Sport.ru/ Формула-1. Поклонники автогонок знают, что перед началом соревнований колеса спорткаров техники прогревают с помощью термочехлов или электронагревателей. Для чего это делается и нужны ли похожие процедуры для обычных автомобилей? Кстати, широкий выбор шин в Моске в магазине BlackTyres. Ознакомиться с каталогом можно по ссылке https://blacktyres.ru/catalog-tyres/vendor/.
Если речь идёт о Формуле-1, то состав шин для автомобилей-участников используется с учётом рабочей температуры 70-90 градусов: при высоких отметках достигаются максимальные сцепные свойства. Во время активных циклов разгона и торможения резины может нагреться до этих показателей, пишет aif.ru. Чтобы не проиграть ценные мгновения старта, техники прогревают колеса.
У обычных автомобилей резина нагревается гораздо меньше. Точные показатели зависят от размера шины, условий внешней среды, нагрузки, давления воздуха, скорости, рисунка протектора, конструкции и прочих факторов.
Даже при поездках в летнюю жару покрышки охлаждаются за счёт обдува. Как правило, температура резины держится в пределах 30-40 градусов. Она может повыситься во время резкого торможения, но об этом чуть позже.
Зимой температура шины ещё ниже. Если автомобиль едет в спокойном темпе, она не превышает 10-15 градусов и тоже чуть возрастает во время разгонов-торможений. С учетом этих значений и создан состав резины для шин обычных автомобилей, не предназначенных для участия в гонках.
В холодное время года резине потребуется какое-то время, чтобы температура достигла рабочих показателей. Сразу после старта она действительно не дотягивает до тех значений, которые требуются до максимального сцепления колес с дорогой. Поэтому в гололед могут скользить даже зимние шины.
Главный способ их прогрева — равномерное и спокойное движение по дороге без активных нагрузок. Если на улице около -10 градусов, то за 10 минут резина прогреется до 5 градусов тепла, мотор и трансмиссия также будут готовы к нормальной работе. Скорость можно будет увеличивать. От шины идёт активная теплоотдача, поэтому во время движения на скоростных дорогах автомобили заставляют таять снег под колесами.
Важно, что на температуру резины влияет стиль вождения водителя. Спортивное вождение и дрифт срок службы шин заметно сокращают. Чем выше температура — тем ниже прочность резины и корда. Если покрышки нагреются до 100 градусов, то прочность корда упадет на 20 процентов, а резины — в два раза.
В диапазоне от 100 до 120 градусов может начаться процесс вулканизации и девулканизации резины, шины начинают разрушаться. Именно эти показатели достигаются во время дрифта. Чем ниже прочность корда и выше температура — тем больше вероятность, что протектор отслоится и каркас разорвётся. Поэтому дрифтовать на обычной резине может быть очень опасно.
Видео:ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифовСкачать
В Формуле -1 решили обойтись без прогрева шин
Опубликовано 13.02.2020 · Обновлено 04.02.2021
Непомерно раздутые бюджеты и огромные расходы заставляют постоянно пересматривать различные технические регламенты Королевских гонок. На этот раз сомнению подверглась необходимость системы прогрева шин перед стартом.
Известно, что холодная резина гораздо хуже держит трассу. Поэтому в Формуле-1 используются специальные прогревочные чехлы, которые одеваются на колеса и до старта поддерживают температуру шин, сопоставимую с той, до которой они нагреваются во время гонок. Для экономии бюджета участники Формулы -1 предложили FIA ввести запрет на использование таких устройств. Это предложение ранее уже выносливось на рассмотрение, однако было отклонено по соображениям безопасности. Автомобиль на холодных покрышках мене устойчив, да и тормозной путь больше.
Читайте также: Манометр для подкачки шин metabo rf60 602233000
Теперь аргументы сторонников экономии оказались сильнее. Тем более, что их поддержал поставщик автомобильных шин — компания Pirelli. Компания пообещала создать покрышки, не нуждающиеся в предварительном разогреве и сохраняющие высокие сцепные свойства с первых секунд старта. В следующем году, руководитель подразделения компании по выпуску спортивных покрышек, обещал представить дождевые шины нового поколения, а к 2014 — и сухую резину. Такой срок требуется потому, что состав резины для не требующих прогрева покрышек должен быть радикально изменен.
Видео:F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИСкачать
Нужно ли прогревать шины перед поездками
Если речь идет о Формуле-1, то состав шин для автомобилей-участников используется с учетом рабочей температуры 70-90 градусов: при высоких отметках достигаются максимальные сцепные свойства. Во время активных циклов разгона и торможения резины может нагреться до этих показателей, пишет aif.ru. Чтобы не проиграть ценные мгновения старта, техники прогревают колеса.
У обычных автомобилей резина нагревается гораздо меньше. Точные показатели зависят от размера шины, условий внешней среды, нагрузки, давления воздуха, скорости, рисунка протектора, конструкции и прочих факторов.
Даже при поездках в летнюю жару покрышки охлаждаются за счет обдува. Как правило, температура резины держится в пределах 30-40 градусов. Она может повыситься во время резкого торможения, но об этом чуть позже.
Зимой температура шины еще ниже. Если автомобиль едет в спокойном темпе, она не превышает 10-15 градусов и тоже чуть возрастает во время разгонов-торможений. С учетом этих значений и создан состав резины для шин обычных автомобилей, не предназначенных для участия в гонках.
В холодное время года резине потребуется какое-то время, чтобы температура достигла рабочих показателей. Сразу после старта она действительно не дотягивает до тех значений, которые требуются до максимального сцепления колес с дорогой. Поэтому в гололед могут скользить даже зимние шины.
Главный способ их прогрева — равномерное и спокойное движение по дороге без активных нагрузок. Если на улице около -10 градусов, то за 10 минут резина прогреется до 5 градусов тепла, мотор и трансмиссия также будут готовы к нормальной работе. Скорость можно будет увеличивать. От шины идет активная теплоотдача, поэтому во время движения на скоростных дорогах автомобили заставляют таять снег под колесами.
Важно, что на температуру резины влияет стиль вождения водителя. Спортивное вождение и дрифт срок службы шин заметно сокращают. Чем выше температура — тем ниже прочность резины и корда. Если покрышки нагреются до 100 градусов, то прочность корда упадет на 20 процентов, а резины — в два раза.
В диапазоне от 100 до 120 градусов может начаться процесс вулканизации и девулканизации резины, шины начинают разрушаться. Именно эти показатели достигаются во время дрифта. Чем ниже прочность корда и выше температура — тем больше вероятность, что протектор отслоится и каркас разорвется. Поэтому дрифтовать на обычной резине может быть очень опасно.
Видео:Почему колёса Формулы 1 так странно установлены? Как работает Анти-Аккерман и угол увода?Скачать
Техника F1: Контроль температуры шин
Температура шин – один из ключевых параметров оптимальной работы машин Формулы 1. Конструкторы заранее получают спецификации резины и контрольные образцы от поставщиков, решая непростую задачу по поиску компромисса – с одной стороны нужно избежать чрезмерного износа шин на дистанции, «беречь резину», с другой – именно нагрузка на шины позволяет вывести их в рабочий диапазон эффективных температур.
Читайте также: Шины гудрич 245 75 r16
Диапазон этот у сликов Bridgestone, которые используются командами в этом году, весьма узкий. Средняя рабочая температура четырех составов +80С, отклонение на десять градусов в меньшую сторону резко ухудшает сцепление с асфальтом, в большую – приводит к гранулированию и быстрому износу.
Машина, которая бережно использует резину, эффективна на горячем асфальте с температурой в +40. 52С, прохладная погода лучше подходит машинам, агрессивно использующим шины. Если прибавить к этому уравнению влияние абразивных характеристик асфальта, становится очевидно, что решить его весьма непросто.
В этом году работу команд осложнило решение FIA о сохранении прошлогодних габаритных размеров шин. Под эти размеры команды разработали новые машины, но на первых тестах сликов выявилась серьёзная проблема – передние колеса обеспечивали лучший контакт с трассой, чем ведущие задние, что не только провоцировало сильную избыточную поворачиваемость, но и приводило к разной скорости прогрева. В 2010-м инженеры Bridgestone планируют решить эту проблему уменьшением ширины передних шин.
Результаты выступления команды на Гран При во многом зависят от эффективной работы с шинами во время пятничных свободных заездов. Мы часто слышим о том, что в пятницу команды сравнивают эффективность двух составов на дистанции – эта информация становится одним из базисных факторов при настройке машины.
Гонщики проезжают серию кругов на каждом составе, температура асфальта и его абразивность известны, поэтому можно внести коррективы в настройки аэродинамики и подвески, чуть больше прижав машину, если шины прогреваются слишком долго, потеряв при этом в максимальной скорости, но выиграв в сцеплении с асфальтом, или наоборот – немного ослабить прижим, если резина сильно изнашивается. Проверяются характеристики обоих составов, при этом тот, который в данной ситуации более эффективен, используется в качестве базового на дистанции гонки.
Для оперативного контроля над температурой шин, многие команды используют беспроводные датчики BERU f1systems, или самостоятельные разработки на их основе. Датчик, размером с зажигалку и весом 35 грамм, крепится с внутренней стороны вентиля, или размещается внутри колёсного диска.
Несколько лет назад инженерам было достаточно знать температуру воздуха внутри шины, но сейчас этой информации мало. Температура воздуха зависит от множества факторов – торможений, тепловой ёмкости колесного диска, к тому же этот параметр меняется значительно медленнее, чем температура резины, не позволяя отследить процессы в динамике.
Инженерам BERU f1systems удалось решить эту задачу, разработав несколько инновационных решений, позволяющих не только точно измерять температуру слоя резины, но и «виртуальную глубину» такого измерения. Несколько раз в секунду собранная информация передаётся датчиком и принимается передней и задней антеннами машины, подключенными к электронике ECU. После этого данные о температуре и давлении доступны команде при передаче телеметрии…
Видео:Почему колеса Формулы-1 2022 года медленнее, но всё равно лучше? Регламент 2022 года, диски и шины.Скачать
Проблемы с резиной.
Жаргон шинников, как и многих других технических специалистов, позволяет емко и коротко описать ситуацию. Увы, смысл термина не всегда очевиден тем, кто не впитал бензин с молоком матери. Босс Bridgestone в Формуле 1, Кес ван дер Гринт, прокомментировал терминологию шинников.
«Что бы прикатать резину, добиться наибольшей эффективности от нового комплекта шин, нужен один-два цикла прогрева. Высокая температура меняет химические характеристики резины — верхний слой может стать более жестким или наоборот — мягким.
Читайте также: Все известные марки шин
Отрезок времени, который требуется для прогрева, зависит от опыта гонщика. Если он не спешит и прогревает новый комплект постепенно, то характеристики резины улучшатся. Если перестарается и бросится с первых кругов атаковать, то перегреет верхний слой, и не подготовит комплект к работе, а убьет его.
Полезно «прикатывать» и дождевые шины — снять верхний слой резины, убрать следы технологических жидкостей, которые используются при производстве, но мешают отталкивать воду. Этот процесс можно сделать вручную, без установки на машину, но не в Формуле 1 — здесь это запрещено. Я помню, много лет назад, в Формуле Ford подобная практика использовалась повсеместно и тогда называлась «полировкой».»
«Пузырение может случиться и с дождевой резиной, и с шинами для сухого асфальта, как внутри, так и на поверхности.
Перегрев, большая разница температуры между внешним слоем и композитным каркасом – фрагмент резины плавится и на этом месте возникает пузырь. Со стороны выглядит, как прыщ на коже — причины иные, но так же неприятно.
Технологии не стоят на месте, современные составы более устойчивы к перегреву, а конструктив позволяет эффективнее отводить тепло. Мы контролируем температуру во время гонки и проверяем шины на предмет образования внутренних пузырей после финиша. С каждым годом их меньше, но проблема еще существует.»
«Физику этого дефекта объяснить непросто. Гранулирование возникает, когда шина скользит — верхний слой нелинейно смещается относительно конструктива и на поверхности возникают небольшие волнообразные выступы. Эти выступы стираются об асфальт, падает площадь контакта и сцепление ухудшается.
Проблема появилась в 1998-м, вместе с канавками на шинах в Формуле 1 — резина в канавках смещается неравномерно, относительно единого конструктива. За эти годы удалось добиться серьезного прогресса, мы изменили конструктив и составы, чтобы минимизировать дефект.
Количество гранул зависит от характеристик асфальта и механической прижимной силы конкретной машины. В идеале нам нужно приготовить состав, достаточно мягкий для эффективного контакта с трассой, и достаточно жесткий, чтобы противостоять гранулированию.
Особенно заметна эта проблема на трассах, которые редко используются для гонок — сцепления не хватает, машина страдает недостаточной поворачиваемостью, а она, в свою очередь, провоцирует гранулирование. Та машина, у которой больше топлива в баках, у которой более очевиден недостаток поворачиваемости, больше и быстрее пострадает от появления гранул.
Интересно, что гранулирование, в исключительных обстоятельствах, может возникнуть и на сликах. Я помню этап серии А1, который проходил на настолько грязной трассе, что машины скользили буквально в каждом повороте, и вечером мы увидели гранулы. Через день асфальт покрылся отработанной резиной, сцепление улучшилось, и мы использовали те же составы без каких-либо проблем».
«Если резина блокируется на торможении, а машина еще движется, верхний слой резины стирается об асфальт и возникает плоская потертость. В отдельных случаях верхний слой стирается до основания конструктива. Такие дефекты очень опасны — возникает вибрация и гонщик вынужден ехать на дополнительный пит-стоп для смены шин.
Но это уже не дефект резины, а следствие ошибок гонщика или стечения обстоятельств. В гонках всякое бывает.»
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
Зачем чистить шины NASCAR и F1?Скачать
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ШИНАМИ Ф-1? #shorts #formula1Скачать
Смена колес на пит-стопе Формулы 1Скачать
КАК УСТРОЕНА ФОРМУЛА 1? ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ НОВИЧКОВСкачать
Шины Formula 1. История Формула 1. Гонки на машинах. Ф1Скачать
Эволюция шин Формулы-1. От первых велосипедных шин до сликов и шин с рисунком протектора. 1950 2022Скачать
ШИНОМОНТАЖ В ФОРМУЛЕ 1/ КАК РАБОТАЕТ ГАЙКОВЕРТСкачать
Как работает аэродинамика в Формуле 1. Что такое «грязный воздух»Скачать
Как проходит пит-стоп Формулы 1? Замена шин всего за 1.82 секунды.Скачать
FORMULA Energy /// после 60 тысяч км.Скачать
В чем отличие шин Pirelli и Formula? Интервью с PirelliСкачать
СЕКРЕТНЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМУЛЫ 1: Подвеска, ТормозаСкачать
Норрис легко уничтожил Ферстаппена, шины Pirelli лоханули стратегов (Гран-При Майами 2024 Формула-1)Скачать
Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Вот вам и китайская резинаСкачать
Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать