Тормозной механизм задних колес. Колодки тормоза, колесный цилиндр 37 и другие детали смонтированы на щите 8, который крепится на фланце балки заднего моста и является базовой деталью тормозного механизма. У основания кругового бурта щита выштампованы шесть равномерно расположенных по окружности бобышек, которые служат опорными точками для ободьев 2 тормозных колодок. На нижнюю подштамповку щита на две заклепки 25 установлен пакет пластин, которые составляют опору нижних концов тормозных колодок. Крайние пластины 30 и 27 ограничивают боковое смещение тормозных колодок, а пластины 28 — боковое смещение троса 24.
На верхней подштамповке щита крепится колесный цилиндр 37. В боковом приливе корпуса цилиндра, кроме резьбовых отверстий под крепление, имеется центральное отверстие для подвода тормозной жидкости и верхнее отверстие для прокачки тормозной системы. В центральное отверстие ввернут штуцер 40 трубопровода, а в верхний — штуцер 41 для прокачки тормозов.
Внутри цилиндра размещены два оппозитных поршня 11. В наружные торцы поршней запрессованы упоры 14, в пазы которых упираются верхние концы ребер тормозных колодок. Поршни колесного цилиндра в нерабочем состоянии, когда в трубопроводах отсутствует давление тормозной жидкости, поджимаются к тормозным колодкам распорной пружиной 39 через опорные чашки 38 и уплотнительные кольца 12. Для точного положения распорной пружины при сборке опорные чашки напрессовываются на ее концы. Выход поршней из цилиндра защищен резиновыми манжетами 13, наружные кромки которых накинуты на буртики цилиндра, а внутренние — на шейки поршней.
Тормозные колодки автомобиля 8A3-2103, установленные на щите 8, стянуты верхней 32 и нижней 26 пружинами. Нижние концы колодок упираются в пластину 29, а втулки 20 автоматического регулирующего устройства — в оси 15. Верхняя стяжная пружина длиннее нижней, поэтому для предотвращения колебаний и стука во время движения автомобиля она прижата к двум резиновым подушкам 33. От бокового перемещения колодки удерживаются пазами упоров 14, направляющей пластиной 30 и пружинами 21, зацепленными за перемычки ребер колодок и за щит через ушки 22.
Тормозные колодки автомобилей ВАЗ-2101, 2102 в нерабочем состоянии поджаты верхней пружиной до упора в регулировочные эксцентрики 10 и от бокового перемещения, кроме пластины 30 и упоров 14, удерживаются стойками 7. Шляпкой стойка удерживается за щит 8, а заплечиками, через чашки 6 и 4 и пружину 5 между ними, ограничивает боковое перемещение колодки. Нежесткая (пружинная) связь тормозной колодки со щитом позволяет колодке самоустанавливаться в момент соприкосновения с поверхностью барабана 53.
Тормозные колодки сварные. Фрикционная накладка 3 приклеивается к поверхности обода 2 специальным клеем БФТ-2, а затем шлифуется.
Регулирующее устройство, установленное на каждой тормозной колодке ВАЗ-2103, состоит из стальной втулки 20. двух металлокерамических фрикционных шайб 19, пружины 17 и гайки 16. Фрикционные шайбы прижаты с обеих сторон к ребру тормозной колодки усилием пружины, сжатой навернутой на втулку гайкой. Гайка 16 после завертывания до упора стопорится от самоотвинчивания раскаткой буртика втулки 20.
Принцип действия регулирующего устройства. Тормозная колодка с приведением в действие гидропривода тормозов, преодолевая сопротивление пружины 32 и одновременно выбирая зазор между осью 15 и втулкой 20, перемещается до упора в тормозной барабан.
Если зазор между накладкой 3 и барабаном 53 больше зазора между осью 15 и втулкой 20 (износ накладки, барабана), то колодка, перемещаясь до упора в барабан, преодолевает силу трения между ребром 1 и фрикционными шайбами 19. С прекращением действия гидропривода тормозная колодка отводится от барабана пружиной 32 только на величину зазора (0,8 мм) между втулкой и осью, так как для преодоления силы трения в регулировочном приспособлении усилия пружины недостаточно. Таким образом восстанавливается заданный конструкцией зазор между накладкой тормозной колодки и барабаном по мере износа их трущихся поверхностей.
Для регулирования зазора между накладками 3 и барабаном 53 (ВАЗ-2101 и 2102) установлены регулировочные эксцентрики 10, закрепленные в стенке щита 8 гайками 9, навернутыми на хвостовики эксцентриков с определенным моментом затягивания, который обеспечивает постоянный момент проворачивания эксцентриков (не менее 0,65 кгс·м). Это сделано для предотвращения самопроизвольного поворота эксцентрика. От самоотвинчивания гайки 9 после затягивания привариваются к хвостовикам.
Стояночный тормоз включает в себя механический привод от ручного рычага 56, расположенного на полу между передними сиденьями, и тормозной механизм задних колес.
Тормозные колодки прижимаются к барабану при перемещении рычага 34 и разжимной планки 35. Рычаг 34 посажен на палец 36 и вместе с ребром тормозной колодки упирается в паз разжимной планки. На нижний конец рычага, выполненный в виде крючка, накинуто стремя 31 наконечника стального троса 24. Второй конец троса соединен с тормозным механизмом другого колеса. Для защиты и упора в кронштейны крепления и тормозные щиты оба колена троса заключены в многослойную оболочку из пластмассовых трубок и проволочной оплетки. Кроме того, на концы троса надеты возвратные пружины 23, которые помогают заднему тросу вернуться в исходное положение при освобождении его от усилия. Задний наконечник 71 оболочки крепится к тормозному щиту 8, а передний наконечник 70 оболочки упирается в кронштейн на днище кузова.
Читайте также: Замена нижнего цилиндра сцепления газ 3110
Перед сборкой задний трос смазывается консистентной смазкой на основе литиевого мыла и при эксплуатации дополнительной смазки не требует.
Средняя часть заднего троса, свободная от оболочки, накинута на направляющую скобу 66, надетую на наконечник 65 переднего троса 63.
Перемещение троса направляется пластмассовым роликом 64, а возвратная пружина 68 помогает тросу занять исходное положение при отпускании рычага 56.
Рычаг стояночного тормоза смонтирован на кронштейне 61 и вращается на валике, с другого конца которого посажен возвратный рычаг 62. Сборка рычагов с валиком и кронштейном неразъемная.
Внутри рычага 56 на оси качается собачка 59, которая фиксирует рычаг в заданном положении и управляется кнопкой 54, тягой 58 и пружиной 55. Собачка входит в зацепление с зубчатым сектором 60, посаженным на заклепки между стойками кронштейна 61. При перемещении рычага 56 вверх собачка свободно скользит по зубчатому сектору. Для возврата рычага в нижнее положение надо нажать на кнопку 54, тем самым освободив собачку из зацепления с сектором.
Степень натяжения переднего 63 и заднего 24 тросов (следовательно, и ход рычага 56) регулируется завертыванием или отвертыванием гайки 67 с контргайкой.
При торможении движущегося автомобиля происходит перераспределение нагрузки на оси, т. е. основная нагрузка перемещается на переднюю подвеску, а задняя подвеска, соответственно, разгружается, и сцепление задних колес с дорожным полотном уменьшается.
Для того чтобы избежать «юза» задних колес при торможении и, следовательно, возможного заноса автомобиля, в систему гидропривода задних тормозов последовательно подсоединен регулятор давления. Назначение его — снизить давление в гидроприводе задних колес, т. е. снизить эффективность торможения при уменьшении нагрузки на заднюю подвеску.
Регулятор давления установлен на кронштейне, который закреплен на днище кузова с правой стороны (по ходу). Регулятор приводится в действие двуплечим рычагом, закрепленным на двух опорах: одна опора на задней панели пола, другая опора — палец, вставленный в ушки 52 корпуса регулятора.
Длинное плечо рычага соединено через стремянку с балкой заднего моста. Короткое плечо рычага упирается в хвостовик 51 поршня регулятора и передает поршню колебательное движение задней подвески.
Шарнирные соединения и опора рычага при эксплуатации не требуют ухода, так как резиновые втулки этих соединений защищают поверхности трения от попадания абразивных частиц и влаги.
Стальной поршень 48 разделяет полость регулятора на две полости — верхнюю и нижнюю и является основной деталью, регулирующей перепуск тормозной жидкости из одной полости в другую.
Нижняя полость соединяется с трубопроводом, идущим от главного тормозного цилиндра, а верхняя полость — с трубопроводом, идущим в колесные цилиндры задних тормозов.
Выход стержня поршня из корпуса уплотнен резиновым кольцом 50 со сфероидальной поверхностью трения. Пружина 47, упираясь в плавающую тарелку 46 (а через нее и в заплечики поршня), стремится постоянно отжимать поршень до упора его выступом в пробку 43.
Резиновый уплотнитель 45, на который садится головка поршня при разобщении полостей регулятора, также плавающего типа, но его перемещение к головке поршня ограничено втулкой 44.
При верхнем (нерабочем) положении поршня тормозная жидкость из одной полости регулятора проходит в другую через зазоры между стержнем поршня, тарелкой 46 и уплотнителем 45, головкой поршня, уплотнителем и втулкой 44 и далее по пазу пробки 43 в расточку корпуса, к верхнему отверстию.
Видео:Ремонт потекшего заднего тормозного цилиндра ВАЗ, замена манжет на не родныеСкачать
Шувалов ВАЗ-2101 12
Видео:Задние тормозные цилиндры ВАЗ-2101,ВАЗ-2105,различие и применение.Скачать
Тормозная система
В тормозной системе автомобиля «Жигули» применено много конструктивных решений, ранее не встречавшихся на отечественных легковых автомобилях, — дисковые тормоза передних колес, сдвоенный главный тормозной цилиндр, ограничитель давления, алюминиевые барабаны задних тормозов. Поскольку большинству автолюбителей они незнакомы, уделим им особое внимание.
Прежде всего надо сказать о двухконтурной системе гидравлического привода тормозов. Впервые два независимых контура трубопроводов, подводящих жидкость к тормозам передних и задних колес, появились в конце 30-х годов на гоночных автомобилях, где надежности тормозов придается первостепенное значение. При обрыве шланга или утечке жидкости в одном контуре другой контур не выходит из строя, и машину удается затормозить. Несколько лет назад это решение было заимствовано конструкторами серийных легковых автомобилей. Два главных цилиндра, работающих на гоночных автомобилях параллельно, они расположили один за другим в общем корпусе, чтобы сделать узел более компактным. Дисковые тормоза легковые автомобили также унаследовали от своих гоночных собратьев, на которых они успешно применяются уже семнадцать лет. Более высокая эффективность дисковых тормозов по сравнению с барабанными — вот причина, почему ими оснащаются чаще всего передние колеса, на долю которых приходится значительная часть тормозного усилия.
Задние же тормоза «Жигулей» сделаны барабанными, так как они менее нагружены. Кроме того, при этой конструкции упрощается привод ручного тормоза. Учитывалось и то, что задние дисковые тормоза, «обстреливаемые» потоком грязи и пыли из-под передних колес, чересчур быстро изнашивались бы при эксплуатации автомобиля на проселочных дорогах.
Чтобы задние тормоза «Жигулей» не были тяжелыми и хорошо охлаждались, их снабдили алюминиевыми барабанами с залитыми в них чугунными кольцами, по которым работают колодки.
Еще одна важная особенность тормозной системы «Жигулей» — регулятор давления. При резком торможении автомобиля всегда происходит перераспределение нагрузок — машина «клюет» носом, а нагрузка на задние колеса уменьшается. В результате их сцепление с дорогой ухудшается, и они «идут юзом». Это явление (если ведущие колеса задние), особенно во время движения по заснеженной и мокрой дороге, приводит к заносу задней части автомобиля, а порой и к авариям — в этом случае машина теряет управляемость.
Очевидно, что в зависимости от нагрузки на задние колеса (число пассажиров, количество багажа, перераспределение веса при резком торможении) необходимо регулировать давление жидкости, а следовательно, и усилие торможения на задних колесах. Тогда «юз» будет предотвращен. Датчиком такого «автоматического» регулятора является механическая связь между задним мостом и кузовом, расстояние между которыми изменяется как раз в зависимости от нагрузки на заднюю ось.
Рассмотрим теперь конкретно каждый узел системы.
Читайте также: Как считаются цилиндры в авто
Установка тормозной педали:
1 — главный тормозной цилиндр;
2 — толкатель;
3 — педаль;
4 — регулируемый упор и включатель стоп-сигнала;
5 — контргайка;
6 — оттяжная пружина;
7 — кронштейн педалей.
Как на большей части современных легковых автомобилей, тормозная педаль сделана подвесной и крепится вместе с педалью сцепления на оси кронштейна 7. Своим торцом он прижат к панели передка кузова и (привернут к ней вместе с главными цилиндрами привода тормозов и сцепления гайками на четырех шпильках. Педаль 3 через толкатель 2 действует на поршень главного тормозного цилиндра, который подает жидкость к тормозам. При перемещении педали немедленно срабатывает включатель 4 стоп-сигнала, на толкатель которого она опирается в исходном положении. Полный ход педали — около 140 мм.
Главный тормозной цилиндр:
1 — пробка;
2 — корпус;
3 — поршень привода задних тормозов;
4 — поршень привода передних тормозов;
5, 9 — уплотнительное кольцо;
6, 10 — фиксирующий болт;
7, 11 — пружина;
8 — упорная шайба;
12 — установочное кольцо;
13 — впускное отверстие;
14 — прижимная пружина.
В чугунном корпусе 2 главного тормозного цилиндра размещены два поршня 3 и 4, обслуживающие тормоза соответственно задних и передних колес. Их ход ограничен фиксирующими болтами 6 и 10, входящими в продольные пазы. Каждый поршень снабжен возвратной пружиной 7 (или 11) и уплотняющей системой. При нажатии на педаль поршень 4 идет влево. Тормозная жидкость, поступившая из бачка в полость между левым торцом поршня и кольцом 12, попадает через сверление 13 в пространство между поршнем и шайбой 8, идет далее по соответствующему каналу к трубопроводам передних тормозов и одновременно давит на поршень 3. Она смещает его влево, при этом путь тормозной жидкости под поршнем 3 такой же, как и под поршнем 4. Под действием поршня 3 жидкость подается к задним тормозам.
В начале хода каждого из поршней кольца 12, плотно сидящие в расточке корпуса 2 цилиндра, остаются на месте. Затем зазоры между ними и торцами поршней выбираются, поршни толкают кольца влево, а пружины 14, прижимая резиновые кольца 9 к торцам поршней, предотвращают дальнейшее сообщение полости под поршнем с бачком для жидкости. Эти устройства выполняют работу хорошо известного нам лепесткового клапана. Роль уплотняющих манжет играют три кольца 9.
При исправной работе системы в контуре привода задних тормозов связь между поршнями 3 и 4 гидравлическая. В случае утечки жидкости или обрыва шланга поршень 3 «проваливается», сжимая пружину 11. Достигнув упора, он становится для своего партнера неподвижной стенкой в цилиндре, позволяя подавать жидкость под давлением в исправный контур привода передних тормозов. При падении же давления в контуре привода передних тормозов поршень 4 сжимает пружину 7 и своим торцом упирается в поршень 3, заставляя его подавать жидкость в свой контур.
Главный цилиндр питается жидкостью из бачков, связанных с полостями привода передних и задних тормозов шлангами. С рабочими цилиндрами передних и задних тормозов главный цилиндр связывают соответственно трубопроводы.
Установка регулятора:
1 — балка заднего моста;
2 — серьга;
3 — скоба;
4 — торсион;
5 — кронштейн кузова;
6 — регулятор.
Читайте также: Цилиндр замка высота 28 мм
Прежде чем попасть в рабочие цилиндры задних тормозов, жидкость поступает в регулятор давления. Он установлен на кронштейне 5 кузова вблизи балки 1 заднего моста и связан с ней серьгой 2 и торсионом 4.
Устройство регулятора тормозного усилия задних колес:
1 — корпус;
2 — кольцо;
3, 8 — уплотнитель;
4 — торсион;
5 — поршень;
6 — пружина;
7 — упорное кольцо;
9 — пробка.
Торсион в зависимости от расстояния между кузовом и балкой 1 оказывает переменное давление на грибовидный поршень 5 регулятора. Благодаря тому, что площадь верхнего торца поршня больше, чем площадь нижнего бурта его головки, по мере увеличения давления жидкости возникает гидростатическая сила, которая стремится опустить поршень. При слишком высоком давлении, которое может привести к «юзу» колес, он опускается настолько, что, опершись на резиновое кольцо 8, отсекает подачу жидкости к колесным цилиндрам. Таким образом, давление жидкости на выходе из регулятора всегда ниже, чем на входе. Перемещению поршня 5 вниз препятствует подпирающий его конец торсиона. Чем ближе балка заднего моста к кузову (следовательно, чем больше нагрузка на заднюю ось), тем сильнее давление торсиона на поршень. Это означает, что к колесным цилиндрам жидкость подается под более высоким (пропорционально нагрузке) давлением.
Параметры регулятора подобраны так, что давление жидкости в тормозных цилиндрах задних колес никогда не превышает величины, опасной в отношении блокировки колес.
Устройство тормозов:
1 — главный тормозной цилиндр;
2 — трубопровод к задним тормозам;
3 — шланги подвода жидкости из бачков;
4 — уравнительный шланг;
5 — бачки для тормозной жидкости;
6 — трубопроводы к передним тормозам;
7 — гибкий шланг;
8 — скоба;
9 — тормозные накладки;
10 — манжета;
11 — уплотнительное кольцо;
12 — соединительная трубка;
13 — штуцер для прокачки тормозов;
14 — поршень;
15, 16 — рабочий цилиндр;
17 — колесо;
18 — колесный болт;
19 — защитный кожух;
20 — тормозной диск;
21 — ступица колеса;
22 — кронштейн скобы;
23 — стойка передней подвески;
24, 31 — болт;
25 — колесный цилиндр;
26, 38 — колодка;
27 — накладка;
28 — рычаг;
29, 36 — эксцентрик;
30 — опорный щит:
32 — наконечник;
33 — трос;
34 — оси колодок;
35, 39 — пружина;
37 — распорная планка.
Обратимся теперь непосредственно к устройству тормозных механизмов. К фланцам ступиц 21 передних колес прикреплены чугунные тормозные диски 20. Каждый диск охватывается суппортом, или скобой 8, которая двумя болтами 24 привернута к кронштейну 22, смонтированному на стойке 23 передней подвески. В специальных пазах чугунной скобы 8 установлены алюминиевые рабочие тормозные цилиндры 15 и 16 с поршнями 14.
При нажатии на педаль тормозная жидкость поступает в цилиндры по трубкам 7 и 12 и перемещает поршни навстречу друг другу (ход их составляет 0,1 мм). Поршни, упираясь в тормозные колодки накладками 9, зажимают диск 20, тормозя его вращение, а следовательно, и колеса 17.
При растормаживании, когда давление жидкости падает, поршни 14 вследствие упругости уплотнительных колец 11 возвращаются в исходное положение. Специальных устройств для регулирования зазора между дисками 20 и накладками 9 не требуется, так как под действием даже незначительного осевого биения диск отжимает накладки независимо от их износа на нужную величину, поддерживая необходимый минимальный зазор. Накладки предохраняются от грязи, приводящей к преждевременному их износу, защитным кожухом. Тормозные накладки имеют значительную толщину и требуют замены (простая операция, не отнимающая много времени), лишь когда толщина их уменьшится до 1,5 мм.
Нужно отметить, что дисковые тормоза не теряют эффективности при попадании на них воды: диски почти мгновенно сбрасывают с себя влажную пленку.
Задние барабанные тормоза выполнены по общепринятой схеме. Расположенные внутри рабочего цилиндра 25 поршни раздвигают связанные с ними колодки 26 и 38, прижимая их к тормозному барабану. Оси 34 колодок и цилиндр 25 закреплены на опорном щите 30, который четырьмя болтами 31 привернут к фланцу балки заднего моста. Ручной тормоз действует на те же колодки 26 и 38 посредством тросов 33 через промежуточный рычаг 28 и распорную планку 37.
Рычаг ручного тормоза снабжен храповым устройством, фиксирующим его в поднятом (затянутом) положении.
Зазор между колодками и барабанами регулируется за счет проворачивания эксцентриков 29 и 36, на которые опираются тормозные колодки. Шестигранные головки эксцентриков, служащие для их проворачивания, выведены из тормозного щита.
Несколько слов об уходе за тормозной системой. Подробно он описан в заводской инструкции. Однако полезно, как показывает опыт эксплуатации, предупредить владельцев о том, что недопустимо применять любую другую тормозную жидкость, кроме рекомендованной заводом (ГТЖА-2 «Нева»), а также смешивать эту жидкость с другими.
💡 Видео
Замена заднего ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА ВАЗ классика (LADA 2101-07)Скачать
Ремонт заднего тормозного цилиндра ВАЗ. Бюджетный ремонт.Скачать
Ремонт и обслуживание СУППОРТОВ ВАЗ классика (LADA 2101-07)Скачать
Замена манжет заднего тормозного цилиндра ВАЗ 2102Скачать
Устройство саморазводящегося рабочего тормозного цилиндра.Скачать
Замена ЗАДНИХ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ВАЗ классика (LADA 2101-07)Скачать
ЗАМЕНА ЗАДНЕГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА ВАЗ 2101-2106 #замена заднего тормозного цилиндра ваз 2106Скачать
главный тормозной цилиндрСкачать
Нужен или нет регулятор давления задних тормозов( колдун)?Скачать
ЧТОБ НЕ КЛИНИЛИ ТОРМОЗА.РЕМОНТ ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА.Скачать
ТАЗОБУДНИ #33 Задний тормозной цилиндр/ Как разобрать/ Как починить/ Замена ремкомплектаСкачать
Замена ремкомплекта главного тормозного цилиндра ВАЗ 2107Скачать
Обзор тормозных цилиндров ВАЗСкачать
Задние тормозные цилиндры ВАЗ 2108-15. Устройство. Оригинал или подделка.Скачать
нюанс задних тормозов ваз 2101Скачать
Ремонт потёкшего заднего тормозного цилиндра ВАЗ, Замена манжетаСкачать
Как собрать задние тормоза ВАЗ 2101-2107Скачать
ЗАМЕНА ЗАДНЕГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА ВАЗ 2106(КЛАССИКА)Скачать