Итак, в чем же отличие клапана (вентиля) от задвижки? Разница между этими типами арматуры обусловлена конструкцией их запорных органов.
В вентилях поток рабочей среды (жидкость или газ) перекрывается при помощи клапана, который прижимается к седлу в горизонтальных плоскостях, параллельных потоку, для чего производится двойной изгиб потока газа или жидкости под углом девяносто градусов. При этом повышается сопротивление.
Клапан снабжен плоским тарелкообразным или конусоидальным затвором, который и совершает возвратно-поступательные движения по поверхности седла. В задвижках поток перекрывается благодаря заслонке или конусу, опускаемому перпендикулярно направлению движения потока.
Блокирующий элемент задвижек может либо полностью перекрывать поток рабочей среды, либо быть полностью открытым; вентили, в свою очередь, могут выполнять функцию регулирующих элементов.
В том случае, если в системе применяются трубы диаметром от 300 мм, а также при высоком давлении эффективней использовать задвижки. Если перед вами стоит вопрос экономии, то клапан – лучшее решение. Его низкая стоимость обуславливается простотой конструкции устройства. В тоже время, при высоком давлении не возникает трудностей при вращении рукоятки. Однако высокое давление создает дополнительную нагрузку, так как оно «пытается» оттеснить клапан от седла. В задвижках же отсутствуют изгибы, поэтому такой нагрузки нет.
Если клапан сконструирован правильно, то между проходными, входными и выходными отверстиями не наблюдается сужения. При применении задвижек имеется несколько вариантов. Как правило, в трубопроводных системах монтируются полноприводные задвижки, в которых диаметры трубопровода и проходных отверстий полностью совпадают. Однако зачастую, для снижения крутящих моментов устанавливают суженные задвижки. Таким образом, снижается износ уплотнительных поверхностей.
В результате воздействия одностороннего давления потока рабочей среды на заслонку обеспечивается ее более плотное прилегание к седлу, что делает задвижки более надежным оборудованием.
Клапаны могут выполнять регулирующую функцию, в то время как задвижки только перекрывают поток, т.е. они либо полностью открыты, либо полностью закрыты.
Задвижки классифицируются в зависимости от конструкции, используемых материалов, типу управлении и присоединения. В каталоге на нашем сайте представлены все виды задвижек c DN от 10 до 1500.
Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом, и наши специалисты решат вопрос с подбором необходимой трубопроводной арматуры по наиболее выгодным ценам в кратчайшие сроки!
- Учимся различать вентили и задвижки
- Особенности и назначение
- Тип подсоединения
- Конструкция и принцип работы вентиля
- Разбор внутренностей
- Конструкция и действие задвижки
- Монтаж огромной промышленной задвижки (видео)
- Схема сборки
- Основные отличия
- Вентиль и задвижка: чем отличаются
- Вентиль и задвижка: чем отличаются
- Конструкция и особенность вентиля
- Конструкция и особенности задвижки
- Отличие задвижки и вентиля
- Чем отличается задвижка от вентиля
- Чем отличается кран от других видов арматуры
- 🔍 Видео
Видео:Что означают надписи на задвижках, клапанах и проч.?Скачать
Учимся различать вентили и задвижки
Вентиля и задвижки – два основных элемента, чаще всего используемых на промышленных трубопроводах. Без них сложно себе представить любую систему снабжения более-менее крупных размеров.
Задача такого оборудования проста – дать человеку возможность контроля над движением и состоянием транспортируемой жидкости внутри труб.
Многие люди несознательно путают вентиля и задвижки. Одни говорят, что между ними нет разницы, другие же наоборот, приписывают каждому инструменту несуществующие свойства.
Чугунный вентиль на трубопровод
Правда, как всегда, находится посередине. Вентиля и задвижки действительно отличаются друг от друга, но есть у них и сходства. В данной статье будет описано их подробное сравнение.
Видео:КАКАЯ БЫВАЕТ ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА? | ТЕОРИЯ #1Скачать
Особенности и назначение
Вентиль или задвижка – это запорные элементы трубопроводной системы. По стандарту называются запорной арматурой.
С запорной арматурой вы наверняка уже сталкивались. К примеру, на любой бытовой системе водоснабжения наверняка стоят краны, позволяющие ограничить поток жидкости в том или ином направлении. Полное перекрытие крана в считаные секунды блокирует движение носителя, отрезая конкретный участок ветки.
В итоге одним движением руки вы получаете возможность изолировать часть трубопровода, а затем выполнять над ней какие-то операции.
В бытовых условиях чаще всего используют клапана. Вентили и задвижки – это тоже запорная арматура, только более крупного образца.
Стандартный клапан размещают на трубы диаметром до 100 мм. Описываемые в данной статье детали слишком крупные и мощные. Их допустимо монтировать на трубы, диаметр которых только начинается от 100 мм (хотя есть и исключения).
Читайте также: Дарья клапан сколько лет
Преимущественно подразумевается монтаж на магистральные ветки систем водоснабжения, отопления, газопроводы, маслопроводы, нефтепроводы и т.д.
Что интересно, конструкция вентиля или задвижки спроектирована так, чтобы каждый элемент смог выдержать огромное давление в условиях постоянного движения носителя. Из-за этого конструкция получается дороже, но куда эффективнее обычной клапанной арматуры.
Тип подсоединения
Мы уже отметили что, вентиль, как и задвижка, обладают схожей структурой и применяются для схожих задач. Чтобы сравнить их друг с другом, а также иметь в голове полноценную картину, чем же вентиль отличается от задвижки, нужно разобрать принцип действия каждого образца. Понять, как он работает, и из чего состоит.
Но перед этим обратим внимание на способы их подсоединения к трубопроводу. Они у них общие.
Элементы такого типа могут быть:
Имеется в виду тип подсоединения к трубопроводу. Здесь различий практически нет. Что вентиль, что задвижка выполнены во всех вариациях.
Обычная бытовая запорная арматура
Фланцевый тип подсоединения подразумевает монтаж на фланцы. Своего рода соединительные кольца, наваренные на края, как запорной арматуры, так и трубопровода. Это хороший вариант, когда нужна надежность в комбинации с практичностью.
Фланцы наваривают на выходы, затем уплотняют резиновыми кольцами. Соединение происходит за счет стягивания болтами ответных фланцев на трубе и задвижке. Количество болтов, их размер, диаметр фланца и множество других параметров зависит от условий в каждом конкретном случае.
Фланцы удобнее всего применять в промышленности, но и в бытовых условиях, а также в гражданском строительстве от них есть толк.
Про сварные соединения, думается, вы уже и так знаете достаточно. Сварная запорная арматура не пользуется такой же популярностью, как фланцевая или муфтовая, но она тоже довольно широко представлена на рынке, а значит, не упомянуть ее было бы решением ошибочным.
Сварные фитинги монтируют на трубопроводы с помощью приваривания газовой или электрической сваркой. Плюсы подобных соединений в их прочности. Минусы – в отсутствии возможности снять запорную арматуру. А такая необходимость может появиться в любой момент.
Запорная арматура не вечна. В ней постоянно происходят динамические процессы. Изнашиваются уплотнители, расшатывается клин, стачиваются детали. Рано или поздно задвижка выйдет из строя. И вот что делать тогда, вопрос открытый.
Муфтовые образцы монтируют преимущественно на резьбовые соединения. Это промежуточный вариант между сваркой и фланцами. С ним нужно больше возиться, зато можно обойтись вообще без сварочного аппарата. Задействуются в большей степени на средних размеров гражданских системах.
Конструкция и принцип работы вентиля
Вентиль – запорная арматура регулирующего типа. Вы должны были видеть вентили если не вживую, то по телевизору.
Это крупный элемент трубопровода, немного утолщенный и с большим регулирующим кольцом, которое собственно вентилем и называют. Задача вентиля заключается в перекрытии и регулировании потока жидкости внутри трубы.
Задвижки разных диаметров
Этим он отличается от задвижки. Дело в том, что фиксируемая деталь может находиться сразу в нескольких положениях.
Если закрутить его на несколько оборотов, то поток блокируется только частично. Запорный элемент искусственно уменьшит диаметр проходного отверстия внутри, что скажется на количестве доставляемой жидкости.
Полное закрытие вентиля блокирует всю систему, точно так же, как это делает задвижка. Эта возможность выбирать положение для запорного элемента внутри вентиля – и есть основное его преимущество.
Очень часто в промышленных трубопроводах постает необходимость не просто полностью перекрыть поток жидкости, а только умерить его до определенных значений. Сделать это проще всего именно через монтаж вентилей в потенциально подходящих местах. Более удобного и простого способа человечество еще не придумало.
Разбор внутренностей
Состоит вентиль из нескольких основных деталей. Базу для всех его внутренностей содержит в себе мощный корпус.
Корпус преимущественно литой, а не разборный. Но бывают разные модели, каждая конкретная схема претерпевает некоторые изменения, в соответствии с ожиданиями и желаниями производителя.
Читайте также: Клапан для автомобильного газового оборудования
Внутри корпуса есть отверстие для прохода жидкости. Отверстие это может быть как полноразмерным, так и уменьшенным.
Полноразмерный проход дает возможность транспортировать жидкость в полной мере, а также снижает нагрузку на внутренности вентиля. Жидкость течет без проблем, не встречая сопротивления.
Другое дело – миниатюрные вентили. Они в своем базовом состоянии не способны пропускать номинальное количество носителя за один и тот же промежуток времени.
Схематический рисунок конструкции задвижек
В центральной части корпуса находится клапанный блокиратор или просто клапан со шпинделем. К нему подсоединена резьба с направляющими, а резьбой управляют за счет вращения ручки вентиля.
Система проста и неприхотлива, от того и столь эффективна. Вращая ручку, мы передаем усилие на винтовую резьбу. Та влияет на положение клапана внутри вентиля. Закручивание ручки опускает клапан, откручивание наоборот, поднимает. Соответственно вы можете регулировать движение носителя в трубе так, как сами того пожелаете.
Важная особенность состоит в том, что в вентиле течение жидкости блокируется за счет параллельного перекрытия потока. Это сказывается на стоимости всей конструкции, а также его цене его разновидностей. Именно поэтому полнопроходный образец вентиля гораздо дороже стандартного суженного.
Видео:ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАДВИЖКА ОТ ВЕНТИЛЯСкачать
Конструкция и действие задвижки
Отличие задвижки от вентиля состоит в нескольких небольших, но все же крайне важных конструктивных особенностях. Разобравшись с ними, вы точно поймете, что здесь и как работает.
Задвижка выполняет те же задачи, что и вентиль. Она тоже способна заблокировать или открыть систему в любой момент.
Только вот задвижка существует в двух положениях:
Третьего варианта не дано. Сама ее конструкция просто не позволяет эффективно перекрывать поток частичным образом. Запорный элемент внутри спроектирован по такой схеме не просто так.
В задвижке запорный элемент или клин находится в перпендикулярном к носителю положении. Закрывается он точно так же, перемещаясь всего на несколько десятков сантиметров вниз.
Это упрощает конструкцию, делает ее более неприхотливой и дешевой. Но также и повышает давление на все составляющие детали. Особенно, если речь идет о запорной арматуре, монтируемой на трубопроводах высокого давления.
Монтаж огромной промышленной задвижки (видео)
Схема сборки
Во многом задвижка повторяет конструкцию вентиля. Она тоже состоит из цельного литого корпуса. Она тоже может быть как полнопроходной, так и стандартной, с суженным диаметром.
Основные различия касаются самого запорного элемента. В задвижках поток блокируют клином. Закрытое положение клина прячет его в верхней седельной части. Клин никак не препятствует движению жидкости в системе.
К его направляющим подсоединена резьба, а ту контролируют вращением ручки. В общем, система та же, что и с вентилем. Различие кроется в деталях.
При вращении ручки клин просто освобождается, в один момент перекрывая всю трубу. Нижняя часть клина заходит во внутренние седла, уплотненные резиной.
Основные отличия
Перечислим все отличия вентилей и задвижек. Так вам будет проще ориентироваться и делать свой выбор.
- Вентилем можно регулировать поток в системе, задвижка же находится в двух состояниях: открытом и закрытом.
- В вентиле идет параллельное блокирование системы, задвижка блокируется перпендикулярно потоку.
- Задвижка быстрее изнашивается.
- Вентиль стоит дороже, особенно его полнопроходный вариант.
Видео:Клапан запорный(вентиль)Скачать
Вентиль и задвижка: чем отличаются
Видео:Принцип работы шиберной задвижкиСкачать
Вентиль и задвижка: чем отличаются
Некоторые виды запорной арматуры схожи внешне и по назначению, что усложняет выбор подходящей детали для трубопровода. Разобраться, чем отличаются вентиль и задвижка можно путём рассмотрения особенностей их конструкций.
Запорная арматура в широком ассортименте представлена у нас на сайте.
Видео:Задвижка клиновая - принцип действияСкачать
Конструкция и особенность вентиля
Чтобы правильно выбрать трубопроводный вентиль, нужно знать, как он устроен. Конструкция включает следующие узлы:
Управляется арматура с помощью штурвала (или приводным электродвигателем). При его прокрутке начинает двигаться шпиндель, передавая силу воздействия на золотниковый затвор. Таким образом, происходит перекрытие седла, находящегося внутри корпуса.
Различают следующие виды вентилей:
Первый вариант может только перекрывать/открывать поток, второй способен дополнительно выполнять регулировку для ограничения прохода воды/газа в трубе.
Читайте также: Замена датчика фаз ваз 2110 16 клапанов
По способу подключения патрубков к трубе арматура бывает:
Классификация по способу изготовления и материалу:
- методом литья (чугун, алюминиевые, латунные сплавы);
- штамповано-сварные (сталь).
Поток среды в запорной арматуре перекрывается в два оборота на 90 градусов против направления движения, что создаёт высокое гидравлическое сопротивление. По этой причине применение вентилей ограничивается короткими трубопроводами, системами агрегатов.
Особенности рассматриваемого вида арматуры:
- минимальный износ уплотнений;
- короткий ход шпинделя при закрытии затвора;
- надёжная герметичность.
Справка! Проходной диаметр вентилей ограничен. На трубопроводах диаметром более 150 мм их не применяют.
К нюансам использования арматуры относится наличие застойных зон, где могут скапливаться загрязнения.
Видео:Классификация трубопроводной арматурыСкачать
Конструкция и особенности задвижки
Данный вид арматуры применяют для закрытия хода среды в трубе, его восстановления. Сфера применения схожая с оппонентом – магистрали, короткие ветки трубопроводов хозяйственного назначения.
Просвет внутри трубы перекрывается клином, который движется перпендикулярно потоку рабочей среды. Корпус имеет цилиндрическую форму. Вода/газ проходят через него прямо. Благодаря такой конструкции существенно снижается гидравлическое сопротивление. При этом расширяется область применения: диаметр трубопроводов может достигать от 15 мм до 2 м. Большое сечение используется преимущественно в магистральных коммуникациях, где ценятся низкие энергетические потери при подаче газов или жидкостей на большие расстояния.
Справка! Виды задвижек и вентилей по способу подсоединения к трубопроводу одинаковые (муфтовые, фланцевые, под приварку).
Из нюансов задвижек выделяются:
- быстрый износ уплотнителей в процессе эксплуатации;
- выдвижной шпиндель требует запаса свободного пространства над трубой;
- опасность заклинивания из-за загрязнения или при низких температурах;
- интервал времени, требуемый для закрытия/открытия штурвала.
По типу затвора задвижки классифицируются по категориям:
- клиновидные – сёдла по отношению друг к другу располагаются под углом;
- параллельные – диски затвора, сёдла расположены параллельно;
- шиберные – конструкция с единственным запирающимся диском;
- шланговые – перекрытие потока осуществляется путём передавливания затвором гибкого шланга.
Классификация по способу изготовления и материалу запорная арматура делится на две группы:
- литые (чугун, алюминиевые, стальные сплавы);
- штамповано-сварные (сталь).
Видео:Какой кран лучше - Задвижка - Вентиль - ШаровойСкачать
Отличие задвижки и вентиля
Оба вида запорной арматуры применяются для перекрытия/открытия потока среды. Однако вентили способны при этом регулировать его интенсивность. Нет разницы и в способе управления. Оба варианта работают в ручном режиме или с применением приводных механизмов. Отсутствуют изменения в видах подсоединений к трубам.
Видео:Принцип работы вентиля (клапана запорного). Принцип действия клапанов, вентилей фланцевых, муфтовыхСкачать
Чем отличается задвижка от вентиля
Критерии | Вентиль | Задвижка |
Гидравлическое сопротивление | высокое | низкое |
Строение корпуса | сложная конструкция | простая конструкция |
Направление движения запора | параллельно среде | перпендикулярно среде |
Наличие застойных зон | есть | нет |
Сложность обеспечения герметичности | легко | сложно |
Места установки | на прямых трубах и угловых соединениях (угол 90°) | только на прямых участках трубопровода |
Нужно ли учитывать ход среды при монтаже | да (метка на корпусе должна соответствовать направлению хода среды) | нет |
Строительная длина | превышает показатель оппонента в 1,5 раза | малая |
Типы вентилей и задвижек различные. Расхождения объясняются формой запоров и принципом их функционирования.
Чем отличается кран от других видов арматуры
Разобраться, чем отличается кран от вентиля и задвижки можно, рассмотрев особенности их конструкций.
Устройство задвижки, вентиля и крана во многом схожи. Между тем имеются принципиальные отличия, которые наблюдаются в функциональности, принципе работы.
В качестве затвора крана используется шар или конус в виде пробки. Благодаря особенному устройству есть возможность осуществлять регулировку потока, как и в случае с вентилем. Но преимущество последнего заключается в плавной настройке и способности частичного перекрытия среды. Кран такими функциями не обладает. Задвижки действуют только на открытие/перекрытие.
Справка! Для установки на трубы большого диаметра подходят задвижки. У оппонентов параметры сечения трубопровода ограниченные.
Краны оснащаются рукояткой, а не маховиками. Частые перетягивания затвора провоцируют быстрый износ уплотнителей у запорной арматуры любого вида, но срок эксплуатации шарового крана выше. По части ремонтопригодности он проигрывает, так как после выхода из строя подлежит замене.
Если резюмировать, чем отличается задвижка от вентиля простыми словами – конструкцией запорного элемента, направлением его движения. Это главное отличие, вносимое корректировки в область применения арматуры, порядок её эксплуатации.
🔍 Видео
Все виды трубопроводной арматуры!Скачать
Задвижки и клапаныСкачать
Школа арматурного профессионализма. Клиновая задвижка. Особенности, достоинства и недостатки.Скачать
Запорная арматура! Кран шаровый, вентильный или задвижка? Какой кран лучше?Скачать
Типы регулирующих клапановСкачать
Шиберные задвижки CMO - Серии, системы управленияСкачать
РЕГУЛИРУЮЩАЯ АРМАТУРА КОТЛА ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ ГДЕ УСТАНАВЛИВАЮТ ВЕНТИЛЯСкачать
Задвижка клиновая фланцевая. Задвижка с обрезиненным клином трубопроводная - видеообзор UKSPAR.Скачать
Ремонт задвижки, вентеля(набивка сальников)👍Скачать
Задвижка внутри. И почему падают "щёчки" #shortsСкачать
Устройство и принцип работы запорного клапанаСкачать