогут. Если сработались сухари пружин, отрегулировать зазоры также не удастся, так как коромысла будут упираться не в клапан, а в чашку клапанной пружины. Этот дефект можно устранить установкой новых сухарей.
Инстукция по замене масла в двигателе ЗМЗ 402
Видео:Набор для выставления перекрытий клапанов ЗМЗ 405, 406, 409Скачать
Притирка клапанов 406 двигателя
Притереть клапана самому в домашних условиях очень просто самому, тогда не придется переплачивать за работу мастеру, способов притирки клапанов несколько, объясню простой и надежный способ притирки клапанов, и как можно самому притереть, или заменить клапана на 16 клапанной головки 406 двигателя. А так как головка 406 двигателя по устройству клапанов похожа на 16 клапанную головку ВАЗа, даже клапана в 406 голове стоят ВАЗовские 2108, Поэтому принцип притирки и замены клапанов одинаков, этим способом можно притирать и менять клапана также и на 16 клапанной головки ВАЗа.
Видео:Проверка сёдел клапанов ГБЦ двигатель ЗМЗ 405, 406, 409Скачать
Притирка клапанов головки блока 406
На фото видите головку блока 406 двигателя, она снята с двигателя и ждет свой очереди по притирки и замене клапанов. Но перед притиркой желательно снять все стаканчики с клапанов и положить их в такой последовательности, чтобы при постановки стаканчиков вы не перепутали их местами и каждый стаканчик вернулся на свое место. Принципе все стаканчики одинаковы, но все-таки если головка уже не новая и много поработала то желательно чтобы каждый стаканчик вернулся на свое место, так как каждый стаканчик давно притерся к своему месту. Но если случайно перепутаете стаканчики, ничего страшного не будет.
Фото. Головка блока 406 со съемником клапанов
На фото видите универсальный съемник клапанов, этим съемником можно рассухарить и снять клапана с любой головки, переставляя нажиматель съемника ближе или дальше в зависимости от места расположения клапана.
Фото. Рассухаривание клапана при помощи съемника
На фото видите как рассухарить клапан при помощи съемника клапанов, закручиваем болт в близкое место от клапана, цепляемся съемником за болт и нажимаем на тарелку клапана как можно сильней, пальцем откидываем в стороны сухарики. Но обязательно подложите любую железяку под клапан чтобы он в нее упирался.
Читайте также: Какое масло залить в коробку калина кросс 16 клапанов
Фото. Рассухаренный клапан с сухариками
После того как рассухарили клапан вытаскивайте пружины, и вытаскивайте клапан. Совет, не снимайте все клапана сразу, делайте по одному, рассухарили клапан притерли, поменяли сальник клапана, и засухарили клапан. Потом беритесь за следующий клапан.
Фото. Новый выпускной клапан с лева и рабочий с права
Сейчас буду притирать и сразу менять старые клапана на новые, хотя можно было просто притереть рабочие клапана (они еще в хорошем состоянии кроме одного).
Фото. Клапан с нанесенной притирочной пастой перед притиркой клапана
Притирать клапан будем так, намажьте на клапан притирочную пасту как на фото, пасту можно наносить на клапан как показано на фото при помощи шприца или любой палочкой, главное чтобы притирочная паста не попадала на шток клапана.
Фото. Притирка клапана при помощи дрели, с самодельной насадкой
Мне нравиться притирать клапана дрелью, так как увеличивается быстрота притирки. На фото самодельное приспособление для притирки клапанов, состоит оно из шпильки на 8мм. и кусочка плотного резинового шланга который плотно одевается на шпильку. Сделать это приспособление можно так, возьмите шпильку 8мм. оденьте посильней на нее кусочек плотного резинового шланга, и обрежьте шланг так чтобы он полностью налазил на шток клапана и почти упирался в шпильку, тогда при притирки клапана дрелью, шланг не будет болтать в стороны. Притираем клапан так, подложите под клапан железяку чтобы он не падал, натягивайте шланг на клапан, убирайте железяку из под клапана, включайте дрель и тяните клапан на себя но не сильно а так чтобы резиновая шланга не слетала с клапана, делайте такие движения дрелью во время притирки клапана, то притяните клапан то опустите, потрите клапан секунд 30. Затем сильно потяните дрель на себя и резиновая трубка сойдет с клапана.
Фото. Хорошо притертый клапан к седлу головки клапана
После притирки клапана нужно обязательно проверить, притерся клапан или нет, для этого после притирки протрите насухо седло клапана, и сам клапан. На фото видите хорошо притертый клапан и хорошо притертое седло клапана. Признаки хорошо притертого клапана такие, широкая серая полоса по кругу клапана, и широкая серая полоса в седле клапана. Но обратите внимание на второй выпускной клапан (он ниже притертого седла и меньше впускного), запомните если клапан имеет синеватый оттенок это признак того что он не держит и пропускает газы, из за этого двигатель троит и не тянет. Также этот клапан если вовремя не принять меры будет выгорать все сильней.
Видео:Одинарные и двойные пружины клапанов ЗМЗ 406.Скачать
Когда нужна регулировка клапанов
Детали механизма газораспределения открываются поочерёдно и в нужный момент. Контролирует их распредвал, надавливая своими кулачками на коромысла при вращении. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры клапанов. Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагревания — во время работы двигатель сильно греется. По сути, отрегулировать клапана на 402 двигателе, значит, изменить этот самый тепловой промежуток в большую или меньшую сторону.
Если элемент будет неплотно закрываться из-за температурного расширения, то фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя её от трактов. Если же клапан открывается с опозданием, это уже происходит по причине увеличения теплозазора и не только отрицательно воздействует на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.
Периодичность регулировки прописана в руководстве к движку: делать это нужно каждые 10-15 тыс. км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивной неудачностью мотора ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь находится чересчур низко и периодически бряцает, а тяги толкателей слишком длинные. Кроме того, качество используемых деталей невысокое, что лишний раз увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, шестерня распредвала быстро отваливается, так как сделана из капрона. Правда, она защищена металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как на других моторах, смотрится куда надёжнее.
Видео:Замена сёдел клапанов ЗМЗ 405, ЗМЗ 406, ЗМЗ 409Скачать
Необходимые инструменты
Для грамотной регулировки клапанов Газели с 402 двигателем надо подготовить следующие инструменты:
- комплект отвёрток;
- щупы разного размера или универсальный щуп;
- трещотку с удлинителем и головкой на 10 мм;
- набор ключей, размерами с 8 по 14 мм;
- свечной ключ;
- молоток;
- ветошь.
Видео:КАК СНЯТЬ КЛАПАНА БЕЗ ИНТСРУМЕНТА И ПОСТАВИТЬ. БЫСТРЫЙ СПОСОБ. КАК ЗАСУХАРИТЬ, РАССУХАРИТЬ КЛАПАНА.Скачать
К151Д
Для «Газели» с 406-ым двигателем был предусмотрен свой карбюратор, и он несколько отличался от «Волговского», который шел с 402-ым мотором. Маркировка у карбюраторов тоже была разная, у «Волги» – модель К151С, у «Газели» – К151Д. Внешне устройства совершенно одинаковые, разница лишь в начинке. В модели К151Д носики насоса-ускорителя впрыскивают топливо сразу в обе камеры карбюратора, на К151С – только в первую камеру. Еще у карбюраторов разные сечения жиклеров.
У карбюраторных ЗМЗ 406 на «Газели» отмечается одна проблема – довольно большой расход топлива Газели, особенно, когда автомобиль груженый, и едет на скорости выше 60 км/час. Проблема присутствует до сих пор, и каждый хозяин коммерческого автомобиля пытается решить ее по-своему.
Видео:Не допускайте ошибок при ремонте ЗМЗ 405, 406.Скачать
Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402
Калибр теплозазора, в соответствии с паспортными данными двигателя, должна составлять 0,4 мм. Показатель этот отличается между впускными и выпускными клапанами, так как последние элементы нагреваются сильнее. Измерения должны проводиться щупами, оснащёнными шагом в 0,05 мм или меньше.
Параметры также могут отличаться из-за различных условий эксплуатации и манеры езды:
- постоянная перевозка тяжёлых грузов, периодическая езда по горам, применение нестандартного бензина — 0,4 мм;
- питание двигателя газом — 0,35 мм и 0,45 мм (выпуск);
- постоянные резкие старты, спортивная манера езды — 0,3-0,35 мм.
К тому же, можно путём уменьшения теплового зазора увеличить тягу двигателя и снизить расход топлива. Но это будет работать только на режимах спокойной езды, без нагрузки.
Видео:Ремонт ГБЦ ЗМЗ 406 и восстановление клапанов.Скачать
Расход топлива – по заводским нормам и реальный
По техническим паспортным данным расход топлива на скорости 60 км/час с двигателем ЗМЗ 4063 и ЗМЗ 4061 составляет 10,5 л, на скорости 80 км/час – 13 л. Но при контрольном замере не учитываются многие факторы:
- Загруженность авто;
- Погодные условия;
- Дорожная обстановка;
- Техническое состояние автомобиля.
В эти нормы можно уложиться, если автомобиль будет эксплуатироваться летом на сухой дороге, при этом без груза и в полностью исправном состоянии. Многое еще зависит от стиля езды. Чем резче водитель нажимает на газ, тем больше расходуется топливо. Зависит расход бензина также от его качества. Замечено, что топливо с более высоким октановым числом меньше расходуется. Поэтому для «Газели» предпочтительнее заливать горючее марки Аи-95 вместо Аи-92.
Таблица сравнения расхода топлива в различных модификациях автомобиля Газель
Хуже двигателю от этого точно не будет, зато машина побежит резвее, да и бензин немного экономнее будет расходоваться.
Читайте также: Встроенный термостатический клапан данфосс
Видео:Залечили. Ремонт 16 клапанной ГБЦ Газель , Волга.Скачать
Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402
Ниже приведён подробный порядок действий:
- скинуть клеммы с аккумулятора;
- поставить нейтральную передачу;
- отсоединить всё навесное оборудование, которое отходит от клапанной крышки, включая шланг УОЗ;
- скинуть тросы заслонок, прикреплённых к карбюратору;
- демонтировать воздушный фильтр;
- отвернуть болты, снять верхнюю часть механизма;
- вывернуть свечи зажигания;
- поршень цилиндра 1 установить в ВМТ, совмещая метку коленвала с приливом на передней крышке мотора — вращать коленвал рекомендуется только стартером;
- снять крышку электрического распределителя, проверить бегунок — данный элемент трамблёра должен смотреть строго на 1 цилиндр;
- начать регулировку клапанов.
Клапана желательно регулировать только на холодный двигатель! С другой стороны, мотор ЗМЗ-402 оснащён алюминиевой головкой. Штанги имеют свойство расширяться по мере нагрева ДВС, а зазоры уменьшаться. По этой причине опытные мастера рекомендуют регулировать систему 402-го на прогретом движке, выставляя зазоры 0,3 мм на всех элементах. Исключение — автомобили Газель.
Что касается меток: они могут совпадать при ВМТ с первым или четвёртым цилиндром. Как это проверить помимо направления бегунка? Если зажаты клапаны 1, 2, 4 и 6, а остальные свободны — метка совпадает с 4-м цилиндром. И наоборот, если зажаты 8, 7, 5 и 3 — метка совпадает с 1-м цилиндром.
Регулировка клапанов 402 двигателя в два приема осуществляется по следующей схеме:
- сначала первые клапаны впуска и выпуска;
- затем вторые впуска и выпуска;
- третий впускной;
- проворот коленвала на 360 градусов, совмещение меток и установка бегунка на 4-й цилиндр;
- регулировка оставшихся клапанов.
Коротко порядок регулировки клапанов выглядит так: сначала 1, 2, 4 и 6 — остальные зажаты, затем — от кабины 8, 7, 5 и 3.
Регулировка клапанов ЗМЗ 402 по инструкции:
- подвигать коромысло по валу вперёд и назад;
- несильно и осторожно стукнуть молотком по валу точно над клапаном — ни в коем случае не бить по толкателю;
- гаечным ключом на 11 открутить гайку регулировочного винта, придерживая последний мощной отвёрткой с плоским жалом или накидным ключом на 14;
- щупом измерить зазор — он должен проходить под клапаном с небольшим усилием, при необходимости отрегулировать до нужных значений;
- зажать гайку обратно — заново проверить величину зазора;
- повторить операцию со всеми клапанами.
На некоторых автомобилях клапана регулируются с помощью шайб. Вместо родной устанавливается кольцо меньшей или большей толщины. Альтернативный вариант — замена толкателей на варианты с нужными параметрами. Известны моторы, на которых регулировка вообще не предусмотрена — на ДВС с гидрокомпенсаторами. Клапаны ЗМЗ-402 настраиваются специальным регулировочным винтом.
Затем надо установить на место свечи, крышку распределителя и навесное оборудование. Потом осуществить тестовый запуск двигателя, чтобы проверить подачу масла на все толкатели. Если смазка не будет поступать на какой-либо элемент, следует ослабить крепёжную гайку оси коромысел в зоне четвёртого цилиндра. Также надо будет прочистить всю маслосистему автомобиля.
В конце остановить мотор, собрать все демонтированные компоненты на место. Болты клапанной крышки закрутить с нужным усилием. После установки всех нужных шлангов и трубок, заново завести движок. Дать ему прогреться до 80-90 градусов, затем послушать работу клапанов — они не должны звенеть или цокать.
Видео:ЗМЗ 409. Короткое видео по притирке клапанов.Скачать
Замена карбюратора инжектором на моторе ЗМЗ-4063
С целью улучшения технических характеристик достаточно часто собственники Газелей заменяют карбюраторную систему инжектором, хотя это удовольствие недешевое. Для такой переделки необходимо будет приобретать дополнительно:
- датчик расхода воздуха;
- электрический бензонасос;
- другую проводку для двигателя;
- впускной коллектор (ресивер) в сборе с заслонками;
- воздушные патрубки;
- датчики ДТОВ (температуры окружающего воздуха) и ДПДЗ (положения дроссельной заслонки);
- топливную рампу с форсунками и регулятором давления топлива;
- блок управления двигателем;
- переднюю малую крышку ДВС;
- оба распределительных вала (отличаются профилем кулачков);
- топливный фильтр;
- корпус воздушного фильтра («банку») в сборе с фильтрующим элементом;
- регулятор холостого хода.
Также могут потребоваться различные мелочи, такие как бензиновые шланги, хомуты, предохранители, прокладки, кронштейн топливного фильтра и прочее. Работа здесь трудоемкая, но цель оправдывает средства. Преимущества инжектора перед карбюратором весомые:
- двигатель получает солидную прибавку в мощности;
- не нужно постоянно мучиться с регулировкой и чисткой карбюратора;
- можно установить ГБО практически любого поколения, кроме первого.
Некоторые запчасти инжектора стоят дорого, но вовсе не обязательно их приобретать в магазине. Отличного качества детали б/у можно найти на авторазборках или по объявлениям у частников, тем более, почти всегда получается поторговаться. Однозначно, коллектор (ресивер) лучше приобретать подержанный, так как он практически никогда не изнашивается, и нет смысла здесь переплачивать.
Видео по ремонту двигателя Газели ЗМЗ 406:
С самого начала выпуска «Газель» оснащалась лишь двигателем ЗМЗ 402, но с 1996 года на машину стали серийно устанавливать мотор ЗМЗ 406. ДВС оснащался электронной системой зажигания, но в отличие от «Волги», на которой уже был инжектор, на «Газели» решили оставить карбюратор.
Установленный на Газель 406 двигатель
Видео:Клапана ЧАМЗ для ВАЗ и ЗМЗСкачать
Как часто необходимо проводить настройку
В условиях эксплуатации автомобиля с высокой нагрузкой — перевозка тяжёлых грузов, езда по горам и на малой скорости, срок регулировки сокращается до 8-10 тыс. км. А если в бак заливается не соответствующий ГБЦ бензин, клапаны нуждаются в настройке уже каждые 5-6 тыс. км пробега. Иначе они прогорят, а двигатель потеряет компрессию.
Чтобы не сорвать резьбу в процессе регулировки клапанов, в начале откручивания и на последнем обороте закручивания гайку нужно вращать ключом очень плавно. Наконечники штанг клапанного механизма двигателя ЗМЗ-402 сделаны из дюралюминия, а не стали, как на ЗИЛ-130, например. Поэтому настраивать клапаны на слух крайне сложно. Бряцанье и стуки могут издавать:
- изношенные кулачки распредвала;
- неравномерно сработавшиеся носики коромысел;
- выработанная ось;
- расшатанные сухари пружин.
Клапаны с дефектным распредвалом не получится нормально отрегулировать. Поэтому целесообразнее будет заменить распределительный вал. То же касается и сработанных сухарей пружин, так как коромысла в этом случае будут упираться не в клапаны, а в чашки пружин.
Видео:Замена направляющих втулок клапанов ЗМЗ 406.Скачать
Подготовительные операции
Несмотря на то, что регулировка клапанов двигателя 4216 “Газель” относительно проста, нужно понимать, что процесс очень ответственный. Перед работами по регулировке машину следует тщательно подготовить.
Первым делом автомобиль необходимо зафиксировать. Одному ручному тормозу доверять не стоит. Лучше дополнительно подстраховаться противооткатными упорами. Затем, если двигатель горячий, ему дают остыть. Мотор должен быть полностью холодным.
Перед началом работ необходимо добраться до клапанного механизма. На инжекторных двигателях это сделать относительно просто, а на карбюраторных — сложней.
Для начала необходимо снять воздушный фильтр:
- Первым делом снимают крышку фильтра, затем откручивают крепежные гайки.
- Шланг вакуумного корректора зажигания и патрубок сапуна также снимают.
- Далее от карбюратора отсоединяют тяги – они будут сильно мешать.
- Наконец, отворачивается клапанная крышка.
На этом подготовительные работы окончены и можно переходить непосредственно к регулировке клапанов двигателя 4216 “Газель”.
💥 Видео
ЗМЗ 405 406 409. Как засухарить клапаны.Скачать
Замена сёдел клапанов ЗМЗ 406. Завод отдыхает.Скачать
Обрыв клапана ЗМЗ 406 в моей практике - редкостьСкачать
ЗМЗ 405 406 409. Притирка клапанов. Оценка фасокСкачать
Торцовка клапанов убитой гбц ЗМЗ 406Скачать
Зачем притирать клапана? ЗМЗ 406, ГАЗ 3110Скачать